Научная статья на тему 'Проектная деятельность в системе работы педагога - психолога'

Проектная деятельность в системе работы педагога - психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4496
594
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА / МЕТОДЫ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матяш Н. В.

На основе теоретического анализа углублено и расширено представление о проектной деятельности педагога-психолога, дано обоснование ее структуры и содержания применительно к практике психологического проектирования. Проектная деятельность рассмотрена в ряду методов активного социально-психологического обучения как методического инструментария деятельности педагога-психолога. На примере проектирования социально-психологического тренинга по развитию профессиональных представлений старшеклассников раскрыт развивающий потенциал проектной деятельности и возможность ее эффективного использования в работе педагога-психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в системе работы педагога - психолога»

УДК-159

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

Н.В. Матяш

На основе теоретического анализа углублено и расширено представление о проектной деятельности педагога -психолога, дано обоснование ее структуры и содержания применительно к практике психологического проектирования. Проектная деятельность рассмотрена в ряду методов активного социально-психологического обучения как методического инструментария деятельности педагога-психолога. На примере проектирования социально-психологического тренинга по развитию профессиональных представлений старшеклассников раскрыт развивающий потенциал проектной деятельности и возможность ее эффективного использования в работе педагога -психолога.

Ключевые слова: проектирование, проектная деятельность педагога-психолога, методы активного социально-психологического обучения, тренинг по развитию профессиональных представлений старшеклассников.

Научная проблема. Представления о проектировании и термин «проектирование» получили широкое распространение в различных видах общественной деятельности. Теоретические и при -кладные исследования в области проектирования обозначены в нескольких направлениях: как вид деятельности (Г.П. Щедровицкий, И.И. Ляхов, В.Ф. Сидоренко, В.А. Моляко и др.); как элемент профессиональной деятельности (О.И. Генисаретский, A.A. Добряков, H.H. Нечаев, А.Г. Раппопорт, Дж.К. Джонс, Т. Мальдонадо, K.M. Кантор, Л. Толд и др.); как компонент системы административно-планового управления изменениями в социальной среде, социальное проектирование (Г. А. Анто-нюк, М.А. Аитов, Т.М. Дридзе, В.И. Курбатов,В.А. Луков, М.В. Розин и др.); как вид образовательной практики (С.Т. Шацкий, П.Ф. Каптерев, Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Дж. Питт, Ю.Г. Громыко, В.В. Рубцов, H.A. Зимняя, ГЛ. Ильин, В.И. Слободчиков, И.А. Сасова. М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, К.Н. Поливанова, Е.С. Полат, М.В. Хохлова и др.); как средство развития личности (Л.А. Ре-гуш,

В.А. Моляко, Н.В. Матяш, K.M. Поливанова и др.).

Несмотря на широкую представленность исследований по проектированию и проектной деятельности, в профессиональной практике педагога-психолога данный вид деятельности не нашел своего достаточного отражения.

Общая характеристика проектной деятельности педагога-психолога. Проектную деятельность педагога-психолога мы определяем как совокупность профессиональных действий, заключающихся в достижении сознательно поставленной цели по исследованию и разрешению психолого-педагогических задач, направленных на развитие субъектов образовательного процесса.

Проектная деятельность педагога-психолога, выступая в качестве особой формы его профессиональной деятельности, содержит как общие, так и специфические признаки проектной деятельности: цель проектирования; предмет проектирования; объект, на который направлена проектная деятельность; технология (алгоритм) проектной деятельности как совокупность операций, действий, процедур; методы проектирования; средства проектирования; условия; результат.

Цель проектной деятельности педагога-психолога можно определить как создание специфического психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психологические проблемы и задачи. Объектом проектной деятельности педагога-психолога выступает сфера действительности, некоторая область жизни - образовательная среда, участники образовательного процесса, по отношению к чему будут выполнены преобразующие действия. Предметом проектной деятельности педагога - психолога является замысел проекта, его идея. Предмет анализируемой деятельности может быть специфичен: с одной стороны, он индивидуален, выражает персональную позицию психолога, его видение проектной ситуации, с другой, профессиональная деятельность психолога может быть ограничена установками, социальными ожиданиями, этическими принципами, что, в свою очередь, влияет на замысел проектной деятельности.

Субъектом психологического проектирования может быть человек или группа людей, целью сознательной активности которых выступает проект как некоторое описание будущего объекта. Если в

качестве субъекта выступает сам психолог, то следует рассматривать такие важные для него качества, как определенный опыт проектирования, возможности получения и переработки информации, важной для проектной деятельности, умения реализовывать проектные действия.

Продуктом проектной деятельности педагога-психолога может быть решение конкретной психологической проблемы (отношения между участниками образовательного процесса, отставание в учебной деятельности, проблемы в учебной дисциплине, процессы саморазвития и др.).

Алгоритм проектной деятельности предполагает ряд последовательных этапов: исследовательский (подготовительный), технологический, заключительный. На каждом этапе исследователь решает определенные задачи. В.И. Слободчиков выделяет следующие типы работ и основные шаги проектирования:

- концептуализация (разработка концепции проектируемого преобразования);

- программирование (совокупность необходимых видов деятельности в их логической и временной последовательности);

- планирование действий по реализации проекта, включающее в себя обозначение видов разработок, реальные задачи, исполнителей, конечные результаты, их потребителей;

- практическая реализация замысла (целенаправленное формирование особого вида ресурсов: интеллектуально-волевого, нравственно - позиционного, управленческого, профессионально - деятельносгного и

др.)

Указанные структура и этапы проектной деятельности могут быть развернуты во всех направлениях деятельности педагога-психолога (консультирование, диагностика, коррекционная работа, психологическое просвещение). Включение проектной деятельности в арсенал методических форм групповой работы психолога позволяет комплексно подойти к анализу проблемных ситуаций практической деятельности и осуществить адекватный выбор способов их решения, обогащает профессиональную деятельность и способствует раскрытию потенциала субъектов психологического взаимодействия.

Применение проектного метода в активном социально - психологическом обучении. Организация практики активного социально-психологического обучения как направления деятельности педагога-психолога на основе проектного метода заключается в построении программы и последующей ее реализации в соответствии с этапами проектной деятельности.

Этапы выполнения проекта как метода активного социально-психологического обучения имеют следующее содержание.

Исследовательский этап включает в себя выявление основных психологических проблем участников группы, выбор и обоснование теоретического направления, конкретного метода активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия, имитационная игра, социально-психологический тренинг), составление программы практической работы. Программа может создаваться по запросам отдельных организации, по результатам диагностики сотрудников того учреждения, где работает психолог, школьников и т.д. Обоснование программы включает также выбор психологического инструментария для текущей диагностики, основных приемов и упражнений в работе с группой. При составлении программы педагог-психолог может обратиться к собранному «банку проектов», включающему данные по предыдущим программам, различные задания и упражнения, психотехнические приемы.

Технологический этап выполнения проекта применения выбранного метода включает непосредственное проведение групповых занятий. Они могут быть построены в традиционном ключе или соответствовать какому-либо авторскому направлению тренинга, дискуссии. Практическая деятельность на занятии может быть серией упражнений, рассмотрением реальной ситуации, ролевой игрой. Содержание занятия должно побуждать участников к активному включению в работу.

На технологическом этапе апробируются и корректируются положения выработанной про -граммы занятий в соответствии с потребностями участников. Какими бы привлекательными ни выглядели задания и упражнения на стадии разработки программы, они могут не соответствовать настроению участников группы, их актуальным проблемам.

Заключительный этап реализации проекта групповой работы содержит анализ и рефлексию преобразовательной психологической деятельности, подведение итогов, оценку полученных результатов.

На заключительном этапе в процесс подведения итогов включаются все участники групповой работы, именно здесь психолог имеет возможность получить массированную итоговую обрат -ную связь, в дополнение к текущей обратной связи, предусмотренной заданиями и упражнениями. Члены группы могут выразить свое мнение относительно выполненного проекта, степень удовле-

творенности участием в групповой работе, сформулировать свои пожелания и предложения для дальнейшей работы психолога.

Для самоанализа проделанной работы психолог должен поставить перед собой вопросы, касающиеся всех сторон состоявшихся занятий:

- В чем были достоинства и недостатки разработанной программы?

- Какие упражнения и задания не удалось использовать и почему?

- Какие упражнения и задания пришлось ввести дополнительно в содержание занятий? Какой эффект они имели?

- Какие приемы включения участников в работу оказали наибольшее воздействие?

- Что можно в следующий раз сделать иначе? и другие вопросы.

Анализ результатов и их оценка необходимы для конструктивных изменений в случае дальнейшего использовании разработанной программы, накопления опыта проектирования групповых форм работы, изменений профессиональной позиции самого психолога-тренера в отношении собственной деятельности.

Проектный подход в социально-психологическом тренинге по развитию профессиональных представлений старшеклассников. Психологическая работа по формированию готов -ности старшеклассников к профессиональному самоопределению предполагает развитие у юношей внутренней готовности к осознанному планированию, корректировке и реализации своих жизненных планов и перспектив (Н.С. Пряжников). При этом конкретный профессиональный выбор может рассматриваться как один из элементов профессионального самоопределения вообще, а также как одно из упражнений для формирования способности к последующим профессиональным выборам, которые могут быть необходимы на протяжении жизненного пути личности. Как отмечает И.В. Дубровина, общепринятое положение о том, что обращенность в будущее является одной из главных черт личности старшеклассника, еще не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив.

Проблема проектирования жизненного и профессионального будущего в юношеском возрасте в современной психологической теории и практике является активно разрабатываемым направлением в рамках различных психологических школ. Проектный подход обнаруживает в этой области свои достоинства и преимущества, помогает успешно решать комплексные задачи жизненного и личностного самоопределения старшеклассников.

Социально-психологический тренинг по развитию профессиональных представлений направлен на формирование у старшеклассников полного и целостного представления о себе, развитие потребности в познании других людей, адекватного понимания самого себя как будущего профессионала, субъекта трудовой жизнедеятельности, о сферах профессиональной деятельности, состоянии современного рынка труда и образовательных услуг.

Независимо от количества занятий коррекционно-развивающую работу профориентационной направленности со старшеклассниками, целесообразно подчинить следующей логике построения: познание себя ^ принятие себя^ проектирование себя. Цель тренинга - создать коррекционно-развивающее пространство, в котором актуализируются процессы личностного и профессионального самоопределения. Проектные ситуации позволяют подойти к решению личностно-важных для старшеклассников вопросов: «Чего я на самом деле хочу?», «Что я реально могу в силу полученной подготовки и своих способностей?», «Что я буду делать?». В ходе тренинга происходит осознание юношами дефицита собственных личностных ресурсов и средств самоорганизации относительно тех новых горизонтов своего развития, которые намечены в процессе проектирования жизненного и профессионального будущего.

Первый блок занятий (исследовательский этап) направлен на развитие представлений юношей о себе в целом и о профессионально важных качествах личности. Каждая проектная ситуация требует от ее участников определенного мужества, поскольку любое значительное изменение становится возмож-ным лишь при условии предварительной проблематизации имеющихся мыслительных представлений и деятельностных средств. Платой за развитие является разрушение устоявшегося образа своего «Я», и потеря на некоторое время образа «успешного будущего», не подкрепленного реальными основаниями и личностными ресурсами. В ходе планирования жизненной и временной перспективы происходит анализ социальной ситуации развития, выявление основных личностных параметров и ограничений, важных преимуществ и достоинств для достижения тех или иных жизненных целей.

Первый этап, наиболее длительный и трудоемкий, завершается выработкой проектного решения, т.е. принятием себя и осознанием индивидуальных особенностей, возможностей.

Второй этап проектирования - технологический, предполагает выполнение определение конкретных действий по реализации замысла самоопределения: изучение требований к профессиям, выявление профессиональных ограничений, выбор места обучения, выполнение профессиональных проб, прогнозирование профессиональной карьеры. Этот этап проектирования по преимуществу носит практико-ориентированный характер.

Технологический этап направлен на формирование каждым участником своей профессиональной и жизненной траектории, преследует цели развития представлений о себе как будущем профессионале. Юноши актуализируют приоритеты своих интересов, склонностей и способностей, свои возможности и свои проблемы, готовят программу своего профессионального и лич-ностного саморазвития, подытоживают и соорганизуют цели, задачи, зоны актуального для них развития и личностные возможности. Данный этап развивает представления о профессиональном будущем и может включать задания типа: «Мое профессиональное будущее», «Десять лет спустя» ит.д.

Важным шагом на данном этапе проектирования является выполнение профессиональных проб, способствующих формированию профессионального самосознания, отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Профессиональная проба - это профиспыта-ние или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный процесс, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. В зависимости от первоначальной трудовой подготовки, накопленного социального и трудового опыта, проявленных интересов, профессиональные пробы могут быть разных уровней сложности: от простых исполнительских действий до включения элементов интеллектуального труда (работа с чертежами, технологической документацией, справочной литературой, расчет по известным формулам, анализ выполненного задания и др.). Содержание профессиональных проб может корректироваться с учетом материально-технической оснащенности, производственного окружения, местных и региональных условий, национальных и культурных традиций. Профессиональные пробы могут быть организованы по основным сферам профессиональной деятельности: «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - художественный образ», «Человек - знаковая система», «Человек - человек». Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе группы. При этом важно предусмотреть, чтобы все участники попробовали свои силы во всех типах профессий. Кроме обучающей и развивающей функции, профессиональные пробы способствуют формированию адекватной самооценки уровня готовности к профессиональному само -определению.

Технологический этап проектной деятельности завершается выявлением индивидуальных характе -ристик, выбором сферы профессиональной деятельности, конкретизацией жизненных планов.

Заключительный этап проектирования предполагает контроль собственной деятельности, самооценку, оформление проекта и его защиту.

На данном этапе участники, прежде всего для себя, подводят итоги продвижения в общем процессе личностного становления; в процессе профессионального становления, собственного самоопределения. Во время «сборки» каждый участник осуществляет попытку многофокусного ана-лиза хода профессионального и жизненного проектирования.

Кроме того, предстоит защита проекта в группе. Перед участниками группы необходимо аргументировано изложить собственную точку зрения, обрисовать перспективы и пути их достижения.

Построение тренинга развития профессиональных представлений с использованием проектного метода дает возможность активизировать процессы личностного и профессионального роста старшеклассников, показывает новые возможности работы практического психолога в данной сфере.

Выводы. Проектная деятельность в структуре профессиональной практики педагога-психолога, с одной стороны, является способом организации образовательного пространства, в котором роль педагога-психолога определяется функциями управления и коррекции деятельности и личностных изменений субъектов образовательного процесса, с другой, средством развития собственных профессиональных качеств и реализации профессиональных планов.

Как метод активного социально-психологического обучении проектная деятельность содержит колоссальный развивающий потенциал, позволяющий педагогу-психологу эффективно решать профессиональные задачи.

On the basis of theoretical analysis the notion of educational psychologist project activity is specified and extended, its structure and content are defined as applied to practice of physiological projecting. Project activity is considered alongside with active social-psychological education methods as methodological tools of educational psychologist performance. Developing potential of project activity and possibility to use it effectively in the work of an educational psychologist is revealed by example of social-psychological training aimed at developing senior pupils' ideas for future career.

The key words: projecting, project activity of an educational psychologist, active social-psychological education methods, training to develop senior pupils' career ideas.

Список литературы

1. Громыко, Ю.В. Исследование и проектирование в образовании// Школьные технологии. 2005. №2. С.66-69

2. Матяш Н.В. Проектная деятельность в работе практического психолога образования. /Материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2003. Т. 5. С. 337-339.

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение. 2008. 192с.

4. Практическая психология образования /Под ред И.В. Дубровиной. СПб: Питер, 2004 592с.

5. Слободчиков, В.И. Инновационное образование // Школьные технологии. 2005. №2. С.4-11

6. Фещенко Е.М. Обучение психологов-практиков проектной деятельности // Вестник Брянского государственного университета. № 1: Психология. Образование. Педагогика. Брянск: Издательство БГУ, 2004. С. 28-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.