Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / управление проектами / воспитательная работа вуза / проектный подход в учебно-воспитательной деятельности / социально-политические ориентации / молодежная среда / образовательная среда / project / project management / educational work of the university / project approach in teaching and education / socio-political beliefs / youth environment / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Альбина Магаметовна Гатиева, Светлана Николаевна Бегидова

Целью статьи стало рассмотрение возможностей вовлечения студентов в проектную деятельность как важного элемента воспитательной работы вуза по формированию социально-политических ориентаций. Задачи: 1) рассмотрение истории становления проектной деятельности, 2) управление проектами, 3) подходы к пониманию сущности проекта, стадий управления проектами и их содержания в целях формирования социально-политических ориентаций студентов. Методы: описательный и аналитический. Результаты: дано понятие, рассмотрены исторические аспекты развития теории управления проектами, этапы и содержание проектной деятельности в учебно-воспитательных целях, раскрыто значение проектного подхода к вовлечению молодежи в деятельность по созданию разных проектов в целях формирования социально-политических ориентаций, приведены основные направления вовлечения студентов в проектную деятельность в целях формирования социально-политических ориентаций студентов, гражданской позиции, патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Альбина Магаметовна Гатиева, Светлана Николаевна Бегидова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTS IN THE EDUCATIONAL WORK OF UNIVERSITY: FORMATION OF SOCIAL AND POLITICAL BELIEFS OF STUDENTS

The purpose of the article is to consider the possibilities of involving students in projects as an important part of the educational work of the university in shaping the social and political beliefs of students. The aim is to examine the history of the formation of projects and project management as well as approaches to understanding the essence of the project, stages of project management and their content in order to form the socio-political beliefs of students. As a result, the concept and historical aspects of the development of project management theory, the stages and content of project activities for educational purposes have been considered. The importance of the project approach to involving youth in various projects in order to form the socio-political beliefs of students is revealed. The main directions of student involvement into projects are given in order to form students’ socio-political beliefs, their civic position and patriotic education.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 378.017:371.314.6 ББК 74.480 Г 23

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-23-28

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

(Рецензирована)

Альбина Магаметовна ГАТИЕВА

Армавирский лингвистический социальный институт, Армавир, Россия gatieval 956@mail.ru, https://orcid. org/0009-0005-2527-0933

Светлана Николаевна БЕГИДОВА

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия begidovasn@mail.ru: https://orcid.org/0000-0002-2986-4270

Аннотация. Целью статьи стало рассмотрение возможностей вовлечения студентов в проектную деятельность как важного элемента воспитательной работы вуза по формированию социально-политических ориентаций. Задачи: 1) рассмотрение истории становления проектной деятельности, 2) управление проектами, 3) подходы к пониманию сущности проекта, стадий управления проектами и их содержания в целях формирования социально-политических ориентаций студентов. Методы: описательный и аналитический. Результаты: дано понятие, рассмотрены исторические аспекты развития теории управления проектами, этапы и содержание проектной деятельности в учебно-воспитательных целях, раскрыто значение проектного подхода к вовлечению молодежи в деятельность по созданию разных проектов в целях формирования социально-политических ориентаций, приведены основные направления вовлечения студентов в проектную деятельность в целях формирования социально-политических ориентаций студентов, гражданской позиции, патриотического воспитания.

Ключевые слова: проектная деятельность, управление проектами, воспитательная работа вуза, проектный подход в учебно-воспитательной деятельности, социально-политические ориентации, молодежная среда, образовательная среда.

Для цитирования: Гатиева A.M., Бегидова С.Н. Проектная деятельность в системе воспитательной работы вуза: формирование социально-политических ориентаций студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 4(328). С. 23-28. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-23-28.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

PROJECTS IN THE EDUCATIONAL WORK OF UNIVERSITY: FORMATION OF SOCIAL AND POLITICAL BELIEFS OF STUDENTS

Albina M. G ATI EVA

Armavir Linguistic Social Institute, Armavir, Russia gatieval 956@mail.ru, https://orcid. org/0009-0005-2527-0933

Svetlana M. BEGIDOVA

Adyghe State University, Maykop, Russia begidovasn@mail.ru: https://orcid.org/0000-0002-2986-4270

Abstract. The purpose of the article is to consider the possibilities of involving students in projects as an important part of the educational work of the university in shaping the social and political beliefs of students. The aim is to examine the history of the formation of projects and project management

as well as approaches to understanding the essence of the project, stages of project management and their content in order to form the socio-political beliefs of students. As a result, the concept and historical aspects of the development of project management theory, the stages and content of project activities for educational purposes have been considered. The importance of the project approach to involving youth in various projects in order to form the socio-political beliefs of students is revealed. The main directions of student involvement into projects are given in order to form students' socio-political beliefs, their civic position and patriotic education.

Keywords: project, project management, educational work of the university, project approach in teaching and education, socio-political beliefs, youth environment, educational environment.

For citation: Gatieva A.M., Begidova S.N. Projects in the educational work of university: formation of social and political beliefs of students// Bulletin of the Adyghe State University. Ser. : Pedagogy and Psychology. 2023. Issue 4 (328). P. 23-28. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-23-28.

Исторически проектная деятельность зародилась в начале XX века в рамках теорий менеджмента, она связана с именами таких исследователей, как Ген-три Гантт, Френсис Тейлор и др. Ее дальнейшее развитие происходило в США в 30-е гг. XX века в условиях, с одной стороны, активного развития экономики, с другой стороны, существующих в тот период технологических ограничений. Именно тогда появились первые разработки в области управления проектами. Стали появляться проекты, которые отличались от постоянно действующих организационных и функциональных структур: проекты были ориентированы на решение отдельных задач, состав рабочих групп был временным, ориентированным на решение поставленной задачи.

Управление проектами, как часть менеджмента, активно развивалось несколько десятилетий: формировались стадии управления проектами, модернизировались подходы к управлению проектами, развивались организационные формы управления проектами (схемы компетенций и взаимодействия руководителя проекта и команды проекта, методы управления конфликтами между участниками проекта и др.). В 80-е гг. проектная деятельность стала специализироваться; начали разрабатываться методы управления командой проекта, ориентированные на осознание высокой роли и значения партнерства, на достижение слаженной работы команды проекта. В 90-е гг. были изучены возможности использования накопленных методов в качестве инструментов управления политическими, социально-экономическими и иными реформами. В России в 2000-х гг. учеными исследовались отдельные системы и модели в сфере управления проектами, в том числе управление портфелем проектов [1: 10 - 15].

Несмотря на достаточно долгую историю развития теории управления проектами, в науке так и не выработано общепризнанной дефиниции «проект», которая бы в одном определении охватывала все его признаки, учитывала его междисци-плинарность. В целях нашего исследования под проектом может пониматься как процесс реализации поставленных задач на пути к достижению конкретно обозначенного результата, так и сам результат — продукт, полученный в ходе осуществления проектной деятельности. Проект — это ускоренный вариант трансформации конкретной системы, для изменения которой осуществляется соответствующая деятельность [1: 18].

При этом под проектной деятельностью следует понимать технологию, состоящую из комплекса методов, подходов, научного знания, представляющую собой как исследовательско-аналитические, конструкторно-творческие, конкретно-управленческие, так и учебно-воспитательные процессы [2].

На целесообразность применения проектного подхода в системе учебно-воспитательной деятельности вуза указывает целый ряд ученых [3-5]. Так, в научной литературе обосновывается использование проектной деятельности как одного

из эффективных средств воспитания детей разных возрастных групп — дошкольников, младших и старших школьников, студенческой молодежи [6-8]. Следует отметить, что внимание ученых преимущественно уделяется использованию проектного подхода с целью формирования духовно-нравственных качеств молодых людей [9, 10], для организации патриотического воспитания молодежи [11-13], в том числе при подготовке молодых специалистов различных профессий [14, 15].

В то же время учеными все еще недостаточно внимания уделено формированию социально-политических ориентаций молодежи в системе воспитательной работы вуза. На монографическом уровне проблемы формирования социально-политических ориентаций личности, студенческой молодежи, в частности, были рассмотрены более 30 лет назад. Очевидно, что с тех пор существенно изменились качественные характеристики социально-политической сферы в стране, за эти годы претерпела значительную трансформацию система ценностей молодых людей.

Несмотря на то, что встречаются научные работы по отдельным аспектам формирования социально-политических ориентаций российской молодежи, вопросы использования проектного подхода в этих целях до сих пор оставались за пределами научного рассмотрения. В то же время представляется, что для формирования социально-политических ориентаций студенческой молодежи проектный подход является одним из наиболее успешных, исходя из текущих научных и социальных трансформаций, связанных с цифровизацией и информатизацией жизнедеятельности. Именно проектная деятельность, на наш взгляд, позволяет студентам с опорой на вновь приобретенные знания и свой жизненный опыт, с обращением к открытой информации, содержащейся в сети Интернет, и к научной литературе глубже познавать сущностные аспекты социально-политической сферы и применять эти знания для самостоятельной разработки новых, современных, интересных для самой молодежи научных и практических продуктов. Все это создает предпосылки для успешного формирования социально-политических ориентаций студенческой молодежи.

Анализ современной научной литературы позволил сделать вывод о том, что проектный подход преимущественно используется в части привлечения студентов к созданию собственных материалов заданного формата на предложенную тему (от работы индивидуально или в малых группах над презентацией до создания одного или серии мероприятий воспитательного, патриотического характера в конкретной образовательной организации). Думается, что возможности проектной деятельности в системе воспитательной работы вуза в целях формирования социально-политических ориентаций студентов более масштабны. Проектная деятельность — это творческий процесс, в рамках которого в нашем случае происходит формирование социально-политических ориентаций студенческой молодежи в ВУЗе, а результатом этой деятельности является конкретный продукт в выбранной сфере и при возможности его реализация. По сути своей такой подход обеспечивает практикоо-риентированность и учет личностных особенностей и опыта студентов, создавая благоприятную почву для формирования их социально-политических ориентаций. Поэтому нами предлагается использование минимального необходимого количества ограничений в условиях организации проектной деятельности в воспитательной системе вуза и акцент на творческую самостоятельную работу студентов.

При этом, на наш взгляд, вовлечение студенческой молодежи в проектную деятельность может быть как активным, так и пассивным.

В первом случае это создание руководством вуза условий для развития творческого потенциала у молодых людей, стимулирование генерации идей для проектов разного масштаба, предполагающих единоличную или групповую реализацию.

В этом случае руководством задается только общее направление, целевая установка и формируется система стимулов для привлечения в данный вид деятельности студентов.

Далее студентом (инициатором) генерируется идея, нововведение, продукт, основной задачей которого является создание, модернизация или поддержание в изменяющихся условиях конкретной социальной, духовной или иной ценности, в зависимости от заданного вузом общего направления проектирования. Как правило, руководством вуза (факультета) выставляется ряд ограничений, как-то: пространственно-временные, ресурсные. К ограничениям относят, например, территорию реализации проекта, временные рамки реализации проекта, количество участников реализации проекта, финансовую составляющую реализации проекта.

Инициатором или инициативной студенческой группой затем генерируется собственно идея, непосредственно направленная на достижение мини-цели в обозначенном вузом пространстве для творческого проектного поиска с учетом заданных ограничений формального характера и свободным выбором формата и конкретной тематики проекта, наиболее интересной молодежи. При этом подходе студенты получают возможность самостоятельно участвовать во всех этапах проектной технологии: изучении тематики, связанной с будущим проектом, анализе существующих практик, формулировании идеи; обосновании актуальности идеи проекта, его значимости для целевой группы (группы лиц, университета, района, региона, общества в целом); оценке устойчивости проекта вне рамок его организационно-финансовой поддержки вузом; оценке и обосновании необходимости реализации проекта в планируемых условиях; формулировании конкретной цели и задач проекта; структурировании проекта, выделении его этапов и формировании их содержания; обосновании сроков реализации проекта; составлении бюджета проекта, обосновании планируемых затрат; презентации проектной идеи.

При таком подходе потенциал проектной деятельности в формировании социально-политических ориентаций студенческой молодежи заключается в том, что студентам отдается активная роль в поиске и формулировании конкретной темы их проекта (например, проектной заявки), выборе формата реализации проекта, привлечении единомышленников. Задача вуза состоит в грамотном управлении процессом генерации проектов, обеспечении соответствующих условий и стимулов, а затем — в создании прозрачной системы критериев отбора наиболее удачных проектных идей и поддержке данных студенческих инициатив. Доведение хотя бы одного проекта до его завершения является важной воспитательной составляющей данного процесса. Для того чтобы была объективная возможность реализации студенческого проекта, необходимо изначально задавать четкие и адекватные ограничения при формулировании условий проектной деятельности. Отдельные успешные примеры такого подхода к профилактике экстремизма и распространения идеологии терроризма в молодежной среде представлены в научной и методической литературе.

Второй вариант вовлечения студентов в проектную деятельность — пассивный — предполагает их включение в уже сгенерированный проект в социально-политической сфере, направленный на воспитание соответствующих личностных ценностей; передачу готовой идеи или привлечение к реализации проекта группы студентов как самостоятельно, так и совместно с профессорско-преподавательским составом. В этом случае происходит управление проектом со стороны представителя вуза, а студенты привлекаются для участия в нем частично, для выполнения отдельных функций, ролей, конкретных поручений. Такой формат участия студентов в проектной деятельности также достаточно эффективен, способен

заинтересовать, создать условия для демонстрации просоциальной модели поведения молодым людям, однако, думается, что в он значительной степени ограничивает собственные творческие возможности студентов.

В заключение отметим, что системная организация в вузе проектной деятельности, направленной на формирование социально-политических ориентаций студентов, может стать одним из эффективных элементов системы воспитательной работы.

Примечания:

1. Шагеева Г.Р. Проектная деятельность. Организация деятельности в проектной экономике. М.: Мир науки, 2023.URL: https://izd-mn.com/PDF/17MNNPU23.pdf

2. Project-based activity as a mechanism of reflection development in students of psychology and education studies / O.G.Smolyaninova, M.V. Rostovtseva, Yu.G. Yudina [et al] // J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sei. 2021. Vol. 14(3). P. 385-395. DOI: 10.17516/1997-1370-0730.

3. Нестерова И.П. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов в обучении и воспитании // Интернаука. 2019. № 4-1 (86). С. 49-50.

4. Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Яковлева E.H. Проектный подход в реализации концепции воспитания студентов педвуза // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сб. науч. ст. 2017. Т. 8, № 8. С. 253-259.

5. Карлина A.A., Коновалов Е.С. Проектный подход как мера совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания молодежи Российской Федерации//Аллея науки. 2021. T. 1, № 2 (53). С. 480-483.

6. Лапыгина К.А. Индивидуальный подход в воспитании дошкольников через проектную деятельность// Научный поиск. 2019. № 1.1. С. 17-18.

7. Шарифуллина Ф.Ф. Проектная деятельность как одна из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию младших школьников // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ.конф.: в 13 ч. Тамбов, 2013. Ч. 6. С. 157-158.

8. Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М., Дроздова И.И. Патриотическое воспитание в вузе: проектный подход // Стратегические ориентиры развития высшей школы:сб. науч. тр. участников II Национальной науч.-практ. конф. М., 2020. С. 166-172.

9. Мостовая Э.К. Роль образовательного кластера в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях проектного подхода // Международный журнал экономики и образования. 2019. Т. 5, № 4. С. 43-54.

10. Борисова И.П. Проектный подход в организации процесса по духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся // Теория и практика проектного образования. 2017. № 4 (4). С. 5-8.

11. Минюрова С.А. Патриотическое воспитание в вузе: проектный подход// Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории:сб. науч. ст. Ч. 1 /под общ. ред. С.А. Минюровой, Ю.И. Биктуганова, М.В. Богинского. Екатеринбург, 2020. С. 9-19.

12. Березовский Д.В., Окунев М.А. Совершенствование механизмов реализации проектного подхода в организации патриотического воспитания на примере ГБУ СБ «КВП»«Лесная сказка» // Вестник Международного института рынка. 2023. № 1. С. 57-62.

13. Безгодов Д.Н. «Цивилизация Россия»: опыт проектного подхода в патриотическом воспитании молодежи // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 87-92.

14. Основные направления духовно-нравственного развития будущих специалистов социономических профессий / А.Б.Серых, Л.Ф.Букша,А.А. Зайцев[и др.] // Перспективы науки. 2023. № 5 (164). С. 296-299.

15. Хафизуллина И.Н., Романовская И.А. Реализация проектного подхода в гражданско-патриотическом воспитании профессиональной образовательной организации // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем: материалы V Междунар. науч.-практ.конф., посвящ. памяти В.А. Пятина / ред.-сост. И.А. Романовская. Астрахань, 2020. С. 165-172.

References:

1. Shageeva G.P. Project activities. Organization of activities in a project economy. M.: World of Science, 2023. Access mode: https://izd-mn.com/PDF/17MNNPU23.pdf

2. Smolyaninova, O.G., Rostovtseva, M.V., Yudina, Yu.G., Korshunova, V.V., Potapova, Ye.V. (2021). Project-based activity as a mechanism of reflection development in students of psychology

and education studies. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci., 14(3), 385-395. DOI: 10.17516/19971370-0730.

3. Nesterova I.P. Project activity as an innovative technology in the system of modern approaches to training and education // Internauka. 2019. No. 4-1 (86). P. 49-50.

4. Kolokolnikova Z.U., Lobanova O.B., Yakovleva E.N. Project approach to the implementation of the concept of education of students of pedagogical higher school // Man and language in the communicative space: a collection of scientific articles. 2017. Vol. 8. No. 8. P. 253-259.

5. Karlina A.A., Konovalov E.S. Project approach as a measure for improving state policy in the field of patriotic education of youth of the Russian Federation // Alley of Science. 2021. Vol. 1. No. 2 (53). P. 480-483.

6. Lapygina K.A. Individual approach to the education of preschool children through project activities//Scientific search. 2019. No. 1.1. P. 17-18.

7. Sharifullina F.F. Project activity as one of the forms of the activity-based approach to the teaching and education of junior schoolchildren // Current issues in scientific work and educational activities: collection of proceedings based on the materials of the International Scientific and Practical Conference: in 13 parts. 2013. P. 157-158.

8. Lyapuntsova E.V., Belozerova Yu.M., Drozdova I.I. Patriotic education in higher education: a project approach // Strategic guidelines for the development of higher education. Collection of scientific works of participants of the II National Scientific and Practical Conference: collection of articles. Moscow, 2020. P. 166-172.

9. Mostovaya E.K. The role of the educational cluster in the formation of spiritual and moral upbrining of students in the context of project approach // International Journal of Economics and Education. 2019. Vol. 5. No. 4. P. 43-54.

10. Borisova I.P. Project approach in organizing the process of spiritual and moral development and civil-patriotic education of students // Theory and practice of project education. 2017. No. 4 (4). P. 5-8.

11. Minyurova S.A Patriotic education of university students: design approach // The great feat of the people to protect the Fatherland: milestones of history. Collection of scientific articles. Under the general editorship of S.A. Minyurova, Yu.I. Biktuganov, M.V. Boginsky. 2020. P. 9-19.

12. Berezovsky D. V., Okunev M.A. Improving the implementation mechanisms of the project approach in the organization of patriotic education on the example of the GBU SB "KVP" "Forest Fairy Tale"// Bulletin of the International Market Institute. 2023. No. 1. P. 57-62.

13. Bezgodov D.N. "Civilization Russia": project approach in patriotic education of youth // Higher education in Russia. 2014. No. 10. P. 87-92.

14. Serykh A.B., Buksha L.F., Zaitsev A.A., Lifintseva A.A. The main directions of spiritual and moral development of future specialists in socionomic professions // Science Prospects. 2023. No. 5 (164). P. 296-299.

15. Khafizullina I.N., Romanovskaya I.A. Implementation of the project approach in the civil-patriotic education of a professional educational organization // Pedagogical science and education in the dialogue with time: Materials of the V International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of V.A. Pyatin: the editor and compiler is I.A. Romanovskaya. 2020. P. 165-172.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

© Гатиева A.M., Бегидова C.H., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.