Научная статья на тему 'Современный подход к моделированию профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов и магистрантов'

Современный подход к моделированию профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов и магистрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELLING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIORONMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE STUDY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT-BASED LEARNING / ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ / LIFE-LONG LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганачевская М.Б.

В статье раскрываются основные принципы современного подхода к профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов в техническом университете в контексте авторской технологии обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный подход к моделированию профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов и магистрантов»

УДК 378.143:801 М. Б. Ганачевская

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ

ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ

Ключевые слова: моделирование, образовательная среда, профессионально-ориентированная иноязычная подготовка, мотивация, метод проектов, обучение на протяжении жизни.

В статье раскрываются основные принципы современного подхода к профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов в техническом университете в контексте авторской технологии обучения иностранному языку.

Keywords: modelling, educational envioronment, professionally-oriented foreign language study, motivation, project-based learning,

life-long learning.

In the article the main principles of modern approach to professionally-oriented foreign language study of students in technological university is described in the context of authors technology of foreign study tutorials.

Одним из приоритетных направлений реформирования отечественной системы образования становится создание открытой образовательной системы, способной интегрироваться в мировое образовательное пространство. Современные университетские программы предлагают студентам нелингвистических специальностей различные направления развития языковых навыков и навыков межкультурного общения. Университеты привлекают зарубежных преподавателей к чтению лекций и организации научных исследований, осуществляют преподавание ряда предметов на иностранных языках и привлекают иностранных студентов к созданию поликультурной среды в вузе. Однако этого недостаточно для эффективного формирования мобильности преподавателей и студентов. Преодоление языкового барьера по-прежнему остается большой проблемой в процессе международной коммуникации. Создание языковой образовательной среды в каждом вузе должно включать возможность обучения преподавателей в специальных программах по повышению уровня языковой подготовки, результатом которых должно стать их участие в совместных исследовательских проектах с коллегами из зарубежных университетов. Языковые курсы составляют большую часть международных программ во всем мире и мы должны, учитывая международный опыт, по-новому взглянуть на процесс обучения иностранному языку. Очевидно, что глобализация требует, чтобы студенты нелингвистических специальностей получали более прочную подготовку по иностранным языкам, чем сейчас. Необходимо смоделировать современный процесс обучения иностранному языку, обеспечивающий высокий уровень языковой компетенции, позволяющий расширить диапазон методических средств в лингвистическом обучении. На практике иноязычная подготовка зачастую ориентирована на формирование пассивного умения читать и переводить. Студентов обучают грамматике и используют главным образом профессионально-

ориентированные специальные тексты, что помогает им найти свой путь в специальности, но общение и компетентное выражение своих мыслей в письменной форме остаются проблемой. Преподаватель ка-

федры ИЯПК Хусаинова Г.Р. подчеркивает, что для преодоления вышеуказанных недостатков в процесс обучения иностранного языка необходимо вводить интеллект-карты, как средство обучения, не требующее предметных навыков, реализующее функцию облегчения работы ума, памяти в процессе обучения, позволяющие создать базу, чтобы вводить профессионально-ориентированный материал [1].

В настоящее время приоритетным направлением в обновлении российского образования является профессионально-ориентированная иноязычная подготовка студентов в техническом вузе. В связи с этим появилась необходимость переосмыслить основные аспекты обучения иностранному языку. Сейчас, когда иноязычное общение стало важным компонентом будущей профессиональной деятельности, возникает необходимость повысить уровень практического владения иностранным языком таким образом, чтобы современные студенты могли осуществлять иноязычное общение в конкретных профессиональных, деловых и научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления.

Рассматривая иностранный язык в контексте формирования профессиональной направленности будущего специалиста, Н.Д. Гальскова отмечает, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком [2, С. 4]. Она считает иностранный язык эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в неязыковом вузе. По мнению автора, для реализации данного потенциала этого предмета необходимо соблюдение следующих условий:

- четкая формулировка целей иноязычной речевой деятельности;

- социальная и профессиональная направленность этой деятельности;

- удовлетворенность обучаемых при решении частных задач;

- формирование у обучаемых умения творчески подходить к решению частных задач;

- благоприятный психологический климат в учебном коллективе.

В современной трактовке модель есть упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. Модель - это всегда некий новый объект, отражающий главные особенности изучаемого объекта, явления или процесса, определить главную цель моделирования можно, как определение сущности изучаемого объекта. Термин образовательная модель включает логически последовательную систему элементов, куда входят цели и задачи образования, его содержание. Модель обучения включает педагогическую технику, систему организационных методов и форм обучения, которые составляют, проектирование педагогической технологии, учебных программ и планов. Определенная перспектива видится в построении комплекса моделей, описывающих разные факторы развития образовательной системы

Сущность, общие принципы педагогического моделирования иноязычной подготовки как системы обучения иностранному языку включает цели, структуру и содержание материала, процесс обучения, методы и материальные средства. В основе системы обучения в вузе лежат компетентностная и квалификационная модели. Учитывая тот фактор, что компетенция есть внутренняя мотивация индивида к качеству осуществления своей деятельности, считаем, что главной задачей преподавателя является создание такой модели обучения, при которой студент и магистрант сможет раскрыться как субъект познавательной деятельности, способный проявить активную жизненную позицию. Помимо этого необходимо развивать его как самостоятельную мыслящую на языке личность. Интеллектуальная потребность как составляющая мотивационной сферы студента также может быть реализована средствами иностранного языка. Язык представляет собой систему, построенную в результате высокого уровня абстрагирования. Все многообразие иноязычной речевой практики воплощено в ограниченном наборе абстрактных правил, которые нужны для практического овладения иностранным языком, но сами по себе еще не обеспечивают достижения данной цели. Необходимо формировать конкретные языковые представления - речевые модели, которые служат ориентирами для обучающихся. В основе педагогического моделирования обучения иностранному языку лежат технологии коммуникативного и проблемного обучения. Коммуникативный подход анализируется в работах Е.И. Пассова и в разработке этого автора получил наибольшее распространение, как в теории, так и на практике, что соотносится с парадигмой исследования коммуникативного направления в отечественной методике. Конечной целью обучения иностранному языку в рамках модели, использующей вышеобозначенный подход, является развитие речевой способности или формирование коммуникативной компетенции обучающихся, речевая способность которых выражается в «умении адекватно самым разнообразным ситуациям общения (по цели, по ролевым отношениям, по форме, по содержанию и т.д.) организовать свою речевую дея-

тельность в ее продуктивных и рецептивных видах соответствующими каждой конкретной ситуации языковыми средствами и способами» [3, С. 28].

Учение на протяжении всей жизни как единственно возможный в современных условиях способ жизнедеятельности человека, необходимая предпосылка и условие для эффективной деятельности во всех сферах общественного и личного бытия, а также для поступательного развития человеческого общества.

Как отмечает Л.И.Гурье: «Основу формирования готовности обучающегося к профессиональной деятельности определяет механизм формирования инновационного компонента деятельности, структура которого адекватно отражает мотиваци-онную основу учебно-познавательной деятельности и направленность личности на повышение качества результатов деятельности» [4, С. 9].

Проанализировав практический опыт преподавания иностранного языка в технологическом университете, следует отметить, что в ходе иноязычной подготовки недостаточное внимание уделяется активизации творческого познавательного потенциала студентов, формированию у них самостоятельности и ответственности за решение учебно-профессиональных задач. Для повышения эффективности учебного процесса по предмету автором разработана интегративная личностно-рефлексивная технология обучения иностранному языку студентов, обеспечивающая персонализацию педагогического взаимодействия будущих специалистов и преподавателей, вовлечение обучающихся в рефлексивную деятельность, направленную на актуализацию их опыта, активизацию профессионально-личностного самоопределения, развитие способности к профессионально-творческой самореализации.

Основными функциями данной технологии являются:

• Гуманистическая функция, предусматривающая создание субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом в ходе образовательного процесса;

• Методологическая функция, выражающая стратегическую направленность модели обучения на становление языковой личности будущего специалиста;

• Функция проектирования, позволяющая структурировать содержание иноязычной подготовки с учетом особенностей профессиональной деятельности современных инженеров.

Разработанная автором технология обучения иностранному языку направлена на формирование языковой личности будущего специалиста, в соответствии с этой целью выстраивается следующая цепочка педагогических действий:

• Формирование мотивации к иноязычной подготовке, развитие личностных смыслов студентов и магистрантов при обучении иностранному языку, предусматривающее создание комфортных психолого-педагогических условий для развития личности, подготовку его к профессиональной деятельности;

Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров происходит на основе стимулирования речемыслительной активности через моделирование ситуаций профессионального общения.

• Важнейшую роль при обучении иностранному языку играет применение игрового моделирования, которое позволяет реализовать нестандартную форму организации обучающихся в ходе иноязычной подготовки.

• Основой авторской технологии является функционирующая система иноязычных последовательно усложняющихся профессиональных игр. Основными структурными элементами данной технологии являются: развивающаяся ситуация, предмет игры и объект моделирования, интегрированная деятельность преподавателей и студентов, правила игры.

Как показывает исследование автора, в условиях применения данной технологии на первое место в образовательном процессе выходят личность и деятельность, что позволяет обеспечить «вживание» личности в окружающий мир на основе моделирования предстоящей профессиональной деятельности; создать эффективную и комфортную образовательную среду. Основой традиционной системы обучения иностранному языку является преподнесение знаний в готовом виде. Авторская технология позволяет студентам и магистрантам самостоятельно синтезировать знания в процессе самостоятельных исследований (метод проектов) и игровых действий. Вместо заучивания лексики и текстов основой иноязычной подготовки становится познание в процессе реализации проекта. Все эти факторы позволяют построить личную траекторию обучения для каждого студента в ходе иноязычной подготовки и обеспечить успешную самоактуализацию.

Проблемное обучение на основе профессиональных игр, направленное на развитие творческого потенциала личности будущего инженера, его способности к неординарному восприятию материала и его самостоятельной обработке, обеспечивающее профессиональное развитие личности. Важным является фактор включенности преподавателей и студентов в проектно-исследовательскую деятельность, результатом которой являются совместные научные и методические труды.

Большие информационные возможности данной технологии позволяют создать эффективную образовательную среду, рассчитанную на студентов с разным спектром возможностей, позволяющую каждому самостоятельно устанавливать уровень сложности учебного материала. Интересным для студентов выступает создание «портфолио профессионально-личностного развития» для каждого студента. Являясь инновацией, данная технология с применением учебно-ролевых игр профессиональной направленности позволяет повысить степень осмысленности учебного материала за счет минимальности и конкретности каждой «проектной задачи», за счет использования разнообразных тренировочных моделей, наглядности и педагогики сотруд-

ничества. Применение данной технологии позволяет успешно создавать в вузе интегративное образовательное пространство, направленное на саморазвитие и самовоспитание студентов, обеспечивающее их культуросозидательную деятельность [5]

Интегративная личностно-рефлексивная технология позволяет сделать учебный процесс ориентированным на процесс обучения, а не преподавания, сформировать «языковую личность специалиста».

Разработанная автором технология позволяет осуществлять компетентностно-ориентированное обучение через сочетание различных технологий обучения с дифференциацией их по задачам на различных этапах становления языковой личности. Данный аспект рассматривался в статье Перчатки-ной В.Г. [6].

В данном контексте представляется необходимым разделение программы по предмету «иностранный язык» на два модуля: «деловой английский язык» и «английский язык для профессиональных целей». В программу изучения делового иностранного языка необходимо внести следующие темы:

1) Общение с зарубежными коллегами на социальном и бытовом уровне.

2) Общение по телефону.

3) Участие в переговорах.

4) Участие в совещаниях.

5) Проведение презентаций, публичные выступления.

6) Консультирование иностранных клиентов.

7) Написание отчетов, аналитических заметок.

8) Написание деловых писем.

9) Написание статей.

10) Составление проектов договоров и деловых предложений.

11) Чтение и анализ деловой литературы.

12) Чтение технической документации, инструкций.

13) Редактирование договоров и коммерческих предложений.

Иноязычная подготовка студентов должна осуществляться на основе многоуровневого подхода с ориентацией на международные стандарты. В начале обучения студенты первого курса должны распределяться по группам в зависимости от исходного уровня владения иностранным языком.

Интеграция профессиональной и иноязычной подготовки в вузе способствует успешной социализации выпускников, содействует вхождению их в мир человеческой культуры. Проблема подготовки специалистов для инновационной инженерной деятельности может быть реализована через применение компетентностного подхода, когда наряду с формированием предметно- специализированных компетенций, развивается ряда общих (надпредмет-ных, ключевых) компетенций, представляющих собой профессионально-важные качества современного инженера. Изучение российских и международных документов, описывающих требования к подго-

товке современного квалифицированного инженера показывает, что высокий уровень владения иностранным языком является одной из ключевых компетенций, которыми сегодня должен обладать специалист в области инновационной инженерной деятельности

В «Основных принципах национальной доктрины инженерного образования» высокий уровень владения иностранным языком является одной из ключевых компетенций, которыми сегодня должен обладать специалист в области инновационной инженерной деятельности. Неотъемлемой частью учебного процесса в наши дни становится интернет, ведь мы обучаем новое поколение студентов, называемых «dot.com generation» и «the Net generation».

Практика показывает, что общими компонентами способностей к языку являются развитая механическая память, высокий уровень развития мышления, степень развития речевых умений родного языка. Эффективное обучение студентов и магистрантов иностранному языку предполагает развитие у них следующих умений:

• Организовать свою учебную деятельность (работать индивидуально, в парах, в группах; проверять и оценивать свою работу и других обучающихся).

• Активизировать мыслительные процессы (узнавать явления языка, сравнивать его с аналогичными в родном языке.).

• Подготовиться к учебному процессу в ходе самостоятельной работы (составлять планы, делать записи, использовать дополнительный материал).

• Организовать коммуникативную деятельность (подготовить свое высказывание, составить диалоги по темам).

«Таким образом, при определении педагогического аспекта цели обучения иностранным языкам речь должна идти о формировании личностного отношения к усваиваемому содержанию обучения, потребностей и мотивов, связанных в первую очередь с практическим (реальным) использованием иностранного языка как средства развития и удовлетворения личностных интересов, в том числе и вне-языковых» - отмечает Н.Д. Гальскова [7].

Литература

1. Г.Р. Хусаинова, Вестник Казанского технологического университета, 17, 12, 307-311 (2014)

2. Н.Д. Гальскова, Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. Аркти-Глосса, Москва, 2000. 165 с.

3. Е.И. Пассов, Коммуникативный метод обучения говорению. Просвещение, Москва, 1985. 208 с.

4. Л.И. Гурье, Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе: монография. ВИНИТИ, Москва, 2006. 287 с.

5. М.Б. Ганачевская, Мир образования - образование в мире, 4, 191-196 (2010)

6. В.Г. Перчаткина, Вестник Казанского технологического университета, 16, 4, 376-382 (2013)

7. Н.Д. Гальскова, Автореф. дис. докт. пед. наук, Москва, 1999. 48 с.

© М. Б. Ганачевская - канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации, КНИТУ, marbor.g@mail.ru.

© M. B. Ganachevskaya - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Foreign Languages for Professional Communication, KNRTU, marbor.g@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.