Научная статья на тему 'Проектная деятельность в поле информационно-знаниевой системы при обучении языку специальности'

Проектная деятельность в поле информационно-знаниевой системы при обучении языку специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / студенты вуза / иностранный язык для профессиональных целей / метод / технология / project / university students / foreign language for professional purposes / method / technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Мухортова

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности студентов вуза при обучении иностранному языку для профессиональных целей с применением информационно-знаниевой среды учебного заведения. Обоснована необходимость активного вовлечения студентов разного уровня иноязычной подготовки в осуществление проекта на основе использования шести «П» (Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация – Портфолио). Обозначена роль преподавателя иностранного языка в ходе осуществления проектной деятельности, а также предложен ряд рекомендаций для более эффективного осуществления данного вида обучающей технологии. Автор приходит к выводу о том, что можно говорить о формировании творческо-образовательного пространства, которое помогает и в ходе воспитания обучающихся, и в развитии субъекта конкретного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. А. Мухортова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT LEARNING IN THE FIELD OF THE INFORMATION-KNOWLEDGE SYSTEM IN LSP

The article concerns the organization of the project learning in training a foreign language for professional purposes with university students using the information-knowledge system of the educational institution. The necessity of the active involvement of students with different levels of foreign language training in the implementation of the project based on the use of six “P” (Problem – Planning – Information Search – Product – Presentation – Portfolio) is justified. The teacher’s role in the course of implementation of project activities in a foreign language is outlined, as well as a number of recommendations for a more effective usage of this type of teaching technology are proposed. The author comes to the conclusion that it is possible to talk about the formation of a creative and educational space in universities, which helps both in the course of education of students, and the development of the subject of a particular society.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в поле информационно-знаниевой системы при обучении языку специальности»

References

1. Ahmetov R.S. Osobennosti motivacii kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii k fizkul'turno-sportivnoj i professional'noj deyatel'nosti. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2017; № 6 (148): 23 - 28.

2. Komarovskaya E.L., Markelov V.V. Vliyanie zanyatij sportom na integraciyu svojstv lichnosti. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2012; № 1: 35 - 37.

3. Makeeva V.S., Barkalov S.N., Aldoshin A.V. Fizicheskaya podgotovka kursantov zhenskogo pola, obuchayuschihsya v vuzah MVD Rossii, napravlennaya na razvitie professional'no-vazhnyh kachestv. Pedagogicheskijzhurnal. 2017; T. 7, № 2A: 26 - 35.

4. Val'chuk N.K., Savenko A.V., Romanov D.A. Fizicheskaya kul'tura lichnosti studenta kak resurs ego zhiznedeyatel'nosti. 2013; № 10 (104): 32 - 35.

5. Kuznecova O.V. Lichnostnye determinanty 'effektivnosti sluzhebnoj deyatel'nosti zhenschin-sotrudnikov organov vnutrennih del. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2016; № 2 (65): 37 - 40.

6. Kuklenkova Yu.A., Golik N.M. Zhenschiny i armiya: specifika adaptacii. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-'ekonomicheskih nauk. 2013; T. 7, № 4-1: 52 - 53.

7. Latova N.V., Latov Yu.V. Metodologiya institucional'nogo analiza social'nogo neravenstva v dostupe k andragogicheskomu obrazovaniyu. TERRA ECONOMICUS. 2010; T. 8, № 3: 64 - 81.

8. Ket'ko S.M., Pakulina S.A. Metodika diagnostiki motivacii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. Available at: http://www.psyedu. ru/f¡les/art¡cles/1657/pdf_vers¡on.pdf

9. Karavaev A.F., Andreenkova O.S., Obuhova E.S. Motivacionnaya osnova professional'nogo stanovleniya lichnosti sotrudnika. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2003; № 2 (20): 35 - 42.

10. Vrublevskij E.P., Grec I.A. Problemy i perspektivy sovremennogo zhenskogo sporta: monografiya. Smolensk: SGAFK, 2008.

11. Makeeva V.S., Barkalov S.N., Aldoshin A.V. Formirovanie assertivnogo povedeniya kursantok vuzov MVD Rossii, obuchayuschihsya po profilyu GIBDD, sredstvami i metodami fizicheskoj podgotovki. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Tula: Izd-vo TulGU, 2018; Vypusk 1: 88 - 96.

Статья поступила в редакцию 28.01.20

УДК 378.147

Mukhortova Ye.A, senior teacher, Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: EMuhortova@fa.ru

PROJECT LEARNING IN THE FIELD OF THE INFORMATION-KNOWLEDGE SYSTEM IN LSP. The article concerns the organization of the project learning in training a foreign language for professional purposes with university students using the information-knowledge system of the educational institution. The necessity of the active involvement of students with different levels of foreign language training in the implementation of the project based on the use of six "P" (Problem - Planning - Information Search - Product - Presentation - Portfolio) is justified. The teacher's role in the course of implementation of project activities in a foreign language is outlined, as well as a number of recommendations for a more effective usage of this type of teaching technology are proposed. The author comes to the conclusion that it is possible to talk about the formation of a creative and educational space in universities, which helps both in the course of education of students, and the development of the subject of a particular society.

Key words: project, university students, foreign language for professional purposes, method, technology.

Е.А. Мухортова, ст. преп., Департамент языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), г. Москва, E-mail: EMuhortova@fa.ru

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЗНАНИЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности студентов вуза при обучении иностранному языку для профессиональных целей с применением информационно-знаниевой среды учебного заведения. Обоснована необходимость активного вовлечения студентов разного уровня иноязычной подготовки в осуществление проекта на основе использования шести «П» (Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт - Презентация - Портфолио). Обозначена роль преподавателя иностранного языка в ходе осуществления проектной деятельности, а также предложен ряд рекомендаций для более эффективного осуществления данного вида обучающей технологии. Автор приходит к выводу о том, что можно говорить о формировании творческо-образовательного пространства, которое помогает и в ходе воспитания обучающихся, и в развитии субъекта конкретного общества.

Ключевые слова: проект, студенты вуза, иностранный язык для профессиональных целей, метод, технология.

В рамках модернизации системы образования в Российской Федерации и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования иноязычная подготовка становится значимым направлением учебного процесса любого вуза наравне с профилирующими дисциплинами, что обязывает педагогов искать активные методы обучения своему предмету [1]. В этой связи метод проектной деятельности можно рассматривать как один из перспективных вариантов индивидуального или группового обучения в вузе. Суть данного метода - включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации [2, с. 18]. Осуществляя проектную работу, студенты получают навыки самостоятельного поиска и анализа информации, приобретают новые компетенции в области коммуникации. Все это способствует развитию их профессиональных навыков и «гибких» навыков (от англ. soft skills): интеллектуальных способностей, креативности, самостоятельности, ответственности, умения планировать, принимать решения и т.д. Предполагается, что учебные проекты могут стать прообразами больших в будущей профессиональной деятельности учаащихся.

Проектная деятельность считается одним из основных способов достижения метапредметных и личностных результатов, она способствует развитию творческих способностей, креативности, тимбилдингу. Прежде чем говорить о методике обучения дисциплине через проекты, нужно с самого начала понять различия между проектной и исследовательской деятельностью. Проектированием считается процесс разработки и создания проекта, а конечным результатом будет некий продукт Чаще всего проекты требуют достаточно серьезной работы, которой уделяется много времени и сил. Исследовательская деятельность - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. ФГОС ВО предполагает реализацию проектной деятельности именно в рамках изучения конкретной дисциплины. На практике функцией метода проек-

тов является не столько разработка какого-либо продукта, сколько активизация когнитивных способностей студентов. К примеру педагог просит студентов выполнить задание для достижения определенного результата с использованием заранее обозначенных ресурсов. Предполагается, что студенты сами будут выбирать необходимые им ресурсы для использования в соответствии с целями проекта и материально-техническим обеспечением. Роль педагога, который мо-ниторит работу на каждой стадии иноязычного проекта, заключается на данном этапе учебной деятельности в том, что он следит за действиями студентов по планированию проектной деятельности, а также за тем, чтобы использовались аутентичные источники информации, проверенные (вызывающие доверие) базы данных и информационные ресурсы.

Помимо этого, результатами проектной работы в вузе могут стать концепции, гипотезы и идеи, которые в ходе дальнейшей иноязычной подготовки будут доработаны и оформлены в тематический проект Использование проектной деятельности на занятиях по иностранному языку дает возможность раскрыться каждому студенту показывая на практике, как из идеи или гипотезы может получиться сложный проект В этой связи возникает вопрос: как же быть с разноуровневой группой, где студенты с высокой языковой подготовкой не хотят сотрудничать с теми, кто (по их мнению) имеет низкий уровень владения иностранным языком или не способен привнести что-то в портфолио проекта.

Задача педагога (через использование скаффолдинга) - уметь координировать работу студентов, выступать в роли эксперта или дополнительного источника информации, быть «проводником» в зону необходимых знаний и умений. Кроме того, педагогическая поддержка при работе со студентами, демонстрирующими низкий уровень языковой подготовки, в ходе учебной проектной деятельности проявляется в том, чтобы развить у них способности видеть собственные продвижения в обучении, оценивать достижения, инициировать у себя желание

преодолевать трудности [3, с. 63]. В качестве рекомендации можно предложить включать в работу даже очень слабых студентов, предоставляя им возможность внести свой вклад в общее дело (например, поручив им составить тезаурус или глоссарий по теме проекта, систематизировать материалы, искать варианты решения проектной проблемы на родном языке и т.д.).

Еще одним важным психологическим аспектом проектной деятельности является внимание, которое педагог проявляет по отношению к продукту проекта, а также создание ситуации успеха, особенно у слабых студентов. Именно для прогнозирования высоких результатов важно правильно сформировать состав проектной группы, чтобы комфортная обстановка и творческая инициатива стала приоритетом. Иногда целесообразно дать студентам возможность самим объединиться в группы в соответствии с личными симпатиями. Такая комбинация будет наиболее эффективна при первом знакомстве обучаемых с методом проектов на 1 - 2 курсе и поможет в ходе тимбилдинга.

Наиболее сложным вопросом проектной деятельности является определение роли преподавателя в данном процессе: должен ли он вмешиваться в творческую деятельность студентов при разработке проекта, контролировать отбор материала, оформление конечного продукта (или презентации с решением проблемы) и т.д. В соответствии с целями и задачами проекта педагог-наставник принимает решение об индивидуальной или групповой работе, координирует коллаборацию с другими кафедрами (если проект охватывает несколько дисциплин учебного курса), привлекает экспертов со стороны (практиков, которые могут оценить результаты поисковой деятельности) и т.д. Если педагогу важнее мотивировать студентов на самостоятельную продуктивную работу, то более приемлемо собрать участников группы, распределяя между ними определенные роли: генератора идей, разработчика продукта проекта, ответственного за презентацию и т.д.

В рамках реализации ФГОС ВО педагоги могут проводить консультации. Многие вузы закладывают в сетку часов консультации, их можно использовать не только для коррекции или устранения пробелов в рамках изучаемой темы по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере», но и для демонстрации обратной связи по этапам проектно-исследовательской деятельности. В рамках подобных встреч студенты могут подробно познакомиться с алгоритмами ведения работы над проектом: выстраивание правильной структуры, определение темы, формулирование целей, задач, гипотез, определение этапов работы над проектом, предвидение ожидаемых результатов, разработка продукта проекта (информационного или физического), оформление презентации и непосредственно защита своего проекта. Главное, чему стоит научить студентов в ходе подготовки к проектной иноязычной деятельности, это «Шесть П» любого проекта: Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт - Презентация - Портфолио. Таким образом у обучающихся формируются личностные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия.

Стоит особо отметить важность презентации разработанного проекта. Использование метода проектного обучения дает возможность студентам развивать навыки устной речи, вступать в коммуникацию, уверенность в себе при общении на публике. Кроме того, успешные проекты могут быть представлены как научная работа на мероприятиях различного уровня, начиная с внутриву-зовского (например, в рамках Недели иностранного языка) до международного (конкурсы, форумы, Дни науки, конференции). В ходе такого рода общения студенты окунаются в другую, более солидную среду, в которой они представляют свою работу независимым экспертам, а также могут познакомиться с проектами других. В этом случае они расширяют свой кругозор, у них закрепляется осознание успешности собственной деятельности на иностранном языке, а это приводит к появлению мотивации к дальнейшему развитию иноязычных компетенций, а возможно, и формированию вторичной языковой личности, которая складывается у человека, изучающего «второй»/ иностранный язык [4]. Трудно не согласиться с исследователями, которые доказывают, что проектный метод в иноязычном образовании является фасилитатором комплексного формирования академических навыков студентов как в области рецептивных навыков (академическое чтение и аудирование), так и в области продуктивных навыков (академическое письмо и научная речь), а также рефлексивного стиля обучения. Кроме того, проектные технологии способны оптимизировать обучение до уровня профессионального владения иностранным языком, подготовить студентов к дальнейшему обучению и научной деятельности с использованием иностранных языков [5, с. 43].

Рассмотрев необходимость использования проектных методов в ходе иноязычной подготовки, необходимо определить, как информационно-знаниевая си-

Библиографический список

стема вуза способна помочь студентам и преподавателям в реализации данного подхода. Понятие «информационно-знаниевая среда» можно определить как условное пространство общественного развития, в котором происходят процессы аккумуляции и преобразования информации в знания в результате воздействия факторов, вызывающих потребность в новых знаниях [6, с. 28].

Вуз способен стать частью такой среды и создать собственную информа-ционно-знаниевую систему, которая помогает студентам в приобретении знаний, умений, навыков, в совершенствовании их компетенций (включая иноязычные). Она включает в себя как человеческие ресурсы (такие как профессорско-преподавательский состав, администрацию вуза, которая занимается менеджментом образовательного учреждения), базу данных в информационных пулах (библиотечный и лабораторный фонд, образовательный портал вуза со всеми учебными материалами в электронном формате и т.д.), так и средства / инструменты подачи знаний, оказания бесперебойной работы вуза (технические средства обучения, программные продукты, технологические комплектующие, бесплатный доступ в Интернет и т.д.).

Информационно-знаниевая система - тот «бульон», в котором студенты могут осуществлять свою проектную деятельность, зачастую не выходя за стены кампуса. Роль преподавателя иностранного языка для профессиональных целей заключается еще и в том, чтобы показать все имеющиеся возможности использования данной системы при планировании, осуществлении и защите проекта, т.к. иногда студенческие проекты - это компиляция информационных ресурсов из Интернета, шаблонное мышление и нежелание вложить время и усилия для создания собственного «детища». Многие студенты ссылаются на то, что у них не хватает времени на полноценное осуществление задуманного проекта на иностранном языке, т.к. их загруженность по другим предметам тоже высока. В этом случае представляется возможным предложить 2 решения проблемы:

1) организация тренингов по тайм-менеджменту;

2) межкафедральное сотрудничество, в котором участвуют выпускающие (профилирующие / специализированные) кафедры и департамент языковой подготовки.

Помимо преимуществ в узкоспециальном поле деятельности, можно говорить и о влиянии информационно-знаниевой среды на экономические процессы, происходящие в стране. Исследователи приходят к выводу, что информацион-но-знаниевая среда становится инструментом рыночного позиционирования предприятия на отраслевом (в ходе экономического взаимодействия производителей и покупателей) или на финансовом рынках (между инвесторами и предприятиями) [7, с. 651].

Делая вывод о возможностях применения проектной деятельности на занятиях по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сферы» в вузе, стоит подчеркнуть, что в сочетании с традиционной формой обучения и при использовании всех возможностей информационно-знаниевой системы вуза проектные технологии помогают развивать творческий потенциал студентов, их поисковые способности, позволяя каждому студенту стать активным участником образовательного процесса, а также демонстрируют пути реализации идеи и ее трансформации в итоговый продукт [8], [9].

Таким образом, можно говорить о формировании творческо-образова-тельного пространства, которое помогает и в ходе воспитания обучающихся, и в развитии субъекта конкретного общества. Образовательное пространство с творческим компонентом часто связывают с понятиями «образовательная (воспитательная) среда, окружение, воздействие, влияние». Каждый элемент этой среды связан с возможностями влияния и положительных изменений в характеристиках субъекта деятельности посредством некоторых явлений и процессов, которые педагоги вуза могут создавать (иногда искусственно) с целью непосредственного или опосредованного вовлечения студентов в учебную творческо-образователь-ную среду (например, через внедрение проектных технологий обучения). В современной педагогической деятельности не обойтись без поиска и обоснования новых технологий, без оценки различных факторов, приводящих к изменениям (как положительным, так и отрицательного свойства) в учебном процессе, без анализа взаимосвязи и взаимовлияния различных видов учебной деятельности, а также без исследования показателей количественно-качественных преобразований. Проектная деятельность при обучении языку специальности отвечает данным требованиям и, как правило, дает не только положительные результаты по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере», но и способствует развитию других качеств личности и навыков, как профессиональных (то, что называют в английском hard skills - негибкие навыки), так и «гибких» навыков (soft skills).

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4

2. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие. Москва: Каро, 2013.

3. Звягинцева Е.П. Использование скаффолдинга в иноязычном образовании бакалавров в рамках проектной деятельности будущих экономистов. Экономика образования. 2018; № 6 (109): 61 - 68.

4. Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент информационного текста. Язык - система. Язык - текст. Язык - способность. Москва: РАН ИРЯ, 1995. 5. Сергеева Н.Г Применение метода проектов при обучении иностранному языку. Среднее профессиональное образование. 2014; № 2: 43 - 44.

6. Измайлов А.М., Ашмарина С.И. Факторы и тенденции развития информационно-знаниевой среды. Инновационная деятельность. 2014; № 3 (30): 27 - 31.

7. Кондрашина Е.А., Измайлов А.М. Влияние информационно-знаниевой среды на уровень конкурентоспособности предприятий. Экономика и предпринимательство. 2015; № 6-2 (59): 650 - 653.

8. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

References

1. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91M

2. Krylova O.N., Mushtavinskaya I.V. Novaya didaktika sovremennogo uroka v usloviyah vvedeniya FGOS OOO: metodicheskoe posobie. Moskva: Karo, 2013.

3. Zvyaginceva E.P. Ispol'zovanie skaffoldinga v inoyazychnom obrazovanii bakalavrov v ramkah proektnoj deyatel'nosti buduschih 'ekonomistov. 'Ekonomika obrazovaniya. 2018; № 6 (109): 61 - 68.

4. Haleeva I.I. Vtorichnaya yazykovaya lichnost' kak recipient informacionnogo teksta. Yazyk - sistema. Yazyk - tekst. Yazyk - sposobnost'. Moskva: RAN IRYa, 1995. 5. Sergeeva N.G. Primenenie metoda proektov pri obuchenii inostrannomu yazyku. Sredneeprofessional'noe obrazovanie. 2014; № 2: 43 - 44.

6. Izmajlov A.M., Ashmarina S.I. Faktory i tendencii razvitiya informacionno-znanievoj sredy. Innovacionnaya deyatel'nost'. 2014; № 3 (30): 27 - 31.

7. Kondrashina E.A., Izmajlov A.M. Vliyanie informacionno-znanievoj sredy na uroven' konkurentosposobnosti predpriyatij. 'Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015; № 6-2 (59): 650 - 653.

8. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.

9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

Статья поступила в редакцию 28.01.20

УДК 378, 159.9

Travinova G.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: galina.travinova@rambler.ru

ON DYNAMICS OF FACTORS OF ATTRACTIVENESS OF LAW PROFESSIONS FOR HIGHER STUDENTS. The article deals with the dynamics of positive and negative factors that affect the attractiveness of the legal profession for students obtaining a professional education. Having analyzed the results of V.A. Yadov's method "Studying the Attractiveness Factors of a Profession" (as modified by N.V. Kuzmina, A.A. Rean), the author has identified the factors that best reflect the positive and negative attitude of students to the legal profession at the initial and final stages of training. The author proposes the most efficient forms and methods of in-class work for reducing the impact of negative factors on the legal profession attractiveness. The relevance of studying the dynamics of the attractiveness of the legal profession is due, on the one hand, to the complicated relationship of legal activity subjects, on the other hand, the increasing requirements of the state to the quality of the university training of future lawyers.

Key words: attractiveness factors of profession, motives for choosing profession, self-improvement, public recognition, overwork, communication skills.

Г.Н. Травинова, канд. психол. наук, доц., АНОВО «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: galina.travinova@rambler.ru

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА У СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматривается динамика положительных и отрицательных факторов, влияющих на привлекательность профессии юриста в процессе получения профессионального образования. На основе анализа результатов проведенной методики «Изучение факторов привлекательности профессии» В.А. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана), выделены факторы, в наибольшей степени отражающие положительное и отрицательное отношение студентов к профессии юриста на начальном и заключительном этапе обучения. Автором предложены наиболее эффективные формы и методы аудиторной работы, позволяющие снизить влияние отрицательных факторов на привлекательность профессии юриста.

Ключевые слова: факторы привлекательности профессии, мотивы выбора профессии, самосовершенствование, социальное признание, переутомление, коммуникативные навыки.

Профессиональный выбор в своей жизни совершает каждый человек. Необходимость такого выбора очевидна, ибо профессиональная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал личности, «максимально реализовать свои возможности, достигая высоких результатов как в конкретной деятельности, так и в раскрытии собственной индивидуальности» [1, с. 650].

Тенденции социально-экономического развития государства, запросы рынка труда вносят свои коррективы в то, какие именно профессии выбирает молодое поколение и почему Кроме того, занятия в вузе, учебная и производственная практика изменяют первичные представления студентов о выбранной профессии.

Актуальность изучения динамики факторов привлекательности профессии юриста обусловлена, с одной стороны, усложняющимися взаимоотношениями субъектов правовой активности, с другой стороны, возрастающими требованиями государства к качеству вузовской подготовки будущих юристов.

Для выявления динамики факторов привлекательности профессии юриста, со студентами факультета юриспруденции Московского Международного университета была использована методика «Изучение факторов привлекательности профессии» В.А. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) [2, с. 103 -104]. В качестве респондентов выступили студенты второго курса (21 человек) и четвертого курса (11 человек).

Предварительно студенты ответили на следующие вопросы:

1. В каком возрасте вы задумались о привлекательности профессии юриста?

2. Какие причины побудили вас выбрать профессию юриста?

Ответы студентов на первый вопрос распределились следующим образом:

11,7% респондентов профессия юриста заинтересовала еще в старшем дошкольном возрасте (6 лет);

23,5% респондентов профессия юриста стала привлекать в младшем школьном возрасте (7 - 10 лет);

17,6% респондентов сделали свой выбор в подростковом возрасте (13 - 15

лет);

47,2% респондентов приняли решение получить профессию юриста в юношеском возрасте в период обучения в 10 - 11 классе школы.

Статистические данные ответов студентов объективно показывают, что фактически половина из них сделала свой профессиональный выбор в период, когда возникла настоятельная необходимость определиться со сдачей ЕГЭ для последующего поступления в вуз.

Ответы на второй вопрос показали следующее:

63,7% респондентов констатировали, что не могут ясно сформулировать, какая причина побудила их получить юридическое образование, объясняя свой выбор тем, что юридическое образование будет полезно в жизни;

23,3% респондентов учитывали в выборе профессии индивидуальные особенности и личные интересы («другие профессии не подходят мне по характеру», «нравится работать с документами», «хочу солидно выглядеть»);

8,7% респондентов руководствовались в выборе профессии социально значимыми мотивами («хочу помогать людям решать их проблемы»);

4,3% респондентов опирались на положительные впечатления от художественного образа юриста («в детстве смотрела сериал «Тайны следствия», очень нравился образ следователя Марии Швецовой»).

Ответы о причинах выбора профессии юриста свидетельствуют, что «ввиду избыточности непроверенной информации молодежь при выборе будущей профессии не имеет достоверных сведений о сущности будущего труда» [3, с. 245], поэтому многих респондентов привлекли внешние проявления профессионального имиджа юриста и социальная значимость данной профессии. Собственные внутренние ресурсы, способствующие или препятствующие овладению выбранной профессии, ими не учитывались.

Несмотря на то, что профессия юриста интересовала студентов уже с дошкольного и младшего школьного возраста, ведущие, реально влияющие на выбор профессии мотивы для большинства из них остались неосознанными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.