При работе над этим проектом у учеников происходит формирование следующих УУД:
- саморазвития и самообразования (выделение главного, обобщение знаний по ботанике, определение перспективы деятельности, обогащение собственного опыта в плане познания окружающей среды);
- информационных (использование различных источников для получения данных, анализ полученных результатов, понимание и осознание информации, умение перерабатывать информацию для получения определенного вывода);
- продуктивной деятельности (умение увидеть и сформулировать проблему);
- коммуникативных (обсуждение проблемы, формирование собственной точки зрения, умение доказывать собственную позицию, развитие культуры речи, умение презентовать свой продукт, адекватное отношение к критике);
- социальных (обеспечение сотрудничества, осуществление работы в команде, осознание собственного вклада в совместную работу, формирование адекватной оценки и самооценки, умение использовать собственный опыт) [3, 111-121].
Таким образом, выявлено что, данная методика обучения с применением технологии проектирования положительно влияет на усвоение материала и формирование УУД.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. // Система заданий: пособие для учителя, 2011. № 3. С. 159.
2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. // Стандарт третьего поколения, 2013. С. 624.
3. Ильина Л.Б. Использование исследовательского метода обучения в проектной деятельности учащихся // Отечественная и зарубежная педагогика, 2012. № 3. С. 111-121.
4. Хлапушина К.Б., Савина Л.Н. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Вестник Пензенского государственного университета, 2015. № 2. С. 27-30.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Лисовская П.Е.
Лисовская Полина Евгеньевна - магистрант, естественно-географический факультет, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара
Аннотация: в статье анализируются инновационные процессы, происходящие в образовании на современном этапе развития социума. Описаны методы грамотного использования образовательных технологий. Приведены примеры. Ключевые слова: универсальные учебные действия, образовательные технологии, инновации, метод.
Характеристикой современного общества является стремительное развитие науки и техники, а значит, происходят различные инновации и в образовательной среде. Создаются новые информационные технологии, коренным образом преобразующие образовательные процессы. Однако такие темпы обновления знаний приводят к тому,
140
что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться и овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Активное развитие сети Интернет привело к тому, что школа и высшие учебные заведения перестают считаться единственными и основными источниками знаний, и информации для школьников. Но интернет по своей сути, это не только источник полезных знаний. Вот почему новой и достаточно важной в этой ситуации задачей школы является, научить учащихся правильно ориентироваться в информационном пространстве, находить нужный материал и уметь его правильно использовать для решения различных учебных задач.
Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели и формируют понятие, как «Универсальные учебные действия». Именно их формирование и является важнейшей задачей современной системы образования, обеспечивающих школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию» [1, 36-38].
УУД это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно -смысловых и операциональных характеристик.
Для наиболее значительных результатов по формированию универсальных учебных действий следует грамотно использовать современные образовательные технологии.
Современные образовательные технологии дают возможность получать новые, необходимые в современном образовании возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Основной педагогической задачей является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут школьникам овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в различных сферах жизни. Кроме того эти навыки учащийся сможет использовать в дальнейшей жизни.
К.Д. Ушинский написал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Эта фраза, пожалуй, лучше всего отражает смысл и суть современных образовательных стандартов.
Современное образовательная система строится таким образом, что педагог не столько дает школьнику знаний, сколько стремится обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие. Эта современная концепция требует от педагога не давать знания, а подталкивать ребёнка к поиску решения проблем возникающих у них на пути.
Насколько глубоки и полезны, получаемые, таким образом знания можно судить по сформированности универсальных учебных действий, которые в свою очередь делятся на: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Для их формирования и используются различные образовательные методы.
Рассмотрим некоторые из них:
Технология продуктивного чтения. При использовании этой технологии ученик самостоятельно анализирует текст, рассуждая и пытаясь его понять. Такой метод наиболее сильно влияет на личностное развитие учащегося. На уроках биологии применяется для ознакомления с новым материалом. Такой вид деятельности развивает все виды УУД;
Технология проектной деятельности. Метод проектов оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей учащегося, учит составлять план своей деятельности, приучает к ответственности и дает возможность ученику работать в команде. Это один из методов который позволяет задействовать всю группу учащихся на уроке биологии. Этот метод можно использовать как для ознакомления с новым материалом, так и для его закрепления. Развивает все виды УУД [2, 67-70].
141
Информационно-коммуникационные технологии. Это новый вид образовательных технологий. Он включает в себя поиск информации как в учебниках так и в сети Интернет. Благодаря постоянному обновлению информационных ресурсов, этот метод позволяет ученику получить большой объем знаний. Формирует познавательные и регулятивные УУД.
Система инновационной оценки «портфолио». Данная технология подразумевает составление коллекции работ учащихся, которая показывает его прогресс в обучении и достижения в определенных направлениях. На уроках биологии может быть применен для сохранения лабораторных и практических работ, отчетов по экскурсиям. Помогает в формировании личностных и регулятивных УУД [3, 32-35].
Технология игровых методов. Технология применяется для расширения кругозора, и развития коммуникационных способностей учащегося. Метод в основном применяется в младшей школе. Но может быть применен как фронтальный опрос на уроках биологии [1, 77-89].
Таким образом, можно сделать вывод, что современные образовательные технологии наиболее полно охватывают всю деятельность учащихся, формируя универсальные учебные действия.
Список литературы
1. Новикова А.М. Методология игровой деятельности // Школьные технологии, 2009. № 6. С. 77-89.
2. Громыко Г. Обучение в парах - и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы, 2010. № 3. С. 67-70.
3. Новикова Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания // Директор школы, 2008. № 2. С. 32-35.
РАЗВИТИЕ АКТИВНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ В РОЛЕВЫХ ИГРАХ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Поддубная В.А.
Поддубная Валерия Александровна - магистрант, кафедра социальной педагогики, Институт психологии и педагогики Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: ребенок как субъект любого вида деятельности в дошкольном образовательном учреждении по своей инициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Иными словами, ребенок в дошкольном возрасте - это, прежде всего, активный исследователь, который стремится самостоятельно познать окружающий мир и явления за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности. Инициативность и активность трансформируются в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора, а в дальнейшем - именно активность и инициатива становятся главными факторами подготовленности к обучению к школе.
Ключевые слова: ребенок как субъект, инициатива, активность главный фактор подготовленности к обучению.