Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство развития творческой активности студентов вуза'

Проектная деятельность как средство развития творческой активности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1153
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / МЕТОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ВУЗ / PROJECT / METHOD / ACTIVITY / STUDENT / CREATIVE ACTIVITY / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Мария Сергеевна

В статье рассмотрены понятия «метод проектов», «проектная деятельность», сформулированы основные задачи проектирования. Раскрыты педагогические средства, используемые преподавателем при организации проектной деятельности, обеспечивающие положительную мотивацию студентов, понимание ими сущности будущей профессиональной деятельности, подготовку будущих специалистов к ее выполнению, стимулирующих активность, творчество студентов, их самоорганизацию и самореализацию. Обосновано, что именно проектная деятельность способствует формированию творческой активности студентов, развитию универсальных компетенций, необходимых для их дальнейшего профессионального развития, а также для саморазвития личности в условиях современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN ACTIVITY AS DEVELOPMENT TOOL OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the author considered the concepts «method of projects», «design activity», formulated the main objectives of design, opened the pedagogical means used by the teacher at the organization of design activity, providing positive motivation of students, understanding with them to essence of future professional activity, training of future experts for its performance stimulating activity, creativity of students, their self-organization and self-realization and proved that design activity promotes formation of creative activity of students, development of the universal competences necessary for their further professional development and also for self-development of the personality in the conditions of modern society.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство развития творческой активности студентов вуза»

УДК 371.388+061 10.20310/1810-231Х-2017-16-3-101-103

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Попова Мария Сергеевна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e-mail: mashulka3919@mail.ru

В статье рассмотрены понятия «метод проектов», «проектная деятельность», сформулированы основные задачи проектирования. Раскрыты педагогические средства, используемые преподавателем при организации проектной деятельности, обеспечивающие положительную мотивацию студентов, понимание ими сущности будущей профессиональной деятельности, подготовку будущих специалистов к ее выполнению, стимулирующих активность, творчество студентов, их самоорганизацию и самореализацию. Обосновано, что именно проектная деятельность способствует формированию творческой активности студентов, развитию универсальных компетенций, необходимых для их дальнейшего профессионального развития, а также для саморазвития личности в условиях современного общества.

Ключевые слова: проект, метод, деятельность, студент, творческая активность, вуз

Изменения в социально-экономической и духовно-культурной сфере жизни России ставят перед преподавателями ряд новых организационных, экономических и педагогических задач. Они продиктованы социальным заказом общества на личность, способную адаптироваться к сложной динамике общественных преобразований и успешно реализующую себя в избранной области интеллектуально-творческой деятельности.

Реформирование системы образования направлено на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.

Поиск новых средств и методов формирования личности, способной к самостоятельным действиям, саморазвитию, самоопределению в будущей профессиональной деятельности -актуальная задача современной педагогической науки. Большую роль в решении этой задачи играют инновационные методы. Метод проектов является одним из популярнейших в мире и России, потому что позволяет сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных задач в совместной деятельности студентов и преподавателя. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Первые упоминания о технологии, которую сегодня принято называть методом проек-

тов, можно встретить в работах американского философа и педагога Джона Дьюи в IX в. Метод основывался на построении обучения на основе активной, целесообразной деятельности обучающегося, в соответствии с его личной заинтересованностью именно в тех знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности обучающегося, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и формируется системный подход к решению различных производственных ситуаций [1].

Наиболее содержательное понимание метода проектов сформулировано Е. С. Полат: «Метод проектов - определенным образом организованная поисковая, исследовательская, творческая, познавательная деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает процесс достижения результата определенными методами, приемами, что приводит к развитию познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном поле, анализировать, выдвигать гипотезы» [2].

Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений студентов между собой, с преподавателями, при которых для достижения цели

реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира человека.

Основная задача проектирования - сформировать у студентов систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий студенты должны приобрести различные навыки [31.

При этом самим студентам важно не только сформулировать задачу, но и разделить ее на специфические части для каждого из участников рабочей группы, постоянно контролировать сроки и качество выполняемых работ, взаимодействовать друг с другом, заказчиком, педагогами. Сопровождая проектную деятельность студентов, преподаватель предусматривает использование самых различных средств (методов, приемов, технологий, форм), обеспечивающих положительную мотивацию студентов, понимание сущности деятельности, подготовку будущих специалистов к ее выполнению, стимулирующих активность, творчество студентов, их самоорганизацию и самореализацию. Для этого применяются традиционные методы: рассказ, убеждение, пример, демонстрация, упражнение, поощрение и др. Невозможно обойтись без беседы, дискуссии, создания проблемной ситуации, мысленного эксперимента и др. В ходе проектной деятельности целесообразно использовать приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения и других технологий. На всех этапах создаются ситуации выбора на основе предложений студентов или, в случае затруднений, самого преподавателя [41.

Убедительным аргументом в пользу эффективности проектного метода обучения является и тот факт, что около 90 % добытых самостоятельно знаний остается в памяти у человека. Выполняя проектные задания, студенты попадают в ситуацию, когда они на практике могут применить уже полученные знания и понять, какие именно знания им необходимы для дальнейшего развития, где и когда они могут их использовать. Такое обучение позволяет повысить мотивацию, использовать на практике приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки, сформировать реалистичную оценку и критическое отношение к собственным знаниям. Ведь занятия включают практическую деятельность, а не

ограничиваются лишь приобретением некоторых теоретических знаний, навыков и умений. Кроме того, осуществляется самостоятельная творческая работа, учитываются способности, интересы, опыт обучаемого, на которого ориентирован весь процесс работы над проектом, реализуются различные формы [51.

Проектирование должно оказывать студентам практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное, интеллектуальное и творческое развитие студентов, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их познавательных интересов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования [61.

Воспитание творческой личности - это специально организованный, непрерывный и управляемый процесс, это система педагогических условий, при реализации которых у обучающихся появится желание заниматься продуктивной деятельностью, направленность на творчество, на проявление творческой активности в учебном процессе и вне его. В целом, вовлечение студентов в проектную деятельность обеспечивает различные виды творческой активности молодежи, способствует развитию их креативных способностей, потребностей, мотивов; определению соответствующих целей жизни. Проектная деятельность способствует саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию молодежи. Включаясь в эти процессы, личность не только раскрывает свой творческий потенциал, но и наполняет его новыми связями, расширяет пределы использования в теоретической и практической деятельности, укрепляет фундамент дальнейшего прогресса.

Литература

1. Янченко И. В. Педагогическая ценность проектной деятельности в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 422-424.

2. Полат Е. С. Личностно-ориентированные технологии обучения // 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. М., 1999.

3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2005.

4. Мулина О. Н. Проектная деятельность студентов - будущих педагогов в формировании инновационных компетенций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 85. С. 614-623.

5. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза. Новосибирск, 2012.

6. Поздняков А. П. Проектная деятельность как средство формирования управленческой культуры в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2007. № 9. С. 91-98.

References

1. Yanchenko I. V. Pedagogicheskaya tsennost' proektnoj deyatel'nosti v formirovanii kar'ernoj kompetentnosti budushchikh vypusknikov vuza [The pedagogical value of design activity in formation of career competence of future university graduates] // Molodoj uchenyj. 2013. № 2. S. 422-424.

2. Polat E. S. Lichnostno-orientirovannye tek-hnologii obucheniya [The pedagogical value of design activity in formation of career competence of future

university graduates] // 12-letnyaya shkola. Problemy i perspektivy razvitiya obshchego srednego obrazovaniya. M., 1999.

3. Pakhomova N. Yu. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Method of the educational project in educational institution]. M., 2005.

4. Mulina O. N. Proektnaya deyatel'nost' studentov - budushchikh pedagogov v formirovanii innovatsionnykh kompetentsij [Design activity of students - future teachers in formation of innovative competences] // Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2013. № 85. S. 614-623.

5. Reutova E. A. Primeneniye aktivnykh i interaktivnykh metodov obucheniya v obrazovatel'nom protsesse vuza [Application of active and interactive methods of training in educational process of higher education institution]. Novosibirsk, 2012.

6. Pozdnyakov A. P. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya upravlencheskoj kul'tury v vuze [Design activity as means of formation of administrative culture in higher education institution] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2007. № 9. S. 91-98.

* * *

DESIGN ACTIVITY AS DEVELOPMENT TOOL OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Popova Mariya Sergeevna Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov e-mail: mashulka3919@mail.ru

In article the author considered the concepts «method of projects», «design activity», formulated the main objectives of design, opened the pedagogical means used by the teacher at the organization of design activity, providing positive motivation of students, understanding with them to essence of future professional activity, training of future experts for its performance stimulating activity, creativity of students, their self-organization and self-realization and proved that design activity promotes formation of creative activity of students, development of the universal competences necessary for their further professional development and also for self-development of the personality in the conditions of modern society.

Key words: project, method, activity, student, creative activity, higher education institution

Об авторе:

Попова Мария Сергеевна, магистрант 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the author:

Popova Mariya Sergeevna, Applicant for Master's Degree of the Educational Program «Pedagogical Education», Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.