Позитивным следствием пандемии стала популяризация онлайн-формата спортивных тренировок. Одними из самых популярных видов спорта в период карантина стали тренировки на велотренажерах, а также ходьба. Резко возросла популярность тренировок по подъёму по лестнице, показатели данного вида спорта выросли на 52,5%. Все эти пункты, в свою очередь, ведут к распространению здорового образа жизни среди населения. Следуя принципам постепенности, регулярности, систематичности и последовательности, человек способен обеспечить себе хорошее физическое здоровья, а также наполниться энергией и силами для преодоления жизненных трудностей. Список использованной литературы:
1. Аксельрод С. Л. Спорт и здоровье. - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.
2. Гвозденко П.С., Лукьянов Н.С., Карайчев В.С., Кузнецов Б.В. Гиподинамия: причины, последствия, профилактика / В сборнике: Современные проблемы физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции и VII Всероссийского конкурса научных работ в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности. Под общей редакцией А.А. Шахова. - 2020. - С. 23-30.
3. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_recommendations/ru//
4. Опросник по оценке влияния COVID-19 и связанного с ним домашнего обучения на физическую активность детей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.google.com/forms/ d/e/1FAIpQLSdFw0kUv_LIkDDl0gXbH-gyncgW7vMwyCP74wEnWb08rM2Og/viewform; https://gnicpm.ru/covid-19/oczenka-vliyaniya-covid-19-isvyazannogo-s-nim-domashnego-obucheniya-na-fizicheskuyu-aktivnost-detej .html
5. Тренируйся дома. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://тренировкадома.рф/
© Лобода Н. А., Попова М.В., 2021
УДК 373.1
Пурас В.И,
студентка Филиала СГПИ в г. Железноводске
Иванченко И.В.,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии,
Филиал СГПИ в г. Железноводске
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассматривается значение проектной деятельности в развитии коммуникативной компетентности младших школьников, выделены компоненты коммуникативной компетентности. Описываются условия реализации проектной деятельности через коммуникативные действия.
Ключевые слова:
коммуникативная компетентность, проектная деятельность, младшие школьники, проектная задача.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой,
коммуникативной, информационной и других сферах [1]. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Коммуникативная компетентность учащихся влияет на учебную успешность. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Технология развития коммуникативных компетенций учащихся средствами проектной деятельности разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) [2]. Теоретическим основам и практическому использованию педагогического проектирования уделялось большое внимание в работах И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко, Н.В. Матяш, К.Н. Поливановой [3].
Использование проектной деятельности в педагогическом процессе вызвано необходимостью решения следующих практических проблем:
• низкий уровень развития коммуникативных умений учащихся;
• низкий уровень самостоятельности учащихся;
• разрыв между степенью умения учащихся выполнять поисковую и исследовательскую деятельность и применять эти умения на практике;
• неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации - в ситуацию жизненную.
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для (участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий [4].
Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, о поведенческой стороне общения. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности. Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях.
Ценностно-смысловой компонент - ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. В младшем школьном возрасте следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним).
Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Коммуникативная компетентность младшего школьника базируется на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности.
Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением реагировать на
{ }
изменение состояния партнера. Обозначенные составляющие эмоционального компонента вырабатываются у младшего школьника.
Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.
В начальной школе коммуникативная компетентность может развиваться через два основных компонента - ценностно-смысловой и поведенческий. Остальные компоненты "вплетаются" в них, сопровождают это развитие. Современной школе требуются такие методы обучения, которые обеспечивали бы активную, самостоятельную позицию учащихся в учении, развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных умений и навыков, развитого творческого мышления. Этим требованиям отвечает технология практической направленности - метод проектов. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов (в период выполнения проектов), творческих в сочетании с использованием репродуктивных методов обучения (в период обучения технологии выполнения проекта).
Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, самостоятельность, самоконтроль. Овладение исследовательскими умениями и навыками помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает адаптивные возможности.
Организация полноценной проектной деятельности в начальных классах проблематична, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников становятся проектные задачи. Термин «задача» трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). Под «проектной задачей» понимается задача, в которой через предложенные задания стимулируются детские действия для получения нового в практике ребенка результата [5].
При организации проектной деятельности коммуникативные компетенции следует развивать через коммуникативные действия:
- действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации);
- действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;
- коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Для успешной реализации технологии необходимо:
- создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы сотрудничества учителя и ученика;
- обеспечение учащихся информационно-коммуникационными средствами;
- интеграция в рамках межпредметной связи;
- использование мотивационных методов, которые позволят учащимся проявлять самостоятельность и творческую активность.
В процессе решения проектных задач формируются следующие коммуникативные умения:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками( например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя;
- умение применять полученные знания в жизни.
На практике используются следующие типы проектов:
1 исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде рисунков, газет, компьютерного дизайна;
2 игровые (с элементами ролевых игр, когда дети входят в образ персонажей и решают поставленные проблемы);
3 социально-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, летописей)
4 творческие( оформление результата в виде фрагмента урока, внеклассного мероприятия, праздника и т.д.).
Формы представления результатов проектов: книжки-раскладушки, тематические стенды, стенгазеты, журналы, макеты, компьютерные презентации, дидактические материалы для уроков, сценарии праздников, коллекции, эмблемы, гербарии, поделки, публикации в школьной газете.
Для исследования влияния проектной деятельности на развитие коммуникативной компетентности младших школьников совместно с психологом была проведена диагностика. Использовался опросник, позволяющий выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности, включающей в себя навыки позитивного отношения к собственной личности, навыки позитивного общения, навыки самооценки и понимания других [6].
Таким образом, можно сделать вывод: организация проектной деятельности в начальной школе оказывает положительное влияние на:
- навыки позитивного отношения к собственной личности;
- навыки позитивного общения;
- навыки самооценки и понимания других.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это его сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации.
Список использованной литературы:
1. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.; Просвещение, 2008.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов [и др.]. - М.: Просвещение, 2008.
3. Матяш, Н.В., Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана-Граф, 2004.
4. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности школьников // Управление начальной школой, МЦФЭР. - 2009. - № 2.
5. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина [и др.]. - М.: Просвещение, 2009.
6. Беспалова, Г.М. Диагностика компетентностей учащихся // Справочник классного руководителя, МЦФЭР, 2009. - № 1.
© Пурас В.И, Иванченко И.В., 2021