ветственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно.
2. Компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
3. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой. У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это - неверно». Студенты свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
4. На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные
причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в социуме.
Можно выделить ряд преимуществ проектной деятельности для научно-исследовательской работы студентов. Во-первых, происходит глубокое, комплексное понимание содержания исследуемой проблемы. Во-вторых, не стоит забывать, что метод проектов способствует ответственности и самостоятельности обучения, а это немаловажный факт в научноисследовательской деятельности. В-третьих, у студентов появляется возможность выполнять различные виды заданий на определенных этапах исследования. Так же студенты учатся работать вместе для решения исследовательских проблем. Сотрудничество предполагает обмен идеями с целью поиска решения проблемы.
Библиографический список
1. Касьян, А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: монография. - Н. Новгород, 1996.
2. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры [Э/р]. - Р/д:
http://infopravo.by.ru/fed 1998/ch02/akt13969.shtm
3. Атоян, В.Р. Учебно-научно-инновационный комплекс - как перспективная форма организации образовательной, научной и инновационной деятельности в учреждениях высшей школы России / В.Р. Атоян, В.Ю. Тюрина, А.А Коваль, Е.Г. Яблонская // Организация логистического управления инвестициями и инновациями: межвуз. науч. сб. - Саратов, 2001.
4. Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. - Москва, 2005 [Э/р]. - Р/д: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf
5. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» [Э/р]. - Р/д: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/
6. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. - Ижевск, 2001.
7. Белых, С.Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов. - Ижевск, 2008 [Э/р]. - Р/д: http://www.pedlib.ru/Books/3/0182/3_0182-1.shtml
8. Рубинштейн, С.Л.. Проблемы общей психологии. - М, 1973.
9. Метод проектов [Э/р]. - Р/д: http://letopisi.ru/index.php/
10. Moti Frank and Abigail Barzilai. Project-Based Technology: Instructional Strategy for Developing Technological Literacy. Journal of Technology Education. Volume 18, Number 1. Fall 2006. [Э/р]. - Р/д: http://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JTE/v18n1/frank.html
11. Демченко, С.В. Метод проектов и его применение в обучении [Э/р]. - Р/д: http://metod.sch61.edusite.ru/p17aa1.html
Bibliography
1. Kasjyan, A.A. Kontekst obrazovaniya: nauka i mirovozzrenie: monografiya. - N. Novgorod, 1996.
2. Vsemirnaya deklaraciya o vihsshem obrazovanii dlya XXI veka: podkhodih i prakticheskie merih [Eh/r]. - R/d:
http://infopravo.by.ru/fed 1998/ch02/akt13969.shtm
3. Atoyan, V.R. Uchebno-nauchno-innovacionnihyj kompleks - kak perspektivnaya forma organizacii obrazovateljnoyj, nauchnoyj i innovacionnoyj deyateljnosti v uchrezhdeniyakh vihssheyj shkolih Rossii / V.R. Atoyan, V.Yu. Tyurina, A.A Kovalj, E.G. Yablonskaya // Organizaciya logisticheskogo upravleniya investiciyami i innovaciyami: mezhvuz. nauch. sb. - Saratov, 2001.
4. Obrazovanie v interesakh ustoyjchivogo razvitiya v mezhdunarodnihkh dokumentakh i soglasheniyakh. - Moskva, 2005 [Eh/r]. - R/d: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf
5. Ehlektronnihyj uchebnik po kursu «Proektnaya deyateljnostj kak sposob organizacii semioticheskogo obrazovateljnogo prostranstva» [Eh/r]. - R/d: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/
6. Zimnyaya, I.A. Issledovateljskaya rabota kak specificheskiyj vid chelovecheskoyj deyateljnosti / I. A. Zimnyaya, E. A. Shashenkova. - Izhevsk, 2001.
7. Belihkh, S.L. Upravlenie issledovateljskoyj aktivnostjyu studenta: Metodicheskoe posobie dlya prepodavateleyj vuzov i metodistov. - Izhevsk, 2008 [Eh/r]. - R/d: http://www.pedlib.ru/Books/3/0182/3_0182-1.shtml
8. Rubinshteyjn, S.L.. Problemih obtheyj psikhologii. - M, 1973.
9. Metod proektov [Eh/r]. - R/d: http://letopisi.ru/index.php/
10. Moti Frank and Abigail Barzilai. Project-Based Technology: Instructional Strategy for Developing Technological Literacy. Journal of Technology Education. Volume 18, Number 1. Fall 2006. [Eh/r]. - R/d: http://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JTE/v18n1/frank.html
11. Demchenko, S.V. Metod proektov i ego primenenie v obuchenii [Eh/r]. - R/d: http://metod.sch61.edusite.ru/p17aa1.html
Статья поступила в редакцию 14.09.11
УДК 37.01
Oyun M.M. THE FORMATION OF THE TUVA NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM AT THE 20-TH XX с. The article describes about the formation of the first educational epoch in the national history of the Tuva Republic. The facts of great significance are represented; the specific character of the developing education is shown.
Key words: the national education, primary school, training of teachers, communication of the Buddhism with education, the specific features of the Tuva public education.
М.М. Оюн, аспирант ХГУ, г. Абакан, E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВЕ В 20-Е ТТ. XX В.
В статье дано описание начального этапа становления народного (национального) образования Тувы, представлены важнейшие факты из истории развития народного образования, показана непреходящая ценность преемственной связи исторических эпох.
Ключевые слова: национальное (народное) образование, начальная школа, подготовка учителей, взаимосвязь буддизма с образованием, специфика становления тувинского народного образования.
Современные реформы в системе российского образования тесно связаны с идеями Болонского процесса, где одной из центральных декларирована идея создания единого европейского культурно-образовательного пространства, в котором возможны сотрудничество разных национальных систем, предоставление равных возможностей для трудоустройства выпускникам вузов тех государств, кто вступил в Болонское соглашение. В педагогической печати не прекращаются дискуссии относительно того, каким образом должны соотноситься единые европейские требования к образовательному процессу в высшей школе с сохранением уникальных этнокультурных систем в российском полинациональном и поликультурном пространстве. Попытки найти оптимальное сочетание национального и интернационального в подготовке специалистов высшей школы заставили обратиться к историко-педагогическому аспекту национальной системы образования. Проблема исследования состоит в том, чтобы выяснить, все ли ресурсы отечественной национальной системы образования используются для ее реформирования или они себя исчерпали? Через призму изучения истории становления системы педагогического образования Республики Тува, одного из самых уникальных субъектов РФ, попробуем найти ответы на поставленную проблему.
В своем исследовании мы опираемся на имеющиеся опубликованные труды наших предшественников, также архивные материалы Центрального государственного архива Республики Тува, защищенные диссертации по истории Тувы. Анализ источников показал, что целостно история становления педагогического образования Тувы, включая последние десятилетия, не представлена, в имеющихся трудах советского периода преобладает тенденциозная оценка всей культурно-просветительной работы первых тувинских педагогов и роли общественных деятелей. Одной из первых попыток показать историю становления и развития системы народного образования явилась монография Н.А. Сердобова, одного из выдающихся просветителей и педагогов Тувы [3]. Для своего времени появление такого научно-исторического труда явилось серьезным вкладом в науку и педагогическую практику. Им показаны методологические исследовательские направления в области истории педагогики и образования Тувы, дана характеристика исторических событий создания тувинской письменности, первых школ, подготовки педагогических кадров. Приведены количественные показатели успешности создания национального образования в Туве в контексте советско-партийной идеологии.
Следует признать роль и значение исторических событий первостепенной важности в жизни тувинского народа и в целом для становления системы национального образования Тувы, как создание независимой суверенной республики в 1921 г. -Тувинской Народной Республики; затем - создание своей национальной письменности в 1930 г. на основе латинской графики. Кроме того, создание русской школы в 1916 г. и новой советской школы в 1932г., которая явилась своеобразным очагом светской культуры и грамотности. В целом, правительственная поддержка Советского Союза в строительстве школ и подготовке учительства Тувы сыграла решающую роль в принятии светского пути развития народного образования. Рассмотрим некоторые аспекты становления национальной системы образования в Туве, опираясь на архивные материалы.
Материалы фондов ЦГА РТ (Фонды 79, 92, 120 и др.) содержат разные сведения о становлении народного образования в Туве, также документы делопроизводства СНК РСФСР с соответствующими протоколами обсуждения или принятыми поправками Совета Министров ТНР, Великого и Малого Хуралов ТНР, Министерства Народного просвещения ТНР. В фонде 79 (Д. 29, Д. 24, Д. 30) представлены важнейшие документы Народного Комиссариата Просвещения РСФСР, в которых отражены материалы по истории и развитию русских (советских) школ на территории Тувы.
Первые русские школы были созданы в Туране (1908), Тарлаге, Успенке, Сосновке. В 1921 г. была открыта Русская самоуправляющая трудовая колония, которую преобразовали в 1932 г. в Комитет советских граждан [1]. Очевидно, что возникновение русских школ в дооктябрьский период было продиктовано рядом социально-политических и экономических обстоятельств. Как указано в диссертации Монгуш В.Ч. [2], Тува стала привлекать внимание русских купцов и деловых людей в начале XX в. как экономически выгодный край. В результате целена-
правленной политики российского царизма в 1914 г. установлен протекторат над Урянхайским краем (Тувой) и включение его в состав Енисейской губернии. Начался процесс постепенного освоения русскими крестьянами, купцами и промышленниками этого богатого края, что способствовало его экономическому и культурному развитию. Привнесение крестьянским населением земледельческой культуры и оседлого образа жизни требовало создания начального образования. Так, Монгуш В.Ч. отмечает, что «В 1918-1919 гг. ... в 340 русских населенных пунктах Урянхайского края, где проживало 11958 человек, насчитывалось 10 школ ведомства Министерства народного просвещения России» [2, с. 13]. Переселенцы более четко осознавали значение образования для развития семьи, его материального благополучия, в отличие от коренного населения, преимущественно занимавшегося кочевым скотоводством.
В документах Управления заведующего устройством русского населения в Урянхае фонда 123 ЦГА РТ (создание -1913 г., упразднение - 1918г.), сохранились сведения о работе Первого учительского съезда в 1918г. в г. Белоцарске (Кызыл), о деятельности Урянхайского краевого комитета по народному образованию, рассмотрены многочисленные приговоры сельских поселений об открытии школ и т.д. Показано активное пробуждение интереса к начальному образованию у народных масс.
В фонде 79 Министерства народного просвещения ТНР сосредоточены значительные по объему материалы, показывающие становление и развитие национального образования в республике в послеоктябрьский период во взаимосвязи с Советской страной. Характеризуя начало становления народного образования в ТНР в тесном взаимодействии с Советской Россией как новый, по сути революционный историко-культурный этап, исследователи - тувиноведы указали на противоречивость, неоднозначность и сложность переходных реформ (Аранчын Ю.Л., Дубровский Б.А., Гребнев Л.В., Кенин-Лопсан М.Б., Монгуш Д.А., Монгуш В.Ч., Очур В.Ч., Сердобов Н.А., Сат Ш.Ч., Тока С.К. и др.
В качестве специфических особенностей становления и развития народного образования в Туве названы «существование кочевого типа цивилизации и длительное пребывание страны в составе различных государств в условиях отсутствия собственной письменности» [2, с.13-14.]. Следующим фактором, предопределившим специфику развития народного образования, указано проникновение буддизма, что способствовало распространению монгольской и тибетской письменности среди тувинцев (Монгуш В.Ч.). Немаловажное значение имело то обстоятельство, что детям из бедных семей в получении духовного образования не отказывалось, они могли, приобщившись к грамоте, продолжить свое образование. Дети богатых тувинцев обучались в монастырях Монголии и Тибета. Следует заметить, что в массовом масштабе получение образования для кочевого народа имело определенные трудности. В диссертационном исследовании Монгуш В.Ч. указано, что на рубеже XIX-XX вв. именно духовное образование являлось приоритетным среди традиционного тувинского общества, где представители феодально-чиновничьих кругов использовали монгольский язык как официальный в условиях отсутствия собственной письменности, доступной для народных масс. Рост числа монастырей до 22, сыгравших роль общеобразовательных центров в Туве, привел к тому, что впоследствии выпускники сыграли определенную роль в распространении просвещения среди тувинских аратов.
Всеобщая безграмотность среди трудящихся было повседневным явлением. Вместе с тем, традиционная народнопедагогическая культура семьи и рода способствовала сохранению национального духа, связи тувинца с родной землей, также феодально-патриархальных отношений в обществе, приводила к некоторой консервативности уклада жизни, прочности традиций и обычаев.
С появлением русского населения постепенно стало меняться отношение к образованию: осмысление его роли в торгово-экономических отношениях, земледелии, межэтническом общении диктовало развитие интереса к светскому образованию. В работах отечественных историков советского периода показан неоценимый вклад народных просветителей - интернационалистов, учителей, ученых-тувиноведов: А.А. Пальмбаха,
B.В. Криштафовича, В.Л. Ладановой, А.П. Лаврентьевой, Тока
C.К., Д.Н. Таптыкова, Л.Б. Чадамба и многих других. Начало
становления светского образования в Туве с 20-х гг. XX в. ознаменовало новую эпоху в истории тувинского народа. Глубокое изучение истории становления и развития национальной системы образования показывает тесные ее связи с религиозными воззрениями тувинцев, с народной культурой кочевого типа. Большое экономическое отставание Урянхайского региона от сибирских соседей Саяно-Алтая в начале XX в. имело свои вынужденные преимущества: почти в архаичном виде сохранились этнопедагогические традиции тувинцев, сконцентрированные в семейно-родовом воспитании, подпитывающие общественную систему образования. Собственно тувинский этнос избежал сталинской репрессивной политики, коснувшейся коренных народов Сибири в советское время, что также способствовало его воспроизводству и сохранению генофонда тувинского народа. Самый главный человеческий ресурс тувинского этноса на рубеже прошлых столетий остался объективно защищенным, что доказано последующим историко-культурным развитием тувинского этноса.
Проведя исторические аналогии рубежных периодов конца XIX- начала XX столетий и современности, можно указать на
общие тенденции в сфере культуры и образования тувинского общества: прежде всего, реформирование системы образования в контексте общероссийских и мировых модернизационных процессов, когда встала проблема сохранения национальной самобытности этнической тувинской культуры в целостной системе образования; «безболезненное» вхождение в российское поликультурное образовательное пространство, преодоление кризисных социально-педагогических явлений для сельской школы как результата перехода к рыночной экономике, качественная подготовка педагогических кадров для сельских общеобразовательных учреждений, их научно-методическое обеспечение, создание мобильности молодых специалистов, обеспечение рабочими местами молодых кадров и т.п. Для решения современных проблем в сфере национального образования требуются компетентные педагоги, обладающие эрудицией, культурой мышления и глубокими знаниями в истории образования, способные к научно-исследовательской рефлексии и готовые принимать радикальные решения на рабочих местах в пределах своей компетенции.
Библиографический список
1. Педагогическое образование в Туве: научная мысль. История. Люди. - Кызыл, 2003.
2. Монгуш, В.Ч. Становление и развитие образования в Тувинской Народной Республике. автореферат дис.... канд. ист. наук. - М., 2006.
3. Сердобов, Н.А. Народное образование в Туве. - Кызыл, 1953.
4. Фонд 79. Оп.1 «Отдел народного образования Тувинской Автономной области», 1929-1962.
5. Фонд 123. «Управление заведующего устройством русского населения в Урянхае», 1907-1921.
Bibliography
1. Pedagogicheskoe obrazovanie v Tuve: nauchnaya mihslj. Istoriya. Lyudi. - Kihzihl, 2003.
2. Mongush, V.Ch. Stanovlenie i razvitie obrazovaniya v Tuvinskoyj Narodnoyj Respublike. avtoreferat dis.... kand. ist. nauk. - M., 2006.
3. Serdobov, N.A. Narodnoe obrazovanie v Tuve. - Kihzihl, 1953.
4. Fond 79. Op.1 «Otdel narodnogo obrazovaniya Tuvinskoyj Avtonomnoyj oblasti», 1929-1962.
5. Fond 123. «Upravlenie zaveduyuthego ustroyjstvom russkogo naseleniya v Uryankhae», 1907-1921.
Статья поступила в редакцию 14.09.11
УДК 378:80
Severina V.F. TO THE QUESTION OF EVALUATION OF THE LEVEL OF RPODUCTIVE EDUCATIONAL INTERACTION OF A TEACHER AND STUDENTS. In the article the short characteristics of the main criteria and indicators used for the determination of the level of the development of the productive educational interaction of the subjects of the foreign language teaching process at a higher educational institution are given. Positive dynamics of the diagnostic indicators in students of the experimental groups after the forming experiment is shown by the example of the changes of the indicators of the student's personal growth.
Key words: productive educational interaction, evaluation, criteria, indicators, level of the development of the productive educational interaction.
В.Ф. Северина, аспирант АГАУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОГО УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье дана краткая характеристика основных критериев и показателей, используемых для определения уровня развития продуктивного учебного взаимодействия субъектов процесса обучения иностранному языку в вузе. Положительные динамика изменений диагностических показателей у студентов экспериментальных групп по окончании формирующего эксперимента продемонстрирована на примере изменения показателей личностного роста студентов.
Ключевые слова: продуктивное учебное взаимодействие, оценка, критерии, показатели, уровень развития продуктивного учебного взаимодействия.
Анализ ряда работ, в той или иной мере затрагивающих вопрос выдвижения новых требований к профессиональной подготовке выпускника и его личностным качествам, позволяет утверждать, что для повышения эффективности процесса обучения в вузе следует развивать продуктивное учебное взаимодействие преподавателя и студентов, целью которого является не только усвоение суммы знаний и прохождение образовательных программ, но и обмен личным эмоциональным и коммуникативным опытом, сложившимися взглядами и оценками, приобретение жизненных навыков, обеспечивающих личностный рост и индивидуальное развитие, межличностное общение и взаимодействие, а также самоопределение его участников. Продуктивное учебное взаимодействие преподавателя и студента предполагает свободные отношения участников процесса обучения. Преподавателю оно дает возможность строить обучение с учетом стратегических направлений развития учебного
заведения, своих способностей и потребностей, подразумевает свободу выбора содержания, методов и форм работы со студентами. Для студента продуктивное учебное взаимодействие предполагает создание условий для развития личности, поддержку и помощь преподавателя, а также возможность выбора, свободу принятия определенных решений.
Сопоставление взглядов различных авторов на определение сущности продуктивного учебного взаимодействия позволило нам определить его как осознанную целенаправленную совместную деятельность преподавателя и студента, основанную на субъект-субъектных отношениях, в процессе осуществления которой происходит качественное изменение субъектов процесса обучения в личностном, деятельностном и компе-тентностном аспектах.
В нашем исследовании мы рассматриваем качественные изменения и личностный рост только одного субъекта продук-