Научная статья на тему 'Аудиовизуальные технологии обучения как средство повышения качества обучения'

Аудиовизуальные технологии обучения как средство повышения качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дармаева Р. Д.

В данной статье описаны основные проблемы по внедрению аудиовизуальных технологий обучения в педагогическую практику, проблемы интенсификации обучения. Приведено пошаговое описание практической работы по озвучиванию электронного учебного пособия, которую выполняют студенты при изучении тем курса «Аудиовизуальные технологии обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудиовизуальные технологии обучения как средство повышения качества обучения»

3. Лагунова М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении. - Дисс...докт. пед.наук - Ниж. Новгород, 2002.

4. Ортега-и-Гассет X. Миссия университета. // Alma mater. - 2003. - № 7.

5. Ситникова С.Ю. Развитие графической культуры студентов в системе обучения технического вуза. - Дисс.. .канд.пед.наук. - М., 2004. - 196 с.

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

© Дармаева Р.Д.*

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

В данной статье описаны основные проблемы по внедрению аудиовизуальных технологий обучения в педагогическую практику, проблемы интенсификации обучения. Приведено пошаговое описание практической работы по озвучиванию электронного учебного пособия, которую выполняют студенты при изучении тем курса «Аудиовизуальные технологии обучения».

В современном мире информационные и коммуникационные технологии охватывают практически все сферы жизнедеятельности человека. Характер развития современного общества создает необходимость введения инноваций, в процессе обучения выхода за рамки традиционного подхода. В последние годы интерес к данной проблеме приобрел особую значимость в связи с техническими и технологическими инновациями в образовании, в частности распространением новых информационных технологий обучения.

Нужно отметить, что в настоящее время большинство образовательных учреждений страны для повышения качества обучения стараются внедрять активные формы обучения. В связи с многократно нарастающими информационными потоками в современном обществе остро встает вопрос об интенсификации образования. Под интенсификацией учебного процесса понимается процесс обучения, при котором при наименьших затратах времени дается необходимое количество информации и знаний, причем обучаемый добивается их глубокого усвоения.

Большие возможности имеют в связи с этим аудиовизуальные технологии обучения, которые являются частью информационных технологий обучения. Аудиовизуальный метод представления учебного материала обладает рядом неоспоримых преимуществ перед традиционным обучением, среди которых можно указать обеспечение наглядности обучения, когда можно смоделировать явления средствами мультипликации или компьютерной анима-

* Старший преподаватель кафедры Вычислительной техники и информатики.

ции. Также важнейшим преимуществом является звуковое сопровождение учебной информации, резко повышающее эффективность восприятия.

В настоящее время существует достаточное большое количество обучающих и учебных компьютерных программ, разработанных для интенсификации процесса обучения. С помощью аудиовизуальных технологий обучения появилась возможность не столько увеличить объем образовательной информации, сколько при том же самом фиксированном времени, глубже изучить материал, лучше понять его. Преподавателям необходимо будет сменить стиль и подачу знаний, уйти от традиционных пассивных форм обучения и перейти к новым, активным формам обучения. В такой методике должно быть заложено множество активных методов, которые начинают работать одновременно, - это и исследования, и работа над проектами, и ролевые игры т.д. В итоге студенты, изучившие эти технологии на практике, не будут испытывать затруднений в будущей профессиональной деятельности в качестве педагога дошкольного и начального образования.

Одно из главных условий внедрения компьютера в образовательный процесс детских образовательных учреждений - с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях образования, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Кроме того, специалисты должны хорошо знать возрастные анатомо-физиоло-гические и психические особенности маленьких детей и воспитательно-образовательную программу в детских образовательных учреждениях. При реализации информационных компьютерных технологий следует исключить всякое принуждение и подавление желаний ребенка [1].

Теперь нужен новый стиль педагогического мышления, ориентирующий на интенсивное решение задач, стоящих перед школой. Он предполагает качественные преобразования содержания, форм, методов обучения и воспитания на основе внедрения достижений науки и широкого использования находок передового педагогического опыта.

Обобщение результатов научных исследований и опыта творческих педагогов, учителей-новаторов позволяет назвать следующие основные факторы интенсификации обучения: повышение целенаправленности обуче-

ния, усиление мотивации учения, повышение информативной емкости содержания образования, применение активных методов и форм обучения, ускорение темпа учебных действии, развитие навыков учебного труда, использование компьютеров и других современных технических средств.

Чтобы осознанно, научно обоснованно использовать эти факторы интенсивного построения учебного процесса, необходимо знать их психолого-педагогические предпосылки. Без науки перестройку осуществить невозможно [2].

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Поэтому необходимо научить студентов данных специальностей грамотно применять звуковые и визуальные средства обучения, самостоятельно проектировать аудиовизуальные материалы педагогического назначения. В Бурятском государственном университете в течение ряда лет дисциплина «Аудиовизуальные технологии обучения», преподается студентам специальностей «Дошкольная педагогика и психология» и «Педагогика и методика начального образования».

Теоретический материал для самостоятельного изучения студенты оформляют в виде иллюстрированного 4-8 страничного бюллетеня формата А4 в программе MS Publisher и сдают на проверку преподавателю в печатном виде. Кроме того, на практических занятиях каждый студент выполняет творческий проект с сочетанием аудио-, видеоматериалов, т.е. он создает экранно-звуковое учебное пособие. Студент выбирает себе тему проекта (разработка любого внеклассного мероприятия или урока из курса начальной школы, разработка воспитательного мероприятия для дошкольного учреждения). В течение семестра студенты защищают несколько проектов.

В качестве примера приведем пошаговое описание практической работы.

Практическаяработа «Озвучивание электронного учебного проекта»

Задание:

- Подобрать подходящее музыкальное сопровождение для подготовленного вами проекта презентации.

- Подготовить текст авторского комментария и озвучить его с помощью одной из программ звукозаписи.

Последовательность шагов при выполнении задания:

1. Подключить штекеры микрофона и выходного устройства (наушники или звуковые колонки) к разъемам звуковой карты.

2. Выполнить настройку данных устройств в операционной системе. Для этого в Панели управления активизируйте Диспетчер звуко-

вых эффектов. В появившемся диалоговом окне проверьте подключение данных устройств и выполните их корректировку, если это необходимо.

3. Следующим шагом будет настройка параметров записи. Для этого на панели задач в правом нижнем углу рабочего стола активизируйте значок с изображением динамика. Установите максимальное значение громкости выходного сигнала. Затем установите параметры записи: выберите команду Параметры-Свойства, щелкните на радиокнопке Запись, и в списке Отображатърегуляторы громкости выберите Микрофон и щелкните на кнопке ОК.

4. Далее появится диалоговое окно Уровень записи для установки источника звука и его громкости. Установим флажок для устройства Микрофон и значение громкости чуть выше среднего.

5. Далее приступаем к озвучиванию проекта. Активизируйте первый слайд презентации. Выполните команду Вставка-Звук-Звук из файла... В появившемся окне Вставка звука выберите файл музыкальной композиции. На слайде появится значок звукового сопровождения в виде динамика:

Рис. 1.

6. Выделив значок, выполните его настройку по команде Анимация-Настройка анимации (не забудьте указать параметр Закончить воспроизведение музыкального файла После - номер слайда):

7. Далее приступаем непосредственно к записи звука. Здесь нужно отметить, что записать звук можно с помощью различных редакторов звукозаписи. Можно воспользоваться редактором звукозаписи, который относится к стандартным приложениям ОС Windows (Пуск-Программы-Стандартные-Развлечения-Звукозаписъ). Если хотите работать с качественным звуком, то необходимо установить дополнительно профессиональные редакторы обработки звука, такие как

Sound Forge, Audacity и др. Мы запишем звук с помощью встроенного редактора звукозаписи приложения MS PowerPoint. Переключитесь на тот слайд, где необходимо записать голосовой комментарий. Выберите команду Встаека-Зеук-Записатъ звук..:.

Рис. 2.

8. Появилось окно редактора звукозаписи. Начните запись, нажав на кнопку с красным кружочком. Прочитайте в микрофон ваш текст, затем завершите запись щелчком на средней кнопке. Нажав на кнопку со стрелкой можно прослушать записанный текст. Щелчком на кнопке ОК завершаем работу и возвращаемся на текущий слайд, где появится соответствующий значок.

9. Так же озвучьте все слайды, отрегулируйте громкость музыкального сопровождения так, чтобы он не заглушал ваш голосовой комментарий.

10.Выполните Настройку времени для каждого слайда, задав продолжительность не менее, чем голосовой комментарий.

11.Запустите Показ слайдов презентации, нажав клавишу F5.

Список литературы:

1. Гурьев C.B. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста. - http://256.ru/publish/publ-stat.php?page=stat-guriev_i.

2. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - http://www. ahmerov.com/book 563.html.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

© Ейбоженко О.В.*

Средняя образовательная школа № 1230 с углубленным изучением английского языка, г. Москва

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам использования метода проектов в современной школе, в частности - на уро-

* Учитель, аспирант Московского института открытого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.