Научная статья на тему 'Формирование читательской культуры подростков'

Формирование читательской культуры подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / READER''S CULTURE / ПОДРОСТКИ / YOUTH / УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ / LITERATURE LESSONS / ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС / ELECTIVE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсенко Ольга Фёдоровна

В статье рассматривается сущность понятия «читательская культура личности» и его структурные компоненты; выявлены особенности работы с обучающимися подросткового возраста; определены пути формирования читательской культуры подростков на уроках литературы и занятиях факультативного курса «Книга учитель и друг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Reading Culture of Teenagers

The article deals with the essence of the concept of “reader's culture of personality” and its structural components; the peculiarities of the work with the students of adolescence; the ways of formation of reading culture of teenagers at lessons of literature and lessons elective course “Book a teacher and friend”.

Текст научной работы на тему «Формирование читательской культуры подростков»

20/?//

или мотивно-образную систему, является основанием для формирования представления о литературном процессе как художественном континууме.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности изучения произведений древнерусской литературы. Особое внимание уделяется вопросу об изучении категории авторства в разных жанрах, а также возникновению сатиры. Актуализируется мысль об использовании метода прогнозирования литературной традиции, который позволит сформировать представления обучающихся о едином литературном континууме.

Ключевые слова: автор, древнерусская литература, сатира, жанр, аналитические способности.

SUMMARY

The article reveals the features of the study of works of Old Russian literature. Particular attention is paid to the study of the category of authorship in different genres as well as the emergence of satire. The idea of using the method of the literary tradition of forecasting is actualized as such, that will allow students to form a representation of a single literary continuum.

Key words: author, Old Russian literature, satire, genre, analytic skill.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI - середина XV в.). - М.: Языки русской культуры, 2000. -199 с.

2. Кусков В. В. История древнерусской литературы. - М.: Юрайт, 2015. - 336 с.

3. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. - 360 с.

4. Лихачев Д. С. Смех Древней Руси. -Л.: Наука, 1984. - 295 с.

5. Первые семьсот лет русской литературы // «Изборник»: сборник произведений литературы Древней Руси / сост. Д. С. Лихачёв, Л. А. Дмитриев. - М., 1969. - С. 5-26.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Фило-

логия (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450301_Fil ologia.pdf (дата обращения: 18.02.2017).

О. Ф. Фурсенко

УДК 028.6-053.6

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

XXI век - это время перехода к высоким технологиям информационного общества, в котором качество образовательного потенциала, уровень культуры и компетентности молодого человека приобретает решающее значение. Неустанный научно-технический прогресс, необходимость овладения новой техникой предполагает постоянное пополнение знаний, поэтому так важно сформировать у обучающихся глубокие и устойчивые познавательные интересы.

Одними из главных задач курса предмета «Литература» определяются формирование у школьников потребности и интереса к чтению, воспитание любви к книге, а также подготовка квалифицированных читателей, способных ориентироваться в многообразии современной художественной литературы, выбирать книгу для чтения, самостоятельно определять ее художественную ценность, оказывать содействие тому, чтобы чтение в школе и после ее окончания стало их жизненной

необходимостью. Поэтому так важно формировать у учащихся читательскую культуру на уроках литературы и во внеклассной работе.

Цель статьи - рассмотреть пути формирования читательской культуры подростков.

Анализ исследований О. Брюхановой [1], Т. Бугрименко, Г. Цукермана [2], Н. Дворя-шиной [3], И. Долецкого [4], Е. Романичевой [5] позволил выявить сущность понятия «читательская культура личности» и его структурные компоненты.

Читательская культура есть совокупность знаний, умений, чувств, позволяющих полноценно и самостоятельно усваивать художественную литературу. Она складывается из трех взаимодействующих компонентов: читательского сознания, читательских чувств и читательского поведения.

Уровень читательского сознания, литературной эрудиции включает в себя запас фактических знаний «золотого фонда» литературы (практическое знакомство с художественными произведениями), приобретение необходимого круга знаний по теории и истории литературы, освоение логики анализа произведений в их родовой и жанровой специфике.

Уровень читательских чувств, оценочных ориентаций включает в себя первичный показатель - способность к восприятию конкретных произведений и другой основной показатель - эстетический вкус, то есть способность к оценке произведений искусства на основе осознанных критериев.

Уровень читательского поведения указывает на наличие и степень развитости читательской культуры в практической деятельности человека (выбор литературы, работа с ней, пропаганда книги) на степень приобщения к творческой деятельности, на уровень овладения переносом знаний, умений и навыков в сферу самостоятельного чтения.

Считается, что работать в средних классах учителю литературы легче, чем в старших, поскольку изучаются произведения небольшого объема, и в основном обучающиеся прочитывают необходимый материал и усваивают его содержание на уроке. Однако часто подростки самостоятельно не умеют

проанализировать текст детально, поскольку привыкли к коллективным формам работы. Простой литература как учебный предмет кажется и обучающимся. На замечания родителей, почему подросток не готовит заданий по литературе, часто следует ответ: «А нам ничего не задали. Ответить на вопросы? Подготовить пересказ? Это я и так знаю». В чем причина подобного отношения?

Прежде всего, укажем, что ученые-педагоги Т. Антоненко, В. Бутенко, С. Карпенчук, В. Оржеховская отмечают, что педагогическая работа с обучающимися среднего школьного возраста в современных социокультурных условиях наиболее важна и трудна, поскольку педагогам необходимо глубоко осмыслить особенности развития и поведения подростка, уметь поставить себя на его место в условиях учебно-воспитательного процесса и реальной жизни. Только так можно преодолеть некоторую отчужденность подростков от учителей, школы, родителей, общества.

Следует отметить, что в данном возрасте повышается социальная активность школьника, направленная на усвоение социальных и культурных образцов и ценностей. Главным в формировании личности подростка является развитие его аксиологически-моти-вационной сферы. Представители психологической науки (Л. Божович, Л. Благонадёжи-на, Е. Савонько) рассматривают ценностные ориентации подрастающей личности в аспекте доминирующих мотивов поведения.

Психологи и педагоги отмечают, что в подростковом возрасте знания, их объем и глубина становятся существенным фактором для повышения общего уровня культуры и формирования установок, в том числе и в сфере литературы. Однако воплощение прогрессивных идей науки в конкретных методиках в подходе к серьезному изучению обозначенной нами проблемы в средних классах едва намечается.

Одним из путей развития читательских умений обучающихся является выявление особенностей читательского восприятия и корректировка читательских интересов и установок с учетом индивидуальных особенностей обучающихся подросткового возраста.

20/?//

Воспитание человека читающего является целью школьного изучения литературы и не может быть осуществлено только на уроках. Современный школьник сталкивается с самой разнообразной культурной информацией. Радио, телевидение, кино, театр, Интернет с большой силой воздействуют на читательские интересы подростков, часто определяя круг и характер внеклассного домашнего чтения. Редкие уроки внеклассного чтения не в состоянии охватить все интересующие и необходимые им вопросы.

В значительной мере этому расширению горизонта знаний способны помочь факультативные занятия авторского курса «Книга -учитель и друг» для обучающихся 7-8 классов. Это система занятий увлекательных, живых, творческих, требующих не только обмена впечатлениями, который достаточен для беседы в кружке, но и углубленных изучений. Здесь меняются отношения учителя и учеников. Они становятся коллегами-исследователями, только учитель более опытный и знающий, а дети - начинающие. Статус члена факультатива должен быть новым для обучающегося, поскольку здесь он осознает степень своего участия в совместном поиске целой группы единомышленников, заинтересованных результатом общей деятельности, увлеченных и неравнодушных.

Специфика факультативных занятий определяется, прежде всего, тем, что на них школьники приходят не по обязанности, как на урок, а добровольно, Если на уроках литературы учитель стремится вызвать интерес к предмету темы, то на факультативных занятиях надо поддерживать и углублять уже возникший интерес. Формы проведения факультативных занятий более свободные, чем урока: это и устный журнал, и экскурсия, и литературная гостиная, и тематический утренник, и встречи с писателями. Неофициальная обстановка позволяет создать комфортную атмосферу, в которой ярче проявляются личностные качества каждого из участников, в том числе и в совместной проектной деятельности по созданию мультимедийных презентаций, посвященных отдельным темам вышеупомянутого факультативного курса.

Факультативные занятия должны быть неразрывно связаны с внешкольной и внеклассной работой. Внеклассная работа открывает перед обучающимися радость побед, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. Развитие традиции написания сочинения как самостоятельной творческой работы, опирающейся на содержание прочитанных литературных произведений, демонстрирующей видение автором работы проблем, отраженных в произведении, и его собственный взгляд на мир и литературу, приобретает привлекательность для обучающегося, если принимает соревновательный характер. Именно этому способствуют предлагаемые в рамках проекта, целью которого является социализация подростков и юношества средствами популяризации чтения, конкурсы творческих работ. Приведем пример сочинения участника Межрегионального конкурса сочинений «С книгой по жизни» Щербины Кирилла (8 класс) по направлению «Книга, которую можно читать всю жизнь».

«Я живу в городе у моря. С раннего детства меня всегда притягивал шум прибоя. Волны, набегая на берег, в какое бы время суток ты ни приходил сюда, всегда будят воображение и вызывают фантастические картины. Наверное, поэтому книги о море мне нравятся больше всего: с удовольствием отправляюсь в путешествие с героями Д. Дефо, Ж. Верна, Р. Стивенсона, Дж. Олдриджа, К. Станюковича, А. Грина. А недавно, прочитав повесть Э. Хемингуэя «Старик и море», я вдруг понял, что такое небольшое по объему произведение с таким незатейливым сюжетом заставило меня задуматься о многом, на что даже никогда раньше не обращал внимание. Возможно, что не все еще могу осознать в той мере, в какой об этом говорит писатель, мне кажется, всю глубину его мыслей можно постичь только с приобретением жизненного опыта.

Именно эту книгу можно читать всю жизнь, и в голову будут приходить все новые

и новые мысли, которые меняют мировосприятие человека, раздвигая границы его кругозора. Э. Хемингуэй любил сравнивать свои произведения с айсбергом, потому что многое в его книгах от поверхностного взгляда скрыто. По-моему, видимая его часть в прочитанной мною повести - это старик Сантьяго и все, происходившее с ним. Известно, что писатель долго жил среди рыбаков - людей мужественной и трудной профессии; знал их судьбы, до тонкостей изучил секреты их непростого ремесла, а прототипом главного героя стал Карлос Гутьеррес, с которым автор познакомился на Кубе.

История о том, как восемьдесят четыре дня старик рыбачил у берегов Гаваны, пока, наконец, не поймал долгожданную огромную рыбу, которая даже не помещалась в лодке, и акулы съели ее еще до того, как рыбак вернулся на берег. Жанровой спецификой повести-притчи является ее дидактико-аллего-рический смысл, кроме того, в ней очень много символов. На мой взгляд, даже название можно расшифровать: старик - опыт человека и в то же время его ограниченность, а море - жизнь во всем многообразии ее проявлений. Создатель повести показал реальный мир суровым, полным загадок и человеческих тревог, побед и поражений, несправедливости и безысходности, но одновременно автор оптимистически верит в необъятные силы духа своего героя. Собственные опыт и знания он передал в художественном образе, который обогатил мои представления о мире. Главная мысль повествования выражена в формуле: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

В основе композиции повести лежит антитеза. Противопоставляются мир природы и мир человека, два героя: старик-рыбак и мальчик Манолин, который продолжает рыбацкую традицию жителей поселка. Мечта старого рыбака о том, чтобы поймать меч-рыбу, осуществилась ценой его неимоверных, поистине нечеловеческих усилий, но тут судьба посмеялась над ним, ведь он не смог накормить ею людей. Сантьяго выстоял в борьбе с акулами, но они изуродовали и уничтожили благородную рыбу, превратив ее в скелет.

Как часто мы теряем то, к чему так стремимся. В этот момент каждый начинает размышлять о правильности своих действий, происходит переоценка идеалов. Вот тогда среди нас и не будет безразличных людей, которые равнодушно и безучастно относятся к окружающему миру, позволяют себе пребывать в неведении о том, какой невосполнимый урон наносим мы природе и себе же самим, поскольку являемся ее частью тоже. Как легко утратить нравственные ценности, как, даже не желая того, демонстрируем черствость и близорукость там, где надо выражать сердечность и зоркость! Об этом задумываешься, когда размышляешь над сопоставлением прошлого Сантьяго, в котором были дни преуспевания и успеха на берегах Африки, и настоящего, в котором остались только воспоминания и сны о молодости и львах. Теперь его не отпускает ощущение одиночества и последняя надежда на осуществление мечты, связанной с морем.

Я переживаю это очень реально, благодаря мастерству рассказчика, что находит отражение в стиле повествования, поражает точность, рельефность и поэтичность описаний моря и мужественной борьбы Сантьяго с меч-рыбой и акулами. Глазами мудрого старика мы видим, как живет океан своей полной, разнообразной и драматичной жизнью: птица фрегат охотится за летучими рыбками, громадные морские черепахи, прикрыв глаза, поедают мерцающие ядовитые пузыри физа-лий, быстрая макрель и жирный тунец разрезают волны в поисках пищи, добела взбивая зеленоватую воду. Летучие рыбы и морские ласточки - друзья рыбака, он испытывает к ним чувство нежности и привязанности. Приведем всего один фрагмент текста: «Облака над землей возвышались теперь, как горная гряда, а берег казался длинной зеленой полоской, позади которой вырисовывались серо-голубые холмы. Вода стала темно-синей, почти фиолетовой... Причудливое отражение лучей в воде теперь, когда солнце поднялось выше, означало хорошую погоду, так же как и форма облаков, висевших над землей». Как живописно представлено море! Сравнения,

20/?//

эпитеты очень красочно, метко передают место действия повести. Э. Хемингуэй говорил, что он «пытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, и настоящих акул». И писателю это удалось сделать. А трогательная забота Манолина о своем учителе и друге описана тонко, с едва уловимым мягким юмором. В финале мы слышим уверенный голос мальчика, обращенный к наставнику: «Ты должен поскорее поправиться, потому что я еще многому должен у тебя научиться, а ты можешь научить меня всему на свете...».

Для каждого из нас важно почувствовать жизнь так же, как и близкая, родственная тебе душа! Э. Хемингуэй передает это ощущение от старика к мальчику, как эстафету трепетного, чуткого и внимательного отношения к миру, в котором мы живем. А нам, читателям XXI века, писатель предлагает еще и еще раз обращаться к тем философским проблемам, которые каждый решает для себя сам».

Активизации мышления читателя способствует его участие в разнообразных формах групповой и массовой работы. Более того, индивидуальная работа с читателем может успешно осуществляться только в атмосфере общей увлеченности искусством, а значит, в тесной связи со всей системой внеклассной работы. Процесс подготовки того или иного внеклассного мероприятия - это более продолжительное время общения ребенка с автором художественного произведения, более внимательное и сосредоточенное чтение и осознание образов, идей, ситуаций, вживание в них, проведение параллелей с собственным жизненным опытом. Читательские конференции, диспуты, устные журналы, утренники, вечера не только вовлекают большое количество школьников в ряды творческих читателей, но и воздействуют на формирование читательских интересов всего окружения обучающихся (родителей, братьев и сестер, друзей, знакомых, соседей по дому).

Вот почему родительский дом должен стать местом, где книгу любят, пропагандируют, где вместе читают любимое вслух, где

всегда могут подумать и поспорить о прочитанном.

Предлагаем фрагмент выступления учителя литературы на родительском собрании.

«Уважаемые родители, выключите телевизор, отложите дела и хотя бы раз в неделю почитайте вместе с ребенком любимую книгу, посмотрите друг на друга, помолчите, вспомните себя в их возрасте, свои реакции, порекомендуйте детям то, что вы любили читать в детстве. Семья и школа должны объединить свои усилия и действовать в союзе друг с другом. Взаимообогащающее общение детей и родителей может состояться на основе совместного чтения и обсуждения прочи-тайного. Родителям представится возможность осмыслить характер, поступки, отношение своего ребенка к различным литературным героям, ситуациям, описанным в том или ином произведении. К величайшему сожалению, чем дальше от начальной школы уходит ребенок, тем реже его родители считают нужным и полезным, а главное, радостным это совместное чтение. Общение с живым словом, непосредственный комментарий, обмен впечатлениями, воспитание внимания, чуткости к слову, формирование настоящего художественного вкуса не заменить ничем».

С целью изучения читательских умений, интересов, вкусов, предпочтений используется анализ читательских формуляров учащихся, посещающих школьную библиотеку, а также анкетирование.

Анкета может включать следующие вопросы:

- Знаете ли Вы, чем отличается художественная книга от научной, научно-популярной; любите ли Вы читать художественную литературу?

- Сколько прочитано книг за последний год?

- Какие книги Вам больше нравятся?

- Кто Ваш любимый писатель, поэт?

- Знаете ли Вы, как подобрать литературу по интересующему вопросу?

- Ведете ли Вы читательский дневник или какие-либо другие записи о прочитанном?

- Часто ли посещаете библиотеку?

- Занимаетесь ли в читальном зале?

- Есть ли у Вас домашняя библиотека? При проведении с обучающимися 8 класса (28 чел.) анкетирования были получены следующие данные:

Таблица 1.1

Отношение учащихся к художественной литературе(%)

Знаю, люблю 21,4 (6 чел.)

Знаю, не люблю 3,6 (1 чел.)

Не знаю 7,1 (2 чел.)

Не знаю, люблю 57,1 (16 чел.)

Не знаю, не люблю 10,8 (3 чел.)

57,1 % (16 чел.) респондентов ответили, что за год прочли 10 книг, среди них такие, как А. Стругацкий, Б. Стругацкий «Понедельник начинается в субботу»; В. Скотт «Айвенго»; Дж. Олдридж «Последний дюйм»; Э. По «Золотой жук»; Майн Рид «Всадник без головы», 21,4 % (6 чел.) - 6 книг, среди которых А. Дойл «Приключения Шерлока Холмса»; Ж. Сименон «Мегрэ и другие»; В. Богомолов «Иван»; Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо», 10,8 % (3 чел.) - 3 книги и 10,8 % (3 чел.) - 2 книги, среди них такие, как Дж. Толкиен «Властелин колец», «Власть тьмы».

57,1 % (16 чел.) ответили, что ведут читательский дневник, а остальные учащиеся -делятся своими впечатлениями в устной форме.

Одной из форм общения с книгой является ведение читательских дневников. Учащимся предлагается вести записи, обратив внимание на автора книги, ее название, самые интересные мысли, описания, эпизоды, перечисления событий, касающихся главного героя; поделиться своими впечатлениями о прочитанном. Подросткам предлагаем вопросы для отзыва:

- Какова тема и основная мысль произведения?

- Кто главный герой?

- Над какими вопросами книга заставила задуматься?

- Чем понравилась и чем не понравилась книга?

- В чем можно согласиться с автором, а в чем можно поспорить?

Через читательский дневник осуществляется индивидуальная связь с обучающимися. Рецензия учителя на отзыв о книге, короткая реплика-одобрение, реплика-возражение, беседа, если написанное спорно, - все это способствует укреплению той духовной связи между наставником и его питомцем, которая помогает формировать его убеждения и эстетические вкусы.

Проведенные нами наблюдения за школьниками, отзывы родителей, а также размышления о прочитанном в читательских дневниках свидетельствуют об эффективности вышеописанной системы работы и ее позитивном влиянии на повышение уровня читательской культуры подростков.

В результате проведенного исследования была реализована его цель. Созданы педагогические условия, обеспечивающие реализацию активизации читательской деятельности школьников.

Формирование читательской культуры учащихся среднего школьного возраста осуществляется эффективно, если организовать специальные факультативные занятия, на которых происходит углубление знаний и интереса к книге, чтению; развитие общеучебных умений работы с художественной, научной и научно-популярной литературой. Кроме этого, систематическая работа, ведущаяся на уроке литературы и уроках внеклассного чтения, направлена на осознанное восприятие, правильное понимание и обоснованную оценку прочитанного, с последующей самостоятельной деятельностью читателя-школьника в семье, в ближайшем окружении сверстников, а также проявляющаяся в участии подростков во внешкольных и внеклассных мероприятиях, имеющих социокультурную направленность.

Весь комплекс вышеперечисленных организационных форм учебно-воспитательного процесса составляет педагогическую модель, значительно повышающую уровень читатель-

ского сознания, читательских чувств, активизирующую читательское поведение школьников.

Новизну предлагаемого педагогического опыта составляет авторская программа факультативного курса для учащихся 5-8 классов «Книга - учитель и друг».

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается сущность понятия «читательская культура личности» и его структурные компоненты; выявлены особенности работы с обучающимися подросткового возраста; определены пути формирования читательской культуры подростков на уроках литературы и занятиях факультативного курса «Книга - учитель и друг».

Ключевые слова: формирование, читательская культура, подростки, уроки литературы, факультативный курс.

SUMMARY

The article deals with the essence of the concept of "reader's culture of personality" and its structural components; the peculiarities of the work with the students of adolescence; the ways of formation of reading culture of teenagers at lessons of literature and lessons elective course "Book - a teacher and friend".

Key words: formation, reader's culture, youth, literature lessons, elective course.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брюханова О. В. Книга и чтение в жизни современного школьника: о пути учителя к ученику с детской книгой // Литература в школе. - 2015. - № 1. - С. 22-24.

2. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. - М.: Знание, 1987. - 96 с.

3. Воспитание культуры чтения школьников. Из опыта работы / под ред. И. И. До-лецкой. - М.: Педагогика, 1971. - 128 с.

4. Дворяшина Н. А. Растить читателя: роль семьи в приобщении ребенка к книге // Литература в школе. - 2015. - № 3. - С. 2-8.

5. Романичева Е. С. Чтение в школьном литературном образовании: негативные изменения и возможные пути их преодоления // Литература в школе. - 2015. - № 4. -С. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.