21. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Москва: Педагогика, 1983. - Т.2. - 38 с.
22. Ломов, Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. Москва: Наука, 1984. - 44 с.
23. Максимович, В.Ф. Концепция развития народных художественных промыслов как основа качества профессиональной подготовки кадров [Электронный ресурс] / В.Ф. Максимович // Электронный научный журнал «Декоративно-прикладное искусство и образование». - 2012. - №2. - Режим доступа: http://dpio.ru/arxiv/arxiv.htm.
24. Максимович, В.Ф. Проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения [Электронный ресурс] / В.Ф. Максимович // Электронный научный журнал «Декоративно-прикладное искусство и образование». - 2011. - №1. - Режим доступа: http://dpio.ru/arxiv/v1/v1 .htm.
25. Максимович, В.Ф. Традиционное прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В.Ф. Максимович. - Москва: Флинта, 2000. - 195 с.
26. Мельников, В.А. Становление и развитие художественного образования в России / В.А. Мельников // Вестник Башкирского университета. - 2009. - №1. - С. 313-316.
27. Навазова, Т.Г. Методология непрерывного профессионального образования / Т.Г. Навазова // Человек и образование. - 2005 - № 3 - С. 17-22.
28. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. - Москва: ЭГВЕС, 2006.
29. Осовский, Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1949) / Е.Г. Островский. - Москва: Высшая школа, 1980. - С. 112.
30. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. / Н.Н. Ростовцев. -Москва: АльянС, 2014. - 256 с.
31. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер Ком, 1998. - 688 с.
32. Рыбаков, Б.А. Ремесло Древней Руси / Б.А. Рыбаков. - Москва: 2-я тип. Изд-ва АН СССР, 1948. - 803 с.
33. Соколов, Г.И. Искусство Древней Греции / Г.И. Соколов. - Москва: Искусство, 1980. - 271 с.
34. Соколов, Г.И. Искусство Древнего Рима: Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство: кн. для учащихся / Г.И. Соколов. - Москва: Просвещение, 1996. - 224 с.
35. Тейлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тейлор. - Москва, 1989. - 447 с.
36. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под ред.: В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; АПН СССР. - Москва: Педагогика, 1989. - 555 с.
Педагогика
УДК: 54.378
кандидат педагогических наук, доцент Куулар Лариса Лопсановна
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (г. Кызыл); кандидат педагогических наук , доцент Танзы Менги Васильевна
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (г. Кызыл)
ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ ПРОЕКТИРОВАНИЮ И КОНСТРУИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО
Аннотация. В статье представлен авторский подход к обучению будущих учителей химии проектированию и конструированию технологических карт уроков с учетом планируемых ФГОС СОО предметных результатов обучения, специфики преподаваемого предмета и видов деятельности по освоению новых знаний.
Ключевые слова: технологическая карта урока, проектирование и конструирование урока, планируемые предметные результаты обучения, универсальные учебные действия (УУД).
Annotation. The article is to represent a customized approach to training future chemistry teachers to model and develop technological maps of lessons with regard to subject training outcomes planned by the FSES SE, the peculiarities of the subject taught, and the activities aimed at deepening knowledge.
Keywords: technological map of a lesson, modelling and developing a lesson, planned subject training outcomes, universal learning activities (ULA).
Введение. В настоящее время существует проблема практико-ориентированной, методической подготовки будущего учителя химии. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» необходимо научить будущего педагога в рамках модуля дисциплин учебного плана «Методическая подготовка учителя химии» проектировать учебно-воспитательный процесс по химии поэтапно в соответствии с двумя образовательными стандартами -Федеральным компонентом Государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии и Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Изложение основного материала статьи. Анализ научно-исследовательских работ в области рассматриваемой проблемы:
- концепция непрерывной химико-методической подготовки будущих учителей химии [2].
- концепция учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки будущего учителя химии, способствующая становлению и развитию профессиональной компетентности специалиста в соответствии с тенденциями развития мирового образовательного пространства в контексте устойчивого развития общества [7];
- компетентностный подход как фактор последовательного формирования и развития у будущих учителей химии профессиональных компетенций в области педагогической деятельности [6, 8, 10, 11, 15, 16, 18],
показал, что в реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования наблюдается тенденция перехода от разработки классического конспекта урока к разработке его технологической карты. В настоящее время не существует ни единой научно обоснованной методической структуры технологической карты уроков, ни формы ее представления. Кроме того, понятие «технологическая карта урока» имеет различные варианты толкования: проект учебного процесса, в котором он описан вплоть до результата [19]; инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся [4]; необходимое условие работы учителя в рамках введения ФГОС [1]; новый вид методической продукции для проектирования учебного процесса [3]; обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы [13]; проект учебного процесса [12]; документ, содержащий описание дидактической основы проекта (целеполагание, логическая структура) и педагогической техники (диагностика, дозирование, домашних заданий, коррекция), используемых в данном учебном периоде инновационных проектов [14]; способ графического проектирования урока по выбранным учителем параметрам [5, 17];совокупность взаимно дополняющих друг друга блоков — целевого, содержательного, организационного, оценочного и коррекционного [9].
В нашем исследовании под термином «технологическая карта урока» мы понимаем обобщенно-графическое выражение сценария урока, основу его проектирования, представления, отражающую процесс деятельности учителя и ученика от поставленной цели до достижения планируемого результата в зависимости от типа урока.
Анализ практического опыта учителей химии в области разработки технологических карт показывает, что для реализации новых целей и содержания общего образования будущего учителя необходимо осуществлять подготовку в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии и Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Проблема практико-ориентированной, химико-методической подготовки учителя в соответствии с требованиями ФГОС ВО заключается в том, чтобы научить будущего педагога в рамках модуля дисциплин учебного плана «Методическая подготовка учителя химии»проектировать учебно-воспитательный процесс по химии поэтапно в соответствии с двумя образовательными стандартами - Федеральным компонентом Государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии и Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Подготовка будущих учителей к проектированию и конструированию урока в условиях реализации ФГОС СОО состоит из следующих этапов: подготовительный - изучение, освоение и анализ методических понятий, этап самостоятельной работы - проектирование, конструирование и моделирование учебного процесса, этап практической работы - организация и проведение современного урока (табл. 1).
Таблица 1
Этапы выполнения практико-ориентированного задания «Проектирование, конструирование и моделирование технологических карт уроков»
Этапы Формируемые профессиональные компетенции
Подготовительный этап - пропедевтический
1.1. Освоение теоретических знаний, составляющих содержание химических, химико-методических и психолого-педагогических дисциплин. - готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
1.2. Освоение теоретических знаний по дидактике химии и методике преподавания химии, предоставляющих понимать цели и задачи обучения химии в рамках ФГОС СОО.
1.3. Освоение теоретических знаний по изучению, освоению и анализу методических понятий для планирования, организации, проведения, оценивания и корректировки учебной деятельности обучающихся в рамках ФГОС СОО.
Этап самостоятельной работы - проектирование, конструирование и моделирование учебного процесса
2.1. Приобретение практического опыта проектирования учебного процесса (на примере конструирования и разработки конспекта урока). - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); - способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (ПК-4);
2.2. Планирование, проектирование учебного процесса (на примере конструирования и разработки технологических карт).
2.3. Анализ разработанного конспекта урока и технологической карты урока методом сравнения.
Этап практической работы - организация и проведение урока
3.1. Приобретение практического опыта организации и проведения урока на примере ролевой игры в интерактивной форме «Сами проводим урок». - готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6); - способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7);
3.2. Приобретение практического опыта организации и проведения урока в рамках педагогической практики
Обучение студентов проектированию и конструированию технологических карт уроков в условиях реализации ФГОС СОО представляется нам как специально организованный и целенаправленный компонент
методической подготовки учителя химии как приоритетного направления формирования и развития профессиональной компетентности будущего педагога. Самостоятельные работы по проектированию и конструированию технологических карт уроков довольно обширные, более сложные, чем самостоятельные работы по разработке плана или конспекта уроков.
Пропедевтический этап реализуется через интегративный подход, который обеспечивает преемственность содержания химических, химико-методических, психолого-педагогических учебных дисциплин и курсов по выбору на всех этапах практико-ориентированной, химико-методической подготовки будущего учителя химии.
Ключевую роль в разработке технологических карт урока играет этап самостоятельной работы. Проектирование, конструирование и моделирование учебного процесса базируется на полученной студентами пропедевтической химико-методической подготовке и несет уже практико-ориентированную профессионально-методическую направленность. Основными задачами данного этапа являются: изучение, освоение и анализ учебных планов, альтернативных программ и учебников, методических пособий и рекомендаций для планирования, организации, проведения, оценивания и корректировки учебной деятельности обучающихся в рамках ФГОС СОО, ознакомление с современными достижениями в практике химико-педагогического образования средней школы.
Приведем пример обучающего практико-ориентированного задания в рамках самостоятельной работы будущих учителей химии.
Практико-ориентированного задание «Проектирование, конструирование и моделирование урока».
1. Составьте в предложенной форме развернутый конспект урока о проведении практического занятия.
2. Изобразите разработанный Вами развернутый конспект урока о проведении практического занятия в виде технологической карты графически в предложенной форме.
3. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы проектировать, разработать технологическую карту урока и разработайте план действий, позволяющих и препятствующих раскрыть содержание технологической карты.
4. Составьте перечень основных методических понятий, характеризующих содержание учебно-познавательной задачи урока (деятельности учителя и ученика) с точки зрения ФГОС СОО.
5. Предложите способ, позволяющий раскрыть все виды УУД, раскройте особенности формируемых УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) с точки зрения требований к предметным результатам освоения курса химии ФГОС СОО.
6. Определите возможные критерии и показатели оценивания УУД на трёх уровнях.
7. Выявите принципы, лежащие в основе разработки технологической карты.
8. Сделайте схему технологической карты урока, которая показывает все этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС СОО и напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития урока, проанализируйте структуру урока с точки зрения классификаций уроков по ведущей дидактической цели.
9. Сравните разработанный вами конспект урока и схему технологической карты урока, а затем обоснуйте сходства и различия и покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между конспектом урока и технологической картой.
10. Выскажите критические суждения о содержании разработанной Вами технологической карты урока (в результате проведения урока - игры в интерактивной форме «Сами проводим урок»).
11. Оцените значимость разработанной Вами технологической карты урока и возможности ее использования в период педагогической практики.
На этапе самостоятельной работы в связи с затруднением, связанным с переносом умений в новые ситуации, одной из задач преподавателя является обеспечение студентов методическим сопровождением. В качестве примера приведем фрагмент методического сопровождения «Критерии и показатели УУД» для определения требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, разработанного на основе работы М.М. Шалашовой [16]. Принципиальная особенность разработанного методического сопровождения - разноуровневый дифференцированный подход в соответствии с требованиями планируемых предметных результатов обучения химии ФГОС СОО.
Таблица 2
Критерии и показатели оценивания УУД
Показатели
Критерий 1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень
Познавательные
1. Использование специфических методов обучения химии (химический эксперимент, наблюдение) для решения учебной задачи Под руководством учителя выполняют логические действия практического занятия с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием Совместно с учителем определяют и выполняет логические действия практического занятия с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием Владеют методами самостоятельного планирования, проведения, наблюдения логических действий практического занятия с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием
2. Установление причинно-следственных связей Под руководством учителя выявляют причины наблюдаемых химических явлений или процессов Для самостоятельного установления причинно-следственных связей совместно с учителем определяют возможные причины наблюдаемых или изучаемых химических процессов Самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи, аргументированно объясняют наблюдаемые или изучаемые химические процессы в ходе практической работы, причины их возникновения
3. Использование основополагающих химических понятий, теорий, законов и закономерностей для решения учебной задачи практического занятия Под руководством учителя повторяют, применяют основополагающие химические понятия, теории, законы и закономерности Совместно с учителем или самостоятельно повторяют и используют основополагающие химические понятия, теории, законы и закономерности Самостоятельно повторяют и уверенно владеют системой знаний об общих химических закономерностях, теориях, законах
4. Формулирование выводов о проведенном химическом эксперименте Под руководством учителя излагают выводы на основе проведённых опытов Совместно с учителем или самостоятельно излагают выводы на основе проведенных опытов В основе проведенных опытов представляют обоснованный вывод
5. Составление отчетов о проведенном химическом эксперименте Под руководством учителя составляется отчет в указанной форме Совместно с учителем или самостоятельно с форме таблицы составляется и представляет отчет На основе обоснованного вывода составляется отчет самостоятельно, представляют информацию в форме таблицы
Коммуникативные
1. Использование химического языка для решения учебной задачи Под руководством учителя используют основные компоненты химического языка (химическую терминологию, номенклатуру и символику) Совместно с учителем анализируют и самостоятельно используют основные компоненты химического языка Самостоятельно анализируют, уверенно осуществляют и устанавливают взаимопереходы между компонентами химического языка
Дальнейшее формирование профессиональной компетентности будущего учителя химии реализуется через ролевые уроки-игры в интерактивной форме «Сами проводим урок», которые обеспечивают формирование специально-методических компетенций. Совместная коллективная деятельность в интерактивной форме для реализации практико-ориентированного задания «Планирование, конструирование, моделирование и проведение урока» создает благоприятные условия для использования учебных возможностей студентов, умеющих работать как по образцу, так и творчески. Творческие личности являются организаторами проведения урока в интерактивной форме «Сами проводим урок»: они разрабатывают план проведения, находят нужные способы и аргументы доказательства, осуществляют контроль и руководства творческой группой. В процессе такой работы формируются творческие способности и у остальных студентов. Такие практико-ориентированные задания должные подготовить студентов к предстоящей педагогической практике.
Много внимания при обучении студентов проектированию и конструированию технологических карт уроков по химии уделяется ознакомлению с приемами конкретизации и доказательства на примере
определённых особенностях содержательного и организационного блока технологических карт: достижение планируемых предметных результатов обучения химии, понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека, владение компонентами химического языка, основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, специфическими методами обучения химии: наблюдение, описание, измерение, химический эксперимент, решение химических задач, моделирование, а также перечень условий осуществления взаимодействия обучающего и обучающихся на основе специфических методов обучения химии, способствующих достижению планируемых результатов обучения, формированию и развитию УУД с учетом специфики содержания предмета химии.
Выводы. Предложенный подход позволяет разработать систему технологических карт, на основе которых достигается освоение профессиональных компетенций будущего учителя химии в соответствии с требованиями ФГОС ВО, усвоить более глубоко и в большом объеме содержание модуля методических дисциплин учебного плана «Методическая подготовка учителя химии». Мы считаем, что данный подход имеет основополагающее значение в химико-методической подготовке будущего учителя химии.
Литература:
1. Аксёнова И.В. Технологическая карта урока как необходимое условие работы учителя в рамках введения ФГОС / И.В. Аксёнова // Региональное образование: современные тенденции. 2014. № 2 (23). С. 84-87.
2. Аршанский Е.Я., Прищепа И.М. Система непрерывной методической подготовки будущего учителя химии в Витебском государственном университете имени П.М. Машерова / Е.Я. Аршанский., И.М. Прищепа // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей, Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013.С. 153-155.
3. Голодная Л.М. Технологическая карта урока как новый вид методической продукции для проектирования учебного процесса / Л.М. Голодная // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 16. С. 26-27
4. Горобец Л.Н., Слюнкова В.Н. Технологическая карта урока как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся / Л.Н. Горобец, В.Н. Слюнкова // Методический поиск: проблемы и решения. 2013. № 2 (15). С. 42-48.
5. Забродина И.В., Козлова Н.А., Фортыгина С.Н. Основные подходы к разработке технологической карты урока / И.В. Забродина, Н.А. Козлова, С.Н. Фортыгина // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. т. 7. № 3 (24). С. 314-316.
6. Зенькова М.В. Теория и практика организации методической подготовки учителя химии в педагогическом вузе / М.В. Зенькова // Актуальные проблемы химического образования в высшей школе: сборник научных статей, 2016. С. 237-240.
7. Злотников Э.Г. Учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки будущего учителя химии в современных условиях /Э.Г. Злотников // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. 2008. № 68. С. 140-152.
8. Криворучко А.В. Организация педагогической поддержки будущего учителя химии при подготовке к оцениванию учебных достижений учащихся А.В. Криворучко // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-1. С. 151-154.
9. Кувшина Е.Н. Подготовка будущих учителей информатики к разработке технологических карт уроков в условиях реализации федеральных государственных стандартов основного общего образования / Е.Н. Кувшинова // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: информатизация образования. 2017. Т. 14. №1. С. 24-33. DOI 10.22363/2312-8631-2017-14-1-24-33 http://journals.rudn.ru/informatization-education
10. Куулар Л.Л. Ролевые игры как интерактивный метод формирования профессиональных компетенций педагогической деятельности / Л.Л. Куулар // Вестник ТувГУ. Педагогические науки. - 2015. -№ 4. - С. 174-179.
11. Куулар Л.Л. Технологическая карта как целостная дидактическая система средств обучения / Л.Л. Куулар // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27415(дата обращения: 21.02.2018).
12. Ларина Н.П. Технологическая карта урока как проект учебного процесса / Н.П. Ларина // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 4 (10). С. 190-193.
13. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Технологическая карта урока - способ формирования универсальных учебных действий / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 5. С. 12-18.
14. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания Спутник +. 2016. 143 с.
15. Суханкина Н.В., Огородник В.Э. Методическая подготовка будущего учителя химии в формате компетентностного подхода / Н.В. Суханкина, В.Э. Огородник // Инновации в преподавании: сборник научных и научно-методических трудов по материалам VI 2014. № 4-1. С. 81-83.
16. Шалашова М.М. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: проблемы и пути решения / М.М. Шалашова // Химия в школе. 2014. № 7.С. 10-16.
17. Шергина Г.С., Штальбаум Т.А. Технологическая карта урока как способ графического проектирования урока / Г.С. Шергина, Т.А. Штальбаум // Научный альманах. 2016. № 10-2 (24). С. 222-223.
18. Шиян Н.И. Организация самостоятельной работы будущего учителя химии в процессе профессиональной подготовки / Н.И. Шиян //Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4-1. С. 333-337.
19. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС Е.В. Якушина // Справочник заместителя директора школы 2012. №10. С. 21-25.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Леонова Ирина Анатольевна
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет (г. Астрахань)
ТВОРЧЕСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНСТРУКТОРСКОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ
АРХИТЕКТОРОВ
Аннотация. Одной из составляющих процесса формирования конструкторской грамотности является творческая деятельность будущих архитекторов. Творчество является важнейшим условием формирования индивидуального своеобразия личности на всех этапах ее становления. Творчество находится в тесной взаимосвязи с существующими объектами культуры, с окружающим обществом и его интересами. Архитектурному творчеству свойственно наличие интуиции, позволяющей архитектору находить искомую форму архитектурного объекта, которая впоследствии получит подтверждение в расчетах. Интуиция является качественным признаком профессионализма архитектора. Исследование на базе Астраханского государственного архитектурно-строительного университета позволило выявить условия, необходимые для формирования конструкторской грамотности и, одновременно с этим, определить направления и средства творческого развития будущих архитекторов на период обучения в вузе. Комплекс творческих архитектурно-конструкторских заданий, выдаваемых будущим архитекторам, должен отражать проблемы, с которыми им придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Стержнем процесса профессионального обучения будущего архитектора должны быть реальные разработки архитектурно-конструкторских проектов с заданными творческими задачами на базе экспериментальной мастерской. Процесс формирования конструкторской грамотности будущих архитекторов в вузе зависит, прежде всего, от уровня развития их художественных способностей, объемно-пространственного мышления и устойчивости мотивации к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками каждого студента. Данный процесс будет успешнее на основе творческой активности и самостоятельности обучаемого. Творческий поиск должен захватывать и вовлекать будущего архитектора в процесс познания. Творческая активность и самостоятельность в процессе формирования конструкторской грамотности - основной принцип современного высшего образования архитектора.
Ключевые слова: конструкторская грамотность, творческая деятельность, интуиция, исследование, способности, самостоятельность.
Annotation. The creative activity of the student architecture's specialty is one of the components of the construction's competence. Creativity is the most important condition for the formation of individual identity of the individual at all stages of its formation. Creativity is in close relationship with existing cultural objects, with the surrounding society and its interests. Architectural creativity is characterized by the presence of intuition, resolution the architect to find the desired shape of the architectural object, which will subsequently be confirmed in the calculations. Intuition is a qualitative sign of the architect's professionalism. Research on the basis of the Astrakhan State Architecture and Construction University allowed to identify the conditions necessary for the formation of the construction's competence and to determine the direction and means of creative development students architecture's specialty in the period of study at the University. The complex of creative architectural and design tasks given to future architects should reflect the problems they will have to face in their future professional activities. The core of the process of professional training of the future architect should be the real development of architectural and design projects with specified creative tasks on the basis of an experimental workshop. The process of formation of design literacy of future architects at the University depends primarily on the level of development of their artistic abilities, spatial thinking and sustainability of motivation to acquire professional knowledge, skills and abilities of each student. This process will be more successful on the basis of creative activity and independence of the student. Creative search should capture and involve the future architect in the process of learning. Creative activity and independence in the process of formation of of the construction's competence - the basic principle of modern higher architect's education.
Keyword: the construction's competence, architectural, creativity, intuition, research, abilities, independence.
Введение. Формирование конструкторской грамотности у будущих архитекторов в вузе - это образовательный процесс, включающий в себя элементы графической грамотности, творческого мышления и конструкторских умений, дающий толчок к развитию конструкторского мышления, являющегося признаком профессионализма современного архитектора [18].
Конструированию присуща тенденция, определяющая ее направленность не столько на сам разрабатываемый объект, сколько на происходящие в ходе его освоения и использования изменения в сфере производства, сбыта и потребления [4]. А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Н. Подьяков в своих работах отмечали, что в процессе предметно-чувственной деятельности, какой и является профессиональная деятельность архитекторов, выделяются основные характеристики предметов и явлений, устанавливаются между ними соответствия, и все это отражается в создании образной архитектурной формы [10].
Можно утверждать, что конструкторская грамотность в профессиональной деятельности архитектора отвечает за ее инновационно - творческое направление, которое проявляется в следующих действиях:
- в овладении системой целесообразного и действенного получения и применения знаний;
- в накоплении опыта в конструкторской деятельности;
- в участии в реальных разработках и техническом творчестве;
- в освоении современными технологиями в области науки, техники, строительства и архитектуры [12].
Присутствие творческого начала в профессиональной деятельности архитектора - это одна из
необходимых черт, присущих его профессиональной деятельности. Именно поэтому, проблема развития творчества у будущих архитекторов - всегда актуальна. Это важнейшее условие формирования индивидуального своеобразия личности на всех этапах ее становления. Согласно рассуждениям А.В. Запорожца и Л.А. Венгер [10, 11] жизнь человека полноценна только при условии, если он чувствует себя творцом, создающим что-то новое в окружающем мире.
Изложение основного материала статьи. Творчество - это действие, в результате которого появляется нечто, обладающее качественно новым, оригинальным и уникальным в общественно - исторической