- эмоциональное отношение - опросы, голосовые и видеоотзывы.
- время, проведенное на сайте программы (характеризует интерес).
На основании полученных данных выстраивается корректировка образовательного маршрута.
Таким образом, для достижения цели работы (а именно представления модели построения индивидуальных образовательных траекторий на основе диагностики и анализа цифрового следа обучающихся) мы решили поставленные задачи и пришли к следующим выводам.
Аспектами построения модели индивидуальных образовательных траекторий являются следующие положения:
- проектирование траекторий осуществляется с учетом деления обучающихся по категориям;
- для выбора индивидуального маршрута на начальном этапе проводится диагностика уровня развития и степени выраженности личных качеств учащихся;
- реализация индивидуальных образовательных траекторий осуществляется в рамках обобщенной модели, спроектированной на нескольких уровнях: организационном, содержательном и деятельностном;
- реализация обучения осуществляется с применением онлайн-техно-логий; выбор и сопровождение образовательного маршрута строятся на основе анализа цифрового следа обучающегося.
Библиографический список
Реализация индивидуальных образовательных траекторий базируется на принципе использования обобщенной модели. Вариативность образовательных траекторий обусловлена последовательным прохождением тем курса с вариативностью внутри каждой темы при выборе заданий и образовательного контента (аудиального, визуального, кинестетического, социального), а также сочетания модулей курса в зависимости от результатов диагностики по каждому модулю и анализу цифрового следа в последовательно-вариативном режиме образовательной траектории.
Таким образом, мы представили обобщенную модель построения индивидуальных образовательных траекторий обучения конструированию в организациях дополнительного образования, а также описали различные варианты образовательных траекторий обучающихся, построенных на основе диагностики и анализа цифрового следа. Дальнейшая работа в рамках нашего исследования будет строиться на обосновании положений педагогического дизайна применительно к построению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, а также разработке методических рекомендаций по построению индивидуальных маршрутов и сопровождении обучающихся. Авторы планируют на основе анализа данных цифрового следа после экспериментального обучения конструированию в 2021-2022 учебном году внести корректировки в методику обучения и представленную модель.
1. Будаева Н.А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута. Усть-Кут, 2015.
2. Погодина И.А. Педагогические условия формирования студентом индивидуального образовательного пространства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2010.
3. Семыгина Е.В. Выбор модели индивидуального образовательного маршрута и формирование нормативной базы. Available at: http://imc.edu.ru/wp-content/ uploads/2019/12/Семыгина-Е.В._19.12.2019.pdf
4. Смагина Е.А. Предпосылки возникновения и развития понятия «Индивидуальный образовательный маршрут». Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-vozniknoveniya-i-razvitiya-ponyatiya-individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut/viewer
5. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Волгоград: Издательство «Учитель», 2012.
6. Об Университете 2035. Available at: https://2035.university/about/
7. Образовательный центр «Куборо». Available at: https://cuboroeducation.ru
8. Едренкина М.В. Возможности применения дистанционных образовательных технологий в обучении конструированию в условиях дополнительного образования. Chronos. 2021; Т. 6, № 1: 21 - 23.
References
1. Budaeva N.A. Razrabotka i oformlenie individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta. Ust'-Kut, 2015.
2. Pogodina I.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya studentom individual'nogo obrazovatel'nogo prostranstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2010.
3. Semygina E.V. Vybor modeli individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta i formirovanie normativnoj bazy. Available at: http://imc.edu.ru/wp-content/uploads/2019/12/Semygina-E.V._19.12.2019.pdf
4. Smagina E.A. Predposylkivozniknoveniya irazvitiya ponyatiya «Individual'nyjobrazovatel'nyjmarshrut». Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-vozniknoveniya-i-razvitiya-ponyatiya-individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut/viewer
5. Kunash M.A. Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut shkol'nika. Volgograd: Izdatel'stvo «Uchitel'», 2012.
6. Ob Universitete 2035. Available at: https://2035.university/about/
7. Obrazovatel'nyj centr "Kuboro". Available at: https://cuboroeducation.ru
8. Edrenkina M.V. Vozmozhnosti primeneniya distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v obuchenii konstruirovaniyu v usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya. Chronos. 2021; T. 6, № 1: 21 - 23.
Статья поступила в редакцию 01.11.21
УДК 373.1
Vaganova Yu.V, postgraduate, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov (Vladimir, Russia); teacher, Branch of the Samara State University
of Railway Transport (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS OF A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING. In accordance with the Federal State Educational Standard of the new generation, project activities in schools have become particularly relevant. This is due to the general trends of the time, since the mobility of the individual, his needs and opportunities for continuous education and self-education are of paramount importance in society. The research skills that this activity develops should stimulate a person to analyze reality, develop competent social solutions filled with meaning. This article discusses such definitions as "project activity", "research activity", "educational and research activity", their features and practice of joint use. The significance of the application of such a methodology is determined. Since another feature of modern educational systems is the widespread use of information and communication educational tools, the article attempts to analyze possibilities of use of distance technologies in educational and research activities in relation to such category of students as high school students of a general education organization, and assesses the significance of this work in conditions of distance learning.
Key words: distance learning, information and communication technologies, project activities, educational and research activities.
Ю.В. Ваганова, аспирант, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», г. Владимир;
преп., филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения проектная деятельность в школах получила особую актуальность. Связано это с общими веяниями времени, поскольку первостепенное значение в социуме имеет мобильность индивида, его потребности и возможности к непрерывному образованию и самообразованию. Исследовательские навыки, которые означенная деятельность вырабатывает, должны стимулировать человека к анализу действительности, выработке грамотных социальных решений, наполненных смыслом. В данной статье рассмотрены такие дефиниции, как «проектная деятельность», «исследовательская деятельность», «учебно-исследовательская деятельность» в их особенностях и
практике совместного использования. Определяется значимость применения подобной методологии. Поскольку еще одной особенностью современных образовательных систем является широкое распространение информационно-коммуникационных образовательных средств, в статье предпринята попытка проанализировать возможности дистанционных технологий в учебно-исследовательской деятельности применительно к такой категории обучающихся, как старшеклассники общеобразовательной организации, дана оценка значимости подобной работы в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность.
Современные реалии социокультурной динамики таковы, что те вызовы, с которыми приходится иметь дело человечеству, диктуют новое отношение к обществу в целом. Это обусловлено не только пандемией нового коронавиру-са SARS CoV-2. Хотя объективно именно его наличие во многом подтолкнуло человечество к решению сложных задач, тем самым обеспечивая безопасность существования. Отличительными чертами современного общества является высокая скорость и интенсивность протекающих процессов, наполненность, порой чрезмерная, информационного пространства, необходимость быть чрезвычайно мобильными в этих условиях для индивидов [1].
Абсолютно новые задачи стоят и перед образовательными системами государств мира, дабы повысить степень мобильности и восприимчивости людей к означенным условиям. Вновь поднимаются темы, актуальность которых, казалось бы, снизилась с течением времени, когда человечество адаптировалось к массовой компьютеризации и масштабному распространению сети Интернет. К таким задачам можно отнести и формирование потребности индивидов в непрерывном образовании и самообразовании.
Недалеко ушло то время, когда, единожды определившись с будущей профессией, человек следовал цели всю оставшуюся жизнь, посвятив себя выбранному пути. Современное общество устроено несколько иначе, и человек вынужден подстраиваться под быстро меняющиеся условия жизнедеятельности, сохранять интерес к получению знания, порой качественно нового. Для этого важно понимать и принимать сущность современного социума и тенденции его динамики.
Поскольку мы имеем дело с высокой скоростью социальных процессов, о чем уже упоминалось, необходимым становится поддержание интереса индивидов к получению информации, ее верная и грамотная фильтрация и интерпретация, использование с выгодой для себя. В связи с этим особую актуальность приобретает тема проектной и исследовательской деятельности в общеобразовательной организации, а также степень ее сформированности у старшеклассников. Отличительной чертой современного анализа подобной проблематики становится применение дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе формирования означенных навыков. В соответствии с актуальностью и спецификой современного взгляда на проблему, автор ставит перед собой цель - попытаться объективно оценить возможности и перспективы такой методики, как проектная и исследовательская деятельность старшеклассников общеобразовательной организации в условиях дистанционного обучения. Задачами становятся, во-первых, анализ и интерпретация понятий «проектная деятельность», «исследовательская деятельность», во-вторых, проекция методики применительно к дистанционному формату обучения. Научная новизна определяется особенностями текущего момента, когда информационно-коммуникационные технологии начинают определять подходы к образованию, выводя его на качественно новый уровень. Теоретическая значимость исследования бесспорна, поскольку осмысление возможностей и перспектив проектной и исследовательской деятельности в общеобразовательной организации, а также границ и норм (практических и моральных) применения дистанционных технологий рождает новый уровень оценки качества, глубины знания, получаемого в школе, а также тех компетенций, формирование которых направлено на появление цельной личности, способной внести весомый вклад в жизнедеятельность всего социума.
Сам по себе метод проектов не является «новинкой» времени. Если не углубляться в исторические предпосылки зарождения и применения проектной деятельности в образовательных организациях, то следует отметить, что родоначальниками его активного использования считаются американские исследователи и практики Дж. Дьюи, Х. Килпатрик, Э.Коллингс. Их идея прагматической педагогики исходила из постулата заинтересованности ребенка в процессе обучения, достичь которой можно, грамотно мотивировав его к самостоятельному познанию. Первостепенное значение в рамках такой методики имеет реальный результат, находящий отражение в действительности.
В отечественной педагогике метод проектов был весьма популярен еще в 1920-е годы. Его применение было связано с именем профессора С.Т. Шацкого, хотя реализация подобной методики определялась общественной пользой, которую мог принести индивид, а, следовательно, явно прослеживался идеологический, трудовой акцент.
Новая волна интереса к методу проектов родилась во второй половине XX века, когда наблюдается постепенный отход от общественных принципов, набирает силу индивидуальный подход. К примеру, в Советском Союзе в 1960-е - 1970-е годы активно разрабатывается и начинает применяться идея развивающего обучения. Современный этап изучения данной проблематики связан с именами Л.В. Байбородовой, И.С. Сергеева, И.В. Комаровой.
Следует отметить, что понятия проектная и исследовательская деятельность, хоть и используются в совокупности, имеют особые акценты собственных
дефиниций. Так, если проектная деятельность, по сути, - это создание некой конструкции, реальной или мыслительной, которая становится отражением первоначальной идеи, то исследовательская деятельность направлена на сам процесс поиска истины, становясь неким средством достижения результата. Таким образом, в процессе обучения эти понятия дополняют друг друга, рождая особый тип получения знания, отличающийся заинтересованностью в предмете, качественно новой парадигмой достижения конечного результата [2].
В современных образовательных системах проектно-исследовательская деятельность активно применяется как методика, направленная на выработку стремления и интереса к непрерывной познавательной деятельности и самообразованию. Основы подобной работы закладываются еще в начальной школе, достигая к старшим классам такого уровня, который позволяет ученику ставить перед собой учебные (научные) цели и задачи, посредством решения которых можно создавать исследовательский продукт, имеющий либо теоретическую, либо теоретико-практическую ориентацию. Внутренняя заинтересованность имеет особое значение, поскольку четкое планирование и поэтапное следование цели без этого невозможно. Личностно-деятельностный подход к обучению определяет эффективность всего образовательного процесса [3]. В этом и заключается особенность применения подобной методики, направленной на творческий, учебно-исследовательский потенциал учащихся в современной школе.
Эта отличительная черта не является уникальной, поскольку, помимо реализации означенных компетенций, важной становится внешняя, организационная сторона процесса. Мы живем в пору информационных технологий, что сказывается в равной степени и на качестве жизни, и на способности реализовывать свой потенциал индивидом. В этом контексте речь идет об информационно-коммуникационных технологиях, призванных дополнить образовательный процесс новыми технико-технологическими возможностями, направленными на расширение образовательного поля.
Практическое применение методов дистанционного обучения, что в последнее время является, скорее, вынужденной необходимостью, позволяет говорить о невозможности полной замены традиционных форм инновационными, по крайней мере, в нашей стране и в ближайшем обозримом будущем. Это обусловлено такими факторами, как слабая техническая оснащенность образовательных организаций, но в большей степени отсутствием методологического обоснования такого перехода и однозначной отрицательной позицией общественности по данному вопросу. Более того, следует отметить, что в переходе от классического образования к дистанционному нет никакой жизненной необходимости. Опыт последних полутора лет пандемии диктует лишь временную потребность в принятии решений о переходе на удаленный режим работы образовательных организаций. Собственно, дистанционное обучение рассматривается в последнее время как мера крайне нежелательная, но приемлемая в условиях, того требующих. Однако следует констатировать, что грамотное сочетание традиционного очного обучения и дистанционных образовательных средств позволяет выстроить качественно новую, эффективную модель образовательной деятельности [4].
Дистанционные образовательные технологии, если рассматривать их применительно к проектно-исследовательской области, позволяют значительно совершенствовать спектр работы как обучающихся, так и педагогического состава в сторону индивидуализации.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения уделяет весомое внимание организационной стороне проектно-исследова-тельской деятельности, которая должна быть направлена в равной степени и на индивидуализацию, о чем уже упоминалось, и на умения и навыки совместной, коллективной работы, что и предполагают некоторые виды проектной деятельности. Функции куратора, координатора, которые выполняет педагог, в условиях дистанционного обучения приобретают особую актуальность, поскольку от грамотного ведения, консультирования, направления работы зависит успех всего начинания [5]. Современный учитель должен свободно ориентироваться в информационном пространстве, быть технически подкованным и готовым оказать консультативную поддержку учащимся в вопросах подготовки, планирования и реализации проектов.
Организационная сторона может осуществляться посредством различных сервисов, технологий и программ, призванных повысить эффективность учебно-исследовательской работы. К таким технологиям стоит отнести, к примеру, веб-квесты, в рамках которых исследовательская работа четко организована и зонирована дистанционными и очными этапами следования цели. Применяя такую технологию, как веб-квест, учитель должен грамотно распределить роли, провести четкую декомпозицию целей, выстроить цепь задач. Результатом подобной работы должно стать законченное учебное исследование, представленное в проектном продукте. Защита проектов предполагает возможные варианты, от очного до дистанционного, порой приобретая характер «игры», цель которой - познать объективную реальность, опираясь на представленные факты.
Консультирование может быть организовано и с помощью мессендже-ров, электронной почты (менее удобно и мобильно), а также таких информационно-коммуникативных платформ, как ZOOM, Discord, MOODLE, и тому подобное.
Вопрос здесь даже не в технической стороне, а в продуманном взаимодействии на уровне «учитель - ученик(и)». Это грамотное и планомерное взаимодействие возможно лишь в случае заинтересованности обеих сторон образовательного процесса в результате, его полноте и доступности выводов.
В заключение хотелось бы отметить, что проведенный анализ понятий применительно к новым техническим возможностям системы образования позволяет сделать ряд выводов по данной проблематике, а также определить перспективы развития школьного учебно-исследовательского блока. Именно старшеклассники, имеющие опыт подобного рода деятельности на предыдущих этапах обучения (начальное, среднее звено), обладающие определенными навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями, мотивированные на решение теоретических и практических задач, - та часть школьной аудитории, которая, по нашему мнению, наиболее качественно и продуманно может подойти к проекту как способу познания и самореализации, в том числе в условиях дистан-
Библиографический список
ционного обучения. В отрыве от консультативной помощи педагога реализация подобной практики весьма проблематична. Учитель в этой системе - связующее звено, определяющее направление и возможные варианты работы.
Сам факт применения дистанционных образовательных технологий в проектной и исследовательской деятельности старшеклассников позволит не ограничиваться лишь поурочной и факультативной работой, а даст возможность регулярного взаимодействия между участниками процесса, заранее оговоренного и обозначенного условиями и необходимостью коммуникации для реализации целей и задач.
Что касается перспектив дальнейших исследований в этой области, то они определяются не только теоретическими изысканиями, но и реальным практическим применением конкретных наработок, направленных на повышение уровня заинтересованности педагогов к такому виду учебной деятельности, а также учеников, в особенности старшеклассников, готовых к активному сотрудничеству, формированию навыков исследовательской работы. Это позволит, по мнению автора, создавать и поддерживать атмосферу взаимной заинтересованности на уровне «учитель - ученик», а также вырабатывать новые навыки, формируемые посредством методики проектной и исследовательской работы.
1. Фортова Л.К. Интеграция педагогического и эргономического знаний как условие цифровой трансформации образовательного пространства. АНИ: педагогика и психология. 2019; № 4 (29). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-pedagogicheskogo-i-ergonomicheskogo-znaniy-kak-uslovie-tsifrovoy-transformatsii-obrazovatelnogo-prostranstva
2. Белова Т. Г Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008; № 35: 30 - 35. Avaialble at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii/viewer
3. Зюлин В.В., Кортунова Т.А. Проектная учебно-исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов. Среднее профессиональное образование. 2010; № 9: 39 - 41. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/04/16/1268024682/39-41.pdf
4. Гилядов С.Р, Бурцев М.О. Проектная деятельность как средство получения нового социального опыта в условиях дистанционного обучения. Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами. 2021: 508 - 511. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44864203_34081704.pdf
5. Гребнева Д.М. Управление проектной деятельностью в условиях дистанционного. ИНСАЙТ. 2021; № 3 (6). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-proektnoy-deyatelnostyu-shkolnikov-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya
References
1. Fortova L.K. Integraciya pedagogicheskogo i 'ergonomicheskogo znanij kak uslovie cifrovoj transformacii obrazovatel'nogo prostranstva. ANI: pedagogika i psihologiya. 2019; № 4 (29). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-pedagogicheskogo-i-ergonomicheskogo-znaniy-kak-uslovie-tsifrovoy-transformatsii-obrazovatelnogo-prostranstva
2. Belova T.G. Issledovatel'skaya i proektnaya deyatel'nost' uchaschihsya v sovremennom obrazovanii. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008; № 35: 30 - 35. Avaialble at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii/viewer
3. Zyulin V.V., Kortunova T.A. Proektnaya uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sposob formirovaniya special'nyh kompetencij u studentov. Srednee professional'noe obrazovanie. 2010; № 9: 39 - 41. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/04/16/1268024682/39-41.pdf
4. Gilyadov S.R., Burcev M.O. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo polucheniya novogo social'nogo opyta v usloviyah distancionnogo obucheniya. Shamovskie pedagogicheskie chteniya nauchnoj shkoly upravleniya obrazovatel'nymi sistemami. 2021: 508 - 511. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44864203_34081704.pdf
5. Grebneva D.M. Upravlenie proektnoj deyatel'nost'yu v usloviyah distancionnogo. INSAJT. 2021; № 3 (6). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-proektnoy-deyatelnostyu-shkolnikov-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya
Статья поступила в редакцию 22.10.21
УДК 378
Getmanenko A.O., Cand. of Sciences (Psychology), director ANO "The Center of Modern Art' (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Baburyan A.I., senior lecturer, ANO HE The Institute of Modern Art (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF HIGHER EDUCATION PROGRAMS IN THE FIELD OF VOCAL ARTS IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION. The dig-italization of education is one of the brightest modern global trends and one of the key national tasks of Russia. Gradually covering all stages and levels of education, it creates the potential for improving its quality, increasing the competitiveness of graduates, expanding the boundaries of education and including the state in the global educational system. At the same time, when assessing the role of digitalization and the effects of its implementation, there are conflicting points of view, both problems and prospects are noted. This article focuses on organization of studies in higher education programs in the arts. The authors conclude that the introduction of digital technologies should take into account and rely on the traditions of art education formed in Russia. At the same time, possibilities of providing access to a large layer of audio and video materials, e-books, ensuring the availability of lecture materials, the formation of an electronic portfolio of the student, ensuring the development of his independent creative activity, are highlighted as positive effects. At the same time, the authors point out that the organization of classes requires taking into account the specifics of the subject and offer effective forms of introducing digital technologies into teaching the subject "Solo Singing" in the implementation of higher education programs, which also determines the practical significance of the study.
Key words: digitalization, high education, digital educational system.
А.О. Гетманенко, канд. психол. наук, директор АНО «Центр современного искусства «Терция», г. Москва, E-mail: [email protected]
А.И. Бабурян, доц., АНО ВО «Институт современного искусства», г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Цифровизация образования - одна из наиболее ярких современных мировых тенденций и одна из ключевых национальных задач России. Постепенно охватывая все ступени и уровни образования, она создает потенциал для повышения его качества, роста конкурентоспособности выпускников, расширения границ образования и включения государства в глобальную образовательную систему. При этом при оценке роли цифровизации и эффектов ее внедрения существуют противоречивые точки зрения, отмечаются как проблемы, так и перспективы. В данной статье особое внимание уделяется вопросу организации