Научная статья на тему 'Проектирование урока технологии на основе ФГОС'

Проектирование урока технологии на основе ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1497
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / УРОК ТЕХНОЛОГИИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев В.В.

В условиях перехода основной общеобразовательной школы на работу по ФГОС второго поколения перед учителями технологии возникает много вопросов по подготовке и проведению уроков на основе системно-деятельностного подхода. В данной статье автор рассматривает возможности проектирования урока технологии с учетом требуемых ФГОС ООО образовательных результатов к технологической подготовке учащихся. Проектирование урока технологии осуществляется поэтапно, на основе его технологической карты (дидактической модели урока), создающей условия для конструирования основных его компонентов: целей; задач; содержания; методов, средств обучения и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование урока технологии на основе ФГОС»

132

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ФГОС

© Николаев В.В.*

Череповецкий государственный университет, г. Череповец

В условиях перехода основной общеобразовательной школы на работу по ФГОС второго поколения перед учителями технологии возникает много вопросов по подготовке и проведению уроков на основе системно-деятельностного подхода. В данной статье автор рассматривает возможности проектирования урока технологии с учетом требуемых ФГОС ООО образовательных результатов к технологической подготовке учащихся. Проектирование урока технологии осуществляется поэтапно, на основе его технологической карты (дидактической модели урока), создающей условия для конструирования основных его компонентов: целей; задач; содержания; методов, средств обучения и др.

Ключевые слова ФГОС, системно-деятельностный подход, педагогическое проектирование, педагогическое моделирование, педагогическое конструирование, урок технологии, универсальные учебные действия (УУД), образовательные результаты, технологическая карта урока.

Одной из важнейших профессиональных компетенций учителя технологии является его способность к проектировочной деятельности, в частности, к проектированию урока. Особое значение приобретает эта компетенция в условиях перехода основной общеобразовательной школы на работу по ФГОС второго поколения (далее - ФГОС).

Цель данной статьи - ознакомить учителей технологии с некоторыми подходами к проектированию урока на основе требований ФГОС, который ставит главной задачей развитие личности ученика, его активной жизненной позиции [5].

Современное образование, основываясь на компетентностном подходе, отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН); формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности и образовательные результаты обучения учащихся: личностные, метапредметные и предметные. Для учителя технологии они указаны в Примерной программе по предмету «Технология». Например, к личностным образовательным результатам относятся: осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; к метапредметным: диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обосно-

* Заведующий кафедрой Профессионального и технологического образования, кандидат педагогических наук, доцент.

Теория и методика обучения и воспитания

133

вание путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; к предметным: выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены [4].

Нетрудно заметить, что указанные результаты приведены не в традиционных ЗУН, а в виде компетенций - способности выполнять те или иные виды деятельности. Естественно, перед учителем возникает вопрос «Нужны ли теперь традиционные знания, умения или навыки?». Ответ: «Безусловно, нужны!». Знания и умения являются необходимыми компонентами любой компетенции. Так, невозможно сформировать у ученика способность правильно выполнять любую трудовую операцию, если он не знает, как правильно выполнять приемы этой операции, если он не умеет делать это практически. Другое дело, что в любой компетенции имеется еще и ее личностная составляющая - желание, осознание необходимости, готовность выполнить указанную работу.

Направленность ФГОС ООО на развитие личности ученика, его способностей реализуется посредством формирования у него универсальных учебных действий (УУД): познавательных: осмысление; исследование; мышление: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.); регулятивных: целепола-гание, контроль, оценка, планирование, рефлексия, корректировка и др.; коммуникативных: построение взаимоотношений, общение, сотрудничество, речевая деятельность и др. [3].

Основной формой организации обучения учащихся технологии, безусловно, является урок. Рассмотрим некоторые подходы к проектированию урока технологии с учетом требований ФГОС.

В педагогической литературе преобладает точка зрения, согласно которой урок - это сложная, постоянно изменяющаяся педагогическая система, включающая взаимосвязанную деятельность педагога и учащихся и призванная решать комплекс образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения. Возникают вопросы: «Как проектировать такую педагогическую систему?», «Как научить педагогов проектировать урок, не отступив от основных идей педагогического проектирования и выполнив требования ФГОС?».

Безрукова В.С. под педагогическим проектированием понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов [1]. Педагогическое проектирование, отличается от обычного планирования уроков, строиться на научной основе и предполагает ряд этапов: моделирование, проектирование и конструирование. Рассмотрим каждый из этапов проектирования применительно к уроку технологии на основе требований ФГОС более подробно.

134

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Педагогическое моделирование предполагает разработку основной идеи, модели урока. В условиях реализации ФГОС такой идеей (методологической основой) при проектировании урока будут основные положения системно-деятельностного подхода в обучении:

1. Обучение ведет за собой развитие и эффективно лишь в активной преобразующей деятельности самих учащихся. То есть учащийся должен занять более активную позицию на всех этапах урока: участвовать в процессе целеполагания, высказывать свои мысли при изучении нового учебного материала, выполнять задания по планированию, изготовлению изделий, подведению итогов своей работы, рефлексии и т.д.

2. Обучение должно быть нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения. Особое значение здесь приобретают технологии проблемного обучения, критического мышления, метод проектов и др., когда учащиеся овладевают методами научного исследования (анализ ситуации, выявление противоречия, выдвижение гипотез, моделирование и т.д.).

3. На первый план в обучении выступают учебные задачи, решая которые учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности (УУД). Это, прежде всего, работа учащихся с источниками информации, организация их мыслительной деятельности, формирование умений анализировать, обобщать учебный материал, делать выводы и т.п.

4. Обучение должно быть направлено на формирование личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Отсюда важным становиться не только научить учащихся выполнять определенные действия, но и воспитать в них личностные качества, позволяющие делать это осознанно в своих личных интересах и интересах общества.

Указанные выше положения реализуются на уроке во взаимодействии учителя и учащихся. В последнее время при переходе на ФГОС педагогами для разработки содержания педагогического взаимодействия учителя и учащихся на уроке используется технологическая карта. В ней содержатся планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные и предметные). Кроме того, в технологической карте урока указываются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД, которые являются во-первых, средством достижения образовательных результатов и во-вторых, самим результатом образовательного процесса. Ниже нами приведена форма технологической карты (дидактическая модель) урока, которая может быть использована для моделирования урока технологии на основе ФГОС (см. табл. 1). В ней можно выстроить по каждому этапу урока не только взаимосвязанные деятельность учителя и учащихся, но и другие основные компо-

Теория и методика обучения и воспитания

135

ненты урока: цель; учебные задачи и содержание обучения, образовательные технологии, методы, средства обучения и др.

Технологическая карта урока технологии

Тема урока_______________________________________

Цель - достичь следующих образовательных результатов:

а) личностные____________________________________

б) метапредметные________________________________

в) предметные____________________________________

Таблица 1

Этап урока Учебные задачи и содержание обучения Деятельность учащихся (УУД) Деятельность учителя(техноло-гии, методы, средства обучения) Уровень достижения планируемых результатов обучения

Позн. Коммун. Регул.

i 2 3 4 5 6 7

При проектировании урока технологии также следует продумать его оптимальную структуру (этапы урока), уровень достижения планируемых результатов обучения и др.

Педагогическое проектирование - дальнейшая разработка созданной модели урока и доведение ее до уровня практического использования.

На этом этапе учитель наполняет модель урока конкретным содержанием по следующему алгоритму:

1. Определение темы урока и ее возможностей для достижения требуемых ФГОС образовательных результатов.

2. Формулировка цели урока в соответствии с требованиями к результатам технологической подготовки учащихся (личностные, метапредметные и предметные).

1. Конструирование учебных задач и содержания обучения с ориентировкой на выполнение учащимися умственных действий, обобщенных способов практической деятельности.

2. Конструирование деятельности учащихся, направленной на достижение планируемых образовательных результатов и учебных задач урока, формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

3. Конструирование деятельности учителя (приемы мотивации учащихся; используемые образовательные технологии, методы, средства, обучения и др.) по организации взаимодействия с учащимися.

4. Определение уровня достижения планируемых результатов на каждом этапе урока (ученический, алгоритмический, эвристический, творческий).

136

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Результатом этапа проектирования урока будет заполненная технологическая карта (табл. 1), в которой по каждому этапу урока, по каждой решаемой учебной задаче будут указаны все основные компоненты урока: содержание, деятельность учащихся (УУД), методы, средства обучения и др. Это своеобразный план урока, который позволит учителю в системе продумать проектируемый урок, увидеть все его возможности, при необходимости доработать. Конструирование указанных выше компонентов урока технологии осуществляется с учетом соответствующих научно-методических рекомендаций, некоторые из которых изложены нами в учебном пособии [2].

Педагогическое конструирование - завершающий этап проектирования. Здесь на основе созданного проекта разрабатывается сценарий урока (учебные ситуации, образовательные технологии, методические приемы, дидактическое обеспечение и т.п.). Таким образом, появляется конструкт урока - его конспект.

В настоящее время в педагогике для развития личностных качеств обучаемых разработано достаточно большое количество разнообразных по замыслу, целям, видам деятельности преподавателя и учащихся образовательных технологий: проблемного обучения, мозгового штурма, критического мышления, коллективного взаимообучения; проектный, исследовательский методы обучения и т.д.

Предмет «Технология» в виду своей специфики (практическая направленность, возможность включить учащихся в преобразующую трудовую деятельность по изготовлению изделий из различных материалов и др.) обладает исключительными возможностями для активизации познавательной деятельности учащихся, формирования у них УУД. Например, совсем нетрудно подвести учащихся 5 классов к обоснованному выбору (осмыслению) вида материала для изготовления разделочной доски, используя проблемную ситуацию: « Из какого материала лучше сделать разделочную доску для кухни? И почему? Обычный вопрос, заданный учащимся 6 классов, изучающим слесарные операции: «Что общего в устройстве напильника и слесарной ножовки?» побуждает учащихся выполнить УУД по обобщению учебного материала (познавательные УУД). Метод «мозгового штурма», используемый учителем при разработке технологии изготовления изделия, развивает у учащихся мыслительные операции анализа, сравнения, оценки (познавательные УУД); позволяет логически выстраивать свою речь (коммуникативные УУД). Многие учителя технологии привлекают учащихся к самоконтролю выполненных работ по изготовлению изделий на основе совместно разработанных критериев качества и производительности труда. Более того, учащиеся сами поочередно могут выполнять роль контролера, на основе установленных показателей определять качество выполненной на уроке работы (регулятивные УУД по оценке и самооценке результата деятельности). Формированию коммуникативных УУД будет способствовать включение учащихся в бригадные, групповые формы работы, где учащиеся со-

Теория и методика обучения и воспитания

137

трудничают друг с другом, выполняя общие задания. Проектная и исследовательская деятельность уже давно апробирована учителями технологии в своей педагогической деятельности и позволяет учащимся успешно овладевать познавательными исследовательскими умениями: выявлять проблемы, формулировать гипотезы, анализировать литературу, экспериментировать, делать выводы и т.д.

В заключении следует отметить, что предлагаемые нами подходы к проектированию урока технологии успешно используются в курсе «Методика обучения и воспитания» при подготовке бакалавров педагогического образования в ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» и на курсах переподготовки учителей технологии Вологодской области по переходу на ФГОС.

Список литературы:

1. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга»,

1999. - 119 с.

2. Николаев В.В. Научно-методические основы проектирования урока технологии: учебное пособие. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ 2010.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. -454 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ОЛОНХО

© Николаева В.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 27, г. Якутск

В статье рассматриваются воспитательные возможности олонхо, национального эпоса народа саха. Автор предлагает формы и приемы организации работы учителя начальных классов по развитию нравственной воспитанности младших школьников на материале олонхо.

Ключевые слова: нравственное воспитание учащихся, национальные и этнопедагогические ценности, социальный опыт, национальная культура народов саха.

Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.