Научная статья на тему '«Круг чтения» Л. Н. То лстого и этическая культура школьников'

«Круг чтения» Л. Н. То лстого и этическая культура школьников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
438
72
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / "КРУГ ЧТЕНИЯ" / МИНИ-ТЕКСТЫ / "УЧЕНИК ДИАЛОГОВОЕ ПОЛЕ ТЕКСТОВ" / ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ТЕКСТОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клепиков Валерий Николаевич

В статье рассказывается, как можно использовать педагогические и нравственные идеи, которые заложены в книге Л.Н. Толстого «Круг чтения», в ходе формирования этической культуры современных школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Круг чтения» Л. Н. То лстого и этическая культура школьников»

3. Выясните, насколько глубоко Н.В.Гоголь спустился в дантовский ад?

4. Результаты исследования оформите в виде презентации Power Roint «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

«Живая» Чичиков душа или «мертвая»?

1. Дайте характеристику образу Чичикова по плану:

• Портрет.

• Художественные детали.

• Одежда.

• Манеры, речь.

• Биография героя: происхождение, детские годы, наставления отца, годы учения, служба.

• Характеристика другими персонажами и авторская характеристика.

• «Говорящая» фамилия.

2. Сравните образ Чичикова с образами помещиков и губернских чиновников?

3. Ответьте на вопросы:

4. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?

5. Какими грехами отягчена душа героя?

6. Возможно ли очищение Чичикова от грехов?

7. Оформите результаты своего исследования в виде презентации Power Point «Образ Чичикова в поэме Н,В. Гоголя «Мертвые души».

Есть ли у Н.В. Гоголя надежда на воскрешение России?

1. Есть лив поэме Н В. Гоголя «живые» души?

2. В чем заключается жизнь народной души? Что

Н.В.Гоголь ценит и примечает в русском народе?

3. Ка к входит в поэму Н.В. Гоголя крестьянская Русь?

4. Какова роль лирических отступлений в поэме?

О чем беседует автор с читателем? В чем, по мнению писателя, причина распада человеческой души?

5. Оформите результаты исследования в виде презентации Power Point «Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Как соотносится замысел и идейное содержание поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с космосом Данте?

1. Как, по мнению Данте, устроено мироздание?

2. Какой путь проходит герой «Божественной комедии», чтобы обрести спасение?

3. Какой путь должен был пройти Чичиков, чтобы обрести спасение? Каков был замысел поэмы

Н.В.Гоголя «Мертвые души»?

4. Как соотносится замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?

5. Оформите результаты исследования в виде буклета «сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя и «Божественной комедии» Данте Алигьери».

Правила работы с информационными источниками Не увлекайся конспектированием больших кусков текста, особенно в начале работы, сначала посмотри как можно больше источников, чтобы оценить общий объем материала, сравнить подходы различных авторов, Выделить более ранние и фундаментальные труды, скорректировать план учебного исследования.

Обязательно составляй и по необходимости корректируй подробный план исследования.

Черновые записи делай с одной стороны листа, это поможет в оформлении результатов работы.

Не забывай сразу же делать четкие ссылки на источники - иначе при оформлении чистового текста придется терять время на повторное просматривание книг с целью поиска той или иной фразы.

Соблюдай этику цитирования - не выдавайте чужие фразы и мысли за свои!

Помни: скаченный из Интернета реферат или диплом зачастую не самого блестящего студента -не есть выполненное исследование; такой реферат можно использовать для общего знакомства с темой и списком литературы по теме.

Храни рабочий материал к исследованию в систематизированном виде, пользуйся папками, скрепками, маркерами, закладками и т. д.

При оформлении чистового варианта исследования помечай использованные рабочие материалы.

При работе на компьютере создавай резервные копии документов на дискетах! Практика показывает, что проблемы с компьютером возникают в самый неподходящий момент.

Правила оформления презентации

Слайд Содержание слайда

Слайд 1 Проблема самостоятельного исследования. Авторы.

Слайд 2 Цели и задачи исследования.

Слайд 3 Гипотеза исследования.

Слайд 4 Ход исследования.

Слайд 5 (или более) Резул ьтаты и ссл едова н ия.

Слайд 6 Выводы.

Слайд 7 Список использованных источников.

Правила оформления буклета

Буклет должен содержать следующую информацию: 1) название, 2) список основных исполнителей,

3) анализ основных результатов, полученных в ходе работы, 4) ссылки на информационные ресурсы,

5) перечень иллюстраций, графики, схемы, таблицы

Список рекомендованных информационных ресурсов

1. Гэголь Н.В. Мертвые души - М., 2003 г.

2. ГЬленищев-Кутузов И.Н. ТворчествоДантеимир кул ьту-ры-М.,1971

3. Данте Алигьери. Божественная комедия - М.: ACT, 2006.

4. Державин К. Вступительная статья // Данте Алигьери. Божественная комедия/ пер. МЛозинского-М.: Правда, 1982

5. Лозинский М.Л. Данте Алигьери. Вступительная статья // Данте Алигьери. Божественная комедия - М.: ACT, 2006

6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя - М.: Худож. лит., 1988

7. Н.В.Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников - М.: Детгиз, 1959

8. Ревякин А.Н. История русской литературы первой половины XIX века, М.: Просвещение, 1985

9. Словарь литературных персонажей: Русская литература 18-19 веков - М.: Московский лицей, 1997

10. Щеблыкин И.П. История русской литературы - М.: Высш. шк., 1985

11. Энциклопедия литературных героев - М.: Аграф, 1997

12. http ://www. а оа о I. I it- i nfo. ru

13. http://nikolay.gogol.ru

14. www.a4format.ru

В статье рассказывается, как можно использовать педагогические и нравственные идеи, которые заложены в книге Л.Н. Толстого «Круг чтения», в ходе формирования этической культуры современных школьников.

Клепиков Валерий Николаевич

кандидат педагогических наук ст. научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО заместитель директора по инновационной работе учитель этики и математики МОУ «Лицей» г. Обнинск Калужская область Klepikovvn@mail.ru

«КРУГ ЧТЕНИЯ» Л.Н. толстого И ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ

Какие идеи можно почерпнуть из книги Л.Н. Толстого «Круг чтения» для формирования этической культуры современных школьников?

т

Ключевые слова: этическая культура школьника, общечеловеческие нравственные ценности, «круг чтения», мини-тексты, «ученик-диалоговое поле текстов», технология пластического моделирования текстов.

Для формирования этической культуры современных школьников очень большую пользу может оказать книга Л.Н. Толстого «Круг чтения», в которой можно почерпнуть хорошие педагогические и нравственные идеи.

В этой работе великий писатель видел важнейшую книгу своей жизни. Он говорил: «Я не понимаю, как это люди не пользуются “Кругом чтения”? Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира?... Давно уже я понял, что нужен этот круг чтения, давно уже я читал многое, могущее и долженствующее войти в этот круг...» [1; т.

1, с. 10].

По мнению Л.Н. Толстого, чтение высказываний мудрецов возвышает душу. Без этого чтения он чувствовал духовный дискомфорт. Как-то он записал: «В последнее время я почувствовал, как я духовно опустился после той духовной, нравственной высоты, на которую меня подняло моё пребывание в общении с теми лучшими, мудрейшими людьми, которых я читал и в мысли которых я вдумывался для своего Круга чтения» [1; с. 17]. В свой последний путь, приведший его на станцию Астапово, Л.Н. Толстой взял у сестры Марии Николаевны свой «Круг чтения». Очевидно, это была последняя книга, которую он читал.

Л.Н. Толстой считал, что в различных культурах и мировоззрениях существуют очень схожие нравственные правила, заповеди и принципы, т.е. общечеловеческие нравственные ценности, которые могут объединить людей, они есть одно из могучих средств единения людей и народов. Этой мысли он подчинил отбор своих выписок для «Круга чтения», рассматривая всемирную мудрость как форму такого единения. Он записал: «Надо себе составить «Круг чтения»:

Египет, Марк Аврелий, Лаоцзы, Конфуций, Будда, Паскаль, Евангелие. Это и для всех бы нужно» [1; с. 8]. В этот сборник он включал наиболее значимые мысли великих людей разных стран, народов и времён, равно как и свои собственные.

Великий писатель с помощью афоризмов, притч и высказываний мудрецов мира разрабатывал следующие темы: бессмертие, благо, Бог, богатство, болезнь, брак, вера, взаимное служение, внушение, воздержание, возмездие, война, воспитание, гордость, дела, детство, добро, достоинство человека, дух, духовная природа, единение, женщина, заблуждение, закон, зло, знание, идеал, искусство, истина, лжеучение, любовь, милосердие, мудрость, мужество, наказание, насилие, настоящее, наука, одурманивание, осуждение, отечество, покаяние, прогресс, просвещение, простота, равенство, радость, разум, рост, самоотречение, самосовершенствование, свобода, семья, сила мысли, слово, служение, смерть, смирение, смысл жизни, соблазн, совесть, сострадание, спокойствие, справедливость, страдание, страсти, тайна, труд, тщеславие, уныние, усилие, устройство жизни, юродство и другие.

Структура и содержание «Круга чтения» Л.Н. Толстого помогли нам создать хрестоматию «В мире этики» с 1 по 11 классы для школьников.

Что же оказалось нам близким, и что мы позаимствовали, составляя хрестоматию?

1. Л.Н. Толстой приводит тексты из различных культур. Тем самым он даёт возможность высказаться мудрецам разных времён и народов по какой-либо проблеме.

Мы солидарны с ним в том, что различные тексты расширяют диалоговое поле, в котором может найти себя человек, в частности - современный школьник.

Далеко не всегда ученик приходит на этическое занятие со своим собственным мнением по данной проблеме. Но в процессе приобщения к диалогу великих, а затем диалога с великими и товарищами, он обретает свою собственную точку зрения. Поэтому в нашей работе более педагогически оправданным стал режим не «ученик - текст», а «ученик - диалоговое поле текстов». Диалоговое поле текстов инициирует работу диалогического сознания и мышления учеников, создаёт многочисленные смысловые взаимосвязи, нравственно ориентированные отношения,

Таким образом, в процессе диалога учеников и представленных текстов обнаруживается, что собственное понимание учащегося не только не единственное, но и недостаточное, что оно может быть обогащено другими точками зрения и, в свою очередь, обогащать других. Осознание этого служит основой стремления школьников к развитию рефлексии, стремлению полагать разные равноправные позиции, организации собственного понимания среди других пониманий.

2, Л.Н. Толстой обозначает сквозные темы, к которым он в своей книге не раз возвращается. Более того, разрабатываемые темы часто вытекают из предыдущих. Например, он не раз возвращается к теме добра и зла, свободы и необходимости, веры и безверия и т.д.

В ходе разработки хрестоматии, мы также обозначили сквозные темы с 1 по 11 классы, которые разбили по уровням сложности (3-4 уровня). Это очень важно в развитии нравственного сознания школьников, если из года в год одна тема всё более и более углубляется, обрастает новыми смысловыми связями.

Например:

1. Тема: Ум, глупость, легкомыслие.

I уровень (1-3 классы): Что нужно делать, чтобы не быть глупым человеком?

II уровень (5-6 классы): Почему говорят: «чужим умом жить - добра не нажить»?

III уровень (7-9 классы): Для чего необходимо правильно мыслить?

IV уровень (10-11 классы): Верно ли, что «ум всегда в дураках у сердца»?

2. Тема: Альтруизм, эгоизм, самолюбие.

I. Почему нельзя любить только себя?

II. Почему себялюбивых людей не любят?

III. В чём заключается опасность эгоизма?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III. Почему «любящий только себя - погубит себя»?

IV, Нравственна ли любовь к самому себе?

IV. Может ли эгоизм быть нравственным?

3. Тема: Совестливость, стыдливость, нравственная чистота.

I. Когда у человека болеет совесть?

II. Сможет ли человек прожить без совести?

III. Почему человек должен разбудить свою совесть?

IV. Как возможен нравственный закон (закон совести)?

3, Л.Н. Толстой включал в подбираемые тексты и

свои собственные. Благодаря этому, он вёл с другими текстами внутренний диалог и вырабатывал свою собственную точку зрения.

Это существенно, так как через включение своих текстов, мыслей происходит ассимиляция (взаимопроникновение) своего и иного. Очевидно, что только

в ходе приобщения к мнениям других людей происходит обогащение личностных ценностей. Поэтому на этических занятиях ребята не только высказывают своё мнение, но и пишут небольшие эссе по исследуемой проблеме, которые входят в диалог с текстами мыслителей.

Приведём три небольших эссе.

Жизнь. Что такое жизнь? Кто-то думает, что жизнь -это классные игрушки, вкусные сладости, «полежалки» на диване или «сиделки» за компьютером. Они крупно ошибаются. Ведь жизнь - это ещё и трудности, огорчения, скорбь и боль. Жизнь - часы, которые показывают время нашего шествия по земле. Надо жить ради счастья, Но для этого нужны сила воли и сила разума. Жить - это очень трудно. Но надо жить. Можно жить, боясь горя, а можно и не бояться его - тогда можно быть счастливым даже в горестях. Просьба: живите не боясь горя! Избегайте людей, которые живут в блаженстве, без забот - они просто эгоисты. Живите! (Артём, 6 класс).

Нажить душу. Существенно не только стать интересным для других, но важно также уметь видеть интересных людей вокруг себя. А для того, чтобы видеть вокруг интересных людей, надо, как говорят в народе, «нажить душу», а душа наживается лишь в общении с людьми. При этом подлинное общение требует значительных душевных затрат (Валерий, 9 класс).

Духовное донорство. Взаимопомощью велик человек. Без этого качества он не достиг бы своих высот. Взаимность движет эволюцией, сочувствие правит миром, сострадание помогает выживать. Люди делятся друг с другом тончайшей энергией, передавая её через улыбку, рукопожатие, доброе слово. Добрые помыслы высветляют ауру нашей планеты и разгоняют мрак зла. Так живёт и распространяется общечеловеческое духовное донорство (Катя, 11 класс).

4. Тексты, которые Л.Н. Толстой выбирал для «Круга чтения» обычно помещаются на 1-2 книжных страницах. Другими словами, он так сказать «не растекается по древу», а старается сконцентрировать свою мысль на самом главном, существенном на данный момент своей жизни.

На этических занятиях важно уложиться в 40-45 минут, Поэтому мини-тексты (притчи, афоризмы, высказывания и т.д.) тщательно отбираются, Всего их должно быть не больше 10. Причём желательно, чтобы они были малыми по объёму. Для этого мы создали технологию пластического моделирования текстов, суть которой заключена в тщательном подборе текстов.

Тексты должны:

1) отбираться с учётом принципа «диалогики культур», т.е. быть из разных культур, принадлежать людям разных мировоззрений;

2) включать в себя интересный сюжет или пластический образ, который содержит несколько смысловых интерпретаций;

3) разрабатывать нравственную проблему, то или иное этическое понятие не через назидание, а в «скрытой» форме, т.е. через сюжет, художественный образ, метафору;

4) быть самодостаточными и стремиться к переходу в другой текст;

5) соответствовать возрасту учащихся, быть выразительными, интеллектуально насыщенными, отвечать на актуальные вопросы и т.д.;

6) выстраивать единый текст, т.е. «кирпичики» текстов должны стремиться к слиянию в как бы общий, непрерывный рассказ («эпос») и в своей совокупности представлять некое единое целое;

8) подводить учащихся к этическим понятиям, которые он будет углублять в следующих классах;

9) становиться «порождающими», т.е. они должны инициировать нравственно-ориентированные состояния и мысли.

Преимущественные формы текстов для различных классов выглядят следующим образом: 1-3 классы - сказки и мифы; 5-6 классы - мифы и басни; 7-9 классы - басни и притчи; 10-11 классы - притчи и фрагменты философских текстов, Во всех классах используются афоризмы, поговорки и пословицы.

Приведём пример того, как выглядит страница «круга чтения», предлагаемая на этическом занятии ученикам. При этом мы не всегда используем все ми-ни-тексты, всё зависит от логики развития этического диалога.

Тема: «Совершенство и совершенствование»

Название этического занятия: «В чем суть самосовершенствования?»

1. Пожалуй, начну-ка я лучше с самого себя!

Существует высказывание: «Если все люди достигнут совершенства, то на земле наступит рай». И тогда я решил для этого что-то сделать. В успехе я не сомневался - но с чего начать? Мир так огромен! И я решил начать со своей страны, которую я знаю неплохо, Но страна моя чересчур велика - не начать ли мне лучше со своей улицы; нет, с моего дома; нет, с моей семьи, А пожалуй, начну-ка я лучше с самого себя! («Хасидская мудрость»).

2. Достоинство человека - в способности совершенствоваться.

Ангелы обладают достоинствами и недостатками, и у людей есть свои преимущества и изъяны. Достоинство ангелов заключается в том, что они не способны ухудшаться, а их недостаток в том, что они не могут совершенствоваться. Недостаток человека в том, что он способен на падение, а достоинство - в способности совершенствоваться... («Хасидская мудрость»).

3. Любовь, которая не обновляется, - рабство.

Любовь, которая не обновляется ежедневно, превращается в привычку, а та, в свою очередь, - в рабство (Д. Джебран).

4. Для разумных людей понятие о совершенстве одно (Древний Рим)

Весь мир подчинен одному закону, и во всех разумных существах единый разум. И потому для разумных людей понятие о совершенстве одно (Марк Аврелий).

5. Лестница восхождения (Древняя Греция)

Человек, говорит Платон, должен вырваться из

серых будней своей приземленной жизни и, совершенствуясь морально и духовно, стремиться к за небесным высям, пусть даже недосягаемым, но вечно зовущим и сияющим своей идеальной красотой... Так давайте же, говорит Платон, созерцать в мыслях вели-

колепный, добрый, прекрасный мир над космических идей. Давайте хоть умственно шаг за шагом представим ту лестницу внутреннего самосовершенствования человека, которая приведет нас к познанию высшей идеи. Давайте в каждой материальной вещи отыскивать отблеск идеальной красоты, ее самую сущность, ее главное начало, которое обусловливает и оправдывает бытие вещи... В глубинах его заключена красота, и дело человека вызвать к жизни эту красоту. А когда человек сумеет почувствовать и понять, то есть “увидеть умом”, прекрасную отдельную вещь, он познает, что такое прекрасное многих вещей. Проникнув в самую суть прекрасного материального тела, человек поймет и его прекрасную идею, то есть прекрасную душу, И так, переходя от одного прекрасного к прекрасному множеству, постепенно можно подняться до самого общего понятия красоты, а значит, и самого общего понятия блага, которое воплощается в любви к миру прекрасных идей и прекрасных материальных тел (А.Ф. Лосев).

6. Жизнь только в том зерне, которое есть в тебе.

Упало от старого дерева спелое яблоко рядом с

молодой яблонькой. И сказала молодая яблонька яблоку: “Здравствуй, яблочко, желаю тебе поскорее сопреть, чтобы сделаться таким же, как я”. - “Сопрей ты сама, коли тебе нравится, невежа этакая, - сказало яблоко. - Разве ты не видишь, какое я румяное, хорошее, крепкое, сочное. Я не преть хочу, а хочу радоваться”. - “Да ведь вся твоя красота и все твое тело - все это только покров на время, во всем этом нет жизни. Жизнь только в том зерне, которое есть в тебе и которого ты сама не знаешь”. - “Никакого зерна нет, все глупости”, - сказало яблоко и перестало разговаривать.

Так же думают и люди, которые не сознают того, что в них есть духовная жизнь, и живут одной жизнью животных... Так не лучше ли с самого начала жить не той жизнью, которая умирает, а той, которая не переставая растет и не уничтожается (Лев Толстой).

7. Иисус сказал:

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Евангелие).

8. Нельзя останавливаться на пути самосовершенствования,

Нельзя останавливаться на пути самосовершенствования. Как только ты почувствуешь больший интерес к внешнему миру, чем к своей душе, знай, что ты остановился; мир движется мимо тебя, а ты стоишь (Лев Толстой).

Вопросы:

* В чем состоит главное достоинство человека?

* Должны ли люди совершенствоваться или достаточно положиться на природный дар?

* Как вы понимаете слово «самосовершенствование»?

* Вы когда-нибудь ощущали, что в вас есть нечто вечное, таинственное, глубокое?

* Почему люди не замечают, что в них есть духовное зерно?

* Может человек прожить всю жизнь и не открыть в себе духовное зерно?

* Погибает яблоко, затем зерно... что же остается вечным?

* Можно сказать, что остается приобщенное к вечности духовное превращение, устремление?

* Согласны вы с Марком Аврелием, что понятие о совершенстве для всех людей одно?

* А если бы понимание совершенства было разное, что бы получилось?

* Должен человек останавливаться в своем развитии, в самосовершенствовании?

* Можно ли сравнить процесс самосовершенствования с трудом Сизифа?

Таким образом, замечательная книга Л.Н, Толстого «Круг чтения» помогла нам осознать, как строить взаимодействие с современными школьниками через мини-тексты. Проводимые нами этические занятия призваны отыскать для каждого ученика свой

«круг чтения», т.е. избранный круг мыслей, афоризмов, притч, которые бы их нравственно возвышали. Хорошим результатом нашей работы явилось то, что некоторые школьники стали заводить свои книжечки-блокноты, часто в электронной форме, где они собирают интересные мысли и высказывания, И здесь ещё раз хочется помянуть добрым словом нашего великого мыслителя и писателя.

Литература

1. Толстой Л.Н. Круг чтения. В 2 тт. - М.: Политиздат, 1991.

2. Клепиков В.Н. Концепция формирования этической культуры школьников. // Эксперимент и инновации в школе. -2010. — №4

3. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения к общечеловеческим ценностям в этическом воспитании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №3.

4. Клепиков В.Н. Этические ситуации. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №5.

Автор представляет урок математики в 5 классе, посвященной теме «Все о простых числах», где знакомит учащихся с природой этих удивительных чисел, с научными поисками древних ученых, таким образом, формируя эстетический вкуса и межкультурную толерантность, развитие математической речи, памяти, внимания, интерес к предмету, к науке.

Макарова Светлана Иннокентьевна

учитель математики Отличник просвещения РС (Я) МОШИ «Токкинская ШИСПОО» Саха (Якутия)

УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ: «ВСЕ О ...ЧИСЛАХ»

Как сформировать интерес к предмету, активировать познавательную деятельность на уроке математике в 5 классе?

т

Ключевые слова: урок когнитивного типа, формирование эстетического вкуса и межкультурной толерантности, развитие математической речи, памяти, внимания, учебно-познавательные, коммуникативные, информационные компетенции, метод эмпатии (вживания), метод смыслового видения.

"Т"ип урока: Урок когнитивного типа «культурно-исто-/ рические аналоги».

Цели: Приобретение новых знаний, основываясь на своем доминирующем типе интеллекта, расширение кругозора учащихся, формирование эстетического вкуса и межкультурной толерантности, развитие математической речи, памяти, внимания, интереса к предмету, к науке, коммуникативных навыков, активизация познавательной деятельности.

Задачи:

1, Решение учениками реальных проблем науки древности.

2. Создание учащимися собственных произведений в разных образовательных областях - словесных, математических и иных жанрах.

Проблема урока: О каких числах говорит Эратосфен? Какое изобретение связано с его именем?

Название компетенций: Учебно-познавательные, коммуникативные, информационные.

Оборудования и материалы к уроку: папирус, задания по центрам, фломастеры, бумаги, проектор, компьютер.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Обсуждение проблемы («Громкая» коллективная работа).

III. Формулируется задание. Перед немалом работы с учащимися обсуждаются виды деятельности, цели и конечные продукты работы каждого центров (Гоупповая деятельность).

IV. Защита конечных продуктов по центрам.

V. Обобщение темы урока.

VI. Задание на дом.

VII. Письменная рефлексия - каждый ученик пишет в тетради, что он понял и чему научился (тихая индивидуальная деятельность).

Ход урока.

I. Здравствуйте ребята!

Сегодня мы начинаем новый модуль «Развитие математической науки в древности». А начнем этот модуль с изучения темы «Все ... о числах». Познакомимся с природой удивительных чисел, названия которых вы узнаете позже.

В ходе изучения темы, вы сможете узнать, каким было соответствующее знание у своих истоков, как оно развивалось, вы соприкоснетесь с научными поисками древних ученых.

II. Если расшифруете слово, расположив ответы в порядке возрастания, то вы узнаете имя одного из этих ученых.

1) 2*9+3*6= (Л) 2) 36:2 + 5= (К) 3) (75 + 6):9= (В)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) 8*(31-25)= (И) 5) 42-7*5= (Е) 6)32+45:3= (Д)

Ответ: Евклид.

• На какие числа делятся полученные ответы?

• Сравните, сколько делителей у каждого из чисел?

• Что вы заметили?

Да, как вы заметили, некоторые из этих чисел имеют только два делителя.

Такие числа, которые делятся только на единицу и на самих себя, с давних времен привлекают внимание математиков. Они являются составными элементами натуральных чисел, как бы кирпичами, из которых при помощи действия умножения составляются все целые числа.

• Как бы вы назвали эти числа?

Ответ - Числа, делящиеся только на единицу и на самих себя это простые числа, а все остальные составные.

Значит тема нашего сегодняшнего урока - «Все о простых числах».

III. Выделение простых чисел является сложной задачей математики, ученые на протяжении многих веков пытались найти формулу, которая позволила бы из множества натуральных чисел выписать простые. Как они решали эти проблемы? Чтобы узнать ответ на этот вопрос попробуем воссоздать способ, который использовал когда - то Эратосфен.

Ваша задача - через наиболее близкий Вам вид деятельности, узнать самим и познакомить других с историей простых чисел. Как мы будем это делать?!

Для этого у нас будет работать 4 центра: центр моделирования, расчетный центр, литературно-ху-дожественный центр, театральный центр. Пока я рассказываю вам о них вы, пожалуйста, определитесь.

Кто хочет моделировать, творить? Вам предлагается «Центр моделирования».

Кто чувствует, что интересно работать со словами или текстами, можете выбрать «центр литератур-но-художественный».

Тем, кто любит математику, любит решать задачи, предлагается «Расчетный центр».

Четвертый «центр театральный», здесь можно не только выбрать или написать сценарий мини - сценок, сказок, спектаклей, но и сможете участвовать в их постановке.

В каждом центре имеется инструкция к выполняемой работе и основные правила выполнения.

Возьмите папирусы, в нем записаны задания для всех участников центров.

• Для всех центров 1 задание общее: «Оживите древнюю вещь»

Дорогой друг!

Выполняя данную работу, у тебя есть реальная возможность пообщаться с древностью. Представь, что этот предмет принадлежал когда-то великому математику, а теперь, берешь ее в свои руки ты... Подобно, древнему ученому смело бери задание и начинай трудиться! Удачи!

Алгоритм работы:

1. Зачеркиваем 1, который не является ни простым, ни составным числом;

2. Затем подчеркиваем 2 и прокалываем все числа, делящиеся на два;

3. Далее подчеркиваем 3 и прокалываем все числа, которые делятся на три;

4. Теперь подчеркиваем следующее простое число 5 и прокалываем все числа, которые делятся на пять и т. д,

Уверены, что у тебя все получится! И ты узнал, как получил таблицу простых чисел великий древнегреческий математик Эратосфен.

• Задания 2 для каждого центра различны.

«Центр моделирования»:

«Реставрация древней вещи»

Реставраторы выполняют очень сложную и важную работу - дают вторую жизнь старым вещам. Сейчас и вы попробуйте себя в роли реставраторов. Подключив собственное воображение воссоздать образ инструмента Эратосфена.

«Расчетный центр»:

«Поиск истины»

«Мысленно возьмем прямолинейный провод, выходящий из классной комнаты в мировое пространство, пробивающий земную атмосферу; уходящий туда, где Луна совершает вращение, и далее за огненный шар Солнца, в мировую бесконечность.

Мысленно подвесим на провод через каждый метр электрические лампочки, нумеруя их, начиная с ближней: 1,2,3,..., 1000,..., 1000 ООО,..., включим ток с таким расчетом, чтобы загорелись все лампочки с простыми номерами, и полетим вблизи провода.

Мы начинаем движение с первой электрической лампочки, которая не осветила нам старта; она не горит, сразу за ней включены 2 лампочки под номерами 2 и 3. Оставим позади горящие лампочки 5 и 7. На нашем длинном пути очень редко будут попадаться такие числа. Вот промелькнули следующие такие числа: 11 и 13, 17 и 19. Мы быстро набираем скорость; оставляем позади лампочки 101 и 103, 827 и 829; теперь все реже и реже встречаются освещен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.