Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ'

СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-воспитательная среда / гражданская устойчивость / социально-значимая деятельность / компоненты социально-воспитательной среды / студенческая молодежь / socio-educational environment / civic resilience / socially significant activities / components of the socio-educational environment / student youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Вадимовна Гречанникова

Актуальность данной работы обусловлена повышением внимания к вопросам гражданского воспитания студенческой молодежи в условиях введения культурных, политических, экономических санкций против России. Беспрецедентная консолидация западных стран в вопросах давления на Россию создают риски для нашей государственности. В учреждениях образования назрела необходимость создания модели воспитания, которая бы опиралась на чувство уважения к отечественной истории, национальным и традиционным ценностям Российской Федерации, в соответствие с Указом Президента РФ от 9.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Предметом исследования является социально-воспитательная среда вуза, которая рассматривается как педагогическое условие для формирования гражданской устойчивости студентов. В статье сделан акцент на реализацию средового подхода в организации воспитательного процесса. На основе исследований образовательной среды предложено спроектировать социально-воспитательную среду как экосистему, позволяющую в образовательно-воспитательном процессе реализовать личную траекторию развития студента. Целью статьи является представление наработок по созданию социально-воспитательной среды вуза как динамично развивающейся и взаимосвязанной сети образовательных пространств, состоящих из индивидуальных траекторий студента, предоставляющих возможности для получения знаний и компетенций в процессе воспитательной и образовательной деятельности. Сделан вывод, что спроектированная социально-воспитательная среда образовательной организации является одним из основных педагогических условий, при котором социальные, общественные, спортивные, культурные минипространства взаимно дополняют и обогащают друг друга, способствуют реализации индивидуальных и групповых траекторий студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталья Вадимовна Гречанникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO–EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR THE FORMATION OF STUDENTS' CIVIL STABILITY

The relevance of this work is due to the increased attention to the issues of civic education of student youth in the conditions of imposition of cultural, political, economic sanctions against Russia. The unprecedented consolidation of Western countries in pressurising Russia creates risks for our statehood. In educational institutions there is an urgent need to work out a model of upbringing, which would be based on a sense of respect for Russian history, national and traditional values of the Russian Federation, in accordance with the Decree of the President of the Russian Federation dated 9.11.2022 № 809 "On Approval of the Fundamentals of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values". The subject of the study is the socio-educational environment of higher education institution, which is considered as a pedagogical condition for the formation of civic stability of university students. With the growing need in society to change the paradigm of education, there is a contradiction between society's need for patriots oriented to traditional moral and spiritual values of Russia and the existing level of civic stability of young people, which does not meet modern realities. In connection with the above, the article focuses on the implementation of the environmental approach in the organization of the educational process. Based on the research of the educational environment, it is proposed to design a socio–educational environment as an ecosystem that allows the student's personal development pathway to be realized in the educational process. The aim of the article is to present the groundwork on the creation of social and educational environment of an educational organization as a dynamically developing and interconnected network of educational spaces consisting of individual student pathways, providing opportunities for gaining knowledge and competencies during educational activities. It is concluded that the designed social and educational environment of the educational organization is one of the main pedagogical conditions in which social, public, sports, cultural mini–spaces mutually complement and enrich each other, facilitate the implementation of students’ individual and group pathways.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ»

Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 1. С. 120-132. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024: (1): 120-132.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Научная статья УДК 378.147

DOI /18173292_10310.21510_2024_103_1_120_132

СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ

Наталья Вадимовна Гречанникова

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия, ngrechannikova@yandex.ru

Аннотация. Актуальность данной работы обусловлена повышением внимания к вопросам гражданского воспитания студенческой молодежи в условиях введения культурных, политических, экономических санкций против России. Беспрецедентная консолидация западных стран в вопросах давления на Россию создают риски для нашей государственности. В учреждениях образования назрела необходимость создания модели воспитания, которая бы опиралась на чувство уважения к отечественной истории, национальным и традиционным ценностям Российской Федерации, в соответствие с Указом Президента РФ от 9.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Предметом исследования является социально-воспитательная среда вуза, которая рассматривается как педагогическое условие для формирования гражданской устойчивости студентов. В статье сделан акцент на реализацию средового подхода в организации воспитательного процесса. На основе исследований образовательной среды предложено спроектировать социально-воспитательную среду как экосистему, позволяющую в образовательно-воспитательном процессе реализовать личную траекторию развития студента.

Целью статьи является представление наработок по созданию социально-воспитательной среды вуза как динамично развивающейся и взаимосвязанной сети образовательных пространств, состоящих из индивидуальных траекторий студента, предоставляющих возможности для получения знаний и компетенций в процессе воспитательной и образовательной деятельности. Сделан вывод, что спроектированная социально-воспитательная среда образовательной организации является одним из основных педагогических условий, при котором социальные, общественные, спортивные, культурные минипространства взаимно дополняют и обогащают друг друга, способствуют реализации индивидуальных и групповых траекторий студентов.

Ключевые слова: социально-воспитательная среда, гражданская устойчивость, социально-значимая деятельность, компоненты социально-воспитательной среды, студенческая молодежь

Для цитирования: Гречанникова Н.В. Социально-воспитательная среда образовательной организации как педагогическое условие формирования гражданской устойчивости студентов // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 1 (103). С. 120-132. © Гречанникова Н.В., 2024

PROBLEMS OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK

Original article.

SOCIO-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR THE FORMATION OF STUDENTS' CIVIL STABILITY

Natalia V. Grechannikova

Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia, ngrechannikova@yandex.ru

Abstract. The relevance of this work is due to the increased attention to the issues of civic education of student youth in the conditions of imposition of cultural, political, economic sanctions against Russia. The unprecedented consolidation of Western countries in pressurising Russia creates risks for our statehood. In educational institutions there is an urgent need to work out a model of upbringing, which would be based on a sense of respect for Russian history, national and traditional values of the Russian Federation, in accordance with the Decree of the President of the Russian Federation dated 9.11.2022 № 809 "On Approval of the Fundamentals of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values". The subject of the study is the socio-educational environment of higher education institution, which is considered as a pedagogical condition for the formation of civic stability of university students. With the growing need in society to change the paradigm of education, there is a contradiction between society's need for patriots oriented to traditional moral and spiritual values of Russia and the existing level of civic stability of young people, which does not meet modern realities. In connection with the above, the article focuses on the implementation of the environmental approach in the organization of the educational process. Based on the research of the educational environment, it is proposed to design a socio-educational environment as an ecosystem that allows the student's personal development pathway to be realized in the educational process.

The aim of the article is to present the groundwork on the creation of social and educational environment of an educational organization as a dynamically developing and interconnected network of educational spaces consisting of individual student pathways, providing opportunities for gaining knowledge and competencies during educational activities. It is concluded that the designed social and educational environment of the educational organization is one of the main pedagogical conditions in which social, public, sports, cultural mini-spaces mutually complement and enrich each other, facilitate the implementation of students' individual and group pathways.

Keywords: socio-educational environment, civic resilience, socially significant activities, components of the socio-educational environment, student youth

For citing: Grechannikova N.V. The socio-educational environment of an educational organization as a pedagogical condition for the formation of students' civil stability. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; 103(1): 120-132.

Введение. Анализ теории и практики гражданского воспитания, формирования гражданской идентичности и устойчивости выявил противоречие между существующим уровнем патриотизма и реальной потребностью общества в гражданах страны, ориентированных на традиционные нравственно-духовные ценности России, устойчивых к любым деструктивным проявлениям. В условиях неопределенности и происходящих перемен «особенно важно воспитывать

самостоятельную личность, умеющую критически мыслить, вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения...» [1], что способствует формированию гражданской устойчивости. В работе над формированием гражданской устойчивости студентов вуза в процессе социально значимой деятельности за основу мы взяли средовый подход, связанный с созданием специальной среды, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех элементов модели. В Большом энциклопедическом словаре: «среда социальная - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности» [2]. Она включает культуру, в которой человек получил образование, в которой живет, а также людей и учреждения, с которыми они взаимодействуют.

Педагогический терминологический словарь трактует воспитательную среду как «совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и происходит становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) - среда обитания школьника, благоприятная для формирования у ребенка положительных качеств; это ближайшее окружение, то есть люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи, школьный, классный коллектив, учителя, воспитатели» [3]. На наш взгляд, социально-воспитательную среду характеризует высокий уровень связи субъектов образовательно-воспитательного процесса образовательной организации с внешними социальными субъектами, которые оказывают взаимовлияние друг на друга. Результатом эффективной социально-воспитательной среды являются: расширение диапазона воспитательного воздействия на личность, интеграция образовательного и социального пространств, создание условий для самореализации индивидуальности студента. Важно смоделировать и спроектировать социально-воспитательную среду как экосистему, позволяющую через образовательно-воспитательный процесс раскрывать возможности для реализации такой личной траектории развития студента, где он был бы востребован и эффективно использовал свои возможности, чувствовал удовлетворенность от процесса обучения и обретения новых компетенций.

Само понятие «экосистема» педагогика заимствовала из экологии. «Экосистемы (от греч. oikos - дом, место и система: Таш1еу, 1935) - исторически сложившиеся на той или иной территории или акватории открытые, но целостные и устойчивые системы живых и неживых (биоценотическая среда) компонентов, имеющие односторонний поток энергии, внутренние и внешние круговороты веществ, обладающие способностью регулировать все эти процессы» [4]. Образовательная экосистема характеризуется взаимосвязью субъектов образовательного процесса, которые на протяжении обучения как в образовательных организациях, так и всей жизни, обмениваются знаниями, компетенциями, являясь источниками взаимообогащения и развития друг друга. Н.Ю. Фоминых, Э.И. Койкова, А.В. Бубенчикова называют основные свойства образовательной экосистемы: многогранность; самоорганизация независимых субъектов образовательной экосистемы; предоставление возможностей для

122

развития индивида и одновременно для развития коллективного разума; взаимообогащение всех субъектов среды и влияние на развитие каждого; признание ядром экосистемы обучающегося; легкая трансформация и адаптация под интересы каждого субъекта [5].

Методология исследования. Полный анализ эволюции в изучении «среды», начиная от зарубежных трудов по средоведению его основоположника А. Буземана и представителей немецкой школы Г. Гермеса, Г. Каутца, теоретиков «интегрированной школы» Ю. Циммера и Э. Нигермайера, «педагогики окружающей среды» Б. Бло и П. Ферра до концепции «педагогики среды» в отечественной научно-педагогической школе, основателем которой был С.Т. Шацкий, сделан в диссертационном исследовании Ю.С. Мануйлова [6].

Средовый подход в своих исследованиях применяли Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Г. Маслоу. Над изучением влияния образовательной среды вуза на становление и развитие личности работали Л.С. Выготский, Б.З. Вульфов, Д.А. Леонтьев, А.Ф. Лесгафт, И.В. Манжелей, Ю.С. Мануйлов, Л.Н. Пирогов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков.

Представленный Ю.С. Мануйловым средовый подход в уникальной унифицированной знаковой системе рационализирует процессы использования среды в воспитательном процессе и, по мнению ученого, является основой интеграции обучения и воспитания, формирует «объемное» видение воспитательного процесса. Среда как источник «ниш» и форм организации является основой для планирования процесса и результата формирования личности [7]. Изучением влияния педагогической среды на обучающихся занимался эстонский ученый М. Хейдметс, который определил ее как совокупность социальных, материальных, педагогических, психологических факторов, которые оказывают влияние на результаты и процесс обучения [8].

Косвенное обращение к образовательно-воспитательной среде в публикациях последнего времени присутствует в статьях М.В. Антоновой [9], А.А. Люлюшина и Л.П. Плехановой [10].

В отечественной психологии определены три различных подхода к исследованиям образовательной среды: В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова и Е.А. Климова. В.И. Панов, анализируя труды этих ученых, сформулировал названия методологических подходов: «коммуникативно-ориентированная модель среды (В.В. Рубцов), антрополого-психологическая модель (В.И. Слободчиков) и эколого-личностная модель (Е.А. Климов, Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин)» [11]. В коммуникативно-ориентированной модели среды В.В. Рубцова образовательная среда создает атмосферу «коммуникативного обмена», по итогам которого происходит единение обучающихся и педагогов в решении образовательных и воспитательных задач, передаются нормы жизни в обществе, умения, навыки учебной и коммуникативной деятельности в атмосфере сотрудничества между обучающимися и наставниками. Важные компоненты образовательной среды: психологический микроклимат, социальная структура коллектива, психологические характеристики обучающихся [12]. Антрополого-

123

психологическая модель В.И. Слободчикова описывает образовательную среду как динамическую категорию, влияющую на совместное развитие всех участников педагогического процесса с учетом конкретной исторически сложившейся культуры общества, где базовым понятием является совместная деятельность. В эколого-личностной модели В.А. Ясвина образовательная среда представлена как комплекс условий и возможностей социального и пространственного окружения, при которых формируется личность по спрогнозированному образцу [13].

Анализ методологических концепций влияния образовательной среды на развитие личности позволил В.А. Ясвину выделить общие взаимодополняющие позиции [12]: 1. Развивающаяся личность является «агентом» взаимовлияющих отношений с образовательной средой; 2. Образовательная среда - это специально организованное пространственно-предметное и событийное окружение личности, действующее при организации образовательного процесса; 3. Среда является совокупностью мероприятий, условий, обстоятельств, возможностей, которые влияют на развитие личности; 4. Образовательная среда является ресурсом развития личности, но только при условии активной деятельности самой личности; 5. Образовательная среда имеет динамический характер; 6. Структура образовательной среды состоит из «пространственно-предметного, информационно-организационного, технологического и социального компонентов»; 7. Специфика образовательной среды оказывает влияние на формирование типа личности [11].

В педагогических трудах В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого рассматривались вопросы влияния эстетически организованной педагогической среды и пространства на формирование личности. Н.М. Боротко, Л.Н. Куликова, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванов, Н.Е. Щуркова рассматривали предметно-пространственную среду как условие саморазвития и реализации личности. А.В. Мудрик обогатил проблематику изучения среды рассмотрением вопросов, связанных с социализацией молодежи [14]. Н.В. Сидорова рассматривает образовательную среду как совокупность возможностей для развития личного потенциала и систему влияний на формирование личности в социальном окружении [15]. В.Л. Бенин считает центром воспитательной системы «установление связей с окружающим миром», а современный гуманизм как «систему мировоззрения, в основе которой лежит понимание неразрывной связи, единства двух миров - человека и среды его обитания» [1]. По мнению ученых, мироощущение человека находится в зависимости от окружающего его исторического, культурного и эстетического пространства, в связи с чем необходимо, чтобы среда, начиная от интерьера, оборудования, рабочего места и т.п., соответствовала эстетическим требованиям, была экологичной и способствовала развитию профессиональных компетенций личности.

Возможности информационных технологий и информационной среды исследовали Ю.Г. Баскин Я.А. Ваграменко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, И.Г. Захарова, Е.Ю. Журавлева, А.В. Хуторской и А.И. Экштейн и др. А.Р.

124

Камалеева, Р.Х. Гильмеева , Р.Р. Хадиуллина дают определение информационно-образовательной среды (ИОС) вуза физической культуры как организованного пространства, имеющего в своей основе интеграцию составляющих его компонентов («традиционно-информационной, виртуальной образовательной и социально-коммуникативной сред»), с оптимальным применением традиционных, дистанционных форм обучения, направленных на обеспечение «учебно-познавательного и социально-коммуникативного процессов в соответствии с тренировочно-соревновательной деятельностью студентов-спортсменов» [16].

Материалы исследования. В нашем понимании социально-воспитательная среда образовательной организации (экосистема) - динамично развивающаяся и взаимосвязанная сеть образовательных пространств, состоящая из индивидуальных траекторий студента, которые создают возможности для получения знаний и компетенций в процессе воспитательной и образовательной деятельности, в процессе интеграции образования в процессы социально значимой деятельности, организованной в среде образовательной организации. Экосистема объединяет внешнее пространство (вуз - открытое сообщество), групповое пространство, местное и индивидуальные пространства. Воспитательная среда вуза является еще и «полем для проектировочной деятельности», в процессе которой можно конструировать ситуации близкие к будущей профессиональной деятельности и формирующей «сопричастность к историко-культурному наследию страны» [17].

На основании решения задач, представленных в структурно-функциональной модели формирования гражданской устойчивости студентов в процессе социально значимой деятельности, нами создана покомпонентная структура социально-воспитательной среды образовательной организации на основе принципов целостности, системности, структуризации, прогнозирования, саморазвития, мотивационного обеспечения проектирования социально значимой деятельности, связи процессов интериоризации и экстериоризации, ценностного отношения, гуманизации. Ее обобщенный компонентно-элементный состав можно представить в следующем виде:

- ценностно-содержательный компонент (история, миссия, основанные на традиционных российских ценностях; пропаганда наследия Универсиады; концепция и программа воспитательной работы Университета);

- событийно-деятельностный компонент (интеграция образовательной и социально значимой деятельности; международные и всероссийские студенческие и спортивные мероприятия, проходящие на базе Университета; участие в зимней и летней Всероссийских Универсиадах; взаимодействие с внешними социальными партнерами; студенческое самоуправление);

- пространственно-эстетический компонент (современная эстетичная инфраструктура, ориентированная на воспитание спортсменов и тренеров высокого уровня; материально-техническое оснащение; проект «Здоровый кампус»; зоны отдыха по интересам)

- информационно-медийный компонент (информационно-образовательная система ЭСБУС, медиа-центр, сообщества в социальных сетях, портфолио студентов).

Нами смоделирована социально-воспитательная среда организации высшего образования, состоящая из четырех вышеназванных компонентов, в каждом из которых мы выделяем координационную и мотивационную составляющие.

В ценностно-содержательном компоненте координирующая составляющая представлена следующим образом: создание символики Университета; пропаганда нематериального наследия Универсиады, изучение истории российского спорта через олимпийские состязания и фестивали; организация музейной работы; поэтапная многоуровневая система подготовки будущих специалистов в университетской траектории: «комплексная спортивная школа - колледж -бакалавриат - магистратура - аспирантура»; использование дуальной системы обучения; организационно-методическое наполнение учебного процесса и внеучебной деятельности содержанием гражданской направленности; разработка и реализация Программы воспитательной работы Университета и плана мероприятий воспитательной работы по формированию гражданской устойчивости; ведение курса публичных лекций о гражданственности; интеграция в образовательный процесс общественных, социальных и спортивных проектов (работа волонтеров при проведении предметных олимпиад школьников, работа в летних спортивных лагерях тренерами и педагогами, судейство детских спортивных соревнований).

Мотивирующая составляющая ценностно-содержательного компонента представляет набор следующих характеристик: развитие системы ценностных ориентаций, убеждений на основе традиционных российских ценностей (когнитивно-аксиологический компонент формирования гражданской устойчивости); возможность из первых уст узнать интересные факты из истории становления известных людей (деятельностно-смысловой компонент формирования гражданской устойчивости); развитие у студентов внутренней мотивации к участию в социально значимой деятельности через принятие общероссийских ценностей, идентификацию себя с родиной (когнитивно-аксиологический компонент формирования гражданской устойчивости в процессе социально значимой деятельности); развитие эмоционально-волевых качеств личности студентов (эмоционально-ценностный компонент формирования гражданской устойчивости); развитие рефлексивных качеств личности (оценочно-рефлексивный компонент формирования гражданской устойчивости).

В событийно-деятельностном компоненте координационная составляющая предполагает: работу Центра психолого-педагогического мониторинга девиаций; добровольческую деятельность в Центре гуманитарной помощи; работу Лиги судей и волонтерского штаба; взаимодействие студенчества через Специальную спартакиаду с лицами с инвалидностью и ОВЗ; встречи с Героями нашего времени (участниками боевых действий, героями труда, спортсменами, общественными деятелями) в рамках лектория в Информационно-ресурсном центре; участие в

126

качестве спортсменов, волонтеров, организаторов в международных и всероссийских студенческих и спортивных мероприятиях, проходящих на базе Университета, участие в зимней и летней Всероссийских Универсиадах; организацию работы Школы кураторов, Школы студенческого актива, тьюторов; предоставление широкого выбора возможностей участия в социально значимых проектах, реализуемых социальными партнерами.

Мотивирующая составляющая событийно-деятельностного компонента отражает: возможность участия в Международных спортивных и общественных проектах в стенах родного вуза, возможность составления личного портфолио (деятельностно-смысловой компонент формирования гражданской устойчивости); формирование чувства сопричастности к значимым для родины событиям (эмоционально-волевой компонент формирования гражданской устойчивости); повышение конкурентности среди студентов (когнитивно-аксиологический компонент формирования гражданской устойчивости); развитие коммуникативных навыков, получение возможности общения во внешней среде с социальными партнерами (эмоционально-волевой компонент формирования гражданской устойчивости); участие в волонтерской деятельности с целью самосовершенствования коммуникативных навыков, организаторских и лидерских компетенций (деятельностно-смысловой компонент формирования гражданской устойчивости) [18]; развитие навыков критического мышления через организацию дебатов и диспутов (деятельностно-смысловой компонент формирования гражданской устойчивости); утверждение в правильности верного профессионального выбора (рефлексивно-оценочный компонент формирования гражданской устойчивости); осознание мотива участия в социально значимой деятельности (рефлексивно-оценочный компонент формирования гражданской устойчивости).

В пространственно-эстетическом компоненте координирующая составляющая в условиях организации социально значимой деятельности включает следующие средства: объекты, на базе которых реализуются социально значимые проекты: Центр волонтеров, Центр гуманитарной помощи, Центр карьеры и трудоустройства, Бюро социальной помощи; зоны гражданственности и патриотизма: Информационно-ресурсный центр, в котором проходят встречи с Героями нашего времени, сменные выставки, посвященные памятным датам истории России; холл с фотографиями олимпийцев-выпускников Университета, Музей истории Универсиады и Университета, памятный уголок воинов-героев; природная зона: аллея флагов, стадион, где проходят значимые массовые мероприятия с обязательным использованием символики и гимна России.

Мотивирующая составляющая пространственно-эстетического компонента представляет набор следующих характеристик: развитие эмоционального отношения к историческому прошлому страны посредством пространственно-эстетического окружения и побуждение к активному участию в общественной жизни (эмоционально-волевой компонент формирования гражданской устойчивости студентов); развитие способности выстраивать личную траекторию

развития в стенах вуза и в общении с социальными партнерами (рефлексивно-оценочный компонент формирования гражданской устойчивости студентов).

Современное образование характеризуется активным использованием информационных технологий, но кроме цифровой грамотности молодому поколению необходимо ориентироваться в информационно-медийной среде. Важно формировать информационную культуру и как часть информационной -медийную культуру. Информационно-медийная среда - открытая, популярная среди молодежи среда, в которой происходит формирование таких качеств, как активность, медиаграмотность, умение излагать кратко и емко свои мысли, способность к решению четких творческих задач, коммуникабельность, гражданская этика - все, что необходимо интеллектуальной современной личности.

Координирующая составляющая информационно-медийного компонента формирования гражданской устойчивости в условиях социально значимой деятельности включает: вариативные формы организации воспитательной работы и участия в общественных делах; электронные формы оценивания личностных достижений студентов; планирование, координацию и контроль индивидуальной и групповой деятельности; программы тренингов, кураторских часов, лекториев; функционирование студенческого медиацентра: работу пресс-атташе команд, ведение аккаунтов в социальных сетях.

Мотивирующая составляющая информационно-медийного компонента формирования гражданской устойчивости в условиях социально значимой деятельности включает: участие студентов в социально значимой деятельности с использованием информационно-медийных инструментов, соответствующей личной траектории развития (деятельностно-смысловой компонент формирования гражданской устойчивости); формирование чувства гражданской сопричастности к медийным событиям (рефлексивно-оценочной компонент формирования гражданской устойчивости); устойчивость к фейковой информации и деструктивной пропаганде (эмоционально-волевой компонент формирования гражданской устойчивости); развитие навыка самопрезентации личных достижений студентов (рефлексивно-оценочной компонент формирования гражданской устойчивости).

Обогащение социально-воспитательной среды нами осуществлялось с помощью авторского комплекса интегрированных занятий «Здоровая среда» [19]. Данный комплекс сочетает в себе и проектную деятельность, и вовлечение в образовательно-воспитательный процесс сторонних, внешних спикеров -выдающихся спортсменов, героев труда, боевых действий, лидеров общественного мнения, деятелей культуры и искусства. «Здоровая среда» построена на основе интеграции образовательно-воспитательной и социально значимой деятельности, организации социально-воспитывающей среды. «Здоровая среда» имеет двоякий смысл: с одной стороны, это создание образовательно-воспитательной среды с элективными микросредами, наполненной спортивными, оздоравливающими, социальными, гражданско-патриотическими активностями, в которой каждый

участник образовательно-воспитательного процесса найдет дело, которое наиболее подходит с учетом разумного смысла и творческого самоопределения. С другой стороны, каждая третья среда месяца организована по отдельному расписанию, которое включает поточные лекции по гражданскому воспитанию «Непростые разговоры», обучающие семинары по выбору карьеры, здоровому образу жизни, самоменеджменту. В информационно-ресурсном центре проходят встречи с приглашенными Героями России (героями труда, боевых действий, общественными деятелями спортсменами, тренерами и др.). Для студентов, увлекающихся культурой, творчеством, - организуются встречи с творческими людьми в музыкально-литературной гостиной. Во второй половине дня работают мастер-классы, тренинги для кураторов групп - в Школе куратора, для студентов -в Школе актива. В течение всего дня, по отдельному графику, проходят спортивные соревнования среди студентов и преподавателей в рамках внутривузовской Спартакиады. Практическая значимость внедренного интегрированного комплекса «Здоровая среда» состоит в том, что данный комплекс систематизирует воспитательную работу со студентами в вузе, способствует практикоориентированности образовательного и воспитательного процессов, расширению влияния знаний на практическую деятельность.

Заключение. Созданная социально-воспитательная среда образовательной организации может быть охарактеризована как организованная система взаимосвязанных социальных, общественных, культурных пространств, специально организованных индивидуальных и групповых траекторий студентов, когда в результате взаимодействия субъектов образовательного процесса происходит формирование гражданской идентичности и устойчивости.

Покомпонентная структура социально-воспитательной среды образовательной организации раскрывает возможности для освоения новых знаний и компетенций в процессе воспитательной и образовательной деятельности, путем интеграции образования в социально значимые проекты. Таким образом, высшие учебные заведения являются формой общественной жизни, которые формируют «привычки», а в дальнейшем влияют на культурную стабильность страны и социальную общность народа [20].

В результате взаимодействия всех субъектов образовательного и воспитательного процесса формируется гражданская устойчивость к любым провокациям и деструктивным проявлениям. Традиционные российские ценности: жизнь, достоинство, созидательный труд, патриотизм, гражданственность, взаимопомощь, взаимоуважение и др. становятся культурным кодом молодого человека. Предложенная модель может использоваться при организации воспитательной работы в организациях высшего образования.

Список источников:

1. Бенин, В.Л. Культурологическая компетентность субъекта профессионально-педагогической деятельности [Электронное издание]: учеб.пособие для студентов и преподавателей высшей школы. 4-е изд. , стер. М.:ФЛИНТА, 2021. - 299 с. znanium.ru

2. Большой энциклопедический словарь, Магия слов. Словари, my-dict.ru>dic/bolshoy-enciklopedicheskiy-slovar/ (дата обращения 13.12.2023 г.)

3. Педагогический терминологический словарь - коллекция словарей и энциклопедий, Gufo.me>dict pedaqoqy_terms (дата обращения 13.12.2023 г.)

4. Словари и энциклопедии на Академике, Экологический словарь, ecoloq.academic.ru (дата обращения 13.12. 2023 г.)

5. Фоминых, Н.Ю., Койкова, Э.И., Бубенчикова, А.В. Образовательная среда как экосистема / Н.Ю. Фоминых, Э.И. Койкова, А.В. Бубенчикова // Мир науки, культуры, образования, 2021. - №3. - С. 293.

6. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании: Диссертация на соискание доктора педагогических наук / Мануйлов Ю.С. Москва, 1997. 193 с.

7.Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. М.; Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. -157 с.

8. Хейдметс, М. Субъект, среда и границы между ними//Психология и архитектура, т.1. Тезисы конференции в Лохусалу (ЭССР), 25-27 января 1983 г. Под ред. Т. Нийта. М. Хейдместа, Ю. Круусвала. Таллин, 1983. - C. 61-63.

9. Антонова, М.В. Нравственные установки и ориентиры студенчества Мордовского государственного педагогического университета // Гуманитарные науки и образование. - 2021. -Том 12. - №1. - С. 7-12.

10. Люлюшин А.А., Плеханова Л.П. О проблемах патриотического воспитания современной молодежи средствами киноискусства (на примере деятельности липецкого киноклуба «Ностальгия») // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2023. - №2 (27). - C. 58-67.

11. Ясвин, В.А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам / В.А. Ясвин // Журнал Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, 2018. - №1. - С. 80-90.

12. Ясвин, В.А. Экологическая психология образования как направление психолого-педагогической науки / В.А. Ясвин // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. - № 4 (26) 2013. - С. 42-49.

13. Ясвин, В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление/ В.А. Ясвин. М.: Народное образование, 2019. - 448 с.

14. Мудрик, А.В., Никитская, Е.А. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность, Образование. Наука. Научные кадры. №2. - 2021. -С. 224-230.

15. Сидорова, Н.В. Оценка компонентов образовательной среды вуза (на примере ИРНИТУ) // Социальная компетентность, 2020. - Т.5. - №3. - С.408-418.

16. Камалеева, А.Р. Теоретико-методические аспекты повышения комфортности виртуальной образовательной среды вуза физической культуры / А.Р. Камалеева, Р.Х. Гильмеева, Р.Р. Хадиуллина // Alma mater = Вестник высшей школы, 2016. - № 3. - С. 5662.

17. Коротков, А.М., Макарова, И.А. Воспитательная работа в современном педагогическом вузе: приоритетные направления / А.М. Коротков, И.А. Макарова // Нижегородское образование, 2022. - № 4. - С. 12-18.

18. Рахматулина, Б.Р. Педагогические условия формирования гражданственности подростков в добровольческих (волонтёрских) трудовых бригадах: автореферат диссертация кандидата педагогических наук. Майкоп, 2021. - 27 с.

19. Гречанникова, Н.В. Комплекс интегрированных занятий «Здоровая среда» как форма гражданского воспитания студентов вуза, Сборник II Всероссийской конференции «Физическая культура и спорт как одно из основных направлений молодежной политики в РФ», Москва, 2023.

20. James Campbell, Higher Education Mediating Institutions and Habit, Social and Behavioral Sciences 123, Deakin University, Burwood, Australia, 2014. -P. 422-432.

References

1. Benin, V.L. Cultural competence of the subject of professional and pedagogical activity [Electronic edition]: textbook. a manual for students and teachers of higher education. 4th ed., ster. M.:FLINT, 2021. - 299 p. znanium.ru. (in Russian)

2. A large encyclopedic dictionary, the magic of words. Dictionaries, my-dict.ru >dic/bolshoy-enciklopedicheskiy-slovar/ (accessed 13 December 2023). (in Russian)

3. Pedagogical Terminology Dictionary - a collection of dictionaries and encyclopedias, Gufo.me>dict pedaqoqy_terms (accessed 13 December 2023). (in Russian)

4. Dictionaries and encyclopedias on the Academic, Ecological Dictionary, ecoloq.academic.ru (accessed 13 December.2023). (in Russian)

5. Fominykh, N.Y., Koikova, E.I., Bubenchikova, A.V. Educational Environment as an Ecosystem. World of Science, Culture, Education, №3, 2021. - 293p. (in Russian).

6. Manuylov, Y.S. The average approach to education, doctor of science dissertation, Moscow, 1997. (in Russian)

7. Manuylov, Y.S. Environmental approach to education - 2nd edition, revised, M.: N. Novgorod, Publishing House of the Volga-Vyatka Academy of Public Administration, 2002. - 157 p. (in Russian).

8. Heidmets, M. Subject, environment and boundaries between them // Psychology and architecture, vol. 1. Abstracts of the conference in Lohusalu (ESSR), January 25-27, 1983. Ed. T. Niita. M. Heidmesta, J. Kruusvala. - Tallinn, 1988. - pp. 61-63. (in Russian)

9. Antonova, M.V. Moral attitudes and guidelines of the students of the Mordovian State Pedagogical University // Humanities and education. - 2021. - Volume 12. - No. 1. - pp. 7-12. (in Russian)

10. Lyulyushin A.A., Plekhanova L.P. On the problems of patriotic education of modern youth by means of cinematography (on the example of the Lipetsk film club "Nostalgia") // Humanitarian studies of Central Russia. - 2023. - №2 (27). - C. 58-67. (in Russian)

11. Yasvin, V.A. Research of Educational Environment in Russian Psychology: From Methodological Discussion to Empirical Results, article in Journal of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Pedagogical University, #1 2018. - pp.80-90. (in Russian)

12. Yasvin, V.A. Ecological psychology of education as a field of psycho-pedagogical science, MSPU Bulletin, No.4, 2013, p.42-49. (in Russian)

13. Yasvin, V.A. School environment as a subject of measurement: expertise, design, management/ V.A. Yasvin. M.: Public education, 2019. 448 p. (in Russian)

14. Mudrik, A.V., Nikitskaya, E.A. Education in the context of human socialization: a retrospective and pedagogical reality, Education. Science. Scientific staff. No.2. 2021. pp. 224-230. (in Russian)

15. Sidorova, N.V. Assessment of the components of the educational environment of the university (on the example of IRNTU) // Social competence, 2020. - Vol.5, No. 3. - pp. 408-418. (in Russian)

16. Kamaleeva, A.R., Gilmeeva, R.Kh., Khadiullina, R.R. Theoretical and methodological aspects of enhancing the comfort of virtual educational environment of physical education university: IPPPO, Kazan, journal № 3, 2016. - pp.56-62.

17. Korotkov, A.M., Makarova, I.A. Educational work in a modern pedagogical university: priority directions, Nizhny Novgorod Education magazine, No. 4, 2022. - pp. 12-18. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Rakhmatullina, B.R. Pedagogical conditions for the formation of citizenship among adolescents in voluntary (volunteer) labor teams: dissertation for candidate of pedagogy. Sciences, Maykop, 2021. (in Russian)

19. Grechannikova, N.V. A set of integrated classes "Healthy Environment" as a form of civic education for university students., Collection of the II All-Russian Conference "Physical Culture and Sports as one of the main directions of youth policy in the Russian Federation", Moscow, 2023. (in Russian)

20. James Campbell, Higher Education Mediating Institutions and Habit, Social and Behavioral Sciences 123, Deakin University, Burwood, Australia 2014, pp. 422 - 432.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 31.07.2023; одобрена после рецензирования 18.01.2024; принята к публикации 15.03.2024.

The article was submitted 31.07.2023; approved after reviewing 18.01.2024; accepted for publication 15.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.