Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА В ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА В ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка будущего офицера / групповое взаимодействие военнослужащих / профессиональная компетенция курсанта военного вуза / professional training of future officer / group interaction of military personnel / professional competence of cadet of military university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Игнатович

Выполнение офицером профессиональных задач предполагает осуществление им ряда функций, в том числе организационных, что позволяет выделить специальную компетенцию в организации группового взаимодействия военнослужащих в процессе решения профессиональных задач. В статье на основе системного подхода, анализа концепций социального взаимодействия в организационной системе, научных трудов, посвященных изучению проблем взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза, раскрыт педагогический смысл организации группового взаимодействия. Выделение предметов группового взаимодействия военнослужащих (групповые деловые коммуникации, групповые позитивные взаимозависимости, групповые психологические механизмы взаимовлияния) позволило автору дать определение понятия организации группового взаимодействия военнослужащих как вида профессиональной деятельности офицера. Одним из результатов исследования стало рассмотрение организации группового взаимодействия в профессиональных задачах офицера – выпускника военного вуза на технологическом, менеджерском и социально-психологическом уровнях, разграничение которых обусловлено тем, как понимается группа подчиненных офицеру военнослужащих с позиции управления. Обоснование получило влияние профессионального и личностного факторов в подготовке курсантов к организации группового взаимодействия военнослужащих. Более подробно компоненты компетенции курсантов в организации группового взаимодействия военнослужащих раскрыты на примере решения педагогических задач офицера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A MILITARY UNIVERSITY CADET IN THE ORGANIZATION OF GROUP INTERACTION OF MILITARY PERSONNEL

The performance of professional tasks by an officer involves the implementation of a number of functions, including organizational ones, which allows to allocate special competence in organizing group interaction of military personnel in the process of solving professional tasks. Based on a systematic approach, analysis of the concepts of social interaction in the organizational system, scientific works devoted to the study of the problems of interaction of subjects of the educational process of the university, the pedagogical meaning of the organization of group interaction is revealed in the article. The identification of subjects of group interaction of military personnel (group business communications, group positive interdependencies, group psychological mechanisms of mutual influence) allows the author to define the concept of organizing group interaction of military personnel as a type of professional activity of an officer. One of the results of the study is the consideration of the organization of group interaction in the professional tasks of an officer – graduate of a military university at the technological, managerial and socio-psychological levels, the differentiation of which is due to how a group of military personnel subordinate to an officer is understood from a management position. The rationale is the influence of professional and personal factors in the preparation of cadets for the organization of group interaction of military personnel. In more detail, the components of the cadets’ competence in the organization of group interaction of military personnel are revealed by the example of solving the pedagogical tasks of an officer.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА В ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

9. Гущин Ю.Ф. К вопросу об основаниях оценки личностных результатов обучающихся. Психология и методология образования. Available at: https://inlnk.ru/emylBA

10. Вавилина Н.Д., Ефремова Е.А., Ярославцева Н.В. Методические рекомендации по оценке личностных результатов освоения основной образовательной программы общего образования (работаем по ФГОС общего образования). Новосибирск: Новосибирский институт мониторинга и развития образования,

2019.

11. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и паталогии. Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999; Т. 2: 197-223.

12. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999; Т. 2: 160-164.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999; Т. 2: 165-196.

14. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999; Т. 2: 227-239.

15. Асмолов А.Г Движущие силы и условия развития личности. Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999; Т. 2: 345-384.

16. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2008.

17. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г № 6/22). Москва, 2022.

18. Примерная программа воспитания (утверждена на заседании ФУМО по общему образованию 02.06.2020). Available at: http://form.instrao.ru/

19. Селиванова Н.Л. Воспитание+ Авторские программы школ России (избранные модули): сборник. Составители Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов, В.В. Круглов, И.С. Парфенова, И.В. Степанова, Е.О. Черкашин, И.Ю. Шустова. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,

2020.

20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2010.

21. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС): учебно-методическое пособие. Составители М.П. Горев, В.В. Утемов. Киров: МЦИТО, 2015.

22. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2011.

References

1. Plenarnoe zasedanie Vsemirnogo russkogo narodnogo sobora. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/72863

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii № 1897 ot 17 dekabrya 2010 g. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 287. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

4. Chto takoe FGOS: ih znachenie celi i zadachi. Proekt ScienceDebate2008.com. Available at: https://www.sciencedebate2008.com/chto-takoye-fgos-ikh-znacheniye-tseli-i-zadachi/

5. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayuschihsya. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 304-FZ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075

6. Yudin V.V. Obrazovatel'nyj rezul'tat: ot kompetencii do lichnosti. Obrazovanie i nauka. 2008; № 4 (52): 13-23.

7. Basyuk V.S. Nauchno-metodicheske soprovozhdenie FGOS. Available at: https://sch1212.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/61c996d30bf10.pdf

8. Pozdnyak S.N. Novye obrazovatel'nye rezul'taty kak metodologicheskoe osnovanie proektirovaniya processa lichnostno-razvivayuschego obucheniya. Nauchnyj dialog. 2012; № 1: 282-292.

9. Guschin Yu.F. K voprosu ob osnovaniyah ocenki lichnostnyh rezul'tatov obuchayuschihsya. Psihologiya i metodologiya obrazovaniya. Available at: https://inlnk.ru/emylBA

10. Vavilina N.D., Efremova E.A., Yaroslavceva N.V. Metodicheskie rekomendacii po ocenke lichnostnyh rezul'tatov osvoeniya osnovnoj obrazovatel'noj programmy obschego obrazovaniya (rabotaem po FGOS obschego obrazovaniya). Novosibirsk: Novosibirskij institut monitoringa i razvitiya obrazovaniya, 2019.

11. Myasischev V.N. Ponyatie lichnosti v aspektah normy i patalogii. Psihologiya lichnosti. Hrestomatiya. Samara: Bahrah, 1999; T. 2: 197-223.

12. Vygotskij L.S. Razvitie lichnosti i mirovozzrenie rebenka. Psihologiya lichnosti. Hrestomatiya. Samara: Bahrah, 1999; T. 2: 160-164.

13. Leont'ev A.N. Deyatel'nost' i lichnosf. Psihologiya lichnosti. Hrestomatiya. Samara: Bahrah, 1999; T. 2: 165-196.

14. Rubinshtejn S.L. Teoreticheskie voprosy psihologii i problema lichnosti. Psihologiya lichnosti. Hrestomatiya. Samara: Bahrah, 1999; T. 2: 227-239.

15. Asmolov A.G. Dvizhuschie sily i usloviya razvitiya lichnosti. Psihologiya lichnosti. Hrestomatiya. Samara: Bahrah, 1999; T. 2: 345-384.

16. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I.A. i dr. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 2008.

17. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obschego obrazovaniya (odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob'edineniya po obschemu obrazovaniyu, protokol ot 15 sentyabrya 2022 g. № 6/22). Moskva, 2022.

18. Primernaya programma vospitaniya (utverzhdena na zasedanii FUMO po obschemu obrazovaniyu 02.06.2020). Available at: http://form.instrao.ru/

19. Selivanova N.L. Vospitanie+ Avtorskieprogrammy shkolRossii(izbrannyemoduli): sbornik. Sostaviteli N.L. Selivanova, P.V. Stepanov, V.V. Kruglov, I.S. Parfenova, I.V. Stepanova, E.O. Cherkashin, I.Yu. Shustova. Moskva: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya», 2020.

20. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstviya k mysli. Sistema zadanij: posobie dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 2010.

21. Razvitie universal'nyh uchebnyh dejstvij uchaschihsya osnovnoj shkoly v usloviyah realizacii standartov novogo pokoleniya (FGOS): uchebno-metodicheskoe posobie. Sostaviteli M.P. Gorev, V.V. Utemov. Kirov: MCITO, 2015.

22. Grigor'ev D.V., Stepanov P.V. Vneurochnaya deyatel'nost'shkol'nikov. Metodicheskijkonstrukton posobie dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 2011.

Статья поступила в редакцию 28.12.23

УДК 37.013.46

Ignatovich V.V., senior teacher, Department of Technical Support (and Tactics), Omsk Armored Vehicle Engineering Institute (branch), Military Academy of Logistics n.a. Army GeneralA.V. Khrulev (Omsk, Russia), E-mail: vladimir-250170@mail.ru

THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A MILITARY UNIVERSITY CADET IN THE ORGANIZATION OF GROUP INTERACTION OF MILITARY PERSONNEL. The performance of professional tasks by an officer involves the implementation of a number of functions, including organizational ones, which allows to allocate special competence in organizing group interaction of military personnel in the process of solving professional tasks. Based on a systematic approach, analysis of the concepts of social interaction in the organizational system, scientific works devoted to the study of the problems of interaction of subjects of the educational process of the university, the pedagogical meaning of the organization of group interaction is revealed in the article. The identification of subjects of group interaction of military personnel (group business communications, group positive interdependencies, group psychological mechanisms of mutual influence) allows the author to define the concept of organizing group interaction of military personnel as a type of professional activity of an officer. One of the results of the study is the consideration of the organization of group interaction in the professional tasks of an officer - graduate of a military university at the technological, managerial and socio-psychological levels, the differentiation of which is due to how a group of military personnel subordinate to an officer is understood from a management position. The rationale is the influence of professional and personal factors in the preparation of cadets for the organization of group interaction of military personnel. In more detail, the components of the cadets' competence in the organization of group interaction of military personnel are revealed by the example of solving the pedagogical tasks of an officer.

Key words: professional training of future officer, group interaction of military personnel, professional competence of cadet of military university

В.В. Игнатович, ст. преп., Омский автобронетанковый инженерный институт (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, г. Омск, E-mail: vladimir-250170@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА В ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Выполнение офицером профессиональных задач предполагает осуществление им ряда функций, в том числе организационных, что позволяет выделить специальную компетенцию в организации группового взаимодействия военнослужащих в процессе решения профессиональных задач. В статье на основе системного подхода, анализа концепций социального взаимодействия в организационной системе, научных трудов, посвященных изучению проблем взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза, раскрыт педагогический смысл организации группового взаимодействия. Выделение предметов группового взаимодействия военнослужащих (групповые деловые коммуникации, групповые позитивные взаимозависимости, групповые психологические механизмы взаимовлияния) позволило автору дать определение понятия организации группового взаимодействия военнослужащих как вида профессиональной деятельности офицера. Одним из результатов исследования стало рассмотрение организации группового взаимодействия в профессиональных задачах офицера - выпускника военного вуза на технологическом, менеджерском и социально-психологическом уровнях, разграничение которых обусловлено тем, как понимается группа подчиненных офицеру военнослужащих с позиции управления. Обоснование получило влияние профессионального и личностного факторов в подготовке курсантов к организации группового взаимодействия военнослужащих. Более подробно компоненты компетенции курсантов в организации группового взаимодействия военнослужащих раскрыты на примере решения педагогических задач офицера.

Ключевые слова: профессиональная подготовка будущего офицера, групповое взаимодействие военнослужащих, профессиональная компетенция курсанта военного вуза

Коллективный характер и содержание военно-профессиональной деятельности актуализируют овладение курсантами военных вузов такой общепрофессиональной компетенцией офицера, как организация группового взаимодействия военнослужащих в процессе решения профессиональных задач. Включение данной компетенции в компетентностную модель выпускника военного вуза во многом обусловлено происходящим изменением характера профессиональных задач офицера, усложнением группового взаимодействия в процессе их решения. Кроме того, в педагогической науке пока отсутствуют систематизированные представления о значении подготовки курсантов к организации группового взаимодействия военнослужащих для эффективного решения профессиональных задач. Так как исследуемая компетенция просматривается на стыке предметных областей разных учебных дисциплин, раскрывать основные вопросы ее формирования следует в контексте общей профессиональной подготовки.

В связи с этим цель настоящей статьи состоит в обосновании специальной компетенции в организации группового взаимодействия военнослужащих, способствующей эффективности решения воинским подразделением профессиональных задач.

На основании указанной цели сформулированы следующие основные задачи исследования:

- определить методологические походы к определению сущности организации группового взаимодействия военнослужащих;

- обосновать предметы и уровни организации группового взаимодействия военнослужащих в профессиональной деятельности офицера;

- раскрыть компоненты компетенции курсантов военного вуза к организации группового взаимодействия военнослужащих в процессе решения профессиональных задач.

Новизна исследования состоит в предложении способа оптимизации профессиональной подготовки высокопрофессиональных офицеров, готовых к организации группового взаимодействия личного состава в процессе решения профессиональных задач.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении знания о формировании общепрофессиональных компетенций будущего офицера как пути реорганизации предметно-дисциплинарного образовательного процесса в целостный процесс профессиональной подготовки.

Практическая значимость: материалы исследования и авторские выводы могут использоваться при моделировании технологии подготовки курсантов к организации группового взаимодействия военнослужащих в процессе решения профессиональных задач, а также при разработке программ учебных дисциплин и практик в военном вузе.

При подготовке статьи автором анализировались теоретические и практические аспекты организационной деятельности в группах профессиональных задач офицера, изучался опыт практической подготовки курсантов военного вуза, использовался метод систематизации полученной информации.

Педагогический смысл организации группового взаимодействия может быть раскрыт на основе системного подхода, а подготовку курсанта к организации эффективного группового взаимодействия подчиненных ему военнослужащих в этом случае целесообразно рассматривать как фактор совершенствования системы военно-профессиональной деятельности, универсальную основу для решения профессиональных задач. При этом в изучении самого взаимодействия, по словам О.С. Суменковой, также применим системный подход; взаимодействие может считаться целостным единством, системой, если «конкретизирует целостность системы отношений; наличие структуры позволяет выделить элементарное взаимодействие как составляющее этой структуры; целостность системы взаимодействия обеспечивается способностью процесса к самоорганизации посредством передачи и переработки информации» [1, с. 69].

Теоретическую основу, необходимую для понимания сущности группового взаимодействия военнослужащих, составляют концепции социального взаимо-

действия в организационной системе [2; 3 и др.], а также научные труды, в которых изучаются проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза.

Групповое взаимодействие военнослужащих отличает определенная система социальных связей и отношений, оно реализуется в заданных социальных условиях военной службы. В рамках настоящего исследования в качестве предметов этого взаимодействия рассматриваются групповые деловые коммуникации, групповые позитивные взаимозависимости, групповые психологические механизмы взаимовлияния.

В групповой деловой коммуникации [4; 5] проявляются ее основные структурные компоненты (ключевые предметы организации взаимодействия): информационные потоки (каналы, регламенты доступа, циркулирующие объемы информации), действующие символические проводники группового единства, направленность группы и ее членов на интеракцию.

Виды групповой позитивной взаимозависимости, на которые в процессе выполнения профессиональной задачи направляется организационная деятельность офицера, выделены нами на основе анализа положений, сформулированных А.Ю. Уваровым [6]. В организационное поле офицера попадают целевая (постановка, разъяснение, мотивация и принятие членами группы общей цели групповых действий), ответственная (распределение задач, полномочий и ответственности в группе), ролевая (назначение и принятие ролей и статусов членов группы на время решения групповой задачи), обеспечивающая (согласованное использование и предоставление в распоряжение группы материальных, физических, интеллектуальных и психологических ресурсов, которыми владеет каждый ее член) и результативная (согласованное распределение награды за достижение общего успеха) позитивная взаимозависимость как условие сотрудничества в группе.

Активные психологические механизмы взаимовлияния в достаточной степени представлены в социально-психологической теории [7]. В нашем случае предметом организационной деятельности является активизация и применение в нужном месте и в нужное время активных психологических механизмов убеждения, внушения, заражения, подражания и принуждения.

Выделение предметов группового взаимодействия военнослужащих позволяет дать определение понятию организации группового взаимодействия военнослужащих как вида профессиональной деятельности офицера, направленной на создание в подчиненном ему подразделении коммуникаций, взаимозависимостей и активных механизмов взаимовлияния, способствующих активизации и интеграции волевых усилий военнослужащих, созданию направленности на выполнение конкретной групповой профессиональной задачи, комбинаций индивидуальных ресурсов и возможностей, оптимальных для ее решения.

В разработке вопросов подготовки курсантов военного вуза к организации группового взаимодействия военнослужащих мы учитываем, что организация есть одна из функций управления [8; 9], а взаимодействие - способ существования любой системы, обеспечивающий ее целостность, единство компонентов и появление эмерджентного свойства [10]. Кроме того, во внимание принимаем точку зрения Л.А. Петрушенко [11], ГП. Щедровицкого, В.М. Розина, Н.Г Алексеева и Н.И. Непомнящей [12], согласно которой изменение качества взаимодействия компонентов системы является процессуальной характеристикой ее непрерывного развития.

Организацию группового взаимодействия в профессиональных задачах офицера - выпускника военного вуза условно можно рассматривать на трех уровнях: технологическом, менеджерском и социально-психологическом. Каждый из уровней выделяется в зависимости от того, как с позиции управления понимается группа подчиненных офицеру военнослужащих.

На технологическом уровне курсант должен овладеть способностью обеспечивать организационное поведение военнослужащих, точное выполнение каждым из них надлежащих алгоритмов действий, оптимально приводящих к

решению профессиональной задачи. В этом случае воинское подразделение выступает как организационная система, «.. .объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил» [13, с. 4].

Менеджерский уровень предполагает рассмотрение группы военнослужащих в качестве малой группы специалистов, созданной и работающей «.в организации по особым правилам, которые отчасти задаются извне, но в высокой степени определяются и отношениями, принципами взаимодействия между участниками» [14, с. 207]. Организация группового взаимодействия на данном уровне требует дополнительных умений осуществлять командообразование, управлять командной работой и переводить деятельность команды в режим самоуправления.

Воинское подразделение представляет собой и социальное объединение, чья эффективность действий определяется групповыми социально-психологическими характеристиками и динамическими процессами. Опираясь на логичную аргументацию Дж. Льюиса, изучавшего способы мотивационно-целевого управления командой [15], отметим, что организатору группового взаимодействия необходимо учитывать индивидуальные особенности, профессиональную компетентность и опыт военнослужащих, принимать во внимание наличный уровень совместимости и сложившихся взаимоотношений субъектов взаимодействия; важна для организатора и способность прогнозировать возможный эффект от сочетания этих качеств и свойств в контексте выполнения групповой задачи. Обозначенный социально-психологический уровень организации группового взаимодействия актуализирует овладение курсантом умениями улучшать качественные характеристики группового взаимодействия на основе развития группы военнослужащих в коллектив, объединенный целями и ценностями, значимыми для общества и каждого субъекта воинского подразделения.

Как видим, четко прослеживается особая компетенция курсантов в организации группового взаимодействия. Сталкиваясь в процессе профессиональной подготовки с различными вариантами организации группового взаимодействия на всех трех уровнях, курсанты овладевают ими через решение учебно-профессиональных задач. Их собственная подготовка как субъектов группового взаимодействия обеспечивается с помощью групповых упражнений в составе экипажа, расчета и пр., тактических (тактико-специальных) занятий и учений, командно-штабных учений, военных (военно-специальных) игр. На групповом взаимодействии выстроена повседневная жизнедеятельность и военная служба курсантов. Однако пока формирование специальной компетенции не имеет собственного педагогического инструментария, курсанты овладевают преимущественно технологическим уровнем организации. Практика же показывает, что главные сложности у молодого офицера возникают как раз с двумя другими уровнями: менеджерским и социально-психологическим.

Специфика военной службы выступает профессиональным фактором в подготовке курсантов к организации группового взаимодействия военнослужащих. Данный фактор детерминирован:

- безусловным приоритетом приказа и достижения общей профессиональной цели над личными целями, интересами, потребностями (а в отдельных случаях над безопасностью и жизнью);

- организацией группового взаимодействия в служебной иерархии, жестким формальным и неформальным нормированием взаимодействия;

- профессиональной ответственностью офицера за эффективное групповое взаимодействие не только по результату, но и по соответствию закрепляющихся моделей группового взаимодействия войсковым ценностям, нормам и традициям.

Перечисленные особенности повышают и роль личностного фактора в формировании у курсантов профессиональной компетенции в организации группового взаимодействия военнослужащих. Компетенция предопределяет, что выпускник военного вуза должен обладать умениями использовать возможности группы и каждого субъекта взаимодействия для поиска решения профессиональной задачи, оптимально распределять полномочия и ответственность, осущест-

Библиографический список

влять мотивационное управление, создавать и поддерживать коммуникации, корректировать действия каждого военнослужащего и всей группы.

В силу этого профессионально-личностное развитие курсантов должно быть направлено на формирование готовности:

- к проектированию решения групповой профессиональной задачи на основе потенциалов взаимодействия и индивидуальных особенностей подчиненных военнослужащих, к анализу и оценке процесса выполнения общей задачи в меняющейся обстановке, к организации гибкого и устойчивого управления процессом подготовки и реализации решения (готовность управленца);

- поддерживать морально-психологическое состояние подразделения, добиваться необходимого в конкретных условиях поведения каждого члена группы (готовность лидера).

Таким образом, будущий офицер, с одной стороны, сам должен обладать необходимыми качествами, а с другой - уметь эффективно организовывать взаимодействие подчиненных на практике. Формированию компетенции и приобретению необходимого опыта будут способствовать повторяющиеся или уникальные ситуации, раскрывающие компоненты организации группового взаимодействия в основных группах профессиональных задач (должностных, административных, педагогических), представленных в учебных дисциплинах и практиках с учетом сложившихся междисциплинарных связей.

Рассмотрим более подробно компоненты компетенции курсантов в организации группового взаимодействия военнослужащих на примере решения педагогических задач офицера, обеспечивающих профессионально-личностное развитие каждого военнослужащего (овладение воинской учетной специальностью, становление профессионального опыта, развитие профессионально важных качеств личности и пр.); социализацию и социально-профессиональную адаптацию военнослужащих; развитие воинских коллективов. Содержание деятельности офицера при решении этих задач свидетельствует о том, что они существуют, с одной стороны, самостоятельно, с другой стороны, интегрированы в любые другие задачи, в том числе в должностные (боевые задачи, задачи боевого сла-живания).

Для организации группового взаимодействия военнослужащих в процессе решения профессиональных педагогических задач на технологическом уровне курсант должен владеть умениями использовать групповые или коллективные формы работы, групповые технологии обучения и воспитания военнослужащих, направленные на интеграцию волевых, физических, интеллектуальных усилий группы на решение поставленной задачи.

На менеджерском уровне при организации командного обучения и воспитания в объединениях военнослужащих с разными индивидуальными особенностями, воинскими специальностями или опытом курсант должен овладеть умениями обеспечивать ценностно-смысловой обмен между военнослужащими разных призывов на основе общей образовательной цели, как правило, связанной с повторяющимися общими групповыми боевыми задачами. Достижение более качественных параметров взаимодействия становится условием готовности каждого в группе к выполнению профессиональных задач, условием не только эффективности действий, но и выживания в боевых условиях.

Социально-психологический уровень организации группового взаимодействия в компетенции связан с готовностью курсантов к развитию воинского коллектива, которому должны быть присущи ценностно-ориентационное единство, нормы поведения, отвечающие военной культуре и идеологии военной службы, высокий уровень развития межличностных отношений, войсковое товарищество и дружба.

Таким образом, результат подготовки курсантов к организации группового взаимодействия военнослужащих следует оценивать на фоне их общей профессиональной компетентности, так как это взаимодействие пронизывает всю военно-профессиональную деятельность. Еще одной задачей формирования компетенции в организации группового взаимодействия военнослужащих должно стать вычленение организационной деятельности из обшей структуры и содержания различных профессиональных задач офицера-выпускника.

1. Суменкова О.С. Процесс взаимодействия: системный подход. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2008; № 2: 68-72.

2. Клюева Н.И. Парадигма социальных взаимодействий в организации. Москва: Проспект, 2019.

3. Киселева О.О., Кривошеин Н.В., Патутина Л.А. Социально-педагогическая парадигма управления взаимодействием в трудовом коллективе. Москва: Press-book.ru, 2022.

4. Мюллер А.П., Кизер А. Организационная коммуникация: структуры и практики. Перевод с английского. Харьков: Гуманитарный Центр, 2005.

5. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Москва: Знание, 2005.

6. Уваров А.Ю. Групповая работа: кооперация в обучении. Москва: МИРОС, 2001.

7. Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2013.

8. Андриевский Б.Р и др. Теория управления (дополнительные главы). Москва: Издательская группа URSS, ООО «ЛЕНАНД», ИПУ РАН, 2019.

9. Рой О.М. Теория управления. Санкт-Петербург: Питер, 2008.

10. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. Москва: Наука, 1973.

11. Петрушенко Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения. Москва: Мысль, 1975.

12. Щедровицкий ГП., Розин В.М., Алексеев Н.Г, Непомнящая Н.И. Педагогика и логика. Москва: Касталь, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. Москва: МПСИ, 2005.

14. Шахова Н.В. Теория командного менеджмента в условиях экономической неопределенности. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2009; № 3: 203-215.

15. Льюис Дж. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. Санкт-Петербург: Питер, 2004.

References

1. Sumenkova O.S. Process vzaimodejstviya: sistemnyj podhod. Vestnik Taganrogskogo instituía imeni A.P. Chehova. 2008; № 2: 68-72.

2. Klyueva N.I. Paradigma social'nyh vzaimodejstvij v organizacii. Moskva: Prospekt, 2019.

3. Kiseleva O.O., Krivoshein N.V., Patutina L.A. Social'no-pedagogicheskaya paradigma upravleniya vzaimodejstviem v trudovom kollektive. Moskva: Press-book.ru, 2022.

4. Myuller A.P., Kizer A. Organizacionnaya kommunikaciya: struktury ipraktiki. Perevod s anglijskogo. Har'kov: Gumanitarnyj Centr, 2005.

5. Panfilova A.P. Delovaya kommunikaciya v professional'nojdeyatel'nosti. Moskva: Znanie, 2005.

6. Uvarov A.Yu. Gruppovaya rabota: kooperaciya v obuchenii. Moskva: MIROS, 2001.

7. Gajdar K.M. Social'no-psihologicheskaya koncepciya gruppovogo sub'ekta. Voronezh: Izdatel'stvo Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013.

8. Andrievskij B.R. i dr. Teoriya upravleniya (dopolnitel'nye glavy). Moskva: Izdatel'skaya gruppa URSS, OOO «LENAND», IPU RAN, 2019.

9. Roj O.M. Teoriya upravleniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.

10. Blauberg I.V., Yudin 'E.G. Stanovlenieisuschnost'sistemnogopodhoda. Moskva: Nauka, 1973.

11. Petrushenko L.A. Edinstvo sistemnosti, organizovannosti i samodvizheniya. Moskva: Mysl', 1975.

12. Schedrovickij G.P., Rozin V.M., Alekseev N.G., Nepomnyaschaya N.I. Pedagogika i logika. Moskva: Kastal', 1993.

13. Novikov D.A. Teoriya upravleniya organizacionnymisistemami. Moskva: MPSI, 2005.

14. Shahova N.V. Teoriya komandnogo menedzhmenta v usloviyah 'ekonomicheskoj neopredelennosti. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Social'no-'ekonomicheskie nauki. 2009; № 3: 203-215.

15. L'yuis Dzh. Upravlenie komandoj: kak zastavit' drugih delat' to, chto vam nuzhno. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.

Статья поступила в редакцию 09.01.24

УДК 378.4

Ishenko V.V., teaching assistant, Department of Foreign languages, Saint Petersburg Polytechnic University of Peter the Great (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: varvara.ishenko@gmail.com

Rubtsova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Saint Petersburg Polytechnic University of Peter the Great (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: rubtsova_av@spbstu.ru

PROJECTIVE-FUNCTIONAL CASES AS AN INNOVATIVE METHOD OF DEVELOPING CREATIVE WRITTEN FOREIGN LANGUAGE SPEECH OF STUDENTS. The article develops an innovative methodology for teaching writing practice to students in the humanities using projective-functional cases. The key characteristics of the case method in relation to teaching a foreign language, its importance for the formation of universal, general professional and professional competencies within the framework of humanitarian areas of training are analyzed. The greatest effectiveness of cases is substantiated in which solving functional problems is combined with passing thematic apperceptive tests, implementing projective scenarios and participating in educational role-playing games. It is proven that this innovative method not only improves writing skills, but also intensifies the active creative search of students in coordinated interaction with the teacher and contributes to the development of creativity and emotional intelligence of students in the humanitarian field of education. The article provides examples of projective tasks and the results of testing the methodology in the educational process.

Key words: projective-functional cases, case method, productive methodology, written practice, foreign languages, innovative teaching methods, humanitarian education, education

В.В. Ищенко, асс., Санкт-Петербургский политехнический университет, г. Санкт-Петербург, E-mail: varvara.ishenko@gmail.com

А.В. Рубцова, д-р пед. наук, проф., директор Высшей школы лингводидактики и перевода, Гуманитарный институт Санкт-Петербургского

политехнического университета, г. Санкт-Петербург, E-mail: rubtsova_av@spbstu.ru

ПРОЕКТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КЕЙСЫ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ

В данной статье разрабатывается инновационная методика обучения письменной практике студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием проективно-функциональных кейсов. Анализируются ключевые характеристики кейс-методики применительно к обучению иностранному языку, ее значение для формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках гуманитарных направлений подготовки. Обосновывается наибольшая эффективность кейсов, в которых решение функциональных задач сочетается с прохождением тематических апперцептивных тестов, реализацией проективных сценариев и участием в ролевых играх обучающей направленности. Доказывается, что этот инновационный метод не только улучшает навыки письменной речи, но и интенсифицирует активный творческий поиск обучающихся в согласованном взаимодействии с преподавателем и способствует развитию креативности и эмоционального интеллекта студентов в гуманитарной сфере обучения. В статье приводятся примеры проективных заданий и результаты апробации методики в учебном процессе.

Ключевыеслова: проективно-функциональные кейсы, кейс-метод, продуктивная методика, письменная практика, иностранные языки, инновационные методики обучения, гуманитарное образование, образование

XXI век - это эпоха инновационных технологий и стремительных изменений во всех отраслях знаний. Жизнь в современном обществе предъявляет к человеку ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, обладать коммуникативностью, эмоциональной устойчивостью и эмпатией.

Проективно-функциональные кейсы являются уникальной методикой развития творческой письменной иноязычной речи студентов, обеспечивающей формирование широкого спектра универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках гуманитарных направлений подготовки. Во-первых, такие кейсы позволяют студентам применять полученные знания на практике и развивать коммуникативные навыки. Во-вторых, они способствуют формированию у студентов критического мышления и умения анализировать информацию. В-третьих, использование проективных методик содействует развитию творческих способностей студентов и их мотивации к обучению. В целом применение проективно-функциональных кейсов является инновационным подходом к обучению, который позволяет студентам не только усваивать знания, но и применять их в реальных ситуациях, что обусловливает актуальность данного исследования.

Проблеме обучения письменной речевой деятельности посвящено значительное число зарубежных и отечественных работ в сфере лингвистики, пе-

дагогики и психологии. Комплексные подходы к обучению иностранным языкам в различное время разрабатывались такими учеными, как И. Штурм, Р Эжем, М. Монтень, Я.А. Коменский, В. Ратке, А. Шованн, К. Магер, М. Вальтер, П. Хэгболдт, Г Палмер, М. Уэст, К.Д. Ушинский, Ф.Л. Ратнер, С.Л. Рубинштейн, С.Ф. Шатилова, А.В. Щепилова и многие другие. Вопросами обучения студентов письменной иноязычной речи занимались ГФ. Демиденко, Е.С. Кузнецов, Е.П. Никифорова, И.Н. Тутатчикова и другие. Творческий аспект письма особенно выделяли в своих диссертационных исследованиях М.К. Алтухова и Е.Е. Бабу-шис. В то же время использование такого инновационного метода, как проектив-но-функциональные кейсы для обеспечения творческого характера письменной речи студентов-лингвистов, не нашло отражение в научной литературе.

Объектом исследования в данной статье является процесс развития творческой письменной иноязычной речи студентов.

Предмет исследования - методика использования проективно-функцио-нальных кейсов для развития творческой письменной иноязычной речи студентов.

Целью исследования является обоснование и разработка методики использования проективно-функциональных кейсов для развития творческой письменной иноязычной речи студентов, а также оценка ее эффективности.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть теоретические подходы к развитию творческой письменной иноязычной речи студентов гуманитарных направлений подготовки;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.