Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ В ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ'

ФУНКЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ В ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военная педагогика / курсанты / методы обучения / образовательные функции / кейсы / military pedagogy / cadets / teaching methods / educational functions / cases

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.И. Лаврентьева

Статья посвящена совершенствованию педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими. В связи с усилением внимания к военно-политической деятельности в Вооруженных Силах РФ курсанты и слушатели курсов повышения квалификации нуждаются в освоении дополнительных профессиональных компетенций, направленных на создание устойчивого нравственного климата в военных коллективах. Использование кейсов является одним из эффективных способов организации обучения в современной быстро меняющейся социальной действительности. Научная новизна статьи заключается в определении функций использования кейсов в военной педагогике. На основе праксеологического подхода выделены специфические черты обучающей, мотивационно-мобилизационной, коммуникативной, прогностической и диагностической функции использования кейсов в военном образовании. Представленные в статье результаты эмпирического исследования убедительно доказывают, что решение кейсов позволяет накапливать и использовать педагогические действия в решении задач управления воинским коллективом. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования критериев оценки педагогических компетенций обучающихся в процессе решения кейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З.И. Лаврентьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF USING CASES IN MILITARY PEDAGOGY

The article deals with improving the pedagogical training of future officers to work with military personnel. Due to the increased attention to military-political activities in the Armed Forces, cadets and trainees of advanced training courses need to master additional professional competencies aimed at creating a stable moral climate in military collectives. The use of case studies is one of the most effective ways to organize training in today’s rapidly changing social reality. The scientific novelty of the article lies in the definition of the functions of the use of cases in military pedagogy. Because of the praxeological approach, the specific features of the training, motivational-mobilization, communicative, prognostic and diagnostic functions of the use of cases in military education was highlighting. The results of empirical research presented in the article convincingly prove that the solution of cases allows you to accumulate and use pedagogical actions in solving the tasks of managing a military team. The practical significance of the study lies in the possibility of using criteria for assessing the pedagogical competencies of students in the process of solving cases.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ В ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

3. «Последовательность событий». Данный метод изучения представляет собой задачу понять смысл сюжета, представленного в образах, предъявляемых испытуемому не по порядку Позволяет исследовать такие мыслительные качества, как процесс обобщения и способность к установлению причинно-следственных связей, а также выявляет у ребенка уровень развития речи, произвольного внимания, произвольной регуляции деятельности и кругозора. В качестве тестового материала используются от 4 до 6 движущихся картинок, которые предъявляются испытуемому в неправильном порядке [7].

Для того чтобы узнать, как культура влияет на логическое развитие ребенка и как проявляется логическое мышление, места проведения наблюдения были выбраны в естественной социальной среде, такие как школа, музей, дом культуры, сельская библиотека. В результате были получены следующие данные (табл. 1).

Как видно на табл. 1, при сравнении результатов выявлено, что проценты детей сельской школы выше, чем городских. Предполагаем, что дети, которые владеют родным языком, выполняют более сложные интеллектуальные задачи. Потому что социальное окружение в зависимости от языковой среды влияет на контекст проявления логического мышления, то есть мышление и речь всегда адаптируемы к внешним обстоятельствам. После проведения методик мы пришли к выводу, что развитие логического мышления зависит от языкового

Библиографический список

сознания обучающихся. Речь является двигателем мышления. Набирается определенный набор опыта в свободных перемещениях в социальной среде. Опыт обогащается критериями логического мышления: быстротой, точностью и правильностью ответов. Имеется в виду, что спонтанная речь таких детей богаче вынужденной, например, на уроке, там, где есть авторитет учителя.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальное окружение в зависимости от языковой среды влияет на контекст, в котором развивается и проявляется логическое мышление. Другими словами, человек, исходя из предыдущего опыта получения знания и умения, проявляет логическое мышление и работает с информацией. И невыполнение той или иной познавательной задачи не должно вести к ожиданию невыполнения других задач или указывать на отсутствие фундаментального познавательного процесса. Нами дальше планируется наблюдение за детьми и в других социальных условиях, например, провести исследование в продуктовых магазинах, и дать задание решить составную математическую задачу с компонентами вычислительных действий согласно программе соответствующего класса. В итоге назрела новая задача продемонстрировать и совершенствовать предыдущий опыт вычислительных действий ребенка на практике, ориентированный на жизненную компетенцию на примере социокультурных условий в зависимости от языковой среды.

1. Белошистая А.В. Развитие логического мышления младших школьников: учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2021.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по специальности «Психология». Москва: Смысл, 2000.

3. Немов РС. Общая психология: в 3 т. Воображение и мышление: учебник и практикум: в 4 кн. Москва: Юрайт, 2020; Т. II.

4. Ильинская И.П. Современный младший школьник в поликультурной среде: вариативность образовательных парадигм и воспитание личности. Берегиня. 2017; Выпуск 4.

5. Гукаленко О.В. Поликультурное образовательное пространство как фактор социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи. Ценности и смыслы. 2014; Выпуск 4.

6. Пиаже Ж. Логика и психология. Избранные психологические труды. Москва; Просвещение, 1969.

7. Методика для оценки логического мышления. Альманах психологических тестов. 1995: 141 - 142.

References

1. Beloshistaya A.V. Razvitie logicheskogo myshleniya mladshih Shkolnikov: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Yurajt, 2021.

2. Leont'ev A.N. Lekciipo obschejpsihologii: uchebnoe posobie dlya vuzov po special'nosti «Psihologiya». Moskva: Smysl, 2000.

3. Nemov R.S. Obschaya psihologiya: v 3 t. Voobrazhenie imyshlenie: uchebnik i praktikum: v 4 kn. Moskva: Yurajt, 2020; T. II.

4. Il'inskaya I.P. Sovremennyj mladshij shkol'nik v polikul'turnoj srede: variativnost' obrazovatel'nyh paradigm i vospitanie lichnosti. Bereginya. 2017; Vypusk 4.

5. Gukalenko O.V. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo kak faktor social'no-pedagogicheskogo obespecheniya bezopasnosti detej i molodezhi. Cennosti i smysly. 2014; Vypusk4.

6. Piazhe Zh. Logika ipsihologiya. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva; Prosveschenie, 1969.

7. Metodika dlya ocenki logicheskogo myshleniya. Al'manah psihologicheskih testov. 1995: 141 - 142.

Статья поступила в редакцию 06.03.22

УДК 37.013+378.14

Lavrentieva Z.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev

of the National Guard of the Russian Federation University (Novosibirsk, Russia), E-mail: lzi53@mail.ru

FUNCTIONS OF USING CASES IN MILITARY PEDAGOGY. The article deals with improving the pedagogical training of future officers to work with military personnel. Due to the increased attention to military-political activities in the Armed Forces, cadets and trainees of advanced training courses need to master additional professional competencies aimed at creating a stable moral climate in military collectives. The use of case studies is one of the most effective ways to organize training in today's rapidly changing social reality. The scientific novelty of the article lies in the definition of the functions of the use of cases in military pedagogy. Because of the praxeological approach, the specific features of the training, motivational-mobilization, communicative, prognostic and diagnostic functions of the use of cases in military education was highlighting. The results of empirical research presented in the article convincingly prove that the solution of cases allows you to accumulate and use pedagogical actions in solving the tasks of managing a military team. The practical significance of the study lies in the possibility of using criteria for assessing the pedagogical competencies of students in the process of solving cases.

Key words: military pedagogy, cadets, teaching methods, educational functions, cases.

З.И. Лаврентьева, д-р пед. наук, доц., Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск

национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: lzi53@mail.ru

ФУНКЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ В ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Статья посвящена совершенствованию педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими. В связи с усилением внимания к военно-политической деятельности в Вооруженных Силах РФ курсанты и слушатели курсов повышения квалификации нуждаются в освоении дополнительных профессиональных компетенций, направленных на создание устойчивого нравственного климата в военных коллективах. Использование кейсов является одним из эффективных способов организации обучения в современной быстро меняющейся социальной действительности. Научная новизна статьи заключается в определении функций использования кейсов в военной педагогике. На основе праксеологического подхода выделены специфические черты обучающей, мотивационно-мобилизационной, коммуникативной, прогностической и диагностической функции использования кейсов в военном образовании. Представленные в статье результаты эмпирического исследования убедительно доказывают, что решение кейсов позволяет накапливать и использовать педагогические действия в решении задач управления воинским коллективом. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования критериев оценки педагогических компетенций обучающихся в процессе решения кейсов.

Ключевые слова: военная педагогика, курсанты, методы обучения, образовательные функции, кейсы.

Актуальность статьи определяется тем, что усиление внимания к военно-политической работе с военнослужащими в современном нестабильном мире требует изменений в обучении и профессиональном становлении будущих

офицеров в российских военно-учебных заведениях. Приказ № 404 Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» значительно

расширяет содержание и указывает на необходимость совершенствования способов работы с личным составом в воинских подразделениях [1]. Актуализируется задача формирования дополнительных профессиональных компетенций должностных лиц, в том числе и будущих офицеров.

Вместе с тем наблюдается противоречие между потребностью в военных кадрах, способных на современном уровне организовывать военно-политическую работу в войсках, и слабой разработкой теоретической базы использования педагогических средств обучения курсантов военных институтов в современных условиях. Проблема заключается в выявлении дополнительных педагогических ресурсов традиционных средств и научном обосновании эффективности внедрения инноваций в образовательные программы по военной педагогике. Целью данной статьи является научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических функций кейсов в военном образовании. Необходимо определиться в теоретико-методологическом обосновании изучения педагогических функций кейсов; научно обосновать перечень функций кейсов в военном образовании; представить особенности использования кейсов в процессе диагностической деятельности специалистов военной работы.

В качестве методологических рамок изучения педагогических функций кейсов в военном образовании выбрана праксеология. Праксеология - это философское учение о действиях, опосредованных ценностями и этикой достижения поставленных целей [2, с. 80]. Оно ориентирует исследователей на выявление рациональных форм организации действий человека, направленных на изменение природы, общества и самого человека [3; 4].

В педагогической науке праксеология фокусируется на действиях специалистов, осуществляющих образовательную и воспитательную деятельность. В связи с тем, что педагогическое действие является основной функциональной единицей педагогической деятельности, праксеологический подход предполагает обращение к процессуальной стороне деятельности с целью ее оптимизации, выявление целесообразности и рациональности педагогических действий и операций, так как педагогическое действие является основной функциональной единицей педагогической деятельности [5]. Как отмечают И.А. Колесникова и Е.В. Титова, «педагогическая праксеология раскрывает не только оптимальный образ действий, но и необходимый образ мыслей о действии. Эта наука рассказывает не только о том, что и как делать педагогу, но и как рационально думать, чтобы хорошо делать» [6, с. 4]. Для нашего исследования опора на праксеологию означает обращение внимания на набор и содержание действий, позволяющих специалистам в области военно-политической деятельности действовать при решении педагогических задач осознанно, целенаправленно, рационально и с соблюдением этических норм.

Важным моментом праксеологических рамок исследования выступает возможность «выявления новых ресурсов воспитания, которые внешне не кажутся педагогически целесообразными» [7, с. 21]. В нашем случае речь идет о том, чтобы наряду с дисциплинарными методами организации жизнедеятельности воинского коллектива будущие офицеры умело использовали и педагогические.

Кроме того, праксеологический подход в педагогике тесным образом связан с понятием «функция». Функция - это организованная система профессиональных действий, которые подчинены конкретным целям и задачам педагогической деятельности. Они определяют направленность профессиональных и личностных активностей специалиста. В научных работах выделяются как крупные классы педагогических функций - обучающая, развивающая, воспитывающая, так и более дифференцированные - диагностическая, прогностическая, информационная, организаторская, коммуникативная, мотивационная, рефлексивная, оценочная [8]. Праксеология указывает, каким образом набор и содержание профессиональных педагогических действий проявляется в контексте той или иной функции. Данный методологический подход позволяет в качестве предмета исследования выделить конкретный способ, составляющий ядро педагогических действий. В нашем случае это будет использование кейсов.

Методом нашего исследования выступает анализ теоретических положений, позволяющих определить функции использования кейсов в военной педагогике в целом и в военно-политической деятельности в частности.

Педагогические функции использования кейсов. Кейс в переводе на русский язык означает набор обстоятельств в конкретной ситуации. Кейсы в педагогике стали применяться с целью формирования у обучающихся способности переноса теоретических знаний на решение практических задач. В данном случае ведущей функцией использования кейсов признается обучающая. С помощью кейсов определяются необходимые действия, вытекающие из теории, и отрабатываются дополнительные действия, позволяющие разрешить конкретную ситуацию. Происходит слияние теории и практики. Причем практики актуальной, выраженной в современном производстве или современных общественных отношений.

Обращение к обучающей функции кейсов в военной педагогике крайне важно, так как педагогическая позиция руководителя воинского подразделения в настоящее время приобретает все большее значение и играет немаловажную роль в качественном выполнении боевых задач и организации повседневной жизнедеятельности. Вместе с тем набора педагогических действий ответственным лицам не всегда хватает. Обсуждение кейсов способствует тому, что наряду с задачей, которую необходимо увидеть, разглядеть в конкретной ситуации, важно определиться с действиями, позволяющими разрешить задачу. Копилку

таких педагогических действий и позволяет создавать обучающая функция использования кейсов.

Важно включить обучающихся в составление кейсов в период прохождения практики в войсках, чтобы это были не надуманные, а действительно встречающиеся в воинских коллективах ситуации. В данном случае на первый план выдвигается мотивационно-мобилизационная функция использования кейсов. Обсуждение кейсов позволит курсантам проверить, насколько поддержаны будут другими участниками групповой дискуссии примененные педагогические действия, простимулирует поиск других способов решения задач, мотивирует накапливать варианты поведения в зависимости от обстоятельств. Мотивацион-но-мобилизационная функция реализуется и тогда, когда в содержание кейсов включаются резкие перемены обстановки в воинских коллективах.

Коммуникативная функция актуализируется в том случае, если решение кейсов происходит в группе обучающихся. Для того чтобы получился обмен коммуникациями, необходимо в содержание кейса включить все три обязательных компонента: саму ситуацию, два примера ее разрешения в разных военных подразделениях, схему письменного заполнения собственного варианта действий. Желательно всем микрогруппам предложить одинаковые наборы, чтобы обмен коммуникациями создавал не искусственную соревновательную атмосферу, а был направлен на аргументированность суждений. Кроме того, коммуникативная функция фокусирует внимание курсантов на умении называть совершенно определенно те или иные педагогические действия, отвечая на вопросы: что будете делать? Какие приемы взаимодействия использовать? Как додумались до такого решения?

Решение кейсов способствует накоплению прогностических действий курсантов. Данная функция использования кейсов чрезвычайно важна в современном мире, когда множество ситуаций носит неопределенный или быстро меняющийся контекст [9]. Прогноз в современной военной педагогике - это способность предвидеть развертывание отношений и взаимодействий в воинском коллективе при решении задач в ситуации неполной, противоречивой, изменчивой информации. В этом случае речь идет не о правильности или ошибочности набора действий командира, а о характере решения ситуации. В качестве критериев набора и содержания педагогических действий при реализации прогностической функции может выступать скорость принятия решения, вариативность предложенных действий, адаптивность или применимость предложенных моделей поведения.

Особое внимание уделим диагностической функции решения кейсов. Подчеркнем, что в отличие от тестов, кейс не имеет единственно верного решения. Следовательно, и критерии диагностики должны носить, как и при реализации прогностической функции, иные, чем когнитивные, показатели. В качестве возможных показателей диагностики поведения курсантов при решении кейсов могут быть степень включенности в решение кейса, проявление лидерских качеств, творческий подход к решению проблемы, демонстрация диапазона причинно-следственных связей, гибкость мышления, проявляющиеся качества личности. Критерии и показатели личностных изменений тоже необходимо проговорить с курсантами заранее и обязательно показать специфику командирского и педагогического поведения в коллективе военнослужащих.

При подведении итогов, в том числе и с помощью анализа видеофиксации самой процедуры решения кейса, диагностическая функция переплетается с рефлексивной. Кейс может считаться решенным только тогда, когда обсуждается самочувствие курсантов при решении кейсов.

В диссертационном исследовании, проведенным подполковником Ноздра-чевым А.А. под нашим руководством, кейсы использовались с целью выявления отношения младшего начальствующего состава вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ к ситуациям коррупционного характера [10]. Было предложено три типа кейсов: «Завуалированная взятка»; «Служебный подлог»; «Превышение должностных полномочий». Принятые решения дифференцировались по следующим показателям: соответствующие нормативам; носящие признаки противоправности; имеющие нестандартное, но адекватное решение.

В результате решения кейсов на курсах повышения квалификации среди 200 респондентов самый высокий показатель нормативности был продемонстрирован при решении кейсов по теме «Превышение должностных полномочий» -85% респондентов. Нормативность в кейсе «Завуалированная взятка» обнаружилась у 73% участников, а при решении ситуаций «Служебный подлог» - у 70%. Несмотря на то, что показатели в целом были продемонстрированы высокие, что совершенно понятно при учете состава участников обсуждения, в ситуации отсутствия непосредственного правового контроля респонденты уменьшали возможности нормативного поведения.

Закономерно выделилось небольшое количество респондентов, предлагающих решения, носящие признаки противоправности. Вместе с тем наибольший процент таких опрошенных проявился при решении кейсов «Завуалированная взятка» (6%). Все это свидетельствует о том, что современные специалисты вневедомственной охраны не имеют четких представлений о том, как действовать в ситуации неопределенной, неполной информации.

Творческое решение проблемы чаще всего находилось при решении кейсов из группы «Служебный подлог» (там, где нормативность оказалась самой низкой). Однако в целом на творческое решение кейсов выходило не более 7-9% слушателей курсов.

Полученные данные наглядно свидетельствуют о том, что для респондентов внешний контроль антикоррупционного поведения играет более существенную роль, чем внутренний. Они не вычленяют и не предлагают такие действия, которые были быть связаны с их личностными, непрофессиональными качествами. Рефлексия полученных данных показала, что подавляющее большинство участников решения кейсов не связывают снижение коррупции со своей ответственностью. Они надеются на усиление репрессивных мер или повышение оплаты труда. Личные убеждения и морально-волевые качества не признаются в качестве возможных условий снижения коррупции.

С целью разрешения обнаруженного с помощью кейсов противоречия, на наш взгляд, необходимо сформировать у младшего начальствующего состава вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ не просто антикоррупционное поведение, а антикоррупционную позицию. Под позицией понимается единство профессионального и личностного состояния, отрицающего коррупцию с точки ее отрицательного влияния на целостность личности. Следовательно, ориентация на диагностическую функцию в процессе решения кейсов обеспечивает как овладение разнообразными педагогическими действиями, направленными на организацию жизнедеятельности воинского коллектива, так и позволяет увидеть в ситуации более глубокие, тонкие психолого-педагогические процессы и научиться управлять ими [11].

Быстро меняющийся мир и существенные перемены в жизнедеятельности воинских коллективов актуализируют проблему совершенствования военно-пе-

Библиографический список

дагогического образования. Одним из методов усиления внимания в процессе профессиональной подготовки и переподготовки начальствующего состава к педагогическим средствам работы с военнослужащими выступает метод решения кейсов. Использование праксеологического подхода позволяет рассматривать процесс решения кейса как накопление педагогических действий, важных для создания устойчивого эмоционального и нравственного состояния членов воинского коллектива.

В военной педагогике кейсы ориентированы на реализацию обучающей, мотивационно-мобилизационной, коммуникативной, прогностической и диагностической функций. Обращение к комплексу педагогических функций в процессе решения кейсов позволяет формировать личностное отношение к тому или иному социальному явлению в воинском коллективе, актуализирует деятельностные усилия при решении педагогических задач, стимулирует принятие решений на основе общих педагогических закономерностей, мотивирует осуществить переоценку реальных событий, научает действовать в ситуации неполной информации и развивает творческие способности.

Обращение к критериям, выходящим за пределы когнитивного поведения при решении кейсов, обогащает военную педагогику знаниями об использовании кейсов при оценке готовности курсантов и действующих офицеров к педагогическим способам организации жизнедеятельности воинского коллектива и организации военно-политической работы с военнослужащими.

1. Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ № 404 Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=785845#8JWqtySWUoV8KYEf1

2. Павлович А.А. Праксиология науки и их праксеологические возможности. Технологос. 2010; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/praksiologiya-nauk-i-ih-prakseologicheskie-vozmozhnosti-1

3. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. Москва: Логос, 2003.

4. Капп Э., Кунов Г, Нуаре Л., Эспинас А. Роль орудия в развитии человека. Ленинград: Рабочее издательство «Прибой», 1925.

5. Любогор О.В. Праксеологический подход к анализу результативности педагогической деятельности. Письма в Эмиссия. Офлайн: электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). 2010. Available at: http://www.emissia.org/offline/20i0/1436.htm

6. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. Москва: Академия, 2005.

7. Лаврентьева З.И. Изучение фундаментальных проблем воспитания в научных исследованиях аспирантов. Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2020: 17 - 24.

8. Рыхлова Н.Н. Генезис функций педагогической деятельности Вестник ПАГС. 2008; № 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-funktsiy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-1

9. Серебренников С.В., Лаврентьева З.И. Теоретические основы изучения прогностической компетенции у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Успехи гуманитарных наук. 2021; № 8: 42 - 45.

10. Ноздрачев А.А. Приемы и методы формирования антикоррупционной позиции вневедомственной охраны. Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. 2021; № 4: 45 - 51.

11. Ноздрачев А.А., Лаврентьева З.И. Педагогические принципы формирования антикоррупционной позиции младшего командного состава вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 126 - 128.

References

1. Ob organizacii voenno-politicheskojraboty v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Prikaz № 404 Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 22 iyulya 2019 g. Available at: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=785845#8JWqtySWUoV8KYEf1

2. Pavlovich A.A. Praksiologiya nauki i ih prakseologicheskie vozmozhnosti. Tehnologos. 2010; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/praksiologiya-nauk-i-ih-prakseologicheskie-vozmozhnosti-1

3. Kanke V.A. 'Etika otvetstvennosti. Teoriya morali buduschego. Moskva: Logos, 2003.

4. Kapp 'E., Kunov G., Nuare L., 'Espinas A. Rol'orudiya vrazvitiicheloveka. Leningrad: Rabochee izdatel'stvo «Priboj», 1925.

5. Lyubogor O.V. Prakseologicheskij podhod k analizu rezul'tativnosti pedagogicheskoj deyatel'nosti. Pis'ma v 'Emissiya. Oflajn: 'elektronnoe nauchnoe izdanie (nauchno-pedagogicheskij internet-zhurnal). 2010. Available at: http://www.emissia.org/offline/2010/1436.htm

6. Kolesnikova I.A., Titova E.V. Pedagogicheskaya prakseologiya. Moskva: Akademiya, 2005.

7. Lavrent'eva Z.I. Izuchenie fundamental'nyh problem vospitaniya v nauchnyh issledovaniyah aspirantov. Fundamental'nye problemy vospitaniya v usloviyah sovremennyh social'nyh processov: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: OOO «Nemo Press», 2020: 17 - 24.

8. Ryhlova N.N. Genezis funkcij pedagogicheskoj deyatel'nosti Vestnik PAGS. 2008; № 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-funktsiy-pedagogicheskoy-deyatelnosti-1

9. Serebrennikov S.V., Lavrent'eva Z.I. Teoreticheskie osnovy izucheniya prognosticheskoj kompetencii u buduschih oficerov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Uspehi gumanitarnyh nauk. 2021; № 8: 42 - 45.

10. Nozdrachev A.A. Priemy i metody formirovaniya antikorrupcionnoj pozicii vnevedomstvennoj ohrany. Vestnik gosudarstvennogo gumanitarno-tehnologicheskogo universiteta. 2021; № 4: 45 - 51.

11. Nozdrachev A.A., Lavrent'eva Z.I. Pedagogicheskie principy formirovaniya antikorrupcionnoj pozicii mladshego komandnogo sostava vnevedomstvennoj ohrany vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Mir nauki, ku'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 126 - 128.

Статья поступила в редакцию 02.03.22

УДК 316.47

Litvinova N.Yu, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia),

E-mail: LN7766@mail.ru

SUBJECTIVE ACTIVITY OF THE PERSONALITY OF THE FUTURE PSYCHOLOGIST AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE. The article discusses significance of formation of the subjectivity of future psychologists as an important component of professional competence. Subjectivity is understood through the ability to broadcast its own positive thinking and subjective well-being and manifests itself in such qualities of personality as awareness of their own needs, motifs, values (respectively, the characteristics of self-assessment, emotional features) and psycho-emotional self-regulation. The main preinfooters of the subject activity of the personality are the adoption of the responsibility for the events occurring in the life activity, the fact of the existence of the relationship between understanding, awareness, their own elections and the event series of life (S.L. Rubinstein, A.N. Leontiev, K.A. Abulkhanova-Slavskaya, D.N. Finds, partly by B.G. Ananev, B.F. Lomov, K. Rogers, etc.). The results of a multifactorical study of the personality of students of psychologists indicate the need for psychotherapeutic support of the above-mentioned property properties. Disfunctions of individual style of self-regulation are revealed, among them there is inadequately understated self-esteem, emotional assault, creativity deficit. The basis of psychotherapeutic accompaniment is adopted by the ideas of D.A. Leontyev on the relationship of personal meaning and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.