УДК 004.45
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© Н.А. Котова
Ключевые слова: инновации; инновационный подход; подготовка; специалист; информационная безопасность. Рассматривается инновационный подход к формированию образовательной среды в вузе. Описываются необходимые инновационные изменения в системе образования, касающиеся содержания, роли преподавателя и студента, а также развития инновационной инфраструктуры университета. Делается вывод о том, что создание инновационной образовательной среды позволит сформировать у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании новой конкурентоспособной продукции и способности после выпуска из университета представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный продукт.
Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.
Френсис Бэкон
Дефицит кадров для инновационной экономики четко показывает, что система отечественного образования на данный момент не отвечает ее запросам. Большинство вузов почти не используют инновационные методы и технологии обучения в подготовке специалистов. В основном они создают условия для обучения, в которых студенты получают теоретические знания в готовом виде, иногда полностью оторванные от их практического применения. Уровень подготовки таких выпускников слабо отвечает требованиям работодателей. В процессе подготовки специалистов необходимо не только передавать им фундаментальные и профессиональные знания, но и готовить их к реальной проектной деятельности, учить системному мышлению.
Для решения данной проблемы необходим инновационный подход, целью которого является создание такой образовательной среды в вузе, которая подготовит конкурентоспособного выпускника, способного создавать инновационную продукцию и быть востребованным в условиях инновационной экономики.
Инновационный подход рассматривается нами как симбиоз традиционного, синергетического и кластерного подходов. Он вбирает в себя элементы этих подходов и несет отличительные, свойственные только ему характеристики.
Особенно актуально использование инновационного подхода в системе образования для формирования инновационной образовательной среды.
Под образовательной средой будем понимать педагогическую систему и набор подсистем (управленческую, финансово-экономическую, материально-техническую, нормативно-правовую, маркетинговую).
В состав педагогической системы включим следующие структурные элементы: цель, содержание, технологии, преподаватели, студенты, партнеры (внешние и внутренние) и результат проектной деятельности. Причем отличительной особенностью инновационного подхода является то, что результат проектной деятельности рассматривается как коммер-
циализируемая услуга, продукт или технология, что неизбежно приводит к изменению системы образования.
В первую очередь, инновационный подход требует изменений как в содержании, так и в организации учебного процесса. В учебные планы необходимо вводить специальные дисциплины, формирующие знания теоретических основ инновационной деятельности. Речь также идет о введении предпринимательских идей в содержание существующих курсов. А новые образовательные технологии должны быть направлены на формирование у студентов методологической культуры инновационной деятельности [1].
Изменение организации учебного процесса неизбежно влечет за собой изменение роли преподавателя. Преподаватель должен обладать не только высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и уметь видеть перспективы развития образовательного процесса. Он должен создавать условия для развития личности студента, проектной деятельности, что, в свою очередь, позволит студентам не просто получать знания, а сформулировать конкурентоспособную идею, развить ее вплоть до создания опытного образца, а потом и продать ее.
Очевидно, что такое взаимодействие между преподавателем и студентом строится на сотрудничестве, содружестве, методическом соавторстве.
Рассмотрим использование инновационного подхода на примере подготовки специалистов по информационной безопасности.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина на протяжении последних девяти лет реализует целенаправленные меры по развитию инновационной инфраструктуры подготовки специалистов по информационной безопасности. Учитывая потребность региона в квалифицированных кадрах в сфере защиты информации, на базе университета открыты следующие специальности:
- с 2002 г. - 075300 «Организация и технология защиты информации»;
- с 2012 г. - 090915 «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере»;
- с 2011 г. - 090900 «Информационная безопасность».
Лицензируется программа «Психофизиологическое исследование с использованием полиграфа» для получения дополнительной квалификации «Судебный эксперт по проведению психофизиологического исследования с использованием полиграфа» (свыше 1000 часов, диплом государственного образца).
В настоящее время на вышеперечисленных специальностях обучается более 250 человек.
Университет обращает внимание на необходимость активного участия в общероссийских мероприятиях. Для этого Решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны № 83 от 14 февраля 2003 г. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина включен в перечень учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по вопросам защиты информации, составляющей государственную тайну, свидетельство об окончании которых дает руководителям предприятий, учреждений и организаций право на освобождение от государственной аттестации. Включение университета в указанный перечень позволяет упорядочить и систематизировать работу по подготовке руководителей и работников режимно-секретных органов хозяйствующих субъектов в сфере защиты государственной тайны. С 2003 г. функционируют курсы по подготовке и повышению квалификации руководителей и сотрудников предприятий, учреждений и организаций по вопросам защиты информации ограниченного доступа. Курсы созданы при методической и практической помощи Управления ФСБ России по Тамбовской области. Их программа согласована с Министерством образования Российской Федерации, Гостехкомиссией и ФСБ России. К настоящему времени обучение на курсах прошли сотрудники около 100 организаций области, среди них: администрация Тамбовской области, Управление федерального казначейства по Тамбовской области, ОАО «Там-бовэнерго», ОАО ГГП «Тамбовгеология», ОАО «Алмаз» в г. Котовске, ОАО «Котовский лакокрасочный завод» и мн. др.
Получены 5 лицензий на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны; с 12 апреля 2004 г. по настоящее время университету выдан Аттестат аккредитации органа по аттестации Федеральной службы по техническому и экспертному контролю (ФСТЭК) России.
В 2002 г. создан Институт проблем информационной безопасности, который оснащен современными техническими средствами защиты информации, имеет квалифицированных специалистов и необходимую материально-техническую и нормативно-методическую базу. В 2007 г. ТГУ им. Г.Р. Державина стал одним из победителей конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, что способствовало реализации инновационного подхода в нашем вузе. Инновационная образовательная программа Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина была направлена на повышение инвестиционной привлекательности и становление университета как центра кластера инновационно-образовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона как одной из составляющих инновационного подхода. Обоснованность такого подхода основывается на системообразующей роли университета в социально-экономи-
ческом развитии региона, на повышении качества осуществляемых им образовательных программ и научно-исследовательских работ. Роль университета при его вхождении в кластеры связывается с решением принципиальной задачи, стоящей перед Тамбовской областью: сохранения и полноценного использования научно-технического потенциала. Вхождение университета в кластеры позволило ему обеспечить дополнительное преимущество, т. е. осуществлять инвестиции одновременно в интересующие сегменты реального сектора, образовательные и научно-исследовательские процессы. Это позволило университету дополнительно приобрести на 11 млн руб. оборудование, предназначенное для образовательного процесса и осуществления работ в сфере информационной безопасности.
Таким образом, использование инновационного подхода позволило создать необходимую ресурсную базу и обеспечить места прохождения практики студентами, подготовить профессорско-преподавательский состав.
Реализация инновационного подхода позволила увеличить количество студентов и преподавателей, задействованных в научно-исследовательских и инновационных проектах в области информационной безопасности. Изменения также коснулись вопросов, связанных с модернизацией содержания и технологий образования, работы по созданию принципиально новых программно-аппаратных разработок, моделей, алгоритмов. Активная позиция в данном направлении позволяет привлекать молодежь к инновационной деятельности и готовить высококвалифицированные кадры. С целью обновления содержания образования специалистов по информационной безопасности и учета международного опыта был проведен сравнительный анализ национальных систем подготовки специалистов России [2], Великобритании [3], Германии [4], Франции [5] и США [6] (исследовалось 402 программы, доступные на сайтах вузов). Для анализа выбраны следующие направления сравнения:
- управление формированием образовательных стандартов;
- направления подготовки (специальности);
- сложившиеся ступени подготовки специалистов;
- номенклатура образовательных заведений по направлению «Информационная безопасность»;
- сложившиеся образовательные технологии;
- целевая аудитория;
- профессорско-преподавательский состав и специалисты, осуществляющие подготовку в области информационной безопасности.
Выявлены различия в вариантах образовательных маршрутов, в формах организации и способах итоговой аттестации, в соотношении объемов вариативной и инвариантной частей, в формах обучения в зарубежных странах.
Так, например, в Великобритании и США самыми популярными среди студентов являются программы, связанные с расследованием компьютерных инцидентов (компьютерная форензика). Темы по расследованию компьютерных инцидентов распространены во всех странах, что является заметным отличием от содержания подготовки в российских вузах (схожая дисциплина «Компьютерная экспертиза» встречается только на специальности 090915 - «Безопасность ин-
формационных технологий в правоохранительной сфере», готовят по ней студентов в небольшом количестве). В зарубежных программах отсутствуют дисциплины по физической и инженерно-технической защите информации, традиционные для российских программ (которые ориентированы на сохранение конфиденциальности информации). Во всех зарубежных странах много времени отводится на изучение дисциплин, связанных с обеспечением информационной безопасности в открытых бизнес-системах и электронной коммерции. На основе выявленных ключевых различий можно предположить основные направления развития содержания подготовки:
- внедрение дисциплин, связанных с обучением базовым теоретическим и практическим навыкам расследования компьютерных инцидентов («Расследование компьютерных инцидентов», «Компьютерная фо-рензика», «Компьютерная экспертиза»);
- увеличение доли материала, ориентированного на правоприменительные технологии в области информационной безопасности, в т. ч. основанные на международном праве. Примерами дисциплин могут выступать «Законодательство в сфере коммерческих компьютерных систем», «Законодательство в сфере информационных технологий», «Законодательство в сфере использования Интернета», «Киберправо»;
- компенсация недостаточных знаний специалистов в области бизнес-процессов и удовлетворение растущих требований коммерческих организаций путем включения дисциплин, связанных с внедрением технологий информационной безопасности в бизнес, электронную коммерцию, коммерческим применением интеллектуальных прав. Примерами таких дисциплин могут быть «Безопасность электронной коммерции», «Безопасность интернет-бизнеса», «Безопасный электронный бизнес» и др. Внедрение подобных дисциплин будет способствовать росту квалификации выпускников, необходимой для решения современных задач обеспечения информационной безопасности в государственных и коммерческих структурах.
Инновационная деятельность студентов развивается в специализированных центрах, созданных при поддержке национального проекта «Образование». Приведем пример направления работы одного из таких центров. В Центре компьютерной безопасности ведутся научные исследования по мониторингу и анализу пользовательских инфокоммуникационных угроз, разработке принципов и методов надежной защиты информационных ресурсов сложной структуры, моделированию молекулярных систем, пригодных для квантовой криптографии и других приложений. Научные исследования, проводимые в Центре компьютерной безопасности, неоднократно поддержаны грантами РГНФ, РФФИ, администрации Тамбовской области. Студенты могут получить знания мирового уровня и инструментальные компетенции, максимально приближенные к современной практике. Организован и поддерживается вики-проект «Анализ угроз информационного характера для различных целевых групп», где проходят стажировку студенты старших курсов. Студенческая проектная деятельность, осуществляемая в виде курсовых и дипломных работ, организована таким образом, что выполнение отдельной работы является решением законченной прикладной задачи или теоретической проблемы и способна дать студенту понимание отдельного (зачастую, ключевого) элемента, необходимого для
построения целостной системы безопасности. Каждый год предлагается более сотни исследовательских тем. Инновационные разработки студентов, выполненные в Центре компьютерной безопасности, вполне успешно участвуют как во внутриуниверситетских, так во и внешних конкурсах. Среди последних работ можно отметить следующие:
- «Разработка инновационной технологии проак-тивной защиты для обнаружения скрытного заражения ОС Windows». Проект направлен на комбинированное использование способов обнаружения скрытых процессов в режиме ядра и режиме пользователя для повышения эффективности обнаружения вредоносного программного обеспечения. Данная работа поддержана в 2011 г. грантом У.М.Н.И.К.;
- «Оригинальное программное обеспечение для создания электронно-цифровой подписи документов с помощью электронного ключа ruToken». Проект базируется на использовании самого стойкого на сегодняшний день криптоалгоритма RSA и наиболее стойких электронных ключей. Работа в 2012 г. заняла первое место на конкурсе инновационных проектов ТГУ;
- «Динамическая фильтрация контента». Проект направлен на обеспечение безопасности пользователя информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Фильтрация контента происходит без вмешательства со стороны пользователя, в результате чего ему предоставляется только предназначенный (проверенный) онлайн-контент. Работа представлена в 2013 г. на IT-школе Центрального федерального округа (Программа Росмолодежи «It-start.pro»);
- «Анализ угроз инфокоммуникационного характера в России». В рамках проекта определены и охарактеризованы целевые группы пользователей инфо-коммуникационных технологий. Проведен анализ интернет-ресурсов и периодической литературы, связанных с компьютерной безопасностью и угрозами информационного характера. Получена информация об актуальном уровне ИКТ-угроз для пользователя. Работа в 2012-2013 гг. поддержана грантом РГНФ (16-1268005);
- анализ ситуации, сложившейся в нашей области, объективно свидетельствует об активном развитии единого регионального информационного пространства, что, в свою очередь, обусловливает необходимость комплексного, скоординированного подхода к формированию, использованию и защите информационных ресурсов. По нашему убеждению, решение этих непростых проблем в нашем регионе возможно только при условии концентрации административного, финансового и научного и инновационного потенциалов органов власти и управления субъектов Российской Федерации, заинтересованных подразделений спецслужб и правоохранительных органов, руководителей предприятий, учреждений и организаций [7].
Таким образом, созданная с помощью инновационного подхода образовательная среда позволяет студентам использовать свои знания не только в рамках учебного процесса, но и самостоятельной работы в бизнес-инкубаторах, научных инновационных лабораториях. Данная образовательная среда является открытой, интеллектуально ориентированной на сотрудничество с партнерами и международное сотрудничество. Она позволяет сформировать у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при
создании новой конкурентоспособной продукции и на выпуске из университета представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный продукт.
ЛИТЕРАТУРА
1. Юрьев В.М., ЧвановаМ.С., Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 5 (49). С. 7-12.
2. Анурьева М.С. Направления развития отечественной системы подготовки специалистов по защите информации // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2013. Т. 18. Вып. 1. С. 230-232.
3. Анурьева М.С. Общее и особенное в системах подготовки специалистов в области информационной безопасности в России и зарубежных странах // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2012. № 2 (20). С. 116-118.
4. Чванова М.С., Анурьева М.С. Система высшего образования в ФРГ. Подготовка специалистов в области информационной безопасности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 78-84.
5. Чванова М.С., Анурьева М.С. Подготовка специалистов в области информационной безопасности во Франции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 7 (111). С. 159-165.
6. Чванова М.С., Анурьева М.С. Подготовка кадров в области информационной безопасности в США // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 8 (112). С. 126-133.
7. Чванова М.С., Михайлова Е.М., Лопатин Д.В., Лыскова В.Ю., Анурьева М. С. Кластерный подход к подготовке специалистов по информационной безопасности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. № 2 (22). С. 48-53.
Поступила в редакцию 20 ноября 2013 г.
Kotova N.A. INNOVATIVE APPROACH TO TRAINING INFORMATION SECURITY
The article discusses an innovative approach to shaping the educational environment of the university. There is a description of the necessary innovations in the education system relating to the content, the role of the teacher and the student, as well as the development of innovation infrastructure of the university. The article concludes that the creation of innovative educational environment will form the students' ability to effectively apply knowledge and skills in practice when creating a new competitive products and able to release from the university to present to the market for goods and services, competitive product.
Key words: innovation; innovative approach; training; specialist information security.
Котова Наталия Александровна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, заместитель начальника Управления по инновациям, e-mail: [email protected]
Kotova Nataliya Aleksandrovna, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Vice Head of Innovation Management, e-mail: [email protected]