Научная статья на тему 'Проблемы применения художественно-эстетического потенциала народной игрушки в современных условиях художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения'

Проблемы применения художественно-эстетического потенциала народной игрушки в современных условиях художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ИГРУШКА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камилова Х.М.

В данной статье рассматриваются проблемы применения художественно-эстетического потенциала народной игрушки в современных условиях художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения художественно-эстетического потенциала народной игрушки в современных условиях художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

подключения. Это может быть достигнуто размещением его на USB флеш накопителе или на Live CD или Live DVD дисках с установленной операционной системой. При данном способе решается следующие задачи применения программного обеспечения: оперативность применения ПО; независимость от наличия компьютерной сети и сетевых репозиториев; устранение проблемы зависимости связанных пакетов в операционной системы UBUNTU (поскольку все пакеты взяты из используемой операционной системы). Таким образом, локальный репозиторий, собранный во время обучения в вузе в качестве составляющей части личного электронного кейса студента, позволяет более эффективно и оперативно применять профессиональные навыки и компетенции в работе.

Список использованной литературы:

1. Глухих В.Р. Проблемы импортозамещения программного обеспечения, используемого при обучении студентов /В.Р. Глухих // сборнике: Вопросы образования и науки теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2015.

С. 27-29.

2. Глухих В.Р. Применение свободного программного обеспечения фирмы «Интеграл» при обучении студентов/ В.Р. Глухих // Современные тенденции в образовании и науке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. Тамбов, 2014. С. 29-31.

3. Левкин Г.Г., Формирование личного профессионального электронного кейса студента очного обучения. /Г.Г. Левкин, В.Р. Глухих, К.О. Дзюбина // Социально-экономическое и культурное партнерство современного вуза: эволюция взаимоотношений и механизмов. Материалы международной научнопрактической конференции, ФГБОУ ВПО ОмГУ им. Ф.М.Достоевского», Омск. -2014.- С. 414-417

4. Хонин Г.А. Основные направления развития дистанционного обучения в аграрном университете / Г.А. Хонин, Г.Г. Левкин, В.В. Семченко, В.Р. Глухих, // Профессиональное образование в современном мире 2013. № 2 (9). С. 51-56.

© В.Р. Глухих, 2015

УДК 372.87

Х.М. Камилова

К.п.н., старший преподаватель Инженерно-педагогический институт Дагестанский государственный педагогический университет Г. Махачкала, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы применения художественно-эстетического потенциала народной игрушки в современных условиях художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения

Ключевые слова

Народная игрушка, эстетическое воспитание, художественное образование, декоративно-прикладное

искусство

В современных условиях художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения молодежи творческое усвоение лучших образцов художественно -эстетического наследия в их

253

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

самобытной национальной форме, непосредственное приобщение учащихся школ к духовно-нравственным ценностям народа, глубокое восприятие их в контексте всей мировой культуры приобретают всю большую значимость в становлении и развитии личности как носителя духовно-нравственных и эстетических идеалов общества.

Художественно-эстетический потенциал народной игрушки, в котором сконцентрирован тысячелетний плодотворный творческий опыт народного воспитания, традиционные художественноэстетические принципы, способствует формированию эстетического отношения учащихся к окружающей действительности, стимулирует художественно-познавательную активность школьников, способствует развитию интереса к народной культуре.

При этом важно особо отметить, что сегодня народная игрушка дагестанских умельцев находится на грани исчезновения. И актуальность рассматриваемой проблемы определяется, прежде всего, необходимостью поиска наиболее эффективных путей, форм и методов, способствующих сохранению и развитию в детском художественно-культурном пространстве наряду с современной игрушкой и традиционных форм игрушек; создания необходимых педагогических условий для изучения специфики народной игрушки в эстетическом воспитании школьников с целью сохранения и развития национальной традиционно-бытовой культуры народа.

Народная педагогика за тысячелетнюю практику накопила плодотворный творческий потенциал глубокого ознакомления учащихся с исторически сложившимися методами нравственного воспитания и общеэстетического образования с учетом регионально-этнических особенностей. Сегодня осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал великий русский педагог К.Д. Ушинский [8. с. 65]. О важности для развития педагогической науки возвращения к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрения в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, с целью устранения ассимиляции культур как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой, говорили Арсалиев Ш.М., Бартрам Н.Д., Волков Г.Н., Григорьев В.М., Дайн Г.Л., Оршанский Л.Г., Петрова Т.Н., Путилин В.Д., и др. Игрушка, по мнению Дайн Г.Л., Квасовой О.А., Мухиной В.С., Разиной Т.М. и других, всегда была предметом и объектом различных праздничных и воспитательно-образовательных процессов и ритуалов, тесно связанных с передачей нравственного и художественно-эстетического опыта от старшего поколения к младшему. Волков Г.Н. включил понятие «игрушка» в определение народной педагогики как одно из этнокультурных условий приобщения ребенка к субкультуре своего народа.

Существенное влияние на разработку теории и методики преподавания народного декоративно -прикладного искусства оказали исследования ведущих российских ученых Комаровой Т.С., Неменского Б.М., Сокольниковой Н.М., Ростовцева Н.Н., Рябчикова А.В., Раджабова И.М., Хворостова А.С., Флериной Е.А., Шпикаловой Т.Я., которые рассматривают общетеоретические подходы к раскрытию сущности художественного творчества, эстетического воспитания подрастающего поколения, а также проблемы, связанные с поисками совершенствования средств и методов развития процесса обучения по декоративно-прикладному искусству и изобразительному искусству в целом.

Значительный вклад в разработку проблем, связанных с созданием научно-методической базы для национальных школ в реализации художественного образования и эстетического воспитания с учетом национально-регионального компонента, внесли труды видных ученых-педагогов Дагестана Агаева К.К., Байрамбекова М.М., Гаджимурадова С.М., Гамзатовой Г.К., Дамадановой С.Р., Раджабова И.М., Магомедовой П.Н., Магомедова Д.Б., Омарова М.М., Рашидова Н.П., и др., которые отмечают, что обычаи, обряды, традиционное декоративно-прикладное искусство, образ жизни являются сегодня не только историческим прошлым, которое составляет значительную часть национальной истории и культуры каждого народа, но и являются базисом формирования современного мировоззрения и художественно -эстетического воспитания подрастающего поколения.

254

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

В процессе применения потенциала народной игрушки в эстетическом воспитании школьников актуальны труды ученых-искусствоведов Ананьевой Е., Бакушинского Л.Б., Барадулина В.А., Богуславской И.Я., Бартрама Н.Д., Вагнера Г.К., Воронова В.С., Дайн Г.Д., Латынина Л.А., Некрасовой М.А., Оршанского Л.Г., Разиной Т.М., Поповой О.С., которые определили теоретические основы, сущность и значение народного искусства, в частности, значение народной игрушки в системе народного художественного творчества и эстетического воспитания школьников. Большое значение для данного исследования имели также труды этнографов, археологов, искусствоведов, ученых -педагогов, посвященные проблемам изучения дагестанской традиционной национально-художественной культуры. Труды Атаева Д.М., Гаджиевой С.Ш., Дебирова П.М., Кильчевской Э.Б., Магомедова А.М., Магомедова Р.М. Марковина В.И., Мирзоева Ш.А., Шиллинга Е.М. позволяют понять и раскрыть закономерности функционирования народного художественного мышления, эстетический опыт и гуманистические идеалы.

Проведенные исторический и теоретический анализы, обобщение научных исследований убедительно показали, что, несмотря на возросший интерес к народной культуре и искусству, в системе регионального художественного образования отсутствуют исследования, посвященные проблемам эстетического воспитания учащихся школ средствами народной игрушки.

Анализ состояния преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах показывает поверхностный характер использования педагогического, художественно-эстетического потенциала народной игрушки, недостаточно используются наследие фольклорных традиций, разнообразие видов художественных материалов, а также учебно-методический и музейный экспозиционный материал, способствующие эстетическому воспитанию школьников. В региональных школьных программах частично рассматривается только балхарская керамическая игрушка в контексте изучения промысловых видов дагестанского декоративно-прикладного искусства. Следует отметить, что народная игрушка как одно из средств эстетического воспитания претерпевает сейчас глубокий кризис и для дальнейшего развития требует углубления исследований, изучения с учетом подлинно народных традиций, создания оптимальных условий для эстетического воспитания учащихся средствами народной игрушки в современной школе.

В условиях современных рыночных отношений главной проблемой стало противостояние производителей игрушек и педагогов, которые пытаются удержать художественно-эстетическую ценность и педагогические качества игрушки: побуждение фантазии, разнообразие игровых возможностей, приобщение к повседневному опыту окружающего мира, ознакомление со свойствами материалов и элементами техники и т.д. Современные производители, заботясь больше о прибыли, пренебрегают качеством и развивающими свойствами игрушек, акцентируя внимание на создание популярных брендов, заимствованных из СМИ, навязывание серий однотипных игрушек, стремление поразить и развлечь. Сегодня национально-традиционные игрушки, которые постепенно исчезли из их естественного детского пространства как произведения декоративно-прикладного искусства, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере. Однако и в этом пьедестале народная игрушка не потеряла привлекательности для детей.

Типы, характер, содержание и оформление игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры и осознание значимости художественно -эстетической ценности народной игрушки возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей.

Многие современные исследователи отмечают, что на основе игнорирования народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, выросли целые поколения людей, которые равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбам своего народа. В наше время в условиях школы мы видим, что утрата веры в народные идеалы привела к дефициту духовности и чувства национального самосознания у подрастающего поколения. Поэтому сегодня необходимо приобщение подрастающего поколения к пониманию ценностей народной национальной культуры, особенно игрушки как первоэлемента приобщения к окружающей эстетической действительности.

255

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. - Л.: Искусство, 1976. - 210 с.

2. Воронов В.С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. - М.: Советский художник, 1972. - 126 с.

3. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1967. - 310 с.

4. Дамаданова С.Р., Рашидов О.К. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства. - Махачкала: ДГПУ, 2011. - 70 с.

5. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984. - 318 с.

6. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 180 с.

7. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. -М.: Прометей, 1998. - 100 с.

8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1974. - С. 547.

9. Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М.: Просвещение, 1973. -152 с.

10. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителя: 2-е издание. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

© Х.М. Камилова, 2015

УДК 614

Е.Г.Ковалева

к.т.н., ст. преподаватель кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»

В.Ю.Радоуцкий

к.т.н., профессор кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»

А.В.Павленко

аспирант кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКАМИ ГПС МЧС РОССИИ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы применения системного подхода и системного анализа в управлении надзорной деятельности, что позволяет совершенствовать работу управления надзорной деятельности, ориентации её на решение проблем, на выявление возможностей, недостатков, узких мест в процессе сбора, переработки информации и принятия решений.

Ключевые слова

Инспектор, управление, пожарная безопасность, надзорная деятельность, системный подход

В связи с высокими темпами развития технологий, а так же повышением динамики информационных процессов, увеличением объёмов нормативной документации, регламентирующей порядок обеспечения пожарной безопасности, защиты в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера изменяются условия и порядок осуществления надзорной деятельности [1, с. 118].

256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.