Научная статья на тему 'Проектная деятельность на уроках математики как средство развития творческого мышления учащихся'

Проектная деятельность на уроках математики как средство развития творческого мышления учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
747
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность на уроках математики как средство развития творческого мышления учащихся»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 53

Куклова С.Д., ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова,

г. Ульяновск

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Целью образования в свете новых стандартов выступает подготовка всесторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому построение учебно-воспитательного процесса должно быть направлено на развитие познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приёмов и навыков учебной деятельности, развитие творческого мышления. [4]

Творческое мышление направлено на создание новых способов решения или поиск оптимального решения. Формирование творческого мышления на уроках математики происходит во время выполнения учебной деятельности, например, решения задач, и проходит в форме развивающих игр, делая более содержательным и увлекательным педагогический процесс. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования знаний, умений и навыков. Чем прочнее знания, совершеннее навыки учащихся, тем более трудные задания они выполняют, тем богаче их фантазия, глубже их замысел.

Дж. Гилфорд считал особенностями «творческость» мышления:

• Оригинальность, необычность выдвигаемых идей, их интеллектуальная новизна.

• Семантическая гибкость, т.е. видение объектов под новым углом зрения, расширение функционального применения на практике.

• Образная адаптивная гибкость, т.е. видение его новых свойств, скрытые от наблюдения.

• Систематическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.

Одним из основных факторов, способствующих формированию творческого мышления учащихся, является самостоятельная работа школьников. Известным русским педагогом Я.А. Коменским в "Великой дидактике" подчеркивается важность развития познавательной самостоятельности обучающегося. Фундаментальные исследования в этой области педагогики принадлежат также В.В. Давыдову, Л.В. Занкову, А.Н. Леонтьеву, И.Я. Лернеру, С.Л. Рубинштейну, М.Н. Скаткину, Д.Б. Эльконину. А прикладные исследования проводились М.И. Махмутовым, П.И. Пидкасистым, Н.И. Чиканцевой.

Формирование у учащихся самостоятельности предполагает два аспекта. Первый предусматривает развитие у учащихся самостоятельности в осуществлении познавательной деятельности, второй - в развитии навыков самостоятельного применения имеющихся знаний к практической деятельности. Главным недостатком знаний учащихся, полученных в готовом виде, является формализм знаний, неумение применять теоретические положения на практике. Знания, приобретенные в процессе активной деятельности, обладают прочностью, гибкостью, применяемостью на практике.[2]

Виды самостоятельной работы можно классифицировать по их дидактическим функциям: обучающе-тренировочные; закрепляющие, развивающе-творческие; контрольные. Обучающе-тренировочный вид самостоятельной работы нацелен на освоение учебного материала и содержит тренировочные типовые задания, где используются изученные правила, свойства, формулы. Самостоятельная работа закрепляющего вида содержит задания, способствующие осознанному применению изученной теории, прочному усвоению изученного. Развивающе-творческие самостоятельные работы содержат задания повышенной сложности, олимпиадные, исследовательские задачи. Такие работы предполагают у учащихся высокий уровень самостоятельности, развивают логическое мышление. Контрольные работы позволяют выявить степень

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 2410-700Х

освоения изученного материала.

Таким образом, важной функцией самостоятельной работы является интеллектуальное развитие, формирование творческого мышления учащихся, воспитание культурной и образованной личности.

Эффективным средством развития творческого мышления является проектная деятельность учащихся. Он обладает развивающим потенциалом.

Метод проектов представляет собой разработку проблемы, завершенную конкретным результатом. При этом данный метод создает условия для формирования исследовательских умений учащихся и способствует развитию творческих способностей.

В процессе проектной деятельности формируются следующие полезные умения:

• осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

• самостоятельно найти или запросить у руководителя проекта или другого участника недостающую информацию;

• находить несколько вариантов решения задачи; выдвигать рабочие гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи;

• взаимодействовать с группой, находить и исправлять в работе свои ошибки и ошибки других участников группы;

• анализировать свои действия, принимать решения и уметь прогнозировать их последствия;

• вести корректно дискуссию; отстаивать свою точку зрения;

• умение использовать наглядные средства и интернет технологии при выступлении; отвечать на незапланированные вопросы. [1], [3]

Для учащихся 5-7 классов рекомендуем следующие виды проектов: проекты-наблюдения, проекты-путешествия, проекты-игры, проекты-рассказы и другие. Содержание их может представлять решение занимательных и старинных задач, детективы, математические сказки, применение математики в различных сферах жизни и деятельности, экскурсии на работу к родителям, сведения из истории математики, различные способы доказательства теоремы, поиск нескольких способов решения задачи.

Математические проекты могут быть краткосрочными (в рамках одного-двух занятий), среднесрочными (в рамках одной-трех недель) и долгосрочными (в рамках одной четверти, полугодия).

В Ульяновском государственном педагогическом университете ежегодно проводятся конкурсы проектов математических идей, в которых принимают участие школьники и студенты. Учащиеся 5-7 классов, наряду со старшеклассниками и студентами, принимают в нем активное участие. Некоторые работы занимают призовые места. Были представлены проекты «Красота в математике», «Из истории чисел», «Математика и живопись», «Математика и музыка» и другие. Работа над проектами ведется около года. В декабре проводится первый этап - конкурс презентаций математических идей, а в апреле второй этап -конкурс самих проектов, где авторы представляют свою работу перед участниками и жюри конкурса. Жюри оценивает самостоятельность, оригинальность, новизну, содержательность и возможность практического применения проекта.

Список использованной литератур:

1. Веселовская Ю.А., Кузина Н.Г., Сидорова Н.В. Интернет-технологии: особенности построения методической системы обучения // Преподаватель XXI век. - 2014. - Т.1. -№4. - С. 110-114.

2. Владова Е.В. О некоторых аспектах математического образования // Актуальные вопросы методики обучения математике и информатике в условиях стандартизации образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей математики и информатики школ и вузов.- Ульяновск: УлГПУ, 2016.- С. 126-128.

3. Сибирева А.Р. Применение интерактивной доски при изучении темы «Графики функций» // Актуальные вопросы методики обучения математике и информатике в условиях стандартизации образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей математики и информатики школ и вузов.- Ульяновск: УлГПУ, 2016.- С. 221-225.

4. Столярова И.В. К вопросу о модернизации педагогического образования // Актуальные вопросы методики

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

обучения математике и информатике в условиях стандартизации образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей математики и информатики школ и вузов.- Ульяновск: УлГПУ, 2016.- С. 7-12.

© Куклова С.Д., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.