Научная статья на тему 'Проектная деятельность в начальной школе на основе текстов сказок с использованием программы Movie Maker на уроках английского языка'

Проектная деятельность в начальной школе на основе текстов сказок с использованием программы Movie Maker на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
676
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА / PROJECT TASK / ПРОЕКТ / PROJECT / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / РЕЗУЛЬТАТ / RESULT / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ELEMENTARY SCHOOL / ПРОГРАММА MOVIE MAKER / PROGRAM MOVIE MAKER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нельзина Елена Николаевна, Балдина Наталья Владимировна

Доказывается необходимость введения проектной деятельности на уроках английского языка в начальной школе, а также рассматриваются возможности реализации данной идеи на примере проекта по экранизации сказок на английском языке посредством работы в компьютерной программе Movie Maker.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нельзина Елена Николаевна, Балдина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITIES IN THE PRIMARY SCHOOL BASED ON TEXTS OF FAIRY TALES WITH THE USE OF THE MOVIE MAKER PROGRAM IN ENGLISH LANGUAGE LESSONS

The article proves the necessity of the project activity introduction in English language classes in elementary school, and also examines the possibilities of implementing this idea according to the example of the project for the screen adaptation of fairy tales in English with the help of the computer program Movie Maker.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность в начальной школе на основе текстов сказок с использованием программы Movie Maker на уроках английского языка»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ СКАЗОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ПРОГРАММЫ MOVIE MAKER НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА

Нельзина Елена Николаевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики и преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Балдина Наталья Владимировна

студентка гр. 742 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

PROJECT ACTIVITIES IN THE PRIMARY SCHOOL BASED ON TEXTS OF FAIRY TALES WITH THE USE OF THE MOVIE MAKER PROGRAM IN ENGLISH LANGUAGE LESSONS

Elena Nelzina, Ph.D.

Associate Professor, Methodological Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Nataly Baldina

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: [email protected]

Аннотация: доказывается необходимость введения проектной деятельности на уроках английского языка в начальной школе, а также рассматриваются возможности реализации данной идеи на примере проекта по экранизации сказок на английском языке посредством работы в компьютерной программе Movie Maker.

Ключевые слова: проектная деятельность; проектная задача; проект; универсальные учебные действия; результат; начальная школа; программа Movie Maker.

Abstract, the article proves the necessity of the project activity introduction in English language classes in elementary school, and also examines the possibilities of implementing this idea according to the example of the project for the screen adaptation of fairy tales in English with the help of the computer program Movie Maker.

Key words: project activity; project task; project; universal learning activities; result; elementary school; program Movie Maker.

Наше общество и его потребности изменяются практически ежедневно, поэтому современная система образования вынуждена находиться в постоянном режиме модернизации для удовлетворения потребности общества в квалифицированных специалистах и добропорядочных гражданах. Постепенно отпадают вопросы о необходимости изучения иностранного языка на раннем этапе обучения, но возникают новые, касающиеся методики преподавания. Наиболее эффективной технологией является введение проектной деятельности с использованием компьютерных программ. Анализ практики показывает, что некоторые учителя не осознают в полной мере полезность данного вида деятельности, а следовательно, не желают отступать от консервативных методов образования и воспитания, что может привести к различного рода проблемам, начиная со снижения мотивации учащихся к обучению и заканчивая отставанием уровня знаний учащихся от современных требований.

Анализ методической литературы показал, что универсального определения для таких понятий, как «проектная деятельность» и «проект», не существует. В данной статье проектная деятельность определяется как форма организации совместной деятельности обучающихся [7], а также как совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной учебной цели, а под проектом понимается конечный результат данной деятельности.

Проектная деятельность младших школьников на практике называется проектной задачей, поскольку учащиеся только начинают осваивать азы проектной деятельности и не могут полностью самостоятельно справляться с заданием. Отличие проектной задачи от полноценного проекта заключается в том, что для ее решения младшим школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Таким образом, проектная задача - это прекрасная возможность подготовить младших школьников к проектной деятельности в старших классах, она учит детей размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Основной целью проектной задачи является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков (см. табл. 1), приобретенных при изучении различных предметов [5]. Более формальные основания возможности и необходимости введения проектной деятельности в начальной школе прописаны в нормативных документах, таких как ФГОС и учебная программа [6].

Таблица 1

Цели и результаты проектной деятельности в начальной школе

Учащийся умеет... Цель проекта Учащийся научится.

Составлять план работы, расставлять приоритеты времени и качества ее исполнения Обучение планированию Четко определять цель, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы

Прибегать к разным источникам информации Формирование навыков сбора и обработки информации Выбирать подходящую информацию и правильно ее использовать

Сравнивать явления между собой, выявлять различия и проводить аналогии Умение анализировать Развивать креативность и критическое мышление

Фиксировать ход мыслей на бумаге в виде схемы либо рисунка Формирование навыков структуризации информации Составлять план работы, презентовать информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии

Работать в парах, в группах, идти на компромисс Формирование позитивного отношения к работе Проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы

Пошаговое внедрение проектной деятельности на основе текстов сказок с использованием компьютерных программ при грамотном подходе к делу может стать уникальной методикой преподавания ИЯ, подразумевающей умелое сочетание трех аспектов - работы с иноязычным текстом, создания проектов и использования компьютерных программ.

Первый шаг включает в себя мотивацию учащихся. Мы не зачитываем учащимся все наши планы, мы стараемся их замотивировать и увлечь. Вместо скучного текста - сказка с интересным сюжетом, вместо пересказа - ее экранизация в компьютерной программе. Видеоролик станет конечным продуктом нашей проектной задачи.

Работа с текстом сказок позволяет ребенку расширить словарный запас, изучить устойчивые выражения. Сказки помогают адаптироваться к языку, пробуждают к нему интерес, а их увлекательный сюжет предоставляет огромные возможности относительно выбора формы работы с текстом, включая организацию проектной деятельности.

Второй шаг подразумевает разбор художественного текста, а именно знакомство с его сюжетом и осознание наличия нового фонетического, грамматического и/или лексического материала. Поскольку первыми

серьезными литературными произведениями для детей являются сказки, именно этот жанр был взят за основу дальнейших разработок, описанных в данной статье. Создание проектов на основе иностранных сказок -прекрасная альтернатива обычному уроку чтения, которая повышает интерес учащихся к изучению ИЯ и демонстрирует им возможности практического применения ИЯ в реальной жизни.

Продуктивное сотрудничество учителя и учащихся происходит на протяжении решения всей проектной задачи, учитель снабжает учащихся всеми материалами и инструкциями, необходимыми для качественного выполнения задания. Прежде всего необходимо определиться с видом продукта, который должен получиться в результате решения поставленной проектной задачи. При работе со сказкой учащимся могут быть предложены следующие варианты,

• Экранизация сказки (по ролям)

• Съемка продолжения сказки

• Съемка сказки с изменением финала

• Съемка собственной сказки, составленной по аналогии с данной

Третий шаг подразумевает совмещение работы с ПК и изучения ИЯ через выполнение проектной работы, а именно создание видеоролика по мотивам изученной сказки. Для успешного выполнения этой части задания рекомендуется работать в программе Movie Maker.

Данная методика раскрывает исключительно положительные стороны проектной деятельности младших школьников, самостоятельное создание проекта на основе сказки позволяет ребенку развиваться, получать бесценные навыки коммуникации и кооперации, а также помогает осознавать практическую пользу ИЯ как инструмента получения знаний. Учителю метод проектов позволяет решить основные педагогические задачи, воспитательную (толерантность и уважение к иностранной культуре), развивающую (развитие творческого мышления, усидчивости и других УУД), образовательную (самостоятельное приобретение новых знаний, взаимообмен опытом среди учащихся и т. п.).

Как показала практика, проектная деятельность на раннем этапе изучения ИЯ очень важна, поскольку является мощнейшим мотиватором учащихся, доказывающим необходимость изучения ИЯ через демонстрацию возможностей его применения вне школы. Создание учебного проекта при помощи компьютерной программы Movie Maker -один из наиболее эффективных вариантов организации проектной деятельности младших школьников в плане заинтересованности учащихся и степени усвоения и закрепления предметных знаний.

Компьютерная программа Movie Maker - это продукт компании Windows, а именно бесплатное приложение для обработки и монтирования видеороликов, обладающее набором специальных инструментов, что дает возможность использовать его не только в развлекательных, но и в

учебных целях. Простой интерфейс программы облегчает управление ею начинающим пользователям персонального компьютера (ПК), кем и являются учащиеся начальных классов. В рамках данной утилиты они научатся создавать слайд-шоу и монтировать видеоролики, что отлично подходит для получения конечного результата нашего проекта -экранизации англоязычной сказки. Более того, проект на уроке английского языка с использованием программы Movie Maker - это отличный способ решить одновременно воспитательные, развивающие и учебные задачи (см. табл. 2).

Таблица 2

Формирование УУД при работе в программе Movie Maker

Планируемые (предметные) результаты:

Организовать ознакомление с текстом на английском языке и научить слушать, понимать и воспроизводить самостоятельно иноязычную речь, построенную на программном материале с допущением некоторого количества незнакомой лексики, в условиях непосредственной групповой работы над экранизацией текста

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Структурировать знания в области английского языка Структурировать знания в области пользования ПК > Приобрести навыки самоконтроля, навыки командной работы > Интерпретировать информацию согласно поставленной задаче Анализировать языковые явления Извлекать необходимую информацию согласно поставленной задаче Ознакомиться с основами пользования ПК Ознакомиться с основами работы в программе Movie Maker ► Формулировать собственные мысли ► Владеть монологической и диалогической формой речи

Для создания видеоряда в программе Movie Maker необходимо следовать следующему плану действий,

1. Выбрать материал для экранизации - определиться с текстом сказки, качественно его перевести.

2. Продумать сюжет видеоролика, прописать план-сценарий и реплики главных героев.

3. Определиться с техникой съемки (слайд-шоу из фотографий или полноценное монтированное видео).

4. Выбрать исполнителей главных ролей (живые люди или куклы/ игрушки).

5. Подобрать инвентарь (костюмы главных действующих лиц), подготовить место проведения съемки.

6. Провести съемку.

7. Тщательно отобрать и импортировать нужные компоненты:

загрузить на компьютер изображения, аудио- и видеоматериалы. При этом нужно помнить, что загрузка объемных файлов может занимать много времени.

Методика преподавания ИЯ в рамках решения проектной задачи на основе текста сказки представляет собой выполнение учащимися следующего алгоритма:

1. Определиться с рабочей группой из 2-5 человек.

2. Выбрать один из предложенных учителем текстов сказок, внимательно его прочитать и перевести; проконсультироваться с учителем в случае недопонимания.

3. Распределить роли внутри группы: оператор, актеры, художник по костюмам, ответственный за инвентарь, ответственный за монтаж видео и т. п. Составить список своей группы и подписать роль каждого участника; ознакомить учителя с конечным списком группы.

4. Распределить роли относительно озвучивания фильма. Озвучивать фильм обязаны все участники группы без исключения: организовать это можно, распределив дополнительные роли в диалогах или поделив между собой части текста рассказчика.

5. Выполнить основную работу - отснять материал и смонтировать видео в программе Movie Maker. Музыка, спецэффекты, юмор, яркие герои, интересная импровизация и необычный подход к делу приветствуются!

6. Озвучить фильм в этой же программе согласно тексту сказки.

7. Сохранить готовый видеоролик и продублировать его, отправив учителю по электронной почте.

Благодаря такому подробному планированию учащиеся оказываются в одинаковых условиях для решения проектной задачи, при этом сохраняется их право на творчество при представлении конечного продукта (видеоролика).

На первый взгляд, организация проектной деятельности на основе текстов иноязычных сказок - сложный и многоэтапный процесс, требующий временных затрат со как стороны учителя, так и учащихся. Однако данное суждение неверно: современные УМК учитывают необходимость грамотного совмещения планового учебного процесса с раскрытием творческого потенциала учащихся и предоставляют широкий выбор материалов, который может послужить основой проектной деятельности. Рассмотрим конкретный пример и проанализируем УМК [1] на предмет наличия сказок, их типов и цели применения (см. табл. 3).

Таблица 3

Анализ УМК на предмет наличия сказок и цели их применения

Название сказки Задание, что нужно сделать Тип сказки Пример проекта

English. Student's Book, part 1

Little Sad Horse Ex 7 p 33. Read the tale to find out what new friend the Little Sad Horse has got. Ex 8 p 34. Answer the questions. Грамматическая сказка(отработка Present Continuous tense) Экранизация сказки (по ролям) Съемка продолжения сказки Съемка сказки с изменением финала Съемка собственной сказки, составленной по аналогии с данной

A Good Friend Ex 6 p 38. Read the tale and say how the dog helps the kittens. Ex 7 p 39. People can't live without friends. What about you? Answer the questions below. Ex 8 p 39. Do you know the story or a tale about good friends? Tell it to your classmates. Лексическая сказка (Отработка ЛЕ по теме «Family»)

A tale about rabbit Ex 9 p 74. Read the tale and think of a title for it. Грамматическая сказка (отработка Past Simple)

The Funny Animal 1 Ex 11 p 113. There are a lot of tales about animals. Start reading this one. Who is this tale about? Ex 12 p 114. This tale is going to be interesting. Start telling it to your sister, brother or friend. Лексическая сказка (отработка ЛЕ по теме «Food»)

The Funny Animal 2 Ex 6 p 117. Read the tale to the end to find out what funny animal Dob and Rover saw. Ex 7 p 118. Find and read aloud the sentences to illustrate the picture. Грамматическая сказка (способы обозначения прямой речи в тексте)

Из предложенного анализа следует: использования УМК, предусмотренного учебным планом, вполне достаточно для организации проекта, а поиск дополнительных источников информации является инициативой учителя или учащихся. Тем не менее, для удобства и экономии времени, учащимся должны быть предложены готовые ссылки на источники для скачивания и установки программы Movie Maker [4], а также правила [2] и советы по эксплуатации [3]. Более того, необходимо

заранее обговорить с учащимися критерии оценивания готового проекта относительно наличия грамматических и лексических ошибок, оформления проекта и его защита. Для проверки усвоения новых фонетических, грамматических и лексических единиц учителем могут быть дополнительно организованы специальный тест или проверочная работа.

Внедрение проектной деятельности с использованием программы Movie Maker на уроках ИЯ на начальном этапе обучения является замечательной альтернативой стандартного урока ИЯ, так как помогает учащимся овладеть необходимыми для их возраста УУД и достичь нужного уровня иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), а также способствует реализации всех принципов обучения. Во-первых, использование ПК при выполнении проектной работы повышает мотивацию к изучению английского языка путём демонстрации возможностей его использования в жизни вне школьных стен -соблюдение принципа связи теории с практикой. Во-вторых, экранизация сказки на АЯ позволяет визуализировать учебный материал и представить его интерпретацию в наиболее удобной и простой для восприятия учащимися форме - соблюдение принципа наглядности. В-третьих, программа Movie Maker находится в общем доступе в Интернете, она бесплатна для установки и достаточно проста в управлении - соблюдение принципа доступности и посильности. В-четвертых, организация командной проектной деятельности в программе Movie Maker обязывает участников рабочей группы к овладению такими навыками, как способность идти на компромисс, распределение ролей и функций внутри группы, поддержание коммуникации и т. п., что демонстрирует соблюдение принципа сознательности и активности. Более того, организация проектной деятельности в данной программе требует соблюдения определенного плана действий и грамотного распределения обязанностей внутри группы, что подтверждает соблюдение принципа систематичности.

Все вышеуказанное способствует повышению уровня усвоения учебного материала, который воспринимается и интерпретируется учащимися согласно их уровню владения английским языком, способностям и интересам, что демонстрирует соблюдение принципа научности. Знания, полученные в игровой непринужденной форме, закрепляются быстрее благодаря крепким ассоциативным связям - это подчеркивает соблюдение принципа прочности.

Несмотря на все эти преимущества, теория о необходимости внедрения проектных задач в начальной школе подвергается критике. Скептическое отношение к ее реализации на первой ступени обучения объясняется практической неготовностью начального образовательного звена к реализации подобного рода проектов. В попытке спрятать

проблемы технического оснащения школ и некомпетентности преподавателей в области работы с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) школы предъявляют целый ряд претензий к данной идее.

Во-первых, введение проектной деятельности в качестве средства обучения ИЯ происходит в основном в среднем и старшем звене. Во-вторых, сказка рассматривается в основном как жанр и используется исключительно для обучения чтению на русском и иностранном языке. Другими словами, наблюдается нехватка практических разработок, направленных на применение сказки как вида проектной деятельности, направленного на развитие УУД, а также на использование сказки как средства обучения другим видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо) при обучении ИЯ на раннем этапе. В-третьих, некоторые учителя предполагают, что совмещение собственно проектной работы и изучение принципов работы в определенной компьютерной программе может оказаться серьезной нагрузкой для младших школьников, что, в свою очередь, нарушит педагогические принципы посильности и доступности.

Подобного рода стереотипы разрушаются результатами последних исследований в области психологии и физиологии, согласно которым учащиеся начальных (2-4-х) классов вполне готовы к выполнению проектной деятельности, а работа с ПК при условии соблюдения установленных СанПиНов сделает любой урок увлекательным и продуктивным.

Таким образом, экранизация сказки на английском языке с использованием программы Movie Maker становится одним из самых эффективных и интересных для учащихся на сегодняшний день способов организации работы с учебным материалом.

Список литературы

1. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: учеб. для 3 кл. шк. с углубл. изучением англ. яз., лицеев и гимназий. 3 год обучения: в 2 ч. Ч 1-Ч 2. / - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 142 с./ 175 с. (Рекомендовано Министерством образования РФ)

2. Как пользоваться Windows Movie Maker? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kakprosto.ru/kak-806847-kak-polzovatsya-windows-movie-maker (Дата обращения 18.12.2017).

3. Как создать эффектный ролик в Movie Maker? [Электронный ресурс]. - URL: http://mydiv.net/arts/view-kak-sozdat-ehffektnyj-videorolik-v-windows-movie-maker.html (дата обращения 18.12.2017).

4. Программы для Windows. Скачать Windows Movie Maker для Windows 7 на русском языке [Электронный ресурс].

URL: http://reHzua.com/besplatnaya-multimedia/154-wmdows-movie-maker-rus.html (дата обращения 18.12.2017).

5. Раскрытие понятия «Проектная деятельность» [Электронный ресурс] // Инфоурок. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/raskrytie ponyatiya proektnaya deyatelnost-153534.htm

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). [Электронный ресурс]. - URL: НИр://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 01.06.2017).

7. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиции человекосообразности // Вестник Института образования человека. [Электронный ресурс]. - URL: http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm (дата обращения 28.04.2015).

© Нельзина Е.Н., Балдина Н.В., 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ

«КАМИШИБАЙ-ТЕАТР»

Нельзина Елена Николаевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Оборина Анастасия Игоревна

студентка гр. 748 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

THE DEVELOPING OF MONOLOGIC SKILLS OF THE 5TH-FORM PUPILS

Elena Nelzina, Ph.D.

Associate Professor, Department for Foreign Language Education Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Anastasiia Oborina

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 748 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.