ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 37
ПРОЕКТНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© О. н. ВАСИНА*, О. н. ПОНОМАРЁВА**
*Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека e-mail: [email protected] **Пензенский институт развития образования e-mail: [email protected]
Васина О. Н., Пономарёва О. Н. - Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 711-713. - Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения предусматривают в числе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ формирование у обучающихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. В статье приведены варианты построения проектной исследовательской деятельности школьников на традициях народной экологии.
Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность школьников, экологическая культура.
Vasina O. N., Ponomariova O. N. - Pupils’ project research activity: formation of ecological standards // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 711-713. - New National (Federal) Education Standards among personal, metasubject and subject results of educational programs adoption provide pupils’ ecological standards formation corresponding to the modern standard of ecological thinking; development of experience of ecologically-oriented reflectively estimated and practical activity in life experiences. Options for construction of pupils’ project research activity are given in the article.
Keywords: project activity, pupils’ research activity, ecological standards.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (ННШ) - новый стратегический ориентир модернизации российского образования. Стратегическая цель - создание механизмов раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Системообразующее направление ННШ - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) общего образования. С 2011 года в России в практику работы образовательных учреждений уже введен ФГОС начального общего образования. Ступенчато будут введены ФГОС основного и старшего общего образования.
ФГОС нового поколения содержат требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы в плане формирования экологической культуры обучающихся. Личностные характеристики предполагают:
- осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Общественно-научные предметы ориентированы на овладение учащимися экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды; осознание обучающимися своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире.
Естественно-научные предметы направлены на воспитание у школьников бережного отношения к окружающей среде, овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопас-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
ности жизни, качества окружающей среды, осознание учащимися значимости концепции устойчивого развития.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни предполагает:
- развитие экологического сознания, самоопределение в ценностно-смысловых установках устойчивого развития, понимание связи своей экологической культуры с национальной безопасностью государства, конкурентоспособностью отечественной экономики, здоровьем и качеством жизни населения;
- развитие личного опыта системного применения универсальных учебных действий - экосистем-ной познавательной модели - в жизненных ситуациях социализации;
- формирование опыта социального партнерства в решении проблем ресурсо (энерго) сбережения, здорового и безопасного образа жизни, способности к рефлексии и оценке своей экологической культуры и экологической культуры окружающих людей.
ФГОС нового поколения предполагает конструирование учебно-воспитательного процесса через понятие «образовательное пространство», что позволяет моделировать широкий спектр индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка. Понятие «образовательное пространство» в научном обороте трактуется как особый вид «поля возможностей», задающего определенные границы, внутри которых потенциально допустима реализация бесконечного множества вариантов взаимо- и самообразования, охватывающего личность и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого становится приращение индивидуальной культуры обучающегося.
Популярный в современном российском образовании проектный подход не отменяет традиционных способов организации учебной деятельности, лишь расширяет диапазон дидактических возможностей. Проектные формы работы позволяют учащимся самостоятельно формировать коммуникативные навыки деятельности, учат анализу, постановке проблем, рефлексии, планированию деятельности, формам организации труда и способам действия. Проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Учебный проект (по ФГОС) - дидактическое средство формирования навыков проектной деятельности. Работа завершается защитой (7-10 минут на изложение темы + 3-4 минуты - ответы на вопросы).
Существенные различия, недочёты и недостатки дидактических моделей обучения, известные сегодня, предопределили в нынешних условиях необходимость разработки относительно новых подходов. Основа этой идеи - деятельность учащихся и учителей в учебном процессе выступает в диалектическом единстве
сохранения руководящей роли преподавателя и активного самостоятельного участия школьников. Один из возможных вариантов организации указанного взаимодействия - работа исследователя и наставника в рамках проектной деятельности в единой школьной/ городской/региональной научно-исследовательской среде образовательного учреждения (Оу). При проектировании, моделировании такой среды в Оу особое внимание следует уделить анализу условий, в которых будет организована проектная деятельность обучающихся.
Проектная деятельность (ПД) школьников -форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения (Н. В. Матяш). Проектную деятельность школьников классифицируют по:
- доминирующему способу деятельности учащихся (исследовательские, творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные проекты);
- проектируемому пространству (научные, художественные, технические, социальные, экзистенциальные); определены некоторые особенности ПД на историческом и краеведческом материале.
Определены основные условия для внедрения проектно-исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и для формирования экологической культуры:
- мотивационные (привлечение педагогического коллектива к проведению научных исследований и отработка механизмов стимулирования участников исследовательской деятельности, дополнительного финансирования в виде премий; выделение «методических» дней и др.);
- кадровые (подбор, повышение квалификации и переподготовка кадров для научно-экспериментальной работы);
- материально-технические условия (создание необходимой учебно-материальной базы, обеспечение исследовательского коллектива научной аппаратурой, оргтехникой и т. д.);
- научно-методические и информационные условия (обеспеченность научно-экспериментальной работы средствами обучения и информацией);
- финансовые условия (разновекторное финансирование исследовательской деятельности);
- организационные условия (создание новых структур, распределение обязанностей в научно-исследовательском коллективе);
- нормативно-правовые условия (получение соответствующих лицензий и других разрешительных документов, необходимых для научной деятельности).
Теоретические источники и собственный опыт преподавания свидетельствуют в пользу целесообразности использования традиций народной экологии в
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
проектной деятельности. Приращение знаний обучающихся в области народной экологии позволит школьникам глубже усвоить понятие единства человека и природы, самоценности и взаимозависимости любой формы жизни, научит увязывать изменения в уровне здоровья человека и окружающей его среды с нравственными оценками.
Традиции народной экологии (ТНЭ) - передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, основанные на знаниях, полученных при взаимодействии с природой, имеющие общественную значимость и личностную пользу, направленные на сохранение гармонии в природе.
Цели проектной деятельности школьников на основе ТНЭ:
- приобщить школьников к научному исследованию;
- познакомить с методами и способами научного
труда;
- развить у учащихся потребность (интерес) к познанию природы и способность к эмоциональному переживанию субъективной и общественной ценности природы и общению с ней, проявляющиеся в природоохранной деятельности;
- развить способность к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, с ориентацией на гуманистическое видение окружающего мира;
- выявить талантливых старшеклассников, способных учиться в вузах.
Задачи, от решения которых может зависеть успех проектной деятельности школьников, следует отметить следующие:
- формирование научных взглядов;
- знакомство с современными методами научноисследовательской работы;
- пропаганда знаний об окружающем мире через
ТНЭ;
- знакомство школьников с элементами устного народного творчества, показывающими эмоциональную привлекательность природы;
- привлечение учащихся к краеведческим исследованиям и проблемам охраны природы родного края;
- формирование умения наблюдать природные явления, применять знания по охране природы в жизни;
- участие в проводимых в рамках деятельности школы/гимназии, района, города олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.
Принципы организации проектной деятельности школьников на основе традиций народной экологии:
- системный подход к рассмотрению любой темы, использование элементов систематизации и классификации знаний;
- простота, доступность и выразительность национального компонента содержания материала;
- наглядность, сюжетная занимательность, доступность, яркость национальных образцов экологической культуры;
- последовательность в рассмотрении любого изучаемого вопроса;
- присутствие элементов сравнения и различных примеров;
- возможность передачи народного образа в разнообразной экологической деятельности, связи с жизненной перспективой;
- учет возрастных и этнопсихологических особенностей личности школьников, для более полного усвоения основных направлений народной экологии.
Моделируя научно-исследовательскую среду Оу по указанным компонентам, мы также создаем условия для формирования профессиональных ориентаций старшеклассников, включая исследовательские, коммуникативные, информационные и оценочные компетенции. Основным потенциалом проектной деятельности экологического содержания в образовательной среде ОУ является формирование социальной мобильности обучающихся.
Важно сориентировать систему научно-методического сопровождения на ключевые особенности ФГОС и реальные возможности региональной и муниципальных систем образования.