Научная статья на тему 'ПРОЕКТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КЕЙСЫ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ'

ПРОЕКТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КЕЙСЫ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проективно-функциональные кейсы / кейс-метод / продуктивная методика / письменная практика / иностранные языки / инновационные методики обучения / гуманитарное образование / образование / projective-functional cases / case method / productive methodology / written practice / foreign languages / innovative teaching methods / humanitarian education / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Ищенко, А.В. Рубцова

В данной статье разрабатывается инновационная методика обучения письменной практике студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием проективно-функциональных кейсов. Анализируются ключевые характеристики кейс-методики применительно к обучению иностранному языку, ее значение для формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках гуманитарных направлений подготовки. Обосновывается наибольшая эффективность кейсов, в которых решение функциональных задач сочетается с прохождением тематических апперцептивных тестов, реализацией проективных сценариев и участием в ролевых играх обучающей направленности. Доказывается, что этот инновационный метод не только улучшает навыки письменной речи, но и интенсифицирует активный творческий поиск обучающихся в согласованном взаимодействии с преподавателем и способствует развитию креативности и эмоционального интеллекта студентов в гуманитарной сфере обучения. В статье приводятся примеры проективных заданий и результаты апробации методики в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.В. Ищенко, А.В. Рубцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTIVE-FUNCTIONAL CASES AS AN INNOVATIVE METHOD OF DEVELOPING CREATIVE WRITTEN FOREIGN LANGUAGE SPEECH OF STUDENTS.

The article develops an innovative methodology for teaching writing practice to students in the humanities using projective-functional cases. The key characteristics of the case method in relation to teaching a foreign language, its importance for the formation of universal, general professional and professional competencies within the framework of humanitarian areas of training are analyzed. The greatest effectiveness of cases is substantiated in which solving functional problems is combined with passing thematic apperceptive tests, implementing projective scenarios and participating in educational role-playing games. It is proven that this innovative method not only improves writing skills, but also intensifies the active creative search of students in coordinated interaction with the teacher and contributes to the development of creativity and emotional intelligence of students in the humanitarian field of education. The article provides examples of projective tasks and the results of testing the methodology in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КЕЙСЫ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ»

References

1. Sumenkova O.S. Process vzaimodejstviya: sistemnyj podhod. Vestnik Taganrogskogo instituía imeni A.P. Chehova. 2008; № 2: 68-72.

2. Klyueva N.I. Paradigma social'nyh vzaimodejstvij v organizacii. Moskva: Prospekt, 2019.

3. Kiseleva O.O., Krivoshein N.V., Patutina L.A. Social'no-pedagogicheskaya paradigma upravleniya vzaimodejstviem v trudovom kollektive. Moskva: Press-book.ru, 2022.

4. Myuller A.P., Kizer A. Organizacionnaya kommunikaciya: struktury ipraktiki. Perevod s anglijskogo. Har'kov: Gumanitarnyj Centr, 2005.

5. Panfilova A.P. Delovaya kommunikaciya v professional'nojdeyatel'nosti. Moskva: Znanie, 2005.

6. Uvarov A.Yu. Gruppovaya rabota: kooperaciya v obuchenii. Moskva: MIROS, 2001.

7. Gajdar K.M. Social'no-psihologicheskaya koncepciya gruppovogo sub'ekta. Voronezh: Izdatel'stvo Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013.

8. Andrievskij B.R. i dr. Teoriya upravleniya (dopolnitel'nye glavy). Moskva: Izdatel'skaya gruppa URSS, OOO «LENAND», IPU RAN, 2019.

9. Roj O.M. Teoriya upravleniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

10. Blauberg I.V., Yudin 'E.G. Stanovlenieisuschnost'sistemnogopodhoda. Moskva: Nauka, 1973.

11. Petrushenko L.A. Edinstvo sistemnosti, organizovannosti i samodvizheniya. Moskva: Mysl', 1975.

12. Schedrovickij G.P., Rozin V.M., Alekseev N.G., Nepomnyaschaya N.I. Pedagogika i logika. Moskva: Kastal', 1993.

13. Novikov D.A. Teoriya upravleniya organizacionnymisistemami. Moskva: MPSI, 2005.

14. Shahova N.V. Teoriya komandnogo menedzhmenta v usloviyah 'ekonomicheskoj neopredelennosti. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Social'no-'ekonomicheskie nauki. 2009; № 3: 203-215.

15. L'yuis Dzh. Upravlenie komandoj: kak zastavit' drugih delat' to, chto vam nuzhno. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.

Статья поступила в редакцию 09.01.24

УДК 378.4

Ishenko V.V., teaching assistant, Department of Foreign languages, Saint Petersburg Polytechnic University of Peter the Great (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: varvara.ishenko@gmail.com

Rubtsova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Saint Petersburg Polytechnic University of Peter the Great (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: rubtsova_av@spbstu.ru

PROJECTIVE-FUNCTIONAL CASES AS AN INNOVATIVE METHOD OF DEVELOPING CREATIVE WRITTEN FOREIGN LANGUAGE SPEECH OF STUDENTS. The article develops an innovative methodology for teaching writing practice to students in the humanities using projective-functional cases. The key characteristics of the case method in relation to teaching a foreign language, its importance for the formation of universal, general professional and professional competencies within the framework of humanitarian areas of training are analyzed. The greatest effectiveness of cases is substantiated in which solving functional problems is combined with passing thematic apperceptive tests, implementing projective scenarios and participating in educational role-playing games. It is proven that this innovative method not only improves writing skills, but also intensifies the active creative search of students in coordinated interaction with the teacher and contributes to the development of creativity and emotional intelligence of students in the humanitarian field of education. The article provides examples of projective tasks and the results of testing the methodology in the educational process.

Key words: projective-functional cases, case method, productive methodology, written practice, foreign languages, innovative teaching methods, humanitarian education, education

В.В. Ищенко, асс., Санкт-Петербургский политехнический университет, г. Санкт-Петербург, E-mail: varvara.ishenko@gmail.com

А.В. Рубцова, д-р пед. наук, проф., директор Высшей школы лингеодидактики и перевода, Гуманитарный институт Санкт-Петербургского

политехнического университета, г. Санкт-Петербург, E-mail: rubtsova_av@spbstu.ru

ПРОЕКТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КЕЙСЫ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ

В данной статье разрабатывается инновационная методика обучения письменной практике студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием проективно-функциональных кейсов. Анализируются ключевые характеристики кейс-методики применительно к обучению иностранному языку, ее значение для формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках гуманитарных направлений подготовки. Обосновывается наибольшая эффективность кейсов, в которых решение функциональных задач сочетается с прохождением тематических апперцептивных тестов, реализацией проективных сценариев и участием в ролевых играх обучающей направленности. Доказывается, что этот инновационный метод не только улучшает навыки письменной речи, но и интенсифицирует активный творческий поиск обучающихся в согласованном взаимодействии с преподавателем и способствует развитию креативности и эмоционального интеллекта студентов в гуманитарной сфере обучения. В статье приводятся примеры проективных заданий и результаты апробации методики в учебном процессе.

Ключевые слова: проективно-функциональные кейсы, кейс-метод, продуктивная методика, письменная практика, иностранные языки, инновационные методики обучения, гуманитарное образование, образование

XXI век - это эпоха инновационных технологий и стремительных изменений во всех отраслях знаний. Жизнь в современном обществе предъявляет к человеку ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, обладать коммуникативностью, эмоциональной устойчивостью и эмпатией.

Проективно-функциональные кейсы являются уникальной методикой развития творческой письменной иноязычной речи студентов, обеспечивающей формирование широкого спектра универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках гуманитарных направлений подготовки. Во-первых, такие кейсы позволяют студентам применять полученные знания на практике и развивать коммуникативные навыки. Во-вторых, они способствуют формированию у студентов критического мышления и умения анализировать информацию. В-третьих, использование проективных методик содействует развитию творческих способностей студентов и их мотивации к обучению. В целом применение проективно-функциональных кейсов является инновационным подходом к обучению, который позволяет студентам не только усваивать знания, но и применять их в реальных ситуациях, что обусловливает актуальность данного исследования.

Проблеме обучения письменной речевой деятельности посвящено значительное число зарубежных и отечественных работ в сфере лингвистики, пе-

дагогики и психологии. Комплексные подходы к обучению иностранным языкам в различное время разрабатывались такими учеными, как И. Штурм, Р Эжем, М. Монтень, Я.А. Коменский, В. Ратке, А. Шованн, К. Магер, М. Вальтер, П. Хэгболдт, Г Палмер, М. Уэст, К.Д. Ушинский, Ф.Л. Ратнер, С.Л. Рубинштейн, С.Ф. Шатилова, А.В. Щепилова и многие другие. Вопросами обучения студентов письменной иноязычной речи занимались ГФ. Демиденко, Е.С. Кузнецов, Е.П. Никифорова, И.Н. Тутатчикова и другие. Творческий аспект письма особенно выделяли в своих диссертационных исследованиях М.К. Алтухова и Е.Е. Бабу-шис. В то же время использование такого инновационного метода, как проектив-но-функциональные кейсы для обеспечения творческого характера письменной речи студентов-лингвистов, не нашло отражение в научной литературе.

Объектом исследования в данной статье является процесс развития творческой письменной иноязычной речи студентов.

Предмет исследования - методика использования проективно-функцио-нальных кейсов для развития творческой письменной иноязычной речи студентов.

Целью исследования является обоснование и разработка методики использования проективно-функциональных кейсов для развития творческой письменной иноязычной речи студентов, а также оценка ее эффективности.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть теоретические подходы к развитию творческой письменной иноязычной речи студентов гуманитарных направлений подготовки;

- дать комплексную характеристику проективно-функциональному кейсу как инновационному методу развития творческой письменной иноязычной речи студентов;

- апробировать методику проективно-функциональных кейсов и произвести оценку ее эффективности.

Методологическую основу исследования составляют следующие группы методов:

- теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческой письменной иноязычной речи, обобщение научных данных, их классификация и систематизация;

- эмпирические методы: наблюдение за развитием иноязычной речи студентов гуманитарных направлений подготовки, проведение опытно-исследовательской работы (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);

- статистические методы: количественный анализ результатов исследования; качественный анализ данных: дифференциация эмпирического материала по группам, его анализ и обобщение.

Научная новизна исследования заключается в разработке методики использования проективно-функциональных кейсов для развития творческой письменной иноязычной речи студентов, которая ранее не применялась в педагогической практике.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний о возможностях использования проективно-функциональных кейсов в образовательном процессе, а также в разработке методических рекомендаций по применению этих кейсов для развития творческой письменной речи студентов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной методики в учебном процессе для повышения эффективности обучения письменной речи на иностранном языке.

Теоретические подходы к развитию творческой письменной иноявыч-ной речи студентов гуманитарных направлений подготовки

Изучение иностранных языков - это учебно-познавательная деятельность, результаты и методы познания в которой в значительной мере предопределяются самим учащимся, что предопределяет творческий характер данного процесса. Неотъемлемым структурным элементом языкового обучения являются письмео-ные практики, которые включают в себя разнообразные виды мотивированной, направленной и организованной письменной деятельности, ориентированно4 на развитие языковых и коммуникативных навыков студентов. Творческий характер такой деятельности задается специфической организацией, при которо4 результат и способы познания не устанавливаются заранее, но формируются или преобразуются самим субъектом учебно-познавательной деятельности, а эе эффективность обеспечивается наличием творческого мышления, а также иноязычными компетенциями индивида [1].

По мнению исследователя М.К. Алтуховой, творческое высказывание - это «завершенный отрезок речи, содержащий результаты мыслительной деятельности субъекта и особенности выражения субъектом своего личного отношения к объекту» [2]. В современной методической литературе по уровню оригинальн ости языковой формы и содержания выделяются четыре типа творческого высказывания:

- высказывание, неоригинальное по форме и содержанию;

- высказывание, неоригинальное по форме, но оригинальное по содержанию;

- высказывание, неоригинальное по содержанию, но оригинальное по форме;

- высказывание, оригинальное по форме и содержанию [3].

Оригинальность формы характеризуется композиционной вариативностню

и нетривиальным выбором стилистических инструментов, а оригинальность содержания предполагает авторское комбинирование языковых и речевых средств. При этом именно к четвертому варианту высказывания предъявляются наиболее высокие требования, что обусловливает его реализацию преимущественном на среднем и завершающем этапах изучения иностранного языка.

Развитие навыков творческой письменной иноязычной речи студентов осуществляется с использованием различных творческих заданий, которые ориентированы не только на развитие речевых навыков, но и на стимулирование т вор-ческого мышления, оригинальности и мотивации, а также реализацию личностно ориентированного подхода к обучению. Комплексное исследование учебно-методических материалов по вопросам обучения иностранным языкам позволяет выделить три категории творческих заданий, связанных с письменной деятельностью обучающихся гуманитарных направлений подготовки (рис. 1).

Разработка творческих заданий, связанных с письменной деятельностью обучающихся гуманитарных направлений подготовки, требует комплексного подхода, включающего в себя не только лингвистические аспекты, но и стимулирование творческого мышления, эмоционального вовлечения и индивидуального подхода к выражению идей [4]. Педагогические подходы должны акцентировать внимание на создании стимулирующей и вдохновляющей образовательной среды. Современные технологии, такие как веб-платформы, блоги, онлайн-ресурсы, предоставляют дополнительные возможности для творческого выражения иоб-мена идеями.

В целом теоретические подходы к развитию творческой письменной имо-язычной речи студентов гуманитарных направлений представляют собой дина-

Контролируемые письменные практики

Управляемые письменные практики

Свободные письменные практики

• Кроссворды

• Загадки

• Расшифровать слово

• Найти слово

• Составить предложение из набора слов

• Расположение абзацев текста в правильном порядке

•Сопоставление текста с рисунками

• Написание эссе

• Написание писем

• Написание рассказов

• Создание сценарииев

• Разработка бизнес-проектов и т.п.

• Подготовка плакатов, схем, диаграмм

• Заполнение анкет, личных карточек, автобиографии

• Классификация объектов

• Реорганизация простых предложений в сложные

• Восстановление диалога по репликам

• Восстановление начала и конца истории

Рис. 1. Категории творческих заданий, связанных с письменной деятельностью обучающихся гуманитарных направлений подготовки [3]

мачсое иперсппотипнме роописследнорния,требующее дальнейшего развития о внедрения н п-очиику обрапоиания. Овн ириентированыне еолиоона развитие языковых навыков, но и на формирование креативного мышления и способности ичидентоочелирне оаомлсаноиыоажииию.

Праекеоено-фунл°иооилочый кмйсквч оннияпционниш мпэод развития творческой письменной иноязычной речи студентов

ЕЯ ран-аан доалп но иволнаиич ниэ оанаанооан к нноаацнвноьм метод раови-тия творческой письменной иноязычной речи студентов гуманитарного направле-нмы пидготиаки - орюкв-овио-функанональоым -кон. °эрмим «мкоа» в коиоексае обучения чаще всего относится к сценариям или примерам из реальной жизни, нояярыо иоиилоо^/юоса дло оноливэ° илоуждеаоа и °ишеноя пяоЕшом.

Проективно-функциональный кейс - это метод обучения, который сочетает в се^ол-иоиты няеоекчнна рм.еиы, вриЮюмеого о.уоочно е ф°ннпаоналоного подхода. Задания могут моделировать письменное взаимодействие в различ-нвгл аферах имени, тыаква кбв бюмнес, оч^ко, ис-лоство, чИоаыоавпию п л. д., при этом студенты получают полезные функциональные навыки работы в реальных яма1лонн1л ситуаиивз. П-ое-оилов!б кямаонопт деоио п-доазумеиосн лооювлиние индивидуальных характеристик личности обучающегося через тематические об-Лооы, иовоаний н наею^иии- он-огооси-а очдомь пpoeигизне-ф«л-ви4ндльнеro кейса, ориентированного на развитие творческой письменной иноязычной речи стуцентив, попон-нолена нм-иоо.

ПРОЕКТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫИ КЕИС

Проективный компонент Функционально-прагматический компонент Коммуникативный компонент

ЦЕЛЬ: развитие индивидуальности и уникального подхода к решению задач, поощрение самовыражения и самоопределения ЦЕЛЬ: развитие навыков практического использования языка в различных функциональных контекстах и реальных ситуациях ЦЕЛЬ: развитие навыков иноязычной коммуникации, обучение использованию формальных структур общения

оке. К.СД'рикмнчиояммдельниояктииио-фаионикмалнного кейса

Таким образом, кейс-метод является результативным этапом эволюции методики развития письменной речи студентов на иностранном языке, объединяю-114— комоо-икитивны«, ичямельноотчыВи пеoблeмдo-пиoфeссиoнaльныйиоеxo-ды к учебной деятельности. В его основе лежит универсальная внепредметная нpoблcло, негоиисящая отковлкечнлк уи-оон- ледбиилцна(нчпиым4е,иoетбн-ление гражданского договора на изучаемом языке или формирование резюме дллделоаой нчммоонкaцно(,продснавленнаи о ув-ячсго-наом нагляомее виое. Целью проективно-функционального кейса является нестандартное и вариатив-

ное решение спорной проблемы с привлечением дополнительных индивидуальных усилий со стороны обучающегося.

Проективно-функциональный кейс направлен на различные мотивацион-ные и аксиологические аспекты личности: он стимулирует критическое мышление и аналитические ресурсы, способствует формированию проблемной приоритетности, обучает самостоятельно выстраивать поисковой механизм в отношении конкретной проблемы, предлагает прикладные решения в случае возникновения аналогичной жизненной ситуации во внеучебной деятельности учащегося. Так, составление резюме позволяет учащемуся актуализировать не только языковые и лингвокультурологические познания в конкретной профессиональной области, но и «ретранслировать» ценностные аспекты Я-системы на иностранном языке для получения значимого вознаграждения, в частности желаемого трудоустройства. Кейс-метод также предполагает групповую деятельность, в рамках которой осуществляется репрезентация решенной проблемной задачи в виде итогового коммуникативного текста.

Таким образом, кейс-методика является полифункциональной педагогической технологией, направленной на формирование классических учебных компетенций в нестандартных условиях и параметрах учебной ситуации, что позволяет полностью репрезентировать параметры продуктивной методики, обозначенным в исследовании А.В. Рубцовой [5]. Благодаря объединению стандартной проективной методики, координативной работе в кейсовых мини-группах, широким возможностям для индивидуального творческого вклада со стороны учащегося и экспериментальной роли учителя не как авторитарного источника информации, а консультанта и координатора обучающиеся углубляют свои эмпирические познания иностранного языка внутри спроектированной деловой модели; параллельно оттачивая механизмы самостоятельного поиска и гносеологического подхода к решению проблемных ситуаций. Данная методика предполагает обращение с дискурсивными текстами и ситуациями, которые становятся не просто полигоном реализации пассивной языковой информации, но существенным вкладом в развитие полноценной с лингвокультурологической и лингвопрагматической точки зрения языковой личности.

Апробация методики проективно-функциональных кейсов и оценка ее эффективности

Апробация методики проективно-функциональных кейсов осуществлялась в институте РСО (Высшая школа медиакоммуникаций и связи с общественностью) в группе студентов первого курса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Эксперимент проводился в течение второго семестра обучения. В ходе учебной деятельности студентам предлагались различные варианты кейсов на иностранном языке, в том числе:

- написание резюме вымышленного персонажа из книги или кинофильма;

- воссоздание истории, описание эмоций и деталей по фотографии;

- запись непрерывного потока сознания без остановки в течение 10 минут;

- написание текста от лица какого-либо предмета;

- разработка стратегии поведения в различных жизненных ситуациях;

- творческий дневник и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим структуру проективно-функционального кейса на примере задания «Репортаж из будущего». Студентам предлагается представить, что они отправились в путешествие в будущее, а именно - в 2053 год. Их миссия - изучить, как мир изменился за последние 30 лет. Они должны написать газетный репортаж для мирового издания, описывающий самые важные изменения в политике, экономике, культуре и технологиях.

Решение задачи студенты начинают с «исследования» будущего, используя свои представления и предположения о том, каким может стать мир через 30 лет. Они также могут использовать актуальные новости и тренды для дополнительной вдохновляющей информации. Опираясь на результаты исследования,

Библиографический список

каждый обучающийся создает свой уникальный сценарий будущего, который может включать в себя политические изменения, технологические инновации, изменения в образе жизни людей и т. д. Далее студенты пишут газетный репортаж, в котором они представляют события будущего, уделяя особое внимание креативным описаниям и продуманному выбору лексики. Они также могут включить в свою работу интервью с вымышленными персонажами или цитаты из «будущих» экспертов.

Каждый студент представляет свой репортаж перед аудиторией, обосновывая свои выборы и рассказывая о том, как они представляют будущее. Оценка результатов включает в себя следующие аспекты: креативность и оригинальность сценария будущего, разнообразие и богатство лексики, наличие или отсутствие грамматических и стилистических ошибок, способность студента внедрять детали и создавать убедительные образы в своем репортаже, качество устного представления и способность отвечать на вопросы. Предложенный проектив-но-функциональный кейс предоставляет студентам возможность не только развивать навыки письменной иноязычной речи, но и раскрывать свое творческое мышление и воображение.

Для оценки эффективности использования проективно-функциональных кейсов в процессе знания языка: знание грамматики, словарный запас, навыки письма;

- успешность выполнения заданий: анализ количества выполненных заданий, их сложности и правильности ответов;

- удовлетворенность учащихся: опрос учащихся об их удовлетворенности методикой, ее сложности и интересе к материалу;

- результаты экзаменов и тестов: анализ оценок учащихся на экзаменах и тестах, чтобы оценить эффективность методики в подготовке к формальным проверкам знаний;

- отзывы преподавателей о результатах использования проективно-функ-циональных кейсов, их преимуществах и недостатках.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о существенном улучшении качества творческой письменной иноязычной речи студентов после проведения эксперимента по внедрению проективно-функциональных кейсов в практику обучения в рамках гуманитарных направлений подготовки.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Проективно-функциональные кейсы являются инновационной методикой развития творческой письменной речи студентов, основанной на интеграции коммуникативного, деятельностного и проблемно-профессионального подходов к обучению иностранным языкам и предполагающей моделирование письменного взаимодействия в различных сферах жизни и языковых ситуациях.

2. Проективно-функциональные кейсы играют важную роль в образовательном процессе. Они помогают учащимся применять полученные знания на практике, развивают их критическое мышление и умение решать проблемы в рамках иноязычной языковой среды. Кроме того, эти кейсы способствуют развитию творческих способностей учащихся и их способности к нестандартному мышлению.

3. Апробация проективно-функциональных кейсов осуществлялась в институте РСО Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и позволила сделать вывод о позитивном влиянии данной методики на уровень знания языка, словарный запас, качество письменной речи и мотивацию студентов.

Таким образом, проективно-функциональные кейсы представляют собой инновационную методику развития творческой письменной иноязычной речи, обладающую значительным потенциалом для улучшения коммуникативных навыков и развития языковой компетенции студентов гуманитарных направлений подготовки.

1. Кудряшова А.А., Никитенко З.Н. Творческая иноязычная письменная речь (английский язык). StudNet. 2020; № 6: 135-140.

2. Алтухова М.К. Обучение творческой письменной речи студентов третьего курса языкового педагогического вуза (на материале английского языка): Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 2003.

3. Мазунова Л.К. Письмо как способ и средство сохранения фенотипа «человек культурный». Москва: Наука, 2006.

4. Бабушис Е.Е. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания, повествования и аргументации (на старшем этапе в школах с углубленным изучением английского языка): Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2000.

5. Рубцова А.В. Аксиологический подход как методологическая основа продуктивного обучения иностранному языку на переходном этапе российского образования. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009; № 83: 179-184.

References

1. Kudryashova A.A., Nikitenko Z.N. Tvorcheskaya inoyazychnaya pis'mennaya rech' (anglijskij yazyk). StudNet. 2020; № 6: 135-140.

2. Altuhova M.K. Obuchenietvorcheskojpis'mennojrechistudentovtret'egokursayazykovogopedagogicheskogo vuza (na materialeanglijskogoyazyka): Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2003.

3. Mazunova L.K. Pis'mo kak sposob i sredstvo sohraneniya fenotipa «chelovek kul'turnyj». Moskva: Nauka, 2006.

4. Babushis E.E. Obuchenie pis'mennoj rechi kak tvorcheskoj deyatel'nosti v forme opisaniya, povestvovaniya i argumentacii (na starshem 'etape v shkolah s uglubbnnym izucheniem anglijskogo yazyka): Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2000.

5. Rubcova A.V. Aksiologicheskij podhod kak metodologicheskaya osnova produktivnogo obucheniya inostrannomu yazyku na perehodnom 'etape rossijskogo obrazovaniya. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2009; № 83: 179-184.

Статья поступила в редакцию 25.12.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.