Список литературы
1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента Российской Федерации №440 от 1 апреля 1996 г.
2. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шеле-хова. М., 2002.
3. Наше общее будущее. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития под председательством Г.Х. Брундтланд на 42 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 4 августа 1987 г. http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf
4. Коптюг В.А, Конференция ООН по окружающей" среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Информационный" обзор, Новосибирск, 1993.
5. Spangenberg, J. H. Die ökonomische Nachhaltigkeit der Wirtschaft. Berlin, Edition Sigma. 2005. Раздел: Устойчивое развитие: концепция, основы, вызовы, применения.
6. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки русской культуры, 2000. 224 с. Гл. 5. На пути к стратегии, с. 64-76.
7. Коптюг В.А. Возможна ли разработка стратегии устойчивого развития России в настоящее время? // Лекторий НГУ «Наука на грани тысячелетий». Лекция В.А. Коптюга в Новосибирском госуниверситете 25 сентября 1996 г. Материалы лектория НГУ. Вып. 1. Новосибирск. 1997.
8. Weizsäcker E. U., Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. A Report to the Club of Rome. Springer Science+Business Media LLC 2018.
УДК 378.14.015.62:159.9.075
ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ» В ДИАГНОСТИКЕ ОПЫТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ (на примере высшего образования) Пономарёва О.Н.
Филиал «Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва» в г. Пензе, Пенза, Россия E-mail: [email protected] Васина О.Н.
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза Россия
E-mail: [email protected] Шурыгин С.В.
Филиал «Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва» в г. Пензе, Пенза, Россия E-mail: [email protected].
Аннотация. В статье представлена оригинальная интерпретация диагностики опыта эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) к природе как компонента эколого-ориентированных компетенций в высшем образовании. Ресурс проективной методики - в определении уровня сформированности опыта ЭЦО к природе как результата экологически-ориентированного педагогического процесса и выявлении возможных трансформаций в системе личностных ценностей обучающихся. Экспериментальные данные свидетельствуют о потенциале проективной методики «Завершение предложений» для выявления динамики развития опыта ЭЦО как результата образования для устойчивого развития.
Ключевые слова: высшее образование, экологическое образование, проективная методика диагностики, опыт эмоционально-ценностного отношения, компетенции.
PROJECTIVE DIAGNOSTIC TOOL OF «COMPLETING THE SENTENCES» IN DETERMINING THE LEVEL OF EMOTIONAL-VALUE ATTITUDE TO NATURE
(on the example of higher education)
Ponomariova O.N.
Branch of federal state fiscal military educational institution of higher professional education «Military academy of logistics named after general A.V. Hruliov», Penza, Russia E-mail: [email protected]
Vasina O. N. Penza State University, Penza, Russia E-mail: [email protected] Shurygin S.V.
Branch of federal state fiscal military educational institution of higher professional education «Military academy of logistics named after general A.V. Hruliov», Penza, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents an original interpretation of the diagnostics of the experience of emotional-value attitude to nature as a component of environmental-oriented competencies in higher education. The resource of the projective method is to determine the level of formation of the experience of emotional and value attitude to nature as a result of an environmentally-oriented pedagogical process and to identify possible transformations in the system of personal values of students. Experimental data indicate the potential of the projective Technique «Completing of sentences» to identify the dynamics of the development of the experience of emotional and value relations as a result of education for sustainable development.
Keywords: higher education, environmental education, projective diagnostic methods, experience of emotional and value relations, competence.
Вводная часть. Высшее образование для любого человека не только следующий «этап», но и своеобразное «новое рождение», поскольку в жизнь студента/ курсанта приходят преподаватели высшей школы, помогающие «освоить» новую «среду» - обретение профессии и наполнение «смысла Жизни» в профессии [2]. На современном этапе российского образования результаты подготовки регламентированы в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) по каждому образовательному направлению общего среднего, среднего и высшего профессионального образования.
В военном вузе профессионально-экологическая подготовка курсантов является обязательной, имеет междисциплинарный характер, поскольку «собирает» воедино разнообразные компетенции с инженерно-технической, управленческой и воспитательной «начинкой» (общекультурные/универсальные; общепрофессиональные; профессиональные; военно-профессиональные) [1, 3, 6]. Мы предлагаем вариант диагностики эколого-ориентированных компетенций в высшем военном образовании на материале методики «Завершение предложений».
Методика исследования. Проективная методика «Завершение предложений» имеет разнообразные варианты и находит применение в современных психолого-педагогических исследованиях. Обучающимся предлагают пять-семь незаконченных предложений. Предложения формулируют так, чтобы стимулировать обследуемых на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Достоинства методики - возможность адаптировать её к разнообразным исследовательским задачам. Допускается групповое обследование [1, 6, 7].
Экспериментальная часть. Исследование проведено в 2016-2020 гг. На анкеты отвечали курсанты Пензенского артиллерийского инженерного института (4-5 курс), которые изучали учебную дисциплину «Экология» в 8-9 семестрах. Важно: ни один из вопросов анкеты «напрямую» не был обсуждаем в течение занятий.
В исследовании приняли участие около 700 человек (в течение трёх учебных лет). Анкетирование анонимное, добровольное, респонденты предупреждены, что могут не отвечать на вопросы. Констатирующий этап уровня ЭЦО проводили перед началом изучения дисциплины «Экология» (подкреплённой учебным комплексом, включающим учебное пособие, сборник задач и упражнений, хрестоматию); завершающий этап - после завершения дисцип-
лины (после зачёта). Обнаружена повторяемость результатов в течение трёх лет сбора и обработки материалов, что позволило «унифицировать» ответы [1].
Инструкция. Уважаемый участник анкетирования!
Предлагаем Вам завершить предложения (по возможности наиболее полно охарактеризовать предложению-ситуацию):
1. Когда я думаю о природе, я представляю...
2. Самая важная экологическая проблема...
3. Если бы я мог решить только одну экологическую проблему, я бы выбрал...
4. Для экономии электричества моя семья может...
5. Первейшей причиной того, что люди игнорируют участие в экологической деятельности, является.
Анализ и обобщение. Человек переживает свою принадлежность к социальному миру через ценности, которые являются основой происходящих социальных изменений и кризисов. При этом многие исследователи приходят к выводу, что в современном мире всё имеет «свою цену», но не всё имеет смысл «Ценности», а социальная структура всё более трансформируется в «общество потребления» с опорой на массового «потребителя-пользователя» [4, 5].
Ответы респондентов по методике «Завершение предложений» анализировали [1, 6, 7]:
- по динамике выраженности реакции, характеризующей восприимчивость к чувственно-выразительным элементам природных объектов (эмоциональный аспект);
- по трансформации когнитивных проявлений, определяющих мотивацию и направленность познавательной активности в отношении к природным объектам (познавательный аспект);
- по изменению характера практического взаимодействия с природными объектами, от получения пользы от него, до принятия природы как ценности (практический аспект);
- по совокупности направленных действий - внешней («двигательной») и внутренней (психической) активности при взаимодействии с природными объектами, решении экологических проблем и разрешении конфликтных ситуаций от эгоистической направленности до профессионально ориентированной деятельности (поведенческий аспект).
Как индикаторы имеющегося уровня опыта ЭЦО (ОЭЦО) мы рассматривали следующие показатели: экспрессию ответа, эмоциональные вербальные комментарии, воспроизведение в завершаемых предложениях практических (прагматических) устремлений и поступоч-ных (поведенческих) взаимодействий с природными объектами. Предлагаемые в статье интерпретации систематизированы из дополнительных ответов (после письменного анкетирования на завершающем этапе было проведено уточняющее позицию автора интервьюирование, поскольку большая часть респондентов /практически 100%/, зная, что анкетирование анонимно, всё же указали свои фамилии. Этот нюанс мы воспринимаем как высокий уровень доверия наших интервьюеров).
Анализируя ответы респондентов, мы выделили три уровня сформированности опыта эмоционально-ценностного отношения к природе: низкий, средний и высокий.
Рекомендуем при анализе результатов учитывать набранные баллы по всем предложенным заданиям (пять вопросов).
Суммировав полученные баллы мы получаем следующие результаты:
- низкий уровень развития ОЭЦО (до 5-ти баллов);
- средний уровень развития ОЭЦО (6-10 баллов);
- высокий уровень развития ОЭЦО (11-15 баллов).
Низкий уровень развития опыта ЭЦО к природе характеризуют:
- отказ отвечать или прочерк в ответах - показатель незаинтересованности респондентов и/или нежелания разобраться в задании и добросовестно его выполнить, иные причины - 0 баллов;
- ответы-«отписки», ответы-« шаблоны», в которых без труда можно выявить недостаточное знание или слабое владение понятийным аппаратом («терминологическая путаница» - например, «планету с большим количеством природного мира»), малая осведомлённость в основах экологии. В этих ответах отсутствуют когнитивные проявления, определяющие мотивацию и направленность познавательной активности в отношении природных объектов. Как правило, в ответах встречается эмоциональная реакция, характеризующая восприимчивость к чувственно-выразительным элементам природных объектов; может быть представлена (даже в курсантской «среде») эмоционально «неосознаваемыми» откликами (мы назвали такие ответы «охи-вздохи»).
Основной акцент в ответах сделан на потребительски-прагматическое отношение к природе как «полезному продукту», при этом обучающиеся демонстрируют непонимание глубины ситуации («природу» воспринимают только как объект «для меня», считая её не более, чем «средством» удовлетворения желаний и потребностей - например, «сбор ягод-грибов», «шашлыки» и т.п.); отказ воспринимать и решать экологические проблемы.
Завершения предложений, отнесённые к этому уровню, мы оценили в 0-1 балл.
Средний уровень развития ОЭЦО: ответы имеют эмоциональную реакцию-«картину» (не просто «птицы», а «поющие птицы»); восприятие природного объекта как «полезного продукта» для поддержания жизнедеятельности и комфорта эмоционально окрашено (например, водоёмы с чистейшей водой; - то есть респондент не различает природные и антропогенные экосистемы). Также в ответах, относящихся к этому уровню, мы отмечаем «последействие» - своеобразную ситуативность (ответы демонстрируют эмоциональный «отклик» на информацию из СМИ и социальных сетей, проведённой накануне лекции - например, «...возможное применение ядерного, химического и биологического оружия»). Ответы демонстрируют отзывы с когнитивной реакцией, при этом мы учитываем, что респондент может допустить отдельные неточности в знании экологических последствий. Завершения предложений, отнесённые к этому уровню, мы оценили в 2 балла.
Высокий уровень развития ОЭЦО диагностируем в случае «согласованного» отношения к природе («Природа» - самоценна). В ответах, которые мы относим к этому уровню, фиксируем одновременное проявление, как минимум, двух анализируемых аспектов ОЭЦО (познавательный и поступочный компоненты, познавательный и аффективный и т.п.), что можно рассматривать как природоцентристский «стержень» личностного опыта ЭЦО к природе. Респонденты демонстрируют грамотность («картины» только природных экосистем), понимают глубинные истоки проблемы, обоснованно их аргументируют, ответы отличает логичность и обоснованность позиции. Важно, что именно в таких ответах респондентов нами выявлены профессионально-ориентированные размышления (направленность). Сюда же нами отнесены ответы, в которых респонденты отметили значимость (влияние) экологического образования (такие ответы появились только на завершающем этапе анкетирования -до 20% ответов).
Завершения предложений, отнесённые к высокому уровню, мы оценили в 3 балла.
Рассмотрим интерпретацию завершающих ответов на первое предложение «Когда я думаю о природе, я представляю...».
Низкий уровень развития ОЭЦО к природе.
Эмоциональный аспект (характер и выраженность эмоциональной реакции). Ответы на вопрос характеризует слабое знание основ экологии; эмоционально неосознаваемые отклики («охи-вздохи»), ответы-»шаблоны»: «всё, что населяет нашу огромную природу»; «планета с большим количеством природного мира» (курсивом выделены элементы ответа, которые свидетельствуют о недостаточном знании основ экологии).
Практический аспект (прагматическая реакция - получение «пользы» от природного объекта). Природный объект воспринимается и характеризуется как «полезный продукт»: «.поле, засеянное кукурузой» [любые антропогенные экосистемы].
Поведенческий аспект - эгоистическая направленность действий в природе, «антропогенный» вариант: «. туристический костёр»; «. рыбалка» и др.
Познавательный аспект. Ответы, диагностирующие характер познавательной активности в отношении природных объектов отсутствуют, отказ отвечать.
Средний уровень развития ОЭЦО к природе.
Эмоциональный аспект (выраженность эмоциональной реакции). «Цветные» «образы-картины» природы»: «цветущий луг», «голубая река».
Практический аспект (характер прагматического взаимодействия: получение «пользы» от природного объекта, природно-антропогенные комплексы). Эмоциональное восприятие природного объекта как «полезного продукта» для поддержания жизнедеятельности и комфорта можно представить в виде «картины-образа»: «. цветущий яблоневый сад с поющими птицами».
Поведенческий аспект (профессиональная направленность действий в природе). Варианты ответа: «. возможное применение ядерного, химического и биологического оружия» (курсивом выделены элементы ответа, которые свидетельствуют о недостаточном военно-профессиональном знании.).
Познавательный аспект (тип когнитивных проявлений) - «назывные элементы» - объекты живой и неживой природы; целостное представление о природе и взаимосвязи объектов природы: «горы», «реки», «дубы» и т.п.
Высокий уровень развития ОЭЦО.
Когнитивные проявления с выраженной эмоциональной реакцией (познавательный + эмоциональный аспекты). Образы-картины природных экосистем с эмоциональным откликом: «.хвойный лес с горами на фоне восхода солнца» и т.п.
Практический аспект (характер прагматического взаимодействия - осознание ценности природы). «Здоровый прагматизм», осознание Природы как ресурса восстановления здоровья; ответы «рацио» (разум, интеллект; рациональность): «природа для меня - как лекарство - покой, отдых, восстановление сил» и т.п.
Поведенческий аспект (профессиональная направленность в содержании ответа). Самоценность объектов природы: «все окружающие меня природные объекты за исключением построек человека». Этот ответ наиболее значим в свете военного профессионального образования, так как самая разрушительная по последствиям - это военная деятельность человечества. Анализ будущими офицерами с этих позиций своей профессиональной деятельности, как показало последующее интервьюирование, стимулирует их на предельно корректное отношение к окружающей среде даже в условиях повседневной деятельности войск и учебно-штабных учений.
Полученные данные позже были доведены до личного состава анкетируемых, проведены обсуждения в учебных отделениях.
Список литературы
1. Васина О.Н. Диагностика результатов экологической подготовки в высшем образовании: методика «Завершение предложений». / Васина О.Н., Пономарёва О.Н., Шурыгин С.В. // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 35.
2. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2014.
3. Пономарёва О.Н., Васина О.Н., Смышляев М.В. Дидактические материалы экологического содержания для развития критического мышления. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017. № 3 (43). С. 174-181.
4.Романов В.А. Алфавитный перечень тем докторских диссертаций по педагогике и психологии (1937-2017) - Научно-справочное издание / Тула, 2018.
5. Ситаров В.А., Романюк Л.В. Соотношение ценностей и потребностей личности в современном обществе /. Знание. Понимание. Умение, 2016. №4. С. 124-130.
6. Марютина Т.М., Панюкова Ю.Г., Карабущенко Н.Б., Ковтун Ю.Ю., Митина Л.М., Носуленко В.Н., Самойленко В.С., Войскунский А.Е., Войскунский А.Е., Ермолова Т.Д., Хромова В.М., Яголковский С.Р., Шаповаленко А.А., Капцов А.В., Мдивани М.О., Лидская Э.В., Александрова Е.С., Селезнева М.В., Морозова О.В., Кашапов М.М. Камнев О.А., Камнев А.Н.,
Хисамбеев Ш.Р., Пономарёва О.Н., Гагарин А.В., Шукова Г.В., Знаменская И.И., Апанович В.В., Петренко В.Ф. Экопсихологические исследования-4. - Коллективная монография / Психологический институт РАО. Москва-Санкт-Петербург, 2016. - 380 с.
7. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. - 456 с.
УДК 378
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕМАТИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ВЛАСТЯМИ И МЕСТНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ: РЕАЛИЗАЦИЯ
«ТРЕТЬЕЙ МИССИИ ВУЗОВ»8 Рязанова Н.Е.
ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»,
Москва, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе представлена методология и технологии реализации практико-ориентированных методов работы с Повесткой 2030 и тематикой Целей устойчивого развития ООН. Представлены основные подходы к технологиям реализации проектного подхода в обучении: Проектных лабораторий и Молодёжных моделей международных мероприятий. Рассмотрены основные векторы необходимости реализации повестки ЦУР для регионов России, актуальность проектного подхода для региональных властей и образовательных организаций. Изучены основные драйверы и ограничения в реализации данных образовательных технологий в информальном обучении. Подчёркнут процесс трансформации психологического восприятия тематики устойчивого развития лицами, принимающими решения. Раскрыты сложности преподавательского состава в работе по технологиям проектного обучения в высшей школе и необходимость самообучения и получения собственно опыта и навыков по наращиванию у молодёжи компетенций образования для устойчивого развития, обозначенных ЮНЕСКО.
Ключевые слова: проектный подход в обучении, образование для устойчивого развития, образовательные технологии, новые образовательные технологии, технология Проектных лабораторий, технологии Молодёжного Моделирования международных процессов, драйверы и ограничения в образовании для устойчивого развития, проектирование устойчивого развития регионов.
PSYCHOLOGICAL PERCEPTION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE
REGION BY AUTHORITIES AND LOCAL COMMUNITIES: IMPLEMENTATION OF
THE «THIRD MISSION OF HEIS» Ryazanova N.E.
Moscow State Institute of International Relations is an academic institution run by the Ministry of
Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The paper presents methodology and technologies of implementing practice-oriented methods of working with Agenda 2030 and the UN sustainable development goals. The main approaches to technologies of project approach implementation in training: Project laboratories and Youth models of international events are presented. The main vectors of the need to implement the CSD agenda for the Russian regions, the relevance of the project approach for regional
8 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00722.