Литература:
1. Кузьмина, С.В. Исследовательская деятельность студентов (музыкально-педагогический аспект): Учебное пособие для студентов Института искусств / С.В. Кузьмина. - Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.И. Чернышевского, 2021. - URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/580.pdf (дата обращения: 05.03.2023)
2. Матвеева, Л.В. Рабочая программа дисциплины «Методология музыкально-педагогических исследованийц» / Л.В. Матвеева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2018. - 44 с.
3. Михалёва, В.В. Музыкально-педагогическое исследование как средство формирования творческой активности будущих педагогов-музыкантов / В.В. Михалёва. - URL: https://dep_kmmpm.pnzgu.ru/files/dep_kmmpm.pnzgu.ru/mihaleva_statya_muzykalno_pedagogicheskoe_issledovanie_kak_sredstvo _.pdf (дата обращения: 02.03.2023)
4. Мусс, Г.Н. Научное исследование в педагогике: методология, теория, практика): Учебное пособие / Г.Н. Мусс. -Оренбург, 2019. - URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/10393/1/%D0%9C%D1%83%D1%81%D1%81.pdf (дата обращения: 02.03.2023)
5. Овсянкина, Г.П. Современные методы исследования в области педагогики музыкального образования / Г.П. Овсянкина. - URL: https://s.science-education.ru/pdf/2018/6/28478.pdf (дата обращения: 04.03.2023)
6. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 2. - С. 3.
7. Шипилина, Л.А. Аксиологические ориентиры исследования проблем подготовки педагогов в вузе в диссертациях по педагогике / Л.А. Шипилина // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 4. - С. 11.
Педагогика
УДК 37.02.036
кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Картавая Юлия Константиновна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория); старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Кравченко Олег Георгиевич
Крымский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Симферополь)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Аннотация. В статье рассмотрен один из актуальных для современной педагогической науки векторов - применение проектной деятельности в образовательном процессе. В основе изучения лежит анализ особенностей данной формы взаимодействия в качестве педагогической технологии. Авторы называют одной из особенностей проектной деятельности как педагогической технологии возможность ее использования для обучающихся разных возрастных групп, а также говорят о проектной деятельности как об универсальном способе развития человека в целом. Эффективное влияние проектной деятельности обуславливает повышение показателя продуктивности воображения и стимула к социальной активности, проявление способности действовать в команде и свободы творчества, обогащение эмоциональной сферы. В представленных результатах обобщения опыта исследователей разных времен указана специфика проектной деятельности в рамках ее функциональной составляющей, возможности влиять на развитие личностной сферы обучающихся и структурных этапах реализации.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, педагогическая технология, обучающиеся, коммуникация, развитие личности.
Anmtation. The article considers one of the vectors relevant for modern pedagogical science - the use of project activities in the educational process. The study is based on the analysis of the features of this form of interaction as a pedagogical technology. The authors identify the possibility of using project activity by students of different age groups among the features of project activity as a pedagogical technology and also talk about project activities as a universal way of human development as a whole. The effective influence of project activities causes an increase in the productivity of the imagination and an incentive for social activity, the manifestation of the ability to act in a team and freedom of creativity, enrichment of the emotional sphere. The presented results of summarizing the experience of researchers from different times indicate the specifics of project activities within its functional component, the ability to influence the development of the personal sphere of students and the structural stages of implementation.
Key words: project, project activity, pedagogical technology, students, communication, personality development.
Введение. Современный образовательный процесс претерпевает ряд изменений, связанных с поиском новых решений и алгоритмов для получения знаний и их качественного закрепления обучающимися разных возрастных групп. В педагогической науке в связи с этим можно проследить появление тенденций, одной из которых является технологизация системы обучения и воспитания. На смену единичным формам и методам приходят педагогические технологии, позволяющие сделать процесс взаимодействия педагога с обучающимися более универсальным и гибким. С целью удовлетворения требований федерального государственного образовательного стандарта актуальным остается вопрос о применении таких педагогических подходов, с помощью которых будет возможным соответствие обновленному содержанию образования. В научно-методологическом пространстве данные векторы трактуют как педагогические технологии. Но их описание и категоризация отличаются отсутствием единой интерпретации. Общим является выделение в их основе «последовательности процедур для преобразования обучаемого в соответствии с целями обучения» [5].
Среди сравнительно недавних относительно своего появления педагогических технологий, которые зарекомендовали себя в качестве многогранных и результативных, ведущее место занимает проектная деятельность. Ее использование в образовательном процессе помогает модернизовать акт передачи знаний и проработать систему навыков и сформировать компетенции обучающихся. Следует отметить, что в педагогической литературе используют в качестве синонимических термины «метод проектов», «проектная деятельность» и «проектная технология». В нашей статье анализируемое понятие рассмотрено как технология, ибо отвечает таким критериям, как «систематическое и последовательное воплощение на практике спроектированного процесса обучения» [7, С. 104].
Относительно интерпретации проектной деятельности существуют в научном опыте разные точки зрения. Наличие поливекторной трактовки свидетельствует об актуальности анализируемого понятия в современном педагогическом процессе. В ходе исследования особенностей проектной деятельности были рассмотрены работы, посвященные теоретическим аспектам проектирования (Е.С. Заир-Бек, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, В.В. Сериков, Л.Ф. Султанова), основам характеристики педагогических технологий (В.П. Беспалько, Н.А. Глузман, Н.Г. Руденко, В.А. Сластенин), влиянию проектирования на развитие личности (Н.А. Бреднева, В.Г. Веселова, О.Ю. Муллер, Н.А. Ротова, Т.А. Чекалина), структуре проектной деятельности (Н.А. Масюкова, Ф.В. Шарипов, Н.Ф. Яковлева).
Анализ вышеуказанной научной литературы показал, что до сих пор малоисследованными остаются вопросы: 1) выделения специфических признаков проектной деятельности, 2) структуризации самого процесса проектирования, 3) комплекса навыков, получаемых обучающимися во время участия в проектной деятельности. В связи с этим считаем данные аспекты актуальными для детального рассмотрения в рамках применения проектирования как педагогической технологии.
Изложение основного материала статьи. В основе проектной деятельности обучающихся лежит взаимодействие, ориентированное на достижение поставленной цели посредством детерминированной очередности действий. В педагогической литературе проектирование имеет несколько трактовок, раскрывающих исследуемое понятие с разных сторон:
- направленное на практическое использование научное направление педагогики;
- одна из форм взаимодействия в процессе обучения;
- способ развития всесторонне развитой личности;
- средство обучения, выполняющее роль вспомогательного к другим видам деятельности;
- «специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта» [3];
- «комплекс приемов и познавательных действий обучающихся для овладения некоторой системой знаний, умений, навыков путем самостоятельной деятельности, направленной на решение прикладной задачи (проблемы)» [7, С. 100].
К особенностям проектной деятельности можно отнести полифункциональность. Согласно выводам И.А. Колесниковой, данной технологии присущи такие основные возможности, как исследовательская, аналитическая, прогностическая, преобразующая, нормирующая. Автором учебного пособия также отдельно отмечена категория «конструктивность», свойственная проектной деятельности, что имеет интерпретацию «нацеленности на получение совершенно определенного практически значимого результата на основе прогностического знания» [3]. В данном контексте дополнительным отличительным признаком, характеризующим функциональное наполнение проектирования, служит связь последнего с категорией «моделирование», что означает «метод исследования объектов на их моделях аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности» [6].
Еще одной особенностью проектной деятельности как педагогической технологии является возможность ее использования для обучающихся разных возрастных групп. Она может быть модифицирована в содержательном контексте под соответствующую аудиторию слушателей. На каждом из возрастных этапов анализируемая форма взаимодействия отличается разным педагогическим потенциалом. Применение данной технологии взаимосвязано с потребностями обучающихся, выступающими частью мотивационной основы к участию в процессе обучения. Для примера отобразим указанную детерминацию в виде возрастного этапа и его соответствующей особенности проектирования:
- обучающиеся младшего возраста - проектная основа заложена в игровую деятельность;
- подростковый период - создание проекта возможно на фоне желания попробовать свои силы;
- юношеский период - проектирование выступает частью самореализации и устремлением создавать будущее;
- взрослые обучающиеся - участие в проектной деятельности становится средством личностного роста, изменения к лучшему мира вокруг себя.
Исходя из такой специфики, можно говорить о проектной деятельности как об универсальном способе развития человека в целом. Принимая участие в создании проекта, как результате исследуемой технологии, обучающиеся расширяют свои способности, связанными как с разными сферами личности, так и психологическими явлениями. Проектная деятельность выступает в таком контексте комплексной, то есть решает одновременно несколько поставленных стандартами образовательной системы задач перед педагогом. Одним из основных умений, на развитие которых направлена работа над созданием проекта, является проектное мышление. Оно заключается в достижении цели путем следования от проблемы к ее решению посредством разделения крупных шагов на составляющие мелкие действия, то есть движением от задач к методам по определенному алгоритму. Как отмечают исследователи [1; 2; 3; 4], проектная деятельность, выполняя развивающую функцию, влияет на становление у обучающихся целого спектра личностных и профессиональных качеств. Эффективное влияние обуславливает повышение показателя продуктивности воображения и стимула к социальной активности, проявление способности действовать в команде и свободы творчества, обогащение эмоциональной сферы. Среди умений в ходе проектной деятельности обучающиеся приобретают связанные с планированием умения, а именно, постановку цели, рефлекцию, контроль, оценку. В то же время применение данной технологии в обучении влияет на формирование у участников компонентов самосознания (саморегуляции, самоанализа, самоконтроля, ответственности, прогнозирования). Отдельного внимания также заслуживает влияние проектной деятельности на ценностные ориентиры обучающихся. Аксиологическая картина мира преображается за счет обмена участниками в процессе выполнения определенных алгоритмов социокультурной информацией. В данном контексте можно говорить о приобщении обучающихся к созиданию, что проявляется в виде результата, направленного на создание чего-либо. Независимо от выбранной тематики анализируемая педагогическая технология закладывает в человеке видение лучшего исхода и произведение нового.
Своеобразие проектной деятельности непосредственно связано со структурной ее составляющей. Научные подходы к выделению этапов исследуемой технологии, которыми оперирует педагогическая наука, по-разному характеризуются применительно к поставленной цели. Разбираясь в структуре проектной деятельности, И.А. Колесникова заостряет внимание на ее принципах, под которыми трактует «общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования» [3]. Сюда можно отнести принципы прогностичности, пошаговости, нормированности, продуктивности, культурной аналогии и саморазвития.
Анализ теоретического материала по исследуемой теме показал, что ключевыми умениями, которые включает в себя исследовательская активность обучающегося, являются такие, как выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотезы, обобщение. В нашей статье за основу взято заключение Ф.В. Шарипова, согласно которому проектная деятельность предполагает такие этапы работы:
- организационный;
- целевой;
- методический;
- структурный;
- деятельностный;
- результативный;
- презентативный [7, С. 101].
Движение в результате выполнения проекта по указанному условному маршрутному листу обучающихся сопровождается коллективным взаимодействием. Вследствие этого особенность проектной деятельности заключается в расстановке участников проекта в зависимости от их функционала. Правильно подобранные для каждого обучающегося обязанности позволят достичь максимально положительного результата в достижении цели. Промежуточный мониторинг протекания проектной деятельности даст возможность определить сильные и слабые стороны участников и своевременно внести коррективы. При рассмотрении под таким углом зрения одним из ключевых моментов работы над проектом выступает социализация личности. Обучающиеся во время решения поставленных перед ними задач адаптируются под изменяющуюся согласно условиям применяемой педагогической технологии окружающую действительность, а команда выступает в роли социального института.
Выводы. Таким образом, мы приходим к выводу, что проектная деятельность как современная педагогическая технология является актуальной для изучения категорией и более детального научного исследования. Полученные в ходе анализа теоретического материала относительно особенностей рассмотренной технологии данные показали наличие в ее методологической основе изученность отдельных аспектов. Как и любой инновационный подход проектная деятельность отличается разноплановым результатом. Относительно ее применения в педагогическом процессе следует отметить многообразие векторов, которые с ее помощью можно реализовать. Передача знаний и опыта обучающимся имеет значительный эффект при выполнении ими каких-либо практических действий, что дают им возможность быть активными участниками и преображать окружающий мир.
Использование проектирования в процессе обучения, с одной стороны, обогащает опытом педагога, вносит разнообразие в его «копилку» средств вовлечения, обучающихся в ту или иную сферу, с другой - привлекает вниманием обучающихся своей нестандартной формой. Такая деятельность сочетает в себе как индивидуальный подход к развитию широкого спектра личностно-профессиональных качеств, так и групповое взаимодействие, направленное на социализацию участников и раскрытие потенциала каждого в коллективной работе.
Проектная деятельность расширяет мировоззренческие горизонты обучающихся, влияет на формирование у них ценностных ориентиров, а также учит созидать и видеть свою работу сразу со всеми ее этапами - от постановки цели до получения результата через выполнение определенного алгоритма. Проанализированная технология имеет свои специфические функции и структуру, что делают ее в совокупности гибкой и универсальной для использования в современном образовательном процессе.
Литература:
1. Веселова, В.Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкуренции: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / В.Г. Веселова. - Армавир, 2001. - 177 с.
2. Картавая, Ю.К. Педагогические условия развития профессионализма учителей-русистов в Крыму / Ю.К. Картавая // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-2. - С. 140-143. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36667729
3. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высших учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с. - URL: https://pedlib.ru/Books/3/0212/index.shtml (дата обращения: 28.02.2023)
4. Муллер, О.Ю. Развитие личностных и профессиональных качеств будущих педагогов при реализации проектной деятельности / О.Ю. Муллер, Н.А. Ротова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 9 (сентябрь). - С. 83-94. - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/razvitie-Hchnostnyh-i-professionalnyh-kachestv-buduschih-pedagogov-pri-realizatsii-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.02.2023)
5. Олешков, М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с. - URL: https://pedlib.rU/Books/6/0194/6_0194-6.shtml#book_page_top (дата обращения: 28.02.2023)
6. Педагогический энциклопедический словарь. - URL: http://www.вокабула.рф
7. Шарипов, Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. - М.: Логос, 2012. - 448 с.
Педагогика
УДК 378.1
доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Брызгалова Мария Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ
Аннотация. Обоснована актуальность рассматриваемого вопроса для системы профессионально-педагогического образования. Цель статьи состояла в разработке педагогической системы организации проектно-исследовательской деятельности педагогов естественнонаучных профилей. Проведен анализ имеющихся педагогических исследований по обозначенной проблематике. Разработана и проходит апробацию педагогическая система организации проектно-исследовательской деятельности педагогов естественнонаучных профилей с использованием ресурсов кванториума и технопарка. Предлагаемая система рассмотрена на теоретическом и прикладном уровнях. Теоретический уровень составили теория структуры профессионального образования, научные подходы (социокультурный, компетентностный, технологический) и ключевые принципы (фундаментальность, стандартизация, контекстность, преимущественное использование высокотехнологичной образовательной среды вуза, образовательная событийность). Прикладной уровень эквивалентен системе и характеризуется единством цели, содержания, процесса, технологий, рефлексии и диагностики.