1УДК 891.71
ББК 74.268.3 (2РОС=РУС)1
древнерусская литература в Школьном изучении: сравнительно-исторический аспект
В. Ф. Чертов
В статье представлена характеристика основных этапов школьного освоения древнерусской литературы: чтение фрагментов при изучении курса церковнославянского языка и истории русской литературы в дореволюционной гимназии; изучение фрагментов русских летописей и <Слова о полку Игореве» в советской школе. В ней отмечены также актуальные аспекты изучения произведений литературы Древней Руси в современной школе: определение их особого места в истории русской культуры и литературы; установление преемственных связей с русской классической и современной литературой; обращение к их художественным интерпретациям.
Ключевые слова: древнерусская литература, церковнославянский язык, история русской литературы, литературное образование, сравнительно-исторический аспект.
oLD RussiAN LiTERATuRE iN scHooL LEARNING: coMpARATivE AND HISTORICAL ASPECT
V. F. Chertov
The article presents a description of the key stages of learning Old Russian literature at schools: reading the fragments in the study course of the Church Slavonic language and the history of Russian literature in pre-revolutionary classical school; studying the fragments of Russian Chronicles and «The Tale of Igor's Campaign» in the Soviet school. The article highlights the topical aspects of learning Old Russian literature in modern school: the identification of their special place in the history of Russian culture and literature; establishment of successive links with the Russian classical and modern literature; addressing to their artistic interpretations.
Keywords: Old Russian literature, Church Slavonic language, history of Russian literature, literary education, comparative and historical aspect.
Литература Древней Руси всегда была отдельным разделом школьных программ по литературе, неотъемлемой частью школьного курса на историко-литературной основе. Тексты древнерусских памятников (преимущественно во фрагментах) входили в учебные хрестоматии, читались, подробно комментировались и анализировались на уроках литературы, но обычно не включались в программы итогового контроля (за исключением «Слова о полку Игореве» в переводе на современный русский язык).
До середины XIX в., времени разработки первых программ курса русской словесности, памятники литературы Древней Руси не входили в гимназический курс теории словесности, основу которого составляли произведения ан-
тичной литературы и литературы XVIII в. При этом древнерусские тексты активно использовались при изучении курса церковнославянского языка, включенного в гимназические программы при активной поддержке министра народного просвещения А. С. Шишкова, писавшего в 1824 г.: «Язык славянский, т. е. высокий, и классическая российская словесность повсеместно должны быть вводимы и одобряемы» [1, с. 104].
Курс церковнославянского языка существенным образом изменялся на протяжении XIX в., однако сохранялся в дореволюционной гимназии и являлся частью учебного курса русского языка и словесности. В «Материалах по реформе средней школы», опубликованных в 1915 г., этот раздел единой программы был
преобразован в курс истории русского языка [2]. Произведения древнерусской литературы рекомендовались для чтения в качестве иллюстраций и исключительно во фрагментах. С целью практического изучения церковнославянского языка для гимназистов составлялись специальные хрестоматии, самыми авторитетными из которых были «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков» (1861) [3] Ф. И. Буслаева и ее облегченный вариант, издававшийся под названием «Русская хрестоматия» (1870) [4]. Впрочем, эта хрестоматия использовалась уже и для изучения истории русской словесности.
В первых учебных программах по русской словесности произведения древнерусской литературы заняли особое место, это был довольно обширный раздел. Известная «Программа русского языка и словесности» (1852), составленная А. Д. Галаховым и Ф. И. Буслаевым, предполагала знакомство с «духом знаменитых писателей древних» не только на занятиях по русскому языку, но и при изучении словесности. В разделе «Теория прозаических сочинений» были представлены жанры литературы Древней Руси (летописи), а в разделе «История русской словесности» рекомендовано знакомство с древним периодом истории русской литературы и наиболее значительными произведениями. Здесь указаны, в частности, «Русская правда», Нестор, «Поучение» Владимира Мономаха, Даниил Заточник, «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Путешествие Афанасия Никитина», Максим Грек, Мака-рий, Иоанн Грозный, Андрей Курбский, «Домострой», Симеон Полоцкий [5].
Изучение древнерусской литературы в дореволюционной школе соответствовало реализации основных образовательных и воспитательных задач. Одним из самых активных защитников этого раздела курса русской словесности был С. П. Шевырев, который утверждал, что основная задача науки о воспитании -«определить русским великую задачу русского воспитания», «выработать русский образ мыслей о воспитании, который приходился бы к нашей почве, истекал бы из сознания русской жизни» [6, с. 11]. В учебной литературе подчеркивалась неразрывная связь литературы Древней Руси с развитием Российского государства,
укреплением самодержавия и становлением православия. Особое место в хрестоматиях занимала, в частности, духовная поэзия, к которой гимназисты обращались и на уроках Закона Божиего.
Уже в дореволюционной методике начались оживленные дискуссии по поводу соотношения древней и новейшей литературы в школьных программах. Начало было положено полемикой, развернувшейся после выхода «Полной русской хрестоматии» (1842) А. Д. Га-лахова [7]. В этой хрестоматии, по мнению некоторых ученых (в их числе был и С. П. Шевы-рев), было слишком много места уделено новейшим авторам и намечены явные отступления от историзма [8, с. 285]. В последующем в защиту исторического преподавания литературы выступили многие авторитетные ученые. В статье «О воспитательном значении отечественного слова» (1876) О. Ф. Миллер отстаивал «историческое начало» в преподавании, которое «развивает понимание нашей органической связи с прошедшим, нашей полнейшей зависимости от великого целого, называемого народом, а вместе с тем и сознательное тяготение к этому целому, желание быть в нем не омертвелыми, а полноправными деятельной силы членами» [9, с. 410].
В известной «Программе русского языка и словесности для желающих поступить в студенты императорского Московского университета» (1864), составленной Ф. И. Буслаевым, в перечне произведений, с которыми гимназисты должны были познакомиться обязательно, древний период русской словесности представлен только двумя темами: «Нестор» (русские летописи) и «Слово о полку Игореве» [10]. Однако во второй половине XIX в. изучению древнерусской литературы отводилось все же довольно много времени, хотя она и рассматривалась как небольшая часть курса русской словесности и изучалась преимущественно во фрагментах. Для гимназистов издавались, помимо хрестоматий, учебники по истории русской словесности, в которых древнерусской литературе посвящались отдельные разделы (и даже тома). Самыми авторитетными и распространенными были «История русской словесности, древней и новой» (1863-1875) А. Д. Гала-хова [11], «История русской словесности»
(1893) А. И. Незеленова [12], «История русской словесности» (1906-1908) В. В. Сиповского [13]. Некоторые авторы в своих учебниках приводили весьма объемные фрагменты из древнерусских памятников. По такому пути пошел, например, П. В. Евстафиев в учебнике «Древняя русская литература» (1877-1879), выходившем двумя выпусками: «Устная словесность» и «Книжная словесность» [14].
К началу XX в. литература получила статус отдельного предмета, в гимназические программы стали включаться произведения новейших авторов И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Ф. И. Тютчева, А. П. Чехова. Именно тогда педагогами были поставлены вопросы о сокращении учебных программ, сохранении практической направленности преподавания и согласовании воспитательных и образовательных задач обучения. В 1901 г. была создана комиссия по преобразованию средней школы, которая предложила упразднить заимствованный из Германии тип классической школы и заменить ее единой общеобразовательной «русской школой». Результаты работы комиссии нашли отражение в «Материалах по реформе средней школы» (1915), о которых уже шла речь. В них было отмечено, что школа должна быть «национальной» и «самодовлеющей, т. е. дающей общее образование и не имеющей непосредственной целью подготовку в высшие учебные заведения» и что русский язык и литература признаются «важнейшим в образовательно-воспитательном значении предметом» [2, с. 4, 11].
Подготовленные по итогам работы комиссии программы по известным причинам не были реализованы. Однако они стали своеобразным итогом развития отечественной методики и послужили ориентиром для создателей учебных программ русских школ за рубежом и первых советских программ по литературе.
В советских учебниках древнерусская литература рассматривалась не только как период в истории русской литературы, но и как определенный этап в истории освободительного движения, борьбе русского народа против самодержавия и крепостного права. Это отчасти проявилось в выборе текстов и направлений работы с ними. Разумеется, ключевое место в про-
грамме по-прежнему отводилось «Слову о полку Игореве», в котором особо подчеркивалась его патриотическая тема, связь с историческими событиями и актуальное звучание произведения, представленного как «оружие общественно-политической борьбы», «боевой призыв». При этом особое внимание обращалось и на художественные особенности памятника, который читался на уроках не только в переводе на современный русский язык, но и в подлиннике (фрагмент памятника в оригинале нужно было выучить наизусть).
Все остальные памятники литературы Древней Руси изучались обзорно, об их содержании подробно рассказывалось на страницах учебников по литературе. В учебнике С. М. Флорин-ского «Русская литература» (1967) представлена характеристика «Задонщины», в которой отмечен «налет церковности», а также дан обзор сатирических повестей XVII в. («Повесть о Горе-Злочастии» и «Повесть о Ерше Ершовиче»), где особо сказано об обличительном пафосе этих произведений, критике господствующего класса и духовенства [15].
В практике преподавания древнерусской литературы в советской школе особая роль отводилась ее образовательно-воспитательному значению, «идейной стороне» произведений, их особой роли в патриотическом воспитании школьников. Один из самых авторитетных ученых-методистов советского времени В. В. Голубков, начинавший преподавательскую деятельность еще в дореволюционной гимназии, писал: «Необходимо разрушить представление учащихся о древней русской литературе как о чем-то заведомо непонятном и им чуждом. Изучая идейно-образное содержание древнерусских памятников, надо показать ученикам, что в далекие от нас времена люди любили родину, героически отстаивали ее независимость, умели создавать художественные и занимательные произведения, в которых ставили большие вопросы общественной и семейной жизни. Заинтересовать учащихся идейной стороной древней литературы и литературы XVIII в. - первая задача преподавателя» [16, с. 323-324].
Литература Древней Руси в современных школьных программах и учебниках представлена несколькими ее лучшими образцами. В 5-8-м классах это «Повесть временных лет»
(фрагменты летописей), «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Поучение» Владимира Мономаха, «Житие Сергия Радонежского». В курс на историко-литературной основе, который начинается в 9-м классе, включена обзорная тема «Древнерусская литература» и монографическая тема «Слово о полку Игореве». Все указанные литературные памятники читаются в переводе на современный русский язык.
Основные задачи уроков, посвященных древнерусской литературе: обогатить представления учащихся об особенностях художественного мира, тематике и проблематике, жанрах древнерусской литературы; отметить основные тенденции в развитии литературы Древней Руси; познакомить с полным текстом «Слова о полку Игореве», особенностями его сюжета, композиции, образной системы и языка, идейно-эмоционального содержания.
О чем бы ни заходил разговор на уроках (о жанрах, тематике, проблематике, поучительном характере или о сочетании реальных фактов и вымысла в произведениях литературы Древней Руси), следует проводить по возможности параллели с сегодняшним временем. Например, стоит сказать об особом интересе во все времена к жизнеописаниям и путешествиям, изображению военных событий и нравственных исканий человека, а также о необычайной популярности в настоящее время литературы поп^с^оп, о современных модификациях жанра летописи, в том числе используемых в Интернете («лента новостей», «архив новостей»). И разумеется, особая задача уроков - установление преемственных связей русской классической и современной литературы с богатейшей традицией литературы Древней Руси.
Лекция учителя о своеобразии древнерусской литературы, с элементами беседы, обращающей девятиклассников к ранее изученному материалу о западноевропейской литературе Средних веков и к знакомым им жанрам литературы Древней Руси (летописи, поучения и жития), строится по такому плану:
1. Хронологические рамки древнерусской литературы: от первого дошедшего до нас свода русских летописей «Повесть временных лет» до поэтического сборника Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный» и анонимных сати-
рических произведений «Повесть о Горе-Злочастии» и «Повесть о Фроле Скобееве». Рассказ об основных тенденциях в развитии русской литературы Древней Руси (в частности, об усилении собственно художественной, поэтической стороны) может быть проиллюстрирован фрагментами из летописей, ранних воинских повестей и стихотворений Симеона Полоцкого («Стихи утешные к лицу единому»), «Повести о Горе-Злочастии» (отрывки из диалога молодца и Горя-Злочастия).
2. Западноевропейская литература раннего Средневековья и древнерусская литература: сходства (особая роль духовной литературы; жанровый канон и литературный этикет; развитие жанров жития, поучения, хождения; поучительный характер) и различия (несовпадение хронологических рамок; хроники и летописи как близкие, но не идентичные жанры; преобладание в литературе Древней Руси анонимных произведений).
3. Собственный путь развития литературы Древней Руси и очевидное отставание от западноевропейской литературы (более позднее введение письменности, книгопечатания, открытие учебных заведений; вопрос об эпохе Возрождения в истории русской культуры).
4. Западноевропейская литература XVII в. (позднее Возрождение, трагедии, комедии и сонеты У. Шекспира, роман М. Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», французский классицизм, трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, комедии Ж. Б. Мольера, басни Ж. Ла-фонтена, сказки Ш. Перро). Русская литература XVII в. (первые опыты лирической поэзии Кари-она Истомина, Сильвестра Медведева, Симеона Полоцкого, отсутствие оригинальных авторских эпических и драматических произведений, начало русского театра при царе Алексее Михайловиче).
5. Особенности произведений древнерусской литературы:
• связь с народнопоэтической традицией (устным эпосом и устной поэзией);
• сочетание языческих и христианских образов;
• защита отечества как центральная тема («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Задонщина» и др.);
• историзм содержания, преобладание эпических произведений с ярко выраженной исторической основой, повествующих о реальных событиях и лицах (повести, жития, хождения);
• анонимность большей части памятников древнерусской литературы;
• патриархальность (влияние «Домостроя»);
• литературный этикет и постепенное преодоление нормативности и жанрового канона (например, в «Житии протопопа Аввакума»).
Примеры связи древнерусской литературы и фольклора учащиеся могут привести из знакомых им произведений: народных песен, былин, «Повести о Петре и Февронии Муромских», «Жития Сергия Радонежского». Важно сделать вывод об общих темах, сюжетах и приемах изображения (например, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы). Заранее подготовленный ученик расскажет о западноевропейских средневековых хрониках и их основных отличиях от русских летописей (отсутствие обязательной абсолютной хронологии и более развернутые повествования, посвященные эпохе правления того или иного царя или императора, с включением эпизодов из его личной жизни). Назидательность и патриархальность произведений древнерусской литературы учащиеся могут продемонстрировать на знакомых им текстах. Учитель дополнит эти примеры фрагментами «Домостроя» («Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать», «Как детей учить и страхом спасать» или др.).
В ходе лекций и при выполнении исследовательских и творческих проектов целесообразно обращение к иллюстративному материалу, фрагментам подготовленных учащимися презентаций, посвященных древнерусскому зодчеству (Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде Великом, Московский Кремль, Собор Василия Блаженного и др.) и живописи (фрески и иконы Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублева и др.).
Желательно, чтобы в классе, по возможности в полном объеме, были прочитаны и прокомментированы основные фрагменты «Слова о полку Игореве». Это непосредственное знакомство с полным текстом, собственно, и является основной задачей отдельного урока, на котором делаются выводы об особенностях сюжета и композиции этого литературного па-
мятника, составляется его примерный цитатный план.
Работу в группах, готовящих сообщения об образах русских князей в «Слове о полку Иго-реве», необходимо предварить беседой о системе образов в произведении:
1. Можно ли по заглавию памятника определить его центральный образ? Какой образ вынесен в заглавие?
Нужно отметить, что в заглавие памятника вынесен образ события - поход князя Игоря на половцев («о полку» ^ «о походе»). Доказательства того, что центральным образом «Слова...» является образ русской земли, учащиеся находят в тексте памятника.
2. Какие русские князья упоминаются в «Слове. »? Можно ли говорить о главных и второстепенных образах русских князей применительно к произведению древнерусской литературы? О каких русских князьях в тексте памятника говорится особенно подробно?
Внимание учащихся обращается на то, что во всех образах русских князей в «Слове.» отмечены преимущественно их положительные черты: могущество, отвага, любовь к родине, благородство. Даже недальновидный Игорь, главный герой произведения, скорее хорош, чем плох, по выражению Д. С. Лихачева. Правда, несмотря на то, что образ князя Игоря вынесен в заглавие (это история его похода), в соответствии с авторским замыслом одно из центральных мест в системе образов отведено также образу киевского князя Святослава, в «золотом слове» которого нашло отражение авторское отношение к этому походу Игоря.
Сравнение русских князей с героями западноевропейского эпоса позволит сделать выводы о национальных чертах в характерах главных героев «Слова.» (особое отношение к родной земле, дому, семье). Обращение к фрагментам оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» возвращает к вопросу об идейно-эмоциональном содержании «Слова о полку Игореве». Ария плененного князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе.», которая становится своеобразной кульминацией оперы, наполнена горечью и раскаянием, желанием искупить свой «позор», напоминает о «золотом слове» Святослава и основной идее «Слова о полку Игореве».
Учитывая актуальность тематики и проблематики «Слова о полку Игореве», особое место этого произведения в нашей жизни и истории русской культуры и литературы, важно продолжить работу с текстом памятника на уроке, посвященном подготовке к сочинению. Учащимся предлагаются примерные темы, по которым они будут заранее подбирать материал, например:
1. Русская дружина в «Слове о полку Иго-реве».
2. Что в «Слове о полку Игореве» может быть по-прежнему актуально и близко нашему современнику?
3. Патриотическая тема в «Слове о полку Игореве».
Произведения литературы Древней Руси по-прежнему сохраняют свои позиции в школьных программах. Разумеется, большинство литературных памятников, представляющих самый ранний этап становления национальной литературы, формирования ее самобытной тематики, философской, социальной и нравственной проблематики и поэтики, имеет преимущественно исторический интерес для современного читателя. Однако отдельные страницы древнерусской литературы (и в особенности - фрагменты «Слова о полку Игореве») вполне могут вызвать у школьников не только эстетическое удовольствие, но и ощущение своей причастности историческому пути России («сквозь кровь и пыль», как его определил А. А. Блок), великой культуре и вечному поиску смысла человеческой жизни.
список источников и литературы
1. Алешинцев, И. А. История гимназического образования в России (ХУШ и XIX век) [Текст] / И. А. Алешинцев. - СПб., 1912.
2. Материалы по реформе средней школы [Текст]. - Пг., 1915.
3. Буслаев, Ф. И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков [Текст] / Ф. И. Буслаев. - М., 1861.
4. Буслаев, Ф. И. Русская хрестоматия. Памятники древнерусской литературы и народной словесности, с историческими, литературными и грамматическими объяснениями, с словарем и указателем [Текст] / Ф. И. Буслаев. - М., 1870.
5. Галахов, А. Д. Программа русского языка и словесности [Текст] / А. Д. Галахов, Ф. И. Буслаев. - СПб., 1852.
6. Шевырев, С. П. Вступление в педагогию: первые две лекции [Текст] / С. П. Шевырев // Журн. М-ва нар. просвещения. - 1852. -Т. 73.
7. Галахов, А. Д. Полная русская хрестоматия [Текст]: в 2 ч. / А. Д. Галахов. - М., 1843 (1842).
8. Галахов, А. Д. Записки человека [Текст] / А. Д. Галахов. - М., 1999.
9. Миллер, О. Ф. О воспитательном значении отечественного слова [Текст] / О. Ф. Миллер // Педагогический музей. - 1876. - № 3-4.
10. Программа русского языка и словесности для желающих поступить в студенты императорского Московского университета [Текст]. - М., 1864.
11. Галахов, А. Д. История русской словесности, древней и новой [Текст]: в 2 ч. / А. Д. Галахов. - СПб., 1863-1875.
12. Незеленов, А. И. История русской словесности [Текст]: в 2 ч. / А. И. Незеленов. - СПб., 1893.
13. Сиповский, В. В. История русской словесности [Текст]: в 3 ч. / В. В. Сиповский. - СПб., 1906-1908.
14. Евстафиев П. В. Древняя русская литература (допетровский период) [Текст] / П. В. Евстафиев. - СПб., 1877-1879.
15. Флоринский, С. М. Русская литература: учебник для 8 класса средней школы [Текст] / С. М. Флоринский. - М., 1967.
16. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы [Текст] / В. В Голубков. - 7-е изд. -М., 1962.
references
1. Aleshintsev I. A. Istoriya gimnazicheskogo ob-razovaniya v Rossii (XVIII, XIX vek). St-Peters-burg, 1912.
2. Materialy po reforme sredney shkoly. Petrograd, 1915.
3. Buslaev F. I. Istoricheskaya khrestomatiya tserkovnoslavyanskogo i drevnerusskogo ya-zykov. Moscow, 1861.
4. Buslaev F. I. Russkaya khrestomatiya. Pamyat-niki drevnerusskoy literatury i narodnoy sloves-nosti, s istoricheskimi, literaturnymi i gram-
социокультурное пространство
maticheskimi obyasneniyami, s slovarem i uka-zatelem. Moscow, 1870.
5. Galakhov A. D., Buslaev F. I. Programma russkogo yazyka i slovesnosti. St-Petersburg, 1852.
6. Shevyrev S. P. Vstuplenie v pedagogiyu: pervye dve lektsii. Zhurn. M-va nar. prosveshcheniya, 1852, Vol. 73.
7. Galakhov A. D. Polnaya russkaya khrestomati-ya: in 2 parts. Moscow, 1843 (1842).
8. Galakhov A. D. Zapiski cheloveka. Moscow, 1999.
9. Miller O. F. O vospitatelnom znachenii ote-chestvennogo slova. Pedagogicheskiy muzey, 1876, No. 3-4.
10. Programma russkogo yazyka i slovesnosti dlya zhelayushchikh postupit v studenty imperator-
skogo Moskovskogo universiteta. Moscow, 1864.
11. Galakhov A. D. Istoriya russkoy slovesnosti, drevney i novoy: in 2 parts. St-Petersburg, 1863-1875.
12. Nezelenov A. I. Istoriya russkoy slovesnosti: in
2 parts. St-Petersburg, 1893.
13. Sipovskiy V. V. Istoriya russkoy slovesnosti: in
3 parts. St-Petersburg, 1906-1908.
14. Evstafiev P. V. Drevnyaya russkaya literatura (dopetrovskiy period). - St-Petersburg, 18771879.
15. Florinskiy S. M. Russkaya literatura: uchebnik dlya 8 klassa sredney shkoly. Moscow, 1967.
16. Golubkov V. V. Metodika prepodavaniya liter-atury. Moscow, 1962.
Чертов Виктор Федорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Chertov Victor F., ScD in Education, Professor, Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]