Научная статья на тему 'Проектный метод как эффективный способ формирования мотивации иноязычной подготовки в исследовательском университете'

Проектный метод как эффективный способ формирования мотивации иноязычной подготовки в исследовательском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / PROJECT BASED LEARNING / LIFELONG LEARNING / INTERDISCIPLINARY SYSTEM / PARTNERSHIP / MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганачевская М. Б.

Процесс обучения в университете должен быть направлен на развитие у студентов критического, креативного и инновационного мышления, позволяющего решать поставленные проблемы. В данной статье анализируются вопросы, связанные с применением проектного метода для изучения иностранного языка, когда в ходе совместной деятельности студенты получают возможность развивать навыки аналитического мышления, способность вести беседу, отстаивать свою точку зрения на иностранном языке, преодолевать трудности в процессе его изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганачевская М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The learning process that takes place in a university should be focused on critical, creative and innovative thinking, conflict resolution and problem solving. This paper will discuss the framework of teaching and learning a course using Project Based Learning (PBL) where the learning outcome is not merely a general knowledge or ability to form an overview of a problem, but rather a development of analytical skills and ability to argue and present solutions in order to answer questions and overcome challenges.

Текст научной работы на тему «Проектный метод как эффективный способ формирования мотивации иноязычной подготовки в исследовательском университете»

УДК 378.143:801 М. Б. Ганачевская

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ

ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Ключевые слова: проектное обучение, обучение в течение всей жизни, междисциплинарные связи, педагогика

сотрудничества, мультикультурная среда.

Процесс обучения в университете должен быть направлен на развитие у студентов критического, креативного и инновационного мышления, позволяющего решать поставленные проблемы. В данной статье анализируются вопросы, связанные с применением проектного метода для изучения иностранного языка, когда в ходе совместной деятельности студенты получают возможность развивать навыки аналитического мышления, способность вести беседу, отстаивать свою точку зрения на иностранном языке, преодолевать трудности в процессе его изучения.

Keywords - project based learning, lifelong learning, interdisciplinary system, partnership, multicultural environment.

The learning process that takes place in a university should be focused on critical, creative and innovative thinking, conflict resolution and problem solving. This paper will discuss the framework of teaching and learning a course using Project Based Learning (PBL) where the learning outcome is not merely a general knowledge or ability to form an overview of a problem, but rather a development of analytical skills and ability to argue and present solutions in order to answer questions and overcome challenges.

В современную эпоху глобализации остро стоит проблема повышения эффективности обучения иностранному языку студентов инженерных специальностей. Недостаточный уровень владения английским языком инженерами различного профиля замедляет процесс интеграции российской науки в мировое сообщество, не позволяет полноценно участвовать в международных проектах, где они могли бы занять достойное место.

В связи с этим обучение иностранному языку в технологических университетах следует направлять на интеллектуальное развитие личности каждого студента, на формирование умений и навыков самостоятельно добывать знания, что обеспечит в будущем возможность

профессионального роста выпускника.

Квалифицированный инженер должен воспринимать новые технические достижения в течение всей своей жизни, а значит уметь и хотеть учиться. В связи с этим трудно переоценить роль иностранного языка в повышении его образованности. Владея английским языком можно получить доступ к профессиональнозначимой информации любой страны, осуществлять непосредственную коммуникацию с коллегами в различных областях знаний. Уже на первых

занятиях по иностранному языку преподавателю необходимо показать студентам, что для успешного становления себя как профессионала, на

сегодняшний день необходимо не только владение определенными специальными наборами знаний, умений и навыков, но и активное участие в профессиональном сообществе. Реализация

проектного метода в ходе иноязычной подготовки позволяет развивать когнитивные навыки студентов, умение самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умение прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности.

Интегрированное изучение иностранного языка и

профессиональных дисциплин позволяет студентам одновременно развивать навыки языковой коммуникации, осваивать профессиональную терминологию и получить знания по специальности. Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его

актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний студентов из разных областей, изучаемых наук. Междисциплинарные связи в контексте проектного метода позволяют формировать умение ориентироваться в информационном пространстве. Знакомство с зарубежной информацией по специальности позволяет более глубоко изучить новые технологии, проблемы и опыт организации производств в других странах, что расширяет кругозор и знания студентов. В условиях, когда уровень владения иностранным языком, становится ключевым фактором для реализации проекта, повышается эффективность учебного процесса, что позволяет готовить инженеров, интенсивно использующих знание иностранного язык в профессиональной карьере.

В Казанском научно-исследовательском технологическом университете много делается для создания биллингвальной образовательной среды. На кафедре ИЯПК проводятся специальные занятия для преподавателей с целью интеграция профессиональной и языковой подготовки,

нацеленные на развитие лингвистических

способностей преподавательского состава, они позволяют организовывать проведение лекций и проектов на иностранном языке по различным химическим специальностям.

КНИТУ, являясь ведущим вузом нефтегазохимического образовательного кластера, ставит своей задачей подготовку профессионалов мирового уровня, что будет способствовать

интеграции университета в международное образовательное пространство. Проблемы

интернационализации инженерного образования рассматриваются в статье Ю.Н.Зиятдиновой, которая освещает концептуальные подходы к этому процессу, тесно увязывая их с качеством иноязычной подготовки [1].

Курс бакалавриата предусматривает элементы научных исследований, а окончание магистратуры в университетах Европы предполагает защиту диссертации. В связи с этим очень важно иметь непосредственный опыт проведения исследований в рамках отдельных проектов по специальности.

Основополагающим аспектом

формирования личности инженеров-химиков является воспитание их гражданской позиции. Вопросы защиты окружающей среды, проблемы переработки отходов, применение современных наннотехнологий - все, то, что мы оставим будущим поколениям, должно стать объектом пристального внимания выпускников университета. Интересен опыт, накопленный зарубежными университетами в этой области, он может стать предметом изучения в ходе проектной деятельности. Знакомство с материалами статей из зарубежных газет и журналов, с исследованиями студентов позволят улучшить знания английского языка и осознать тот факт, что все, что они изучают является очень значимым и оказывает влияние на их реальную жизнь. Выполнение проектов в области защиты окружающей среды позволяет создавать

иммитационные модели предполагающие воспроизведение ситуаций предстоящей

профессиональной деятельности, предоставляет студентам возможность мыслить и выявлять проблемы, обсуждать пути их решения, акцентируя внимание на содержании высказывания, с тем, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей главной функции -

формулирование мыслей.

Метод проектов, являясь одним из

личностно-ориентированных методов обучения, считается одним из самых доступных методов самообразования. Применение проектного метода в ходе учебного процесса позволяет поддерживать интерес к предмету и эффективно развивать у студентов внутренние мотивы к обучению

иностранному языку.

Полное определение проектного образования дает Л.И. Гурье: «Проектное

образование - всеобщая форма культурноисторического развития личности, передача

духовных ценностей, носитель и транслятор ценностей культурного опыта поколений. Личность постоянно находится в проектном пространстве, что либо проектируя: профессиональную деятельность, жизненное пространство, семью, отсюда цель

проектного образования-воспитание уже в ближайшем будущем «человека проектирующего» в каждом члене общества, обучение его проектному мышлению, решению проблем в нестандартных ситуациях вообще, когда сама проблема сложно формулируется» [2].

Данный метод обеспечивает персонализацию педагогического взаимодействия преподавателя и студента, развитие личностных смыслов будущих инженеров в процессе иноязычной подготовки, стимулирование речемыслительной активности через моделирование ситуаций профессионального общения, вовлечение студентов в рефлексивную деятельность, направленную на актуализацию их опыта через применение активных форм обучения, развитие способности к профессиональнотворческой самореализации. Одной из главных задач педагога в ходе учебной деятельности становится формирование мотивации студентов к становлению новых навыков, удовлетворяющих их врожденное любопытство и поддерживающих интерес к учебе. Использование иностранного языка как средства получения новых знаний при работе над проектом, позволяет обогатить словарный запас, расширить лингвистические навыки и их применение в разных областях, что позволяет охватить весь спектр задач, поставленных в программе обучения профессиональноориентированному иностранному языку. Именно преподаватели иностранного языка активно применяют идеи проектной методики, так как ее цели и задачи наиболее тесно связаны с целями и задачами коммуникативного подхода, где понятия "активность", "деятельность" являются основными, а лингвистическое оснащение поставлено на службу коммуникативным умениям и навыкам. Идея обучения в сотрудничестве (collaborative pedagogical process) возникла в начале века в трудах американских педагогов-исследователей Е. Пархерста ("Дальтон-план"), Дж. Девея, У. Килпатрика ("метод проектов"). Эта идея красной нитью проходит через деятельность французского педагога С. Френе, который стремился совместить индивидуальную работу и групповую, чтобы один вид деятельности не был главным по отношению к другим.

Руководство проектом подчас требует от преподавателя таких качеств, которые отличаются от тех, что предъявляют педагогу при проведении практических занятий. Умение обеспечить мониторинг прогресса каждого участника проекта, сформулировать четкие стандарты работы и критерии ее оценки должно способствовать вовлечению студентов в дальнейшую деятельность и мотивировать их в ходе работы над проектом. Соревновательный дух и те трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе учебной деятельности, должны поддерживать высокий уровень мотивации. Чтобы стать хорошим руководителем проекта, надо владеть "технологией" обучения, быть профессионалом в своей области, отличаться организованностью самому и уметь организовать других, быть всегда готовым к роли подчиненного, иметь развитое чувство предвидения, уметь выступать в роли посредника, быть способным в любой момент оставить свою роль руководителя, чтобы стать участником процесса. Проектное обучение предполагает установление доверительных межличностных отношений как в

системе преподаватель - студент, так и в системе студент - студент, что позволяет избежать стрессов, снять чувство неловкости и неуверенности. Большие информационные возможности данного метода позволяют создать эффективную образовательную среду, рассчитанную на студентов с разным спектром возможностей, где каждый может

самостоятельно устанавливать уровень сложности учебного материала, что повышает степень осмысленности учебного материала за счет

минимальности и конкретности каждой «проектной задачи», за счет использования разнообразных тренировочных моделей, наглядности и педагогики сотрудничества. Метод проектов - это игровой метод, ибо сущностью игрового метода, как известно, является игровое моделирование, основу которого составляет групповая игровая

познавательная деятельность в специально смоделированных условиях профессиональной направленности, адекватных жизненным ситуациям. Метод проектов - это материализованная деятельность, синтетическое выражение

конвергенции множества видов деятельности. М.Л. Вайсбурд назвала такую деятельность «театром общения», а преподавателя главным режиссером (дирижером) [3].

Главной силой побуждающей человека к изучению иностранного языка является мотивация. Потребность в его изучении должна соответствовать таким разновидностям внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение на языке), лингвопознавательная (положительное отношение к языку) и инструментальная (положительное отношение к различным видам работы).

Отвечая на вопрос, что такое проект? Петти в книге «Обучение сегодня» определяет его как задание или серию заданий, для студентов, которые они будут выполнять индивидуально или в группах, подчеркивая, что они должны иметь право выбирать где, когда и как они будут их выполнять [4].

Можно предложить следующую типологию проектов: - однодисциплинарный (проект внутри одного предмета), - междисциплинарный (касается всех предметов, некоторых предметов, для двух предметов). По срокам проекты могут быть: -крупными (на год, на учебный семестр), - малыми (на определенный отрезок времени, например, на неделю, где основная цель - коммуникативная и лингвистическая). Проект может быть: - открытым (для нескольких потоков и групп, иметь выход за пределы факультета), - закрытым (для одной группы). Можно выделить: - проект основной, -подпроект. Важно, чтобы идея проекта отвечала интересам всех участников.

Можно выделить шесть основных видов деятельности в ходе работы над проектом.

1. Формирование группы.

2. Формулирование проблемы. Обсуждение целей и задач будущего проекта.

3. Структурирование проекта, постановка подзадач для определенных групп студентов.

4. Определение формы проекта и сбор данных по теме.

5. Анализ данных и оформление полученных результатов.

6. Презентация проекта.

Одной из значимых проблем российского образования сегодня является то, что студенты не чувствуют себя достаточно мотивированными для участия в проектной деятельности. В этих условиях педагог должен найти индивидуальный подход к каждому студенту, доказывая возрастающую необходимость интеллектуальной деятельности, развивая коммуникативные навыки и способности работать в команде, нацеливая будущих инженеров на интенсивное профессиональное и саморазвитие. В условиях проектной деятельности, создавая условия для удовлетворения потребностей в познании и общении, формируя мотивацию учения студента в ходе иноязычной подготовки, преподаватель оказывает помощь обучающимся в раскрытии их внутреннего потенциала, в движении по пути самопознания, самоуправления и творческой самореализации.

Знакомство с зарубежной информацией по специальности позволяет более глубоко изучить новые технологии, проблемы и опыт организации производств в других странах, что расширяет кругозор и знания студентов, способствует стремлению к улучшению знаний иностранного языка. Задание на исследование какой либо производственной проблемы увеличивает результативность обучения.

Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, очень сложно. Применение проектного метода позволяет преподавателю создавать реальные и воображаемые ситуации общения в ходе работы.

Для повышения успешности освоения ИЯ необходима ориентация педагога и студентов на повышение общего культурно-образовательного уровня путем изучения ИЯ, а значит стремление к самоактуализации всех участников образовательной среды. Подготовка обучающихся к межкультурному общению, т. е. формирование межкультурной коммуникативной компетенции эффективно проходит при работе над различными проектами. Проекты в основе которых лежит диалог культур создают условия для формирования полноценной личности, владеющей достаточным уровнем межкультурной компетенции, обеспечивающей возможность ведения гармоничного

межкультурного диалога на элементарном уровне. Студенты учатся вырабатывать свою точку зрения на инокультурные явления, выражают на иностранном языке свое отношение к межкультурным различиям, что способствует расширению границ «картины мира». Данный подход обеспечивает возможность самовыражения через использование своих коммуникативных умений. Представление презентаций по проекту предоставляют личности такую возможность. В этот период отмечается выработка таких качеств, как

трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, любознательность, аккуратность в учении, наблюдательность и т.д. Повышается интерес к усвоению иностранного языка. Анализ проблем формирования межкультурной

коммуникативной компетенции в России и за рубежом проводится в статьях Зиятдиновой Ю.Н. [4].

Проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий, с нашей точки зрения, является наиболее адекватной поставленным целям образования - формированию ключевых компетенций. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения

прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск. Выпускник

образовательного учреждения в современных условиях для адаптации к изменчивым жизненным ситуациям, в том числе в профессиональной деятельности, должен обладать широтой знаний, умения их интегрировать и применять для объяснения окружающих его явлений. Все это подтверждает необходимость использовать в проектной деятельности, проектов практической направленности. Приобретенный обучающимися опыт практической деятельности может быть использован для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве. Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивация к освоению данной области познания, которая проявляется только в условиях личностно значимых для обучающихся. Так,

студентам первого курса второго семестра

технологического университета могут быть предложены следующие темы проектов:

«Химчистка в нашем доме», «Химия на садовом участке», «Пищевые добавки и здоровье человека», «Химия и красота»; профессиональной

направленности: «Фармацевтическая химия»,

«Технология обработки пищевых продуктов» представленные на английском языке.

В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата - образовательного продукта. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов,

рефератов, презентаций, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу. Роль обучающего сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа результатов в случае необходимости. В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные,

умения и навыки работы в команде и др.

Современная система высшего образования в России все больше ориентирована на создание условий для профессиональной подготовки людей, которые будут жить и работать в системе

международного сотрудничества, интенсивного

обмена информацией, взаимодействовать через развитие совместных научно-исследовательских, производственных и культурных проектов. В связи с этим трудно переоценит педагогические

возможности сети Интернет. Работа над проектом невозможна без использования электронной почты, электронной доски объявлений и сообщений, доступа студентов к различным on-line тематическим группам, где проводится обсуждение проектов, групповая работа студентов над единым сетевым документом. Применение средств мультимедиа и информационных технологий позволяет превратить метод проектов в технологию свободного труда. У студентов появляется уверенность в собственных силах, формируется настойчивость в достижении цели, свобода выбора, что приучает будущего специалиста принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность. Роль преподавателя иностранного языка сводится к формулированию заданий по

отбору языковых средств из найденного обилия языкового материала, допускающих различные коммуникативные варианты в языковой

компетенции студента, отражающей его интересы в ходе работы над проектом. Разноуровневые задания полностью соответствуют теории поэтапного формирования умственных действий

(А. А. Леонтьева, П.Я.Гальперина) [5,6]. Выполнение их позволяет оптимизировать учебный процесс через создание ситуации успеха в обучении

иностранному языку.

Метод проектного обучения может иметь и более широкие рамки применения, когда адресует студентам для решения сразу несколько проблем и предполагает привлечение знаний из разных областей изучаемых наук, когда они должны научиться использовать знания и умения в комплексе. Он нацелен на получение конечного продукта или опытного образца, и эта цель лежит в основе процессов планирования, производства и оценки. Конкурентоспособность выпускников современных университетов во многом

определяются уровнем творческого развития, проявляющемся в умениях создавать инновации в различных сферах человеческой деятельности.

Обновляющейся системе образования требуются такие методы обучения, которые:-формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся; метод проектов, инициирующий самостоятельную

деятельности обучающихся по разработке конкретной проблемы и оформлению практического результата соответствует этим требованиям.

Литература

1. Зиятдинова, Ю.Н. Концептуальные подходы к интернационализации инженерного образования в развитых странах мира / Ю.Н. Зиятдинова // Вестник

Казанского технологического университета. - 2013. -Т.16. - №8. - С.345-348.

2. Гурье, Л.И. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе: монография / Л.И. Гурье [и др.] - М.: ВНИТИ, 2006. - 287 с.

3. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М.Л. Вайсбурд, М.Е. Брейгина // Иностранные языки в школе. - 2002. - №1. - С.30-36.

4. Geoff Petty. Teaching today. A Practical Guide. / Nelson Thornes 2009. - P.296.

5. Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному /А.А. Леонтьев. - М.: МГУ, 1970. - С.88.

6. Гальперин П.Я. Краткие замечания о произвольной и непроизвольной памяти и ее закономерности в процессе обучения: материалы 1-го Всесоюзного симпозиума по психологии памяти / П.Я Гальперин.-Харьков: ХГУ, 1970. - С258-262.

© М. Б. Ганачевская - к.п.н., ст. преп. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, marbor.g@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.