Научная статья на тему 'Использование мультимедийных ресурсов при изучении спецкурса «Индивидуальный предприниматель»'

Использование мультимедийных ресурсов при изучении спецкурса «Индивидуальный предприниматель» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / ТЕХНОЛОГИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / TECHNOLOGY AND ENTRE PRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреев Б.Н.

В статье приводится разработанная автором методика использования мультимедиа при изучении спецкурса «Индивидуальный предприниматель». Даются сведения об особенностях лекционного материала, лабораторного практикума, компьютерной программы. Результаты работы отражены в электронном варианте спецкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киреев Б.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the method of the use of multimedia in studying the special course Individual entrepreneur. It provides information about the features of a lecture material, laboratory, and computer programs. The results of the work are reflected in the electronic version of the course

Текст научной работы на тему «Использование мультимедийных ресурсов при изучении спецкурса «Индивидуальный предприниматель»»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦКУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»

Н Б.Н. Киреев

Аннотация. В статье приводится разработанная автором методика использования мультимедиа при изучении спецкурса «Индивидуальный предприниматель». Даются сведения об особенностях лекционного материала, лабораторного практикума, компьютерной программы. Результаты работы отражены в электронном варианте спецкурса.

Ключевые слова: образование, мультимедиа, индивидуальный предприниматель, технология и предпринимательство.

Summary. The article deals with the method of the use of multimedia in studying the special course "Individual entrepreneur". It provides information about the features of a lecture material, laboratory, and computer programs. The results of the work are reflected in the electronic version of the course.

Keywords: education, multimedia, individual entrepreneur, technology and entrepre-neurship.

Совершенствование методической подготовки студентов (будущих учителей) в высших учебных заведениях, включение в учебный процесс в качестве обязательных составляющих методов использования мультимедийных образовательных ресурсов относятся к приоритетному направлению развития высшей школы. Принципиально важным в национальном проекте ИСО - информатизация системы образования - является освоение будущими студентами новых средств обучения не столько на занятиях по ИКТ (информационные и коммуникационные технологии), сколько в рамках общеобразовательных курсов.

Показателем успешности работы преподавателя должны стать новые об-

разцы цифровых учебных материалов. Однако процессом создания современных электронных изданий (кур- 89 сов, учебно-методических пособий) по учебным предметам, не связанным с преподаванием информационных технологий, занимаются немногие. Это можно объяснить значительными трудностями в освоении инструментальных средств программирования, без которых невозможно подготовить такой учебник. Однако наш опыт показывает, что подготовить электронный вариант учебно-методического пособия с широким использованием мультимедийных образовательных ресурсов (фото, видео, презентации, анимационные рисунки) вполне по силам пре-

ВЕК

90

подавателю специальных и общеобразовательных дисциплин.

Подобный учебный материал значительно облегчает работу преподавателя. Так, во время лекционных занятий преподаватель акцентирует внимание студентов на узловых моментах изучаемой темы, может вводить элементы беседы, диспута, широко используя межпредметные связи. Студентам не надо тратить время на подробное конспектирование высказываний преподавателя. Они должны быть активными участниками учебного процесса.

На лабораторно-практических занятиях студенты, изучив предварительно учебный материал, смогут выполнить лабораторную работу самостоятельно. Преподаватель на занятиях работает в роли консультанта. Если нужно снова просмотреть тот или иной видеоматериал во время учебного занятия, они смогут воспользоваться лабораторным ноутбуком и видеопроектором. Это развивает у них навыки самостоятельной работы.

Формирование у студентов инфор-ма ционно-коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков. Одним из результатов данного процесса должно стать появление у будущих учителей (и их будущих учеников) способности использовать информационно-коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или информаци-он но-коммуникационная компетентность) должна обеспечить им воз-

можность успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с помощью Интернет), жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, основанной на знаниях.

На примере спецкурса «Индивидуальный предприниматель», подготовленного и используемого нами уже несколько лет на занятиях со студентами специальности «Технология и предпринимательство», рассмотрим использование мультимедийных ресурсов.

Лекционный материал (8 часов) подготовлен и оформлен в виде презентаций: «Статус. Регистрация. Виды деятельности», «Налоги. ОСН. Страховые взносы. Вычеты», «Специальные режимы налогообложения ИП. Отчетность ИП».

Текстовый материал в презентациях связан гиперссылками с большим количеством справочного материала по деятельности индивидуальных предпринимателей.

Опыт показывает, что использование текстового материала в виде презентаций улучшает восприятие изучаемого предмета.

Лабораторно-практические занятия (10 часов) полностью проводятся на учебных компьютерах, без исполь-

Преподаватель XXI_

ВЕК

4 / 2013

зования бумажного варианта. Первые два занятия посвящены подготовке документов для регистрации индивидуального предпринимателя и постановки его на учет в качестве плательщика того или иного вида налога (выбирается студентом самостоятельно).

Следующие три занятия проводятся с использованием компьютерной программы «Налогоплательщик» [1]. Программа бесплатная, перед началом работы скачивается ее последняя версия и устанавливается на лабораторных компьютерах.

Студенты регистрируются в программе в качестве налогоплательщиков (см. рис. 1) и учатся создавать декларации (см. рис. 2), декларация по ЕНВД-единому налогу на вмененный доход), справки о доходах физических лиц (НДФЛ-2) и другие отчетные документы. Подготовленные материалы сохраняются в именных папках, открытых студентами в каталоге «Диск ИП (индивидуальный предприниматель)». Перед зачетом преподаватель просматривает подготовленные материалы и делает вывод о допуске студента к зачету. Зачет проводится пу-

тем тестирования с использованием компьютерной программы «Экзаменатор», установленной там же, на диске. Вопросы теста (30 вопросов с вариантами из 4-х ответов) также приведены в каталоге «Диск ИП» в виде отдельного файла, поэтому студенты заранее могут подготовиться к зачету. Количество задаваемых вопросов (в произвольном порядке), время выполнения теста и оценки за выполнение теста в программе можно менять в зависимости от уровня подготовки студентов.

Подготовленный электронный учебно-методический материал можно использовать в двух вариантах.

Первый вариант (используется нами уже несколько лет).

Все материалы по спецкурсу оформляются в виде диска, с использованием программы подготовки электронных дисков AutoPlay Menu Builder. AutoPlay Menu Builder [2] - одно из лучших инструментальных средств для создания оболочки для запуска CD-RW (или DVD+RW). Опыта программирования не требуется. Меню Автопуск можно подготовить за небольшой промежуток времени. Запускается оно при установке диска в привод. Из Меню можно запускать приложения, открывать документы, воспроизводить фильмы и делать многое другое (см. рис. 3). Меню можно красочно оформить, в том числе вставить музыкальное сопровождение. В данной программе собственно готовится образ диска, оформленный и содержащий все подготовленные заранее файлы. Для записи полученно-

91

92

го образа на диск существует множество программ: Ashampoo, ImgBurn, Nero и др.

Студенты на занятиях получают у преподавателя диск и начинают работу с учебным материалом, открывая из Меню диска файл «Лабораторный практикум».

На первом лекционном занятии преподаватель знакомит студентов с содержанием диска, методикой работы с учебным материалом и предлагает бесплатное копирование диска (обязательное для всех) на флешку, для самостоятельной работы вне аудитории.

Особенно удобен данный спецкурс в электронном варианте для студентов, вынужденных пропустить по тем или причинам несколько занятий (или в случае заочного обучения). Они могут выполнить задания по спецкурсу дома, используя стационарные компьютеры или ноутбуки, и отчитаться о проделанной работе перед зачетом.

Второй вариант. В Казанском университете уже не первый год действуют несколько площадок СДО (системы дистанционного образования) -Барс, Тулпар и др., использующих си-

стему управления обучением МооШе (модульная объектив-но-ориенти рованная динамическая среда обучения) [3].

Подготовленные заранее учебно-методические материалы легко переносятся на одну из площадок дистанционного обучения (преподавателю заранее выделяется место на сервере, выдаются пароли для входа в систему, в том числе и студентам по заявлению преподавателя).

Система МооШе обладает широкими обучающими и особенно контролирующими возможностями. Но она обладает одним недостатком, присущим всем Интернет-технологиям. Используемые при обучении мультимедиа ресурсы имеют, как правило, большой объем, и их приходится долго загружать, если нет возможности использовать скоростной Интернет. Одно замечание по поводу использования второго варианта обучения. Он предполагает обучение полностью дистанционно (заочно), что исключает возможность проверки самостоятельности в работе обучаемого. По-видимому, нужен компромиссный вариант обучения, с приглашением обучаемого на консультацию, где в очной беседе и можно выяснить его степень самостоятельности (уровень подготовки) при выполнении контрольных заданий.

Использовать учебники в печатном виде по дисциплинам, связанным с налогообложением (Бухгалтерский учет, Налогообложение, Индивидуальный предприниматель и т.п.) неудобно по той простой причине, что их надо обновлять ежегодно, так как в стране ежегодно меняются ставки на-

Преподаватель ^

4 / 2013

логов, виды отчетности и т.п. Электронные варианты подобных курсов менять значительно проще и экономически выгоднее.

Опыт использования на учебных занятиях электронных образовательных ресурсов позволяет сделать следующие выводы:

1. Значительно повышается интерес к изучаемому предмету. Это особенно важно при изучении экономических дисциплин, как правило, сухих и мало наглядных.

2. Студенты напряженно работают (самостоятельно) в течение всего занятия, так как необходимо не только изучить нужный теоретический материал, используя презентации и файлы справок, но и подготовить личные (условные) данные для заполнения форм рекомендуемых документов («Заявление о регистрации...», «Квитанции об уплате госпошлины», «Заявление о постановке на учет в качестве плательщика налога.» и др.

3. Использование программы «Налогоплательщик» дает обучаемым

навыки работы с реальной компьютерной программой, которые могут обучаемым понадобиться в дальнейшем. Используя Главное меню программы, они готовят данные по предпринимательской деятельности (условной), проводят необходимые расчеты (налогооблагаемой базы, налога) и заполняют образцы некоторых документов, предложенных преподавателем (справка о доходах, декларации. и т.п.).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ПК «Налогоплательщик ЮЛ», версия 4.33 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. gnivc.ru/software/free_software/software_ ul_fl/ (дата обращения - 14.02. 2013).

2. AutoPlay Menu Builder [Электронный ресурс]. - URL: http://www.linasoft.com/ order.php/ (дата обращения - 23.03.2011).

3. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Ци-вильский И.В. Электронное образование на платформе Moodle. - Казань: Изд-во КГУ, 2008. - 170 с. ■

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.