Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное обучение / проектная деятельность / организация обучения / виды педагогической деятельности / проект / vocational training / project activity / organization of training / types of pedagogical activity / project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Быстрова Наталья Васильевна, Чеснокова Полина Николаевна

В статье рассматривается исторический аспект проектной деятельности, а также деятельность как способ организации профессионального обучения. Проектное обучение реализуется посредством проектной деятельности, которая характеризуется высокой направленностью на реализацию целей проектирования и формирование определенного продукта-результата деятельности, представленного в особой субъективной форме и характеризующегося какой-либо новизной. Проектная деятельность рассматривается как один из основных видов деятельности студентов на протяжении всего периода их обучения в образовательной организации и указывается в образовательной программе. Осуществление проектной деятельности в профессиональном обучении является важным элементом в подготовке квалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Быстрова Наталья Васильевна, Чеснокова Полина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the historical aspect of project activity, as well as activity as a way of organizing vocational training. Project-based learning is implemented through project activities, which are characterized by a high focus on the implementation of design goals and the formation of a specific product-result of activity, presented in a special subjective form and characterized by some kind of novelty. Project activity is considered as one of the main activities of students throughout the entire period of their education in an educational organization and indicated in the curriculum. The implementation of project activities in vocational training is an important element in the training of qualified specialists.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

- необходимость в профессии;

- обстоятельства профессиональной деятельности, мотивирующие выбор профессии;

- содержательные особенности профессиональной деятельности.

Внутренние (личностные) условия в самоопределении ценностей включают не только сам процесс развития личности, но и механизм его формирования ценностными ориентациями и профессиональной мотивацией.

Сочетание внутренних и внешних обстоятельств приводит к качественному преобразованию личности студента медицинского вуза. Это связано с формированием у личности будущего студента сестринского дела целостного и ценностно-ориентированного взгляда на окружающий мир, понимания своего места и роли в профессиональной деятельности. В жизни человека время от времени возникают проблемы выбора жизненного ориентира, определения ценностного отношения к профессиональному миру, осмысления профессиональных достижений, понимания целей и идеалов в прогнозировании своего профессионального будущего в сфере здравоохранения.

Выводы. В результате самоопределение ценностей соотносится с процессом выбора будущими медицинскими работниками своей позиции, формированием чувства самости, появлением потребности познать себя как целостную личность, отличную от других, и определением своего «Я». В процессе приобретения социального и профессионального опыта дополняются, определяются, формулируются и реконструируются ценности, которые будущие медсестры имеют о себе. Они формируют основу для самоорганизации поведения, самообразования, рефлексии и выработки мер по защите жизни и здоровья пациента с учетом собственных ресурсов.

Авторы данной статьи считают, что самоопределение ценностей будущих специалистов медицинских профессий - это процесс формирования профессионального сознания, отношения к профессиональной деятельности, который достигается путем совпадения личностных потребностей с социальными и профессиональными нуждами и охватывает весь жизненный и профессиональный путь человека со стремлением к культурным, научным и профессиональным ценностям. Мы считаем, что это так.

Литература:

1. Берберян, A.C. Самопонимание этнической идентичности как сущностная характеристика самосознания студенческой молодежи / A.C. Берберян, Е.С. Романова, O.A. Корнилова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2019. -№(2). - С. 66-72

2. Косикова, Л.В. Материалы всероссийской психологической конференции с международным участием «категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» (Ростов-на-Дону, 23-26 апреля 2014 г.) / Л.В. Косикова. - М.: КРЕДО, 2014 - С. 196-196

3. Лесникова, A.A. Самооценка и ее роль в формировании личности / A.A. Лесникова, С.Г. Куприянова. - Текст: непосредственный // Юный ученый. - 2021. - № 5 (46). - С. 88-90. - URL: https://moluch.ru/young/archive/46/2499/ (дата обращения: 30.05.2023)

4. Ноговицына, Н.М. Роль самооценки в профессиональном самоопределении учащихся старших классов / Н.М. Ноговицына, М.Н. Константинов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. -С. 321-325,-URL: http://e-koncept.ru/2015/95349.htm (дата обращения: 15.05.2023)

5. Паукова, A.M. К вопросу о формировании ценностно-смысловых ориентаций у подростков / A.M. Паукова. -Текст: непосредственный // Современная психология: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь: Меркурий,2012. - С. 55-57. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2476/ (дата обращения: 15.05.2023)

6. Щелокова, Е.Г. Ценностно-смысловые приоритеты будущих профессионалов с разными карьерными ориентациями / Е.Г. Щелокова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 788-794

Педагогика

УДК 377

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Чеснокова Полина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается исторический аспект проектной деятельности, а также деятельность как способ организации профессионального обучения. Проектное обучение реализуется посредством проектной деятельности, которая характеризуется высокой направленностью на реализацию целей проектирования и формирование определенного продукта-результата деятельности, представленного в особой субъективной форме и характеризующегося какой-либо новизной. Проектная деятельность рассматривается как один из основных видов деятельности студентов на протяжении всего периода их обучения в образовательной организации и указывается в образовательной программе. Осуществление проектной деятельности в профессиональном обучении является важным элементом в подготовке квалифицированных специалистов.

Ключевые слова: профессиональное обучение, проектная деятельность, организация обучения, виды педагогической деятельности, проект.

Annotation. The article deals with the historical aspect of project activity, as well as activity as a way of organizing vocational training. Project-based learning is implemented through project activities, which are characterized by a high focus on the implementation of design goals and the formation of a specific product-result of activity, presented in a special subjective form and characterized by some kind of novelty. Project activity is considered as one of the main activities of students throughout the entire period of their education in an educational organization and indicated in the curriculum. The implementation of project activities in vocational training is an important element in the training of qualified specialists.

Key words: vocational training, project activity, organization of training, types of pedagogical activity, project.

Введение. В настоящее время процессы информатизации и технологизации активно внедряются в сферу образования. Данные новшества приводят к определенным изменениям, которые связаны с переходом от традиционных форм и методов обучения к более современным формам и методам. Сейчас организация образовательного процесса предполагает использование конкретной технологии обучения. В современной школе наиболее популярной является технология проектного обучения.

Таким образом, целью статьи является выявление и теоретическое обоснование ведущего способа профессионального обучения - проектного.

Изложение основного материала статьи. В современных условиях особую актуальность приобретают технологические основы образовательной деятельности. В качестве одной из наиболее эффективных технологий обучения стоит рассматривать проектную технологию, которая ориентирована на учет личностных позиций обучающихся и развитие их инициативности, активности, самостоятельности, а также творческих позиций.

Вместе с тем, организация проектной деятельности становится одним из оснований для воспроизводства технологии проектного обучения, приобретающего отчасти проблемный характер. Еще с начала 18 века С.Т. Шацким достаточно активно развивалось направление проектной деятельности, которую он организовывал в контексте образовательной подготовки. Е.Г. Карагов в 1926 году рассматривал проектную деятельность как одно из перспективных условий обучения, направленных на воспитание особенно активных, энергичных и инициативных людей, стремящихся достигать поставленных целей и задач. Достаточно схожих позиций придерживался и Дж. Дьюи, который рассматривал активность обучающегося в качестве основополагающего элемента построения образовательной деятельности, при этом задавая тон преодоления реальных житейских проблем. Подобная форма обучения предполагала по мнению автора создание наиболее близких к реальной практике студентов условий, что позволяло решать практические вопросы и мотивировать обучающихся, значительно повышать их интерес к практическому воспроизводству теоретических знаний.

Проектное обучение реализуется посредством проектной деятельности, которая характеризуется высокой направленностью на реализацию целей проектирования и формирование определенного продукта-результата деятельности, представленного в особой субъективной форме и характеризующегося какой-либо новизной. Стоит сказать, что под проектной деятельностью понимается творческая учебная деятельность, которая направлена на решение практической цели и задач. Результатом проектной деятельности является проект. В данном случае проект приобретает инструментативный характер, поскольку позволяет организовать совместную учебно-познавательную и/или активную творческую работу субъектов образования. Отличительными чертами данного вида деятельности от других является наличие общей цели, согласованных в единую структуру методов, способов организации деятельности, в совокупности ориентированных на преодоление каких-либо проблемных основ. Ключевым условием проектной деятельности является четкое видение конечного продукта-результата проекта, что позволяет проектировать поэтапную структуру проектной работы и, соответственно, двигаться в направлении реализации данного проекта.

В основе проектной деятельности лежит определенная идея, ориентированная на конкретный результат, который достигается в процессе работы обучающегося и педагога над выявленной проблемой, актуальной в настоящее время. Полученный результат можно увидеть и применить в реальной практической деятельности. Соответственно, любой проект должен иметь замысел и определенную смысловую нагрузку. Также стоит отметить, что основу проектной деятельности составляют следующие компоненты: развитие познавательной активности, обеспечение готовности работать с огромными массивами информации, самостоятельно конструировать теоретические воззрения, формулировать свои мысли, умение интегрировать теоретические знания из различных предметных основ, а также умение критически мыслить. Соответственно, все вышеперечисленные элементы предполагают формирование и развитие у обучающихся определенных навыков проектной деятельности.

Говоря о профессиональном обучении, следует сказать, что проектное обучение, в частности проектная деятельность, является одним из важных компонентов в формировании профессиональных компетенций у студентов. Соответственно, проектирование является обязательной частью профессиональной подготовки.

Проектная деятельность рассматривается в качестве инновационной технологии обучения, направленной на изменение окружающей субъекта образования действительности. Вместе с тем, направленность проектной деятельности на решение конкретных задач по итогам проекта, с учетом сроков и целей реализации, определяет ведущие формы деятельности обучающихся, оптимизационный характер их выбора. Среди форм можно выделить: исследование, практико-ориентированный проект, проблемный, творческий или ролевой проект, а также информационный, рассматривающийся в качестве совокупно сформированного массива информации. Вне зависимости от рассматриваемого подхода, проектное обучение строится на включении целеполагания, сборе информационно-теоретических основ, их обработке, планировании, а также определении путей формирования конечного продукта.

Проектная деятельность рассматривается как один из основных видов деятельности студентов на протяжении всего периода их обучения в образовательной организации и указывается в образовательной программе. Образовательная программа должна предусматривать встраивание в образовательный процесс проектной деятельности, которая нацелена на преодоление тех задач, что находятся в неразрывной связи с профессиональной практикой специалиста. Это определяет аккумулирование знаний из различных дисциплинарных основ. Проектная деятельность предполагает развитие общих и профессиональных компетенций, которые необходимы конкурентоспособному выпускнику, востребованному на рынке труда.

В процессе проектирования формируются определенные навыки, например, навыки системного анализа объектов проектирования, навыки применения математических методов проектирования, а также компьютерного моделирования. Самое важное, что формируются в процессе проектирования - опыт разработки инновационных проектов. В процессе подготовки таких проектов у обучающихся формируются умения и навыки пользования электронными библиотеками, необходимыми базами данных, а также умения обоснования инновационных решений, принятых в проекте. Не менее важным в ходе подготовки проектов является формирование коммуникативной готовности студентов к осуществлению деятельности в профессиональной среде.

В качестве факторов проектной деятельности стоит рассматривать значительный рост мотивационных основ в субъектных позициях обучающегося, ориентацию на развитие творчества, технологическое решение задач, определение полномочий и зон ответственности, формирование условий многогранного партнерства и сотрудничества педагога с обучающимися. Каждый из указанных факторов обусловлен определенными признаками проектной деятельности. Так, рост мотивационных основ и развитие творчества достигаются путём самостоятельного выбора темы проекта, соответственно, актуальной проблемы. Переход к технологическому решению задач определяет необходимость осмысления выбираемого инструментария и планирования условий его воспроизводства в целях достижение целей (планируемых результатов) образовательной практики. При этом, назначение зон ответственности определяет положительные сдвиги на уровне

подсознания человека: стремление подтвердить правильность собственных действий при определении проблемы и идеи для своего проекта.

Для организации эффективной проектной деятельности необходимо воссоздавать ряд определенных условий, например, постепенное усложнение проектной деятельности, предоставление выбора с учетом личностных позиций и субъективных потребностей обучающихся, создание условий работы с информацией и её самостоятельного поглощения при воспроизводстве личностно-ориентированного подхода.

Главным преимуществом проектного подхода к организации деятельности обучающихся становится исключение знаниевого обучения, поскольку обучающиеся самостоятельно выбирают способы и основы для раскрытия личных позиций, практических умений и творческих способностей.

Более того, в процессе проектной деятельности у обучающихся значительно развиваются личностные качества и установки, среди которых:

навыки командной работы;

высокая сознательность при самоанализе;

развитие коммуникабельности и коммуникативных практик;

обеспечение готовности к участию в дискуссиях и обсуждениях, защищать личные позиции;

развитие навыков защиты и демонстрации проектов, поиска информации.

Говоря о видах проектов, стоит сказать, что в настоящее время существует несколько классификаций. Например, в зависимости от количества участвующих студентов проекты могут быть индивидуальными, парными и групповыми. В рамках первого, индивидуального проекта, деятельность обучающегося настроена на самостоятельный поисковый характер и раскрывает сугубо индивидуальный творческий потенциал. В рамках второго и третьего развитию подвергаются координационные способности при решении совместных задач. Другим классификационным основанием выступает такой признак, как характер поисковой деятельности и преобладающие методы. По описанной классификации выделяют исследовательские, творческие и информационные проекты. Исследовательские проекты предполагают определение научно-терминологического аппарата исследования (актуальность, разработанность проблемы, цель, задачи, объект и предмет), формирование теоретических массивов и разработка на основе них практико-ориентированного продукта. Творческие проекты направлены на выделение концептуально перспективных идей, организацию сотворчества. Информационные же направлены на сбор информации под потребности конкретной учебной ситуации или заказчика. Третья классификация рассматривается через сферу применения разрабатываемого проекта. В соответствии с указанным признаком можно выделить производственные и социальные проекты, обладающими собственными характерными особенностями.

Более подробно остановимся на индивидуальных проектах. В настоящее время в учреждениях среднего профессионального образования при реализации образовательной программы на базе основного общего образования в обязательную часть изучения общеобразовательных дисциплин входит индивидуальный проект. Соответственно, на начальном этапе организуется обучение основам проектной деятельности, после чего полученные теоретические знания используются при создании собственных проектов. Под индивидуальным проектом понимается учебный проект, который реализуется субъектом образования в контексте того или иного учебного предмета. Индивидуальный проект ориентирован на самостоятельное освоение содержания предметной основы и достижения поставленных результатов на его основе. При написании проектов студенты должны придерживаться определенного алгоритма действий. Сначала им необходимо определиться с темой проекта, проанализировать выявленную проблему, сформулировать цель проекта и выбрать ему название. Прежде чем приступить к поиску информации студентам необходимо подумать над возможными вариантами исследования, выбрать способы работы и составить план своей работы. Пройдя все вышеперечисленные этапы, студенты приступают к самостоятельной исследовательской и поисковой работе в соответствии с выбранной темой. Одной из самых важных частей проекта является оформление результатов проектной деятельности, а также подготовка защиты. Защита проекта позволяет определить, насколько хорошо студент владеет информацией по выбранной теме, отличается его мнение от мнений других исследователей, а также защита показывает готовность студентов к публичным выступлениям.

Говоря о роли педагогов в проектной деятельности студентов, следует сказать, что они выступают консультантом или партнером. Преподавателям необходимо научить студентов осуществлять поиск исключительно достоверной и надежной информации, анализировать и сопоставлять эту информацию, формулировать собственное мнение по выбранной проблеме, выбирать средства достижения поставленной цели. Также педагог выступает в качестве руководителя проекта. Он оказывает помощь обучающемуся при выборе темы и поиске информации, мотивирует на выполнение работы, а также контролирует процесс написания проекта.

Выводы. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать, что осуществление проектной деятельности в профессиональном обучении является важным элементом в подготовке квалифицированных специалистов. Работая над проектами, студенты приобретают профессиональные компетенции, развивают определенные навыки, которые пригодятся при осуществлении трудовой деятельности. Также проектная деятельность предполагает развитие таких качеств как инициативность, ответственность, самостоятельность, любознательность, а также развитие творческих способностей личности. Стоит сказать, что проектирование реализуется во всех сферах деятельности человека, поэтому нужно приобретать навык работы над проектами в период обучения в профессиональных образовательных организациях.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Технология проектной деятельность как ведущая форма обучения / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. -2023. -№ 78-1. - С. 83-85. -EDNIBZMYB

2. Колдина, М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования / М.И Колдина // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2(2). - С. 14. - EDN SGLNNX

3. Маркова, С.М. Информационные технологии как средство обучения / С.М. Маркова, O.A. Зиновьев, М.Н. Уракова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021.-С. 125-127.-EDNFTYGMD

4. Маркова, С.М. Интеграция целей и содержания профессинального образования / С.М. Маркова, С.А. Баланова // Современные проблемы развития профессионального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2023. -С. 93-96. - EDN SBBDZR

5. Цыплакова, С.А. Проектная деятельность в профессионально-педагогическом образовании / С.А. Цыплакова // Доклады ТСХА. - Москва. Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2019. -С. 332-335. - ЕБЫ ЪКООЪЪ

6. Цыплакова, С.А. Проектирование технологии профессиональной подготовки рабочих и специалистов / С.А. Цыплакова, Н.В. Быстрова, О.Д. Коротеева, Л.А. Чумакова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2019. - № 3(37). - С. 116-121. -ЕБЫЕОСОЬ№'

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, доцент Устинов Анатолий Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); учитель русского языка и литературы Чабанец Татьяна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы «Школа 2120» (г. Москва)

М.Т. БАРАНОВ О РОЛИ УЧЕБНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются взгляды известного методиста 20 века Михаила Трофимовича Баранова на роль учебника в формировании устной речевой деятельности учащихся, которая обеспечивается наличием ситуативных упражнений, последовательностью в формировании коммуникативных умений, использованием разнообразных источников высказывания и органической связью с изучением грамматического строя речи.

Ключевые слова: М.Т. Баранов, школьный учебник русского языка, риторика, речевая деятельность, устная речь, ситуативные упражнения, аналитико-речевые упражнения.

Annotation. The article examines the views of the famous methodologist of the 20th century Mikhail Trofimovich Baranov on the place and role of the textbook in the formation of oral speech activity of students, which are provided by the presence of situational exercises, consistency in the formation of communicative skills, the use of various sources of utterance and organic connection with the study of the grammatical structure of speech.

Key words: M.T. Baranov, school textbook of the Russian language, rhetoric, speech activity, oral speech, situational exercises, analytical-speech exercises.

Введение. В следующем году исполняется 100 лет со дня рождения М.Т. Баранова, известного учёного-методиста 20 века. Профессор Михаил Трофимович Баранов (1924-1999) посвятил свою жизнь делу школьного отечественного лингвистического образования. По мнению, А.Д.Дейкиной, с именем доктора педагогических наук М.Т.Баранова «связан целый период активного развития методики преподавания русского языка как науки (от конца шестидесятых до конца девяностых годов)» [6, С. 7].

Трудно назвать актуальные проблемы методики преподавания русского языка, которые бы не интересовали этого неординарного, одержимого своей наукой человека. За что бы ни брался М.Т. Баранов, он всегда удивлял нас умением сочетать чувство нового с верностью лучшим традициям прошлого. Михаил Трофимович исследовал общие вопросы преподавания русского языка, занимался разработкой методики орфографии и пунктуации. Этому выдающемуся учёному принадлежит заслуга в формулировании принципов словарной работы, в разработке содержания обогащения словарного запаса учащихся. Особенно значителен его вклад в изучение исторического наследия преподавания школьного курса русского языка и в построение методической системы изучения лексики и фразеологии. Лингвометодические установки М.Т. Баранова нашли свое отражение в практическом применении: он является автором «Школьного орфографического словаря русского языка» [4], «Школьного словаря образования слов русского языка» [5]. Учёный основал научную методическую школу «Формирование лингвистического мировоззрения» и был научным руководителем более 50 кандидатов и докторов наук.

Но в большей мере М.Т. Баранов известен как один из авторов учебника по русскому языку для учащихся 5-7 классов [9; 10; 11; 12; 13; 14]. Не одно поколение школьников осваивали грамматическую систему русского языка, приобретая умения и навыки умелого пользования богатством своего народа - русским языком. Когда в школьную образовательную парадигму «ворвалась» риторика, не раз приходилось методисту отстаивать право учебника на формирование устной речи учащихся. Этой сложной проблеме взаимоотношений школьного курса русского языка (раздела «Развитие речи») и риторики посвящена одна из последних работ ученого «От риторики к развитию речи в школах России» [3].

Наша статья - попытка ещё раз осмыслить высказанную Михаилом Трофимовичем Барановым точку зрения на данную проблему и помочь учителю осознать, какие неиспользованные методические возможности таятся в учебниках русского языка [9; 10; 11; 12; 13; 14] для реализации задач формирования устной речи учащихся.

Изложение основного материала статьи. По мнению М.Т. Баранова, «кризис методики развития устной речи в школе привёл ученых-методистов к поискам путей его преодоления, и они обратились к праматери развития речи - риторике» [3, С. 50].

В российском гуманитарном образовании можно выделить несколько направлений в использовании риторического наследия. Первое направление исследует дидактическую роль риторики в системе лингвистического образования (В.И. Аннушкин [2], А.К. Михальская [8]). Второе - изучает возможности введения в школьный учебный план нового предмета «Риторика». М.Т.Баранов объясняет последний факт тем, что школьные учителя в основном занимались развитием письменной речи и почти не уделяли внимание устной публичной речи. Школа специально не учла своих воспитанников искусству устной речи. Потребность же в «говорящей» личности в связи с демократизацией жизни российского общества многократно возросла. Прошло уже более 20 лет, когда появились программы и учебники по риторике, однако она не завоевала прочного места в школьном расписании. Основную причину М.Т. Баранов видит в том, что «риторики лишь создали дублирующую систему развития устной речи учащихся, которая уже была отражена в действующих программах и учебниках по русскому языку для 5-9 классов. Наполнить же риторику прежним содержанием невозможно. Фактически сейчас происходит «надевание» ушедшего из жизни термина на современное содержание, а это по отношению к школе является деянием совершенно бессмысленным» [3, С. 57].

В последнее время в системе школьного лингвистического образования наметился путь подготовки учащихся к устным публичным выступлениям. Для этого в Стандарте образования по русскому языку включены соответствующие предметные результаты: «...создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.