_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
стало устойчивое функционирование системы патриотического воспитания и распространение среди населения идей патриотизма [1]. В настоящее время можно отметить, что система гражданско-патриотического воспитания совершенствуется и расширяется. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Организуются молодежные образовательные центры и курсы, военно-патриотическое клубы и центры, некоммерческие организации, клубы общения, встречи со знаковыми и авторитетными для молодежи людьми, стажировки. Успешно действует многоступенчатая система мероприятий, позволяющая охватить учащихся общеобразовательных школ, среднего и высшего профессионального образования.
Список использованной литературы:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html - Загл. с экрана (дата обращения 01.12.2015).
2. Истягина-Елисеева Е.А. Анализ отношения россиян к здоровому образу жизни, физической культуры и спорту. - Вестник спортивной истории. - 2015. - С. 34-41.
3. Сайт Правительства России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://government.ru/docs/16621/ - Загл. с экрана (дата обращения 01.12.2015).
4. Серикова Ю.Н., Мягкова С.Н. Черлидинг как средство привлечения учащейся молодежи к занятиям физической культурой. // Международный туризм и спорт. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием под редакцией Ю.В. Жилковой, З.В. Макаренко; составитель И.Е. Евграфов. - РГУФКСМиТ, 2013. - С. 34-35.
©. Истягина-Елисеева Е.А, 2016.
УДК 372.87
Камилова Халипат Магомедбеговна
канд. пед. наук, старший преподаватель ДГПУ, г. Махачкала, РФ
E-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА МАРКИНОЙ МАРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ
Аннотация
В данной статье рассматривается личность учителя гимназии № 17 города Махачкалы Маркиной Марины Анатольевны, чья творческая и научно-педагогическая деятельность, направленная на возрождение, сохранение и обогащение национальных художественных традиций, способствует художественно-педагогическому образованию, эстетическому воспитанию и личностной самореализации творческого потенциала учащихся.
Ключевые слова
Художественно-педагогическое образование, эстетическое воспитание, научно-педагогическая деятельность, художественное творчество, культура и искусство Дагестана.
Развитие современного общества диктует особые условия организации художественно-эстетического образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий, методов работы с школьниками. В связи с этим, одной из постоянно актуальных проблем педагогики наряду с развитием теории и практики содержания, форм организации и методов обучения и воспитания в условиях современного образования является личность творчески работающего учителя.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
И одним из таких творчески работающих педагогов, способного как постепенно и последовательно самостоятельно ставить и решать задачи повышения качества учебного процесса в системе непрерывного образования школьников, так и реализовать процесс самообразования - является учитель изобразительного искусства гимназии № 17 города Махачкалы Маркина Марина Анатольевна - учитель высшей категории, Отличник народного образования Дагестана.
Сегодня когда педагогическая система находится в сложном периоде перестройки всего образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами, ищет новые пути организации образовательной деятельности, когда много сложностей в отборе инновационных технологий, в отсутствии готовых разработанных методических материалов, Маркина стремиться организовать образовательный процесс так, чтобы детям было интересно, комфортно, учитывая их индивидуальные особенности их художественно-эстетические потребности.
Маркина, в процессе формирования духовной культуры личности, приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения культурным национальным наследием, первую очередь, ориентирует учащихся на познание собственных возможностей и способностей, активно вовлекая учащихся к научно -исследовательской, творческой деятельности, актуализируя поисково-познавательный потенциал учащихся.
Активно привлекая детей к участию в различных конкурсах, выставках закладывает фундамент социальной, познавательной и творческой активности, формирующий направленность на самореализацию личностного потенциала, сущностных творческих сил учащихся. Каждый год воспитанники Марины Анатольевны участвуют в городских конкурсах-выставках «Гамзатовские дни», «Горы глазами детей» и других периодических выставках. В рамках социальной сети «Одноклассники.ру», и школьной образовательной сети «Дневник. ру» Маркиной создана группа «Наш вернисаж» для детей гимназии № 17, где выставляются как творческие работы детей гимназии, так и различные учебно-методические материалы приобщения детей к изобразительной деятельности. Маркина М.А. неоднократно награждена благодарственными письмами за сотрудничество, координацию и организацию творческой деятельности школьников интернет-порталами «Детский развивающий портал «ПочемуЧка»», «Международный интернет-портал проКОНКУРСЫ.РУ», «Одарённость^и» и др.
Марина Анатольевна инициативный и талантливый педагог, владеющий передовыми педагогическими технологиями. В своей педагогической деятельности Маркина применяет современные интерактивные технологии, активные методы обучения для творческого усвоения материала учащимися и формирования устойчивого интереса к изобразительному искусству.
Марина Анатольевна проводит вместе с одаренными детьми большую научно-исследовательскую работу по изучению различных сфер изобразительного и декоративно-прикладного искусства, что значительно расширяет возможности успешного формирования эмоционального отношения к произведениям искусства и окружающей действительности, способствует духовному обогащению личности. Под ее руководством учащиеся активно участвуют в региональных научно-практических конференциях «Шаг в будущее» и «Творчество юных» и занимают призовые места
Марина Анатольевна охотно делится педагогическим опытом как со студентами художественно-графического факультета ДГПУ так и с коллегами как в рамках социальных сетей. Маркиной М.А. организована группа «Ассамблея учителей ИЗО», где учителя эстетического цикла, как Дагестана, так и других регионов обмениваются передовым педагогическим опытом.
Марина Анатольевна проводит большую внеурочную работу по художественно-эстетическому воспитанию учащихся, развитию любви к прекрасному. Вместе с детьми посещает музеи, выставочные залы Республики, творческие мастерские признанных художников региона, способствуя непосредственному восприятию подлинников традиционных и современных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, древних архитектурных памятников и других объектов художественной культуры региона.
В гимназии для одаренных детей функционирует кружок «Роспись ткани» под руководством Маркиной М.А., которая ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, развивать эстетические чувства, понимание прекрасного,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение, мышление, знакомить с культурой и искусством родного края.
Маркина - педагог, который совмещает в себе огромный преподавательский опыт, громадный объем знаний и по настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Для многих выпускников знания, полученные на уроках марины Анатольевны, стали настоящим ориентиром в выборе дальнейшей профессии, в своем творчестве они несут лучшие традиции, навыки своего учителя, привитое им мастерство. Только в этом году три ее ученицы Магомедова Камила, Алиева Узлипат и Магомедова Айшат поступили в Дагестанское художественное училище имени М. Джемала.
Профессиональный опыт и художественное дарование Маркиной Марины Анатольевны находит выражение не только в педагогической деятельности, но и собственно-творческой. Следует отметить, что художественно-творческая деятельность самого педагога, способствующая как возрождению, сохранению и обогащению национальных художественных традиций, так и мировой культуры, как личный пример, играет важную роль в художественно-педагогическом образовании и эстетическом воспитании школьников.
Живописные произведения Маркиной М.А., в основном выполненные в технике горячего и холодного батика, свидетельствуют о бесспорном ярком даровании педагога. Она неоднократно занимала первые места в ежегодном республиканском конкурсе «Художник- педагог».
В натюрмортных композициях (рис.1) отличающихся высокохудожественным вкусом, изяществом и строгостью, Маркина М.А с большим мастерством подмечает и передает эстетическую выразительность предметов дагестанской старины.
Этнографичные пейзажные композиции (рис.2) Маркиной отличает мастерская передача архитектурных особенностей Дагестана, сюжетные композиции (рис.2) - глубокий психологизм, как правило, изображенных в самобытном традиционном интерьере или экстерьере, в национальной одежде за повседневными бытовыми заботами.
Рисунок 1 - «Натюрморт с балхарским кувшином» Рисунок 2 - «Тишина Гоора»
Рисунок 3 - «Горская песня»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
Недостаточно исследованная и в то же время актуальная тема художественно-педагогического творчества дагестанских учителей изобразительного искусства, которые занимаются выставочной деятельностью, искусствоведческими публикациями и методическими разработками, практическим внедрением передового педагогического опыта в педагогический процесс требует более детального рассмотрения, дальнейшего подробного изучения подготовке специалистов в области художественно-эстетического образования.
Список использованной литературы
1. Дамаданова С.Р. Научно-исследовательская и художественно-творческая деятельность профессора Магомеда Омарова // Современное образование: Содержание, технологии, качество: материалы XVII Международной научно-методической конференции (20 апреля). - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011. - С. 67.
2. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования. Учебное пособие. М.:Прометей, 2011. с. 188
3. Рашидов О.К. художественно-творческая деятельность педагога Саидат Дамадановой. //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 10, 2015. С.-913
© Камилова Х.М., 2016
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Гайниярова Лира Рафиковна
Преподаватель математики НМК, г. Нефтекамск, РФ
РОЛЬ АБСТРАКЦИИ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ И ИДЕАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Аннотация
Выделена роль логических приемов в построении студентами учебных математических моделей действительности. Рассмотрены дидактические примеры использования приемов абстрагирования и идеализации при построении математических моделей субъектами учебной деятельности.
Ключевые слова Логика, математика, модель, абстракция, идеализация.
Научное и учебное информационное моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности приобрело высокий уровень актуальности в течение последних двух столетий в виду его эффективности в познании и изучении окружающего нас мира [1].
Учебное математическое моделирование фрагментов действительности осваивается субъектами образовательной деятельности в средних общеобразовательных школах, специальных колледжах и в высших учебных заведениях.
На занятиях по математике мы вместе со школьниками и студентами осваиваем такие этапы -элементы математического моделирования объектов, процессов и явлений, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].
Одним из основных этапов учебной постановки и решения математической задачи является построение модели изучаемого объекта, процесса или явления.
Основными способами построения математической модели фрагмента действительности выделяются логические приемы сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения.
Исходя из того, что наиболее распространенными видами абстракций в математике являются абстракция отождествления и идеализация, под нашим руководством субъекты учебной деятельности