Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КЕЙСОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ ПРАКТИКИ В ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КЕЙСОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ ПРАКТИКИ В ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС / ПРОЕКТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КЕЙС / ПИСЬМЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРОДУКТИВНЫЙ ПОДХОД / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ищенко В.В., Рубцова А.В.

В данной статье рассмотрены основные методологические подходы и навыки, которые они развивают у обучающихся. В рамках нашего исследования задействуется продуктивный подход и интегрированный в него проективно-функциональный кейс. Вместе с тем проводится анализ результативности и эффективности его применения в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTIVE-FUNCTIONAL CASES MODELING IN THE CONDITIONS OF TEACHING WRITTEN PRACTICE IN THE HUMANITIES FIELD

This article describes the main methodological approaches and which skills they develop in students of High school. Based on this information, we utilize the productive approach and the projective-functional case which has been integrated into it. At the same time, the analysis of its effectiveness and efficiency in the educational process is carried out.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КЕЙСОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ ПРАКТИКИ В ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ»

УДК 13.00.02

1 2

Ищенко Варвара Владимировна , Рубцова Анна Владимировна

12 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-

Петербург, Россия

1 varvara. ishenko@gmail. com

2 rubtsova_av@spbstu.ru

Автор, ответственный за переписку: Ищенко Варвара Владимировна,

varvara. ishenko@gmail. com

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КЕЙСОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ ПРАКТИКИ В ГУМАНИТАРНЫХ

НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные методологические подходы и навыки, которые они развивают у обучающихся. В рамках нашего исследования задействуется продуктивный подход и интегрированный в него проективно-функциональный кейс. Вместе с тем проводится анализ результативности и эффективности его применения в учебном процессе.

Ключевые слова: кейс, проективно-функциональный кейс, письменная практика, продуктивный подход, гносеологическая функция, иностранный язык

1 2

Varvara V. Itshenko , Anna V. Rubtsova

1 2

, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia

1 varvara.ishenko@gmail.com

2 rubtsova_av@spbstu.ru

Corresponding author: Varvara V. Itshenko, varvara.ishenko@gmail.com

PROJECTIVE-FUNCTIONAL CASES MODELING IN THE CONDITIONS OF TEACHING WRITTEN PRACTICE IN THE HUMANITIES FIELD

Abstract. This article describes the main methodological approaches and which skills they develop in students of High school. Based on this information, we utilize the productive approach and the projective-functional case which has been integrated into it. At the same time, the analysis of its effectiveness and efficiency in the educational process is carried out.

Keywords: case, projective-functional case, written practice, productive approach, epistemological (cognitive)function, foreign language

Анализируя вопрос успешности инновационных методов в современной образовательной системе высшей школы в контексте образовательных задач, нельзя не рассмотреть кейс-метод. Кейс-метод - это метод активно-ситуационного анализа, направленный на вычленение проблемы из заданного кейса и нахождения альтернативных и оптимальных решений. Кейс-метод эффективен в использовании на занятиях по иностранному языку (ИЯ), поскольку развивает навыки решения проблемных ситуаций, раскрывает творческий потенциал учащихся и повышает эффективность усвоения информации [1, с. 56].

В нашей статье определяется самый релевантный подход в обучении письменной практики и успешность интеграции проективно-функциональных кейсов в учебный процесс.

Для определения самого актуального подхода развития письменной практики у студентов гуманитарного профиля подготовки необходимо обозначить основные методологические подходы в обучении:

• гносеологическая (познавательная) функция - реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, предметов;

• праксеологическая (преобразовательная) функция - обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость;

• аксиологическая (оценочная) функция или функция критики развития педагогической науки - реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;

• рефлексивная функция направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой себя -педагогической науки;

• функция нормативного предписания показывает что должно быть и как ;

• эвристическая (творческая) функция заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки [2, с. 98].

В приведенном выше списке нас заинтересовала аксиологическая функция, поскольку она отвечает за критику развития и позволяет формировать способности личности осознавать себя в качестве субъекта деятельности непосредственно связано с развитием его способности отражать/ рефлексировать свой опыт учебной деятельности, пропуская его через призму индивидуального сознания и образовывая на этой основе индивидуальный опыт. Для обучения письменной практики необходимо критическое мышление, самокритика и самоорганизация [3, с.71]. На наш взгляд самым актуальным подходом для интегрирования в процесс обучения и преподавания письменной практики - продуктивный подход. Опираясь на исследовательскую работу «Продуктивный подход в иноязычном образовании (аксиологические аспекты)», нами были выделены следующие виды продуктивного подхода к изучению иностранного языка [5]. Согласно словам Рубцовой А.В. следует выделить несколько следующих направлений:

• обучающийся осуществляет самостоятельный поиск языковых средств, которые в дальнейшем использует для формирования собственного творческого текста. Это направление может быть совмещено с проективно-функциональным кейсом быть использовано для отбора информации;

• лингвокультурологическая и социокультурная деятельность, которая включает в себя более глубокое изучение живого языка, «дискурса», в его прагматическом аспекте, как средство обслуживания той или иной человеческой деятельности и быта, и поиск через него более нативного, осмысленного использования как носителя другого языка и культуры;

• лингвопрагматическая обработка учебного текста, что связано с моделированием тех или иных ролевых ситуаций: не только аналитический подход к определению смысловой стороны текста, но и использование его внутренней и внешней. Лингвопрагматическое направление успешно может быть использовано в кейсе, благодаря фокусу на работу с текстом и имитации ролевых ситуаций;

• интенсивный индивидуально-профессиональный поиск языковых средств, единиц, «паттернов», соответствующих лингводидактической задаче, опорному тексту и дискусрсу (языковому, лингвокультурному, социальному), в котором он находится, на этапе аналитической обработки полученной учебной информации.

• проективная деятельность включает в себя реализующий принцип «опоры на самооценку и саморефлексию» является параллельное основным образовательным задачам ведение индивидуальной исследовательнской деятельности в виде читательского или исследовательского дневника. Критериями данного вида деятельности является

последовательность, регулярность, творческая самостоятельность, отчасти использование принципов эссеистики, а также общенаучных инструментариев (например, классификация и отбор лексикографических карточек, которые репрезентируют взаимодействие со словарями в рамках изучения того или иного языкового корпуса).

В нашей работе помимо лингвопрагматического направления, самостоятельного поиска языковых средств используется наиболее признанный методистами и исследователями в области конкретно-образовательных форм реализации продуктивного подхода является проективная деятельность, в нашем случае проективно-функциональный кейс. Такая деятельность может соответствовать конкретному учебному модулю, предполагает временные и лингводидактические рамки, а также самой ее целью является создание принципиально нового продукта. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, как в случае написания и составления отчетов, контрактов [4].

Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп, обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы и ее исполнения в виде конечного продукта, такого как [1]:

• контракт

• договор

• отчеты

• резюме

• заявления

Для более наглядного представления и понимания работы кейсов мы представим описание одного из них: проективно-функционального кейса на составления резюме. (1) Исходная ситуация состоит в том, что даже при успешном окончании вуза СПбПУ, направления Реклама и связи с общественностью не все выпускники могут грамотно составить резюме, обратив внимание на свои плюсы (2) Одна из задач студентов вывести пошаговую инструкцию для составления документа (3) Студенты разбиваются в рабочие группы из нескольких человек (4) В группах анализируют мини-шаблоны и реальных резюме на таких сайтах как ЬЬ и вычленяют критерии для создания своего резюме (5) Конечный продукт - это готовое резюме, созданное в рамках заданной ситуации и устном формате представляется преподавателю, также использованная профессиональная лексика может быть успешно интегрирована в каждодневную речь обучающихся. В Таблице №1, 2 продемонстрирована общая структура прективно-функционального кейса и его критерии.

Таблица№1

Проективно-функциональный кейс:

Проектная часть:_

Цель - развитие письменной практики в проблемной

ситуации

Функционально-прагматическая

часть_

Цель - научение составление договоров, отчетов, контрактов

1

Коммуникативная часть:

Используя полученные знания и развив необходимые критические, и прикладные навыки возможно их применение в устной речи, как использование

профессиональной лексике, написание изложений по аудиозаписи_

Таблица№2

Проективная часть Функционально-прагматическая часть

моделирование проблемной ситуации вычленение проблемы

проблема формируется в цель целью является обучение письменной практике

цель классифицируется по блокам задач изучение необходимого шаблона договора, отчета и пр, и профессиональной лексики

для каждой задачи назначается комплекс заданий км назначаются группы и ответственные за блоки (разные виды письменных практик)

- распределяются временные и материальные ресурсы на каждый блок

- на финальный стадии демонстрируется конечный продукт

Таким образом, функционально-проективный кейс является результатом методического развития проективной деятельности и репрезентирует наиболее успешную интеграцию коммуникативного и деятельностного опыта на основе ряда конкретных задач и упражнений. Благодаря использованию данного метода можно преодолеть коммуникативные барьеры обучающихся при формировании письменных текстов высокой сложности; удовлетворить их аксиологические потребности как деятельностной и профессиональной

личности; а также интегрировать существующие письменные лингводидактические практики обучающегося в жизненную деятельность. При соблюдении требований, предъявляемых к моделированию конкретной проблемной ситуации, метод кейса позволяет интенсифицировать проактивную деятельность обучающихся при изучении письменной речи на иностранном языке; повысить способность к рефлексии коммуникативной личности и повысить общеязыковую компетенцию.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Виневская А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов. Москва: РИНХ, 2015. 141 с.

2. Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: науч.-метод, пособие. Москва: Академия ФСБ, 2007. 156 с.

3. Рубинштейн С. Л. Принципы творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. № 4.132 с.

4. Рубцова A.B. Аксиологический подход как методологическая основа продуктивного обучения иностранному языку на переходном этапе российского образования //Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. №83. С. 179-184.

5. Рубцова А.В. Продуктивный подход в иноязычном образовании (аксиологические аспекты) [https://www.dissercat.com/content/produktivnyi-podkhod-v-inoyazychnom-obrazovaniiaksiologicheskie-aspekty]. СПб., 2012.

REFERENCES

1. Vinevskaya A.V. Metod kejsov v pedagogike: praktikum dlya uchitelej i studentov. Moskva: RINX, 2015. 141 s.

2. Davy'dov V.P. Osnovy' metodologii, metodiki i texnologii pedagogicheskogo issledovaniya: nauch.-metod, posobie. Moskva: Akademiya FSB, 2007. 156 s.

3. Rubinshtejn S. L. Principy' tvorcheskoj samodeyatel'nosti // Voprosy' psixologii. 1986. № 4.132 s.

4. Rubczova A.B. Aksiologicheskij podxod kak metodologicheskaya osnova produktivnogo obucheniya inostrannomu yazy'ku na perexodnom e'tape rossijskogo obrazovaniya //Izvestiya Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2009. №83. S. 179-184.

5. Rubczova A.V. Produktivny'j podxod v inoyazy'chnom obrazovanii (aksiologicheskie aspekty') [https://www.dissercat.com/content/produktivnyi-podkhod-v-inoyazychnom-obrazovaniiaksiologicheskie-aspekty]. SPb., 2012.

Информация об авторах

В. В. Ищенко - аспирант ВШЛиП;

А.В. Рубцова - доктор педагогических наук, профессор.

Information about the authors

VV. Ishenko- Postgraduate Student, Graduate School of Applied Linguistics, Translation

and Interpreting;

A.V. Rubtsova - Doctor of Pedagogical Sciences, professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.