Научная статья на тему 'Использование современных образовательных технологий как один из способов эффективного формирования УУД на уроках биологии'

Использование современных образовательных технологий как один из способов эффективного формирования УУД на уроках биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисовская Полина Евгеньевна

В статье анализируются инновационные процессы, происходящие в образовании на современном этапе развития социума. Описаны методы грамотного использования образовательных технологий. Приведены примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных образовательных технологий как один из способов эффективного формирования УУД на уроках биологии»

При работе над этим проектом у учеников происходит формирование следующих УУД:

- саморазвития и самообразования (выделение главного, обобщение знаний по ботанике, определение перспективы деятельности, обогащение собственного опыта в плане познания окружающей среды);

- информационных (использование различных источников для получения данных, анализ полученных результатов, понимание и осознание информации, умение перерабатывать информацию для получения определенного вывода);

- продуктивной деятельности (умение увидеть и сформулировать проблему);

- коммуникативных (обсуждение проблемы, формирование собственной точки зрения, умение доказывать собственную позицию, развитие культуры речи, умение презентовать свой продукт, адекватное отношение к критике);

- социальных (обеспечение сотрудничества, осуществление работы в команде, осознание собственного вклада в совместную работу, формирование адекватной оценки и самооценки, умение использовать собственный опыт) [3, 111-121].

Таким образом, выявлено что, данная методика обучения с применением технологии проектирования положительно влияет на усвоение материала и формирование УУД.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. // Система заданий: пособие для учителя, 2011. № 3. С. 159.

2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. // Стандарт третьего поколения, 2013. С. 624.

3. Ильина Л.Б. Использование исследовательского метода обучения в проектной деятельности учащихся // Отечественная и зарубежная педагогика, 2012. № 3. С. 111-121.

4. Хлапушина К.Б., Савина Л.Н. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Вестник Пензенского государственного университета, 2015. № 2. С. 27-30.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Лисовская П.Е.

Лисовская Полина Евгеньевна - магистрант, естественно-географический факультет, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара

Аннотация: в статье анализируются инновационные процессы, происходящие в образовании на современном этапе развития социума. Описаны методы грамотного использования образовательных технологий. Приведены примеры. Ключевые слова: универсальные учебные действия, образовательные технологии, инновации, метод.

Характеристикой современного общества является стремительное развитие науки и техники, а значит, происходят различные инновации и в образовательной среде. Создаются новые информационные технологии, коренным образом преобразующие образовательные процессы. Однако такие темпы обновления знаний приводят к тому,

140

что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться и овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Активное развитие сети Интернет привело к тому, что школа и высшие учебные заведения перестают считаться единственными и основными источниками знаний, и информации для школьников. Но интернет по своей сути, это не только источник полезных знаний. Вот почему новой и достаточно важной в этой ситуации задачей школы является, научить учащихся правильно ориентироваться в информационном пространстве, находить нужный материал и уметь его правильно использовать для решения различных учебных задач.

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели и формируют понятие, как «Универсальные учебные действия». Именно их формирование и является важнейшей задачей современной системы образования, обеспечивающих школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию» [1, 36-38].

УУД это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно -смысловых и операциональных характеристик.

Для наиболее значительных результатов по формированию универсальных учебных действий следует грамотно использовать современные образовательные технологии.

Современные образовательные технологии дают возможность получать новые, необходимые в современном образовании возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Основной педагогической задачей является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут школьникам овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в различных сферах жизни. Кроме того эти навыки учащийся сможет использовать в дальнейшей жизни.

К.Д. Ушинский написал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Эта фраза, пожалуй, лучше всего отражает смысл и суть современных образовательных стандартов.

Современное образовательная система строится таким образом, что педагог не столько дает школьнику знаний, сколько стремится обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие. Эта современная концепция требует от педагога не давать знания, а подталкивать ребёнка к поиску решения проблем возникающих у них на пути.

Насколько глубоки и полезны, получаемые, таким образом знания можно судить по сформированности универсальных учебных действий, которые в свою очередь делятся на: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Для их формирования и используются различные образовательные методы.

Рассмотрим некоторые из них:

Технология продуктивного чтения. При использовании этой технологии ученик самостоятельно анализирует текст, рассуждая и пытаясь его понять. Такой метод наиболее сильно влияет на личностное развитие учащегося. На уроках биологии применяется для ознакомления с новым материалом. Такой вид деятельности развивает все виды УУД;

Технология проектной деятельности. Метод проектов оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей учащегося, учит составлять план своей деятельности, приучает к ответственности и дает возможность ученику работать в команде. Это один из методов который позволяет задействовать всю группу учащихся на уроке биологии. Этот метод можно использовать как для ознакомления с новым материалом, так и для его закрепления. Развивает все виды УУД [2, 67-70].

141

Информационно-коммуникационные технологии. Это новый вид образовательных технологий. Он включает в себя поиск информации как в учебниках так и в сети Интернет. Благодаря постоянному обновлению информационных ресурсов, этот метод позволяет ученику получить большой объем знаний. Формирует познавательные и регулятивные УУД.

Система инновационной оценки «портфолио». Данная технология подразумевает составление коллекции работ учащихся, которая показывает его прогресс в обучении и достижения в определенных направлениях. На уроках биологии может быть применен для сохранения лабораторных и практических работ, отчетов по экскурсиям. Помогает в формировании личностных и регулятивных УУД [3, 32-35].

Технология игровых методов. Технология применяется для расширения кругозора, и развития коммуникационных способностей учащегося. Метод в основном применяется в младшей школе. Но может быть применен как фронтальный опрос на уроках биологии [1, 77-89].

Таким образом, можно сделать вывод, что современные образовательные технологии наиболее полно охватывают всю деятельность учащихся, формируя универсальные учебные действия.

Список литературы

1. Новикова А.М. Методология игровой деятельности // Школьные технологии, 2009. № 6. С. 77-89.

2. Громыко Г. Обучение в парах - и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы, 2010. № 3. С. 67-70.

3. Новикова Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания // Директор школы, 2008. № 2. С. 32-35.

РАЗВИТИЕ АКТИВНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ В РОЛЕВЫХ ИГРАХ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Поддубная В.А.

Поддубная Валерия Александровна - магистрант, кафедра социальной педагогики, Институт психологии и педагогики Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: ребенок как субъект любого вида деятельности в дошкольном образовательном учреждении по своей инициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Иными словами, ребенок в дошкольном возрасте - это, прежде всего, активный исследователь, который стремится самостоятельно познать окружающий мир и явления за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности. Инициативность и активность трансформируются в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора, а в дальнейшем - именно активность и инициатива становятся главными факторами подготовленности к обучению к школе.

Ключевые слова: ребенок как субъект, инициатива, активность главный фактор подготовленности к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.