Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
веб-квест / цифровая культура / взаимодействие / личностные компетенции / ценности / web quest / digital culture / interaction / personal competencies / values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Корнилова Елена Сергеевна, Комлева Алена Павловна

В России активно функционирует Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, что способствует распространению цифровизации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях.Основная роль педагога в период воспитания подрастающего поколения состоит в развитии личностных ценностей в условиях реализации цифровых технологий. Одним из важнейших направлений при достижении воспитательных целей в условиях цифровой среды является формирование воспитательной среды вуза. С целью определения инновационных педагогических подходов, обеспечивающих формирование воспитательной среды вуза, было проведено исследование среди педагогических работников вузов. Педагоги выделили веб-квесты, виртуальные экскурсии, проектную деятельность, проведение акций и волонтерскую деятельность. Грамотное использование инновационных подходов в цифровом пространстве вуза способствует расширению спектра воспитательного воздействия. Студенты развивают свои личностные компетенции, инициируют взаимодействие, участвуют в культурно-массовых мероприятиях, что положительно сказывается на качестве воспитательной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Корнилова Елена Сергеевна, Комлева Алена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Strategy for the development of education for the period up to 2025 is actively functioning in Russia, which contributes to the spread of digitalization of educational activities in higher educational institutions. The main role of a teacher during the upbringing of the younger generation is the development of personal values in the context of the implementation of digital technologies. One of the most important directions in achieving educational goals in a digital environment is the formation of the educational environment of the university. In order to identify innovative pedagogical approaches that ensure the formation of the educational environment of the university, a study was conducted among university teaching staff. Teachers highlighted web quests, virtual excursions, project activities, holding actions and volunteer activities. The competent use of innovative approaches in the digital space of the university contributes to the expansion of the range of educational impact. Students develop their personal competencies, initiate interaction, participate in cultural events, which has a positive effect on the quality of educational activity of the teacher.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

4. Мельникова, А.Я. Опыт организации тестирования на платформе Moodle / А.Я. Мельникова, И.К. Кириллова, О.И. Ваганова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 3(226). - С. 99-105. - DOI 10.25198/1814-6457-226-99, - EDN ZWWJVW

5. Петрова, И.М. Современные цифровые технологии в лингвистических исследованиях: Учебное пособие для обучающихся по направлению «Лингвистика» / И.М. Петрова, A.M. Иванова, В.В. Никитина; Московский городской педагогический университет, Институт иностранных языков. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Языки Народов Мира", 2022. - 259 с. - ISBN 978-5-6048046-8-1. - EDN LDOROG

6. Савченков, А.В. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / А.В. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2(43). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5. - EDN PKHAIU

7. Шутова, Т.Н. Использование электронно-образовательных ресурсов в процессе физического воспитания как инструмент организации деятельного обучения учащихся / Т.Н. Шутова, А.А. Винокурова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 февраля 2018 года / Под общ.ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 148-151. -EDN YRXCGG

8. Organization of project activities in the system of advanced training of teachers / I.K. Kirillova, I.V. Arimova, O.P. Denisova [etal.] //Propositos у Representaciones.-2021.-Vol. 9,No. Sl.-P. 809. -DOI 10.20511/pyr2021.v9nSPE1.809. -EDN VKNYNJ

9. Suleimanova, O.A. The Learning and Educational Potential of Digital Tools in Humanities and Social Science / O.A. Suleimanova, I.A. Guseinova, A.A. Vodyanitskaya 11 Society. Integration. Education: Proceedings of the International Scientific Conference, Rezekne, 22-23 мая 2020 года. Vol. 4. - Rezekne: RezeknesTehnologijuakademija, 2020. - P. 657-669. -DOI 10.17770/sie2020vol4.4851. - EDN WASBXL

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); старший преподаватель кафедры иностранных языков Корнилова Елена Сергеевна Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); магистрант Комлева Алена Павловна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В России активно функционирует Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, что способствует распространению цифровизации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях.Основная роль педагога в период воспитания подрастающего поколения состоит в развитии личностных ценностей в условиях реализации цифровых технологий. Одним из важнейших направлений при достижении воспитательных целей в условиях цифровой среды является формирование воспитательной среды вуза. С целью определения инновационных педагогических подходов, обеспечивающих формирование воспитательной среды вуза, было проведено исследование среди педагогических работников вузов. Педагоги выделили веб-квесты, виртуальные экскурсии, проектную деятельность, проведение акций и волонтерскую деятельность. Грамотное использование инновационных подходов в цифровом пространстве вуза способствует расширению спектра воспитательного воздействия. Студенты развивают свои личностные компетенции, инициируют взаимодействие, участвуют в культурно-массовых мероприятиях, что положительно сказывается на качестве воспитательной деятельности педагога.

Ключевые слова: веб-квест, цифровая культура, взаимодействие, личностные компетенции, ценности.

Annotation. A Strategy for the development of education for the period up to 2025 is actively functioning in Russia, which contributes to the spread of digitalization of educational activities in higher educational institutions. The main role of a teacher during the upbringing of the younger generation is the development of personal values in the context of the implementation of digital technologies. One of the most important directions in achieving educational goals in a digital environment is the formation of the educational environment of the university. In order to identify innovative pedagogical approaches that ensure the formation of the educational environment of the university, a study was conducted among university teaching staff. Teachers highlighted web quests, virtual excursions, project activities, holding actions and volunteer activities. The competent use of innovative approaches in the digital space of the university contributes to the expansion of the range of educational impact. Students develop their personal competencies, initiate interaction, participate in cultural events, which has a positive effect on the quality of educational activity of the teacher.

Key words: web quest, digital culture, interaction, personal competencies, values.

Введение. В настоящее время в системе высшего образования происходят существенные изменения, влияющие на содержание и характер реализации воспитательного процесса. Мощный импульс получила идея внедрения инструментов цифровизации, которая позволяет достичь качественных результатов воспитания Г91. Данная работа со стороны педагогов осуществляется на всех этапах реализации воспитательной деятельности. Значительную поддержку педагогам оказывают мероприятия, реализуемые в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Проект дает возможность внедрения инновационных технологий в педагогическую деятельность вуза Г61.

Цифровая образовательная среда включает в себя систему информационных технологий, способствующих решению ряда учебно-воспитательных задач. Благодаря возможностям цифровизации педагоги способны решать организационно-педагогические и методические задачи на высоком уровне Г41.

В России активно функционирует Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, что предполагает дальнейшее развитие проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Это способствует распространению цифровизации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях. Особое внимание заслуживают вопросы внедрения программ цифрового воспитания, позволяющих современным студентам адаптироваться под динамично меняющиеся условия. Внедрение проекта способствует выполнению следующих условий. Во-первых, студенты используют

в своей профессиональной деятельности инструменты цифровых технологий, в том числе мобильные. Во-вторых, происходит освоение студентами основ цифровой культуры в рамках информатизации образовательного и воспитательного пространства. В-третьих, повышается степень активности обучающихся в цифровом пространстве, формируются личностные ценности будущего специалиста [21.

Использование в процессе воспитательной деятельности элементов цифровых технологий способствует организации самостоятельной работы обучающихся. В процессе самостоятельной подготовки у студентов повышается уровень ответственности за свою работу, формируются личностные и профессиональные компетенции, усиливается значимость участия в проводимых мероприятиях. Создание воспитательной среды средствами цифровых технологий способствует достижению целей:

- формирование у студентов творческого мышления, проявление инициативности;

- становление личности будущего специалиста;

- повышение навыков научно-исследовательской деятельности;

- развитие взаимодействия между субъектами воспитательного процесса.

Реализация цифрового воспитательного пространства предполагает, что педагог не является единственным источником информации, поэтому в процессе воспитательной деятельности важно следовать принципу взаимодействия, наставничества в виде взаимного обмена опытом [31. Основная роль педагога в период воспитания подрастающего поколения состоит в развитии личностных ценностей в условиях реализации цифровых технологий. Одним из важнейших направлений при достижении воспитательных целей в условиях цифровой среды является формирование воспитательной среды вуза.

Изложение основного материала статьи. Воспитательную систему следует рассматривать в качестве подсистемы высшего учебного заведения, включающей программную направленность, материально-техническое оснащение, профессиональных работников, систему межличностных взаимодействий. H.A. Швец, Л.А. Мокрецова, О.В. Попова отмечает, что в современной системе образования одним из важнейших условий реализации национальных проектов является цифровизация. Исходя из этого, авторы приходят к выводу о том, что формирование воспитательной среды вуза включает в себя необходимость консолидации элементов цифровизации, образовательной и научно-исследовательской деятельности. Требованием современных реалий является включение в процесс воспитания платформ образовательной, научно-исследовательской направленности. Особое внимание авторы уделяют реализации инновационной деятельности. Большинство цифровых ресурсов инновационной направленности способствуют реализации взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса [81. Современные вузы используют в своей практике разнообразные цифровые ресурсы, направленные на онлайн-взаимодействие, возможность непрерывного обсуждения стоящих задач в процессе подготовки к воспитательным мероприятиям [91.

По мнению М.В. Авченко в качестве необходимых навыков современных студентов выступают умение производить поиск необходимой информации в глобальной сети Интернет, способность подготавливать проекты и грамотно их представлять перед публикой. Воспитанники могут участвовать в различных мероприятиях, подготовка к которым осуществляется благодаря возможностям цифрового пространства. Автор утверждает, что студенты в большей степени заинтересованы в реализации проектной деятельности. Разработка и представление проектов по интересующим студентов направлениям осуществляется под пристальным наблюдением педагогов. Проектная деятельность осуществляется при непосредственном использовании функций цифровых платформ. Обучающиеся также принимают участие в проведении видеосъемки и монтажа, что также требует определенных цифровых навыков. Благодаря инструментам цифровых ресурсов, студенты подготавливают виртуальные альбомы о проведенных мероприятиях. Для каждого субъекта предоставляется возможность совершенствовать необходимые способности посредством участия в онлайн-конкурсах и веб-квестах [11.

С позиции Л.А. Мокрецовой, О.В. Поповой, H.A. Швец в современных реалиях важно транслировать опыт воспитательных практик педагогическому сообществу. Для этого необходимо создавать механизмы взаимодействия между образовательными организациями. Взаимообогащение вузов способствует совершенствованию воспитательной деятельности, внедрению инновационных технологий работы [51.

Поколение 2знакомится с окружающей действительностью через экран своих мобильных устройств, где ситуация успеха всегда относительна. Это значит, что при возникновении трудностей всегда есть возможность вернуться в начальную точку. В результате этого у студентов слабо формируется понимание успеха как результата деятельности. С целью определения инновационных педагогических подходов, обеспечивающих формирование воспитательной среды вуза, было проведено исследование среди педагогических работников вузов. Числовая выборка составила 100 человек. Опрос был проведен с помощью использования онлайн-сервиса WebAsk. Респондентам было необходимо выделить инновационные подходы, позволяющие участникам воспитательного процесса повышать навыки взаимодействия, развивать цифровую культуру, а также формировать личностные компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Результаты опроса представлены на рисунке 1.

Волонтерская деятельность

Акции

Проектная деятельность

Ниртуяльные экскурсии

Веб-квесты

О 10 ¿U 3U 4U hü ЬО /U SU УО 1UU

Рисунок 1. Результаты опроса об инновационных подходах формирования воспитательной среды вуза

Одной из востребованных технологий, по мнению респондентов, является веб-квест (91%). При организации квеста в цифровом формате у участников развиваются навыки работы в команде, повышается чувство ответственности за принятые решения и полученный результат. В процессе участия в веб-квесте участникам может быть предложено создание общего продукта (к примеру, презентации), что положительно сказывается на развитии цифровой культуры.

Виртуальные экскурсии являются чрезвычайно увлекательными для 88% респондентов. Такое взаимодействие способствует развитию любознательности, расширению креативных навыков всех участников воспитательной деятельности. В процессе знакомства с достопримечательностями студенты приобщаются к традициям своего общества и государства.

По мнению 85% педагогов, проектная деятельность также положительно влияет на повышение качества воспитательной деятельности. Выполнение проектов способствует более тесному взаимодействию, общению со специалистами. При подготовке проекта студенты ставят перед собой цели, планируют свои действия, добиваются намеченных результатов. Все это создает ситуацию успеха, когда студент начинает верить в собственные возможности.

70% респондентов убеждены в том, что проведение акций в рамках реализации воспитательной деятельности способствует развитию необходимых качеств будущего специалиста. Участники акций проявляют свои творческие способности, привлекают население к актуальным проблемам современности. Одним из важных аспектов реализации данной деятельности является стимулирование ее участников. Например, размещение информации на цифровых площадках образовательной организации об участниках проведенной акции повышает самоценность студентов и способствует повышению интереса в участии будущих мероприятий.

Одним из распространенных вариантов ответа стала волонтерская деятельность (66%). Как объясняли респонденты позже, такая заинтересованность связана с высокой активностью современных студентов. Возможности цифрового пространства позволяют осуществлять поиск необходимой информации, систематизировать и распространять ее. Данный вид деятельности способствует развитию личностных компетенций обучающихся, изменению системы ценностей и развитию коммуникативных способностей.

Среди ответов встречались такие варианты как флешмобы, онлайн-челленджи, интегрированные онлайн-площадки, профориентационные мероприятия, тренинги.

Выводы. Грамотное использование инновационных подходов в цифровом пространстве вуза способствует расширению спектра воспитательного воздействия. Обучающийся развивает свои личностные компетенции, инициирует взаимодействие, участвует в культурно-массовых мероприятиях, что положительно сказывается на качестве воспитательной деятельности педагога.

Планируемыми результатами использования цифровых технологий в воспитательной среде вуза является разработка и внедрение инновационных проектов, повышение уровня заинтересованности студентов и педагогов в реализации совместной деятельности. В результате это приведет к укреплению имиджа высшего учебного заведения, повышению конкурентоспособности образовательной организации и подготовке выпускника с набором необходимых личностных и профессиональных компетенций.

Литература:

1. Авченко, М.В. Организация воспитательной деятельности в цифровой образовательной среде Уссурийского суворовского военного училища / М.В. Авченко // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2022. -№4. - С. 22-26. - EDN TGXJVO

2. Домрачева, Л.Н. Рефлексия в воспитательном процессе в условиях цифровой образовательной среды / Л.Н. Домрачева // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2022. -№ 3.- С. 30-33. - EDN OQKNLE

3. Каримова, Н.Г. Использование дистанционных проектных технологий во внеурочной деятельности и воспитательной работе / Н.Г. Каримова, E.H. Устинова, Д.А. Югова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 3(11). - С. 38-42. - EDN UYKTZM

4. Малькина, О.В. Развитие диалогового пространства профессионального образования в контексте цифровой трансформации / О.В. Малькина // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: сборник научных статей, Брянск, 20-21 апреля 2023 года. - Брянск: РИСО БГУ; ООО "Аверс", 2023. - С. 156-160. - EDN VNUFDT

5. Мокрецова, Л.А. Воспитательное пространство педагогического вуза и школы: практика реализации / Л.А. Мокрецова, О.В. Попова, H.A. Швец // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 2. - С. 110-117. - DOI 10.26170/2079-8717 2021 02 14,- EDN BBGEXW

6. Ободова, Ж.И Интенсификация воспитательной деятельности в цифровой среде / Ж.И. Ободова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1(164). - С. 67-75. - ЭДН ЗНРКЕЙ.

7. Савченков, A.B. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / A.B. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 2(43). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5. - EDN PKHAIU

8. Швец, H.A. Интеграция цифровых ресурсов образовательной, научной и инновационной деятельности для формирования воспитательной среды вуза / H.A. Швец, Л.А. Мокрецова, О.В. Попова // Воспитание как стратегический национальный приоритет: Международный научно-образовательный форум, Екатеринбург, 15-16 апреля 2021 года. Часть 2. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. - С. 119-127. - DOI 10.26170/Kvnp-2021-02-27. - EDN HMWAQZ

9. Яковлева, E.B. Воспитательный потенциал цифровой образовательной среды / Е.В. Яковлева // Журавлевские чтения. Трансформационные процессы в педагогической науке и образовании: Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Журавлева Василия Ивановича, Москва, 11-16 февраля 2022 года / Отв. редактор: H.A. Горлова. - Москва: Московский государственный областной университет, 2022. - С. 409-415. - EDN UQKAOB

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.