Научная статья на тему 'Особенности педагогической поддержки для помощи школьнику в учебной адаптации'

Особенности педагогической поддержки для помощи школьнику в учебной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВЫЙ УЧЕНИК / NEW STUDENT / УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ / EDUCATIONAL ADAPTATION / ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STAGES OF PROJECT WORK / НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / AREAS OF PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микшис Е.А.

Статья посвящена актуальным вопросам учебной адаптации нового школьника в классе. Нами выделены условия и показан способ их реализации в учебном процессе. Особенностью этих условий является то, что в них заранее учтены необходимые в конкретных ситуациях формы организации учебного материала и способ развития межличностных отношений. В случае если новые школьники принимают такую образовательную ситуацию, то их учебная адаптация проходит успешно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микшис Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN SCHOOLCHILDRENS EDUCATIONAL ADAPTATION

The article is devoted to the pressing questions of educational adaptation of a new student in a class. We single out certain conditions and show the way of their implementation in the educational process. A peculiar feature of these conditions is that they take into account in advance the forms of organizing teaching material and ways of developing interpersonal relations necessary in specific situations. If new students accept such educational situation, their educational adaptation will be successful.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогической поддержки для помощи школьнику в учебной адаптации»

тельность, направленную на осознание общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и личностного опыта, на совершение полезных дел для других, на высокий уровень самоорганизации, выражающийся в потребности познавать мир, себя, творить добро, изменяться самому.

Нами была разработана программа духовно-нравственного воспитания для младших подростков «Жизнь без агрессивности». В процессе ее реализации расширяются нравственные представления младших подростков, формируются ценностные ориентации. Полученные знания и представления переходят во внутренний план личности, становится ее нормой в действии и поведении (Л. С. Выготский). Разработанная программа способствует развитию способности школьников к самовоспитанию. Включение младших подростков в социально значимую деятельность и рефлексию своих поступков делает результативной работу по воспитанию духовно-нравственных качеств как совокупности всех социально обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее

устойчивое поведение в социальной среде и проявление

в нем нравственной самостоятельности.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Овсеева Е. Н. Предупреждение агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2004. - 220 с.

2. Овчинников Д. А. Формирование у учащихся субъектного позиционирования в учебном процессе гимназии // Школьные технологии. -2002. - № 6. - С.138-146.

3. Осинский А. К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: Дис. . канд. психол. наук. - М., 2001. - 370 с.

4. Елькина О. Ю. Продуктивный опыт младшего школьника: состояние и перспективы развития: Книга для учителя: Моногр. - М.: ИСМО РАО; Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006. - 160 с.

особенности педагогической поддержки для помощи школьнику в учебной адаптации

peculiarities of pedagogical support in schoolchildrens'educational adaptation

Е. А. Микшис

Статья посвящена актуальным вопросам учебной адаптации нового школьника в классе. Нами выделены условия и показан способ их реализации в учебном процессе. Особенностью этих условий является то, что в них заранее учтены необходимые в конкретных ситуациях формы организации учебного материала и способ развития межличностных отношений. В случае если новые школьники принимают такую образовательную ситуацию, то их учебная адаптация проходит успешно.

E. A. Mikshis

The article is devoted to the pressing questions of educational adaptation of a new student in a class. We single out certain conditions and show the way of their implementation in the educational process. A peculiar feature of these conditions is that they take into account in advance the forms of organizing teaching material and ways of developing interpersonal relations necessary in specific situations. If new students accept such educational situation, their educational adaptation will be successful.

Ключевые слова: новый ученик, учебная адаптация, этапы проектной деятельности, направления педагогической поддержки.

Keywords: new student, educational adaptation, stages of project work, areas of pedagogical support.

Проблема адаптации ребенка к среде учебного заведения, формам и способам содержания обучения встает перед ним периодически. Это переход в профильные классы, из класса в класс, в другие школы и др.

На сегодняшний день в сфере образования наметилась проблема появления новых учеников в классах, происходящая из-за частого изменения в школах состава учащихся.

Причин этому множество и все они разного характера: миграция населения из стран ближнего зарубежья, создание профильных классов, внедрение инклюзивного образования и т. д. По нашим наблюдениям, учителя городских школ отмечают, что, как правило, в течение года в классе появляется от одного до четырех и более новых учеников.

Новые школьники либо ведут себя демонстративно, либо замыкаются в себе. При этом большинству из них

трудно влиться в учебный процесс, быстро мобилизоваться, сосредоточиться на заданиях. Эти и другие причины приводят к ослаблению защитных сил организма и в конечном итоге отражаются на физическом и психическом здоровье ребенка, являясь причиной его дезадаптации в учебной деятельности.

Результаты исследований последних лет показывают, что школа недостаточно учитывает проблемы, связанные с интенсивностью, длительностью и «болезненностью» процессов адаптации у этих школьников.

В данной статье мы предлагаем одно из решений проблемы учебной адаптации нового школьника.

Исследование показало, что для успешной учебной адаптации школьнику требуется деятельность учителя, в которой он сможет чутко диагностировать затруднения образовательного, психологического, социального и физиологического характера и оперативно оказывать помощь в психотравмирующих ситуациях.

Таким видом деятельности в нашей работе служит педагогическая поддержка. Педагогическая поддержка -это деятельность педагога, направленная на учет ситуации группового и индивидуального общения учителя с учениками; помощь в разрешении межличностных конфликтов, то есть направлена и на личность школьника, и на коллектив в целом; возможность педагогического консультирования; возможность проведения учителем психолого-педагогической диагностики и педагогической коррекции по ее результатам; создание условий для сознательного самостоятельного решения проблемы школьникам, в отличие от помощи, которая демонстрирует способы решения в готовом виде.

На наш взгляд, именно с помощью педагогической поддержки осуществляется взаимодействие педагогов, психологов, школьников, родителей и того окружения, в котором человек растет, воспитывается, учится. В нашей работе целью педагогической поддержки выступает максимальное содействие школьнику в осознании и удовлетворении его потребностей и творческой самореализации.

Для определения направлений педагогической поддержки нами были исследованы 40 новых школьников, обучающихся в 33 группах. Результаты исследования показали, что 30% имеют отклонения здоровья, более 65% имеют низкий уровень обученности и 40% - низкий уровень самостоятельности, более 80% имеют высокий уровень тревожности, у 85% наблюдается осложнение межличностных отношений, у 50% низкий уровень творческих способностей, у 17% новых школьников сложная ситуация в семье.

Это дало нам возможность определить деятельность по оказанию педагогической поддержки новому школьнику, которая должна быть направлена на развитие интеллекта, рационализацию работы на уроке, воспитание в учебном процессе и на помощь семье. Каждый новый школьник нуждается в сочетании выделенных направлений педагогической поддержки.

Следует обратить внимание на то, что учитель и ученики вступают в отношения через усвоение содержания

учебного предмета, следовательно, необходимо, чтобы у нового ученика появилось желание изучать предмет, проявлять себя, не бояться условий выбора, общаться с классом, с учителем, понимать и принимать их субъективно и объективно. Мы считаем, что проектная деятельность удовлетворяет всем этим качествам.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что новые школьники нуждаются в специально организованных учителем условиях. Такими условиями выступают педагогическая поддержка и проектная деятельность. Эти условия способствуют помощи в учебной адаптации школьника, развитию личностных качеств и их корректировке, организации осмысленной творческой практической работы, помощи в разрешении межличностных конфликтов и др.

Для реализации выделенных условий нами была разработан способ внедрения их в учебный процесс. Для этого учебный процесс был разделен на логически завершенные этапы, позволяющие четко фиксировать результаты обучения. Мы воспользовались исследованиями проектной деятельности различных авторов и на их основе выделили 7 этапов. Каждый из этапов имеет свою цель и способы ее достижения, а также предполагает определенную деятельность учителя по оказанию педагогической поддержки и деятельность ученика в ходе работы над проектом и выполнения различного рода заданий.

Рассмотрим направления педагогической поддержки на каждом из этапов проектной деятельности.

Первый этап. Выбор темы проекта. С целью организации дополнительного общения нового ученика с классом возможно распределение учащихся на группы. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета школьниками, их способность к самостоятельной и творческой работе, личные предпочтения школьников, их собственные желания. Таким образом, реализуется учебно-воспитательное направление поддержки.

Чтобы оказать педагогическую поддержку, направленную на развитие интеллектуальных способностей нового школьника, учителю необходимо проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, неодинаковым творческим потенциалом, иными склонностями и интересами.

Адаптации ученика в новом коллективе может помочь выбор консультантов, то есть учащихся, которые помогают исследовательским группам в решении тех или иных задач на данном этапе проекта. Таким образом, новый школьник может получить помощь от более сильных учеников или оказать помощь слабым, тем самым будет развиваться его умение налаживать контакт со сверстниками.

Для рационализации работы над проектом учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого участника группы (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). При этом учителю следует строить совместную работу с детьми так, чтобы каждый из них мог проявить свои индивидуальные возможности и особенности

и, как следствие, завоевать признание окружающих. Для выявления различных способностей школьников можно использовать тренинг «Никто не знает, что я умею...». Учитель бросает мяч ученику, и он отвечает на этот вопрос, далее ученик бросает мяч следующему и т. д.

В целях развития интеллектуальных способностей школьников тематика проектов может предлагаться как самими учащимися, так и учителем, который ориентируется при этом не только на чисто познавательные, но и на творческие и прикладные интересы школьников. Так как учитель на данном этапе проекта дает возможность новому ученику выбрать тему проекта, тот может показать и улучшить свои способности и развить сферу своих интересов. Для каждого ученика на этом этапе есть возможность проявить свою эрудированность и представить интересную тему для проектной работы.

Второй этап. Сбор материала для проекта. Для развития интеллекта школьников и оказания поддержки в направлении работы с семьей педагог рекомендует различные источники получения информации. Например, совместная деятельность учащихся, учителей и ученых-практиков по вопросам сбора материала для проектной работы, приглашение родителей одноклассников на открытые уроки и их выступление перед классом по теме проекта (в случае, если сфера деятельности родителей и тема проекта совпадают). Помимо этого можно организовывать экскурсии совместно с родителями новых учеников.

Организованная таким образом работа учеников по сбору материалов для проекта дает им возможность осознать разнообразные вербальные и невербальные средства установления контакта, проверить свои возможности в установлении контакта в различных ситуациях (на встречах с учеными), понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь, и на состояние, в котором он находится.

С целью оказания учебно-воспитательной поддержки учитель при оценивании нового школьника может использовать метод самооценки и отсроченной оценки, что снимет напряжение в отношениях «учитель-ученик». Также в случае, если школьник не может оценить работу самостоятельно, возможно отложить отметку до следующего урока.

При работе над групповым проектом используется воспитательный аспект проектной деятельности. Детям предлагают следующее домашнее задание: написать, кем они видят других членов группы при выполнении проекта, и обсудить эту информацию в группе. Это задание учит школьников прислушиваться к мнению окружающих и высказывать положительное мнение.

Таким образом, говоря о деятельности учеников на втором этапе работы над проектом, можно заметить, что совместная работа над сбором материала к проекту и организованные учителем внешкольные мероприятия способствуют развитию коммуникативных навыков, дает возможность новому школьнику быстрее адаптироваться в новом для него классе.

Третий этап. Обработка информации для проекта.

На данном этапе с целью поддержки в рационализации работы нового школьника возможно проведение дополнительных консультаций по планированию работы.

Новому ученику также предлагается выполнение роли лидера-координатора данной части проекта. Такая поддержка поможет ему наладить контакт с одноклассниками, показать свои знания, научиться избегать конфликтов и решать их в случае возникновения.

С целью рационализации работы учащихся на уроке при создании группового проекта школьники ведут журнал групповой работы. В нем каждый записывает свои действия на определенном этапе работы над проектом. По записям в журнале каждый видит свой вклад в работу, а учитель может оценить индивидуальный результат. Такая работа дает возможность школьникам показать свою исполнительность, честность и аккуратность. Введение индивидуального журнала для ученика, на наш взгляд, зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.

Учитель может предложить новым школьникам и остальному классу посещать кружковые занятия с целью получения дополнительных знаний и выполнения проекта на более высоком уровне.

Для дальнейшего оказания педагогической поддержки новым школьникам в направлении развития интеллекта можно организовать на дополнительных занятиях подготовку докладов по теме будущего урока.

Четвертый этап. Выстраивание и согласование проекта. С целью оказания учебно-воспитательной поддержки и для развития в группах умения слушать друг друга организуется тренинг «Досчитай до 10». Участники тренинга садятся в круг и по очереди вслух должны произносить числа от 1 до 10. Слово может произносить только один человек, кроме счета вслух больше ничего произносить нельзя. Договаривать можно только жестами.

Умение слушать незаменимо на этом этапе. Это означает уметь воспринимать другого человека полностью, во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл его высказываний, а также воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что говорит человек. Эта работа дает возможность учащимся осознать, что в их поведении помогает партнеру открыто или детально говорить о своей работе, а что может ухудшить его состояние, побудить к прекращению беседы.

На данном этапе важно оказать поддержку по рационализации работы на уроке, для этого каждая группа составляет собственный план работы. Учитель может помочь новому школьнику в составлении плана с целью привлечения его к помощи остальным ученикам. Такое задание помогает новому школьнику наладить контакт с одноклассниками и проявить свои способности организатора.

В случае работы над индивидуальными проектами учитель и ученик совместно разрабатывают обучение в зависимости от составленного плана проекта. Ученики открывают новые знания или способы деятельности, выбирают пути решения.

вопросы психологии и воспитания

Каждый школьник на этом этапе научится проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного дела.

Пятый этап. Реализация проекта. Для оказания поддержки по рационализации работы новых школьников и вовлечения всех учащихся в работу после уроков дается задание - организовать объединения художников, дизайнеров и юристов для обмена опытом работы в группах. Такая работа на личном примере одноклассников дает возможность школьникам оценить опыт по согласованию мнений, выработке навыков решения конфликтных ситуаций.

Оказывая поддержку в воспитательном направлении, новому школьнику предлагаются задания-просьбы с целью помощи отстающим группам. В случае если группа с участием нового школьника является отстающей, то выделяется наиболее сильный ученик или группа для помощи им.

шестой этап. Подготовка к защите. Защита проекта. Для укрепления веры в свои силы новому школьнику предлагается выступать на защите общей работы, таким образом, учитель оказывает поддержку в учебно-воспитательном направлении.

В целях оказания педагогической поддержки в направлении работы с семьей школьники приглашают своих родителей на защиту проекта. После защиты родители могут помочь устроить небольшой праздник с чаепитием и получением памятных призов.

Седьмой этап. Оценка проекта. Рефлексия. При оценке результатов проекта особенно важна положительная динамика в снижении тревожности, в росте знаний, умений и навыков по предмету, в улучшении отношений нового школьника с классом и др.

В соответствии с выделенными ранее затруднениями в учебной адаптации нами были определены группы адаптированности школьников: высокая, средняя и низкая.

По результатам итоговой диагностики новые школьники были распределены по группам адаптированности. В исследуемых классах 58% учеников имеют высокий уровень адаптированности, 34% средний и только 8% низкий. Низкий уровень адаптированности отдельных

учеников говорит нам о том, что эти школьники имели очень низкие начальные показатели, но наличие положительной динамики говорит об успешной учебной адаптированности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специально организованное взаимодействие учителя и учеников при совместном выполнении проекта с использованием элементов педагогической поддержки позволило новым школьникам быстро включиться в работу на уроке и преодолеть имеющуюся у них ранее учебную дезадаптацию.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. - М.: Инноватор, 1996. - Вып. 6. - С. 71-80.

2. Белкина Л. В. Социальная адаптация учащихся в образовательной системе многопрофильного лицея: Дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1999. - 190 с.

3. Бондарев П. Б., Курочкина В. Е. Проектная деятельность учителя: Учеб. пособие / Под общ. ред. П. Б. Бондарева. - Краснодар: Гимназия № 71, 2002. - 21 с.

4. Бородкина Г. В., Бограш Г. И. Ваулина О. В. и др. Методико-психологическое обеспечение учебного процесса. Кн. 2. - М.: НМЦ «Дар» им. Л.С. Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. - 79 с.

5. Михайлова Н. Н, Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учеб.-метод. пособие. - М.: МИРОС, 2002. - 208 с.

6. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. - М.: Сентябрь, 2001. - 240 с.

7. Останина Н. В. Педагогическая поддержка поведения подростков по преодолению трудных школьных ситуаций: Дис. ... канд. пед. наук. -Смоленск, 2009. - 187 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.