Научная статья на тему 'Формирование проектных умений педагогов профессионального обучения в контексте требований профессионального стандарта'

Формирование проектных умений педагогов профессионального обучения в контексте требований профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / УМЕНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROJECT / SKILL / TEACHER OF PROFESSIONAL TRAINING / FORMATION / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Прохорова Мария Петровна, Молькова Елизавета Юрьевна

В статье представлено описание требований профессионального стандарта к проектным умениями педагогов профессионального обучения. Сделаны выводы о необходимости о наличии противоречий между требованиями образовательного и профессионального стандартов. На основе сформулированных проектных умений авторами предложены конкретные методы подготовки к проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Ольга Николаевна, Прохорова Мария Петровна, Молькова Елизавета Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROJECT PERFORMANCE OF TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF THE REQUIREMENTS OF THE PROFESSIONAL STANDARD

The article describes the requirements of the professional standard for design skills of vocational education teachers. Conclusions are drawn about the need for contradictions between the requirements of the educational and professional standards. On the basis of formulated project skills, the authors proposed specific methods for preparing future teachers of vocational training for the project activity.

Текст научной работы на тему «Формирование проектных умений педагогов профессионального обучения в контексте требований профессионального стандарта»

Выводы. По результатам контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что систематическое и целенаправленное использование пословиц на уроках чтения и развития речи является эффективным средством формирования нравственных представлений у умственно отсталых младших школьников.

Литература:

1. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Сост. и ред. И.Б. Дерманова. -СПб.: Речь. - 2002. - 104 с.

2. Евтушенко Е.А. Нравственное воспитание умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.03) / Евтушенко Елена Александровна. -Москва, 2010. - 224 с.

3. Лапшин В.А. Изучение особенностей и развития обобщений учащихся вспомогательной школы (на материале пословиц) / В.А. Лапшин // Проблемы обучения умственно отсталых детей. - М., 1979. - С. 73-81.

4. Лихачев Б.Т. О критериях оценки нравственной воспитанности школьников / Б. Т. Лихачев // Педагогика. - 2002. - № 5. - С. 45-49.

5. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Елисеева Н.Ю. Миссия современной школы - духовно-нравственное воспитание молодежи // Вестник Мининского университета. - 2017. - №4 [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/701

6. Медведева Т.А. Нравственное воспитание учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / сост. Т. А. Медведева. М.: СПб, 2007. - 372 с.

7. Мельникова Н.В. Нравственная сфера развития личности дошкольника / Н.В. Мельникова. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. — 109 с.

8. Овчарова Р.В. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка / Р.В. Очарова, Э.Р. Гизатуллина // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С. 103 - 108.

9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.

10. Черногрудова Е.П. Возможности использования русских народных пословиц на уроках / Е.П. Черногрудова // Начальная школа. - 2009. - №. - С. 29 - 32.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации № 1599 от 19 дек. 2014 г. - М., 2014. 83 с. - URL: http:// fgos-ovz.herzen.spb.ru.

12. Яковлева К.Н. Краткие методические указания к использованию пословиц и поговорок на уроках / К.Н. Яковлева // Начальная школа.- 2009. - №4. - С. 39 - 45.

13. Ярославцева Д.С. Формирование нравственных качеств личности учащихся старших классов специального коррекционного учреждения VIII вида в процессе изучения пословиц / Д.С. Ярославцева, Т.А. Чебыкина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей (23 апреля 2009 год, г. Екатеринбург). - 2009. - С. - 95-98.

Педагогика

УДК 378:2

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистр Молькова Елизавета Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Аннотация. В статье представлено описание требований профессионального стандарта к проектным умениями педагогов профессионального обучения. Сделаны выводы о необходимости о наличии противоречий между требованиями образовательного и профессионального стандартов. На основе сформулированных проектных умений авторами предложены конкретные методы подготовки к проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения.

Ключевые слова: проект, умение, педагог профессионального обучение, формирование, профессиональный стандарт.

Annotation. The article describes the requirements of the professional standard for design skills of vocational education teachers. Conclusions are drawn about the need for contradictions between the requirements of the educational and professional standards. On the basis of formulated project skills, the authors proposed specific methods for preparing future teachers of vocational training for the project activity.

Keywords: project, skill, teacher of professional training, formation, professional standard.

Введение. Развитие профессионального образования на современном этапе характеризуется значительным усилением внимания к формированию умений выпускника осуществлять проектную деятельность. Особенно это касается обучающихся по педагогическим направления подготовки, поскольку содержание их будущей профессиональной деятельности напрямую связано с подготовкой обучающихся к проектной деятельности на всех уровнях образования.

Формулировка цели статьи. Представление описания проектных умений будущих педагогов профессионального обучения в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Изложение основного материала статьи. Профессиональные стандарты, согласно государственной политики в области профессионального образования основаны на следующих принципах:

- учет особенностей постиндустриального общества, характеризующегося возрастающей неопределенностью и ускорением темпа цифровых и технологических изменений;

- учет международных тенденций и требований Вордскиллс, ориентированных на развитие профессиональных компетенций, повышения престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций не только для экономического роста, но и для личного успеха;

- учет образцов лучших практики, т.е. опыт успешных предприятий и организаций, являющихся лидерами в конкретной отрасли и ориентированных на будущее и конкурентоспособность не только на национальном, но и на мировом рынке.

Профессиональные стандарты являются одним из механизмов, которые обеспечивают согласование требований к квалификациям рынка труда и сферы образования. Действующее законодательство в области образования позволяет обеспечить позиции работодателей путем их прямого участия в разработке, экспертизе и реализации ФГОС профессионального образования. Федеральный закон « Об образовании Российской Федерации» четко зафиксировал роль профессиональных стандартов в системе образования:

- учет положений профессиональных стандартов при формировании соответствующих ФГОС профессионального образования;

- разработка и утверждение программ профессионального обучения на основе установленных профессиональных стандартов;

- проведение соответствующего квалификационного экзамена в пределах требований, указанных в профессиональных стандартах по соответствующим профессиям и должностям;

- учет профессиональных стандартов при формировании содержания дополнительных профессиональных программ;

- использование требований профессиональных стандартов к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля при проведении профессионально-общественной аккредитации профессионально-образовательных программ;

- установление требований на основе профессиональных стандартов в отношении руководителей образовательных организаций, лиц, занимающихся педагогической деятельностью, иных работников образовательных организаций [91.

Таким образом, в основу разработки профессионального стандарта заложен метод функционального анализа, предполагающий детализацию определенной области профессиональной деятельности в процессе последовательного описания ее цели, входящих в эту область видов трудовой деятельности и функций в каждом из видов трудовой деятельности. В этом принципиальное отличие которое использовалось ранее, в условиях индустриальной экономики, где содержание трудовой деятельности было более стабильным, менее динамичным и подверженным изменениям.

В связи с вышесказанным именно проектная деятельность педагога профессионального обучения выходит на передовые позиции и является приоритетной при подготовке будущих педагогов.

Раскрывая значимость проектных умений в профессиональной деятельности педагога профессионального обучения, необходимо отметить, что она тесно взаимосвязана с готовностью выпускника выявлять и формулировать проблемы, связанные с развитием профессионального образования, участвовать в различных формах командного взаимодействия, разрабатывать разнообразные педагогические, организационно-управленческие, технологические новшества [71. Поэтому сформированность проектных умений является важнейшим условием эффективной профессиональной деятельности педагога профессионального обучения.

В настоящее время в российском профессиональном образовании сложилась парадоксальная ситуация, когда наблюдается несоответствие требований образовательных стандартов, выраженных на языке компетенций, требованиям профессиональных стандартов, описанных в формате трудовых функций. Различие в требованиях к выпускнику на наш взгляд, негативно отражается на качестве профессиональной подготовки, поскольку приводит к формальному подходу при проектировании содержания и технологий обучения проектной деятельности. Следовательно, поиск возможных способов формирования проектных навыков у будущих педагогов профессионального обучения не теряет актуальности.

Целью статьи выступает представление описания проектных умений будущих педагогов профессионального обучения в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

К задачам исследования относятся следующие:

- систематизировать требования профессионального стандарта, касающиеся готовности педагога профессионального обучения к проектной деятельности;

- описать методы, которые целесообразно использовать при подготовке педагогов профессионального обучения к проектной деятельности;

- сформулировать условия эффективного развития проектных умений у будущих педагогов профессионального обучения.

Приступая к описанию проектных умений педагогов профессионального обучения, содержащихся в профессиональном стандарте, отметим, что проектная деятельность в профессиональном образовании будет определяться нами как форма целенаправленной учебно-познавательной, исследовательской и творческой деятельности, которая предполагает включение педагога и обучающихся в активное достижение значимой цели, применение согласованных способов и приемов совместной работы, обеспечивающих достижение запланированного результата [2, 4, 91. Проектная деятельность педагога профессионального обучения составляет основу повышения качества профессионального образования, что происходит за счет участия его в разработке и реализации различных новшеств, касающихся как содержания профессиональной подготовки, так и управления различными видами активности обучающихся. Поэтому можно утверждать, что проектная деятельность становится механизмом воплощения инноваций для его дальнейшего развития («пошаговое осуществление образа будущего»). Теоретические вопросы участия педагогов в проектной деятельности содержатся в исследованиях Бондаревской Р.С., Бережной И.Ф., Кочетковой О.А., Цыплаковой С.А. и др. Исследования в данном направлении касаются обоснования педагогических моделей реализации проектной

деятельности в профессиональном образовании, разработки методик вовлечения обучающихся в различные вида проектного взаимодействия, разработки критериев оценки проектной деятельности [1, 2, 10].

Проанализируем проектные умения педагога профессионального обучения, содержащиеся в профессиональном стандарте.

Необходимость формирования у будущих педагогов профессионального обучения умений, связанных с реализацией проектной деятельности, находят отражение и в содержании ФГОС, и в содержании профессионального стандарта. Так, во ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) указано, что в процессе профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения обеспечивается формирование ряда компетенций, прямо или косвенно связанных с проектной деятельностью. Например, к таким компетенциям относится ОК-5 (способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия), ПК-12 (готовность к участию в исследовании проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена), ряд профессиональных компетенций образовательно-проектировочной деятельности (начиная с ПК-15 заканчивая ПК-23). В профессиональном стандарте педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования указан ряд трудовых функций, предполагающих участие педагога профессионального обучения в реализации проектной деятельности. Среди «проектных» трудовых функций можно назвать Н/02.6 (Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и (или) ДПП под руководством специалиста более высокой квалификации), 1/03.7 (Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП) и др. [5, 6].

Систематизируя требования профессионального стандарта, сформулируем проектные умения, которыми должен овладеть выпускник по данному направлению подготовки (таблица 1).

Таблица 1

Проектные умений будущих педагогов профессионального обучения

Содержание отдельных трудовых функций,

связанных с проектной деятельностью_

Изучать тенденции развития соответствующей области научного знания, требования рынка труда, образовательные потребности и возможности

обучающихся с целью определения актуальной

тематики исследовательской, проектной и иной

деятельности обучающихся по программам

бакалавриата и (или) ДПП

Формулировать темы проектных,

исследовательских работ обучающихся по программам бакалавриата и (или) ДПП (с помощью специалиста более высокой

квалификации)_

Оказывать методическую помощь обучающимся в выборе темы и выполнении основных этапов проектных, исследовательских работ с учетом рекомендаций специалиста более высокой

квалификации_

Оценивать качество выполнения и оформления проектных, исследовательских работ

обучающихся_

Организовывать работу научного общества обучающихся_

Умение, которое необходимо сформировать у студента_

- умение формулировать проблемы профессионального образования, обладающие социальной, профессиональной и личностной значимостью

- умение генерировать идеи для решения поставленных проблем

- умение разработать план исследования/решения проблемы

- умение разработать методическое обеспечение проектной работы обучающихся

умения оценки качества проектных работ

умение организовать командное взаимодействие в рамках реализации проекта_

Таким образом, анализ трудовых функций показывает, что проектные умения педагога профессионального обучения должны быть связаны с его способностью формулировать актуальную тематику для исследований и разработок, планировать самостоятельно и оказывать консультативную помощь в планировании работ в рамках проекта, организовывать команду обучающихся в проекте, оценивать результаты проектной работы.

В соответствии со сформулированными проектными умениями мы выбрали методы, которые целесообразно применять для их эффективного формирования в процессе профессиональной подготовки. Отметим, что комплексным методом формирования проектных умений выступает метод проектов. Однако метод проектов в его классической интерпретации целесообразно использовать не может быть реализован абсолютно для всех дисциплин учебного плана, поскольку его полноценная реализация предполагает значительную трудоемкость и требует значительных затрат усилий со стороны преподавателей и обучающихся. Поэтому метод проектов целесообразно применять либо в рамках отдельных, наиболее значимых дисциплин учебного плана, либо в рамках курсового проектирования [3, 8]. Среди методов и приемов, которые также формируют проектные умения педагогов профессионального обучения, могут быть названы активные и интерактивные методы обучения (таблица 2).

Таблица 2

Методы формирования проектных умений будущих педагогов профессионального обучения

Проектное умение Методы и приемы формирования умений проектной деятельности

умение формулировать проблемы профессионального образования, обладающие социальной, профессиональной и личностной значимостью Дискуссия Мозговой штурм Интеллектуальные карты Тренинг

умение генерировать идеи для решения поставленных проблем

умение разработать план исследования/решения проблемы Контекстная задача Кейс-метод Проектное задание

умение разработать методическое обеспечение проектной работы обучающихся

умения оценки качества проектных работ Контекстная задача Кейс-метод

умение организовать командное взаимодействие в рамках реализации проекта Тренинг Ролевая игра

Перечень предложенных методов обучения может быть расширен и дополнен в результате дальнейшего исследования.

Выводы. Формирование проектных умений у будущих педагогов профессионального обучения способствует разрешению важнейшего противоречия современного профессионального образования — между репродуктивностью учебной деятельности и продуктивностью будущей профессиональной деятельности. Готовность педагогов профессионального обучения к проектной деятельности выступает главным условием дальнейшего развития профессионального образования в нашей стране.

Литература:

1. Бережная И.Ф. Проектная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки // Среднее профессиональное образования. №9. 2013. С. 24-26

2. Бондаревская Р.С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности // Человек и образование. № 4. 2009. С. 94-96.

3. Кочеткова О.А., Гаврилова М.А. Формирование проектных умений студентов в курсе теории и методики обучения математике // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. №26. С. 468-473.

4. Мулина О.Н. Проектная деятельность студентов - будущих педагогов в формировании инновационных компетенций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. №85. 2013. С. 1-10.

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 N 608н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993). [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [сайт]. [2018]. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/1344.

6. Приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 N 1085 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2015 N 39534). [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [сайт]. [2018]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf

7. Прохорова М.П., Семченко А.А. Планируемые результаты обучения по дисциплине как объект педагогического проектирования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 15.

8. Филатова О.Н., Прохорова М.П. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 164.

9. Филатова О.Н., Быстрова Н.В., Васильева Н.В., Дюжакова Д.А. Роль педагога профессионального обучения в реализации профессиональных стандартов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57. Ч.7.

10. Цыплакова С.А. Теоретические основы проектного обучения студентов вузе // Вестник Мининского университета. 2014. № 1.

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК: 371.146

кандидат педагогических наук, доцент Фирсова Светлана Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола); магистрант Лобаева Ксения Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола)

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются условия, при которых возможен профессиональный рост преподавателя иностранных языков в современной системе образования. Основной упор делается на интегративную модель развития, которая позволяет создать целостный образ преподавателя, отвечающего требованиям нового времени. Также определены факторы и ценностные ориентиры, помогающие преподавателю иностранных языков достичь эффективности в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: преподаватель иностранных языков, профессиональное развитие, условия, факторы развития, интегративная модель, профессиональные компетенции.

Annotation. The paper deals with the conditions for the professional development of the foreign language teacher. The special attention is paid to the model of the professional development which allows to imitate the integrative image of the modern teacher. The factors and values of the effective professional activity are also identified in the paper.

Keywords: a foreign language teacher, professional development, factors of development, an integrative model, professional competences.

Введение. В современном мире стремительными темпами растет спрос на изучение иностранных языков. Данная тенденция связана в первую очередь с глобализацией, а в частности с необходимостью вступать в межкультурный диалог. По этой причине перед преподавателями встает новая задача - обучить человека иностранному языку максимально быстро и качественно.

Данные особенности, которые необходимо учитывать при обучении иностранному языку, напрямую влияют на условия развития преподавателя как специалиста в своей области. Более того, принимая во внимание тот факт, что подходы к лингвистическому образованию ввиду некоторых причин непрерывно меняются, условия преподавания также подлежат постоянной адаптации. К подобным причинам можно отнести как общие факторы, среди которых развитие информационных технологий, так и частные или, другими словами, экстралингвистические факторы: культурные особенности стран изучаемых языков, политическая корректность использования лексических единиц и многое другое [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что предпосылками к эффективному профессиональному развитию преподавателя иностранных языков служат владение не только лингвистическими, но и внеязыковыми компетенциями.

Формулировка цели статьи. При определении условий и факторов, влияющих на профессиональную деятельность преподавателя, необходимо ответить на два вопроса: 1) от каких условий зависит профессиональный рост преподавателя иностранных языков, и 2) какие факторы способствуют его эффективному развитию? Определяя условия эффективности профессионального развития преподавателя иностранных языков развития особое внимание следует сосредоточить на требованиях, которые выдвигаются перед преподавателем иностранных языков в современной системе образования.

Изложение основного материала статьи. Владение определенным набором компетенций гарантирует повышение уровня профессиональной подготовки в сфере двуязычной коммуникации. В условиях изменяющихся тенденций к лингвистическому образованию на данный момент к выпускникам педагогических учреждений и педагогам-практикам выдвигается следующий ряд требований: 1) профессиональная компетентность, 2) ценностные ориентации, 3) способность к самореализации. Рассматривая компетентность преподавателя иностранных языков, наряду с лингвистическими компетенциями особое внимание в системе непрерывного профессионального образования уделяется лингвокультурологической компетенции [2].

Обобщенное определение профессиональной квалификации преподавателя иностранных языков также включает:

• знания о языке и системе языка;

• предметные знания;

• педагогическую и методическую компетентность;

• ИКТ - компетентность;

• организацию контроля;

• непрерывное профессиональное развитие;

• научную работу.

Поэтому одной из важных целей преподавателя является овладение необходимыми компетенциями, которые в свою очередь повышают эффективность его профессионального развития. Данный процесс возможен лишь в условиях инновационной образовательной среды и реализации интегративной модели развития преподавателя иностранных языков [3].

Инновационная образовательная среда включает себя ряд совокупность существующих и специально создаваемых условиях, необходимых для эволюции образовательного учреждения и личностного и профессионального развития обучаемых.

По существу, интегративная модель представляет собой собранные воедино знания, умения, навыки, творчество, стандарт и индивидуальность преподавателя [4]. На основе всех этих качеств преподаватель меняет свое мышление, у него возникает новое видение предмета, активизируется профессионально-педагогический контакт с обучающимися. Поэтому важной функцией образовательного процесса является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.