Научная статья на тему 'Проектная деятельность как педагогический феномен'

Проектная деятельность как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3574
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT / PROJECT BASED LEARNING / PROJECTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усынин Максим Валерьевич

Рассматривается проблема определения содержания понятий «проект», «проектная деятельность», обосновывается особое значение высокой степени способности и готовности к проектной деятельности имеет для будущих бакалавров менеджеров; на основе трансдисциплинарного синтеза, универсальных характеристик проекта и проектной деятельности во всех областях жизни социума относительно содержания, структуры и функции, и особенностей разработки и реализации учебного проекта в ходе проектной деятельности в высшем образовании проводится анализ понятий «проект» и «проектная деятельность» в управленческом, психологическом и педагогическом аспектах: предлагается авторская дефиниция указанных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTING AS PEDAGOGICAL PHENOMENON

The problem of dening the content of ‘projecting' concept is discussed. Special importance of high degree of ability and readiness for projecting for Management Bachelor students is explained. The concepts ‘project' and ‘projecting' are analyzed in managerial and pedagogical aspects on the basis of trans-discipline synthesis, universal characteristics of the project and projecting in all areas of social life with respect to the content, structure and function as well as project development and realization in higher education. Denitions of the above concepts are proposed.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как педагогический феномен»

DOI 10.7442/2071-9620-2015-3-115-127

УДК 378.147 ББК 74.480.26

М.В. Усынин

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Рассматривается проблема определения содержания понятий «проект», «проектная деятельность», обосновывается особое значение высокой степени способности и готовности к проектной деятельности имеет для будущих бакалавров - менеджеров; на основе трансдисциплинарного синтеза, универсальных характеристик проекта и проектной деятельности во всех областях жизни социума относительно содержания, структуры и функции, и особенностей разработки и реализации учебного проекта в ходе проектной деятельности в высшем образовании проводится анализ понятий «проект» и «проектная деятельность» в управленческом, психологическом и педагогическом аспектах: предлагается авторская дефиниция указанных понятий. Ключевые слова: проект метод проектов, проектная деятельность.

M.V. Usynin

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)

PROJECTING AS PEDAGOGICAL PHENOMENON

The problem of defining the content of 'projecting' concept is discussed. Special importance of high degree of ability and readiness for projecting for Management Bachelor students is explained. The concepts 'project' and 'projecting' are analyzed in managerial andpedagogical aspects on the basis of trans-discipline synthesis, universal characteristics of the project and projecting in all areas of social life with respect to the content, structure and function as well as project development and realization in higher education. Definitions of the above concepts are proposed.

Keywords: project, project based learning, projecting.

Глобальные изменения, происходящие в социально-экономической жизни общества, возрастающая конкуренция актуализируют проблемы обеспечения гибкости и адаптивности управления субъектами хозяйственной деятельности. Проектный подход в управлении является одной из главных тенденций

начала XXI века, обусловленны сокращением жизненного цикла товаров и услуг, сроков их разработки и запуска, «персонализацией» спроса и предложения, переходом от регулирования и концентрации к координации и распределенности на всех уровнях управления. Большая значимость управления проек-

X _D

О >

OQ

том отразилась в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации [цит. по 18], которым был создан Совет по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Одна из задач Совета - подготовка предложений по обучению проектному управлению в органах государственной власти.

Отмечая несомненную важность решений, принятых государством, приходится констатировать, что принципы проектного управления внедряются с большим трудом как в органах государственной власти, так и в российских компаниях, что связано, в первую очередь, с нехваткой специалистов, способных профессионально осуществлять проектную деятельность.

В связи с тем, что для будущих бакалавров при различных объектах труда, видом их профессиональной деятельности является организационно-управленческая деятельность, то в широком смысле большое значение практической готовности к проектной работе важно практически для всех выпускников организаций высшего образования. Однако особое значение высокая степень способности и готовности к проектной деятельности имеет для будущих бакалавров -менеджеров.

В то же время, недостаточную удовлетворенность уровнем овладения проектными компетенциями молодыми специалистами демонстрирует и проведенное нами исследование среди руководителей предприятий - членов общественных организаций малого и среднего бизнеса «Деловая Россия» и «Опора России» [19]. Анализ анкетирования показал, что более 85% респондентов отметили низкий уровень подготовки выпускников вуза в части применения в реальных проектах таких профессиональных компетенций, как «умение ставить цели проекта и декомпозировать на задачи», «способность оценивать риски»,

«умение управлять сроками проекта». Также руководители предприятий акцентируют внимание на недостаточном владении молодыми специалистами так называемыми soft skills - «навыками для жизни»: умение работать в команде, способность креативно мыслить, решать нестандартные задачи, эффективно осуществлять коммуникации.

В подтверждение необходимости целенаправленных мер по организации управления учебно-проектной деятельностью будущих бакалавров, нами было проведено исследование среди преподавателей Русско-Британского Института Управления в форме анкетного опроса. Полученные результаты свидетельствуют, что при практически 100% применения преподавателями элементов проектных технологий в образовательном процессе; на наличие системного подхода к управлению учебно-проектной деятельностью в вузе указывают лишь 15% респондентов. Необходимость формирования проектной культуры и проектных компетенций будущих бакалавров отмечена в ответах более 83% и 85% опрошенных, соответственно. Большинство участвующих в анкетном опросе преподавателей заявляют о важности междисциплинарной интеграции при осуществлении учебно-проектной деятельности (около 91%), активного вовлечения работодателей в студенческие проекты (более 92%) и формирования студентами порт-фолио учебных и бизнес-проектов как одного из значимых аспектов при будущем трудоустройстве (46 респондентов, около 98%).

Заметим, что в российской высшей школе исследования имеют стихийный, локальный характер, отсутствуют целостные методологические и теоретические основы управления учебно-проектной деятельностью студентов на фоне растущего спроса на профессиональных специалистов со стороны российских и транснациональных компаний. Безусловно, данное обстоятельство актуализирует расширение и углубление научного поиска.

Таким образом, актуальность настоящего исследования на теоретико-методологическом уровне определяется необходимостью создания теоретических основ для эффективного управления учебно-проектной деятельностью будущих бакалавров и недостаточной разработанностью теоретических основ данного процесса.

Направление нашего дальнейшего исследования было определено, исходя из следующих ограничений:

1) во-первых, нами рассматривается управление учебно-проектной деятельностью в рамках целостной системы высшего образования на уровне вуза;

2) во-вторых, проведенное нами исследование включало изучение научного опыта управления учебно-проектной деятельностью как в России, так и за рубежом;

3) в-третьих, основанием для анализа проблемы стали приоритеты, подходы и определение качественных показателей результатов деятельности высшего учебного заведения в части подготовки специалистов, осуществляющих организационно-управленческую деятельность.

Первый этап научной работы предполагает выполнение понятийно-терминологического анализа феномена исследования (В.И. Загвязинский [4], А.М.Новиков [13], Л.А. Шипилина [25], Е.В. Яковлев [26] и др.). Данный анализ как метод означает изучение и упорядочение терминологического аппарата проблемы, вычленение ключевых понятий, отражающих содержание авторской позиции.

В этом аспекте первоочередная задача исследования заключалась в определении сущности, содержания и компонентного состава основных и вспомогательных понятий работы. К основным понятиям исследования мы отнесли следующие: «учебно-проектная деятельность», «управление учебно-проектной деятельностью», «оценка ре-

зультатов управления учебно-проектной деятельностью».

Методологической позицией данного этапа исследования является трансдисциплинарный синтез, с одной стороны, универсальных характеристик проекта и проектной деятельности во всех областях жизни социума (содержание, компоненты, структура, функции, подходы принципы), а с другой - особенностей разработки и реализации учебного проекта и управления учебно-проектной деятельностью в высшем образовании, дающего представление о том, какой должна быть структура моделируемой системы управления, и совокупности предполагаемых условий ее перехода в новое качество, призванное обеспечить более эффективное достижение решения социально-личностных целей в образовании.

В рамках статьи основное внимание уделено понятию «учебно-проектная деятельность». Исходными понятиями исследования являются «проект», «проектная деятельность».

Рассмотрим понятие проект (от лат. «брошенный вперед») - взгляд в будущее. В энциклопедическом словаре, проект: 1) разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план [14].

Вопрос о содержании и сущности понятий «проект», «метод проектов», «проектная деятельность» в последние годы активно обсуждается учеными. В таблице (с. 118) приведены основные точки зрения на содержание означенных понятий.

В философском смысле (М.С. Каган [5], И.А. Колесникова [6]) проект рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности, модель своего потребного будущего, ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией, а проектная деятельность характеризуется целью и результатом проектирования.

0

1

ф

о ф

т

го

ч

ф

о

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч к го

I

Ё ф

о с

Таблица. Определения понятий «проект», «метод проектов», «проектная деятельность»

I _0

о >

т

Автор Проект Метод проектов Проектная деятельность

В ф жлософии

Каган М.С. [5] Итог духовно-преобразовательной деятельности В собственной жизни каждый человек проектирует самого себя в будущем как свой идеал, как мечту, как модель своего потребного будущего

Колесникова И.А. [6] Ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией Цель и результат проектирования

В менеджменте

Тондл. Л., Пейша И. [22] Проектирование -целенаправленная деятельность, целью которой является формулировка и моделирование представления о будущей деятельности (производственной или непроизводственной), предназначенной для удовлетворения общественных и личных потребностей; о будущем конечном результате; о будущих последствиях, которые возникают в результате создания и функционирования продукта Ограниченное во времени и ресурсах целенаправленное действие по созданию чего-либо

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. [12] Целенаправленная, ограниченная во времени деятельность, осуществляемая для удовлетворения Функциональное распределение ресурсов и ограничений многопланового характера

Автор Проект Метод проектов Проектная деятельность

конкретных потребностей при наличии внешних и внутренних ограничений и использовании ограниченных ресурсов

Веснин В.Р. [2] Система целенаправленного полного или частичного изменения состояния некоторой системы (компания, индивидуум, инфраструктура, процесс и т.п.) Управление изменениями, организующими переход системы из одного состояния в другое (системное изменение)

Сид Кемп [21] Ограниченная во времени попытка действия с определенной датой начала и окончания работы, с целью получения уникальных продуктов, услуги, результата и состоящая из взаимосвязанных и взаимозависимых задач В частности, планирование и отслеживание задач проекта и управление проектной командой для достижения успеха и удовлетворения клиента

Мазур И.И., Шапиро В.Д. [10] Разнообразные виды деятельности, характеризующиеся общими признаками: направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов; координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий; ограниченность во времени Однократная, не циклическая деятельность, включающая основные элементы: замысел (проблема, задача); средства реализации (решения) цели реализации (результаты, решения)

Дипроуз Д. [3] Проект - временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов Проектная деятельность - управляемое менеджером целенаправленное изменение исходного состояния и признаков проекта, связанное с его уникальными признаками

0

1

ф

о ф

т

го

ч

ф

о

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч

ГС

го

I

ф

о а.

а

I

л

о >

т

Автор Проект Метод проектов Проектная деятельность

В психологии

Митяш Н.В [11] Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанное и изготовленное учениками изделие (услугу) от идеи до ее реализации в ситуации совместной деятельности с учителем Проектная деятельность школьников является одной из структурных единиц процесса технологического обучения и отвечает требованиям гибкой модели организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося; значимый источник психического развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переходнова Л.И. [16] Метод проектов является благоприятным для становления и развития таких личностных качеств, как уверенность в себе, открытость новому, коммуникабельность, ответственность, умение сотрудничать Психологически комфортна для участников: нет победителей и проигравших; каждый может проявить себя, раскрыть свой потенциал; оказание помощи друг другу; возрастает уверенность в себе, самооценка

В педагогике

Вербицкий А.А. [1] Обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам

Полат ЕС. Бухаркина М.Ю. Моисеева М.В. Петров А.Е. [17] Достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом Совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов

Автор Проект Метод проектов Проектная деятельность

Крылова Н.Б. [7] Самостоятельная про-ектно-ориентирован-ная работа интегрированного характера, где учащийся решает конкретные учебные, исследовательские, культурные, социальные, прикладные задачи, наполненные конкретным образовательным содержанием и практическим смыслом для него Носит продуктивный характер и имеет четыре признака: соотнесенность с объективной реальной действительностью; соотнесенность с субъектом деятельности; ориентация на продукт деятельности; методическая соотнесенность

Сауренко Н Е. [19] Способ стимулирования творческой активности, обеспечивающий развитие профессионально важных качеств студентов при разрешении проблемных (производственных) ситуаций с использованием знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии

Львова О.В. [9] Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность Метод ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи

Павлова И.М. [15] Форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в моти-вационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта и осуществляемая в сотрудничестве с учителем

0

1

ф

о ф

т

го

ч

ф

о

0

1

_0 ц

ф н

ГС ф

ч

ГС

го

I

ф

о а.

а

I _0

о >

т

Автор Проект Метод проектов Проектная деятельность

Хуторненко В.С. [23] Специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта

Чеботарева Е.С. [24] Специально организованный преподавателем совместно с обучающимися и выполняемый комплекс самообразовательных действий по решению социально актуальной и личностно значимой для будущего специалиста проблемы, завершающийся созданием полезного продукта, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике при создании этого продукта

Яковлева Н.О. [27] Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, практическим, оформленным результатом

Ярулина Л.П.[28] Инновационный метод обучения, отвечающий принципиально другим целям: диа-логичности, деятель-ностно-творческому характеру, направленности на поддержку индивидуального

Автор Проект Метод проектов Проектная деятельность

развития студента, предоставления студенту необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения, возможности решать универсальные задачи реального бизнеса

В менеджменте в наибольшей мере нам импонирует точка зрения А.Х. Мес-кон, М.Альберт, Ф. Хедоури [12], понимающих проект именно как целенаправленную, ограниченную во времени деятельность, осуществляемую для удовлетворения конкретных потребностей при наличии внешних и внутренних ограничений и использовании ограниченных ресурсов. Кроме того, ценность для нашей работы представляет позиция В.Р. Веснина [2], подчеркивающего, что цель проекта - целенаправленное полное или частичное изменение состояния некоторой системы (компания, индивидуум, инфраструктура, процесс и т.п.). Отметим, применительно к проектной деятельности, значимое утверждение Д. Дипроуз [3], что это - управляемое менеджером целенаправленное изменение исходного состояния и признаков проекта, связанное с его уникальными признаками, (С. Кемп [21], И.И. Мазур, В.Д. Шапиро [10]) выделяют, однократность, не цикличеность деятельности, включающей основные элементы: замысел (проблема, задача); средства реализации (решения); цели реализации (результаты, решения).

Относительно психолого-педагогического аспекта отметим, что под проектом большинство авторов (Е.С.Полат, М.Ю.Бу-харкина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров [17], Н.О. Яковлева [27] и др.) понимают

достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Кроме того, ученые И.А. Колесникова [6] и Н.Б. Крылова [7] подчеркивают: самостоятельную про-ектно-ориентированную работу интегрированного характера, в которой обучающийся решает конкретные учебные, исследовательские, культурные, социальные или прикладные задачи, наполненные конкретным образовательным содержанием и практическим смыслом для него; специальную организацию со стороны педагога и самостоятельность выполнения комплекса действий для создания уникального продукта (Л.В. Львов, О.В. Перевозова, Л.П. Ярулина) [8, с. 165].

Как метод проект выделяется активной основой, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам (А.А. Вербицкий [1]); совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся (Е.С. Полат. М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров [17]); способ стимулирования творческой активности, обеспечивающий развитие профессионально важных качеств студентов при разрешении проблемных (производственных)

0

1

ф

о ф

т

го

ч

ф

о

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч к го

I

Ё ф

о с

I _0

о >

т

ситуаций (Н.Е. Сауренко [20]); инновационный метод обучения, отвечающий принципиально другим целям: диало-гичности, деятельностно-творческому характеру, направленности на поддержку индивидуального развития студента, предоставления студенту необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения, возможности решать универсальные задачи реального бизнеса (Л.П. Ярулина) [28, с. 11], что значимо для предмета нашего исследования.

В соответствии с важностью исходного понятия проектная деятельность, отметим следующие позиции: она является одной из структурных единиц процесса обучения и отвечает требованиям гибкой модели организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности, значимый источник психического развития обучающегося (Н.В. Митяш [11]); психологически комфортна для участников: нет победителей и проигравших, каждый может проявить себя, раскрыть свой потенциал; оказание помощи друг другу, возрастание уверенности в себе, самооценки (Л.И. Переходнова [16]); носит продуктивный характер и имеет признаки: соотнесенность с объективной реальной действительностью и с субъектом деятельности, ориентация на продукт деятельности, методическая соотнесенность (И.А. Колесникова [6] и Н.Б. Крылова [7]); специально организованный преподавателем совместно с обучающимися и выполняемый комплекс самообразовательных действий по решению социально актуальной и личностно значимой для будущего специалиста проблемы, завершающийся созданием полезного продукта, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике при его создании (И.М. Павлова [15], Е С. Чеботарева [24]).

На основании системно-деятель-ностного подхода, анализа и обобщения основных точек зрения, проекции ре-

зультата на объект исследования можно сделать следующие выводы.

Во-первых, многообразие взглядов исследователей в философском, управленческом, психологическом и педагогическом аспектах на сущность понятия «проект» сводится следующим позициям:

1) в широком смысле означает систему, деятельность и результат деятельности, метод, процесс, технологию;

2) в узком смысле - означает результат деятельности проектирования,

3) педагогический проект характеризуется рядом общих признаков:

а) направленность на достижение конкретных социально-личностных целей, определенных практических результатов;

б) координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий в ходе совместных действий педагога и обучающихся;

в) ограниченная протяженность во времени с определенным началом и окончанием.

Во-вторых, под проектом понимается достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, оформленным практическим результатом.

В-третьих, под учебно-проектной деятельностью понимается специально организованный и выполняемый педагогом совместно с обучающимися комплекс действий по решению социально и личностно значимой для будущего работника (менеджера) проблемы, завершающийся созданием полезного продукта, показывающий способность и готовность применить полученные результаты на практике.

Библиографический список:

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - С. 40.

2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. - М., 2009.

3. Дипроуз Д. Управление проектами. -М.: Эскмо, 2008. - 240 с.

4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010. - 208 с.

5. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат. 1974. - 328 с.

6. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб, пособие для высш. учеб. заведений. - М: Изд-во «Академия», 2005. - 288 с.

7. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов // Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 3. С. 8-12.

8. Львов Л.В., Перевозова О.В., Ярулина Л.П. Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс формирования проектной компетентности менеджера: науч.-методическое пособие. - Челябинск: РБИУ, 2013. -163 с.

9. Львова О.В. Использование информационно-коммуникативных технологий для организации и проведения проектной деятельности (при обучении иностранным языкам в средней школе): дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

10. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами: учеб. пособие. - М.: Изд-во «Омега - Л», 2014. - 960 с.

11. Митяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: дисс. . д-ра псих. наук. - Брянск, 2000.

12. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоу-ри Ф. Основы менеджмента. - М.: Изд-во «Дело», 1997. - 704 с.

13. Новиков А.М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006. 488 с.

14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2010. - 630 с.

15. Павлова И.М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий: дисс. ... канд. пед. наук. -М.: Московский государственный педагогический университет, 2007.

16. Переходнова Л.И. Психологические аспекты проектной деятельности в начальной школе // Современная высшая школа: инновационный аспект.

2012. № 2. С. 29-31.

17. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Из-дат. центр «Академия», 2001. - 272 с.

18. Попова Л.Л. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011. - 231 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Приказ о Совете по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации // [Электронный ресурс]: http://economy.gov. ru/minec/about/structure/depStrategy/ doc20130610_09. 73.

20. Саурненко Н.Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа: дисс. ... канд. пед. наук. -М., 2004.

21. Сид Кемп. Управление проектами. Без мистики. - М.: Изд-во ГИППО, 2010. - 384 с.

22. Тондл Л., Пейша И. Методологические аспекты системного проектирования // Вопросы философии. 1982. № 10. С. 87-96.

23. Хуторенко В.С. Принципы проектного обучения в школе на примере предмета «музыка // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 2. С. 40-43.

24. Чеботарева Е.С. Развитие самообразовательной компетентности студентов в процессе проектной деятельности: авт. реф. дис. ... канд. пед. наук. -Курск, 2010. - 26 с.

25. Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов. - М.: ФЛИНТА: Наука,

2013. - 208 с.

0

1

ф

о ф

т

го

ч

ф

о

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч к го

I

Ё ф

о с

26. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография. - Челябинск: РБИУ, 2010. - 316 с.

27. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. - Челябинск: Изд-во Челябинского гуманитарного ин-та, 2008. - 279 с.

28. Ярулина Л.П. Проектный метод: профессиональное и социальное значение педагогических результатов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 4. С. 11-16.

Поступила 01.10.15

Об авторe:

Усынин Максим Валерьевич, первый проректор Частного образовательного учреждения высшего образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), m.v.ucynin@gmail.com

Для цитирования: Усынин М.В. Проектная деятельность как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 3. С. 115-127.

References:

1. Verbitsky A.A. Competence approach and context learning theory. M.: ITs PKPS. [in Russian]

2. Vesnin V.P. Human Resources management. Theory and practice. M., 2009. [in Russian]

3. Deeprose D. Project management. M.: Eskmo, 2008. [in Russian]

4. Zagvyazinsky V.I., Atakhanov R. Methodology and methods of psychological and pedagogical research. M.: Akademia, 2010. [in Russian]

5. Kagan M.S. Human activities (an experience of system analysis). M.: Politizdat, 1974. [in Russian]

6. Kolesnikova I.A. Pedagogical projecting. M.: Izd-vo «Akademia», 2005. [in Russian]

7. Krylova N.B. School-students projecting and new tasks for the teachers. Dopolnitelnoie obrazovanie i vospitanie. 2007. № 3. P. 8-12. [in Russian]

8. Lvov L.V., Perevozova O.V., Yarulina L.P. Trans-disciplinary teaching materials to form manager projecting competence. Chelyabinsk, RBIU, 2013. - 163 р. [in Russian]

9. Lvova O.V. Application of information and communication technologies in organization of projecting (in teaching foreign languages at secondary school). Diss. ... Cand. Sci. (Education). M., 2007. [in Russian]

10. Mazur I.I., Shapiro V.D. et al. Project management. N.: Izd-vo «Omega-L», 2014. [in Russian]

11. Mitiash N.V. Psychology of school student projecting. Diss. ... Dr. Sci. (Psychology). Briansk, 2000. [in Russian]

12. Meskon, M. Albert, M. Hedowry, Ph. Management Basics. M.: Izdatelstvo «Delo», 1997. [in Russian]

13. Novikov A.M. Methodology of education. M.: Egves, 2006. [in Russian]

14. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language. M.: Oniks, 2010. [in Russian]

15. Pavlova I.M. Forming the readiness of primary school students to projecting with computer information technologies. Diss. ... Cand. Sci. (Education). MGPU, 2007. [in Russian]

16. Perekhodnova L.I. Psychological aspects of the projective activity at elementary school. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2012. № 2. P. 29-31. [in Russian]

17. Polat E.S., Bukharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.E. New pedagogical and information technologies in education system. M.: Izdatelskii tsentr «Akademia», 2001. [in Russian]

18. Popova L.L. Interdisciplinary paradigm as a basis to form integrative competences of students at a multi-profile higher school. Diss. ... Cand. Sci. (Education). SPb., 2011. [in Russian]

19. Order on the Board of introduction of project management in Federal bodies of executive bodies and state bodies in the subjects of the Russian Federation // [electronic resource] http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depStrategy/doc20130610_09. 73. [in Russian]

20. Saurnenko N.E. Projecting as a tool to form creative activity of college students. Diss. ... Cand. Sci. (Education). M., 2004. [in Russian]

21. Sid Kemp. Project Management Demystified. M.: Izd-vo GIPPO, 2010. [in Russian]

22. Tondl L., Peisha I. Methodological aspects of system projecting. Voprosy filosofii. 1982. № 10. P. 87-96. [in Russian]

23. Khutorenko V. S. Project learning principles by the example of teaching music. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2012. № 2. P. 40-43. [in Russian]

24. Chebotareva E.S. Development of self-learning competence of students in projecting. Author's transcript. Diss. ... Cand. Sci. (Education). Kursk, 2010. [in Russian]

25. Shipilina L.A. Methodology of pedagogical and psychological research. M.: FLINTA: Nauka, 2013. [in Russian]

26. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical Research: Contents and Presentation of Results. Chelyabinsk: Izd-vo RBIU, 2010. [in Russian]

27. Yakovleva N.O. Pedagogical Projecting of Innovative Systems. Diss. ...Dr .Sci. (Education), Chelyabinsk, 2003. [in Russian]

28. Yarulina L.P. Project method: professional and social significance of pedagogical results. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2011. № 4. P. 11-16. [in Russian]

About the author:

Usynin Maxim Valerievich, Executive Vice-Rector, Russian-British Institute of Management (12, Str. Voroshilova, Chelyabinsk, Russia), m.v.ucynin@gmail.com

For citation: Usynin M.V. Projecting as pedagogical phenomenon // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 3. P. 115-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.