Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые инструменты / поколение Z / цифровая образовательная среда / профессиональные компетенции / digital tools / generation Z / digital educational environment / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вологдина Ирина Валерьевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кобалян Алла Славиковна

В условиях цифровизации наравне с появлением инновационных способов обучения сохраняются и традиционные подходы. Например, активно продолжают применяться проектные технологии, способствующие формированию у студентов не только предметных знаний, но и развитию метапредметных способностей. Использование возможностей цифрового пространства позволит перейти на новый уровень персонализированного обучения, ориентированного на результат осуществления проектной деятельности. Важно соблюдать некоторые условия, направленные на повышение качества подготовки будущих специалистов к проектной деятельности. Среди этих условий повышение уровня мотивации студентов с помощью учета индивидуальных особенностей каждого студента, создание интерактивного пространства, обеспечение материально-технической базы. Инструменты цифровой образовательной среды способствуют личностному росту и саморазвитию студентов, что позволяет повысить коммуникативные компетенции и творческие способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вологдина Ирина Валерьевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кобалян Алла Славиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the conditions of digitalization, along with the emergence of innovative ways of learning, traditional approaches are also preserved. For example, project technologies continue to be actively used, contributing to the formation of students not only subject knowledge, but also the development of meta-subject abilities. Using the capabilities of the digital space will allow you to move to a new level of personalized learning, focused on the results of project activities. It is important to observe certain conditions aimed at improving the quality of training of future specialists for project activities. Among these conditions are increasing the level of motivation of students by taking into account the individual characteristics of each student, creating an interactive space, providing a material and technical base. The tools of the digital educational environment contribute to the personal growth and self-development of students, which allows them to increase their communicative competencies and creative abilities.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Вологдина Ирина Валерьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); магистрант Кобалян Алла Славиковна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. В условиях цифровизации наравне с появлением инновационных способов обучения сохраняются и традиционные подходы. Например, активно продолжают применяться проектные технологии, способствующие формированию у студентов не только предметных знаний, но и развитию метапредметных способностей. Использование возможностей цифрового пространства позволит перейти на новый уровень персонализированного обучения, ориентированного на результат осуществления проектной деятельности. Важно соблюдать некоторые условия, направленные на повышение качества подготовки будущих специалистов к проектной деятельности. Среди этих условий повышение уровня мотивации студентов с помощью учета индивидуальных особенностей каждого студента, создание интерактивного пространства, обеспечение материально-технической базы. Инструменты цифровой образовательной среды способствуют личностному росту и саморазвитию студентов, что позволяет повысить коммуникативные компетенции и творческие способности.

Ключевые слова: цифровые инструменты, поколение Z, цифровая образовательная среда, профессиональные компетенции.

Annotation. In the conditions of digitalization, along with the emergence of innovative ways of learning, traditional approaches are also preserved. For example, project technologies continue to be actively used, contributing to the formation of students not only subject knowledge, but also the development of meta-subject abilities. Using the capabilities of the digital space will allow you to move to a new level of personalized learning, focused on the results of project activities. It is important to observe certain conditions aimed at improving the quality of training of future specialists for project activities. Among these conditions are increasing the level of motivation of students by taking into account the individual characteristics of each student, creating an interactive space, providing a material and technical base. The tools of the digital educational environment contribute to the personal growth and self-development of students, which allows them to increase their communicative competencies and creative abilities.

Key worofc.-digital tools, generation Z, digital educational environment, professional competencies.

Введение. В современной системе образования осуществляется спектр инициативных идей, способствующих развитию цифровой экономики. Цифровизация представляет собой процесс обеспечения в образовательной организации условий, соответствующих возможностям информационного общества, посредством применения цифровых инструментов, включая средства виртуальной реальности [8]. Содержание цифровой трансформации предполагает также обеспечение цифровой образовательной среды, неограниченный доступ к возможностям цифрового пространства [6].

Использование в образовательной организации цифровых технологий направлено на экономию временных ресурсов педагогов, которые они тратят на самостоятельный анализ и обработку данных; повышение качества принимаемых решений в сфере управления образованием; ростпрофессиональных компетенций; повышение навыков работы с информацией и представлением его аудитории [7].

Повсеместное распространение цифровизации в сфере образования связано с рядом факторов:

- поколение 2обладает особыми социально-психологическими свойствами личности;

- цифровизация непосредственно влияет на развитие цифровой экономики в стране;

- система цифровых инструментов разработана специально для достижения высокого качества современного образования.

В условиях цифровизации наравне с появлением инновационных способов обучения сохраняются и традиционные подходы. Например, активно продолжают применяться проектные технологии, способствующие формированию у студентов не только предметных знаний, но и развитию метапредметных способностей [1]. Проектная деятельность способствует интеграции цифровых и традиционных способов обучения. Совместная работа студентов по выполнению проектного задания способствует самореализации молодого поколения, предоставляет возможность самостоятельно распоряжаться собственным временем и в неформальной обстановке выстраивать межличностные контакты со всеми участниками образовательного процесса. Использование возможностей цифрового пространства позволит перейти на новый уровень персонализированного обучения, ориентированного на результат осуществления проектной деятельности [2].

Проектная деятельность выступает одним из результативных подходов к реализации современного образовательного процесса, поскольку позволяет одновременно решать ряд педагогических задач. Однако динамичные изменения в технологической сфере требует разработки новых подходов к реализации проектной деятельности, особенно с использованием инновационных инструментов.

Изложение основного материала статьи. Стремительное развитие цифровых технологий позволяет по-новому взглянуть на реализацию проектной деятельности. В.В. Крашенинников подчеркивает, что современное поколение активно участвует в проектной деятельности, особенно с применением роботизации, поскольку снижение количества монотонных задач позволяет быстрее достичь желаемого результата. Автор делает акцент на реализации взаимодействия при подготовке проекта [5].

По мнению Т.В. Емельяновой, при использовании в образовательном процессе профессионально направленных проектов студенты осваивают необходимые навыки будущей специализации, знакомятся со спецификой применения цифровых технологий, учатся делегировать полномочия и нести совместную ответственность за принятые решения. В педагогическом вузе стоит отдельно уделять внимание развитию навыков работы с проектами. Будущим педагогам это позволит передавать полученный опыт, что соответствует успешности профессиональной деятельности. Будущие педагоги смогут стать руководителями образовательных проектов, поскольку данное требование прописано в ФГОС. Автор убежден

в том, что владение инструментами педагогического проектирования является показателем высокого профессионализма современного педагога. Благодаря применению возможностей цифровой образовательной среды проектная деятельность приобретает новые черты. Студенты теперь могут объединяться в коллективы независимо от их местоположения и территориального проживания. Значительно прозрачнее становится процесс защиты студенческой проектных работ. Видеосвязь позволяет связываться со специалистами из различных областей науки. Работодатели смогут оценить своих потенциальных работников по качеству выполненного проектного задания [3].

С точки зрения Ю.М. Ибрагимова, в современных условиях развития образования целесообразно в процессе обучения использовать интернет-проекты. Содержание проекта может быть связано с социально-значимыми аспектами развития общества. Похожие вопросы зачастую нуждаются в повышенном внимании со стороны общественности. Инструменты цифровизации могут способствовать решению подобных задач. Автор отмечает, что при реализации проектной деятельности важно соблюдать её основные этапы. Установочный этап предполагает включение педагога и студентов в совместную деятельность, прописывание основных целей и задач проекта. Процессуальный этап состоит из планирования действий студентов, поиска необходимого материала, анализа полученной информации, корректировки получившегося продукта. На заключительном этапе студенты представляют проект, проводят рефлексию и оценивают степень собственных вложений в созданный проект. При соблюдении всех условий реализации проекта, студенты смогут сформировать навыки, необходимые им для будущей профессиональной деятельности [4].

Цифровая образовательная среда предоставляет для обучения большой спектр инструментов, способствующих развитию личностных качеств студентов. Важно соблюдать некоторые условия, направленные на повышение качества подготовки будущих специалистов к проектной деятельности. В эксперименте приняли участие студенты Нижегородского государственного педагогического университета им.К.Минина, обучающиеся на 3-4 курсе бакалавриата и проходящие профессиональную подготовку по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям). Числовая выборка составила 38 человек. Участникам было предложено принять участие в проектной деятельности, направленной на разработку дидактических материалов для развития личностного потенциала студентов колледжа. Были организованы следующие условия.

1. Во-первых, педагоги приложили максимальные усилия для повышения уровня мотивации обучающихся с помощью учета преобладающих возможностей каждого студента. В соответствии с полученными данными производилось делегирование обязанностей в процессе реализации проекта. Например, среди участников был выбран генератор идей -человек, занимающийся поиском нестандартных идей для всей команды. На эту роль подходит человек, обладающий четко выраженным творческим мышлением, креативностью и стремлением к новаторству. Был выбран также исследователь, основная функция которого заключалась в анализе полученной информации. Стоит отметить, что по желанию один студент может совмещать разные роли. Лидер проектной команды может одновременно выступать и идейным вдохновителем, и анализировать информацию, и выполнять действия в графическом редакторе. Рассматриваемое условие предполагает составление списка команды с обозначением функции каждого студента.

2. Создание интерактивного пространства, предполагающего взаимодействие всех участников проектирования. Целесообразно использовать социальные сети, поскольку данная среда является более знакомой для современной молодежи. Подойдет создание сообщества Вконтакте или канала в Телеграмм. Для обеспечения постоянного контакта участников предлагается использовать возможности платформы Яндекс. Телемост. Педагог может проводить консультации по проблемным вопросам, демонстрировать опыт других участников проектов.

3. Материально-техническая база. Проектная деятельность требует привлечения дополнительных инструментов для достижения поставленной цели. С целью разработки дидактических материалов для студентов колледжа были использованы платформы MindMeister, Xmind, Coggle, Wordwall, OnlineTestPad.

Реализация обратной связи осуществлялась посредством передачи студентам колледжа ссылки на интерактивные занятия. Рефлексия происходила в социальных сетях посредством проведения опросов, описания опыта.

В результате проведенной работы был проведен опрос, направленный на выявление основных достоинств и недостатков проектирования в рамках реализации цифровой образовательной среды.

Один из вопросов был: «Какие возможности дает Вам участие в проектной деятельности?». Распределение ответов респондентов представлено на рисунке 1.

Другое

Демонстрировать полученный продукт на публ ике

Применение на практике полученных умений и навыков

Самостоятел ьно двигаться к поставленной цели

Проя вить свои творческие способности

О 10 20 30 40 50 60 70 SO SO 100

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Какие возможности дает Вам участие в проектной деятельности?»

Большинство ответов студентов сводилось к тому, что в процессе проектной деятельности они могут использовать приобретенные навыки на практике (92%), публично демонстрировать полученный продукт (89%), проявить свои творческие способности (87%), самостоятельно достигать поставленных целей (74%).

В процессе анализа полученных результатов стало понятным, что студенты ценят тот факт, что в процессе проектной деятельности они освоили много цифровых платформ, которые можно использовать в будущей профессиональной

деятельности. 89% студентов, отвечая на вопрос о формате проведения проектирования, отметили, что коллаборацонная работа над проектом способствовала росту уверенности в своих силах.

Среди недостатков большинство студентов выделяли отсутствие живого взаимодействия (65%) среди участников, что могло бы повысить продуктивность реализованной деятельности. Некоторые студенты связывали трудности при участии в проектной деятельности с недостаточной подготовкой (32%).

Выводы. В целом, опыт реализации проектной деятельности в условиях цифровизации показывает положительные результаты обучения. Студенты формируют навыки выстраивания коллективной работы, способность слышать и слушать собеседников. У обучающихся развиваются организаторские навыки, что способствует формированию профессиональных умений, повышению чувства уверенности в собственных возможностях.

Цифровизация крепко укрепилась в системе образования. Без использования цифровых инструментов сложно представить современный процесс обучения. В рамках реализации проектной деятельности возможности цифровых технологий позволят повысить качество коллективной работы. Инструменты цифровой образовательной среды способствуют личностному росту и саморазвитию студентов, что позволяет повысить уровень коммуникативных компетенций и творческих способностей.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Возможности технологии дистанционного обучения в вузе / М.Н. Булаева, A.B. Гущин, И.Р. Воронина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 4(33). - С. 48-51. - DOI 10.26140/anip-2020-0904-0008. - EDN UZRCBU

2. Григорян, A.A. Проектная деятельность как одна из эффективных технологий обучения студентов-иностранцев в условиях цифровизации высшего образования / A.A. Григорян // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 65-3. - С. 10-14. - EDN ZMMYJU

3. Егорова, Е.С. Формирование компетенций студентов в сфере проектной деятельности в условиях цифровизации общества / Е.С. Егорова, П.А. Егоров // Цифровая наука. - 2023. - № 1С. 15-22. - EDN BOZWCS

4. Ибрагимов, Ю.М. Особенности реализации социально-проектной деятельности в условиях цифровизации профессионального образования / Ю.М. Ибрагимов // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы XIX Международной научно-практической конференции, Москва -Челябинск, 16 ноября 2020 года. - Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2020. - С. 176-180. -EDN SOPBBG

5. Крашенинников, В.В. Проектная деятельность в условиях цифровизации / В.В. Крашенинников // Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей, Екатеринбург, 05-06 ноября 2020 года. Том Часть 3. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. - С. 96-98. - DOI 10.26170/Kso-2020-229. -EDN UMWDDR

6. Лычагина, А.Г. Инновационная проектная деятельность как средство формирования готовности будущих учителей технологии к реализации проектной деятельности / А.Г. Лычагина, В.П. Тигров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2023. - № 2,- С. 66-69. - EDN JXZDBY

7. Петровский, A.M. Курсовое проектирование как элемент подготовки будущих специалистов химического производства / A.M. Петровский // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - № 12. - С. 93-96. - DOI 10.5281/zenodo.5803389. - EDN DCQGAB

8. Самерханова, Э.К. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования / Э.К. Самерханова, З.У. Имжарова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, № 2(23). - С. 2. - DOI 10.26795/2307-1281-2018-6-2-2. - EDN UTXPWU

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Вологдина Ирина Валерьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Колесник Наталья Тарасовна Государственный университет просвещения (г. Мытищи)

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

Аннотация. Воспитательный процесс в вузе направлен на организацию разноплановой коллективной деятельности студентов, взаимодействие участников обучения в целях формирования нравственно-зрелой личности.Благодаря использованию интерактивных технологий воспитания достигаетсярост уровня креативности, способности нестандартно мыслить и отстаивать собственное мнение при организации коллективного взаимодействия.Педагог выступает в качестве наставника, деятельность которого сводится к регулированию дальнейших действий обучающихся. Было проведено исследование, направленное на изучение отношения современных студентов к реализации интерактивных воспитательных технологий. Благодаря организации интерактивного подхода, студенты проявляют максимальную активность, развивают свои творческие способности и коммуникативные компетенции. Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость внедрения интерактивных воспитательных технологий в содержание мероприятий для развития межличностного взаимодействия, воспитания будущих специалистов.

Ключевые слова: коллективное взаимодействие, дискуссия, дебаты, кейс-метод, интерактивный подход, коммуникация. Annotation. The educational process at the university is aimed at organizing diverse collective activities of students, the interaction of learning participants in order to form a morally mature personality. Thanks to the use of interactive technologies of education, an increase in the level of creativity, the ability to think outside the box and defend one's own opinion when organizing collective interaction is achieved. The teacher acts as a mentor, whose activity is reduced to regulating the further actions of students. A study was conducted aimed at studying the attitude of modern students to the implementation of interactive educational technologies. Thanks to the organization of an interactive approach, students show maximum activity, develop their creative abilities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.