ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Проектная деятельность и историческая реконструкция как средства нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Екатерина Олеговна Орлова
аспирант
Московский государственный педагогический университет, Самарский филиал Самара, Россия [email protected] 0000-0001-5415-1523
Поступила в редакцию 12.05.2021 Принята 13.06.2021 Опубликована 15.08.2021
€> 10.25726/113892-8695-7863^
Аннотация
К средствам патриотического воспитания ученые относят родной язык, историю, родную природу, культурно-духовное наследие, представленное музейными экспонатами. В осуществлении патриотического воспитания средствами музейной педагогики, необходимо единство государства и семьи. Характерными чертами музееведения, считает ученый, является неформальность (способность создать атмосферу доверия), демократичность, наглядность, коммуникативность (проведение музейных уроков), интерактивность (создание взаимодействия между учителем и учениками и между самими учениками), эмоциональность (патриотическое воспитание невозможно без чувств формирование чувства гордости за свою Родину). Итак, мы соглашаемся с позицией ученых, что среди ценностей русской национальной культуры, необходимых для осуществления патриотического воспитания учащихся начальной школы, важное место занимает музееведение, которое способно влиять на духовный мир человека на уровне подсознания, эмоционального постижения, интуиции. Музей как центр духовного образовательного обогащения детей расширяет его педагогические возможности, способствует взаимопониманию разных поколений и профессий, привлекает детей к вечным духовным ценностям, углубляет патриотические чувства. Музейная деятельность направлена на формирование патриотизма, чувства принадлежности индивида к обществу, а формы и методы музейной педагогики стимулируют эмоционально-волевую сферу учащихся начальной школы и способствуют достижению основной цели патриотического воспитания.
Ключевые слова
Деятельность, воспитание, младший школьный возраст, сензитивный период.
Введение
Мы согласны с мнением ученых, что младший школьный возраст является «важным этапом в формировании у ребенка отношения к учебной деятельности как ответственного, общественно значимого труда», поскольку «ребенок овладевает значительным объемом знаний, умений и навыков, обогащается опыт его социального поведения, появляются первые, относительно устойчивые ценностные ориентации, происходит развитие высших чувств - нравственных, интеллектуальных, эстетических» (Щупленков, 2013). Этот период, как утверждают ученые, является наиболее сензитивным периодом для воспитания положительных черт личности, среди всего и патриотизма, поскольку у ребенка создается представление о Родине - малой и большой. В этом возрасте большую роль начинает играть информация, а меньшую - эмоции: совершенствуется выделение наиболее значимой
информации, развивается творческое представление, на основе прошлого жизненного опыта и нового услышанного, увиденного, прочувствованного создаются новые образы, вызывающие развитие и укрепляют такие социальные качества, как взгляды, убеждения, мировоззрение, определенное отношение к окружающей среде, людей, самого себя, формируется представление между базовыми понятиями патриотизма: «семья» - «дом» - «город» - «регион» - «страна» (Ка1одегорои!оз, 2020).
С этой целью учителю начальной школы необходимо обратить внимание на создание дружелюбной доверительной атмосферы, учет пожеланий и интересов ученика, содержательного общения с взрослыми и ровесниками, реализации каждой личности в контексте гуманизации взаимоотношений в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик».
Акцентируем на том, что современные ученые по-разному подходят к понятию патриотизм как педагогической категории-квалифицируют его как принцип, совокупность чувств, качеств, систему идей и тому подобное. Остановимся конкретнее на этом вопросе.
Так, ученые выделяют три разновидности патриотизма: этнический (в основе лежит чувство собственной причастности к своему народу, родной культуре, истории); территориальный (основывается на любви к местности, в которой человек родился, до природы, климата, ландшафта); государственный (формирование у учащихся высокого патриотизма, в частности государственнического мировоззрения и государственного чувство, которое неразрывно связано с вопросом гражданственности). Ученый представляет такую иерархию ценностей: человек-семья-община-нация (государство) - человечество (РгеНав, 2008). Некоторые ученые рассматривают патриотизм как нравственное чувство, нравственный принцип, другие считают его совокупностью чувств, принципов и качеств.
Ученый понятие патриотизм связывает с глубинным понятием привязанности и любви к тому месту, где человек родился и провел свое детство, с деятельной любовью, которая формирует чувство ответственности перед всем миром и перед самим собой. В пособии «Педагогика» он выделяет два понятия патриотизма: конституционный (связан с соблюдением конституционных требований государства); этнонациональные (основанный на желании утвердить свою самоценность как представителя государства) (Сеиге, 2004).
Материалы и методы исследования
В процессе реализации задач исследования использованы методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез научных источников) с целью сравнения, сопоставления различных взглядов на исследуемую проблему, определения понятийного аппарата, сущностных признаков, структуры и условий патриотического воспитания средствами музейной педагогики, интеграции музейных исследований в содержание отечественной системы начального школьного образования;
- эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседы, опрос), чтобы выявить уровни сформированности патриотического воспитания учащихся начальной школы и уровень патриотической компетенции педагогов;
- экспериментальные (моделирование, констатирующий и формирующий эксперименты) для выяснения основных недостатков традиционного образования и проверки эффективности организационно-педагогических условий и модели формирования исследуемого феномена;
- статистические (количественный и качественный анализ результатов исследования) с целью подтверждения достоверности результатов научного поиска.
Анализ научной педагогически-психологической литературы дает основания утверждать, что младший школьный возраст является периодом, когда формируется система мировоззрения, этап реальной жизнедеятельности, подготовка к взрослой жизни внедрением в образовательную деятельность культурно-художественных традиций края, которые делают ее более понятной, близкой для школьников, поскольку в этом возрасте они беспокоятся о своей школе и родном крае, этот возраст является особенно благоприятным для становления этнического сознания, психологического притяжения к понятию «мы» (Несктап, 1997).
Результаты и обсуждение
В политологии акцентировано на одном из признаков патриотизма-любви к Родине, которая включает в себя готовность встать на ее защиту и действовать в ее интересах. В энциклопедии политической мысли отмечено, что патриотизм тесно соотнесен с национализмом, поскольку это чувство может быть поставлено на службу разных убеждений, особенно во времена войны (Khairutdinova, 2016).
Итак, философы и политологи квалифицируют патриотизм как общественно-нравственный принцип, одно из самых глубоких чувств, закрепленное тысячелетним развитием выделенных этносов.
Экспериментальное исследование проводилось в течение 2016-2018 годов и включало три этапа научно-педагогического поиска: первый - поисково-теоретический (2016-2017 гг); второй -экспериментальный (2017-2018 гг); третий - итоговый (2018 гг).
На поисково-теоретическом этапе экспериментального исследования изучена психологическая, педагогическая, культурологическая, философская литература; определен и конкретизирован объект, предмет исследования, разработаны задания.
Экспериментальный этап исследования состоял из констатирующего, формирующего и контрольного подэтапов. Констатирующий подэтап экспериментального исследования был направлен на изучение состояния патриотического воспитания младших школьников в педагогической практике начальной школы. На этом подэтапе выделены и обоснованы критерии, показатели и уровни сформированности патриотической воспитанности младших школьников; проведено диагностическое исследование, осуществлен количественный и качественный анализ полученных результатов и определены исходные уровни сформированности патриотической воспитанности младших школьников в современной школе. Формовочный подэтап предусматривал апробацию очерченных организационно-педагогических условий экспериментальной модели патриотического воспитания младших школьников средствами музейной педагогики. Целью контрольного подэтапа было определение уровней патриотической воспитанности младших школьников после внедрения экспериментальной модели в практику работы начальной школы.
На итоговом этапе экспериментального исследования осуществлен сравнительный анализ количественных и качественных результатов констатирующего и контрольного этапов, сформулированы выводы.
Процесс патриотического воспитания предполагает формирование определенных признаков, характеристик, качеств, уровень которых определяет патриотическую воспитанность младших школьников. С целью определения критериев и показателей патриотической воспитанности младших школьников считаем необходимым обратиться к теоретико-прикладных аспектов патриотического воспитания учащихся этой возрастной категории.
Указанные теоретические подходы ученых служили в нашем исследовании основой для определения структурных компонентов патриотической воспитанности младших школьников.
Структурируя патриотическую воспитанность младших школьников, мы опирались на то, что:
- патриотизм является безусловным и высокосмысловым чувством-ценностью, активным и действенным чувством принадлежности к своей государственно-территориальной Отечества, органической включенности в ее социально-политическую структуру, преданность и любовь к ней (Laureano, 2018);
- основой патриотизма личности является осознание национальной самобытности, связанной с пониманием личностью собственной причастности к судьбе России. Первичного состояния патриотизма личность приобретает спонтанно, под влиянием факторов в гармоничном единстве с культурно-образовательными, формирующих базовую психологическую привязанность личности к своей нации, привлекают к ее духовным сокровищам (Ertas, 2012);
- патриотическое самосознание начинается с выделения себя как представителя определенного этноса, края, страны (национальные самочувствие), потом благодаря рефлексии происходит осознание себя как носителя качеств патриота родной земли (становление образа «Я -патриот»), наконец (при помощи вправления) - благодаря сформированности внутренне активной
позиции утверждения себя в развертывании патриотически направленных действий и поступков (Kiseleva, 2013);
- в младшем школьном возрасте закладывается фундамент национального самосознания, которое является основой, ядром национального сознания, его активным началом. Национальное самосознание - это совокупность взглядов, знаний, оценок, идеалов, которые отражают специфическое содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о прошлое, настоящее и будущее своего развития (Kalogeropoulos, 2020);
- когда патриотизм как непременное социальное качество человека проходит сквозь его рационально-логическую и эмоционально-ценностную структуры, он становится неотчужденным от него (Jaekel, 2017);
Объективное выявление уровней патриотической воспитанности младших школьников, по нашему мнению, детерминирует выделение трех составляющих: познавательно-когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого.
Прежде всего отметим важность познавательно-когнитивного компонента в структуре патриотической воспитанности. Он раскрывается через знание исторических, культурных, географических особенностей семьи, родного края и Родины в целом. Поэтому, чем больше ребенок знает о государстве, о ключевых событиях истории края, о народной культуре и обычаях, тем лучше он осознает себя как представителя определенного национально-этнического сообщества, как гражданина страны.
Критерием оценки уровня познавательно-когнитивного компонента патриотической воспитанности младших школьников служит сформированность патриотических знаний с такими показателями:
1) знание родословной;
2) знания о малую и большую Родину;
3) понимание элементарных понятий патриотического содержания.
Следующим в структуре патриотической воспитанности мы выделили эмоционально-ценностный компонент. Он обусловлен сформированностью когнитивно-познавательного компонента, ведь только осознав себя в контексте понятия народа, Родины, государства, личность почувствует соответствующее эмоциональное переживание этих атрибутов, они станут значимыми для нее (Bakhtin, 2014). В то же время именно эмоциональное переживание учениками знаний об обычаях, творчестве народа, языке обеспечивает их усвоение.
Ценностные ориентации являются важным элементом мировоззрения личности, ее отношения к миру. Учитывая возрастные особенности младших школьников оценивать уровень сформированности национальных ценностей, в том числе и свободы, патриотизма, национального достоинства, преданности, преждевременно. На уровне понятий названные качества у младших школьников еще не формируются, но дети этого возраста уже имеют определенные представления о наличии многих из них, особенно доброты, чуткости, внимания, честности, трудолюбия, уважение и любви к родителям, семье, любви к родному краю, к своему народу, гордости за их прошлое и настоящее.
Патриотические чувства (любовь к родному дому, школе, улице, своей страны, ее природы; к родному слову и государственного языка, быта, традиций) играют в жизни младшего школьника роль внутреннего стимулятора, который является лучшим и сильнейшим двигателем его патриотического утверждение на основе природного влечения к семьи, родного города, края, страны (Curl, 2013). Осознание национальных ценностей происходит поэтапно при формировании ценностного отношения к себе, к людям, к окружающей среде, к Родине.
Критерием оценки уровня эмоционально-ценностного компонента патриотической воспитанности младших школьников является выраженность патриотических чувств и ценностного восприятия родного края, государства, признаков нации с такими показателями:
1) патриотические чувства к малой Родине;
2) ценностные ориентации младших школьников;
3) отношение к родному краю, страны, народа.
Патриотизм - это глубоко человеческое чувство. Однако приобретает высший смысл лишь тогда, когда становится не замкнутым лишь во внутреннем мире личности, а деятельностным, то есть порыванием к внешнему воплощению, поступку, патриотическому поведению. Именно деятельностные воплощение чувства патриотизма является настоящим показателем его развития в отдельной личности. Это обусловливает выделение в структуре патриотической воспитанности поведенческого компонента.
Формирование патриотического поведения является высшим этапом патриотического воспитания, которому предшествуют этапы овладения патриотическими знаниями, зарождение патриотических чувств, убеждений, патриотического сознания. Как указано выше, патриотическое сознание и патриотические чувства у детей младшего школьного возраста есть на начальной стадии развития, поэтому возможности для проявления патриотического поведения младших школьников не велики.
Преждевременно ожидать в этом возрасте сознательной патриотической деятельности «взрослых форм проявления любви к Родине. Патриотизм младших школьников проявляется в добросовестности и ответственности, в заботе о младших, в помощи старшим, бережном отношении к природе, своему дому, улице, городу, в участии в культуротворческой и общественно полезной деятельности.
Критерием оценки уровня поведенческого компонента патриотической воспитанности младших школьников мы выделили проявление патриотического поведения с показателями:
1) патриотические стремления и мотивы;
2) активность в общественно полезном труде, культуротворческой деятельности;
3) проявление патриотических черт в действиях и поступках.
Итак, патриотическая воспитанность младших школьников - это сформированность познавательно-когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов, которые являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Степень сформированности структурных компонентов, а также проявление критериев (патриотических знаний; патриотических чувств; поведенческой активности в соответствующем возрасте) определяют уровень патриотической воспитанности младших школьников.
В связи с очерченной структурой мы выделили три уровня сформированности патриотической воспитанности младших школьников и оценили их так:
Высокий уровень характеризуется полнотой знаний о родственных связях, об истории, культуре города, страны, доступных детям младшего школьного возраста. Ученики ориентируются в родословных линиях к третьему поколению, понимают символику города, имеют знания об определенных исторических событиях, об интересных местах в России, ориентируются в национальных праздниках и традициях, связанных с ними, объясняют основные понятия патриотического содержания. У них сформировано устойчивое позитивное отношение к родному краю, к Родине, к народу; выраженное чувство привязанности, любви, интереса к малой родине, стране; проявлено ценностное отношение к природе, культуре и традициям. Участие в патриотически направленной деятельности отмечается активностью, инициативностью, поступки и оценки регулируются моральными устоями.
Для среднего уровня характерны недостаточная полнота патриотических знаний младших школьников о семейной родословной, истории города, страны, народных традициях, недостаточное понимание понятий патриотического содержания. Ученики выявляют общее положительное отношение к малой Родине, к стране, интерес к истории, культуре. Однако ценностное отношение к природе, народным традициям сформировано недостаточно. Ученики знакомы с моральными нормами поведения, но мотивация их соблюдения не устойчива, патриотические качества оказываются ситуативно. Участие в патриотически направленной деятельности не отмечается особой активностью.
Низкий уровень характеризуется ограниченностью знаний младших школьников о членах семьи, о родном крае, национальные историю, традиции, культуру, неточностью понимания элементарных понятий патриотического содержания. В отношении к малой родине прослеживаются проявления определенного негативизма или безразличия. Национальные культура, традиции, история, чувство гордости за Родину не являются ценностными и значимыми. Свойственна инертность или отказ
относительно участия в общественно полезном труде, в мероприятиях патриотической направленности. Действия и поступки редко регулируются моральными устоями.
Охарактеризованные критерии и показатели патриотической воспитанности младших школьников были положены в основу диагностики, направленной на выявление принадлежности учащихся к обозначенным уровням по количественным и качественным параметрам.
Логика дальнейшего исследования предполагала изучение состояния патриотического воспитания младших школьников в практике работы начальной школы. Для достижения этой цели мы сформулировали следующие направления работы:
1) проанализировать практику работы по патриотическому воспитанию в начальной школе;
2) качественно и количественно проинтерпретировать эмпирические данные для определения исходного уровня патриотической воспитанности младших школьников;
3) статистически проверить достоверность результатов с целью определения, является ли внедрение в практику работы начальной школы средств музейной педагогики эффективным фактором патриотического воспитания младших школьников.
Формирование основ патриотического воспитания становится тем приоритетом государства, который дает возможность вырастить поколение сознательных своей национальной сущности и обязанностей граждан. Такой идеал, однако, зависит от определения задач, относящихся к сфере гуманитарной политики государства. Насущной необходимостью в условиях становится формирование идентичности, создание ценностной опоры для молодого поколения, которая бы дала обоснование сохранения своего достоинства и свободы как в индивидуальном, так и национальном масштабе (КИаМпоуа, 2016).
Это ориентирует образовательный процесс на признание проблем патриотического воспитания первоочередными и неотложными. Учитель сам должен четко осознавать задачи национального развития, чтобы ориентировать молодое поколение на уважение собственной нации, формировать сознательное восприятие ценностей собственной территории, истории, языка. Поэтому прежде всего считаем нужным проанализировать систему патриотического воспитания младших школьников в практике работы начальной школы.
Заключение
Итак, детальный анализ видового разнообразия общественных музеев в контексте представленных музейных экспонатов и реликвий позволяет выделить целый ряд форм и методов, среди всего и инновационных, которые помогут учителю начальной школы формировать у учащихся любовь к своей Родине, в частности бережное отношение к объектам живой и неживой природы, уважения к культурным ценностям русского народа; воспитывать любовь к традициям, обычаев, обрядов, ритуалов.
С этой целью анализируем и музеи при учебных заведениях, которые играют важную роль в осуществлении патриотического воспитания учащихся начальной школы.
Среди музеев при учебных заведениях - чаще всего среди школьных музеев важное место занимают краеведческие, материалы которых дополняют и конкретизируют школьные программы по естествознанию, изобразительного и музыкального искусства. Стоит заметить, что в действующих типовых учебных программах для начальной школы в соответствии с концепцией Новой русской школы акцентировано на уменьшении теоретических сведений, а больше внимания уделено развитию творчества, двигательной активности, искусства. Поэтому учителю начальной школы музейные экспонаты помогают формировать у учеников критическое мышление, воспитывать чувство национальной гордости за государство России. С целью развития музеев поисковая работа учащихся обеспечивает сознательное и бережное отношение к памятникам культуры и природы края, любовь к его истории, расширяет их мировоззрение, формируя самостоятельность, инициативность, толерантность и ответственность. Школьные музеи помогают также почувствовать причастность к традициям и ценностям Родины, воспитывая учеников патриотами своей страны.
По свидетельству научно-педагогической литературы перед тем, как музей возник как специализированная образовательная структура, существовали разнообразные домузейные формы накопления культурных ценностей, которые сохранились в форме сокровищ, коллекций, которые имеют познавательное, эстетическое и историческое значение.
Список литературы
1. Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006. 240 с.
2. Щупленков О.В. Воспитание патриотизма в новых исторических условиях // Педагогика и просвещение. 2013. №3. С. 70-112.
3. Bakhtin Yu.K. Patriotic education as a basis for the formation of a morally healthy personality. 2014. No. 10. P. 349-352. URL https://moluch.ru/archive/69/11944/ (accessed: 07.11.2018)
4. Curl A., Nelson J., Anable J. Does Accessibility Planning Address what Matters? A Review of Current Practice and Practitioner Perspectives // Research in Transportation Business & Management. 2011. Vol. 2. №11. Pp. 3-11.
5. Ertas N., Shields S. Child Care Subsidies and Care Arrangements of Low-Income Parents // Children and Youth Services Review. 2012. Vol. 34. №1. Pp. 179-185.
6. Freitas L., Shelton T., Tudge J. Conceptions of US and Brazilian Early Childhood Care and Education: A Historical and Comparative Analysis // International Journal of Behavioral Development. 2008. Vol. 32. №2. Pp. 161-170.
7. Geurs K., Van Wee B. Accessibility Evaluation of Land-Use and Transport Strategies: Review and Research Directions // Journal of Transport Geography. 2004. V. 12. №2. Pp. 127-140.
8. Heckman J., Lochner L., Smith J., Taber C. The Effects of Government Policy on Human Capital Investment and Wage Inequality // Chicago Policy Review. 1997. Vol.1. №2. Pp. 1-40.
9. Jaekel, N, Schurig, M, Florian, M, & Ritter, M (2017). "From Early Starters To Late Finishers? A Longitudinal Study Of Early Foreign Language Learning In School". Language Learning, 67(3), Pp. 631-664.
10. Kalogeropoulos, P, Russo, Ja, Sullivan, P, Klooger, M, & Gunningham, S (2020). "Re-Enfranchising Mathematically-Alienated Students: Teacher And Tutor Perceptions Of The Getting Ready In Numeracy (G.R.I.N.) Program". International Electronic Journal Of Mathematics Education, 15(1).
11. Khairutdinova, Mr, & Lebedeva, Ov (2016). "Developing the Multicultural Personality of a Senior High School Student in the Process of Foreign Language Learning". International journal of environmental and science education, 11(13), pp. 6014-6024.
12. Kiseleva L S., Danilina T.A., Lagoda T.S. Project method in the activities of the DOE / ISBN: 978-5-89415-833-4/L.S. Kiseleva, T.A. Danilina, T.S. Lagoda, Ed: of arkti, 2013. 95 p.
13. Kozlova S.A. Preschool pedagogy: textbook. manual for students. sred. ped. ucheb. institutions. 3rd ed., ed. and add. / S.A. Kulikova, T.A. Kulikova. M.: Publishing center of the Academy, 2011. 416 p.
14. Laureano, Rms, Fernandes, Al, Hassamo, S, & Alturas, B (2018). "Facebook Satisfaction and Its Impacts on Fundraising": A Case Study at a Portuguese Non-Profit Organization. Journal of Information Systems Engineering & Management, 3(1), pp. 4-7.
15. Vakulenko E.A. Patriotic education in the process of becoming a teenager's personality // Patriotic education: from words to deeds. A collection of articles by International SPC MSPU 30.11.18- 01.12. 2018. M.: Poligrafservis, 2018. 426 p.
Project activity and historical reconstruction as a means of moral and patriotic education of preschool
children
Ekaterina O. Orlova
Graduate student
Moscow State Pedagogical University, Samara branch Samara, Russia [email protected] 0000-0001-5415-1523
Received 12.05.2021 Accepted 13.06.2021 Published 15.08.2021
M 0.25726/h3892-8695-7863-q
Abstract
Scientists refer to the means of patriotic education as the native language, history, native nature, cultural and spiritual heritage represented by museum exhibits. In the implementation of patriotic education by means of museum pedagogy, the unity of the state and the family is necessary. According to the scientist, the characteristic features of museology are informality (the ability to create an atmosphere of trust), democracy, visibility, communication (conducting museum lessons), interactivity (creating interaction between teachers and students and between students themselves), emotionality (patriotic education is impossible without feelings, the formation of a sense of pride for one's Homeland). So, we agree with the position of scientists that among the values of Russian national culture necessary for the implementation of patriotic education of primary school students, an important place is occupied by museum studies, which can influence the spiritual world of a person at the level of subconsciousness, emotional comprehension, intuition. The museum as a center of spiritual educational enrichment of children expands its pedagogical capabilities, promotes mutual understanding of different generations and professions, attracts children to eternal spiritual values, deepens patriotic feelings. Museum activity is aimed at the formation of patriotism, a sense of belonging of an individual to society, and the forms and methods of museum pedagogy stimulate the emotional and volitional sphere of primary school students and contribute to the achievement of the main goal of patriotic education.
Keywords
Activity, education, primary school age, sensitive period. References
1. Fridman M. Kapitalizm i svoboda. M.: Novoe izdatel'stvo, 2006. 240 s.
2. Shhuplenkov O.V. Vospitanie patriotizma v novyh istoricheskih uslovijah // Pedagogika i prosveshhenie. 2013. №3. S. 70-112.
3. Bakhtin Yu.K. Patriotic education as a basis for the formation of a morally healthy personality. 2014. No. 10. P. 349-352. URL https://moluch.ru/archive/69/11944/ (accessed: 07.11.2018)
4. Curl A., Nelson J., Anable J. Does Accessibility Planning Address what Matters? A Review of Current Practice and Practitioner Perspectives // Research in Transportation Business & Management. 2011. Vol. 2. №11. Pp. 3-11.
5. Ertas N., Shields S. Child Care Subsidies and Care Arrangements of Low-Income Parents // Children and Youth Services Review. 2012. Vol. 34. №1. Pp. 179-185.
6. Freitas L., Shelton T., Tudge J. Conceptions of US and Brazilian Early Childhood Care and Education: A Historical and Comparative Analysis // International Journal of Behavioral Development. 2008. Vol. 32. №2. Pp. 161-170.
7. Geurs K., Van Wee B. Accessibility Evaluation of Land-Use and Transport Strategies: Review and Research Directions // Journal of Transport Geography. 2004. V. 12. №2. Pp. 127-140.
8. Heckman J., Lochner L., Smith J., Taber C. The Effects of Government Policy on Human Capital Investment and Wage Inequality // Chicago Policy Review. 1997. Vol.1. №2. Pp. 1-40.
9. Jaekel, N, Schurig, M, Florian, M, & Ritter, M (2017). "From Early Starters To Late Finishers? A Longitudinal Study Of Early Foreign Language Learning In School". Language Learning, 67(3), Pp. 631-664.
10. Kalogeropoulos, P, Russo, Ja, Sullivan, P, Klooger, M, & Gunningham, S (2020). "Re-Enfranchising Mathematically-Alienated Students: Teacher And Tutor Perceptions Of The Getting Ready In Numeracy (G.R.I.N.) Program". International Electronic Journal Of Mathematics Education, 15(1).
11. Khairutdinova, Mr, & Lebedeva, Ov (2016). "Developing the Multicultural Personality of a Senior High School Student in the Process of Foreign Language Learning". International journal of environmental and science education, 11(13), pp. 6014-6024.
12. Kiseleva L S., Danilina T.A., Lagoda T.S. Project method in the activities of the DOE / ISBN: 978-5-89415-833-4/L.S. Kiseleva, T.A. Danilina, T.S. Lagoda, Ed: of arkti, 2013. 95 p.
13. Kozlova S.A. Preschool pedagogy: textbook. manual for students. sred. ped. ucheb. institutions. 3rd ed., ed. and add. / S.A. Kulikova, T.A. Kulikova. M.: Publishing center of the Academy, 2011. 416 p.
14. Laureano, Rms, Fernandes, Al, Hassamo, S, & Alturas, B (2018). "Facebook Satisfaction and Its Impacts on Fundraising": A Case Study at a Portuguese Non-Profit Organization. Journal of Information Systems Engineering & Management, 3(1), pp. 4-7.
15. Vakulenko E.A. Patriotic education in the process of becoming a teenager's personality // Patriotic education: from words to deeds. A collection of articles by International SPC MSPU 30.11.18- 01.12. 2018. M.: Poligrafservis, 2018. 426 p.