ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. 2021. № 4. С. 69-75 Pedagogical perspective. 2021; 4 : 69-75.
Научная статья
УДК 373.2
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
А.В. Коротун10, А.И. Охотникова20
1Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, korotun83@bk.ru
2МАДОУ «Гармония» детский сад № 22 «Надежда», Новоуральск, Россия, Anna_ohotnikova@bk.ru
Аннотация. Рассмотрена проблема использования проектной деятельности в качестве средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Изложен опыт работы воспитателя старшей группы по внедрению комплекса мероприятий в проектную деятельность детей, обеспечивший повышение уровня развития связной речи.
Ключевые слова: связная речь, старший дошкольный возраст (5-6 лет), проектная деятельность
Для цитирования: Коротун А.В., Охотникова А.И. Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста // Педагогическая перспектива. 2021. № 4. С. 69-75.
PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
A.V. Korotun10, A.I. Okhotnikova20
xUral State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, korotun83@bk.ru 2Preschool «Harmony» kindergarten No 22 «Nadezhda», Novouralsk, Russia, Anna_ohotnikova@bk.ru
Аbstract. The problem of using project activity as a means of developing coherent speech in older preschool children is considered. The experience of the senior group educator in introducing a set of measures into the project activities of children, which provided an increase in the level of development of coherent speech, is described.
Keywords: coherent speech, senior preschool age (5-6 years), project activities
For citation: Korotun A.V., Okhotnikova A.I. Project activity as a means of speech development of preschool children. Pedagogical perspective. 2021; 4: 69-75. (In Russ.).
Развитие связной речи - одно из приоритетных направлений речевого развития детей дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически пра-
вильной диалогической и монологической форм речи. Это вызвано тем, что связная речь обеспечивает взаимопонимание между людьми, позволяет точно высказывать свои мысли и чувства, является показателем интеллектуального развития личности. Однако, несмотря на важную роль связной речи в социализации, адапта-
© Коротун А.В., Охотникова А.И., 2021 69
ции и всей жизнедеятельности человека, педагоги дошкольных организаций уделяют недостаточно внимания её развитию, отдавая предпочтение другим видам деятельности детей - игровой, познавательной, исследовательской, художественно-эстетической.
Традиционно под термином «речь» принято понимать развёрнутое высказывание, которое состоит из фрагментов, объединённых темой, логикой мысли и связанных лексико-граммати-ческими и синтаксическими связями. Её главная характеристика - смысловая и структурная целостность.
Связная речь выполняет коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении взаимопонимания между людьми в процессе общения. Она включает в себя формы диалогической и монологической речи. Диалог - разговор двух людей, который представляет собой «чередование реплик в форме обращений, высказываний, вопросов и ответов партнёров по диалогическому общению» [1, с. 4]. Монолог - «связная речь одного лица в форме описания, повествования или рассуждения, совмещения элементом этих типов речи в одном связном высказывании (тексте, рассказе)» [2, с. 5].
Описание, повествование и рассуждение - типы речи с характерными конкретными коммуникативными целями и задачами, композиционной структурой и отбором речевых средств. Цель описания - перечислить и охарактеризовать существенные признаки и свойства предметов или явлений, высказать своё отношение к ним. Используются в основном имена существительные и прилагательные. Цель повествования - сообщить о событиях, действиях, которые происходили во времени и в определённой последовательности. Основное средство - видовременные формы глагола. Цель рассуждения - утвердить или опровергнуть какой-либо тезис с помощью ряда аргументов, доводов и в конце сделать вывод.
Исследователи речевого развития детей в дошкольный период указывают на то, что дети сначала овладевают диалогической, а уже позже монологической речью. В диалогах старших дошкольников присутствуют реплики побуждающего, рассуждающего и оценочного характера, штампы речевого этикета [2, с. 119]. Однако детям этого возраста трудно начать диалог и поддерживать его длительное время, составлять диалогический цикл из 5-6 реплик. Часто они дают неправильные ответы на вопросы своего партнёра по диалогу, не умеют обсуждать и комментировать его высказывания. При формировании монологов-описаний дети этого возраста затрудняются в составлении начала и окончания, подборе имён прилагательных, описывают второстепенные, а не основные признаки и свойства предмета (явления). В монологах-повествованиях старших дошкольников обнаруживаются нарушения композиционной структуры, отсутствует логика в изложении мыслей, наблюдаются однообразие синтаксических конструкций (короткие нераспространённые предложения, часто незаконченные), повторы слов. В монологах-рассуждениях отсутствуют доказательства мнения, высказанного ребёнком, выводы, присутствуют повторы слов и фраз. Это делает рассуждения нелогичными, несвязными и бездоказательными.
Развитие связной речи дошкольников - проблема, которую необходимо решать в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Проектная деятельность - это один из способов организации образовательной деятельности дошкольников, в основе которой лежит «взаимодействие педагога, ребёнка и его родителей» [3, с. 92]. Такое взаимодействие необходимо, поскольку дети в этом возрасте не могут самостоятельно, без помощи взрослых разрабатывать проекты, из-за отсутствия навыков чтения и письма. Поэтому участие в проекте для ребёнка-дошкольника - это всегда «сочетание индивидуальной и
совместной деятельности, построенной на общении» [там же, с. 93].
Проектная деятельность как средство развития связной речи детей дошкольного возраста обладает многими возможностями. ФГОС ДО определяет её как познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников, направленную на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Она положительно влияет на связную речь дошкольника, если взрослый учит ребёнка «применять разные типы речи», правильно строить их композиционно (начало, основная часть, окончание; тезис, аргументы, вывод), объясняет ребёнку значение новых слов, учит использовать разные языковые средства связи слов и предложений, воспитывает уверенность при словесной презентации своих достижений в ходе выполнения проекта и т.д. [4, с. 104].
Проектная деятельность включает, как правило, несколько этапов, на каждом из которых может развиваться и совершенствоваться связная речь ребёнка при условии её правильной организации взрослыми (воспитателями, родителями). Например, на этапах выбора темы проекта, планирования работы по проекту и его создания у старшего дошкольника совершенствуются умения начинать диалог, отвечать на реплики партнёра своими репликами, связанными с ними по смыслу и логике, задавать вопросы и отвечать на них, продолжать диалог нужное время, пока не будут обсуждены все вопросы, интересующие ребёнка, общаться вежливо, доброжелательно, называть партнёра по имени (или имени и отчеству), корректно обсуждать и комментировать мнения, высказанные партнером. При защите своего проекта ребёнок произносит монолог, в котором использует элементы описания, повествования и рассуждения.
Для развития связной речи у старших дошкольников в проектной дея-
тельности необходимо внедрить комплекс мероприятий. Для каждого её этапа должны быть разработаны конкретные мероприятия, направленные на развитие умений связной диалогической и монологической речи у детей.
Нами был разработан комплекс мероприятий, способствующий развитию связной речи у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности, с учётом требований ФГОС ДО по образовательным областям «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» и образовательной программы, по которой работают дошкольные образовательные учреждения Екатеринбурга и Свердловской области. Он реализо-вывался в подготовительной к школе группе детского сада «Гармония» (г. Но-воуральск) с октября по май в ходе совместной работы детей и родителей над проектами. Цель мероприятий - повышение уровня развития диалогической и монологической связной речи у старших дошкольников.
Мероприятия комплекса проводились с детьми и их родителями и включали четыре этапа: подготовительный (выбор детьми тем проектов), деятель-ностный (работа над проектом), результативный (защита проектов) и заключительный (обобщение и закрепление полученных результатов). На каждом из них решались задачи по развитию у детей умений диалогической и монологической речи. Общим для всех этапов было решение задачи по гармонизации детско-родительских отношений посредством совместной работы ребёнка и родителя над проектом.
На подготовительном этапе воспитатели решали следующие задачи по развитию связной диалогической речи: 1) совершенствование умения этой речи по ориентировке на партнёра по диалогу; 2) развитие умений начинать диалог, формулировать 4-5 реплик и заканчивать его, обсуждать и комментировать свои высказывания и партнёра по диалогу. Задача развития связной моноло-
гической речи заключалась в формировании умений понимать тему, излагать свои мысли логично и последовательно, в соответствии со структурой типа речи.
В начале подготовительного этапа воспитатели провели мероприятие по ознакомлению детей с темами проектов. Детям показывались презентация, каждый слайд которой содержал определённую тему и сопровождался рассказом воспитателя о ней. Сам рассказ служил при этом образцом построения монологической речи. В конце мероприятия дети задавали воспитателям вопросы, слушали ответы на них, формулировали своё мнение о темах проектов, что способствовало развитию умений связной диалогической речи. По итогам мероприятия дети определились с темами проектов, некоторые воспитанники предложили свою.
В последние две недели октября воспитатели проводили индивидуальные беседы с дошкольниками по выбранным ими темам проектов. В ходе этих бесед использовался вопросно-ответный метод, способствовавший совершенствованию умения связной диалогической речи у детей. Воспитаннику предлагалось ответить на вопросы: «Какую тему ты взял для своего проекта?», «Чем она тебе нравится?», «Чем она будет интересна другим людям?», «Что полезного и нужного есть в теме твоего проекта?», «Что ты уже знаешь по этой теме? Расскажи кратко».
Последний вопрос способствовал формированию умений монологической речи: говорить по теме проекта, излагать мысли последовательно, описывать или рассказывать, соблюдая структуру описания или повествования. Например, по теме проекта: «Краски: их чудесные свойства» девочка рассказала, что «краски появились очень давно. Древние люди делали их из глины разного цвета. Рисовали ими на стенах пещер, где они жили. Потом появились масляные краски, в которые стали добавлять разные природные красители и
смешивать между собой». После беседы воспитатель обсуждала с ребёнком план работы над проектом, предоставляла ему краткую и чёткую инструкцию. Памятку «План работы над проектом» ребёнок уносил домой и отдавал родителям для дальнейшей совместной работы над проектом.
На подготовительном этапе с родителями проводились: установочное родительское собрание: «Совместная работа дошкольника и родителей над проектом», индивидуальные консультации по запросам конкретных родителей (на сайте детского сада, страничках в Интернете, при личных встречах). На стенде в группе была размещена информация по теме: «Планирование работы над проектом дошкольника». Каждый родитель получил брошюру «Проектная деятельность дошкольника», в которой описаны цель, задачи, содержание этапов работы над проектом.
В ходе деятельностного этапа дети вместе со своими родителями работали над проектами по заранее составленным планам. Основными мероприятиями этого этапа были: поиск и обработка информации по теме проекта, проведение экспериментов, написание теоретической и практической частей проекта совместно с родителями, формулировка выводов, индивидуальные беседы воспитателей с детьми, работающими над проектом по специально составленным вопросам. Эти мероприятия обеспечили решение задач по совершенствованию умений диалогической речи: поддержание диалога, умение давать исчерпывающий ответ, высказывать своё мнение и доказывать его правильность, обсуждать и комментировать высказывания партнёра по диалогу и побуждать его к определённым действиям, составлять монологи-рассуждения о результатах проведённых экспериментов.
В ходе бесед по теоретической части проекта дети отвечали на вопросы: «Как ты понимаешь, что такое ... (тут взрослый называет объект исследова-
ния, который задан темой проекта, например: краски (тема проекта «Краски: их волшебные свойства»), достопримечательности (тема проекта «Достопримечательности родного города»), нут (тема проекта «Объёмные постройки из нута (турецкого гороха)»; космическая станция (тема проекта «Будущее космических станций») и др.; «Что интересного ты знаешь по теме проекта?», «Что полезного даёт людям то что, ты изучаешь в своём проект?».
Индивидуальные беседы с детьми о результатах экспериментов по проекту включали вопросы: «Какие эксперименты ты проводил по теме твоего проекта?», «Что ты использовал для их проведения?», «Какие результаты получил?», «Какие выводы ты сделал?». Вопросно-ответный метод этих индивидуальных бесед способствовал совершенствованию умений связной диалогической речи у детей.
На деятельностном этапе для родителей дошкольников были проведены мероприятия, которые помогали им развивать и совершенствовать связную речь ребёнка. Среди этих мероприятий были групповая консультация, на которой родители узнали, как помочь ребёнку собрать нужную информацию по проекту, два мастер-класса - «Помощь ребёнку в обработке и записи информации по проекту» и «Как организовать детское экспериментирование дома», круглый стол по обмену опытом между родителями, дети которых работают над проектами по разным темам.
Результативный этап проектной деятельности проводился в детском саду с января по февраль. Его основное содержание - подготовка и проведение защиты детских проектов. Основные мероприятия этого этапа - индивидуальные беседы с детьми о том, как составить защитное слово и презентацию к проекту, репетиции защиты проектов и их открытая защита - были направлены на решение двух задач: 1) сформировать умения монологической речи: составлять и вы-
разительно произносить связное высказывание; 2) усовершенствовать умения связной диалогической речи: отвечать на вопросы полным ответом, быть доброжелательным и вежливым, доказывать и отстаивать своё мнение.
Для родителей был проведён семинар-практикум на тему: «Помощь ребёнку в подготовке защитного слова и презентации по проекту». Каждый родитель получил памятку «Требования к защитному слову и презентации проекта». После проведения защиты проектов жюри из воспитателей и родителей выбирало лучшие из них и направляло работы для участия в конкурсе на городском уровне.
Мероприятия заключительного этапа, который проводился в течение трёх месяцев (март, апрель и май), позволили закрепить и усовершенствовать умения связной диалогической и монологической речи детей. В ходе организованных образовательных дея-тельностей (ООД) по разным образовательным областям по просьбе воспитателей дети делали краткие сообщения по защищённым проектам. Например, в рамках ООД по познавательному развитию по теме: «Мой родной город» сообщение делала девочка с проектом «Достопримечательности города Но-воуральска». При проведении ООД по теме: «Водители городского транспорта и пешеходы» по основам безопасности жизнедеятельности дети с интересом прослушали выступление мальчика, который разработал проект по теме: «Светоотражатели на одежде - гарантия безопасности на дороге». В мае в детском саду было проведено итоговое мероприятие - ярмарка детских проектов «Праздник маленьких исследователей». На нём дети из разных возрастных групп представили свои проекты. Цель этого мероприятия - повысить уровень интереса дошкольников разного возраста к проектной деятельности, мотивировать их на активное участие в ней. Родители помогли воспитателям в
проведении ярмарки и сами приняли в ней активное участие.
После проведения мероприятий, включённых в разработанный нами комплекс, у детей старшего дошкольного возраста произошли положительные изменения в развитии связной речи -диалогической и монологической. Это доказано результатами педагогической диагностики, которая проводилась до и после реализации комплекса мероприятий. Она включала две серии диагностических заданий: первая помогала установить у старших дошкольников уровень развития умений связной диалогической, а вторая - монологической речи. Критерии, показатели и диагностические задания для изучения связной диалогической речи были взяты из работы Л.В. Ступак [5]. По критерию «ориентировка на партнёра» использовалось задание «Найди звук «С», по критерию «диалогический цикл» - задание «Кактус» и по критерию «диалогические отношения» - задание «Три медведя». Критерии, показатели и диагностические задания для определения уровней связной монологической речи были взяты из рекомендаций О.С. Ушаковой [2]. По критерию «тема и части текста» детям давалось задание внимательно прослушать рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка» и определить его тему, сказать о чём говорится в начале, середине и в конце этого рассказа. По критерию «целостность структуры текста» каждому ребёнку читался рассказ «Про снежный колобок» Н. Калининой без начала и давалось задание придумать его. По критерию «связность рассказа» дети составляли связный рассказ по сюжетной картинке. По сумме баллов за все три задания у каждого ребёнка определялся уровень развития диалогической и монологической речи - низкий, средний или высокий. После проведения первичной и вторичной диагностик сравнивались полученные результаты и делались выводы.
После применения комплекса мероприятий, направленных на развитие
связной речи у старших дошкольников средствами проектной деятельности, наблюдалась положительная тенденция: не обнаружено детей с низким уровнем развития речи, на 25% увеличилось количество детей с высоким уровнем и осталось на прежнем уровне количество детей со средним уровнем. Родители воспитанников и воспитатели группы отметили, что дети научились ориентироваться на партнёра по диалогу, завязывать диалог и вести его более длительное время (выстраивать диалогические циклы из 5-6 реплик), общаться доброжелательно, вежливо, обсуждать и комментировать высказанные мнения без конфликтов. Такая же положительная тенденция наблюдается и в развитии у детей умений связной монологической речи: детей с низким уровнем не обнаружено, количество детей со средним уровнем увеличилось на 20%, а с высоким уровнем - на 25%. Воспитатели и родители отметили, что монологические высказывания детей стали более связными, дети научились говорить по теме, следовать композиционной структуре описания, повествования или рассуждения, высказывать свои мысли последовательно, логично, пользоваться лексико-грамматическими средствами для связи слов в предложениях и частей составленных детьми рассказов.
Обобщая опыт нашей работы, с уверенностью можно сказать, что проектная деятельность является эффективным средством развития связной речи у детей дошкольного возраста. Для этого в неё надо внедрить комплекс мероприятий, направленных на развитие у них умений диалогической и монологической речи. Среди этих мероприятий самыми действенными являются индивидуальные беседы с детьми, составление ими монологов описательного и повествовательного типов, устных рассуждений, детское экспериментирование и словесное описание его результатов, защита проектов, ярмарка детских проектов.
Список литературы
1. Боровская И.К. Учимся рассказывать и пересказывать: пособие для развития связной речи детей 5-7 лет. Минск: Харвест, 2016. 48 с.
2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2017. 272 с.
3. Неклюдова А.С. Метод проектов в речевом развитии детей дошкольного возраста // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 102-106.
4. Музипова С.Р. Теоретические аспекты проектной деятельности как средства речевого развития детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сб. науч. тр. XIII Междунар. науч.-образоват. конф. Казань: Казанский университет, 2019. № 13. С. 91-96.
5. Ступак Л.В. Диалогическая речь и её становление у детей дошкольного возраста // Современная наука. Актуальные вопросы теории и практики: электрон. науч. журн. 2011. № 4. С. 35-37. URL : http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn04-11/285 (дата обращения: 21.11.2021).
6. Богова А.С. Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 11.
1. Borovskaya I.K. Learning to tell and retell: a guide for the development of coherent speech in children 5-7 years old. Minsk: Kharvest; 2016. 48 p.
2. Ushakova O.S. Development of speech in children 5-7 years old. M.: TTs Sfera; 2017. 272 p.
3. Neklyudova A.S. The method of projects in the speech development of preschool children. In: Innovatsionnoe razvitie: potentsial nauki i sovremennogo obrazovaniya: sb. st. IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2019; 102-106.
4. Muzipova S.R. Theoretical aspects of project activity as a means of speech development in preschool children. In: Aktual'nye problemy defektologii i klinicheskoi psikhologii: teoriya i praktika: sb. nauch. tr. XIII Mezhdunar. nauch.-obrazovat. Kazan: Kazan University, 2019; 13: 91-96.
5. Stupak L.V. Dialogue speech and its formation in preschool children. In: Sovremennaya nauka. Aktual'nye voprosy teorii i praktiki: elektron. nauch. zhurn. 2011; 4: 35-37. Available at: http://www. nauteh-journal.ru/index.php/--gn04-11/285 (Accessed November 21, 2021).
6. Bogova A.S. Introducing preschool children to reading fiction through project activities in preschool educational institutions. Voprosy doshkol'noi pedagogiki. 2021; 11: 16-18.
Информация об авторах
Анна Валериановна Коротун - кандидат педагогических наук, доцент, директор Института общественных наук Уральского государственного педагогического университета.
Анна Ивановна Охотникова - воспитатель МАДОУ «Гармония» детский сад № 22 «Надежда» г. Новоуральск.
Information about the authors
Anna V. Korotun - Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Head of the Institute of Social Sciences.
Anna I. Okhotnikova - Preschool «Harmony» kindergarten No 22 «Nadezhda», educator.
Статья принята в редакцию 08.12.2021; одобрена после рецензирования 16.12.2021; принята к публикации 24.12.2021.
The article was submitted 08.12.2021; approved after reviewing 16.12.2021; accepted for publication
С.16-18.
References
24.12.2021.