ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.14 (045)
ББК 74.58
Бекк Марина Александровна
преподаватель кафедра второго иностранного языка и лингводидактики Удмуртский государственный университет г. Ижевск Beck Marina Alexandrovna Lecturer
Chair of the Second Foreign Language and Linguodidactics Udmurt State University Izhevsk
Пути овладения бакалаврами-филологами компетенциями научноисследовательской деятельности Ways to Get Scientific and Research Competences by the Bachelors of Philology
В статье обоснован и раскрыт компонентный состав компетенций научноисследовательской деятельности бакалавра филологии, проанализирован опыт организации научно-исследовательской деятельности студентов на филологическом факультете с точки зрения эффективности овладения ими научно-исследовательскими компетенциями.
The article deals with the components of the scientific and research competences of the bachelors of Philology; the author analyzes the organization of the students’ scientific and research activities on a philological faculty from the viewpoint of the efficiency of their mastering the scientific and research competences.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, бакалавр филологии, компетенции научно-исследовательской деятельности,
организация, система, принцип, структура.
Key words: scientific and research activities, bachelor of Philology, scientific and research competences, organization, system, principle, structure.
Научно-исследовательская деятельность бакалавра филологии наряду с педагогической, прикладной, проектной и организационно-управленческой является неотъемлемым компонентом образовательного процесса в вузе. Это положение закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС) [6, c.3-4]. Ряд принятых в последнее десятилетие документов и нормативно-правовых актов, таких как долгосрочная программа "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу", «Концепция научной, научно-технической политики РФ»,
«Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике» и другие свидетельствуют о важности и значимости для государства и общества научно-исследовательской работы (НИР).
Несмотря на активное внедрение в образовательную практику отечественных вузов новых педагогических технологий, организация научноисследовательской деятельности (НИД) студентов требует серьезного пересмотра. Изучение научно-педагогической литературы, опыта российских высших учебных заведений позволяет сделать вывод о несоответствии системы организации НИД бакалавров современным требованиям, а именно: во многих вузах преобладает традиционная консультационная форма научноисследовательской работы в режиме «студент — научный руководитель», не в полной мере используются современные технические возможности глобальной сети Интернет, недостаточно разработана соответствующая инфраструктура научно-исследовательского пространства, отсутствует научно-
исследовательская интеграция между вузами. Для направления подготовки «бакалавр филологии» не определен компонентный состав компетенций НИД, недостаточно изучена организация НИД бакалавров-филологов.
Вместе с тем, в отечественной научно-методической традиции накоплен значительный опыт изучения и организации НИД студентов. Методологические основы НИД рассматриваются в работах В.В.Балашова, В.С. Безруковой, А.И. Галагана, Ф.Ш. Галиуллиной, В.С. Леднева,
В.А. Миронова и Э.Ю. Майковой, А.М. Новикова, Ф.Л. Ратнер и т.д.;
изучению проблемы организации НИД студентов посвящены диссертационные исследования О.В. Ибряновой, В.С. Свиридовой, Н.В. Долговой,
Е.Ю. Никитиной, О.Н. Лукашевич и пр.
Традиционно научно-исследовательская деятельность рассматривается отечественными психологами и педагогами как когнитивная, творческая, самостоятельная, основанная на процессах познания и развития мышления. Изучение НИД студентов опирается на основополагающие труды классиков отечественной психологии Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.
Под научно-исследовательской деятельностью бакалавра филологии мы понимаем проведение им теоретических прикладных исследований и разработок (в области родного и иностранного языков и литературы) в процессе нахождения им научно-ценной информации по теме исследования, определения стратегий исследовательской деятельности, овладения методами мыслительных операций, аналитико-рефлексивными способами оценивания научных достижений, навыками участия в работе научных коллективов.
К соотношению понятий «научно-исследовательская работа» и «научноисследовательская деятельность» следует отметить, что часто эти термины употребляются как синонимы, однако их отличие заключается в следующем: деятельность представляет собой процесс, в то время как работа может выступать и как процесс и как результат этого процесса ( например дипломная работа - результат научно-исследовательской деятельности). Поэтому в некоторых случаях понятия НИД и НИР можно рассматривать как синонимы, а в некоторых - термин научно-исследовательская работа рассматривается как средство организации научно-исследовательской деятельности студента.
Научно-исследовательская деятельность позволяет перенести акцент с познания как процесса пассивного усвоения знаний на процесс активного познания; она максимально развивает творческие способности, самостоятельность, позволяет осуществить подготовку инициативных специалистов, развивает научную интуицию, глубину мышления, творческий подход к восприятию знаний.
Следование идеям компетентностного подхода требует выражать результат образования в понятиях «компетенция» и «компетентность». К настоящему времени эти термины уже достаточно изучены и описаны в теоретической и научно-методической литературе.
Опираясь на определения компетенций, предложенные в работах И. А. Зимней, В.И. Байденко, А.В. Хуторского, В. Хутмахера, А.И. Субетто, а также в проекте «TUNING-Educational Programs in Russian HEIs», мы можем
дать следующее определение компетенции научно-исследовательской
деятельности студентов - это совокупность интеллектуальных, личностных и деятельностных характеристик студента, реализуемая им в продуктивной научно-исследовательской деятельности.
Анализ сущностных признаков научно-исследовательской деятельности в филологии, результатов диссертационных исследований, выполненных по названной проблеме за последние 5 лет, понимание компетенции как современного результата образования, изучение образовательных потребностей современного общества, выраженных в ФГОС, позволяет нам выделить следующие компетенции НИД бакалавра-филолога:
A) информационно-познавательная - поиск и владение необходимой научно-исследовательской информацией:
1. наличие знаний по теме исследования;
2. умение находить информацию по теме исследования в учебных пособиях, научно-методической и справочно-библиографической литературе, а также в сети Интернет;
3. умение перерабатывать и представлять информацию по теме исследования, используя традиционные и современные методы;
4. знание и следование принятым нормам цитирования, составления библиографического списка и оформления результатов исследования;
5. использование современных информационных и сетевых технологий для решения научно-исследовательских задач;
Б) стратегическая - определение стратегии исследовательской работы:
- определение стратегии НИР;
- организация опытно-экспериментальной работы;
- формулировка выводов;
B) когнитивная - развитие логических мыслительных операций при работе с научным текстом, исследовательским материалом, научной информацией;
Г) индивидуально-личностная - способность/ готовность учитывать, проявлять и совершенствовать личностные качества исследователя:
- осознание собственных личностных свойств как качеств
исследователя, их успешное применение в НИД и совершенствование;
- владение навыками публичного выступления и способами презентации научно-исследовательского материала;
- владение культурой научной речи;
- способность к кооперации с коллегами при проведении научного исследования;
- владение культурой общения с научным руководителем;
Д) аналитико-рефлексивная - владение аналитико-рефлексивными
способами оценивания достижений в НИД:
1. осознание ценности НИД в филологии;
2. владение умением само- и взаимооценивания при проведении научного исследования;
3. способность / готовность дать оценку научному исследованию;
4. способность / готовность видеть пути внедрения результатов исследования в практику;
5. способность/ готовность определять научную перспективу
исследования.
Проблема формирования компетенций НИД предполагает определение уровней владения данными компетенциями. Мы выделяем пороговый, повышенный и продвинутый уровни владения студентами компетенциями НИД.
Компетенции как результативно-целевая основа (термин И.А.Зимней) формируются системой процессов образования, обучения и воспитания, отражающих определенные модули содержания образования. Следует отметить, что положение ФГОС о предоставлении учебным заведениям
большей свободы в определении собственного образовательного профиля и наполнении учебных программ позволяет студентам сформировать
индивидуальную научно-исследовательскую траекторию. Вариативность форм НИР повышает интерес обучающихся к НИД. Осознаваемая и принимаемая студентами поэтапная реализация программы научно-исследовательской деятельности на факультете ведет к овладению ими компетенциями НИД. Рассмотрим пути овладения научно-исследовательскими компетенциями на филологическом факультете на примере Института Иностранных Языков и Литературы (ИИЯЛ) Удмуртского государственного университета.
Процесс овладения компетенциями НИД представляет собой поэтапную реализацию системы научно обоснованных, методически подтвержденных и экспериментально доказанных научно-исследовательских мероприятий, организованных в соответствии с принципами мотивации и личностной значимости НИР для студента, готовности студента к НИР, соответствия темы НИР научному профилю кафедры, доступности ресурсов и информации, вариативности форм и методов НИР, междисциплинарной интеграции.
Рассмотрим возможности учебного материала для овладения бакалаврами-филологами компетенциями НИД.
Основная образовательная программа (ООП) подготовки бакалавра филологии предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический цикл; общепрофессиональный цикл; профессиональный цикл; а также разделов: физическая культура; учебные и производственные практики и/или научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом.
Вариативная(профильная) часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре. Возможности учебного материала для формирования компетенций НИД представлены на Рис.1.
Научно-исследовательская деятельность
*
Предметно- Категориально- Компетенции НИД и их
дисциплинарная понятийный компоненты
составляющая исследовательский аппарат
Гуманитарный, Владение культурой
социальный и мышления
экономический цикл —► Владение наследием
(отечественная история, Философско-
культурология, философия, отечественной научной мысли
методологические
социология, экономика, русский язык и культура речи, межкультурное категории Использование современных информационных и сетевых
образование и воспитание, технологий для решения
удмуртский язык и научно-исследовательских
литература, менеджмент и —► задач
пр.) Владение культурой научной
Общепрофессиональный речи
цикл (основы филологии, Владение базовыми навыками
общая психология, педагогика, введение в Общепедагогическ —► сбора и анализа языковых и литературных фактов с
ие категории
литературоведение, использованием
введение в языкознание, традиционных методов и
стилистика, теоретическая современных
грамматика, теоретическая информационных технологий
фонетика, русский язык,
история русской Осознание ценности НИД в
литературы, история —► филологии
зарубежной литературы,
страноведение и пр.) Знание и следование принятым нормам
Профессиональный цикл (методика преподавания ИЯ, Дидактико- цитирования, составления библиографического списка и
обучение ИЯ в раннем методические оформления результатов
возрасте, проектировочная категории исследования
культура в образовании,
культура научной Способность к проведению
коммуникации, учебных занятий в
мультилингвальное образовательных учреждениях
образование и пр. ) Умение готовить учебнометодические материалы для проведения занятий на основе
Рис.1 Предметно-категориальная карта научно-исследовательской деятельности
в иноязычном образовании.
Описанная нами предметно-категориальная карта дисциплин
филологического блока предоставляет студентам возможность освоить теорию научно-исследовательской деятельности, а в дальнейшем в различных видах научно-исследовательской работы формировать компетенции НИД.
Виды НИР студента достаточно изучены, однако в зависимости от содержания и порядка осуществления все многообразие традиционных и современных занятий, работ и мероприятий НИД студентов по их отношению к учебному процессу мы вслед за В.В.Балашовым предлагаем классифицировать по следующим основным видам:
- Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс - это самостоятельная аудиторная и внеаудиторная научно-исследовательская работа, проводимая в соответствии с разработанными на кафедрах планами и программами. Выполнение данной работы является обязательным для обучающегося.
- Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс: научная работа и участие студентов в НИД, предполагающие самостоятельную научную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения, но в соответствии с кругом очерченных преподавателем научных интересов кафедры, факультета, научного подразделения.
- Научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу: совокупность научно-исследовательских работ, в которых студенты могут участвовать добровольно вне рамок учебных программ в научных подразделениях вузов и других учреждений, на общественных началах либо с выплатой студентам заработной платы [3, с.32].
Вместе с тем, широкое распространение Интернет-технологий позволяет выделить как традиционные (реферат, доклад, участие в семинаре, конференции, курсовая работа, дипломное исследование, учебная и производственная практики), так и инновационные (исследовательский проект, проведение патентного поиска, заполнение грантовых заявок, проведение мониторинга, участие в онлайн-конференции, размещение научных работ в
глобальной сети, составление списка тематических сайтов, ссылок, участие в работе научных интернет-сообществ;) формы НИД бакалавра-филолога.
Опишем подробнее научно-исследовательскую деятельность бакалавров филологии в Институте Иностранных Языков и Литературы Удмуртского государственного университета. Научно-исследовательская работа в ИИЯЛ осуществляется студентами на занятиях дисциплин базовой и профильной частей основной образовательной программы, на спецкурсах по выбору студента, в ходе специальных подготовительных лабораторных практикумов, на подготовительном спецкурсе НИД, в составе добровольного студенческого научного объединения (например, студенческого научного общества - СНО), в ходе научных мероприятий на факультете, таких как студенческая научнопрактическая конференция, «Неделя многоязычия», конкурс научных работ студентов, конкурс творческих исследовательских проектов, в ходе научноисследовательской, преддипломной или педагогической практики, а также в процессе работы над дипломным исследованием и его защиты. Рассмотрим подробнее возможности каждого вида НИР для овладения научноисследовательскими компетенциями:
А) НИР на занятиях дисциплин базовой части ООП осуществляется в форме выступлений студента с докладами, сообщениями научного характера; студент овладевает основными философскими категориями,
общепрофессиональными гуманитарными знаниями; учится воспринимать, осмысливать, отбирать, анализировать, обобщать, излагать информацию; овладевает навыками конспектирования, тезирования, реферирования; учится работать с научно-методической, справочной, учебной литературой; НИР на занятиях дисциплин базовой части ООП соответствует пороговому, повышенному уровням владения компетенциями НИД;
Б) НИР на занятиях спецдисциплин по выбору осуществляется в ходе ознакомления студентов с профессиональными научными категориями, методами и стратегиями научной работы по выбранной специальности; овладения знаниями о предмете специализации, профессиональными умениями и навыками; совместной работе в коллективе;
В) НИР в системе подготовительных лабораторных практикумов: под лабораторным практикумом мы понимаем вид самостоятельной аудиторной работы студентов, в ходе которой обучающиеся путем усиленной мыслительной деятельности, выбора и выполнения заданий решают учебные задачи, углубляют и закрепляют полученные теоретические знания с целью овладения профессионально значимыми компетенциями (определение Н.Ю.Милютинской) [4]; лабораторный практикум готовит студентов к
овладению ими основными научными явлениями с применением операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения; в ходе занятия используются стратегии поиска, получения и переработки информации. Лабораторный практикум целесообразно проводить на пороговом уровне владения компетенциями НИД;
Г) НИР в ходе подготовительного спецкурса по НИД вооружает студентов знаниями по специфике научного исследования в филологии, стратегическими умениями, умениями организовать условия для НИД, умениями планировать НИД, разрабатывать научный аппарат исследования, овладевать научной терминологией, культурой научной речи и грамотного представления результатов научного исследования; прогнозировать результат исследования и видеть его перспективу, овладевать аналитико-рефлексивными умениями; НИР в ходе подготовительного спецкурса соответствует повышенному уровню владения компетенциями НИД;
Д) НИР в добровольном студенческом научном объединении (например, СНО) особенно эффективна, поскольку в процессе ее осуществления у студента не только формируется познавательный интерес, но также обучающийся приобретает опыт организации НИД, видит взаимосвязь НИД с практикой: члены СНО проводят круглые столы по интересующей их тематике, участвуют в организации конференций в ИИЯЛ, проводят опрос и анкетирование других студентов на предмет НИД, вывешивают результаты НИР на стенде и на сайте УдГУ, проводят НИР по заказу частных лиц и организаций. Результаты проведенного среди студентов ИИЯЛ опроса показали, что члены СНО в сравнении с другими обучающимися четче осознают ценность
филологического знания, владеют организационными и стратегическими умениями, обладают большей самостоятельностью при проведении научного исследования и демонстрируют готовность к осуществлению НИД. Научная работа в СНО возможна на любом уровне владения компетенциями НИД;
Е) участие в мероприятиях научного характера в ИИЯЛ, таких как «Неделя многоязычия», ежемесячный научно-методологический семинар, ежегодная студенческая научно-практическая конференция, участие в конференциях других вузов (Пермь, Казань, Уфа, Киров и пр.) позволяет студентам реализовать свои научные достижения на более высоком уровне; участие в мероприятиях научного характера возможно на повышенном и продвинутом уровнях владения компетенциями НИД;
Ж) научно-исследовательская практика позволяет получить опыт самостоятельной НИД; участие студента в научно-исследовательской практике возможно на продвинутом уровне владения компетенциями НИД;
З) написание и защита дипломного исследования - показатель овладения студентом компетенциями НИД на продвинутом уровне.
Целенаправленная организация научной подготовки в ИИЯЛ позволяет бакалаврам-филологам овладеть информационно-познавательной,
стратегической, когнитивной, индивидуально-личностной и аналитикорефлексивной компетенциями НИД в соответствии с требованиями ФГОС.
Библиографический список
1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А.Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
2. Зимняя, И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведение. / И.А.Зимняя. - М., 1999. - 28 с.
3. Методическое обеспечение и регламентация научно-исследовательской
деятельности студентов в вузах. / В. В. Балашов, Г. В. Лагунов, И. В. Малюгина [и др.] // Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России: в 3 ч. - Ч. 2. М., 2002. - 343 с.
4. Милютинская, Н.Ю. Лабораторный практикум по иностранному языку как вид самостоятельной аудиторной работы по овладению студентами компетенциями автономной учебной деятельности. Рукопись.
5. Новиков, А.М. Методология научного исследования. / А.М.Новиков,
Д.А.Новиков. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 280 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология»
квалификация «Бакалавр» 2010 год.
Bibliography
1. Methodical Support of the Students’ Scientific and Research Work at Higher Schools / V.V.Balashov, G.V.Lagunov, I.V. Malyugina, et al. // The Organization of the Students’ Scientific and Research Work at Higher Schools in Russia: In 3 P. - Part.2. - M., 2002. - 343 p.
2. Milyutinskaya, N.Yu. Laboratory-Based Practical Work in Foreign Language as a SelfWork Type in Students’ Mastering Independent Learning Activity Competences. Manuscript.
3. Novikov, A.M. Scientific Research Methodology / A.M. Novikov, D.A.Novikov. - M.: “LIBROKOM” Book House, 2010. - 280 p.
4. The Federal State Educational Standard of Higher Professional Education in 032700 “Philology”, “Bachelor” Qualification, 2010.
5. Zimnyaya, I.A. Key competences as a Target-Oriented Basis for Competence Approach in Education. The Author’s Version / I.A. Zimnyaya. - M.: The Research Centre of Specialists’ Quality Training Problems, 2004. - 42 p.
6. Zimnyaya, I.A. Scientific and Research Work: Methodology, Theory, Organization and Realization. / I.A.Zimnyaya. - M., 1999. - 28 p.