• введение сказочных героев и отрывков из сказочных сюжетов в занятиях физической культурой.
Такие формы работы с материалом помогают развивать у дошкольников, кроме фантазии, произвольную память, внимание, воображение и коммуникативные навыки.
В заключение хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Сказка - это зернышко, из которого прорастёт эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» [3, с. 97].
Список литературы
1. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1977.
2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С. 361.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ Лисовская П.Е.
Лисовская Полина Евгеньевна - магистрант, естественно-географический факультет, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара
Аннотация: одной из новейших образовательных технологий современной школы является метод проекта. Особенность метода заключается в том, что учащиеся самостоятельно ищут информацию в различных информационных источниках. Следовательно, в процессе проектирования формируются основные универсальные учебные действия.
Ключевые слова: метод проектов, учебный проект, универсальные учебные действия.
Учебно-познавательный процесс современной школы направлен на формирование экологической культуры учащихся.
Метод проектов создает условия, при которых учащиеся могут самостоятельно получать поисковые и исследовательские знания и применять их на практике, что способствует творческому развитию личности детей.
Данный метод предполагает проживание учащимися определенного отрезка времени в образовательном процессе, а также формирование у них научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, схем, презентаций, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы [2, 624].
Работая над проектом, ученики овладевают комплексом умений (познавательные, практические, оценочные и др.), направленных на взаимодействие друг с другом, саморазвитие и самообразование [1, 159].
На уроках биологии применяются проекты, раскрывающие различные аспекты ее содержания. Среди школьников особенно популярны проекты по экологической, краеведческой и комплексно-биологической тематикам.
Метод проектов решает много педагогических задач:
- реализации учащимися как исследовательских, так и практических задач, дает им возможность чувствовать себя личностями, имеющими отношение к делам общества;
- развивает творческую мысль и навыки работы с источниками информации; помогает решить и проблемы практически ориентированных учащихся, которым трудно проявить себя на уроках, а реализуя проект, они обнаруживают самые разнообразные способности;
- метод проектов является той средой, в которой ученики приобретают силы, уверенность, а ситуация успеха может стать отправной точкой для дальнейшего роста в собственных глазах.
Следовательно, проектное обучение - это целостная дидактическая система, основанная на логико-психологических закономерностях творческого усвоения знаний в учебной деятельности.
Проектная деятельность на уроках биологии должна отвечать таким требованиям:
- исполнение должно осуществляться на определенной базе теоретических знаний;
- время выполнения проекта зависит от содержания, цели и задач и может варьироваться от нескольких недель до года (при условии длительного выполнения проекта намечают этапы его выполнения с конкретными результатами работы на каждом);
- творческое задание может быть представлено в виде рефератов, исследовательских работ, макетов учебных пособий, компьютерных презентаций, публикаций, веб-сайтов.
Особенность проектного обучения состоит в том, что в ходе обучения создаются условия, при которых учащиеся самостоятельно получают нужные знания из разных источников. Ученики учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление [4, 27-30].
Использование метода проектов дает возможность всем участникам учебно -воспитательного процесса приобрести практический опыт, который базируется как на знаниях, так и проверке теоретических знаний в повседневной деятельности.
Если ученик овладеет работой над учебным проектом, можно надеяться, что он окажется более приспособленным взрослой жизни: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных источниках информации и жизненных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Практическое использование проектных технологий доказывает то, что сочетание в проектной деятельности знаний, практических умений и навыков; приобретение жизненных компетенций помогают сделать решительные шаги в решении тех насущных образовательных проблем, которые стоят перед учителем ХХ1 века.
В качестве проектной деятельности с учениками 5 класса Челно-Вершинской школы, было проведено исследование «Влияние техногенного загрязнения на ель обыкновенную. Целью проекта являлось выявление явной зависимости здоровья ели обыкновенной от расстояния до источника загрязнения. Это исследовательский краткосрочный проект с четко обозначенным результатом деятельности. В ходе эксперимента было исследовано несколько деревьев, которые находились на разном удалении от источника загрязнения. При исследовании проводился осмотр хвои, шишек, а так же количество и качество семян. После осмотра был проведен подсчет результатов и составлены графики зависимости качества семян, величины шишек и внешнего вида хвои от дальности источника техногенного загрязнения. Таким образом, учащимися был сделан вывод о масштабах загрязнения.
При работе над этим проектом у учеников происходит формирование следующих УУД:
- саморазвития и самообразования (выделение главного, обобщение знаний по ботанике, определение перспективы деятельности, обогащение собственного опыта в плане познания окружающей среды);
- информационных (использование различных источников для получения данных, анализ полученных результатов, понимание и осознание информации, умение перерабатывать информацию для получения определенного вывода);
- продуктивной деятельности (умение увидеть и сформулировать проблему);
- коммуникативных (обсуждение проблемы, формирование собственной точки зрения, умение доказывать собственную позицию, развитие культуры речи, умение презентовать свой продукт, адекватное отношение к критике);
- социальных (обеспечение сотрудничества, осуществление работы в команде, осознание собственного вклада в совместную работу, формирование адекватной оценки и самооценки, умение использовать собственный опыт) [3, 111-121].
Таким образом, выявлено что, данная методика обучения с применением технологии проектирования положительно влияет на усвоение материала и формирование УУД.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. // Система заданий: пособие для учителя, 2011. № 3. С. 159.
2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. // Стандарт третьего поколения, 2013. С. 624.
3. Ильина Л.Б. Использование исследовательского метода обучения в проектной деятельности учащихся // Отечественная и зарубежная педагогика, 2012. № 3. С. 111-121.
4. Хлапушина К.Б., Савина Л.Н. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Вестник Пензенского государственного университета, 2015. № 2. С. 27-30.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Лисовская П.Е.
Лисовская Полина Евгеньевна - магистрант, естественно-географический факультет, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара
Аннотация: в статье анализируются инновационные процессы, происходящие в образовании на современном этапе развития социума. Описаны методы грамотного использования образовательных технологий. Приведены примеры. Ключевые слова: универсальные учебные действия, образовательные технологии, инновации, метод.
Характеристикой современного общества является стремительное развитие науки и техники, а значит, происходят различные инновации и в образовательной среде. Создаются новые информационные технологии, коренным образом преобразующие образовательные процессы. Однако такие темпы обновления знаний приводят к тому,
140