Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Марина Тимофеевна

Новые ориентиры в образовании и введение ФГОС нового поколения способствовали внедрению в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений дополнительного образования проектную деятельность обучающихся. Статья посвящена проблеме использования проектной деятельности как способа формирования эмоционально-ценностного отношения учеников к музыкальному творчеству. На основе анализа исследований по проблеме проектной деятельности определены ее характерные особенности и принципы организации, раскрыта ее значимость для развития творческих способностей личности. Приведены примеры проектов в системе дополнительного образования детей, обоснована их классификация в соответствии с поставленными задачами и уровнем музыкального развития учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING STUDENTS’ VALUE ATTITUDE TO MUSICAL CREATIVITY

New guidelines in education and the introduction of new generation Federal State Educational Standard into the educational process of educational institutions of additional education contributed to the introduction of students’ project activities. The article is devoted to the problem of using project activities as a way to form the emotional and value attitude of students to musical creativity. Based on the analysis of research on the problem of project activities, its main characteristic features and principles of organization are determined, and its significance for the development of the creative abilities of an individual is revealed. The paper also provides some examples of projects in the system of additional education for children, substantiates their classification in accordance with the tasks set and the level of musical development of students.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ»

УДК [371.314.6:78]:371.398 DOI 10.37972/chgpu.2022.116.3.019

М. Т. Виноградова

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Новые ориентиры в образовании и введение ФГОС нового поколения способствовали внедрению в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений дополнительного образования проектную деятельность обучающихся. Статья посвящена проблеме использования проектной деятельности как способа формирования эмоционально-ценностного отношения учеников к музыкальному творчеству. На основе анализа исследований по проблеме проектной деятельности определены ее характерные особенности и принципы организации, раскрыта ее значимость для развития творческих способностей личности. Приведены примеры проектов в системе дополнительного образования детей, обоснована их классификация в соответствии с поставленными задачами и уровнем музыкального развития учащихся.

Ключевые слова: проектная деятельность, музыкальное творчество, ценностное отношение, система дополнительного образования детей

М. Т. Vinogradova

PROJECT ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING STUDENTS' VALUE ATTITUDE TO MUSICAL CREATIVITY

I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia

Abstract. New guidelines in education and the introduction of new generation Federal State Educational Standard into the educational process of educational institutions of additional education contributed to the introduction of students' project activities. The article is devoted to the problem of using project activities as a way to form the emotional and value attitude of students to musical creativity. Based on the analysis of research on the problem of project activities, its main characteristic features and principles of organization are determined, and its significance for the development of the creative abilities of an individual is revealed. The paper also provides some examples of projects in the system of additional education for children, substantiates their classification in accordance with the tasks set and the level of musical development of students.

Keywords: project activities, musical creativity, value attitude, system of additional education for children

Введение. Новые ориентиры в образовании требуют особого внимания к воспитанию подлинно свободной личности, формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Все это подвело к внедрению в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений технологий и методов на основе проектной деятельности обучающихся. Данная тенденция коснулась и системы дополнительного образования детей.

Методика проектного обучения сочетает в себе не только проектную, но и учебную, исследовательскую, познавательную, культурную, коммуникативную, оценочную

и организационную виды деятельности. Обучающийся приобретает определенный жизненный опыт только при активном освоении всех этих видов деятельности, поскольку он получает огромный спектр знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, коммуникативных отношений, которые помогут ему в будущем правильно, эффективно и гармонично организовывать свою жизнедеятельность.

Настоящая работа посвящена анализу главнейших задач по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс на занятиях в системе дополнительного образования и формированию ценностного отношения у младших школьников к музыкальному творчеству.

Обоснование использования проектной деятельности в образовательном процессе содержится в ряде работ М. А. Ступницкой [11], К. Н. Поливановой [7], Л. А. Громовой [3].

Цель данной работы - показать, что метод проектов в системе дополнительного образования может послужить основой для формирования ценностного отношения к музыкальному творчеству.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время развитие современной системы отечественного музыкального образования построено на предоставлении учащимся реальных возможностей для самореализации и самоопределения в процессе учебной деятельности. Особая роль в этом процессе отводится учреждениям дополнительного образования - детским школам искусств (ДТТТИ) детским музыкальным школам (ДМШ), где обучающиеся получают знания о музыкальном искусстве, а также опыт музыкального творчества [2].

Формирование ценностного отношения учащихся к музыкальному творчеству заключается в том, чтобы найти и применить всю совокупность музыкально-педагогических методов для преобразующего воздействия музыки на детей.

В качестве основных показателей формирования у учащихся ценностного отношения к музыкальному творчеству можно выделить осознанность музыкальных предпочтений, готовность детей к адекватной рефлексивной оценке музыкально-исполнительской деятельности, практически-действенные проявления интереса по отношению к музыкальному творчеству.

Специфика проектов в системе дополнительного образования детей заключается в том, что они всегда междисциплинарны. Решение проблемы, которая закладывается в проекте по музыкальному искусству, требует мобилизации интегрированного знания, так как музыка тесно связана с изобразительным искусством, а также с литературой. Во всех этих сочетаниях кроется огромный потенциал развития художественной культуры обучающихся, их личности в целом. Именно проектная деятельность дает возможность ребенку проявить творческие способности, обобщить получаемые знания, проанализировать услышанное, т. е. развивает умение видеть красоту музыкального искусства, чувствовать ее и созидать, проявлять творческую активность и оценивать сделанное. Конечно, перестраивать весь учебный процесс, превращая его в проектную деятельность, невозможно и не нужно, но применять ее в обучении в системе дополнительного образования детей представляется на сегодняшний день необходимым.

Материал и методы исследования. Материалом исследования послужили научные и методические труды, в которых рассматриваются проектная деятельность и возможности ее внедрения в учебно-воспитательный процесс (В. Г. Веселова, О. Р. Козлова, В. М. Монахов и другие). Были применены следующие методы исследования: анализ педагогической теории и практики с точки зрения изучения подходов к использованию проектов как средства развития личности обучающихся, формирования у них ценностного отношения к творчеству; анализ передового педагогического опыта по реализации проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей; диагностика

уровня сформированное™ ценностного отношения учащихся к музыкальному творчеству средствами проектной деятельности в системе дополнительного образования.

Результаты исследования и их обсуждение. Для начала следует рассмотреть современное толкование термина «проект» (от лат. ргсуесШэ - брошенный вперед), предлагаемое исследователями. В общепринятом смысле под проектом подразумевается некий план, замысел, предварительный документ или макет [12]. В педагогике в настоящее время проект определяется как «совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета или разного рода теоретического продукта» [8]. Так, по мнению Н. М. Конышевой, самым существенным и важным является значение 'замысел'; она определяет проект как логическое прогнозирование того, что в дальнейшем будет воплощено в виде предмета или действия [4].

В свою очередь М. А. Ступницкая утверждает, что проект - это определенная работа, при реализации которой достигается заранее запланированный результат, и эта работа направлена на решение конкретной проблемы [11]. Как и другие исследователи, К. Н. Поливанова акцентирует значимость концепции и формулировки мысли как индивидуальных особенностей проекта: участники проекта ставят определенную задачу, определяют средства и способы ее реализации. Но не менее важной, по мнению ученого, является и доказательная сторона проекта — последовательность реализации идеи, которая завершается получением запланированного результата, являющегося неким критерием успешности проекта. Обобщая позиции различных исследователей, К. Н. Поливанова излагает следующие широко представленные особенности проекта:

- обозначение сроков реализации проекта;

- конструирование плана выполнения проекта;

- четкое выполнение плана, в результате которого получается намеченный продукт [7].

Как видим, авторы едины в своем понимании содержания работы над проектом,

поэтапности действий от замысла через его воплощение к результату.

По утверждению педагогов, для обучающегося проект - это «возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала» [1, с. 7]. В ходе выполнения проекта он может воплотить знания, полученные в учебной деятельности; обрести новые навыки, попробовать свои силы, проявить себя индивидуально или в группе, представить полученный результат [11].

Весьма велико значение педагога в проектной деятельности, который организует, обучает и воспитывает. Интересно отметить, что некоторые исследователи не исключают ценности неудачных проектов. По их мнению, даже не совсем удачно осуществленный проект имеет большое педагогическое значение, поскольку учащийся анализирует правомерность выбранного пути решения, обнаруживает причины неудач, пытается понять свои ошибки, а затем переходит к деятельности, в процессе которой он найдет идеальное решение задачи [6].

Анализируя точки зрения различных исследователей, Л. А. Громова выделяет следующие показательные характеристики проекта и применение его в образовательном процессе: проект должен иметь реально достижимую цель; при работе над проектом необходимо разрабатывать график работы с уточнением сроков реализации каждого этапа; воплощение плана по реализации проекта связано с изучением информационных источников, проведением опытов, наблюдений, анализом и синтезом полученных данных, формулированием выводов; выбранные способы решения проблемы реализуются в создаваемом продукте; проект в обязательном порядке должен иметь отчет о ходе работы с раскрытием всех ее этапов, анализом полученной информации; обязательным условием проекта является публичная презентация результата [3].

Кроме того, анализ методической литературы позволяет выделить следующие основы, на которых строится проектная деятельность: обучающиеся в проектной деятельности участвуют добровольно; происходит их личностное развитие и самореализация; ученики приобретают навыки и умения, которые позволяют им определять сущностные стороны процесса проектирования, анализировать информационный материал, выделять этапы проекта и т. п.; взаимосвязь исследовательской и педагогической деятельности основана на единстве исследования, проектирования и организации педагогического процесса; важно довести проект до логического завершения и предоставить результаты [10].

Проведенное исследование показало, что именно метод проектов в системе дополнительного образования может послужить основой формирования ценностного отношения к музыкальному творчеству. Его применение погружает детей в подлинное искусство и формирует у них умение видеть мир во всех красках. Благодаря продуманной системе взаимодополняющих методов и форм достигается эффективность такой деятельности, что позволяет обучающимся приобщаться к новым музыкальным произведениям, для них открывается возможность использовать свой накопленный музыкальный опыт при анализе музыкальных произведений, а также они получают новые знания о музыкальном творчестве. Кроме того, именно работа над задумкой и реализацией проекта включает в себя элементы познавательной, игровой, ценностно ориентированной, учебной, коммуникативной и творческой деятельности [5].

Все проекты в учреждениях дополнительного образования по своему содержанию, безусловно, являются творческими и музыкальными. В зависимости от цели и задач можно выделить следующие виды проектов:

- образовательные проекты позволяют организовывать учебную деятельность обучающихся в креативном режиме, внедряя современные методики в образовательный процесс. К данной группе относятся проекты, которые расширяют знания обучающихся в определенной области музыки, формируют навыки исследовательской деятельности у обучающихся детских школ искусств, ориентированы на закрепление и расширение какого-либо специального навыка;

- социально-педагогические и социокультурные проекты ориентированы на определенную категорию учащихся, делают акцент, как правило, на социально значимых ценностях;

- творческие проекты знакомят обучающихся с разными направлениями в музыке, в таких проектах подразумевается максимально нетрадиционный подход к оформлению результатов;

- конкурсные проекты олицетворяют собой организацию городских и республиканских конкурсов учащихся детских школ искусств;

- научно-познавательные проекты помогают проанализировать развитие современных детей и работу преподавателей в аспекте последних достижений педагогической науки;

- информационный проект предполагает сбор информации, данных и материалов о каком-либо объекте для дальнейшего анализа, обобщения и демонстрации широкой аудитории [9].

Главные задачи внедрения проектной деятельности в образовательный процесс на занятиях в системе дополнительного образования заключались в следующем: реализация интереса к предмету, использование полученных знаний, умений и навыков на практике, формирование ценностного отношения к музыкальному творчеству.

Опытная работа по внедрению проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс системы дополнительного образования детей проводилась в течение 2021 г. на базе Чебоксарской детской музыкальной школы № 1 им. С. М. Максимова. К проектной деятельности было привлечено 10 преподавателей и 44 учащихся школы. За указанный период

было реализовано два проекта. Согласно приведенной выше классификации, проект «Музыкальная семейка» можно отнести к творческому проекту, а проект «Добрая песня» -к конкурсному проекту.

Проект «Музыкальная семейка» нацелен на привлечение учащихся детских школ искусств и детских музыкальных школ к совместному творчеству. Данный проект представлял собой тесное творческое сотрудничество школы, детей и их родителей. Результатом работы стали яркие, эмоциональные, красочные выступления на праздниках, которые были проведены в рамках школы, а также на городских мероприятиях, фестивалях, концертах, конкурсах. Огромное значение этого проекта заключалось в том, что в процессе его проведения возникла уникальная возможность плодотворного взаимодействия между детьми и их родителями. Участники проекта показали себя действительно дружной, сплоченной музыкальной семьей, которую объединили общие цели и интересы.

Проект был связан с предварительной подготовкой к концертному исполнению музыки. Это локальные жанровые конкурсы, концерты, фестивали и т. д., когда обучающиеся демонстрировали предварительно задуманный, а затем и реализованный на протяжении достаточного времени замысел. В этом случае проект носил коллективный характер и предполагал непосредственное руководство со стороны педагога. В рамках данного проекта был проведен фестиваль, посвященный Дню семьи, в котором участвовали самые разнообразные семейные музыкальные ансамбли. Дети и их родные (папы, мамы, дедушки, бабушки, дяди, тети, братья, сестры) играли на различных инструментах, пели под фонограмму или в сопровождении инструментов. Каждый ансамбль сопровождал свое выступление небольшой презентацией (название их ансамбля, девиз, короткий рассказ о музыкальных традициях семьи) и демонстрировал 1-2 произведения продолжительностью не более 5 мин.

Во время подготовки к участию юных музыкантов в концерте возникали, формировались и корректировались представления учащихся о мире, их отношение к себе, своим друзьям, педагогам и родителям. Именно в процессе музыкального творчества развивались новые эстетические потребности, ценности, формировались социальные установки, профессиональные интересы и жизненные планы.

Проект «Музыкальная семейка» успешно сочетал в себе несколько важных функций: возможность юным музыкантам проявить себя, выступая на различных концертных площадках; зарождение у них интереса к хорошей музыке, подготовка их к большому искусству с детских лет, воспитание духовной потребности в классической музыке как высшей ценности. Участие в концертах способствовало всестороннему и гармоничному развитию обучающихся. Особенно следует отметить профессиональный рост исполнителей, их интеграцию в единое творческое пространство, в сферу исполнительского искусства, где они являлись пропагандистами классической и современной музыки.

Реализация проекта «Добрая песня» была ориентирована на выявление талантливых исполнителей, исполнительских коллективов; повышение уровня исполнительского мастерства юных музыкантов-исполнителей; создание творческой среды; пропаганду народной, классической и эстрадной вокальной музыки, укрепление интереса юных музыкантов к творчеству. Данный проект позволил выявить уровень коллектива, наличие в нем сплоченности, организованности, целостно ориентированного единства, совместимости и слаженности в работе.

Конкурсы и фестивали являются действенным способом пробуждения творческой активности ребенка. При осуществлении проекта перед нами были поставлены определенные задачи: активизация деятельности детских музыкальных школ, детских школ искусств, привлечение детей и учащейся молодежи к вокальному исполнительству; расширение дружеских связей между участниками конкурса; обогащение репертуара современными

музыкальными сочинениями; повышение профессионального уровня через ознакомление участников конкурса с новыми тенденциями и направлениями классического и современного искусства.

Проект «Добрая песня» в полной мере соответствовал поставленной цели и решил все сопутствующие задачи для достижения главной цели - формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному творчеству. Реализация проекта способствовала творческому сближению учащихся, их родителей и педагогов. Во Всероссийском вокальном конкурсе «Добрая песня» в 2021 г. приняли участие 32 обучающихся детских музыкальных школ и детских школ искусств городов Чебоксары, Новочебоксар-ска, Маркса (Саратовская область), Калининграда, Шумерля, а также Батыревского района по следующим номинациям: эстрадный вокал, академический вокал, народный вокал, патриотическая песня, песни из кинофильмов и мультфильмов, родные мотивы (песни, исполняемые на национальном языке), детская песня. В процессе подготовки и проведения конкурса преподаватели убеждались, что проектная деятельность содействует комплексному развитию музыкальных способностей и творческого потенциала каждого обучающегося, помогает расширить и обновить репертуар современными произведениями. Результатом данного мероприятия явился также рост исполнительского уровня учащихся. Анкетирование и устные беседы позволили выявить, что ценностное отношение к музыкальному творчеству участников проекта определялось их устойчивым желанием продолжать и дальше участвовать в таких конкурсах. Музыкальное творчество, а именно музыкально-исполнительская деятельность, приобрело для них личностный смысл и стало расцениваться ими как нечто значимое для дальнейшего развития.

Была проведена диагностика уровня сформированности ценностного отношения учащихся к музыкальному творчеству средствами проектной деятельности. Анкетирование, в котором приняли участие более 44 человек, показало следующие результаты: у 78,4 % учащихся высокий уровень ценностного отношения к музыкальному творчеству средствами проектной деятельности; у 14,3 % - средний, у 7,3 % - низкий уровень.

Выводы. По результатам исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, проектная деятельность активизирует музыкальную деятельность обучающихся, привносит разнообразие во все формы общения с музыкальным творчеством: слушание музыки, музыкально-исполнительская деятельность, что стимулирует познавательную активность.

Во-вторых, грамотное введение проектной деятельности в учебный процесс в учреждениях дополнительного образования с учетом всех правил и условий приводит к повышению мотивации в освоении музыкального искусства.

В-третьих, включение в музыкальное воспитание детей проектной деятельности способствует развитию у них определенных творческих способностей и формированию эмоционально-ценностного отношения к музыкальному творчеству в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухаркина М. Ю. Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта». - М. : ИОСО РАО, 2003.-26 с.

2. Виноградова М. Т. Об особенностях формирования у учащихся ценностного отношения к музыкально-исполнительской деятельности // Вестник Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлева. -2015.-№2(86).-С. 139-144.

3. Громова Л. А. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников : метод, пособие. - М. : УЦ Перспектива, 2012. - 144 с.

4. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 17-27.

5. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников : книга для учителя начальных классов. - М., 2013. - 106 с.

6. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 347 с.

7. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2008.- 192 с.

8. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. - М. : Высш. шк., 2004. - 512 с.

9. Проектная деятельность ДМШ и ДШИ (из опыта работы МАУДО «СДМХШ»): метод, разработка [Электронный ресурс]. - URL : ЯПедагог.рф (xn—80agabeldclk.xn—plai) (дата обращения : 02.05.2022).

10. Семенюк Т. Е., Фархутдинова С. Г. Использование методов проектной деятельности на уроках музыки для развития познавательного интереса // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 9(77). -С. 129-134.

11. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? [Электронный ресурс]. - М. : Первое сентября. -2010. -44 с. -URL: http://project.lseptember.ru/files/Chto-takoe-uchebniy-proekt.pdf(датаобращения : 22.04.2022).

12. Толковый словарь русского языка : [А-Я] : 80000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Рос. акад. наук, Ин-трус. яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: ИТИ Технологии, 2005. - 938 с.

Статья поступила в редакцию 06.05.2022

REFERENCES

1. Buharkina М. Yu. Prakticheskaya rabota po teme «Razrabotka uchebnogo proekta». - M. : IOSO RAO, 2003.-26 s.

2. Vinogradova M. T. Ob osobennostyah formirovaniya u uchashchihsya cennostnogo otnosheniya k muzykal'no-ispolnitel'skoj deyatel'nosti // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2015. -№2(86).-S. 139-144.

3. Gromo va L. A. Proektnaya i issledovatel'skaya deyatel'nost' mladshih Shkolnikov : metod. posobie. - M. : UC Perspektive 2012. - 144 s.

4. Konysheva N. M. Proektnaya deyatel'nost' Shkolnikov: sovremennoe sostoyanie i problemy // Nachal'na-ya shkola. - 2008. - № 1. - S. 17-27.

5. Matyash N. V., Simonenko V. D. Proektnaya deyatel'nost' mladshih Shkolnikov : kniga dlya uchitelya nachal'nyh klassov. - M., 2013. - 106 s.

6. Polat E. S. Metod proektov. Sovremennaya gimnaziya: vzglyad teoretika i praktika. - M. : VLADOS, 2000. - 347 s.

7. Polivanova К. N. Proektnaya deyatel'nost' Shkolnikov : posobie dlya uchitelya. - M. : Prosveshchenie, 2008.- 192 s.

8. Polonskij V. M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike. - M. : Vyssh. shk., 2004. - 512 s.

9. Proektnaya deyatel'nost' DMSh i DShl (iz opyta raboty MAUDO «SDMHSh») : metod. razrabotka [Elektronnyj resurs], - URL : YaPedagog.rf (xn—80agabeldclk.xn—plai) (data obrashcheniya : 02.05.2022).

10. Semenyuk Т. E., Farhutdinova S. G. Ispol'zovanie metodov proektnoj deyatel'nosti na urokah muzyki dlya razvitiya poznavatel'nogo interesa // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. - 2020. - № 9(77). -S. 129-134.

11. StupnickayaM. A. Chto takoeuchebnyj proekt? [Elektronnyj resurs], -M. : Pervoe sentyabrya. -2010. -44 s. - URL: http://project.lseptember.ru/files/Chto-takoe-uchebniy-proekt.pdf (data obrashcheniya : 22.04.2022).

12. Tolkovyj slovar1 russkogo yazyka: [A-Ya] : 80000 slov i frazeol. vyrazhenij / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova; Ros. akad. nauk, In-t rus. yaz. im. V. V. Vinogradova. - 4-e izd., dop. - M. : ITI Tekhnologii, 2005. - 938 s.

The article was contributed on May 06, 2022 Сведения об авторе

Виноградова Марина Тимофеевна - старший преподаватель кафедры теории, истории, методики музыки и хорового дирижирования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0001-7050-2362, bonnymarina@mail.ru

Author Information

Vinogradova, Marina Timqfeevna - Senior Lecturer, Department of Theory, History, Methods of Music and Choir Conducting, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0001-7050-2362, bonnymarina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.