Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство активизации читательского интереса учащихся при изучении древнерусской литературы в средней школе'

Проектная деятельность как средство активизации читательского интереса учащихся при изучении древнерусской литературы в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ейбоженко О. В.

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам использования метода проектов в современной школе, в частности – на уроках и во внеурочной деятельности при изучении древнерусской литературы. Интересны методические наработки исследователя, предлагающего свежий взгляд на изучение древнерусской книжности на рубеже XX-XXI столетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство активизации читательского интереса учащихся при изучении древнерусской литературы в средней школе»

Sound Forge, Audacity и др. Мы запишем звук с помощью встроенного редактора звукозаписи приложения MS PowerPoint. Переключитесь на тот слайд, где необходимо записать голосовой комментарий. Выберите команду Вставка-Звук-Записатъ звук..:.

Название: Записанный жук |

Продолжительность: О

Отмена

И И В____________________________

Рис. 2.

8. Появилось окно редактора звукозаписи. Начните запись, нажав на кнопку с красным кружочком. Прочитайте в микрофон ваш текст, затем завершите запись щелчком на средней кнопке. Нажав на кнопку со стрелкой можно прослушать записанный текст. Щелчком на кнопке ОК завершаем работу и возвращаемся на текущий слайд, где появится соответствующий значок.

9. Так же озвучьте все слайды, отрегулируйте громкость музыкального сопровождения так, чтобы он не заглушал ваш голосовой комментарий.

10.Выполните Настройку времени для каждого слайда, задав продолжительность не менее, чем голосовой комментарий.

11.Запустите Показ слайдов презентации, нажав клавишу F5.

Список литературы:

1. Гурьев С.В. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста. - http.//256.ru/publish/publ-stat.php?page=stat-guriev_i.

2. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - http.//www. ahmerov.com/book_563.html.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

© Ейбоженко О.В.*

Средняя образовательная школа № 1230 с углубленным изучением английского языка, г. Москва

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам использования метода проектов в современной школе, в частности - на уро-

Звукозапись

* Учитель, аспирант Московского института открытого образования.

ках и во внеурочной деятельности при изучении древнерусской литературы. Интересны методические наработки исследователя, предлагающего свежий взгляд на изучение древнерусской книжности на рубеже ХХ-ХХ1 столетий.

Литература в школьном изучении различна по своему содержанию, в ней звучат интонации писателей различных эпох и литературных направлений. Исключительно богата и самобытна древнерусская литература, она является гордостью нашей нации. Воспринимать литературу древности не просто, ее нельзя измерять теми же мерками, что и современное произведение.

Древнерусские произведения с конца XIX века постепенно были вытеснены из учебных программ современными произведениями. И сегодня совершенно не входят в круг чтения современного подростка, поскольку предшествующие поколения людей, живших в эпоху «строительства коммунизма» просто их не знали, полагая, что вся древнерусская литература

- это лишь «Слово о полку Игореве». Научить воспринимать духовное начало древнерусского текста, понимать глубину слова древнерусского книжника, осмыслить его замысел - сегодня истинная задача учителя-словесника. Древнерусских текстов в школьных программах по литературе немного и, соответственно, количество учебных часов, которое отводится на их изучение ограничено. Учителю необходимо вместить в 2-3 урока азы Православной культуры, исторические сведения о времени написания текста, сведения об искусстве эпохи, признаки жанра изучаемого произведения и, естественно, чтение и анализ самого текста. А также важно проследить влияние древнерусских литературных памятников на художественные произведения последующих столетий. Все это сложно уложить в рамки нескольких уроков, но это не освобождает учителя от обязанности ввести ученика в глубинный мир древнерусской литературы, активизировать его читательский интерес, привить ему любовь к произведениям, сделать эти тексты достоянием его круга чтения. Для этого в отечественной методике преподавания литературы наработано достаточно методов, приемов и форм работы, в том числе, и современных, созданных в начале XX столетия, нашедших свое активное применение на рубеже ХХ-ХХ1 вв., таков метод проектов.

Проектной деятельностью в 1930-е годы увлекалась М.А. Рыбникова. И хотя выдающийся методист отчасти и разочаровалась в этой методике, все же полезное из этого опыта можно и нужно извлечь [3, с. 311-312]. Например, работа над проектом предполагает смещение акцентов в учебном процессе на самостоятельную деятельность учащихся, их активность, изобретательность, позволяет создать на уроках атмосферу, где каждый ученик вовлечен в творческий процесс. Роль педагога при этом приобретает патронажный характер [4, с. 24].

В качестве примера обратимся к опыту работы над проектом по литературе «Домострой» - древнерусский литературный памятник ХУ! века».

Изучая древнерусские произведения, необходимо задействовать метод погружения учащихся в общекультурный контекст этого периода истории отечественной книжности. Используя рекомендации М.А. Рыбниковой относительно воздействия на различные стороны восприятия учащихся, можно интегрировать урок литературы с уроками музыки, например, прослушать на уроке записи самобытного древнерусского крюкового пения, с уроками истории, изобразительного искусства, применять информационнокомпьютерные технологии. Говоря на уроке о произведениях древнерусского агиографического жанра, необходимо обращаться к жанру иконописи (к иконам с клеймами изучаемого жития), попутно объясняя детям, символику используемую мастером-иконописцем.

Все это позволяет повышать интерес учащихся к литературе русского средневековья, помогает создать эмоциональный настрой детей на восприятие информации. В рамках предлагаемого проекта была использована идея интеграции уроков литературы и труда «Древнерусская кухня в тексте ХУ века «Домострой», что сделало проект увлекательным.

Проект развивался в двух направлениях:

- знакомство с древнерусской книжностью московского периода;

- изучение бытовой культуры и традиций средневековой Руси.

Изучение темы по этим направлениям позволило воссоздать картину

эпохи, понять мировоззрение средневекового русского человека, особенности его православного мышления, которые и предопределили художественный метод древнерусской литературы как религиозно-символический.

На первом этапе работы была сформулирована цель проекта - активизировать читательский интерес подростков к древнерусской литературе через изучение отечественного культурного наследия.

Задачи проекта:

- сформировать представление о древнерусской книжности как о жемчужине русской национальной культуры;

- формировать у школьников чувство национальной гордости и патриотизма, используя текст ХУ века «Домострой»;

- активизировать читательский интерес подростков к древнерусской литературе через компетентностный подход в обучении;

- предоставить учащимся возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Поскольку проект исследовательский, проблема исследования была сформулирована так: Как наши предки созидали русскую культуру? Из общей проблемы возникли проблемные вопросы, которые легли в основу заданий для сформированных групп: Какими особенностями отличалась историческая эпоха Московской Руси? Какие жанры древнерусской литературы преобладали в эту эпоху? Каким был быт и духовный мир читателя «Домостроя»? Почему «Домострой» называют уникальным литературным памятником ХУ! века?

Проектная методика предполагает как индивидуальную, так и групповую формы работы с учащимися. Вся система заданий направлена на то, чтобы каждый подросток мог реализовать свои способности. На этом принципе состоялось формирование рабочих групп.

Деятельность учащихся состояла на этом этапе работы в выборе и обсуждении задания, уточнении информации, выявлении проблемы. Деятельность учителя - в мотивировании учащихся, разъяснении цели работы, наблюдении за деятельностью учеников. Поскольку в проект была включена театрализация «Княжеский пир», то учителю потребовалось написать для этого сценарий, распределить роли в соответствии с желанием и способностями ребят. Подобрать музыкальное оформление.

Результаты (продукты) проекта ожидались следующие:

- выставка исследовательских работ учащихся;

- приготовленные блюда древнерусского застолья;

- выставки рисунков: «Кухоннаядревнерусскаяутварь»;

- слайд-презентации по темам заданий;

- театрализация «Княжеский пир»;

- выставка использованной литературы по теме проекта.

Второй этап предусматривал планирование сроков работы, анализ проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы. Гипотезу ученики сформулировали на основе высказывания В.О. Ключевского: «Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей - и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова» [2, с. 433-434]. Мы хотим доказать, что изучая бытовую культуру Древней Руси, ее литературу человек осознает себя звеном в цепи поколений.

Деятельность учащихся на втором этапе заключалась в выдвижении гипотезы, планировании действий и времени, извлечении основного содержания прочитанного, исследовании вариантов решения задач, выборе наиболее удачного. Деятельность учителя - в помощи учащимся проанализировать и синтезировать информацию, стимулировании и корректировке начавшейся работы.

Третий этап - это этап реализации проекта. В его основе поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу, интегрирование всей найденной информации. Подготовка нагляднографического материала, разработка видеоряда проекта.

Деятельность учащихся на данном этапе предусматривает работу с информацией, синтез идей, оформление исследовательских работ. Деятельность учителя состоит в контроле и коррекции промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководстве и координации работы учащихся.

Четвертый этап работы - защита проекта, который заключается в представлении результатов проектирования среди своей классной параллели и на школьном мероприятии. Оценка и подведение итогов.

Деятельность учащихся заключалась в защите проекта, участии в коллективной оценке результатов деятельности. Деятельность учителя - в участии в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

Из выступления учащихся: «В результате работы над проектом наша гипотеза подтвердилась, видя, каким трудом, мудростью, глубиной мысли, терпением и подвигами поколения русских людей созидали нашу культуру, мы осознаём себя ее частью. Произведения Древней Руси разрушают преграды времени, и мы можем представить себя участниками тех далёких событий. В этом нам и помогают наши мудрые предки - книжники».

Методы и приемы работы учащихся в работе над проектом:

- подбор и анализ художественных и исторических текстов, изучение различных источников: справочных пособий, работа в сети Интернет;

- оформление самостоятельного письменного исследования;

- выполнение рисунков;

- театрализация;

- изучение и приготовление блюд древнерусской кухни;

- работа с фотоматериалами, репродукциями.

Таким образом, приведенный выше способ использования метода проектов при изучении древнерусской литературы в средней школе развивает у школьников умение подбирать литературу, необходимую для выполнения заданий, выбирать интересующий материал, конспектировать его и цитировать, составлять планы своих устных выступлений и письменных работ. Видный отечественный методист М.Г. Качурин утверждал, что проектная деятельность учит подростков не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но и пользоваться ими: «... литературная теория с этого времени и далее будет накапливаться в виде материала для заучивания и ответов, т.е. в виде мертвого груза, эмоционально отторгаемого сознанием (что, как известно, часто происходит)» [1, с. 35]. Открытия подростков весьма субъективны, но работа над проектными заданиями помогает овладеть терминологией, стилистикой, методами анализа произведения это происходит естественно, становится внутренней потребностью, а не навязанной необходимостью.

Естественным образом после этого учащиеся обращаются к чтению древнерусских текстов.

Безусловно, изучение древнерусской литературы в школе не должно строиться исключительно по схеме проектного обучения, но при обобщении учебного материала, при отработке навыков и умений этот метод принадлежит к числу эффективных, способствующих активизации читательского интереса школьников к текстам Древней Руси.

Список литературы:

1. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. - М., 1988.

2. Ключевский В.О. Очерки и речи. - М., 1913.

3. Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М., 1976.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.

- 4-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007.

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЧИТАТЕЛЬ-ШКОЛЬНИК В ПРОСТРАНСТВЕ МЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ

© Землянко Е.В.*

Московский гуманитарный педагогический институт, г. Москва

В этой статье рассмотрены некоторые аспекты бытования литературы начала XXI века в медиапространстве и особенности восприятия ее чигателем-школьником. Показана необходимость дополнения традиционной триады Автор - Образ - Читатель, в рамках которой описывается восприятие произведения, четвертым элементом - «Издатель».

В современных социокультурных условиях текст стал не только артефактом культуры, но и ее продуктом. Общество начала XXI века живет, постоянно производя и потребляя различные развлечения. Даже написание и издание книг стало своеобразным «производством» в индустрии развлечений наравне с кино.

С сожалением приходится признать и тот факт, что современный читатель, особенно юный, не имеющий достаточного опыта общения с книгой, уже состоялся как массовый человек, о котором когда-то писал Ортега-и-Гассет. Следуя его мысли, современного читателя можно охарактеризовать как человека, представляющего собой «полуобразованного «нового варвара», считающего свои желания и потребности самыми значимыми, а свои представления о красоте и нравственности абсолютными. При этом массовый человек не принадлежит к определенному сословию. Это, скорее, социально-психологический тип с ограниченной креативностью, предпочитающий воспринимать сложную действительность через призму клише и стереотипов, фантазий и иллюзий, помогающих ему обрести ясность и завершенность видения» [Цит.: 3, с. 23].

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.