ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
УДК 378.147 ББК 74.58
Е. Г. Антошкина, Е. А. Григорьева
СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ
СЛАЙД-ЛЕКЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ХИМИЯ»
Рассматриваются проблемы апробации курса лекций по дисциплине «Химия» в высшем учебном заведении с использованием мудьтимедийных технологий.
Ключевые слова: информационные технологии, мультимедийные технологии, мультимедийные слайд-лекции, химические дисциплины.
В настоящее время качественное высшее образование невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий. С учетом современного положения высшего образования и требований к подготовке специалистов совершенствуются формы и методы обучения студентов, организации учебной деятельности, внедряются новые методы, направленные на улучшение восприятия студентами изучаемых предметов.
Одним из наиболее развивающихся направлений среди информационных технологий, используемых в учебном процессе, являются мультимедийные технологии.
Мультимедийные технологии — это наиболее перспективный вид электронного ресурса, поскольку наряду с текстовой (символьной) информацией может содержать визуальную и аудиоинформацию. В числе преимуществ современных информационных технологий перед традиционным обучением следует назвать:
• возможность сочетания логического и образного способов освоения информации;
• активизацию образовательного процесса за счет усиления наглядности;
• интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве [1].
В высших учебных заведениях студенты первого и второго курсов практически всех нехимических специальностей и направлений изучают курс «Химия» в качестве общеобразовательной дисциплины.
Учитывая вышеизложенное, нами разработан и создан комплект мультимедийных слайд-лекций по курсу «Химия».
Целями создания комплекта мультимедийных слайд-лекций по тематике курса для проведения лекционных занятий являются:
• совершенствование содержания и технологий образования в высшей школе;
• повышение качества образовательной деятельности по подготовке будущих специалистов;
• улучшение наглядности занятий и улучшения восприятия студентами курса «Химия»;
• закрепление полученных студентами практических и теоретических навыков;
• создание условий для системного использования информационных технологий в учебном процессе;
• ориентация студентов на использование информационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности.
Мультимедийные слайд-лекции составлены в виде компьютерных презентаций в программе Microsoft PowerPoint,
х
га ч:
ш с ч:
га ц
о
га
о О
го
ш
ф
.0
о
<
ш
го"
I
э
0 н
1
<
ш
которая позволяет конструировать и демонстрировать набор слайдов, каждый из которых может содержать статические изображения, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагменты. Каждая мультимедийная слайд-лекция состоит в среднем из 20 - 30 слайдов.
Процесс создания мультимедийных слайд-лекций включает в себя несколько этапов. На первом этапе необходимо:
• определить и сформулировать тематику слайд-лекций;
• сформулировать проблемные вопросы по данной тематике;
• определить структуру мультимедийных слайд-лекций;
• провести сбор и сортировку необходимых для создания мультимедийных слайд-лекции материалов.
На втором этапе создаются мультимедийные слайд-лекции. На третьем этапе осуществляется:
• создание учебно-методических рекомендаций на базе разработанных мультимедийных слайд-лекции;
• создание электронной библиотеки мультимедийных слайд-лекций;
• внедрение созданного комплекта мультимедийных слайд-лекций в учебный процесс.
Преимуществом применения мультимедийных слайд-лекций является возможность показать большое количество иллюстративного материала при рассмотрении теоретических положений. Применение в учебном процессе мультимедийных слайд-лекций позволяет донести информацию по химии в наглядной, легко воспринимаемой форме, обеспечить прочное закрепление теоретических и практических знаний. Особенно ценны такие лекции, возможностью которых является: показать студентам химические опыты, сопровождающие подачу теоретического материала, проведение которых ограничено требованиями техники безопасности.
Применение мультимедийных слайд-лекций на занятиях возможно в лекцион-
ных аудиториях, оснащенных мультимедийными комплексами, включающими мультимедиа-компьютер, мультимедийный проектор, экран. Мультимедийные лекционные аудитории, оснащенные обычной доской, позволяют совмещать в учебном процессе как традиционные, так и мультимедийные технологии.
Важно систематическое применение мультимедийных технологий на занятиях, что позволяет студентам приобрести навыки работы с электронными ресурсами. Дублирование основных положений, определений и формул на экране позволяет записывать весь материал, даже медленно работающим студентам.
С точки зрения преподавания, изложение лекционного материала приобретает убедительность, эмоциональность и красочность. Сохраняется хорошая посещаемость лекций, заметно усиливается активность студентов, исчезает психологический барьер «скучной науки». Следует отметить, что на таких лекциях создаются комфортные условия для работы как студента, так и преподавателя. Анализ наблюдений показывает, что за счет использования мультимедийных слайд-лекций развивается зрительная и письменная память у студентов; появляется возможность просмотреть пропущенную информацию на слайдах в случае отставания от общего ритма работы; информация запоминается легче и на более длительный срок; сокращается время объяснения новой темы и фиксирования материала; увеличивается самостоятельность в выборе того, что писать в конспекте; увеличивается объем обсуждаемой информации; легче воспринимаются схемы и примеры; расширяется кругозор по данной теме [2].
Использование мультимедийных технологий при изучении курса «Химия» имеет большое психолого-педагогическое значение, так как положительно воздействуют не только на умственную, но и эмоциональную деятельность студента, чем облегчают запоминание и спо-
72 Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 2
собствуют формированию конкретных теоретических представлений. Крайне важным оказывается и то, что включение мультимедийных технологий в учебный процесс стимулирует познавательную деятельность студентов [3].
Создание мультимедийных слайд-лекций на электронных носителях позволяет широко использовать их студентами не только в аудиториях кафедры, но и самостоятельно дома.
Оценка эффективности лекционных занятий с применением мультимедийных слайд-лекций осуществлялась на основании результатов тестовых испытаний студентов по предмету «Химия», проводимых в конце учебного года. Полученные балльные оценки явились объективной оценкой изменения уровня
усвоения студентами предмета «Химия» по сравнению с предыдущими периодами и показали достоверный рост уровня освоения и понимания студентами предмета курса.
Библиографический список
1. Фейгенберг И.М. Лекция, отвечающая требованиям времени // Вестн. высш. шк., 1989. № 1. С. 33-36.
2. Семенова Н.Г. Теоретические основы создания и применения мультимедийных обучающих систем лекционных курсов электротехнических дисциплин: Монография. - Оренбург, ИПФ «Вестник», 2007. - 317 с.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
х
га ч:
ш с
ч:
^
га ц
о
га
5?
о О