Научная статья на тему 'МЕТОД КЕЙСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ'

МЕТОД КЕЙСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод кейсов / иноязычная коммуникативная компетенция / профессиональная подготовка / критическое мышление / интерактивная учебная деятельность / case study method / foreign language communicative competence / professional training / critical thinking / interactive learning activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Танцура

В статье рассматриваются возможности обучения иностранному языку студентов вузов на основе применения метода кейсов. Применение метода кейсов на занятиях иностранного языка предусматривает развитие общепрофессиональных компетенций. Использование кейс-метода позволяет повысить познавательный интерес студентов к изучению профессионально значимых аспектов специальных дисциплин посредством учебного взаимодействия на иностранном языке. Автором рассматривается стратегия внедрения метода кейсов в процесс обучения иностранному языку студентов юридического факультета. Работа над проблемной ситуацией на иностранном языке способствует развитию навыков анализа информации, умения выявлять основные проблемы в контексте ситуации, определять ключевых способов решения и оценивать их эффективность с целью выбора оптимального решения и формулирования программы действий. Групповое обсуждение кейса, подготовка доклада в устной и письменной форме способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции в рамках профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.А. Танцура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF CASE STUDIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO LAW STUDENTS

The article discusses ways of teaching a foreign language to students based on the use of the case study method. The use of the case study method in foreign language classes provides for the development of general professional competencies. The use of the case method makes it possible to increase the cognitive interest of students in the study of professionally significant aspects of special disciplines through educational interaction in a foreign language. The author considers the strategy of implementing the case method in the process of teaching a foreign language to students of the Law Faculty. Working on a problem situation in a foreign language contributes to the development of information analysis skills, the ability to identify the main problems in the context of the situation, identify key solutions and evaluate their effectiveness in order to choose the optimal solution and formulate an action program. Group discussion of the case, preparation of the report in oral and written forms contributes to the development of foreign language communicative competence in the framework of professional training.

Текст научной работы на тему «МЕТОД КЕЙСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ»

References

1. Mityaeva A.M. Zdorov'esberegayuschie pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2012.

2. Stankevich P.V., Abramova V.Yu., Bahvalova S.B., Bojkov A.E. i dr. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii: uchebnik dlya studentov vysshego uchebnogo zavedeniya, obuchayuschihsya po napravleniyu 44.03.01 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «VVM», 2021.

3. Silakova O.V., Spicyna T.A. Teoretiko-metodicheskie aspekty podgotovki buduschih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya k realizacii zdorov'esberegayuschih tehnologij. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2022; № 8 (100): 217-222.

4. Spicyna T.A. Podgotovka bakalavrov k organizacii massovoj raboty uchaschihsya po osnovam bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Pedagogika vysshej shkoly. 2015; № 3.1 (3.1): 135-137.

5. Makeeva A.G. Vneurochnaya deyatel'nost'. Formirovanie kul'tury zdorov'ya. 9 klass. Moskva: Prosveschenie, 2014.

Статья поступила в редакцию 22.06.23

УДК 378

Tantsura T.A., senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ttancyra@yandex.ru

THE METHOD OF CASE STUDIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO LAW STUDENTS. The article discusses ways of teaching a foreign language to students based on the use of the case study method. The use of the case study method in foreign language classes provides for the development of general professional competencies. The use of the case method makes it possible to increase the cognitive interest of students in the study of professionally significant aspects of special disciplines through educational interaction in a foreign language. The author considers the strategy of implementing the case method in the process of teaching a foreign language to students of the Law Faculty. Working on a problem situation in a foreign language contributes to the development of information analysis skills, the ability to identify the main problems in the context of the situation, identify key solutions and evaluate their effectiveness in order to choose the optimal solution and formulate an action program. Group discussion of the case, preparation of the report in oral and written forms contributes to the development of foreign language communicative competence in the framework of professional training.

Key words: case study method, foreign language communicative competence, professional training, critical thinking, interactive learning activities

Т.А. Танцура, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ttancyra@yandex.ru

МЕТОД КЕЙСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

В статье рассматриваются возможности обучения иностранному языку студентов вузов на основе применения метода кейсов. Применение метода кейсов на занятиях иностранного языка предусматривает развитие общепрофессиональных компетенций. Использование кейс-метода позволяет повысить познавательный интерес студентов к изучению профессионально значимых аспектов специальных дисциплин посредством учебного взаимодействия на иностранном языке. Автором рассматривается стратегия внедрения метода кейсов в процесс обучения иностранному языку студентов юридического факультета. Работа над проблемной ситуацией на иностранном языке способствует развитию навыков анализа информации, умения выявлять основные проблемы в контексте ситуации, определять ключевых способов решения и оценивать их эффективность с целью выбора оптимального решения и формулирования программы действий. Групповое обсуждение кейса, подготовка доклада в устной и письменной форме способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции в рамках профессионального обучения.

Ключевые слова: метод кейсов, иноязычная коммуникативная компетенция, профессиональная подготовка, критическое мышление, интерактивная учебная деятельность

Основной целью обучения студентов по направлению подготовки «Юриспруденция» является сформировать навыки анализа и решения ситуации с позиции уже практикующего юриста. Под таким обучением понимается развитие мышления студентов в таком направлении, которое предполагает формирование не только аналитических знаний и навыков решения поставленной задачи, но и творческих навыков, которые помогают определить, какие вопросы возникают в процессе исследования задачи, какие средства, методы можно применить к конкретным проблемам, какие данные и информация имеют отношение к этим проблемам, а также как понять и объяснить возможные неожиданные результаты. Применение метода кейсов (case-study) становится все более востребованным в обучении студентов высшей школы, поскольку предоставляет обучающимся широкие возможности активного участия в практических ситуациях профессиональной направленности. Эффективность обучения иностранному языку в вузе рассматривается как соответствие качества подготовки выпускников стандартам профессионального обучения [1, с. 2628].

Обучение иностранному языку в неязыковом вузе предусматривает формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, что определяет цели и задачи обучения иностранному языку с учетом направления профессиональной подготовки студента. Формирование общепрофессиональных компетенций предусматривает осознание студентами значимости профессии и способствует ответственному отношению к результатам профессиональной деятельности [2, с. 369]. Несмотря на геополитическую ситуацию настоящего момента, процессы глобализации продолжаются, создаются новые торгово-экономические отношения, что доказывает необходимость коммуникативного взаимодействия на языке доступном большей части мирового сообщества. И на сегодняшний день таковым пока остается английский язык. Поэтому остается важной задачей подготовка выпускников вузов, способных и продолжить обучение за рубежом, и осуществлять профессиональную деятельность в иноязычном окружении. Поиск оптимальных методов и технологий обучения студентов знаниям, умениям и навыкам, которые будут востребованы в их профессиональной деятельности, определяет актуальность данного исследования.

Целью исследования является определение внедрения метода кейсов в обучение иностранному языку в качестве методического средства, направленного на развитие навыков речевого взаимодействия студентов с учетом профессио-

нального компонента подготовки в высшей школе. Выделяются основные задачи: 1) выявление способов отбора проблемных ситуаций, содержание которых будет способствовать повышению уровня мотивации обучающихся к изучению иностранного языка; 2) установление метода организации учебной деятельности студентов по работе над кейсом. Соответственно, научная новизна заключается в определении технологии внедрения в учебный процесс кейс-метода с целью развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов вуза.

Особенностью обучения иностранному языку в вузе в настоящее время является разделение подготовки на два этапа. Первый этап, который охватывает первый и второй год обучения, ориентирован на развитие иноязычных компетенций в аспекте общей языковой подготовки, его определяют как General English. Второй направлен на освоение понятийно-терминологического аппарата, используемого в профессиональной деятельности, связан с тематикой специальных дисциплин, которые изучают студенты, и представляет собой узкопрофессиональную языковую подготовку. Данный уровень подготовки в зарубежной литературе определяется как English for Professional/Specific Purposes. И включение в процесс обучения практико-ориентированных кейсов-ситуаций более успешно проходит на старших курсах, когда у студентов уже сформировано профессионально ориентированное мышление, и они готовы к анализу представляемой проблемы. Работа студентов над учебным материалом, который выходит за рамки одной учебной дисциплины, способствует формированию прочных знаний системного характера [3, с. 314]. Более того, студенты старших курсов, прошедшие курс общей языковой подготовки, уже овладели системой лингвистических знаний, которые необходимы для работы с оригинальными текстами, извлечения из них значимой информации и представления решения по проблемной ситуации с использованием фраз представления аргументированных доводов. Тем не менее, учитывая разнообразие видов кейсов (научно-исследовательские, обучающие, практические), считается целесообразным вводить обучающие мини-кейсы и на первых годах обучения с целью формирования навыка работы с подобными видами заданий.

Метод кейсов изначально не рассматривался как средство интерактивного обучения. Впервые его стали применять в Школе бизнеса Гарвардского университета для изучения и анализа студентами проблемных ситуаций в области

экономики. Со временем данный метод стали успешно использовать в других сферах образования. В сфере юриспруденции кейс метод приобрел особое развитие в виде учебных судебных процессов (moot court) и имитационное воспроизведение ситуации (simulation). Эти виды интерактивной учебной деятельности представляют собой преобразование метода кейсов в более активную форму, приближения ее к реальной ситуации посредством выполнения конкретных задач студентам, участвующими в анализе проблемной ситуации.

Целью метода кейсов является анализ проблемной ситуации и принятие оптимально верного решения. В процессе работы над кейсом у студентов формируется понимание того, каким образом можно справиться с похожей юридической проблемой в реальной практической деятельности, каким образом следует оценивать проблему, как изучать и готовить дело, аргументы, каким образом готовятся контраргументы, развиваются навыки коммуникативного взаимодействия в профессиональной среде (способы обращения в официальные инстанции, формирование ответа клиентам и коллегам, ведение делового взаимодействия с соблюдением правил бизнес-этикета), развивается критическое мышление. В.О. Косачева отмечает, что использование текста как средства развития критического мышления помогает сделать процесс овладения новой информацией увлекательным и интересным [4, с. 352]. Таким образом, обучение с применением метода кейсов реализует цели и задачи языковой и профессиональной подготовки, способствует развитию иноязычной коммуникативной компетентности и формированию готовности к профессиональной деятельности посредством адаптации к профессиональным реалиям [5, с. 57].

Технология кейс-метода предусматривает подготовительный этап и непосредственно этап представления кейса. В кейсе представляется конкретная ситуация, основанная на реальных случаях и фактах. Возможно использование ситуации, которая уже имеет решение, но студентам представляются только основные факты, и им самим нужно будет выработать решение. По окончании работы над кейсом студенты могут сравнить, насколько их решение совпадает с принятым в реальной ситуации. Ценным в работе с кейсом является процесс изучения и анализа ситуации, поиск решения.

Учитывая тематику курса по иностранному языку, преподаватель готовит материал по конкретной ситуации. Актуальность материала определяется посредством консультирования с преподавателями кафедр, осуществляющих реализацию курсов по специальным дисциплинам. Кроме того, студентам по теме кейса предлагается подобрать дополнительные материалы. Активность студентов на стартовом этапе свидетельствует об их интересе к заявленной теме кейса. Кейс может охватывать комплексную проблему или конкретную частную задачу. Главное, чтобы его содержание и проблема воспринималась аудиторией, побуждала студентов к мыслительной активности и речевому взаимодействию. Даже в случае, когда кейс составлен на основании обобщенного опыта преподавателей, он должен максимально отражать реальную профессиональную ситуацию, конкретные факты. Разбирая кейс, студенты не только имеют возможность изучить представленные данные, но и спрогнозировать и продемонстрировать те элементы информации, которые пропущены в кейсе.

При реализации метода кейсов необходимо осуществлять модерацию работы студентов с кейсом. Основной целью, как и при проведении различных интерактивных заданий, является максимальное вовлечение каждого студента в анализ содержания ситуации и принятие итогового решения. Чтобы добиться этого, необходимо разделить группу на мини-подгруппы (3-5 студентов). Меньший состав группы обусловливает высокую степень активности каждого студента в работе над кейсом. Участников подгрупп студенты определяют по своему желанию для камфорного взаимодействия. Каждая мини-группа или команда выбирает «капитана», который выступает в роли модератора данной группы - он организует работу группы, распределяет вопросы и задания между студентами команды, несет ответственность за принимаемое командой решение. Именно этот студент представляет итоговый доклад по результатам работы команды и формулирует итоговое решение.

Чтобы разнообразить работу с кейсами, можно разными способами осуществлять организацию учебной деятельности. Один способ предусматривает распределение конкретных кейсов по командам. Каждая команда сконцентрирована на разработке решения конкретно по своему кейсу. Например, кейс, в котором клиент обращается за консультацией к юристу по поводу изменения статуса бизнес-предприятия. Основой кейса является описание текущей бизнес-ситуации клиента, который является индивидуальным предпринимателем и желает создать компанию. Каждая группа получает задание представить аргументированный ответ для формирования конкретного вида бизнес предприятия (частная компания с ограниченной ответственностью, публичная компания с ограниченной ответственностью, партнерство с ограниченной ответственностью, частная компания с ограниченной ответственностью по гарантии, частная компания с неограниченной ответственностью). Студентам необходимо соотнести текущее состояние бизнес-деятельности клиента и возможность создания конкретного вида компании. Студенты готовят письменное сообщение по результатам анализа проблемной ситуации, формулируют способы ее разрешения. В устной форме доклад представляет капитан команды.

Второй способ работы над кейсом предполагает анализ одной ситуации всеми командами. Одновременная работа над одной и той же ситуацией способ-

ствует проявлению состязательности в поиске оптимального решения ситуации. Если организация работы по кейсу представляет распределение на команды, между которыми не может быть проявлений соперничества, поскольку тематика кейсов разная, то во втором случае каждая команда стремится представить свое решение на высоком уровне и с позиции профессионального решения проблемы, и с учетом выбора языковых средств выражения.

Примером является кейс по теме "Company Law", представляющий описание ситуации недобросовестной конкуренции, студентам необходимо представить стратегию деятельности юриста, связанную со сбором доказательств умышленного снижения цен крупной туристической компанией с целью вытеснения с рынка компании клиента, и сформулировать возможные пути разрешения данной ситуации. При подготовке к данному кейсу студентам необходимо изучить соответствующие теоретический и практический материалы. Сбор материалов по теме кейса предусматривает анализ большого количества текстовой информации, что, несомненно, способствует развитию навыков просмотрового и поискового чтения.

Дополнительно студентам предлагается осуществить сравнение возможностей урегулирования представленной ситуации в российском и зарубежном законодательстве. Важно отметить, что каждая команда разрабатывает свой способ решения поставленной проблемы. На занятии во время представления устного доклада студентам нужно попытаться убедить студентов других команд в том, что их решение является наиболее верным.

Особая роль при работе над кейсом отводится капитану команды или модератору. Целью модерации является обучение студентов навыкам работы в команде, учитывать позицию каждого и с учетом сжатого объема информации принимать быстро решение. По сути, модерация представляет собой открытый обмен мнениями, и каждый участник должен стараться проявить максимальную активность. Однако именно модератор осуществляет координацию работы каждого участника команды.

Работа над кейсом проходит по следующему плану. Сначала студенты получают кейс. Они изучают его, каждый может делать небольшие записи. Далее идет обсуждение информационного содержания кейса, определяются наиболее важные участки информации, которые имеют непосредственное отношение к проблемному вопросу. Выделив релевантную информацию, студенты начинают обмен мнениями, после чего составляется план работы над проблемой. Работа над проблемой представляет собой дискуссию, в результате которой осуществляется выработка решений по проблеме. Студенты фиксируют предварительные варианты решений, после чего начинается обсуждение для определения наилучшего варианта решения.

Следует учитывать уровень подготовки групп. Студенты с невысоким уровнем языковой подготовки могут осуществлять обсуждение на родном языке. Тем не менее преподаватель должен побуждать студентов к обсуждению вариантов решения ситуации на иностранном языке. Поскольку студенты обращаются во время разбора к оригинальному тексту, обсуждение значимых фрагментов содержания кейса на иностранном языке является гармоничным следствием учебной деятельности. Важным этапом работы над кейсом представляется подготовка доклада. Доклад представляет собой краткое изложение ключевой информации, которая является обоснованием принятия решения по ситуации кейса. Устный доклад представляет собой аргументированное выступление капитана команды, в котором демонстрируется не только уникальный подход к конкретной проблеме, но и языковые аспекты представления устного выступления на аудиторию, знания и умения участвовать в дискуссии на иностранном языке.

Метод кейсов способствует развитию умений и навыков анализировать проблемные ситуации, оценивать альтернативы, отбивать наиболее важный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение курса обучения метод кейсов применяется несколько раз, то у студентов формируется устойчивый навык решения практических задач, свидетельством чего является сокращение времени анализа кейсов в каждой команде, представление более емких, логически структурированных аргументов. Отсюда практическая значимость исследования заключается в том, что посредством выполнения активной мыслительно-творческой учебной работы у студентов происходит одновременно развитие иноязычной коммуникативной компетенции, расширении профессиональных знаний, развиваются аналитические способности и навыки командного взаимодействия. Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении метода кейсов в качестве методического способа, содействующего активизации речевого общения на иностранном языке с учетом профессионального компонента подготовки, возможности формирования банков кейсов и методических рекомендаций к ним, которые используются в процессе обучения иностранному языку.

В заключение следует отметить, что метод кейсов позволяет решить несколько задач обучения одновременно. Сочетание языковой и профессиональной составляющих кейса способствует развитию не только способности сбора и анализа информации на иностранном языке, но и навыка самого процесса общения, умения логично и аргументированно представлять свои мысли в устном и письменном виде в аспекте практического применения иностранного языка к проблемным ситуациям, связанным с профессиональной деятельностью студентов.

Библиографический список

1. Мельничук М.В., Калугина О.А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 14, № 8: 2627-2632.

2. Кондрахина Н.Г, Южакова Н.Е. Сравнительный анализ опыта отечественных и зарубежных практик лингвистического образования. Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88): 369-372.

3. Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие мышления у студентов с использованием рефлексивных технологий в процессе обучения. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 314-316.

4. Косачева В.О. Обучение критическому мышлению на занятиях по английскому языку для студентов неязыковых специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 351-353.

5. Мельничук М.В. К вопросу об оценке компетенций человеческого капитала. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2020; № 7: 56-60.

References

1. Mel'nichuk M.V., Kalugina O.A. 'Effektivnost' obucheniya inostrannomu yazyku v vuze: komponenty 'emocional'nogo i intellektual'nogo. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 14, № 8: 2627-2632.

2. Kondrahina N.G., Yuzhakova N.E. Sravnitel'nyj analiz opyta otechestvennyh i zarubezhnyh praktik lingvisticheskogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021. № 3 (88): 369-372.

3. Rostovceva P.P., Guseva N.V. Razvitie myshleniya u studentov s ispol'zovaniem refleksivnyh tehnologij v processe obucheniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 314-316.

4. Kosacheva V.O. Obuchenie kriticheskomu myshleniyu na zanyatiyah po anglijskomu yazyku dlya studentov neyazykovyh special'nostej. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 351-353.

5. Mel'nichuk M.V. K voprosu ob ocenke kompetencij chelovecheskogo kapitala. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: 'Ekonomika i pravo. 2020; № 7: 56-60.

Статья поступила в редакцию 21.07.23

УДК 378.14

Trushkova E.L., teacher, Vyatka State University (Kirov, Russia), E-mail: boltachewa33@gmail.com

Trushkov A.S., senior teacher, FKU DPO "Kirovsky IPKR of the Federal Penitentiary Service of Russia" (Kirov, Russia), E-mail: aleksey. trushkov.85@mail.ru

THE INFLUENCE OF OUTDOOR GAMES ON THE EMOTIONAL STATE OF SCHOOLCHILDREN. The article reveals a problem of developing a model of a physical education lesson based on the inclusion of outdoor games in the lesson in order to increase the emotional state of schoolchildren. This model has found application in a special discipline of the educational process. A pedagogical experiment is conducted and the results of this experiment are presented, which is aimed at improving the emotional state of students in grades 1-4. Based on the presented material, it can be concluded that outdoor games have a positive effect on the emotions of the child, cause positive qualities, make them more friendly, attentive to each other, organized and responsible. Passion for the game contributes to the improvement of the physiological state of the student. Developing emotions and nurturing feelings for children is the key to successful social adaptation, the ability to find common languages with others, to build relationships that bring pleasure and joy. Outdoor games play a huge influence in the mental development of the child.

Key words: outdoor games, schoolchildren, positive emotions, joy, smile

Е.Л. Трушкоеа, преп, Вятский государственный университет, г. Киров, E-mail: boltachewa33@gmail.com А.С. Трушкое, ст. преп., ФКУДПО «Кировский ИПКР ФСИНРоссии», г. Киров, E-mail: aleksey.trushkov.85@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается проблема разработки модели урока физической культуры, основанной на включении в занятие подвижных игр с целью повышения эмоционального состояния школьников. Данная модель нашла применение в специальной дисциплине учебного процесса. Был проведен педагогический эксперимент и представлены результаты данного эксперимента, который направлен на повышение эмоционального состояния учеников 1-4 классов. На основе представленного материала можно сделать вывод, что подвижные игры оказывают положительное влияние на эмоции ребенка, вызывают положительные качества, делают их более дружелюбными, внимательными друг к другу, организованными и ответственными. Увлеченность игрой способствует улучшению физиологического состояния школьника. Развивать эмоции и воспитывать чувства для детей является залогом успешной социальной адаптации, умения находить общие языки с другими, выстраивать взаимоотношения, которые приносят удовольствие и радость. А также подвижные игры играют огромное влияние в умственном развитии ребенка.

Ключевые слова: подвижные игры, школьники, положительные эмоции, радость, улыбка

Актуальность данной темы заключается в том, чтобы на уроках физической культуры повысить не только физическую подготовленность школьников, но и улучшить их эмоциональное состояние.

Основная задача исследования - увидеть изменения в эмоциональной сфере школьников в процессе подвижных игр на уроках физической культуры.

Целью данного исследования будет являться планирование и организация педагогических технологий, которые направлены на создание благоприятных условий для формирования положительных качеств и эмоций в процессе подвижных игр. В связи с эти была поставлена следующая задача: осуществление анализа возникающих эмоций на занятии физической культурой посредством подвижных игр. Для получения результатов в данном исследовании использовались следующие методы: метод анализа научной литературы, наблюдения, сравнения, опроса, анкетирования.

Научная новизна состоит в более эффективной модели проведения занятий по физической культуре с включением подвижных игр в общеобразовательных школах.

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в возможности использования и приобщения данных результатов в учебном процессе школьников.

Игра - это сложное социально-психологическое и общественное явление, самостоятельный вид деятельности. Эмоции являются важной характеристикой

школьника. Они делятся на положительные и отрицательные. Любые игры насыщены положительными эмоциями, они требуют проявления инициативы, развивают творческие способности занимающихся. Игровая деятельность - многоплановые, разносторонние, часто неожиданные ситуации, преодоление которых требует от играющих выбора соответствующих способов решения поставленной игровой цели [1].

В играх участвуют самые различные психологические процессы: воображение, мышление, память, внимание. Поэтому игры как детей, так и взрослых (подвижные, спортивные, деловые и т. д.) представляют бесконечное разнообразие, отличаясь этим от узкого, определенного круга действий, характерных для большинства трудовых процессов.

Очень большое разнообразие игр по содержанию и степени сложности мы наблюдаем в процессе индивидуального развития человека. У школьников - это строительные, творческие, дидактические, интеллектуальные и подвижные игры. По мере роста и развития ребенка первые три вида игр постепенно начинают терять свое значение. В начальной школе большим успехов пользуются подвижные игры, которые, постепенно, усложняясь и совершенствуясь, становятся основными играми детей младшего и среднего школьного возраста [2]. В юношеском и более старших возрастах значительное место занимают спортивные игры, требующие больших затрат физических и духовных сил. Интеллектуальные игры (разгадывание ребусов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.