Научная статья на тему 'Приобщение учащихся к сохранению и развитию традиционного декоративно-прикладного искусства в системе образования республики Хакасия'

Приобщение учащихся к сохранению и развитию традиционного декоративно-прикладного искусства в системе образования республики Хакасия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ / ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузеватова Е.Н.

В статье рассматривается использование возможностей художественного образования Республики Хакасия в сохранении и развитии хакасского народного декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение учащихся к сохранению и развитию традиционного декоративно-прикладного искусства в системе образования республики Хакасия»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№1/2016

ISSN 2410-6070

компетенции целостна. Каждый элемент выполняет функцию, связанный не только с дисциплинарной программой, но и с содержанием профиля подготовки. Профессиональные компетенции модели выпускника определяют состав дисциплин учебного плана, но не наоборот. Тогда методическое обеспечение образовательного процесса полноценно.

Список использованной литературы: 1. Фрейман В. И. Построение и анализ компонентной структуры компетенций // Теоретические и методологические проблемы современного образования: мат-лы XVI междунар. научно-практ. конф. - М.: Спецкнига, 2014. - С. 290-293.

© И. Ю. Гац, 2016

УДК 37

Е. Н. Гузеватова

К.пед.н, доцент Институт искусств

ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

г. Абакан, Российская Федерация

ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТРАДИЦИОННОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

ХАКАСИЯ

Аннотация

В статье рассматривается использование возможностей художественного образования Республики Хакасия в сохранении и развитии хакасского народного декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова

Развитие творческих способностей учащихся, традиционное народное искусство, художественное

образование, этнокультурное образование.

Современный период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и эстетическому наследию. В этой тенденции находят гармоничное слияние общечеловеческое и культурное наследия, плодотворное использование национального художественного опыта, системы эстетических и дидактических критериев развития изобразительных и художественно-творческих способностей учащихся в школьном преподавании дисциплин эстетического цикла.

Приобщение детей к народной культуре является важнейшим средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Многолетние наблюдения наиболее прогрессивных педагогов показывают, что оптимальных результатов в развитии творческих способностей учащихся способны добиться только те преподаватели, которые в своей педагогической деятельности в процессе семейного, школьного и традиционно-общественного воспитания основываются на исконно народных средствах, формах и приемах народной педагогике. При этом педагогу необходимо уметь не только плодотворно сочетать теоретический опыт гуманитарного образования и региональный эстетический багаж, присущий каждому учащемуся, но и грамотно использовать их в развитии изобразительных и творческих способностей обучающихся, в познании ими народных промыслов.

При ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создавать различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

традиционное народное жилище, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края.

В Республике Хакасия активизировалась тенденция к использованию традиционного народного искусства, как части национальной культуры, в учебно-воспитательном процессе образовательных и культурных учреждениях различного уровня. Отдельный опыт разработки системы воспитательной работы на основе этнокультурного образования имеется в ряде образовательных учреждений республики. Среди них можно особенно выделить Хакасскую национальную гимназию-интернат им.Н.Ф. Катанова и муниципальное образование Аскизского района.

Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова - уникальное образовательное учреждение, играющая значимую роль в сфере образования Республики Хакасия. Миссия гимназии -формирование этнического самосознания обучающихся в контексте общероссийского, развитие гимназического образования как фундамента карьерной успешности выпускника через концентрацию, наращивание и распределение ресурсов этнокультурного и инновационного (гимназического) образования, технологий развития детской одаренности, личностной и профессиональной самореализации детей - сирот.

В гимназии разработана программа «Хакасская женщина хранительница традиций и семейного очага», которая дополняет основные блоки федеральной программы, учитывая такие региональные особенности как обучение учащихся коренной национальности и тип учебного заведения - интернат, где процесс обучения и воспитания происходит вне родительского дома. Теоретическая составляющая программного содержания в обучения предусматривает ознакомление учащихся с народными промыслами, основами композиции, особенностями традиционного хакасского орнамента в вышивке, материаловедением для художественных работ, особенностями технологии изготовления хакасской одежды в прошлом и настоящем. Уделяется время и традиционным работам с бисером при изготовлении национальных украшений «пого». В процессе работы по таким темам программы как «Народные художественные промыслы» учащихся знакомят с теоретическим и иллюстративным материалом, характеризующим историю художественных ремесел республики, творчество народных мастеров. В процессе практических занятий учащиеся осваивают виды художественной вышивки, техники зарисовки узоров и орнаментов, изготавливают элементы хакасской одежды, выполняют творческие проекты - рукавицы, пого, нанчихи и др.

Также при гимназии-интернате работает Республиканская национальная детская школа искусств, воспитанники которой получают дополнительное образование на занятиях художественного и декоративно-прикладного, музыкального, театрального и отделения хореографии. Свой опыт Хакасская национальная гимназия-интернат им.Н.Ф. Катанова ретранслирует в процессе различных научно-практических и культурно-массовых мероприятиях. Таких как научно - практическая конференция «Этнокультурное образование: проблемы, идеи, инновации»» (проводимой совместно с кафедрой поликультурного образования ГОУ ДПО ХИПКиПРО), Международный фестиваль интернациональной дружбы «Ынархасчоллары» («Дороги дружбы»), проводимый в рамках проекта «Расширение доступа к этническим культурам посредствомсетевой инновационной образовательной модели поддержки и развития культурного многообразия Российской Федерации» по программе Европейской комиссии «Инвестиции в человека» [1].

Особенностью воспитательной работы муниципального образования Аскизский район является этническая и поликультурная составляющая системы образования. Современный Аскизский район является местом компактного проживания хакасского народа с его богатой материальной и духовной культурой, этнической и фольклорной традицией, уникальным ландшафтом, сетью заповедных памятников под открытым небом. В условиях поликультурного сосуществования образовательными учреждениями накоплен значительный опыт воспитательной работы на основе этнокультурного компонента и музейной педагогики [2, с.34].

Практический опыт реализации проекта воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственных базовых национальных ценностей учащихся школ на основе этнокультурного содержания отражен в содержательной основе этнокультурного воспитания, которая выстроена по образовательным маршрутам в контексте народных традиций: архитектура жилища, язык как духовное

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

богатство, национальная одежда, национальная кухня, национальные игры и состязания, бытующие ремесла декоративно-прикладного искусства, личности-символы земли Аскизской [2, с.41].

В рамках образовательного маршрута «Национальный костюм: традиции и современность» активное освоение традиций изготовления национальной одежды осуществляется на уроках технологии. Учащиеся изучают историю национального костюма, старинные виды национального костюма, технологию изготовления традиционного национального костюма, зимние виды хакасской одежды, женские украшения хакасов, проектирование современного хакасского костюма. Занятия проходят на базе Аскизского краеведческого музея и школьных музеев.

В учреждении проведена большая этнографическая работа по сбору и описанию предметов быта и одежды села Усть-Камышта и близлежащих деревушек. Учителем технологии и изобразительного искусства Т.С. Косачевой выполнены рисунки и чертежи зимних шуб - «тон», находящихся в музее школы. Таким образом, освоение содержания этнокомпонента приобщает подрастающее поколение к ценностям материальной культуры, духовным основам своего народа [2, с.82].

В 2010 году учителями технологии Аскизского района проведена этнографическая работа по восстановлению утраченного искусства выкройки зимних и летних видов одежды. Благодаря большим усилиям педагогов собран и передан в школьные музеи иллюстрированный и описанный материал по хакасскому костюму большинства сел Аскизского района. Использование данного этнокультурного материала в учебном процессе значительно обогащает и расширяет программный материал и способствует эстетическому воспитанию школьников в лучших традициях народной педагогики [2, с.84].

Хакасский национальный костюм - это не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных учащихся к сокровищам материальной культуре своего народа. В Усть-Чульской СОШ под руководством А.Н. Челтыгмашевой и Н.С. Мамышевой функционирует детский театр моды «Тёйские модницы». Воспитаники творческого коллектива разрабатывают стилизованные модели в этностиле и продемонстрируют их на районном конкурсе юных дизайнеров «Аскизская мода» и других. Также школьный театр моды с большим успехом проводит мастер-классы в рамках международных научно-практических конференций [2, с.87].

В рамках образовательного маршрута «Декоративно-прикладного искусство» реализуются различные проекты и программы, действуют мастер-классы, картография (составление карты декоративно-прикладного искусства села). Так например, учителем Верх-Аскизской СОШ Т.В. Толмашевой составлена карта декоративно-прикладного искусства своего села, на которой обозначены места нахождения предметов старинного быта и предметы национального традиционного костюма. Под руководством этого педагога учащимися проведен ряд исследовательских работ этнографического содержания, которые представлены в форме творческих проектов[2, с.103].

В Казановской СОШ действуют ресурсный центр музейной педагогики и сувенирный цех. Инновационный потенциал этого проекта состоит в новизне и оригинальности идеи формирования учебных передвижных лабораторий по сохранению традиционного прикладного искусства хакасов и шорцев. [2,с.104].

Образовательный маршрут «Юрта - традиционное жилище хакасов» реализуется на базе ряда музеев и школ района: Аскизского краеведческого музея (Внутренее убранство юрт), Калининской СОШ (школьный музей в условиях юрты), СОШ пос. Аскиз (Юрта в поликультурном пространстве), Базинской СОШ (Юрта-комплекс), Верх-Аскизской СОШ (Школьная переносная юрта), Казановской СОШ (Юрточная этнографическая деревня). Все предметы, представленные в интерьере юрты - это творение рук мужчины (все изделия из дерева, кожи, металла) и женщины (мягкие изделия), каждая вещь - одновременно и утилитарное изделие и произведение искусства. Юрта представляет собой не только музейный экспонат, но и этнографический центр, где занимаются юные исследователи фольклора. Это своего рода лаборатория и этнопедагогическая площадка, а также богатейший образовательный ресурс в познании родной земли, организации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников и педагогов [2].

Такой подход к изучению предметов материальной культуры и быта наших предков, бережное, трепетное отношение к бесценному опыту народного творчества и формирование интереса к нему

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№1/2016

ISSN 2410-6070

подрастающего поколения обеспечивает решение важной задачи системы образования на современном этапе - воспитание личности, способной сберечь и преумножить лучшие традиции своего народа. Список использованной литературы

1. Самообследование и самоанализ ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия - интернат им. Н.Ф. Катанова» по направлениям деятельности за 2013-2014 учебный год./ Официальный сайт Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия "Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова" [Электронный ресурс]. URL: http://khngi.ru/ (дата обращения: 08.10.2015).

2. Челтыгмашева Н.Г. Моделирование муниципальной сетевой структуры образовательных учреждений с этнокультурным компонентом: Моногр. / Новосибирск: Новосиб. Гос.ун-т, 2012.- 122 с.

© Гузеватова Е.Н. 2016

УДК 316

Р.М. Закиров

к.п.н., доцент ФГБОУ ВПО ПГГПУ г. Пермь, Российская Федерация Д.Р. Закирова студентка НИУ ВШЭ г. Пермь, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы социального обслуживания отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проанализированы особенности социального обслуживания в Пермском крае. Выявлены ключевые направления процессов социального обслуживания детей, формы и направления проведенных мероприятий.

Ключевые слова

Социальное обслуживание, дети с ограниченными возможностями здоровья.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), количество лиц с поражением спинного мозга составляет в различных географических регионах от 29,4 до 50 человек на 1 млн. населения, причем в индустриально развитых странах эти цифры выше.

В России частота детской ограниченности возможностей здоровья за последнее десятилетие увеличилась в два раза. В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей с ОВЗ, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. Существенное ограничение жизнедеятельности этих детей способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Разработка мер социальной реабилитации должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социального обслуживания. Следствием ориентации общества и государства на медицинскую модель социального обслуживания является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих жизненных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.