9. Frankl, V. Ehkzistencialjnihyj vakuum: vihzov psikhoterapii // Chelovek v poiskakh smihsla. - M., 1990.
10. Peter, Z. Berger. Facing un to modernity. - N.Y., 1977.
11. Herrick, R. The paradox of marginality // Our sociological eye: rersonal essays on soc. Culture. - N.Y., 1977.
Статья поступила в редакцию 06.09.11
УДК 378.14
Nosenko A.O. PROJECT ACTIVITY AS THE BEST SOLUTION FOR COMPLETE IMPLEMENTATION STUDENTS SCIENCE RESEARCH. The article deals with theoretical foundations of the project activities during the science research. The necessity to create students' competencies by means of science research are shown, the components of science research based on project-activities are isolated.
Key words: competences, science research, project activities, algorithmization of science research.
А.О. Носенко, аспирантка ДВГГУ, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ОСУЩЕСТОЛЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В статье представлены теоретические обоснования применения проектной деятельности в ходе научноисследовательской деятельности. Отображена необходимость формирования компетенций у студентов по средствам научно-исследовательской деятельности; выделены компоненты научно-исследовательской работы, основанной на проектной деятельности.
Ключевые слова: компетенции, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, алгоритмизация научноисследовательской работы.
Образование - это один из прикладных аспектов науки, своеобразная форма внедрения научных знаний, которая может стать источником новых идей, методологических установок, исследовательских подходов [1, с. 123].
Функции и задачи высшего образования включают в себя продвижение, создание и распространение знаний путем исследовательской деятельности. В качестве одной из услуг, предоставляемых обществу, является обеспечение его (общества) необходимыми знаниями с целью оказания помощи в области культурного, социального и экономического развития, поощряя и развивая естественно-научные и технологические исследования, а также исследования в области социальных и гуманитарных наук и творческую деятельность в сфере искусства [2].
Стратегическая цель государственной научной политики -превращение российской науки в действенный ресурс государства, в систему динамичную, самоуправляемую, многоукладную; в приоритетно поддерживаемую систему производства знаний и их внедрения в практику, которая сочетает масштабные фундаментальные исследования с конкурентоспособными прикладными НИОКР, способствующими выходу России на мировой рынок [3].
В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития, суть которой состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий [4]. Исходя из основных международных и российских нормативно-правовых актов, касающихся модернизации образования, мировых тенденций в сфере образования, поставленные задачи должны быть, сформулированы и решены в рамках компетентностного подхода, который предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Высшие учебные заведения должны обеспечивать такое образование учащихся, которое воспитывает в них хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем, стоящих перед обществом, а также к тому, чтобы брать на себя социальную ответственность [2].
Образовательные стандарты третьего поколения предписывают включение научно-исследовательской деятельности в число обязательных профессиональных компетенций. Противовесом репродуктивному обучению в высшем учебном заведении является научно-исследовательская деятельность, что согласуется с компетентностным подходом в обучении. Исследовательская деятельность позволяет расширить кругозор,
повысить культурный уровень, углубить знания по предметным областям, подготовить студента к будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
Исход любого дела (в нашем случае под делом понимаем процесс образования) зависит в первую очередь от личной заинтересованности исполнителя (студента). Дж.Дьюи (основатель проектной деятельности) показывал как выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок выступал в роли активного субъекта, деятельность ученика (студента) должна выстраиваться сообразно с его личным интересом в изучаемом знании. Для этого следует выбирать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести [5].
Участие студента в научно-исследовательской деятельности в ходе обучения выводит профессиональное мышление на более широкие горизонты, формирует у него системное видение предмета исследования.
Проблема необходимости формирования компетенций студентов вузов по средствам научно-исследовательской работы возникла как выражение настоятельной социальной потребности. Реальность такова, что профессионально-личностные характеристики оказываются сформированными и закрепленными в рамках традиционного информативно-репродуктивного процесса образования, выстроенного в субъект-объектной парадигме.
Формирование компетенций в ходе научно-исследовательской деятельности позволит будущему специалисту успешно анализировать условия и задачи трудовой деятельности, рационально планировать, организовывать, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать процесс, а так же результаты своей учебной, научно-исследовательской и будущей профессиональной деятельности.
В науке понятие «исследование» трактуется как научный метод (процесс) изучения чего-либо; процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о системах, явлениях, процессах непосредственной практической деятельности, характеризующиеся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Что касается исследовательской деятельности, то это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных
в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности» [6].
Научная (научно-исследовательская) деятельность (НИД) -деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, которая включает:
- фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Специфика исследовательской деятельности такова, что ее продуктивность напрямую связана с познавательной потребностью, с особой формой интереса к противоречию, к проблеме.
Выделим пять специфических качеств личности связанных с исследовательской мотивацией и продуктивностью мышления:
1. Специфическая «исследовательская» мотивация, особая познавательная потребность, которая заключается не в желании накопить полезные знания, но а) в стремлении обнаружить нечто новое, «вмешаться» в обыденный ход вещей, б) в стремлении к «объемному», системному знанию, желание «охватить взглядом» явление в максимальном масштабе.
2. Потребность в реальном взаимодействии с изучаемым объектом, стремление «пробовать», извлекать новую информацию из собственного опыта, проверять все на своем опыте (в науке это качество можно назвать стремлением к самостоятельной верификации любого знания).
3. Особая чувствительность к противоречиям и проблемам, к обнаружению систем и структур, отличающихся от уже известных людям (критичность мышления), как на первом этапе нахождения основной исследовательской проблемы, так и на последующих, связанных с решением частных вопросов, на которые разбивается затем главная проблема;
4. Способность к дивергентному поиску решения, основанная на таком умственном действии, как аналогия (которая прежде всего проявляется в метафоричности мышления);
5. Способность к рефлексии двух типов: а) способность к осознанию собственных ментальных процессов, которая позволяет управлять исследовательской деятельностью; б) научная рефлексия, позволяющая организовать имеющиеся знания в систему.
Перечисленные качества не обеспечивают все этапы осуществления научно-исследовательской деятельности. Остальные этапы обеспечиваются обычными логическими структурами, которые в характеристиках личности описываются как общие способности [7].
Исследовательскую деятельность целесообразно формировать с актуализации исследовательской потребности. Наличие исследовательской цели способствует активному поиску средств по ее достижению. Но не стоит забывать о развитии креативности или теоретического мышления. Приемы, механизмы и алгоритмы исследовательской деятельности выступают как средства достижения цели, и поэтому процесс их развития протекает совершенно иначе, более естественно, более продуктивно [7].
Для того, чтобы включить человека в выполнение задач, ставящихся общественной жизнью, надо нащупать ту мотивацию, которая способна побудить его к соответствующим действиям, и, лишь опираясь на эту мотивацию, можно поднимать человека на разрешение все более высоких задач. С другой стороны, не менее необходимо, опираясь на объективное содержание и общественную значимость задач, в разрешение которых включается, таким образом, человек, суметь поднимать на все более высокий уровень мотивы, которыми он способен руководствоваться, формируя их через действия, порождаемые ими [8].
При всех благих намерениях в очередной раз мы впадаем в крайности. Государство строго определило приоритетные направления в области науки: информационно-телеком-
муникационные системы; индустрия наносистем и материалов; живые системы; рациональное природопользование; энергетика и энергосбережение; безопасность и противодействие терроризму; перспективные вооружения, военная и специальная техника, т.е. все силы (финансовые в первую очередь) сосредоточены на данных областях знания. Возникает вопрос: как под-
держать интерес студентов к другим научным проблемам и не потерять кадровый потенциал.
Для получения максимального результата от научноисследовательской работы, и предотвращения сведения НИРС к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ целесообразно обратиться к методу проектов, который позволит алгоритмизировать научно-исследовательскую работу студентов вузов.
Алгоритмизация научно-исследовательской деятельности представляет собой элементы традиций, которые включают в себя четкие и явно выраженные принципы и абсолютно необходимую основу предрасположений к действиям. Можно действовать вообще без каких-либо стандартов, следуя просто некоторым естественным склонностям, но оправдает ли результат затраченные усилия (как усилия, затраченные на поиск решения проблемы, так и материальную составляющую) [9].
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагае наличие следующих компонентов.
1. Постановку проблемы.
2. Изучение теории, посвященной данной проблематике.
3. Подбор методик исследования и практическое овладение ими.
4. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение.
5. Научный комментарий.
6. Собственные выводы.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Научно-исследовательская деятельность с применением метода проектов привлекает студентов к изучению важных и значимых вопросов через процесс сотрудничества. Студенты задают вопросы, делают прогнозы, проектируют этапы исследования, осуществляют и знакомятся с современными технологиями, создают продукт, обмениваются идеями. В процессе проектной деятельности формируется научный аппарат.
Научная работа, основанная на проектной деятельности, включает в себя:
- запрос (вопрос исследования);
- разработка научно предвидения (прогнозирование);
- разработка и проведение исследования;
- сбор и анализ информации и данных;
- интерпретация и определение альтернативных объяснений;
- подведение итогов;
- отчетность.
В основе научно-исследовательской работы студентов с использованием проектной деятельности лежит создание реального продукта. Тем самым будет решена проблема «оторванности» результатов научно-исследовательской деятельности студентов от практической деятельности. Научно-исследовательская деятельность студентов будет оправдана [10].
С учетом требований, предъявляемых молодым специалистам (готовность к непрерывному самообразованию, сотрудничество, способность к работе с различными источниками информации, способность к критическому мышлению, самоуправлению деятельностью), можно выделить следующие причины широкого распространения данного метода (независимо от того, будет ли студент продолжать научно-исследовательскую деятельность по завершению обучения в вузе):
- необходимость не столько передавать студентам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения [11].
Научно-исследовательская деятельность, реализуемая по средствам проектной деятельности, позволяет формировать некоторые компетенции и личные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким компетенциям и качествам мы относим следующие.
1. Компетенции социального взаимодействия: с коллективом, партнерами, сотрудничество, способность принимать от-
ветственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно.
2. Компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
3. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой. У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это - неверно». Студенты свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
4. На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные
причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в социуме.
Можно выделить ряд преимуществ проектной деятельности для научно-исследовательской работы студентов. Во-первых, происходит глубокое, комплексное понимание содержания исследуемой проблемы. Во-вторых, не стоит забывать, что метод проектов способствует ответственности и самостоятельности обучения, а это немаловажный факт в научноисследовательской деятельности. В-третьих, у студентов появляется возможность выполнять различные виды заданий на определенных этапах исследования. Так же студенты учатся работать вместе для решения исследовательских проблем. Сотрудничество предполагает обмен идеями с целью поиска решения проблемы.
Библиографический список
1. Касьян, А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: монография. - Н. Новгород, 1996.
2. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры [Э/р]. - Р/д:
http://infopravo.by.ru/fed 1998/ch02/akt13969.shtm
3. Атоян, В.Р. Учебно-научно-инновационный комплекс - как перспективная форма организации образовательной, научной и инновационной деятельности в учреждениях высшей школы России / В.Р. Атоян, В.Ю. Тюрина, А.А Коваль, Е.Г. Яблонская // Организация логистического управления инвестициями и инновациями: межвуз. науч. сб. - Саратов, 2001.
4. Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. - Москва, 2005 [Э/р]. - Р/д: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf
5. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» [Э/р]. - Р/д: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/
6. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. - Ижевск, 2001.
7. Белых, С.Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов. - Ижевск, 2008 [Э/р]. - Р/д: http://www.pedlib.ru/Books/3/0182/3_0182-1.shtml
8. Рубинштейн, С.Л.. Проблемы общей психологии. - М, 1973.
9. Метод проектов [Э/р]. - Р/д: http://letopisi.ru/index.php/
10. Moti Frank and Abigail Barzilai. Project-Based Technology: Instructional Strategy for Developing Technological Literacy. Journal of Technology Education. Volume 18, Number 1. Fall 2006. [Э/р]. - Р/д: http://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JTE/v18n1/frank.html
11. Демченко, С.В. Метод проектов и его применение в обучении [Э/р]. - Р/д: http://metod.sch61.edusite.ru/p17aa1.html
Bibliography
1. Kasjyan, A.A. Kontekst obrazovaniya: nauka i mirovozzrenie: monografiya. - N. Novgorod, 1996.
2. Vsemirnaya deklaraciya o vihsshem obrazovanii dlya XXI veka: podkhodih i prakticheskie merih [Eh/r]. - R/d:
http://infopravo.by.ru/fed 1998/ch02/akt13969.shtm
3. Atoyan, V.R. Uchebno-nauchno-innovacionnihyj kompleks - kak perspektivnaya forma organizacii obrazovateljnoyj, nauchnoyj i innovacionnoyj deyateljnosti v uchrezhdeniyakh vihssheyj shkolih Rossii / V.R. Atoyan, V.Yu. Tyurina, A.A Kovalj, E.G. Yablonskaya // Organizaciya logisticheskogo upravleniya investiciyami i innovaciyami: mezhvuz. nauch. sb. - Saratov, 2001.
4. Obrazovanie v interesakh ustoyjchivogo razvitiya v mezhdunarodnihkh dokumentakh i soglasheniyakh. - Moskva, 2005 [Eh/r]. - R/d: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf
5. Ehlektronnihyj uchebnik po kursu «Proektnaya deyateljnostj kak sposob organizacii semioticheskogo obrazovateljnogo prostranstva» [Eh/r]. - R/d: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/
6. Zimnyaya, I.A. Issledovateljskaya rabota kak specificheskiyj vid chelovecheskoyj deyateljnosti / I. A. Zimnyaya, E. A. Shashenkova. - Izhevsk, 2001.
7. Belihkh, S.L. Upravlenie issledovateljskoyj aktivnostjyu studenta: Metodicheskoe posobie dlya prepodavateleyj vuzov i metodistov. - Izhevsk, 2008 [Eh/r]. - R/d: http://www.pedlib.ru/Books/3/0182/3_0182-1.shtml
8. Rubinshteyjn, S.L.. Problemih obtheyj psikhologii. - M, 1973.
9. Metod proektov [Eh/r]. - R/d: http://letopisi.ru/index.php/
10. Moti Frank and Abigail Barzilai. Project-Based Technology: Instructional Strategy for Developing Technological Literacy. Journal of Technology Education. Volume 18, Number 1. Fall 2006. [Eh/r]. - R/d: http://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JTE/v18n1/frank.html
11. Demchenko, S.V. Metod proektov i ego primenenie v obuchenii [Eh/r]. - R/d: http://metod.sch61.edusite.ru/p17aa1.html
Статья поступила в редакцию 14.09.11
УДК 37.01
Oyun M.M. THE FORMATION OF THE TUVA NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM AT THE 20-TH XX с. The article describes about the formation of the first educational epoch in the national history of the Tuva Republic. The facts of great significance are represented; the specific character of the developing education is shown.
Key words: the national education, primary school, training of teachers, communication of the Buddhism with education, the specific features of the Tuva public education.
М.М. Оюн, аспирант ХГУ, г. Абакан, E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВЕ В 20-Е ГГ. XX В.
В статье дано описание начального этапа становления народного (национального) образования Тувы, представлены важнейшие факты из истории развития народного образования, показана непреходящая ценность преемственной связи исторических эпох.
Ключевые слова: национальное (народное) образование, начальная школа, подготовка учителей, взаимосвязь буддизма с образованием, специфика становления тувинского народного образования.