Научная статья на тему 'Создание и применение мультимедийных слайд-лекций в преподавании курса «Химия»'

Создание и применение мультимедийных слайд-лекций в преподавании курса «Химия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СЛАЙД-ЛЕКЦИИ / ХИМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / INFORMATION TECHNOLOGY / MUL- TIMEDIA TECHNOLOGY / MULTIMEDIA SLIDE LECTURES / CHEMISTRY DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антошкина Елизавета Григорьевна, Григорьева Екатерина Алексеевна

Рассматриваются проблемы апробации курса лекций по дисциплине «Химия» в высшем учебном заведении с использованием мудьтимедийных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rate of lectures on discipline «chemistry» which provides use of technologies Multimedia is developed. Merits and demerits of reading of similar lectures are considered.

Текст научной работы на тему «Создание и применение мультимедийных слайд-лекций в преподавании курса «Химия»»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 378.147 ББК 74.58

Е. Г. Антошкина, Е. А. Григорьева

СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ

СЛАЙД-ЛЕКЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ХИМИЯ»

Рассматриваются проблемы апробации курса лекций по дисциплине «Химия» в высшем учебном заведении с использованием мудьтимедийных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, мультимедийные технологии, мультимедийные слайд-лекции, химические дисциплины.

В настоящее время качественное высшее образование невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий. С учетом современного положения высшего образования и требований к подготовке специалистов совершенствуются формы и методы обучения студентов, организации учебной деятельности, внедряются новые методы, направленные на улучшение восприятия студентами изучаемых предметов.

Одним из наиболее развивающихся направлений среди информационных технологий, используемых в учебном процессе, являются мультимедийные технологии.

Мультимедийные технологии — это наиболее перспективный вид электронного ресурса, поскольку наряду с текстовой (символьной) информацией может содержать визуальную и аудиоинформацию. В числе преимуществ современных информационных технологий перед традиционным обучением следует назвать:

• возможность сочетания логического и образного способов освоения информации;

• активизацию образовательного процесса за счет усиления наглядности;

• интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве [1].

В высших учебных заведениях студенты первого и второго курсов практически всех нехимических специальностей и направлений изучают курс «Химия» в качестве общеобразовательной дисциплины.

Учитывая вышеизложенное, нами разработан и создан комплект мультимедийных слайд-лекций по курсу «Химия».

Целями создания комплекта мультимедийных слайд-лекций по тематике курса для проведения лекционных занятий являются:

• совершенствование содержания и технологий образования в высшей школе;

• повышение качества образовательной деятельности по подготовке будущих специалистов;

• улучшение наглядности занятий и улучшения восприятия студентами курса «Химия»;

• закрепление полученных студентами практических и теоретических навыков;

• создание условий для системного использования информационных технологий в учебном процессе;

• ориентация студентов на использование информационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности.

Мультимедийные слайд-лекции составлены в виде компьютерных презентаций в программе Microsoft PowerPoint,

х

га ч:

ш с ч:

га ц

о

га

о О

го

ш

ф

.0

о

<

ш

го"

I

э

0 н

1

<

ш

которая позволяет конструировать и демонстрировать набор слайдов, каждый из которых может содержать статические изображения, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагменты. Каждая мультимедийная слайд-лекция состоит в среднем из 20 - 30 слайдов.

Процесс создания мультимедийных слайд-лекций включает в себя несколько этапов. На первом этапе необходимо:

• определить и сформулировать тематику слайд-лекций;

• сформулировать проблемные вопросы по данной тематике;

• определить структуру мультимедийных слайд-лекций;

• провести сбор и сортировку необходимых для создания мультимедийных слайд-лекции материалов.

На втором этапе создаются мультимедийные слайд-лекции. На третьем этапе осуществляется:

• создание учебно-методических рекомендаций на базе разработанных мультимедийных слайд-лекции;

• создание электронной библиотеки мультимедийных слайд-лекций;

• внедрение созданного комплекта мультимедийных слайд-лекций в учебный процесс.

Преимуществом применения мультимедийных слайд-лекций является возможность показать большое количество иллюстративного материала при рассмотрении теоретических положений. Применение в учебном процессе мультимедийных слайд-лекций позволяет донести информацию по химии в наглядной, легко воспринимаемой форме, обеспечить прочное закрепление теоретических и практических знаний. Особенно ценны такие лекции, возможностью которых является: показать студентам химические опыты, сопровождающие подачу теоретического материала, проведение которых ограничено требованиями техники безопасности.

Применение мультимедийных слайд-лекций на занятиях возможно в лекцион-

ных аудиториях, оснащенных мультимедийными комплексами, включающими мультимедиа-компьютер, мультимедийный проектор, экран. Мультимедийные лекционные аудитории, оснащенные обычной доской, позволяют совмещать в учебном процессе как традиционные, так и мультимедийные технологии.

Важно систематическое применение мультимедийных технологий на занятиях, что позволяет студентам приобрести навыки работы с электронными ресурсами. Дублирование основных положений, определений и формул на экране позволяет записывать весь материал, даже медленно работающим студентам.

С точки зрения преподавания, изложение лекционного материала приобретает убедительность, эмоциональность и красочность. Сохраняется хорошая посещаемость лекций, заметно усиливается активность студентов, исчезает психологический барьер «скучной науки». Следует отметить, что на таких лекциях создаются комфортные условия для работы как студента, так и преподавателя. Анализ наблюдений показывает, что за счет использования мультимедийных слайд-лекций развивается зрительная и письменная память у студентов; появляется возможность просмотреть пропущенную информацию на слайдах в случае отставания от общего ритма работы; информация запоминается легче и на более длительный срок; сокращается время объяснения новой темы и фиксирования материала; увеличивается самостоятельность в выборе того, что писать в конспекте; увеличивается объем обсуждаемой информации; легче воспринимаются схемы и примеры; расширяется кругозор по данной теме [2].

Использование мультимедийных технологий при изучении курса «Химия» имеет большое психолого-педагогическое значение, так как положительно воздействуют не только на умственную, но и эмоциональную деятельность студента, чем облегчают запоминание и спо-

72 Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 2

собствуют формированию конкретных теоретических представлений. Крайне важным оказывается и то, что включение мультимедийных технологий в учебный процесс стимулирует познавательную деятельность студентов [3].

Создание мультимедийных слайд-лекций на электронных носителях позволяет широко использовать их студентами не только в аудиториях кафедры, но и самостоятельно дома.

Оценка эффективности лекционных занятий с применением мультимедийных слайд-лекций осуществлялась на основании результатов тестовых испытаний студентов по предмету «Химия», проводимых в конце учебного года. Полученные балльные оценки явились объективной оценкой изменения уровня

усвоения студентами предмета «Химия» по сравнению с предыдущими периодами и показали достоверный рост уровня освоения и понимания студентами предмета курса.

Библиографический список

1. Фейгенберг И.М. Лекция, отвечающая требованиям времени // Вестн. высш. шк., 1989. № 1. С. 33-36.

2. Семенова Н.Г. Теоретические основы создания и применения мультимедийных обучающих систем лекционных курсов электротехнических дисциплин: Монография. - Оренбург, ИПФ «Вестник», 2007. - 317 с.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

х

га ч:

ш с

ч:

^

га ц

о

га

5?

о О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.