Научная статья на тему 'Проектная деятельность студентов как основа инновационного развития Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина'

Проектная деятельность студентов как основа инновационного развития Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Чванова Марина Сергеевна, Антонюк Сергей Дмитриевич, Волков Сергей Иванович, Емельянов Алексей Валерьевич

Тема поддержана в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Чванова Марина Сергеевна, Антонюк Сергей Дмитриевич, Волков Сергей Иванович, Емельянов Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' project activity as a basis for innovational development of Tambov State University named after G.R. Derzhavin

The article summarizes the practice of project content determination and the experience of students' project activity arrangement in different institutes of Tambov State University named after G.R. Derzhavin. Attention is drawn to the necessity of its activization at graduation-related departments with the purpose of forming students' ability to create an innovation product.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность студентов как основа инновационного развития Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА1

В.М. Юрьев, М.С. Чванова, С.Д. Антонюк, С.И. Волков, А.В. Емельянов,

А.Н. Завершинский, Р.Б. Кончаков, В.Ю. Лыскова, И.А. Шаршов

Yuryev V.M., Chvanova M.S., Antonyuk S.D., Volkov S.I., Emelyanov A.V., Zavershinskiy A.N., Konchakov R.B., Lyskova V.Yu., Sharshov I.A. Students’ project activity as a basis for innovational development of Tambov State University named after G.R. Derzhavin. The article summarizes the practice of project content determination and the experience of students’ project activity arrangement in different institutes of Tambov State University named after G.R. Derzhavin. Attention is drawn to the necessity of its acti-vization at graduation-related departments with the purpose of forming students’ ability to create an innovation product.

История знает немало случаев, когда реализация, практическое воплощение, казалось бы, заведомо невыполнимых проектов приносили совершенно ошеломляющие положительные результаты. Наиболее очевидны примеры из области техники, но их можно обнаружить и в иных сферах хозяйственной практики.

Сопоставляя число нереализованных замыслов с числом осуществленных, можно впасть в уныние: вторых гораздо меньше. Но не следует забывать, что, как отмечал Соичиро Хонда - основатель всемирно известной японской корпорации «Хонда мотор компании», лишь 1 % работы - это успех, а остальные 99 % - неудачи. Добавим от себя: в инновационной сфере пропорции в принципе вряд ли могут быть иными. В специальной литературе можно встретить термин «путь Хонды», служащий для обозначения процесса создания нового дела «с нуля» и обобщенно выражающий такие понятия, как новаторство, упорство и, главное, нетради-ционность способов достижения поставленной цели.

Можно ли научить человека новаторству в хозяйственной практике на организационно-управленческом уровне? Этот вопрос так же весьма непрост для ответа на него, как и вопрос: можно ли научить индивида быть бизнесменом, предпринимателем в строгом смысле слова. Известно, что личность долж-

1 Тема поддержана в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

на обладать определенной склонностью, специфическими задатками.

Кто учил предпринимательству и проектированию дела первого во всемирно известной династии «королей» бизнеса Рокфеллера? Как образование повлияло на деятельность первого Морозова, основателя одного из крупнейших текстильных предприятий дореволюционной России и также династии предпринимателей-промышленников? Ни-

кто ...

Но, как писал в своей работе «Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования» профессор Норвежского университета науки и техники Бьерн Андерсен, «в определенный исторический момент человеку стало ясно, что выполнение трудоемкой или сложной работы невозможно в одиночку. При этом любая совместная работа требует согласованных действий».

Рост уровня сложности системы хозяйственных взаимодействий по мере развития экономики, повышение значения предпринимательской инициативы в высококонкурентной среде - все это потребовало разработки и принятия гораздо более сложных управленческих решений. И индивид, и команда, связанная общей целью, стали стремиться к возможно более оперативному планированию и обоснованию своих действий, во-первых, и, во-вторых, к снижению степени риска при воплощении замысла в жизнь.

Вооруженный знаниями и навыками практического применения современного инструментария проектирования бизнес-процессов, управления организацией и инно-

вациями субъект получает ощутимые и очевидные преимущества.

Распространение соответствующих знаний в обществе - чрезвычайно важная и благородная задача. Если оно будет способствовать реализации внутреннего потенциала личности, в выигрыше окажется не только она сама, но и все общество. Мы упоминаем, в общем-то, прописную истину. О проблеме создания благоприятных условий для самоактуализации человека много сказано и написано.

Традиционная образовательная парадигма обычно ограничивается тем, чтобы обеспечить студентов условиями для понимания закономерностей процессов, происходящих в природе и обществе, воспроизводством сложившейся и эффективной практики. Как правило, она основана на применении выпускниками полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

Вместе с тем, инновационная экономика испытывает острую потребность в специалистах, подготовленных к реальной проектной деятельности, обладающих системным мышлением.

Поскольку целью данной статьи является обобщение опыта студенческой проектной деятельности в университете, прежде всего, необходимо определиться в понимании общих терминов проектной деятельности. Вообще понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из которых для инновационных проектов являются следующие:

• направленность на достижение определенных целей и достижение конкретного результата инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенного для реализации;

• координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий инновационного характера;

• ограниченная протяженность во времени.

Управление проектом включает разные виды деятельности по организации, планированию, руководству, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении проектного цикла. Управляемыми параметрами проекта являются: объемы работ и виды работ по проекту; стоимость, издержки,

расходы по проекту; временные параметры, включающие сроки, продолжительность и резервы выполнения работ, этапов проекта, а также взаимосвязи работ; ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие, финансовые, материальнотехнические, а также ограничения по ресурсам; качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта и прочее.

Эффективное управление проектом, прежде всего, предполагает его хорошую структурированность (произведена его декомпозиция), суть которой сводится к разбивке проекта на:

• этапы работы, задачи, единичные рабочие процессы проекта;

• отдельные мероприятия, согласованные между собой;

• организационную структуру исполнителей по проекту;

• структуру распределения ответственности и обязанностей исполнителей при выполнении работ по проекту в виде матрицы.

Основной структурной единицей является команда проекта - специальная группа, которая становится самостоятельным участником проекта и осуществляет в рамках проекта управление инвестиционным процессом.

Каждый проект, независимо от его сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: концепция, планирование и разработка, осуществление, завершение.

Универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на этапы не существует. На практике деление проекта на этапы может быть самым разнообразным -лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки, во время прохождения которых оцениваются возможные направления развития проекта. При необходимости проект и его финансовая составляющая корректируются.

В настоящее время для облегчения работы по управлению проектом существуют специальные компьютерные программы, позволяющие снимать рутинные операции для обеспечения контролирующих функций. Среди них программный комплекс Microsoft Project, который является наиболее популярным в среде менеджеров малых и средних

проектов. Это объясняется широкими возможностями пакета, удобным и, что немаловажно, хорошо знакомым большинству пользователей графическим интерфейсом. Microsoft Project позволяет эффективно управлять проектом на различных этапах его реализации: он дает возможность выполнить структуризацию проекта путем разделения его на этапы, задачи и подзадачи, выявить критические задачи (задачи, длительность которых существенно влияет на длительность реализации всего проекта), получить сетевой график и календарный план проекта, осуществить назначение ресурсов задачам проекта, эффективно контролировать загрузку ресурсов.

Вернемся к основной теме - среди задач инновационно-образовательной программы Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина особое значение имеет проектная деятельность преподавателей, аспирантов и студентов. Одной из задач поставлена ориентация внедрения инновационных образовательных программ в университете на формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании инновационной конкурентоспособной продукции и способных на выпуске из университета представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный продукт и тем самым быть востребованным специалистом еще до окончания университета (по сути, стать конкурентоспособным участником рынка инновационных товаров и услуг). Причем эти умения должны формироваться как в недрах самого учебного процесса, так и в результате самостоятельной практической деятельности в специально развитой инфраструктуре.

Центрами кристаллизации инновационной деятельности являются выпускающие кафедры, в развитии и деятельности которых принимают участие как профессорско-преподавательский состав, так и все студенты с 1 по 5 курсы в соответствии с принципами:

- преемственности содержания и перспективных технологий подготовки будущего специалиста;

- наукоемкости и ориентации образовательных программ на создание инновационного продукта (или услуги) каждым студентом;

- подготовки специалиста к работе с информационными потоками и исследовательской деятельности на международном уровне;

- обеспечения коммерциализации инновационных разработок;

- генерации конкурентоспособных идей;

- создания инновационных малых предприятий и наукоемкой продукции.

Для решения этой задачи необходимо:

1. Формировать навыки проектных форм деятельности и активизировать проектную деятельность студентов, аспирантов, преподавателей, которая позволяет создавать инновационные проекты в сотрудничестве с различными предприятиями, организациями.

2. Активизировать участие студентов классического университета в реализации инновационных проектов в различных сферах, в том числе социальной и социальнообразовательной.

3. Организовать пропаганду привлекательного имиджа предпринимателя (хозяина) наукоемкого бизнеса, развивать предпринимательский дух среди студенчества и молодых специалистов.

4. Создать региональную структуру, занимающуюся маркетингом социально значимых инновационных продуктов и услуг.

5. Способствовать обеспечению экономических условий развития инноваций (в том числе социальных), производству и их продвижению на региональном рынке; привлечению дополнительных внебюджетных финансовых средств для развития социальноинновационной деятельности.

6. Содействовать процессу создания и развития малых инновационных предприятий.

По плану инновационной образовательной программы должно быть подготовлено более 700 проектов, направленных на получение конкретного инновационного продукта или услуги. Это большой объем работы, связанный с организацией, проведением и контролем по реализации мероприятий проектной деятельности. Такие объемы требуют определенной «технологизации» данного процесса, разработки критериев и механизмов отбора из числа студентов и аспирантов эффективных лидеров высоких технологий и бизнеса.

С целью обобщения опыта университета в проектной деятельности рассмотрим практику определения содержания проектов на примере некоторых направлений знаний.

Разработка и реализация инновационных методик кинезиотерапии в практике адаптивной физической культуры и коррекционной педагогики. Актуальность проблемы разработки методик кинезиотерапии (интегративной области научного знания о двигательной активности) значительно возрастает, когда речь заходит о воспитания и двигательной коррекции детей с проблемами в состоянии здоровья и развития. В настоящее время мы имеем различные методики их двигательной (соматической) и психологической (интеллектуальной) реабилитации, но в большинстве своем они носят частный характер и в них не реализуется интегративный подход, который изначально заложен в кинезиотерапии.

Методики кинезиотерапии направлены в первую очередь на реабилитацию детей с проблемами опорно-двигательного аппарата (ДЦП, парезы, инвалиды-ампутанты), которые составляют 0,5-1 % всего детского населения, но имеют широкое применение и в других нозологиях, в первую очередь среди детей с проблемами интеллектуального развития (ЗПР, умственная отсталость, идиотия), число этой категории детей составляет 2-10 % детского населения. Психомоторное недоразвитие этих детей проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности и некоординированное™ движений.

Учитывая довольно значительное количество детей данных нозологических групп, проблема разработки и применения методик кинезиотерапии становится все более актуальной в настоящее время.

Оздоровительно-коррекционный центр ТГУ им. Г.Р. Державина уже в течение ряда лет разрабатывает и реализует методики кинезиотерапии и имеет ряд разработанных инновационных методик, которые апробированы в практической деятельности.

Реализация проектов подразумевает ряд последовательных этапов:

1 этап - анализ состояния проблемы детской инвалидности в Тамбовской области и центральном регионе, анализ существую-

щей нозологии и места жительства детей-инвалидов; анализ социальных условий (особенности обучения в специальных школах-интернатах, трудоустройства подростков-инвалидов) и объективных причин улучшения этих условий; изучение возможности применения методик кинезиотерапии в конкретном образовательном или лечебном учреждении;

2 этап - разработка, апробация и реализация методик кинезиотерапии на базе специальных образовательных учреждений и оздоровительно-коррекционных центров, создание совместно с учреждениями здравоохранения центра кинезиотерапии для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

3 этап - создание методического пакета методик кинезиотерапии, реализация его непосредственно в образовательных учреждениях области (на основе договора с Управлением образования администрации Тамбовской области) и в специальных (коррекционных) образовательных и лечебных учреждениях центрального региона.

Создание научно-просветительского

центра на базе зооботанического сада ТГУ им. Г.Р. Державина. Экологический кризис давно перестал быть гипотетически возможным вариантом развития цивилизации и биосферы. Сейчас это объективная реальность, динамичные темпы развития которой угрожают не только устойчивости экологических систем, но и здоровью и самому факту существования человечества. Очевидно, что базовым элементом экологической стратегии настоящего и будущего должно стать воспитание в людях новых ценностей, новой морали, нового мышления.

Организация регионального образовательного центра экологического образования и просвещения предусматривает решение следующих задач:

- разработку плана массовой образовательной и воспитательной деятельности в рамках дней экологического календаря;

- введение публицистической деятельности, разработку и издание учебно-методических материалов для студентов, школьников и педагогов;

- осуществление юннатских занятий;

- проведение природоохранных и экологических исследований.

Интерес представляют промежуточные итоги деятельности, среди них можно перечислить инновационные услуги и продукты:

- выпущено около 10 научно-методических изданий для школьников и студентов, более 50 публицистических статей, ведется рубрика в многотиражной областной газете, о научной и образовательной деятельности снято 34 телевизионных сюжета;

- ведется кружковая работа с детьми-инвалидами по зрению, набраны две группы юннатов 7-8 классов из общеобразовательных школ города;

- проводятся изыскания по увеличению атрактивных свойств коллекции и повышению ее информативности;

- под руководством студентов и преподавателей юннатами осуществляется комплексный мониторинг городской среды обитания человека и мест его реакреации.

Можно перечислить следующие ожидаемые результаты:

- разработка поурочных планов образовательной и воспитательной деятельности со школьниками средних и старших классов;

- методики использования коллекции зооботанического сада в учебном процессе и досуговой деятельности;

- создание единой научно-методической базы по использованию живых и неживых зоофлористических коллекций в педагогической и научной деятельности.

Создание мониторингово-диагностической лаборатории по контролю качества окружающей среды. «Здоровье человека неразрывно связано со здоровьем окружающей его природы» - эта крылатая фраза давно стала аксиомой современности. Однако, несмотря на ее очевидную правоту, до настоящего времени здоровье окружающей среды оставалось за рамками научных интересов. Многочисленными физическими и химическим методами достаточно полно оценен компонентный состав атмосферы, гидросферы, литосферы как на локальном, так и на глобальном уровне, изучено строение большинства широко распространенных организмов, сделаны выдающиеся открытия в области физиологии и эмбриологии, расшифрован геном человека. Однако насколько качественно то или иное местообитание зачастую не ясно. Проблема выбора реперных

показателей должна быть решена за счет измерения степени здоровья отдельных членов сообществ и их динамических комплексов. На ценотическом уровне в качестве маркеров выступают величины альфа-, бета-, гамма- и омега разнообразия, а также оценка сукцес-сионных процессов, а на организменном -стабильность развития, т. е. правильность воспроизведения генотипа в фенотипе. Кроме этого, доказана возможность оценки онтогенетических изменений в ответ на действие средовых факторов на тканевом и органном уровне.

Разработка научно-обоснованной программы изучения качества среды обитания человека посредством оценки параметров биотического компонента экологических сообществ предусматривает решение следующих задач:

- выбрать стационары для диагностических и мониторинговых исследований качества окружающей среды;

- изучить возможности использования отдельных показателей живых организмов и их сообществ в качестве маркеров благополучия среды жизнедеятельности;

- на основании опыта применения разнообразных методик установить набор методов, рекомендованных для локального, регионального и фонового мониторинга за территорией. Определить возможность использования части имеющегося методического аппарата для экспресс-диагностики крупномасштабных объектов;

- разработать программу оценки качества среды жизнедеятельности для урбоэкоси-стем и сельских территорий.

Важно перечислить промежуточные результаты деятельности:

- участие во Всероссийском проекте «Особо охраняемые природные территории как модельные объекты для изучения здоровья окружающей среды»;

- на кафедрах биологии и экологии Института естествознания более пяти лет проводятся работы по биоиндикации различных объектов в городской черте областного центра;

- в рамках дипломных работ заложена основа для мониторинговых работ по изучению качества крупнейших рекреационных зон города Тамбова, даны практические рекомендации по повышению их санитарно-рекреационных качеств и устойчивости биоценозов.

В качестве ожидаемых результатов можно выделить следующие:

- создание информационной системы качества окружающей среды в городе Тамбове;

- разработка на основе вышеописанной системы универсальной программы мониторинга качества среды обитания;

- составление схемы экологического зонирования города и прилегающих территорий;

- подготовка проектных рекомендаций и лесохозяйственных мероприятий по повышению качества территорий и экологической устойчивости урбоэкосистем;

- выпуск научно-методических пособий по изучению качества окружающей среды биоиндикационными методами;

- создание адаптированных систем диагностических и мониторинговых работ для школьников, студентов и специалистов-экологов.

Создание лаборатории зоотерапии.

Повсеместный процесс нарастания городского населения проходит параллельно с увеличением числа неврозов и повышением психоэмоциональной напряженности и нестабильности отдельных членов общества. Многочисленными исследованиями в профильных лечебно-профилактических учреждениях и работами в области видеоэкологии доказана возможность нивелирования негативных изменений психики посредством различных форм общения с животными. Имеются сведения о возможности использования методов зоотерапии для управления психо-эмоцио-нальным статусом человека и его психофизиологическими характеристиками.

Изучение возможностей использования зоологических экспозиций и различных форм общения с животными для коррекции психоэмоциональных состояний человека предусматривает решение следующих задач:

- оценить атрактивность различных представителей коллекции зооботсада ТГУ им. Г.Р. Державина;

- провести исследования психоэмоционального статуса людей различных половозрастных, социальных и психосоматических типов в контроле и в опыте;

- установить возможность использования отдельных организмов для нивелирования стрессовых состояний и индуцирования комфортных состояний и других изменений психофизиологических параметров человека;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подготовить практические рекомендации по использованию апробированных методов и объектов зоотерапевтической деятельности для управления психоэмоциональным статусом.

Интерес представляют промежуточные итоги деятельности, среди них:

- создана коллекция, включающая около 200 видов и представленная 600 экземплярами, относящимися к различным классам живых организмов;

- создана группа ручных животных;

- проведены консультации с ведущими специалистами в области изучения психофизиологических свойств человеческого организма.

Можно перечислить следующие ожидаемые результаты:

- составить практические рекомендации по использованию апробированных методов и объектов зоотерапевтической деятельности для управления психоэмоциональным статусом;

- создать информационную базу данных для использования биоэкспозиций и учреждений зоопарковского типа для коррекции психоэмоциональных состояний различных групп населения.

Интегрированная оценка качества окружающей среды посредством контроля биологических параметров тест-объектов.

Проект предусматривает разработку системы и построения модели оценки качества окружающей среды на базе биологических параметров живых объектов.

В содержание проекта входят: выявление тест-объекта и определение биологических параметров оценки качества окружающей среды; определение зависимости между концентрацией исследуемых поллютантов и проявлением биологических свойств тест-объекта; разработка методологии интегрированной оценки качества сред на основании биологических параметров тест-объектов.

Среди ожидаемых результатов можно перечислить: разработку принципов экологической оценки качества окружающей среды; создание методов тестирования морфофизиологических параметров организмов-индикаторов; получение оценочной шкалы нормы реакции тест-объектов на различные концентрации загрязнителя.

Заявленный проект востребован в качестве инновационных средств экодиагности-ческих программ, экологической экспертизы и инструмента общественного контроля.

Результаты проекта станут основой био-лого-экологической практики студентов экологических специальностей, практической работы в рамках дисциплин «Биоиндикация окружающей среды», «Экологический мониторинг», «Экология организмов», курсовых и дипломных исследований.

Интересно перечислить этапы реализации проекта:

1. Выбор тест-объекта и определение биологических параметров оценки.

На данном этапе предполагается из группы легкодоступных объектов исследования выделить вид или подвидовую категорию, наиболее отвечающую требованиям, предъявляемым к объектам биологической индикации. На основании серий экспериментов предполагается установить перечень биологических параметров и процессов, проявляющих наиболее тесную связь с факторами среды.

2. Определение зависимости между концентрацией исследуемых поллютантов и проявлением биологических свойств тест-объекта. Установление взаимосвязи содержания тест-вещества с особенностями морфофизиологических параметров организма индикатора. Ожидается получение новых знаний о морфофизиологических адаптациях онтогенетического цикла тестируемых организмов.

3. Разработка методологии интегрированной оценки качества сред на основании биологических параметров тест-объектов. Проведение экспериментальных исследований, позволяющих разработать методический алгоритм оценки качества различных сред. Разработка тестовых программ определения состояния окружающей среды. Построение модели оценки качества окружающей среды на основании биологических параметров живых организмов.

Безопасность и противодействие терроризму. Действия населения при возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера. Одним из приоритетов в деятельности кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности является

методическая помощь и содействие в разработке мер, нацеленных на уменьшение последствий негативного воздействия чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного происхождения на общество и среду обитания. Однако наиболее востребованными в настоящее время являются мероприятия, направленные на противодействие терроризму, экстремизму, национальной нетерпимости и другим криминогенным проявлениям. Одной из эффективных мер по снижению последствий чрезвычайных ситуаций террористического характера является вооружение общества знаниями, необходимыми для успешного противодействия подобным негативным проявлениям.

Целью проекта являются: 1) разработка, апробация и тиражирование современного электронного учебно-методического пособия, нацеленного на повышение уровня осведомленности населения о действиях, необходимых при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций террористического или криминогенного характера; 2) выявление уровня осведомленности населения о действиях, необходимых при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций террористического или криминогенного характера; 3) разработка модели поведения в подобных ситуациях; 4) создание электронного пособия, нацеленного на реализацию у населения разработанной модели поведения.

Результатами проекта являются: электронное пособие «Действия населения при возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера», методические рекомендации по применению данного пособия.

Экологический мониторинг малых рек г. Тамбова. Руководитель и сотрудники данного проекта занимаются исследованиями в области экологического мониторинга водоемов.

Одним из приоритетов в деятельности кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности является комплексный экологический мониторинг различных природных объектов, в том числе малых рек, а также разработка и проведение мероприятий по восстановлению их первозданного состояния и обеспечения последующего экомониторинга совместно с общественными учреждениями города. Проект проводится с привлечением

учащихся школ г. Тамбова и студентов. Актуальность проекта обусловлена усугубляющимся кризисом окружающей среды, в первую очередь, на урбанизированных территориях. Другим аспектом является воспитание в подрастающем поколении любви к природе, родному городу и окружающей среде, а также привлечение внимания общественности к экологическим проблемам. Результаты и выводы, сделанные по итогам проекта, смогут внести вклад в развитие комплекса экологических наук.

Соисполнителем проекта является Тамбовское отделение всероссийского общества охраны природы.

Целью проекта является проведение научных исследований по комплексному экомониторингу водных объектов, разработка научно обоснованных рекомендаций по проведению восстановительных работ и их выполнение.

Необходимо решить следующие задачи: 1) проведение с помощью химических методов и методов биоиндикации комплексного экомониторинга объекта; 2) выявление и анализ наиболее значимых проблем; 3) анализ полученных данных и результатов проведенной работы и выработка рекомендаций по поддержанию объекта в надлежащем состоянии.

Можно выделить следующие этапы: 1-й проведение мониторинга, анализ данных; 2-й - интерпретация данных и разработка рекомендаций.

Основные результаты работы - получение новых данных по проблеме загрязнения малых рек г. Тамбова, обобщение опыта и анализ эффективности проведения восстановительных мероприятий.

Сульфатредуцирующие бактерии. Экологическая характеристика и подавление жизнедеятельности. Особенности поведения микроорганизмов, относящихся к одной группе, но обитающих в различных условиях, являются малоизученными, но представляют значительный интерес в силу большой практической значимости для подавления их жизнедеятельности, когда они являются разрушителями конструкций и материалов.

Цель и задачи проекта:

Проведение комплексного экологического исследования культур сульфатредуци-

рующих бактерий, выделенных из местных источников, исследование агрессивности по отношению к металлам, а также стойкости к ряду биоцидов.

Выделение местных культур сульфатре-дуцирующих бактерий. Отбор наиболее агрессивных по отношению к металлам, а также определение их стойкости по отношению к ряду потенциальных биоцидов.

Установление экологических особенностей аборигенных культур при развитии в замкнутой системе.

Оценка характера влияния некоторых потенциальных азотсодержащих биоцидов на кинетику развития микробной колонии в замкнутой системе и определение наиболее эффективных концентраций для подавления жизнедеятельности микроорганизмов.

Выявление связи между оказываемым антимикробным действием, наличием защитного эффекта по отношению к углеродистой стали и строением применяемых биоцидов.

Этапы проекта: 1-й - исследование экологических особенностей аборигенных сообществ сульфатредуцирующих бактерий; 2-й - анализ полученных результатов и разработка методов оценки эффективности потенциальных биоцидов по отношению к сульфатредуцирующим бактериям.

Результаты проекта предусматривают: выделение местных культур сульфатредуцирующих бактерий, исследование их экологических особенностей и оценка агрессивности их по отношению к углеродистой стали. Предполагается выявить связь между характером оказываемого бактериостатического действия, строением и физико-химическими свойствами исследованных биоцидов.

Проектная деятельность Института педагогики и социальной работы. Основная проектная деятельность, осуществляемая Институтом педагогики и социальной работы, связана с двумя областями: образовательной - подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, социально-правовое просвещение граждан, и социальной - поддержка и социальное обслуживание малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, профилактика социального здоровья.

В рамках первого - образовательного -направления реализуются следующие проекты:

1. «Разработка и апробация моделей профильного обучения, реализуемых в учреждениях дополнительного образования детей». Реализация проекта способствует созданию предпосылок и условий для повышения удельного веса региональных систем образования, вовлеченных в решение задач введения профильного обучения в старшей школе и роста численности учащихся 9-11 классов, обучающихся по программам пред-профильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения (Индикатор Федеральной целевой программы развития образования).

Результаты проекта, разработанные вариативные модели профильного обучения могут быть использованы руководителями и педагогами учреждений дополнительного образования детей, педагогами общеобразовательных учреждений. Соответствующие образовательные программы и методические рекомендации будут востребованы органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

2. «Разработка концепции развития региональной системы непрерывного педагогического образования». Проект подразумевает разработку нормативного, организационного и научно-методического обеспечения региональной системы непрерывного педагогического образования, создание модели интегрированного университетского комплекса, реализующего образовательные программы среднего и высшего профессионального образования.

Разработанные комплекты нормативной документации, обеспечивающей функционирование университетского комплекса, информационная система управления университетским комплексом, профессиональные образовательные программы и учебно-методические комплексы, обеспечивающие преемственность содержания и технологий обучения на различных уровнях, будут востребованы региональными управлениями образованием, а также руководителями образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

В рамках второго - социального - направления Институт педагогики и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина разрабатывает следующие проекты:

1. «Социальное здоровье человека» в контексте Программы сотрудничества между Тамбовской областью и РАН «Здоровье здорового человека». Проект подразумевает решение следующих задач: разработка стандартов социального здоровья, в том числе критериальных параметров и диагностического инструментария для оценки уровня социального здоровья населения; определение приоритетных направлений профилактики социального здоровья с учетом социально-экономических особенностей региона; разработка и реализация адресных профилактических, коррекционных, реабилитационных и абилитационных программ с учетом специфики различных групп населения; создание системы организационно-методической и информационной поддержки соответствующих групп населения; повышение компетентности специалистов образовательных учреждений и социальной сферы (социальные педагоги и социальные работники) в области социального здоровья.

Результаты проекта важны для различных социальных институтов: образовательных и здравоохранительных учреждений, правительственных структур социальной сферы.

2. «Комплексная реабилитация детей-инвалидов как средство их интеграции в общество». Предлагаемый проект реабилитации предусматривает комплексный подход к интеграции детей-инвалидов в общество через повышение квалификации специалистов социальной защиты населения, органов здравоохранения, учреждений образования в области реабилитации детей-инвалидов; интеграцию детей-инвалидов в общество через систему организованных тренировок и спортивно-оздоровительных соревнований; создание «народного университета» для родителей, имеющих детей-инвалидов.

Созданная система организационнометодической и информационной поддержки специалистов учреждений социальной защиты населения, родителей, имеющих детей-инвалидов, в области реабилитации детей-инвалидов будет востребована при осуществлении совместных реабилитационных мероприятий, организуемых различными учреждениями социальной защиты, правительственными структурами и общественными

объединениями на основе принципа социального партнерства.

3. «Разработка региональной модели

правового просвещения социально не защищенных категорий граждан». Проект направлен на повышение эффективности решения стратегических задач гражданского общества, связанных с правовым просвещением социально не защищенных слоев населения, выполнет функцию интеграции и координации деятельности образовательных учреждений, правительственных структур и общественных правозащитных организаций региона. Результаты проекта будут востребованы соответствующими учреждениями, специалистами по социальной работе.

Помимо этого, на базе Института педагогики и социальной работы разрабатываются дипломные проекты студентов, посвященные вопросам профилактики и коррекции асоциального поведения личности, социально-педагогической поддержки (одаренных детей, педагогически запущенных детей, воспитанников детских домов и т. п.), социальной адаптации и полноценной интеграции личности в общество.

Данные проекты осуществляются с активным привлечением представителей бизнес-сообществ, образовательных учреждений различного уровня с возможностью дальнейшего коммерческого использования результатов.

Таким образом, мы видим, что основная часть представленных проектов предусматривает получение конкретного продукта или услуги (включая образовательные). Вместе с тем, важно обратить внимание на имеющийся опыт организации проектной деятельности студентов в университете.

Студенческая инновационная проектная деятельность Лаборатории социальной истории. Речь пойдет о направлениях инновационной деятельности, связанных с информационными технологиями. Участие студенческой молодежи в инновационной проектной деятельности в гуманитарных исследованиях имеет ряд особенностей. Определяющим фактором здесь является сочетание хорошего знания своей предметной области исторической науки, конкретного периода ит. д. и высокий уровень владения

информационными технологиями. И надо сказать, что современные учебные планы дают возможность подготовки таких специалистов.

На исторических специальностях существует несколько схем подключения студенческой молодежи к проектной деятельности.

Первая схема касается участия студентов в работах по созданию информационных ресурсов. Создание информационных ресурсов используется нами как начальная ступень вовлечения студенческой молодежи в инновационную деятельность. Разработка и ввод информации в базу данных позволяют студенту накапливать навыки владения информационными технологиями (важнейшими из которых для историков является СУБД), с другой стороны, он получает навык работы с историческим источником. Специфика этой работы позволяет привлекать студентов младших курсов и быстро выявляет наличие или отсутствие требуемого сочетания способностей. На старших курсах созданная база данных уже является материалом для собственного исследования, которое находит отражение в курсовых и дипломных работах. А постольку, поскольку этот вид студенческой деятельности координируется и контролируется преподавателем, то чаще всего студент уже к 4 или 5 курсу имеет несколько самостоятельных публикаций, становится участником научного проекта.

Вторая схема предполагает выявление студентов с хорошей базовой подготовкой по комплексу дисциплин, связанных с информатикой, обладающих широким кругозором и хорошей успеваемостью по предметам профильной специальности. Здесь возможна целевая подготовка специалиста по одной из информационных технологий, конкретно значимых для общего направления исследований кафедры или научной лаборатории. Так, в течение 2004-2007 гг. в Лаборатории социальной истории координировалась подготовка нескольких студентов-историков как специалистов в области исторического картографирования и геоинформационых систем. В ходе этой работы руководитель Лаборатории определял возможные варианты стажировок и конференций, связанных с ГИС-технологиями, проводились индивидуальные занятия. В результате, участвовавшие в этом проекте студенты смогли стать важ-

ными участниками крупных межрегиональных проектов, связанных с изучением городской истории, разработать исторические карты как для исследовательских (изучение динамики развития городской инфраструктуры), так и для образовательных нужд (некоторые карты для учебника по историческому краеведению Тамбовской области).

Иногда выделяются студенты, уже владеющие какой-либо информационной технологией и обладающие научной инициативой, которую важно вовремя и умело поддержать. Хорошим примером реализации подобного подхода является создание трехмерной модели крепости Тамбов - исследовательского и образовательного проекта, где основная работа по созданию компьютерной исторической реконструкции и обработке видеоматериала была выполнена студентами 3-

4 курсов. Этот проект принял участие в конкурсе грантов управления культуры Тамбовской области и получил финансовую поддержку. В силу своей «визуальной» направленности проект генерирует массу контента, который может получить коммерческое использование, например, в изготовлении наглядных пособий в сфере школьного образования.

Третьей схемой является целенаправленная углубленная подготовка студентов по информационным технологиям, имеющим ключевое значение для профессиональной деятельности по полученной специальности. Позитивный опыт здесь накоплен в отношении специальности «Музейное дело». По такой схеме с углубленным изучением систем и принципов разработки мультимедийных выставок и экспозиций, музейных информационных систем подготовлен специалист, также принявший участие в одном из совместных проектов Управления культуры Тамбовской области, областного краеведческого музея и ТГУ по созданию электронного варианта выставки «Тамбовская Вандея. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии 1920-1921 гг.».

Таким образом, подключение студентов-гуманитариев к серьезным проектам доступно лишь на старших курсах, по мере становления студента как специалиста. Однако существует немало способов поддерживать позитивную мотивацию студентов за время роста их профессиональной подготовки по

историческим и информационным дисциплинам. Наиболее важные из них:

- совместные публикации, самостоятельные студенческие публикации, используя имеющиеся возможности инициировать издание собственных сборников студенческих работ (так, нашей Лабораторией на основе имеющихся научных связей был издан международный сборник студенческих работ «Новый взгляд»), интенсивнее использовать возможности электронных публикаций;

- участие в студенческих научных конкурсах. Этот пункт на сегодняшний день является важным источником дополнительного финансирования научной студенческой деятельности в рамках исторических специальностей. Здесь от преподавателя требуется вовремя обратить внимание на конкурс, помочь правильно заполнить необходимые документы ит. д. Такая работа сплачивает научный коллектив, поддерживает энтузиазм и интерес к дальнейшим исследованиям.

Перечисленные выше позиции имеют ключевое значение и для формирования научного коллектива в рамках базовой кафедры и Лаборатории. Не секрет, что специалист-гуманитарий, обладающий широким кругозором и сильной подготовкой в области информационных технологий, без труда найдет работу с высокой оплатой, которая может и не быть связанной с его основной специальностью. Поэтому формирование сплоченного коллектива имеет ключевое значение как фактор концентрации интеллектуального потенциала для дальнейшего успешного ведения инновационной деятельности и привлечения инвестиций научных фондов на качественно новом уровне.

Опыт организации и управления проектной деятельностью студентов-диплом-ников на кафедре информатики и информационных технологий. Ежегодно кафедра информатики координирует работу более 200 студентов, поэтому четкая координация выполнения такого количества проектов связана с хорошо продуманной системой контроля за выполнением проекта. Каждый проект студентов направлен на разработку социально-значимого, востребованного обществом, предприятиями, организациями инновационного продукта. Ниже приведены конкретные темы отдельных дипломных проектов. В са-

мом названии содержится объяснение вида получения конкретного продукта, поэтому представим лишь их перечень с целью информирования читателей об имеющихся ресурсах:

1. Воины-интернационалисты Тамбовской области - участники Войны в Афганистане: электронная экскурсия.

2. Тамбовский дворянин Б.Н. Чичерин: электронная экскурсия.

3. Герой Советского Союза А.Н. Московский: электронная экскурсия.

4. В.И. Вернадский: электронная экс-

курсия.

5. Физкультурно-оздоровительное движение г. Котовска: электронная экскурсия.

6. Котовский индустриальный техникум: электронная экскурсия.

7. Образовательные учреждения г. Котовска: электронная экскурсия.

8. Среднее образование г. Котовска (школы, лицей): электронная экскурсия.

9. История Котовского завода пластмасс: электронная экскурсия.

10. Академии непрерывного образования

5 лет: фильм.

11. Институту математики, физики, информатики 75 лет: фильм.

12. Живописец С.П. Ушаков: электронная экскурсия.

13. Прогулки по Тамбову: электронная экскурсия.

14. Крестьянское восстание под предводительством A.C. Антонова: электронная

экскурсия.

15. Ветераны Великой Отечественной войны г. Котовска: электронная экскурсия.

16. Болгарские эмигранты Тамбовской области, участники Великой Отечественной войны: электронная экскурсия.

17. Исторический Тамбов: электронная экскурсия.

18. Святитель Питирим, епископ Тамбовский, чудотворец: мультимедийный электронный ресурс.

19. Живописец Е.Ю. Ляпин: электронная экскурсия.

20. Живописцы: АЛ. Бубенцов и О.В. Крас-кова: электронная экскурсия.

21. Герой Советского Союза А.Р. По-сконкин: электронная экскурсия.

22. Электронная экскурсия «Природа Тамбовского края».

23. Электронная экскурсия «Архитектура Тамбовской области».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Котовск-Керамика. Производство и реализация керамических изделий: мультимедийный электронный ресурс.

25. Словарь-справочник ТГУ им. Г.Р. Державина: мультимедийный электронный ресурс.

26. Электронный ресурс. «Русский романс».

27. Adobe Photoshop для средней школы: электронный методический практикум.

28. Профессиональный лицей № 1, Тамбовская обл., п. Строитель: мультимедийный электронный ресурс.

29. Детектирование сетевых вредоносных программ: электронный ресурс.

30. Сетевая тестовая система «Stella».

31. Программно-аппаратная защита информации: электронный ресурс.

32. Web-pecypc «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий».

33. Web-портал по сравнительной политологии.

34. Электронный ресурс «Образовательные учреждения города Тамбова».

35. Информационно-поисковая система «Кадровая работа».

36. Дистанционный курс «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации».

37. Web-pecypc «Фотохудожник Л.Х. Андреева».

38. Электронный ресурс «Тамбововеде-ние».

39. Электронный ресурс «Трегуляевский монастырь»: мультимедиа контент.

40. Информационно-поисковая система «Памятники города Тамбова».

41. Электронный ресурс «Трегуляевский монастырь»: web-мастеринг.

42. Тесты по информатике для абитуриентов: электронное пособие.

43. Операционные системы, среды и оболочки: теоретический материал, лабораторные работы, видеолекции, тесты: электронный учебник.

44. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: электронный учебник.

45. Электронные дидактические материалы по курсу «Библиографоведение».

46. Электронное пособие по курсу «Информационные технологии».

47. Электронный учебник «Охрана интеллектуальной собственности».

48. Электронное пособие «Основы алгебры логики».

49. Электронное пособие по курсу «До-кументоведение».

50. Электронное пособие «Решение задач на языке Pascal».

51. Электронное пособие «Построение логических схем».

52. Электронное пособие «Решение задач по курсу логики».

53. Электронное пособие «Информатика».

54. Электронное пособие «Информационные системы».

55. Электронный методический практикум «Flash MX».

56. Электронный методический практикум «CorelDraw».

57. Учебное электронное издание «Интеллектуальные информационные системы».

58. Электронный методический практикум «PhotoShop».

Особый интерес представляет система отчетности студентов при выполнении проекта, приведем ее содержание в хронологической последовательности.

Первый этап аттестации. Отчетность за первый этап (13-20 декабря 2006 г.) с оценкой за производственную практику.

Цель: сбор, анализ материала, постановка задачи.

Форма выступления: Доклад с презентацией (5 минут).

1. Название работы (слайд).

2. Актуальность.

3. Цель, задачи (4-6 слайдов).

4. Анализ программного продукта (ПП) (3-5 слайдов).

5. Критерии для сравнения ПП.

6. Структура ПП.

7. Программные средства реализации.

Представить: Распечатку текста диплома (структура, введение, глава I).

Материалы для программного продукта.

Второй этап аттестации. Отчетность за второй этап (20 февраля - 10 марта 2007 г.) с оценкой за преддипломную практику.

1. Доклад и слайды презентации, исправленные после первой отчетности (1-15).

2. Распечатка текста диплома (содержание, реферат, введение, I и II глава, выводы по главам).

3. Программный продукт (ПП)

Оценка:

75 %ПП

50 %ПП

25 %ПП

нет рабочего ПП

4. Оценка руководителя.

Представить: Распечатку текста диплома (содержание, реферат, введение, I и II глава, выводы по главам).

Третий этап аттестации. Установка программного продукта на компьютере (10-20 мая).

Предзащита, к которой необходимо представить:

1. Диплом в твердой копии: реферат; введение; 3 главы (допускается 2-4) с выводами; заключение; список использованных источников; приложения.

2. Презентацию (для доклада): титульный лист; задачи, цель; основные положения, выносимые на защиту; анализ программного продукта; модель; 5-10 слайдов (в докладе не использовать), иллюстрирующих режимы работы программного продукта (screen short).

3. Доклад (всего 10 минут): 5 минут по презентации (теоретические положения, выносимые на защиту); 5 минут показ 100 % работающего программного продукта.

4. Пять дисков CD-R оформленных: коробка - обложка; на диске надпись.

5. Материалы для регистрации интел-

лектуального продукта в информрегистре: твердая копия; файл на дискете (Сту-дент_Руководитель_Проект). Пример: Ива-нов_Лыскова_АгапкинЛос; регистрацион-

ный взнос.

6. Тезисы на международную конференцию «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий»: твердая копия; файл на дискете (Студент_Руководитель^ос). Пример: Иванов_ЛысковаЛос, регистрационный взнос.

В итоге выполнения дипломных работ на кафедре имеются электронные издания по следующей тематике:

1. Охрана интеллектуальной собственности.

2. Интеллектуальные информационные системы.

3. Информатика.

4. Информационные системы.

5. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации .

6. Операционные системы, среды и оболочки.

7. Решение задач по курсу логики.

8. Основы алгебры логики.

9. Документоведение.

Таким образом, анализ опыта проектной деятельности в университете показал необходимость и возможность ее координации, выделения долгосрочных и краткосрочных проектов с целью организации службы мониторинга и реализации инновационных продуктов и услуг. Широкая информация об имеющемся положительном опыте проектной деятельности, реклама и умение реализовать инновационный продукт, умение привлекать различные источники финансирования инновационных проектов - всему необходимо будет не только научиться, но и най-

ти формы эффективного управления и координации, снятия рутинной нагрузки с творческих коллективов.

Приглашаем коллег поделиться имеющимся опытом определения содержания инновационной деятельности, ее организацией и управлением инновационными проектами со студентами, аспирантами. Интересны механизмы взаимодействия с предприятиями и организациями, социальными институтами и бизнесом. Любые интересные находки на кафедрах университета и личная практика могут быть использованы и применены в реализации национального проекта «Образование» для активизации проектной деятельности.

Для контактов: тпоу@18и. 1шЬ. ги

Поступила в редакцию 27.08.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.