Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство формирования исследовательских компетенций младших школьников'

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских компетенций младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1581
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПЕРВОКЛАССНИК / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / JUNIOR SCHOOLCHILD / FIRST GRADER / PROJECT METHOD / PROJECT ACTIVITY / RESEARCH WORK / COGNITIVE INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Евдокия Эдуардовна, Корякина Лилия Алексеевна

Статья посвящена одной из важных проблем формирования познавательной компетентности. В статье дается обоснование исследовательской деятельности младших школьников. Представлен опыт работы по организации проектной деятельности с первоклассниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF THE FORMATION OF RESEARCH COMPETENCES OF YOUNGER SCHOOLBOYS

The article is devoted to one of the important problems of the formation of cognitive competence. The article provides a rationale for research activities of younger students. Presented experience in the organization of project activities with first-graders.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство формирования исследовательских компетенций младших школьников»

- формирование собственной национальной идентичности студента, знакомство с другими национальными культурами, воспитание толерантности.

В структуру Центра входит ряд подразделений, успешно функционирующих на базе вуза. Среди них: Дискуссионный клуб «Диалог конфессий», Музыкальный салон, Педагогическая мастерская «Этнокультурное пространство детства», Литературная гостиная, Музейный комплекс «История народного образования в мордовском крае», Философский клуб, Студенческая киностудия «Неформат», Научно-учебная лаборатория «Духовно-нравственное воспитание личности». Каждое из названных подразделений вносит значительный вклад в дело духовно-нравственного воспитания молодежи. На сайте вуза создана страница Центра духовно-нравственной культуры и воспитания, на которой размещена информация о структуре и деятельности Центра, документы, регламентирующие его работу.

На наш взгляд, деятельность Центра духовно-нравственной культуры и воспитания при ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» позволит координировать работу всех участников образовательного пространства вуза, усилить его воспитательный потенциал. Сделать работу по духовно-нравственному воспитанию студентов более целенаправленной и результативной.

Выводы. Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях педагогического вуза является значимой задачей, решение которой возможно при полноценном использовании воспитательного потенциала образовательного пространства вуза. Обобщая опыт организации духовно-нравственного воспитания студентов следует отметить, что исследуемый процесс будет эффективным при соблюдении ряда условий, основными из которых являются:

- преемственность осуществления духовно-нравственного воспитания студентов на всех ступенях высшего образования;

- практико-ориентированный деятельностный характер воспитательного взаимодействия субъектов воспитания;

- координация и объединение усилий всех субъектов образовательного пространства вуза в деле духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи;

- ориентация студента на формирование готовности к духовно-нравственному воспитанию в условиях образовательных организаций.

Литература:

1. Горшенина С. Н. Профессиональная проба как средство практико-ориентированной подготовки будущего педагога / С. Н. Горшенина, И. А. Неясова, Л. А. Серикова // Гуманитарные науки и образование. -2018, - Том 10. - № 4. - С. 39-45.

2. Профессиональный стандарт специалист в области воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://schooHnt24.ш/docs/profstandart/speciaHst_v_oЫasti_vospitaшja.pdf

3. Репин М. В. Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза (на примере цикла естественно-научных дисциплин) // Казанский педагогический журнал. - 2010. - №1. - С. 157-162.

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

Педагогика

УДК: 372.03

старший преподаватель Сидорова Евдокия Эдуардовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования "Северо-Восточный федеральный университета имени М. К. Аммосова" (г. Якутск);

учитель начальных классов Корякина Лилия Алексеевна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 1" городского округа (г. Якутск")

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена одной из важных проблем формирования познавательной компетентности. В статье дается обоснование исследовательской деятельности младших школьников. Представлен опыт работы по организации проектной деятельности с первоклассниками.

Ключевые слова: младший школьник, первоклассник, метод проектов, проектная деятельность, исследовательская работа, познавательный интерес.

Annotation. The article is devoted to one of the important problems of the formation of cognitive competence. The article provides a rationale for research activities of younger students. Presented experience in the organization of project activities with first-graders.

Keywords: junior schoolchild, first grader, project method, project activity, research work, cognitive interest.

Введение. Современное образование ставит перед собой одну из главных задач - формировать потребность к самообучению и саморазвитию. С самых малых лет дети становятся исследователями, они познают мир, делают свои маленькие открытия. В частности, эти открытия происходят через игровую деятельность, свободный поиск. Когда дети переступают порог школы, они примеряют на себя новую социальную роль ученика. И многие теряют этот навык исследователя, думая, что им стоит «впитывать» только знания и умения, которые преподносят в школе. Актуальность темы заключается в том, что приоритетное место среди ключевых компетентностей отводится в компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, которая основана на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Проведение с учащимися исследовательской работы может рассматриваться как особое направление по формированию познавательного интереса.

Изложение основного материала статьи. Современный выпускник школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной реализации и адаптации в социуме. Для решения

этой задачи необходимо способствовать развитию у учащихся способности самостоятельно добывать новые знания и самосовершенствоваться. Применение инновационных педагогических средств - главная задача современного педагога.

Изучая материалы по данной теме, можно сделать вывод, что данная методика исследования ориентирована больше на старший возраст учеников. Начальная школа осталась в стороне, но ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент умений активной творческой самостоятельной деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся входит в структуру ФГОС и полностью соответствует основному подходу. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Исследование младшего школьника включает в себя основные элементы: выделение проблемы, выбор темы исследования, постановку целей и задач, выработку гипотезы, поиск решений проблемы, работу с информацией (её анализ и синтез), обобщение данных, написание работы и её защиту. Также включает в себя этапы: подготовительный, основной и заключительный.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Целью проектной деятельности является успешность. Известно, что невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности, способствует развитию комплексов. Проектная же деятельность позволяет обрести ощущение своей значимости, независящее от успеваемости. Проект включает в себя следующие составляющие: проблема - планирование - поиск информации - продукт -презентация. Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может его создать. Уже с первых дней пребывания детей в школе необходимо готовить их к проектной деятельности. Развивая мышление, учить оценивать свою деятельность и деятельность других, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться («Как ты думаешь?», «Выскажи свое предположение, мнение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.).

Исследовательская деятельность в классе ведется по разным направлениям и принимает разные формы организации.

1) Проведение уроков с элементами исследования. Формирования навыков исследовательской деятельности начинаются с первого класса. Сначала используются проблемные вопросы и ситуации, поиск их решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем - выводы и обобщения.

2) Проведение уроков с использованием проектных задач. Через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата. Учащиеся работают в парах и группах.

3) Проведение уроков в форме деловой игры.

Используя методы исследования в обучении младших школьников, нами выявлены некоторые особенности. Самое главное - ученик сам должен «зажечься» этим исследованием. Бесполезно заставлять его выполнить работу. Многие учащиеся имеют навыки от природы. Для них не составляет труда составить доклад и защитить его, с остальными же нужна работа. Поэтому начиная работу над исследованиями, стоит опираться на темы, которые будут интересны ученикам.

Исследовательская деятельность учит работать учащихся с книгой, энциклопедией, журналом и сетью Интернет. Порой дети не любят много читать, но работая над интересной темой, они погружаются в анализ литературы. Так же, учащиеся любят заниматься на компьютере. А занятие каким - либо исследованием, вовлекает в поиск информации. Исследовательская деятельность в начальной школе открывает возможности для формирования жизненных навыков, стимулирует творческие возможности, развивает самостоятельность, формирует потребность в самореализации и самовыражении. Так же, не маловажный аспект - процесс обучения выходит за стены школы.

Начиная с первого класса, учащиеся приобретают первостепенные навыки исследования. Проведение уроков с применением проблемного обучения, творческих заданий. Опираясь на материал и тематику учебника, мы ставили проблемные вопросы и пытались их разрешить. Совместно с родителями и учениками, мы выполняли мини - проекты: «Моё имя», «Древо семьи». По предметам писали небольшие доклады.

Самое важное для учеников - умение ставить вопрос, а затем находить на него ответ. В процессе исследования вопрос играет одну из важных ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы, средство для решения задач. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Если у ученика возникают сложности, учитель наводит его на вопрос, как бы подталкивая его. Вначале первоклассникам легко задавать вопросы на определение значения каких - то слов, затем к предложению. К примеру - на уроках литературного чтения помогают пословицы и поговорки. Ученики ищут смысл и задаются вопросом его найти. Затем работа над текстом, проведение аналогов, сопоставление. К примеру, на уроках русского языка: сборник правил; тайны русской речи; наша орфография. На уроках математики: математика вокруг нас; цифры, знаки повсюду; я -математик современности. На уроках окружающего мира: красная книга Якутии; защитим нашу планету.

Поэтому в первом классе очень важен сам процесс участия детей в проектировании. Учитель, всё внимание старается направлять на то, чтобы развивать умение видеть проблему (прежде сформировать понятие об этом), задавать вопросы, умение наблюдать, сотрудничать с товарищами, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, развивать творческое воображение. Для этого на уроках и во внеурочной деятельности создавались проблемные ситуации, вводились диалоги, то есть такие виды деятельности, которые предполагали творческую инициативу, развитие самооценки, творческого мышления.

Вот примеры некоторых заданий и учебных ситуаций, которые предлагались детям.

На развитие самооценки: (беседа):

- Нравится ли вам сейчас школа? А что конкретно?

- Если бы к вам прилетел инопланетянин и спросил: «Кто такой ученик?» Как вы объяснили бы это ему?

- Каким бы ты хотел (а) быть учеником?

- А каким не хотел (а)?

Задания на умение определять проблему исследования (это задание очень нравилось детям).

На развитие умения выдвигать гипотезы предлагалось такое задание:

На доске изображены предметы: апельсин, мобильный телефон, букет цветов.

- При каких обстоятельствах эти предметы могут быть полезны?

- При каких обстоятельствах эти же предметы могут быть вредны?

Дети представляли ситуации, отвечали по-разному. Им было интересно думать и отвечать.

Развитию навыков речи, работы со словом, текстом способствовали такие задания:

- Вообрази себя яблоком на ветке. Расскажи о своих ощущениях;

- Я начну, а ты продолжи:

Холод - это: айсберг, лёд, мороз ...

Зима (лето) - это: ...

Всё это во многом способствовало успешности вхождения в проектную деятельность. Проекты, а они у нас были разные: групповые, индивидуальные, мини-проекты и более объёмные, издавались в процессе изучения той или иной темы на уроках.

Проект «Моя любимая игрушка» возник как результат чтения и обсуждения рассказа В. Драгунского «Друг детства». Дети приносили в класс игрушки, читали свои маленькие рассказы на тему: «Почему моя игрушка мне дорога».

Проект «Дом моей мечты, как я себе его представляю», возник, когда мы читали и обсуждали книгу Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Тема была: «Как найти настоящих друзей». В конце обсуждения дети отвечали на вопрос:

- Почему такое нелёгкое дело как строительство дома оказалось для героев книги привлекательным и по силам?

- А как ты представляешь себе Дом своей мечты, и каким он должен быть, чтобы жилось в нём легко и радостно? Своё представление о таком доме дети выражали в рисунках и рассказах. Вывод: в нём должны быть друзья. Это - Дом Дружбы.

В рамках интеграции литературного чтения и окружающего мира был подготовлен творческий проект «Однажды нынешней зимой». Незадолго до зимних каникул детям было предложено сочинить, а вернее продолжить историю о снеговиках, которые появились во дворе их дома. Дети фотографировали, рисовали, сочиняли рассказы, в которых в сказочной форме отражали свои наблюдения за явлениями, происходящими зимой в природе. В период обучения грамоте был подготовлен коллективный проект «Живая азбука». Дети создавали образы букв (каждый свой) и готовили рассказы на тему «День рождения буквы». Потом этот проект был представлен на празднике «Прощание с Азбукой». В рамках окружающего мира было подготовлено несколько проектов о животных. Ученики делились на группы, пары, но были и индивидуальные проекты. «Что мы знаем о птицах?». Так назывался один коллективный проект, цель которого была: создать представление о перелётных и зимующих птицах и о наиболее интересных их представителях. Дети сами, по своему желанию, готовили и собирали материал, а потом представляли в виде рисунков, презентаций или устных рассказов.

Интерпретация результатов наблюдений по сформированности исследовательских умений и навыков основывается на исследованиях А.И. Савенкова. Им выделено 3 уровня сформированности исследовательских умений младших школьников:

1 уровень: ученик не может самостоятельно увидеть проблему, найти пути решения, но по указаниям учителя могут прийти к решению проблемы.

2 уровень: ученик уже самостоятельно может найти методы решения поставленной проблемы и прийти к самому решению, но без помощи учителя не может увидеть проблему.

3 (высший) уровень: ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Для того, чтобы определить уровень сформированности исследовательских умений, учащимся

предлагается критериально-ориентированный тест, направленный на проверку степени достижения ими исследовательских умений. Всего в эксперименте участвовал 31 ученик, 1 класса СОШ№1 г. Якутска

В соответствии с критериями выделены следующие уровни развития исследовательских навыков младших школьников: 33 % - высокий уровень развития исследовательских навыков характеризуется умением выводить следствия, находить проблему, умением представлять последствия событий. 30 % учеников показали средний уровень развития исследовательских навыков, это характеризуется тем, что ребёнок не всегда видит проблему, в некоторых случаях не может вывести следствие и представить последствие событий. Менее 37 % - низкий уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не умеет видеть проблему, не умеет вывести следствие и представить последствие событий.

С целью диагностирования способности ребёнка к творчеству и изобретательству провели тест креативности П. Торренса «Фигурная форма». Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей.

Таким образом, были выделены три уровня развития умений и навыков:

Высокий уровень (18 - 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы показали только 29% учеников.

Средний уровень (14 - 10 баллов): ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью учителя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы показали 44% учеников.

Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью учителя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы показали 17% учеников.

У каждого ребенка свой индивидуальный темп, поэтому на этом этапе можно включать групповую работу. Учащиеся, у которых менее выражены исследовательские навыки, включаются в совместную работу, находят свою роль. Использование самих исследований мы начали во втором полугодии первого класса. Так как в нашей школе действует кружок «Проектная деятельность», изучение основ не составило труда. Вместе с детьми мы выбираем тему для исследования, определяем задачи, но и как можно больше стараемся собрать

информацию о предмете изучения в литературе, Интернет-ресурсах. На уроках действенно использовать метод проектных задач. Эта технология позволяет формировать комплекс УУД младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

В некоторых исследованиях учащиеся могут выдвинуть гипотезу. Работаем с информацией (думаем самостоятельно; работаем с книгой, журналом; спрашиваем у взрослых; ищем информацию в Интернете). Важную информацию анализируем и синтезируем. Делаем пометки. Формулируем выводы. Отвечаем на самый главный вопрос: достигли ли мы цели? Решили ли мы задачи, которые ставили перед собой? Ответили ли мы на вопрос? С первого класса почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе. Во втором классе исследовательская работа продолжается. Внедрение в учебный процесс исследовательской деятельности имеет положительные тенденции: повышается уровень и качество образовательного процесса в целом, возникает потребность у обучающихся и их родителей в саморазвитии, так необходимом для адаптации к реалиям сегодняшнего мира.

Совершенно новый подход в обучении мы открыли отмечая с детьми праздники. В процессе подготовки к праздникам мы углубляемся в историю, литературу, искусство. Календарь современных праздников даёт огромные возможности для организации уроков с интересом, эмоционально - насыщенных, познавательных. К примеру "Праздник птиц", подготовка и помощь братьям нашим меньшим к зимовке. Изучение окружающего мира происходит и из тематического дня, к примеру: День зайчиков. Данный день полностью посвящен этому животному. Дети самостоятельно придумывают задания на каждом уроке, организуют кружок по исследованию, а в конце мы торжественно делаем выводу по тому, что узнали. Для того, чтобы познакомить учащихся с другими странами и расширить их кругозор, мы на целый день окунаемся в атмосферу какого-либо народа. К примеру: День Франции, День Бразилии.

Весной традиционно во Франции и Испании, а так же в ряде других стран Европы проходят фестивали лимонов и апельсинов. Использование такого события - интересный способ познакомить учащихся с культурой и традициями разных стран. Праздники, которые сопровождают наш класс, могут быть неординарными, к примеру: день оранжевых котов. На уроках русского языка используется словарная работа, соприкасающаяся с основными моментами праздника, составление заданий для урока происходит, опираясь на учебник и тему. На уроках литературного чтения разбираются произведения писателей какой -либо страны. К примеру - сказочник Франции Шарль Перро, викторина по сказкам. На уроках математики устный счет всегда с использованием задач, которые опираются на факты. Изобразительное искусство и технология - кладезь в организации тематических дней. На этих уроках учащиеся самостоятельно выполняют поделки, творческие работы.

Выводы. Таким образом, новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению школьников. Поиск новых форм и приемов организации обучения, и воспитания школьников в наше время - явление необходимое. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика. Исследовательская работа ученика - это не просто работа. Это путь формирования особого стиля учебной деятельности. Он позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У детей формируется самое важное - потребность в познавательной деятельности. На этих подходах исследовательский путь нашего класса не окончен. Совместно с учащимися и родителями, мы ищем новые пути в развитии индивидуальности и познавательной активности детей.

Литература:

1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с. - (Работаем по новым стандартам).

2. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя; под ред. А.Б. Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». https://docplayer.ru/40396937-Savenkov-a-i-metodika-issledovatelskogo - obucheniya-mladshih-shkolnikov.html

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - режим доступа: http//www.standart.edu.ru

5. Форпмирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие / Авт.сост.: Татарченкова С.С., Телешов С.В. ; Под ред. С.С. Татарченковой. - СПб.: КАРО, 2008. - 160 с.

Педагогика

УДК:378.14

кандидат исторических наук, доцент Симонян Мгер Славикович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар);

студент Панарина Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию профессиональных компетенций, которые формируются у студентов-бакалавров по направлению подготовки социально-культурная деятельность, в рамках изучения дисциплины «Технологии выставочной деятельности в социально-культурной деятельности». В работе проанализированы такие базовые компетенции, которые способствуют становлению будущего менеджера социально-культурной деятельности, как: коммуникативная, поисково-исследовательская, аналитическая, организационно-управленческая, творческая, информативная. В рамках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.