Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пурас В. И., Иванченко И. В.

В статье рассматривается значение проектной деятельности в развитии коммуникативной компетентности младших школьников, выделены компоненты коммуникативной компетентности. Описываются условия реализации проектной деятельности через коммуникативные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Позитивным следствием пандемии стала популяризация онлайн-формата спортивных тренировок. Одними из самых популярных видов спорта в период карантина стали тренировки на велотренажерах, а также ходьба. Резко возросла популярность тренировок по подъёму по лестнице, показатели данного вида спорта выросли на 52,5%. Все эти пункты, в свою очередь, ведут к распространению здорового образа жизни среди населения. Следуя принципам постепенности, регулярности, систематичности и последовательности, человек способен обеспечить себе хорошее физическое здоровья, а также наполниться энергией и силами для преодоления жизненных трудностей. Список использованной литературы:

1. Аксельрод С. Л. Спорт и здоровье. - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.

2. Гвозденко П.С., Лукьянов Н.С., Карайчев В.С., Кузнецов Б.В. Гиподинамия: причины, последствия, профилактика / В сборнике: Современные проблемы физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции и VII Всероссийского конкурса научных работ в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности. Под общей редакцией А.А. Шахова. - 2020. - С. 23-30.

3. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_recommendations/ru//

4. Опросник по оценке влияния COVID-19 и связанного с ним домашнего обучения на физическую активность детей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.google.com/forms/ d/e/1FAIpQLSdFw0kUv_LIkDDl0gXbH-gyncgW7vMwyCP74wEnWb08rM2Og/viewform; https://gnicpm.ru/covid-19/oczenka-vliyaniya-covid-19-isvyazannogo-s-nim-domashnego-obucheniya-na-fizicheskuyu-aktivnost-detej .html

5. Тренируйся дома. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://тренировкадома.рф/

© Лобода Н. А., Попова М.В., 2021

УДК 373.1

Пурас В.И,

студентка Филиала СГПИ в г. Железноводске

Иванченко И.В.,

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии,

Филиал СГПИ в г. Железноводске

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассматривается значение проектной деятельности в развитии коммуникативной компетентности младших школьников, выделены компоненты коммуникативной компетентности. Описываются условия реализации проектной деятельности через коммуникативные действия.

Ключевые слова:

коммуникативная компетентность, проектная деятельность, младшие школьники, проектная задача.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой,

коммуникативной, информационной и других сферах [1]. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Коммуникативная компетентность учащихся влияет на учебную успешность. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Технология развития коммуникативных компетенций учащихся средствами проектной деятельности разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) [2]. Теоретическим основам и практическому использованию педагогического проектирования уделялось большое внимание в работах И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко, Н.В. Матяш, К.Н. Поливановой [3].

Использование проектной деятельности в педагогическом процессе вызвано необходимостью решения следующих практических проблем:

• низкий уровень развития коммуникативных умений учащихся;

• низкий уровень самостоятельности учащихся;

• разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и применять эти умения на практике;

• неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации - в ситуацию жизненную.

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для (участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий [4].

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, о поведенческой стороне общения. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности. Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях.

Ценностно-смысловой компонент - ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. В младшем школьном возрасте следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним).

Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Коммуникативная компетентность младшего школьника базируется на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением реагировать на

{ }

изменение состояния партнера. Обозначенные составляющие эмоционального компонента вырабатываются у младшего школьника.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.

В начальной школе коммуникативная компетентность может развиваться через два основных компонента - ценностно-смысловой и поведенческий. Остальные компоненты "вплетаются" в них, сопровождают это развитие. Современной школе требуются такие методы обучения, которые обеспечивали бы активную, самостоятельную позицию учащихся в учении, развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных умений и навыков, развитого творческого мышления. Этим требованиям отвечает технология практической направленности - метод проектов. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов (в период выполнения проектов), творческих в сочетании с использованием репродуктивных методов обучения (в период обучения технологии выполнения проекта).

Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, самостоятельность, самоконтроль. Овладение исследовательскими умениями и навыками помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает адаптивные возможности.

Организация полноценной проектной деятельности в начальных классах проблематична, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников становятся проектные задачи. Термин «задача» трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). Под «проектной задачей» понимается задача, в которой через предложенные задания стимулируются детские действия для получения нового в практике ребенка результата [5].

При организации проектной деятельности коммуникативные компетенции следует развивать через коммуникативные действия:

- действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации);

- действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;

- коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Для успешной реализации технологии необходимо:

- создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы сотрудничества учителя и ученика;

- обеспечение учащихся информационно-коммуникационными средствами;

- интеграция в рамках межпредметной связи;

- использование мотивационных методов, которые позволят учащимся проявлять самостоятельность и творческую активность.

В процессе решения проектных задач формируются следующие коммуникативные умения:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками( например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя;

- умение применять полученные знания в жизни.

На практике используются следующие типы проектов:

1 исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде рисунков, газет, компьютерного дизайна;

2 игровые (с элементами ролевых игр, когда дети входят в образ персонажей и решают поставленные проблемы);

3 социально-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, летописей)

4 творческие( оформление результата в виде фрагмента урока, внеклассного мероприятия, праздника и т.д.).

Формы представления результатов проектов: книжки-раскладушки, тематические стенды, стенгазеты, журналы, макеты, компьютерные презентации, дидактические материалы для уроков, сценарии праздников, коллекции, эмблемы, гербарии, поделки, публикации в школьной газете.

Для исследования влияния проектной деятельности на развитие коммуникативной компетентности младших школьников совместно с психологом была проведена диагностика. Использовался опросник, позволяющий выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности, включающей в себя навыки позитивного отношения к собственной личности, навыки позитивного общения, навыки самооценки и понимания других [6].

Таким образом, можно сделать вывод: организация проектной деятельности в начальной школе оказывает положительное влияние на:

- навыки позитивного отношения к собственной личности;

- навыки позитивного общения;

- навыки самооценки и понимания других.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это его сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации.

Список использованной литературы:

1. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.; Просвещение, 2008.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов [и др.]. - М.: Просвещение, 2008.

3. Матяш, Н.В., Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана-Граф, 2004.

4. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности школьников // Управление начальной школой, МЦФЭР. - 2009. - № 2.

5. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина [и др.]. - М.: Просвещение, 2009.

6. Беспалова, Г.М. Диагностика компетентностей учащихся // Справочник классного руководителя, МЦФЭР, 2009. - № 1.

© Пурас В.И, Иванченко И.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.