Научная статья на тему 'Проектная деятельность на уроках литературы при изучении творчества Н. В. Гоголя'

Проектная деятельность на уроках литературы при изучении творчества Н. В. Гоголя Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
864
65
Поделиться
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ / ПРОЕКТ ПО ТВОРЧЕСТВУ Н.В.ГОГОЛЯ / ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В ПОДДЕРЖКУ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Русина Елена Владимировна

В статье даются методические рекомендации для учителей-словесников по организации проектной деятельности на уроках литературы в 9 классе при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность на уроках литературы при изучении творчества Н. В. Гоголя»

Инновации в образовательных учреждениях

тренажер «Бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результат упражнений - это развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, зрительно-моторной реакции, в частности ориентации в пространстве, в том числе реакции в экстремальной ситуации. Все эти упражнения занимают не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета. При использовании в учебном процессе технологии раскрепощенного развития детей, оказалось, что показатели здоровья за период обучения у детей улучшились и составили: у 12% - ухудшение состояния здоровья, у 9 % школьников оказались изменения опорно-двигательного аппарата, у 8% ухудшилось зрение, 16% детей болели в течение года 2 раза, 10% детей переутомление и 3% детей с врожденной патологией. Экспериментальные исследования показывают снижение показателей заболеваемости и обострения хронических заболеваний в 2 раза. Незначительно улучшились творческие способности учащихся. Улучшился и психологический климат в детском коллективе. Я считаю, что все эти результаты позволяют рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую.

Для профилактики острых респираторных заболеваний, аллергических болезней, снижения частоты обострения хронической патологии органов дыхания, в образовательных учреждениях рекомендуется ультрафиолетовое излучение - для облучения помещений (классы, спортивный зал, столовая и т.д.); с целью охраны психического здоровья и профилактики психосоматической патологии целесообразна организация кабинета психологической разгрузки (видео-аудиоаппаратура, специальная мебель и т.д.). Для повышения резистентности организма обучаемых к бактериальным воздействиям, снижения частоты острых и хронических заболеваний рекомендуется применение фитотерапии (фиточай, травяные сборы и отвары); для общеукрепляющего воздействия рекомендуется проведение профилактической витаминизации в течение учебного года, использование витаминных напитков, адаптогенов растительного происхождения (женьшень и др.);для организации рационального питания учащихся, снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта внедрение в образовательных учреждениях принципа щадящего питания [4]. Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:1) обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности; 3) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д. норма - не менее трех;4) наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучаемых;5) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами) и т.д.

В настоящее время ведется постоянный поиск новых инновационных методов оздоровления учащихся и студентов в образовательных учреждениях. Одним из инновационных направлений здоровьесбережения является использование натуральных биологически активных препаратов растительного происхождения в качестве средств предупреждения сезонных заболеваний, относящихся к классу так называемых галеновых.

Наиболее важной составляющей здоровьесберегающей деятельности является спортивно-оздоровительная активность.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения, Особые надежды возлагаются на здоровьесберегающую организацию процесса обучения, овладение педагогами эколого-медицинской культурой.

Основное значение в концепции здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды имеет высокий уровень валеологической грамотности педагогических работников [2].

Утверждение здорового образа жизни, формирование ценностных ориентации на здоровьесбережение в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения и в повседневной бытовой практике возможно в результате применения педагогически обоснованных методов и средств оздоровления, а также медицинской поддержки, включающей мониторинг состояния здоровья, организацию рационального питания, двигательной активности, закаливания, очищения и защиты организма, использования санитарно-гигие-нических и медикаментозных средств здоровьесбережения.

Литература

1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынее-ва. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. -100 с. (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

2. Наумкин В.И. Валеология. - Брянск, 2004. - 112 с.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.

4. Яковлева Т. В. О проблемах сохранения и укрепления здоровья школьников. / Здоровьесберегающее образование. - М., 2009. - № 2. -17 с.

В статье даются методические рекомендации для учителей-словесников по организации проектной деятельности на уроках литературы в 9 классе при изучении поэмы НВ.Гоголя «Мертвые души».

Русина Елена Владимировна

учитель русского языка ГОУСОШ №1000 г.Москва evrusina@maii.ru

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА Н.В. ГОГОЛЯ

Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы при изучении творчества Н.В. Гоголя?

Ключевые слова: проектная деятельность на уроке литературы, проект по творчеству Н.В.Гоголя, этапы проведение проекта, дидактические материалы в поддержку проектной деятельности

Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.

Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное - мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.

Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.

Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.

Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.

В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сло-

житься представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.

Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:

• развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;

• формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

• формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;

• формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;

• воспитание интереса к родной культуре.

Среди методических задач проекта назовем такие,

как:

• активизация познавательного интереса учащихся;

• формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;

• формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;

• формирование навыков устной и письменной речи учащихся;

• формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.

• формировать умение классифицировать литературные явления.

На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.

Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»

Соответственно, проблемные вопросы могут быть следующими:

1. Насколько глубоко спустился в дантовский «Ад»

Н.В. Гоголь?

2. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?

3. Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?

4. Как соотносятся замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?

В соответствии с проблемными вопросами могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы.

Темы ученических исследований можно предложить следующие:

1. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)

2. Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)

3. Образы народа и крестьянской Руси в поэме

Н.В.Гоголя «мертвые души» (презентация Power Point)

4. Сравнительный анализ поэмы Н,В.Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте (буклет).

Как уже оговаривалось выше, данный учебный проект может быть организован на 7 уроках:

Сроки Этапы проведения проекта

1 урок, 15 мин Введение учащихся в проблему и формулирование тем исследований учащихся

1 урок, 15 мин Формирование рабочих групп для проведения исследования

1 урок, 15 мин Выдвижение гипотез для решения проблем и определение формы представления результатов

2 урок, 15 мин Обсуждение плана работы учащихся

2 урок, 20 мин Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопроса защиты авторских прав

2 урок, 10 мин Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе

3-5 уроки Самостоятельная работа групп по выполнению задания учебного проекта

6 урок Подготовка учащимися материалов для отчета о проделанной работе

7 урок Защита полученных результатов и выводов, обсуждение и оценка проекта

Каждая группа учащихся имеет свою область исследования в рамках всего учебного проекта, очерченную кругом проблемных вопросов. В соответствии с этими проблемными вопросами у каждой группы есть свои задания.

В частности, группа, работающая над характеристикой образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», получила следующие задания:

1. Выясните, какими пороками отягчены души гоголевских помещиков, проанализировав соответствующие главы поэмы «Мертвые души»?

2. Сопоставьте героев поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» с грешниками из «Божественной комедии»

Данте Алигьери. Ответьте на вопрос: «В какой круг ада поместил бы Данте героев Н.В. Гоголя?»

3, Выясните, насколько глубоко Н.В.Гоголь спустился в дантовский ад?

4. Результаты исследования оформите в виде презентации Power Roint «Образы помещиков в поэме

Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Группа, работающая над образом Чичикова, должна выполнить следующие задания:

1. Дайте характеристику образу Чичикова по плану:

• Портрет.

• Художественные детали.

• Одежда.

• Манеры, речь.

• Биография героя: происхождение, детские годы, наставления отца, годы учения, служба.

• Характеристика другими персонажами и авторская характеристика.

• «Говорящая» фамилия.

2. Сравните образ Чичикова с образами помещиков и губернских чиновников?

3. Ответьте на вопросы:

4. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?

5. Какими грехами отягчена душа героя?

6. Возможно ли очищение Чичикова от грехов?

7. Оформите результаты своего исследования в виде презентации Power Point «Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Группа, работающая над проблемным вопросом: «Есть ли у Н,В.Гоголя надежда на воскрешение России?»:

1. Есть ли в поэме Н.В.Гоголя «живые» души?

2. В чем заключается жизнь народной души? Что Н.В.Гоголь ценит и примечает в русском народе?

3. Как входит в поэму Н.В.Гоголя крестьянская Русь?

4. Какова роль лирических отступлений в поэме? О чем беседует автор с читателем? В чем, по мнению писателя, причина распада человеческой души?

5. Оформите результаты исследования в виде презентации Power Point «Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н,В.Гоголя «Мертвые души».

Наконец, четвертая группа должна найти ответ на следующие вопросы:

1, Как, по мнению Данте, устроено мироздание?

2, Какой путь проходит герой «Божественной комедии», чтобы обрести спасение?

3, Какой путь должен был пройти Чичиков, чтобы обрести спасение? Каков был замысел поэмы

Н.В.Гоголя «Мертвые души»?

4, Как соотносится замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?

5, Оформите результаты исследования в виде буклета «Сравнительный анализ поэмы Н.В,Гоголя и «Божественной комедии» Данте Алигьери».

Исследовательская деятельность девятиклассников, работающих над выше обозначенными вопросами, может быть спланирована следующим образом:

№ этапа Название этапа Вид деятельности учащихся

1 этап Ознакоми- тельный Чтение и восприятие произведений

2 этап Выборочный Отбор материала для исследования

3 этап Исследова- тельский Анализ произведений, в ходе которого учащиеся ищут ответы на проблемные вопросы

4 этап Обобщаю- щий Систематизация и обобщение результатов аналитической и исследовательской работы, составление таблиц и схем

5 этап Оформи- тельный Оформление результатов исследовательской работы с помощью программы Power Point или в виде буклета

Учитель готовит дидактические материалы в поддержку исследовательской деятельности. В частности, для данного проекта можно предложить следующие дидактические материалы (см. Приложение 1):

1. Список заданий по группам;

2. Правила работы с источниками информации;

3. Список литературы, которой могут воспользоваться учащиеся в ходе исследовательской работы;

4. Правила оформления презентации с помощью программы Ро\л/егРо1п1.

5. Список литературы может включать как традиционные источники информации, так и ресурсы сети 1п1егпе1.

Таким образом, результатом работы каждой группы должны стать презентации и буклет, оформленные с помощью компьютера. Следовательно, каждый из членов рабочей группы будет выполнять индивидуальное задание в рамках общей учебной задачи. А завершением работы всех групп должен стать ответ на основополагающий вопрос проекта.

Выводы, к которым должны прийти учащиеся, выполняющие данный проект, можно сформулировать следующим образом:

Каждый помещик живет как бы в своем замкнутом мире, и нет реальности внутри этих кругов-миров. Пейзаж усадьбы Манилова вполне соответствует первому кругу ада - Лимбу, дом Коробочки - второй круг, трактир, к котором встречаются Ноздрев и Чичиков, а так же посещение Чичиковым Собакеви-ча вполне укладывается в описание третьего круга дантовского ада, история, рассказанная Чичикову Ноздревым и посещение Плюшкина - четвертый круг. Прямые и косвенные параллели, образы и символы пронизывают весь текст «Мертвых душ» и напрямую отсылают читателей к произведению Данте. Н. В.Гоголь проводит своего героя по 4 кругам ада Данте, где томятся невоздержанные (чревоугодники, скупцы и расточители). Герои статичны, а значит, мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.

Образ Чичикова неразрывно связан с образом дороги, путешествий во времени, это дорога-спасе-ние, следовательно, есть надежда на спасение, недаром Н. В.Гоголь задумывал провести своего героя через все три тома «Мертвых душ».

Н.В.Гоголь на протяжении всей поэмы ведет разговор с читателем о судьбе России, он говорит о безумном, забывшем о душе мире для того, чтобы читатель увидел и понял, что бездуховность и есть единственная причина распада души. Только с понимания этой причины наминается возрождение Руси, возрождение утраченных идеалов, духовность, возрождение души. Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.

Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно этой дорогой он задумывал провести своего героя: первый том - ад, второй - чистилище, третий - рай.

Литература

1. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы - М., 1988.

2. Княжицкий А. И. Самый прагматичный метод // Русская словесность. - 2007. №7. - с.2-6.

3. Коха нова В. А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы. circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html

4. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе // Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара / Ред.-составитель Н.Ю.Пахомова. -М., 2001

5. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008. - №2.

6. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1.

7. Сиденко А.С., Хмелева B.C. Педагогический эксперимент: понятие и этапы деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №2.

8. Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие - 9-е издание, испр. и дополн. // авт.-разр. Бухаркина М.Ю., Лапшева Е.Е., Моисеева М.В., Патаркин Е.Д., Храмова М.В., Ястребцева Е.Н. - И.: Интернет-университет информационных технологий, 2007.

Приложение 1

Дидактический материал к проекту по творчеству

H.В.Гоголя «Может ли быть душа мертвой?»

Дорогие ребята!

Прежде, чем начать свое исследование, познакомьтесь с дидактическими материалами, которые помогут в вашем поиске.

Исследуя тему, обратите внимание на связь поэмы

Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте Алигьери, итальянского поэта III века.

Насколько глубоко спустился в дантовский ад герой Н.В.Гоголя?

I. Выясните какими пороками отягчены души гоголевских помещиков, проанализировав соответствующие главы поэмы «Мертвые души»?

2. Сопоставьте героев поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с грешниками из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Ответьте на вопрос: «В какой круг ада поместил бы Данте героев

Н.В.Гоголя?»

3. Выясните, насколько глубоко Н.В.Гоголь спустился в дантовский ад?

4. Результаты исследования оформите в виде презентации Power Roint «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

«Живая» Чичиков душа или «мертвая»?

1. Дайте характеристику образу Чичикова по плану:

• Портрет.

• Художественные детали.

• Одежда.

• Манеры, речь.

• Биография героя: происхождение, детские годы, наставления отца, годы учения, служба.

• Характеристика другими персонажами и авторская характеристика.

• «Говорящая» фамилия.

2. Сравните образ Чичикова с образами помещиков и губернских чиновников?

3. Ответьте на вопросы:

4. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?

5. Какими грехами отягчена душа героя?

6. Возможно ли очищение Чичикова от грехов?

7. Оформите результаты своего исследования в виде презентации Power Point «Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Есть ли у Н.В. Гоголя надежда на воскрешение России?

1. Есть лив поэме Н В. Гоголя «живые» души?

2. В чем заключается жизнь народной души? Что

Н.В.Гоголь ценит и примечает в русском народе?

3. Ка к входит в поэму Н.В. Гоголя крестьянская Русь?

4. Какова роль лирических отступлений в поэме? О чем беседует автор с читателем? В чем, по мнению писателя, причина распада человеческой души?

5. Оформите результаты исследования в виде презентации Power Point «Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Как соотносится замысел и идейное содержание поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с космосом Данте?

1. Как, по мнению Данте, устроено мироздание?

2. Какой путь проходит герой «Божественной комедии», чтобы обрести спасение?

3. Какой путь должен был пройти Чичиков, чтобы обрести спасение? Каков был замысел поэмы

Н.В.Гоголя «Мертвые души»?

4. Как соотносится замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?

5. Оформите результаты исследования в виде буклета «сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя и «Божественной комедии» Данте Алигьери».

Правила работы с информационными источниками Не увлекайся конспектированием больших кусков текста, особенно в начале работы, сначала посмотри как можно больше источников, чтобы оценить общий объем материала, сравнить подходы различных авторов, Выделить более ранние и фундаментальные труды, скорректировать план учебного исследования.

Обязательно составляй и по необходимости корректируй подробный план исследования.

Черновые записи делай с одной стороны листа, это поможет в оформлении результатов работы.

Не забывай сразу же делать четкие ссылки на источники - иначе при оформлении чистового текста придется терять время на повторное просматривание книг с целью поиска той или иной фразы.

Соблюдай этику цитирования - не выдавайте чужие фразы и мысли за свои!

Помни: скаченный из Интернета реферат или диплом зачастую не самого блестящего студента -не есть выполненное исследование; такой реферат можно использовать для общего знакомства с темой и списком литературы по теме.

Храни рабочий материал к исследованию в систематизированном виде, пользуйся папками, скрепками, маркерами, закладками и т. д.

При оформлении чистового варианта исследования помечай использованные рабочие материалы.

При работе на компьютере создавай резервные копии документов на дискетах! Практика показывает, что проблемы с компьютером возникают в самый неподходящий момент.

Правила оформления презентации

Слайд Содержание слайда

Слайд 1 Проблема самостоятельного исследования. Авторы.

Слайд 2 Цели и задачи исследования.

Слайд 3 Гипотеза исследования.

Слайд 4 Ход исследования.

Слайд 5 (или более) Резул ьтаты и ссл едова н ия.

Слайд 6 Выводы.

Слайд 7 Список использованных источников.

Правила оформления буклета

Буклет должен содержать следующую информацию: 1) название, 2) список основных исполнителей, 3) анализ основных результатов, полученных в ходе работы, 4) ссылки на информационные ресурсы, 5) перечень иллюстраций, графики, схемы, таблицы

Список рекомендованных информационных ресурсов

1. Гэголь Н.В. Мертвые души - М., 2003 г.

2. ГЬленищев-Кутузов И.Н. ТворчествоДантеимир кул ьту-ры-М.,1971

3. Данте Алигьери. Божественная комедия - М.: ACT, 2006.

4. Державин К Вступительная статья // Данте Алигьери. Божественная комедия/ пер. МЛозинского-М.: Правда, 1982

5. Лозинский М.Л. Данте Алигьери. Вступительная статья // Данте Алигьери. Божественная комедия - М.: ACT, 2006

6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя - М.: Худож. лит., 1988

7. Н.В.Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников - М.: Детгиз, 1959

8. Ревякин А.Н. История русской литературы первой половины XIX века, М.: Просвещение, 1985

9. Словарь литературных персонажей: Русская литература 18-19 веков - М.: Московский лицей, 1997

10. Щеблыкин И.П. История русской литературы - М.: Высш. шк., 1985

11. Энциклопедия литературных героев - М.: Аграф, 1997

12. http ://www. а оа о I. I it- i nfo. ru

13. http://nikolay.gogol.ru

14. www.a4format.ru

В статье рассказывается, как можно использовать педагогические и нравственные идеи, которые заложены в книге Л.Н. Толстого «Круг чтения», в ходе формирования этической культуры современных школьников.

Клепиков Валерий Николаевич

кандидат педагогических наук ст. научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО заместитель директора по инновационной работе учитель этики и математики МОУ «Лицей» г. Обнинск Калужская область Klepikovvn@mail.ru

«КРУГ ЧТЕНИЯ» л.н. толстого И ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ

Какие идеи можно почерпнуть из книги Л.Н. Толстого «Круг чтения» для формирования этической культуры современных школьников?

т

Ключевые слова: этическая культура школьника, общечеловеческие нравственные ценности, «круг чтения», мини-тексты, «ученик-диалоговое поле текстов», технология пластического моделирования текстов.

Для формирования этической культуры современных школьников очень большую пользу может оказать книга Л.Н. Толстого «Круг чтения», в которой можно почерпнуть хорошие педагогические и нравственные идеи.

В этой работе великий писатель видел важнейшую книгу своей жизни. Он говорил: «Я не понимаю, как это люди не пользуются “Кругом чтения”? Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира?... Давно уже я понял, что нужен этот круг чтения, давно уже я читал многое, могущее и долженствующее войти в этот круг...» [1; т.

1, с. 10].

По мнению Л.Н. Толстого, чтение высказываний мудрецов возвышает душу. Без этого чтения он чувствовал духовный дискомфорт. Как-то он записал: «В последнее время я почувствовал, как я духовно опустился после той духовной, нравственной высоты, на которую меня подняло моё пребывание в общении с теми лучшими, мудрейшими людьми, которых я читал и в мысли которых я вдумывался для своего Круга чтения» [1; с. 17]. В свой последний путь, приведший его на станцию Астапово, Л.Н. Толстой взял у сестры Марии Николаевны свой «Круг чтения». Очевидно, это была последняя книга, которую он читал.

Л.Н. Толстой считал, что в различных культурах и мировоззрениях существуют очень схожие нравственные правила, заповеди и принципы, т.е. общечеловеческие нравственные ценности, которые могут объединить людей, они есть одно из могучих средств единения людей и народов. Этой мысли он подчинил отбор своих выписок для «Круга чтения», рассматривая всемирную мудрость как форму такого единения. Он записал: «Надо себе составить «Круг чтения»:

Египет, Марк Аврелий, Лаоцзы, Конфуций, Будда, Паскаль, Евангелие. Это и для всех бы нужно» [1; с. 8]. В этот сборник он включал наиболее значимые мысли великих людей разных стран, народов и времён, равно как и свои собственные.

Великий писатель с помощью афоризмов, притч и высказываний мудрецов мира разрабатывал следующие темы: бессмертие, благо, Бог, богатство, болезнь, брак, вера, взаимное служение, внушение, воздержание, возмездие, война, воспитание, гордость, дела, детство, добро, достоинство человека, дух, духовная природа, единение, женщина, заблуждение, закон, зло, знание, идеал, искусство, истина, лжеучение, любовь, милосердие, мудрость, мужество, наказание, насилие, настоящее, наука, одурманивание, осуждение, отечество, покаяние, прогресс, просвещение, простота, равенство, радость, разум, рост, самоотречение, самосовершенствование, свобода, семья, сила мысли, слово, служение, смерть, смирение, смысл жизни, соблазн, совесть, сострадание, спокойствие, справедливость, страдание, страсти, тайна, труд, тщеславие, уныние, усилие, устройство жизни, юродство и другие.

Структура и содержание «Круга чтения» Л.Н. Толстого помогли нам создать хрестоматию «В мире этики» с 1 по 11 классы для школьников.

Что же оказалось нам близким, и что мы позаимствовали, составляя хрестоматию?

1. Л.Н. Толстой приводит тексты из различных культур. Тем самым он даёт возможность высказаться мудрецам разных времён и народов по какой-либо проблеме.

Мы солидарны с ним в том, что различные тексты расширяют диалоговое поле, в котором может найти себя человек, в частности - современный школьник.