Научная статья на тему 'История и современность в детско-подростковой прозе XXI века: литературоведческий и методический аспект'

История и современность в детско-подростковой прозе XXI века: литературоведческий и методический аспект Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

89
40
Поделиться
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ / РУКОВОДСТВО ЧТЕНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ / СПИСКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / SHAPING STUDENTS’ INTEREST IN READING / GUIDANCE OF SCHOOLCHILDREN''S READING

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Кутейникова Наталья Евгеньевна

В контексте сегодняшней полемики по поводу руководства самостоятельным чтением школьников в статье рассматриваются возможные пути и формы приобщения детей и подростков к чтению на основе знакомства и изучения современной детско-подростковой литературы, подчеркивается ведущая роль учителей-словесников в процессе формирования читательской культуры подрастающего поколения.

THE PAST AND THE PRESENT IN THE YOUTH PROSE OF THE TWENTY FIRST CENTURY: LITERARY AND METHODOLOGICAL ASPECTS

In the context of the current controversy over guidance in the area of children’s independent reading, this article discusses possible ways and forms of introducing children to reading based on studying contemporary youth literature. It emphasizes the leading role of language and literature teachers in shaping the reading culture of the young generation.

Текст научной работы на тему «История и современность в детско-подростковой прозе XXI века: литературоведческий и методический аспект»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №3(41)

УДК 37.013.32

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ ПРОЗЕ XXI ВЕКА: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Н.Е.Кутейникова

В контексте сегодняшней полемики по поводу руководства самостоятельным чтением школьников в статье рассматриваются возможные пути и формы приобщения детей и подростков к чтению на основе знакомства и изучения современной детско-подростковой литературы, подчеркивается ведущая роль учителей-словесников в процессе формирования читательской культуры подрастающего поколения.

Ключевые слова: формирование интереса учащихся к чтению; руководство чтением школьников; списки для самостоятельного чтения; современная детско-подростковая литература.

Восприятие литературы - процесс сложный и многогранный, поэтому обучать детей умению понимать и воспринимать читаемое или слышимое необходимо с раннего детства, но особенно актуальна эта проблема в начальной и средней школе. Научившись читать (и даже еще в процессе обучения), дети 6-10 лет проявляют повышенный интерес не только к фольклорным произведениям и художественной литературе, но и к книгам научно-познавательным, раскрывающим перед ними обширный мир знаний. Все это, в свою очередь, подводит нас к систематической работе по формированию читательской компетенции как каждого ученика в отдельности, так и групп учащихся - классного, элективного или факультативного коллектива, членов кружков.

Читательская компетенция школьников может быть сформирована только при условии разумного, системного и разнообразного чтения детьми и подростками литературы в школе (на уроках и внеурочных занятиях) и дома, то есть самостоятельно. По мнению Г.Селевко, «компетенция - готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели» [1]. Готовность к целенаправленной и осмысленной деятельности, требующая дисциплины и усидчивости, возникает, во-первых, если сформирован интерес к такой деятельности, во-вторых, если показаны инструменты данной деятельности. При этом под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности - качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта; они легче всего приобретаются в процессе самой практической деятельности, а также в процессе осмысления этой деятельности, во время чтения или слушания интересных и актуальных для совре-

менных учеников произведений [2], в беседах со старшими - родителями, бабушками и дедушками, учителями.

Главное - показать ученикам, что чтение -это занимательный и познавательный вид досуга, помогающий при этом быть успешным и на занятиях в школе, и в среде сверстников: интересный рассказчик всегда в центре внимания детского коллектива, так как он, как правило, и замечательный выдумщик различных игр на основе сюжетов прочитанных книг, и поражает воображение окружающих «объемом знаний», своим интеллектом и умением пересказывать прочитанное.

Подростков и юношество больше привлекают произведения с приключенческим сюжетом, порой разворачивающимся на знакомом или малознакомом, но интересном историческом фоне. Для них познавательный аспект как бы отходит на второй, иногда и третий план. Часто это произведения с авантюрным героем в центре сюжета, не всегда главным, однако привлекательным для бунтующего сознания подростков-читателей. Причем данные произведения могут быть созданы как в контексте «большой» литературы, в рамках российской традиции называемой «беллетристикой», так и литературы массовой, и всегда - в контексте научно-художественной литературы, возникшей на стыке художественной и познавательной литератур. По большому счету, современному читателю 14-20 лет все равно, что читать (при условии, что нам удалось его заинтересовать чтением!), так как главными для него являются две установки на чтение: увлекательность и познавательность, прежде всего - познание мира и людей, осознание самого себя в этом мире.

Наиболее востребованы подростками и юношеством в последние десять-пятнадцать лет произведения исторической тематики, причем соз-

данные в контексте различных функционально-жанровых систем: художественной, массовой и научно-познавательной литературы. Именно поэтому, на наш взгляд, недопустимо недооценивать роль данной литературы как в процессе становления читающей личности, так и в процессе приобщения детей к историческому прошлому народов, населяющих территорию Российской Федерации. Знание истории развития человечества позволяет формировать представление о единстве мира, взаимосвязи различных цивилизаций и народов. Это - интегративная функция обучения.

Мотивационная функция чтения и изучения литературы исторической тематики заключается в том, что исторические сведения активизируют весь учебно-познавательный процесс в целом, являются средством развития интереса учащихся как к предмету Литература, так и к истории вообще, культурологии, обществознанию, философии.

Развивающая функция современной литературы исторической тематики базируется на том, что «элементы» истории, запечатленные в художественном произведении, являются эффективным средством организации проблемного обучения, содействуют развитию творческих способностей учащихся. При этом осуществляется и воспитательная функция уроков и внеурочных занятий по литературе: научные споры на занятиях, основанные на обсуждении исторических фактов, событий, проблем, способствуют воспитанию у школьников терпимости к чужому мнению, развитию коммуникативных умений и навыков, способности к разрешению конфликтных ситуаций. На примерах жизни людей далекого и недавнего прошлого, на примерах истории открытий - географических, научных, искусствоведческих - можно привить учащимся веру в их собственные силы, желание испытать эти силы на тех задачах, которые возникают перед современной жизнью и наукой.

Исторические сведения расширяют кругозор учащихся (общекультурная функция обучения), способствуют формированию представлений об основных периодах развития человечества и мировой культуры. Повышение общеисторической культуры естественным образом содействует повышению и профессиональной (на пропедевтику), и общей культуры обучающихся.

В последнее время на рынке детско-подростковой литературы появилось много нового и интересного, в том числе и литературы исторической тематики. Как правило, все произведения, так или иначе затрагивающие историческую тему, нельзя однозначно причислить к

какому-то жанру: они абсолютно все эклектичны, часто мозаичны - это наследие эпохи постмодернизма, иногда трудно воспринимаемы взрослой аудиторией, но именно из-за своей мо-заичности, неоднозначности в жанровом плане они легко воспринимаются современными читателями-школьниками. Главное, что учитывают авторы, это психолого-физиологические особенности подросткового возраста, а также восприятие художественного произведения детьми начала XXI столетия.

Произведение Екатерины Каликинской (1961) «Путешествие на Сказанщину, или Вслед за волшебным котом» [3] - это сплав сказки и фэнтези, который порождает воистину современное и интересное произведение; аллюзии и реминисценции уводят детей-читателей в мир их раннего детства, мир воспоминаний, так похожих на воспоминания мамы Лизы и дяди Тимофея. Вживаясь в роль детей-персонажей Маши и Феди, попавших в Древнюю Русь, современные юные читатели встретятся в Зазеркалье с детьми Лизой и Егором-Тимофеем, с любимыми персонажами фольклорных и авторских сказок, былинными богатырями и героями Древней Руси. Их домашний кот, превративший в Котофея Ивановича (отсыл к русским народным сказкам), становится более похожим на Кота-в-сапогах и, как Кот-в-сапогах, выполняет поручения своих хозяев, параллельно проводя их по карте Русской Истории.

Главный герой современной авторской сказки так же, как и герой в фэнтези и нравоучительной литературе начала XXI века, проходит свой Квест - путь в пространстве «другого» мира: виртуального, сказочного, исторического. Решая нравственные проблемы в иных мирах, он учится жить в сегодняшнем мире. Возвращаясь в свое время и «свой мир», герой четко определяет, на чем теперь базируются все его принципы. При этом читателю не навязывают данный выбор: внешне это только выбор главного героя или героев произведения.

С учениками 5-6-х классов можно нарисовать карту путешествия детей по Сказанщине, на основе которой можно создать игру - традиционную, на нарисованной карте, или компьютерную, если ученики способны это сделать; при этом правила и условия игры пишут несколько команд учащихся, по правилам одной группы играют все. Хорошо работает и на развитие восприятия художественного произведения, и на формирование творческих и познавательных способностей учащихся традиционный прием иллюстрирования - создание иллюстраций к произведению, в данном случае еще одновременно вспом-

нив сведения и по истории, и по литературе. Ученики 8-9-х классов обычно создают достаточно сложные проектные работы по исследованию жанровой принадлежности таких произведений, как повесть Ек.Каликинской «Путешествие на Сказанщину», исследуя художественные приемы современных авторов, традиции и новаторство в современной детско-подростковой литературе (см. опыт работы учителя-методиста О.В.Брюхановой, ГБОУ СОШ №947 ЮАО г.Москвы [4-5]).

Повторить и закрепить исторические и культурологические сведения, полученные учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы, поможет чтение исторической сказки Елены Чудиновой (р. 1959) «Гардарика» [6]. По жанру это все-таки историческая повесть, написанная с большой долей вымысла, иногда - фантастики, как и большинство произведений для детей и подростков начала XXI века. Книга Чу-диновой - вовсе не фэнтези или научная фантастика: волшебное и фантастическое спрятано здесь в глубине сюжета, в домысливании каких-то исторических фактов, о коих не осталось записей в летописи. В то же время домысливание это вполне органично, естественно, то есть без натяжки вписывается в те исторические события, о которых мы знаем предостаточно из курса истории Отечества. Анализируя это произведение Е. П.Чудиновой на уроке внеклассного чтения, можно не только остановиться на идейно-художественных особенностях современной приключенческой литературы, на трансформации жанра авторской сказки в XXI столетии, но и на проблеме ответственности человека за свои поступки. Здесь же можно затронуть (более глубоко или лишь пропедевтически) тему взаимоотношений человека и государства, а также подробно остановиться на теме выбора жизненного пути и жизненных приоритетов.

Гардарика - «Страна городов» - название Руси, данное ей викингами [7]. Действие произведения происходит во времена правления Ярослава Мудрого, что само по себе выводит на повторение историко-культурных сведений, на создание проектов. Более того, в сказке Ел.Чу-диновой хорошо описаны различные верования славянских и угро-финских племен, неоднозначная оценка людьми того времени принятия христианства. Как правило, «Гардарика» нравится учащимся 5-9-х классов, но, в зависимости от того, в каком возрасте она читается и изучается, выбираются вопросы и задания из предложенных:

- Обычный ли мальчик Владимир Ведовской? Что его отличает от сверстников?

- На каких литературных героев он похож? В чем его самобытность?

- Кем были родители главного героя? Почему их постигла такая страшная участь?

- Можно ли предположить, каким будет сюжет произведения?

- Как вы полагаете, когда начинается завязка действия в исторической сказке «Гардарика»?

- Похоже ли это все на сказку? Докажите это, сопоставив первые главы книги «Гардарика» с любой литературной сказкой. Приведите свои примеры.

- Итак, перед нами две группы персонажей: положительные герои и отрицательные герои. Определите, в какую группу входит тот или иной персонаж. Есть ли такие персонажи данного произведения, которые могут быть помещены и в ту, и в другую группу? Как вы думаете, почему? Насколько реалистично, вернее, жизнеподобно данное произведение?

- Динамично ли развивается сюжет?

- Как, по-вашему, далее «закрутится» сюжет? Каков он: приключенческий, детективный, фантастический или реалистический? Свой ответ аргументируйте примерами из текста.

- Почему главный герой дружит с «неудачником» - изгнанным королем бриттов? Что их объединяет? Только ли положение изгнанника?

- Меняются ли характеры мальчиков - Владимира Ведовского и Эдварда А'йронсайда - на протяжении всего повествования? Приведите примеры.

- В чем, по вашему мнению, заключается смысл испытания детей в лесу? В каких фольклорных или литературных произведениях, встречаются похожие испытания? Расскажите о них.

- В какой момент сюжет достигает своей кульминации? Опишите его подробнее.

- Какие нравственные уроки преподносит нам книга Елены Петровны Чудиновой «Гардарика»?

Княжича Владимира Ведовского, выдуманного персонажа, живущего в жизнеподобной Древней Руси и решающего нравственные проблемы своего времени, народа и государства, вполне логично сравнить с другим отроком -Шимоном, сыном Элиэзера бен Яи'ра, «жившим» в Древней Иудее в три тысячи триста восемьдесят третьем году от Сотворения мира. Роман американской детской писательницы Глории Ми'кловиц (1927) «Масада. Последняя твердыня» [8] повествует о героизме древнего народа, отстаивающего крепость Масада - последнее свободное поселение в царстве Иудейском, павшем под натиском войск Римской империи.

Около тысячи воинов, а также старики, женщины и дети укрылись в неприступной крепости

Масада, расположенной на скале в пустыне. Юный воин Шимон, сын предводителя защитников крепости, ведет дневник, чтобы передать потомкам историю своего народа. Он достаточно подробно описывает, как три года живут в Маса-де сбежавшие от римлян люди, как они ведут хозяйство, налаживают быт, справляют праздники, стараясь не думать о том, что рано или поздно к крепости подойдут римские легионы. Цель жизни - Жизнь, поэтому надо жить и одновременно готовиться к борьбе.

Юная девушка Двора так объясняет, почему ее семья ушла в Масаду: «...Отец говорит, что терпел римлян и непомерные налоги, пока они не мешали нашей вере. Но когда они стали осквернять наши улицы свиньями и рвать Тору в клочья на наших глазах!.. - Двора зажмуривается и смахивает с лица слезы гнева. Ее отец входил в санхедрин, верховный суд Иудеи. Он пытался донести до Гесса Флора, римского прокуратора, народное недовольство. Но посланники народа, достойнейшие наши люди, были встречены презрением и насмешками. Им пообещали повысить налоги и еще сильнее ограничить свободу веры. Тогда-то мы отправились в путь и в конце концов оказались здесь» [8: 12].

Сегодня, как никогда, очень важно объяснить ученикам, что победители, особенно в древности, стремились навязать побежденным народам не только свой миропорядок, но и те верования, которых придерживались. Язычники, а большинство римлян были таковыми, никогда не испытывали уважения к чужим богам, чужой культуре, чужому языку, именно поэтому в Европе их прозвали варварами: людьми, говорящими на непонятном языке - вар-вар-вар, бар-бар-бар (отсюда имена Варвара и Барбара - иноплеменная, женщина варваров), при этом не уважающими веру и культуру других народов, более древних. Уважение к чужой вере и культуре - признак цивилизованного народа или человека.

Люди, истинно верующие, всегда были готовы отдать жизнь во Имя Божие, такие есть и сейчас - наша задача научиться уважать чужую веру, культуру и язык, так как нет плохих народов, просто на разных территориях живут различные народы со своим «культурным кодом». Задача XXI века - понять друг друга и найти пути мирного существования.

«. Они решили скорее умереть, чем отказаться от своей веры и свободы. Семь долгих месяцев они защищают Масаду от мощной армии римлян, но вот стена пробита тараном, римские воины врываются внутрь крепости - и в недоумении оглядываются вокруг.» [8: 190]. Все жители крепости-города были мертвы - на сове-

те было решено умереть, но не сдаться: мужчины убили своих близких, чтобы те не попали в рабство, а выделенные по жребию воины убили оставшихся в живых мужчин; случайно уцелели шесть человек: старая женщина и дети, да еще жена Элиэзера бен Яира, Берени'ка, которую муж заставил передать рассказ о Масаде командиру Десятого легиона Флавию Си'льве.

Действие повести Г. Микловиц происходит в первом веке новой эры, поэтому материала для изучения этого исторического периода можно подобрать много и из учебной литературы, и из научно-познавательной. Само по себе это выводит как на создание синквейнов об этом историческом периоде, на создание буктрейлеров о литературе, посвященной истории Iвека н.э., так и на проектную деятельность, в процессе которой ученики получат знания о странах Средиземноморья в первом столетии новой эры, о народах Европы и Востока, о Древней Иудее и ее кровопролитной борьбе с Римской империей, о самой Римской империи.

О более ранних временах повествуется в книге американской писательницы Ми'риам Хайкин «Свиток Александры» [9]: маленькая девочка Александра ведет летопись событий из истории израильского народа, о борьбе народа за свою идентичность и свою Веру. События целого года записей Александры относят нас в древние времена - к 165 г. до н.э. (3595 году по еврейскому календарю). Все происходящее показано глазами ребенка, дается через восприятие девочки, глубоко привязанной и к своим родителям, с которыми ей периодически приходится расставаться из-за войны братьев Маккавеев за свободу израильского народа, в которой участвует ее отец, и к своим друзьям-подросткам, и к родному городу Иерусалиму.

Нежная девочка очень тонко передает настроение взрослых, очень болезненно переживает поражения в битвах своих соплеменников, искренне радуется победам. Такое отношение к миру и людям не может не затронуть душу современного ребенка, необходимо только донести до него это произведение, показать, что мир многонационален, поэтому и интересен для познания, красочен и многогранен. Читать повесть М.Хайкин лучше методом комментированного чтения, рассматривая замечательные иллюстрации, создавая свои иллюстрации к понравившимся эпизодам. Одновременно будет идти анализ и сюжета, и реальных исторических событий, что поможет нам не только сформировать предметные умения и навыки учеников 5-6 классов, но и вывести их на надпредметный уровень, воспитывая при этом уважение к другим народам,

их Вере, их истории. Детям начала XXI века предстоит жить в многополярном мире, и к этой жизни мы обязаны их готовить через осмысление и переживание событий истории разных народов и этносов.

Наша страна многонациональна, поэтому дети разных народов должны знать о героическом прошлом друг друга, понять, что мы разные, но нас многое объединяет, прежде всего похожие взгляды на мир, себя в этом мире, на свой народ и его свободу.

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. -225 с.

2. Куракова Г.В. Теоретический анализ дефиниции «общие компетенции учащихся» // Fan-nauka.narod.ru: «Fan-nauka» - Международный электронный научный журнал, 2007-2015. URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2010.html (дата обращения: 24.02.2015).

3. Каликинская Е.И. Путешествие на Сказанщину, или Вслед за волшебным котом: Повесть. - М.: Лепта Книга, 2006. - 320 с.

4. Брюханова О.В. Об исследовательской составляющей проектных работ по литературе // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Сборник трудов по материалам V Междуна-

родной научно-методической конференции. -Часть I. Теория и практика анализа художественного текста. Чтение и актуальные проблемы литературного образования в школе и вузе. — М.: МИОО, 2013. - С. 144 - 152.

5. Брюханова О.В. Чтение, изучение современной детской литературы: проектно-исследовательская деятельность школьников // Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики: Коллективная монография по материалам IX научно-практической конференции «Филологические традиции в литературном и лингвистическом образовании» / Под ред. Е.С.Ро-маничевой. - Серия «Стратегии современного гуманитарного образования». - Вып. 4. - М.: МГПИ, 2012. - С. 169 - 176.

6. Чудинова Е. Гардарика: историческая сказка. -М.: Лепта Книга, 2007. - 112 с.

7. Перевезенцев С. Древняя Русь. История русского народа с I по IX век. - М.: Белый город, 2001. -48 с.; Калашников В. Легенды Древней Руси. - М.: Белый город, 2002. - 48 с.; Калашников В. Славянская мифология. - М.: Белый город, 2002. -48 с.

8. Микловиц Г. Масада. Последняя твердыня / пер. с англ. Е.Тиновицкой. - М.: Текст, Книжники, 2010. - 190 с.

9. Хайкин М. Свиток Александры. История первой Хануки / Пер. с англ. Н.Галактионовой. - М.: Текст; Книжники, 2011. - 140 с.

THE PAST AND THE PRESENT IN THE YOUTH PROSE OF THE TWENTY FIRST CENTURY: LITERARY AND METHODOLOGICAL ASPECTS

N.E.Kuteynikova

In the context of the current controversy over guidance in the area of children's independent reading, this article discusses possible ways and forms of introducing children to reading based on studying contemporary youth literature. It emphasizes the leading role of language and literature teachers in shaping the reading culture of the young generation.

Key words: shaping students' interest in reading; guidance of schoolchildren's reading; lists for independent reading; contemporary youth literature.

1. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tex-nologii. - M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. - 225 s. (in Russian)

2. Kurakova G.V. Teoreticheskij analiz definicii «ob-shhie kompetencii uchashhixsya» // Fan-nauka.narod.ru: «Fan-nauka» - Mezhdunarodnyj e'lektronnyj nauchnyj zhurnal, 2007-2015. URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2010.html (accessed: 24.02.2015). (in Russian)

3. Kalikinskaya E.I. Puteshestvie na Skazanshhinu, ili Vsled za volshebnym kotom: Povest'. - M.: Lepta Kniga, 2006. - 320 s. (in Russian)

4. Bryuxanova O.V. Ob issledovatel'skoj sostavlya-yushhej proektnyx rabot po literature //

Filologicheskaya nauka i shkola: dialog i sotrudnich-estvo. Sbornik trudov po materialam V Mezhdu-narodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. -Chast' I. Teoriya i praktika analiza xudozhestvennogo teksta. Chtenie i aktual'nye problemy literaturnogo obrazovaniya v shkole i vuze. — M.: MIOO, 2013. -S. 144 - 152. (in Russian) 5. Bryuxanova O.V. Chtenie, izuchenie sovremennoj detskoj literatury: proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' shkol'nikov // Podderzhka i razvitie cht-eniya: sovremennye texnologii i aktual'nye praktiki: Kollektivnaya monografiya po materialam IX nauch-no-prakticheskoj konferencii «Filologicheskie tradicii v literaturnom i lingvisticheskom obrazovanii» / Pod

red. E.S.Romanichevoj. - Seriya «Strategii sovre-mennogo gumanitarnogo obrazovaniya». - Vyp. 4. -M.: MGPI, 2012. - S. 169 - 176. (in Russian)

6. Chudinova E. Gardarika: istoricheskaya skazka. - M.: Lepta Kniga, 2007. - 112 s. (in Russian)

7. Perevezencev S. Drevnyaya Rus'. Istoriya russkogo naroda s I po IX vek. - M.: Belyj gorod, 2001. - 48 s.; Kalashnikov V. Legendy Drevnej Rusi. - M.: Belyj gorod, 2002. - 48 s.; Kalashnikov V. Slavyanskaya

mifologiya. - M.: Belyj gorod, 2002. - 48 s. (in Russian)

8. Miklovic G. Masada. Poslednyaya tverdynya / per. s angl. E.Tinovickoj. - M.: Tekst, Knizhniki, 2010. -190 s. (in Russian)

9. Xajkin M. Svitok Aleksandry. Istoriya pervoj Xanuki / Per. s angl. N.Galaktionovoj. - M.: Tekst; Knizhniki, 2011. - 140 s. (in Russian)

Кутейникова Наталья Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, чл.-корр. МАНПО, профессор кафедры филологического образования Московского института открытого образования.

125167, Россия, Москва, Авиационный пер., 6. E-mail: natalia07112401@yandex.ru

Kuteynikova Natalia Evgenievna - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Corr. Member of MANPO (International Academy of Pedagogical Education), Professor of the Department of Philological Education, Moscow Institute of Open Education.

6 Aviatsioniy Str., Moscow, 125167, Russia E-mail: natalia07112401@yandex.ru

Поступила в редакцию 05.05.2015